Великий понедельник Страстной Седмицы Великого поста. Страстная седмица

Как преобразиться душой и телом в течение всей Страстной недели – в материал сайт.

В конце апреля 2016 года православные христиане готовятся к встрече самого светлого праздника – Воскресения Христова, Пасхи Господней. Однако для того, чтобы подготовиться правильно, необходимо начинать заранее. Многие православные уже готовятся к встрече с праздником Пасхи, соблюдая Великий Пост. А кто-то – отмечает каждый день Страстной недели: самой важной седмицы в истории христианства.

Страстная неделя – время духовного преображения и покаяния, время глубокой скорби и великого расцвета – начинается, по традиции, с Великого (Страстного) понедельника. В этот день вспоминается ветхозаветные предания об Иосифе как прообразе грядущих страданий Господа Иисуса Христа..


История дня: Иосиф Прекрасный и проклятие смоковницы

Евангельский рассказ хранит в себе предание о проклятии Иисусом бесплодной смоковницы, символизирующей душу, не приносящую духовных плодов - истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел. Как свидетельствует евангелист Матфей, Иисус «возвращаясь в город, взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек».

Увидев это, ученики удивились, отчего засохло дерево. Иисус же сказал им в ответ: «Истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, - будет; и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите».

После этого Иисус пришёл в Иерусалимский Храм, где рассказал притчи о двух сыновьях и о злых виноградарях. Язык Библии – в первую очередь притчевых: посредством этого жанра дается аллегория праведных и неправедных поступков; значение же притчи обычно раскрывается либо сразу в тексте, либо исходя из контекста повествования.

Притча о двух сыновьях

«У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел. И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел. Который из двух исполнил волю отца?»
Говорят Ему: «Первый».
Иисус говорит им: «Истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие, ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему».

Феофилакт Болгарский пишет, что в данной притче Иисус говорит о двух категориях людей:

Те, кто дали обещание слушать и исполнять волю Божью, а потом не выполнивших своё обещание - современные Иисусу иудеи;
- те, кто изначально были непокорны воле Божьей, а затем, раскаявшись, стали её исполнять – прелюбодеи, мытари и язычник, откликнувшиеся на проповедь Христа.

Притча о злых виноградарях

«Был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нём точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?»

Большинство толкователей придают следующие значения использованным в притче образам:

- хозяин дома - Бог;
- виноградник - еврейский народ, избранный Богом для сохранения веры; иудейская церковь, Иерусалим;
- ограда - Закон Божий, данный через Моисея;
- точило (резервуары для получения сока винограда) - жертвенник, на котором проливалась кровь;
- башня - Храм;
- виноградари - начальники и учители еврейского народа (первосвященники, книжники, фарисеи);
- отлучение хозяина - долготерпение Божие, время с тех пор, как Господь вывел евреев из Египта в Землю Обетованную;
- время плодов - наступило во времена пророков;
- слуги и рабы - пророки, обличавшие нечестие иудеев, претерпевшие гонения и смерть от них;
- свои плоды - богопознание, духовный прибыток;
- сын , наследник - Христос;
- вывели вон из виноградника и убили - пророчество Христа о том, что Его казнят за пределами Иерусалима;
- пришествие хозяина - когда Бог воззрит на беззаконие совершенное начальниками; конец света.

Образ Ветхого Завета: Иосиф Прекрасный

Как и большинство образов и сюжетов новозаветной истории христианства, события Страстного понедельника имеют глубокое символическое значение, взятое в Ветхом Завете. Богослужение Великого Понедельника пронизано воспоминаниями о ветхозаветном Иосифе Прекрасном, сыне библейского патриарха Иакова. В его страданиях от возненавидевших его братьев, его целомудренном воздержании и незаслуженном заключении в темницу Церковь видит прообраз страданий Христовых, а в торжестве Иосифа и его возвышении в Египте - прообраз воскресения Христова и Его победы над миром. Традиция видеть в истории Иосифа прообраз евангельских событий прослеживается вплоть до апостольских времён и может быть найдена в Деяниях (Деян. 7:9-16).



Страстной понедельник: обычаи и традиции

С понедельника на Страстной - или, как говорили в народе, Страшной, - неделе все начинали приводить в порядок себя и свой дом, готовясь ко встрече Пасхи. В этот день мыли и белили хаты, чистили скотину. Также в Великий Понедельник нужно было закончить все работы в жилище: покрасить, отремонтировать и вычистить.

Тот, кто в Чистый понедельник искренне постится - не ест и не пьёт целый день, будет, как говорили на Витебщине, успешно находить летом птичьи гнезда. Гомельские полещуки избегали держать в доме в этот понедельник и вторник что-либо нечистое (из продуктов), чтобы на людей и скотину не напала порча.

Крестьяне говорили про этот день: «С великого понедельника до Великого Дня целая неделя, по горло бабам дела!» .

Особо этот день отмечался на Херсонщине: на «Жиловий понеділок» совершаются большие поминки по предкам - «Мертвецький Великдень».



Православный стол и пост в понедельник Страстной седмицы

В понедельник и среду Страстной недели можно есть только хлеб, овощи и фрукты . По этому поводу примите совет от постящихся сотрудников редакции сайт: если вы не поститесь , но хотите приобщиться к таинству ожидания Воскресения Спасителя – можете начать со Страстного понедельника. Что касается пищи, то усердствовать и изобретать велосипед не стоит – воспользуйтесь замороженными смесями овощей и фруктов, либо же свежими дарами природы: главное, не забывайте тщательно промывать их перед едой!

Время Страстной седмицы – время особенное в жизни христианина. Это время когда вопрос: как ты изменился, если за тебя Свою Жизнь отдал Христос , - встает перед нами во всей своей силе и драматизме.

Богослужения этой седмицы отличаются особой трогательностью; мы словно проходим со Спасителем Его последний земной путь. Службы непростые, что-то в них может показаться непонятным, но когда мне на эту сложность и непонятность указывают, я отвечаю: Вспомните слова Христа, сказанные в Гефсиманском саду ученикам: Пободрствуйте со Мною

Даже, если мы понимаем лишь 10% (а едва ли понимаем меньше), из богослужения Страстных дней, то и этого достаточно, чтобы душа испытала потрясение, шок от осознания происшедшего. А где не понимаем, просто побудем со Христом, пободрствуем вместе с Ним…

Я расскажу о службах страстных дней, о каждом из этих шести дней, начиная с понедельника и заканчивая субботой. Расскажу о том богослужении, которое совершается в каждый из дней и о тех темах, которые Церковь предлагает нам для осмысления и поклонения.

Великий Понедельник

Богослужение:

Утром: Часы, Изобразительные и Вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров.

Вечером: Великое Повечерие

Богословие дня:

Начинается богослужение этого дня Утреней, на которой поется умилительный тропарь: Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: не достоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси Боже, Богородицею помилуй нас.

Жених грядет, и по Его следам идем и мы!

…На середине храма ставится аналой. В предшествии свещеносцев из алтаря выходит священник. В руках его Святое Евангелие, которое и полагается на аналой. Во время службы Часов читается Евангелие. Хотя Устав предписывает читать Евангелие на Часах только в дни Страстной седмицы, на практике Евангелие читают весь пост, начиная со Второй седмицы.

В Великий Понедельник мы слышим евангельское повествование о проклятии Господом бесплодной смоковницы и притчу о злых виноградарях. Засохшее дерево символизирует душу, не приносящую духовных плодов – истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел. А злые виноградари – это фарисеи и книжники, которые в итоге убили Сына Хозяина виноградника.

Как мы помним, читаются 3, 6 и 9 Часы.

На 6-м Часе мы слышим Паремию, которая традиционно находится на своем месте, в середине 9-го Часа. Но темы паремий Страстной седмицы принципиально отличаются от тех тем, что мы слышали в обычные дни Поста. Вместо пророка Исаии на 6-м Часе читается пророчество пророка Иезекииля, исполненное страшных, таинственных видений, которые он созерцал в дни Вавилонского пленения. Иезекиилю открылось сияние Славы Господней и, движимые среди пламени, крылатые и многоочитые образы Небесных Ангелов.

И вновь, как и в дни Поста, в первые три дня Страстной седмицы мы падаем в поклоне, молясь словами молитвы Ефрема Сирина: Господи и Владыко живота моего…

Затем начинается Вечерня.

Изменяются и ветхозаветные чтения на вечерне. Чтение книги Бытия, предлагавшееся в течение всего Великого Поста закончилось. Праотцы уже погребены в земле Обетованной; мы читаем книгу Исход, в которой говорится о исходе из страны греха и рабстве.

Вместо Соломоновых притчей - чтение о многострадальном Иове - прообразе Христа.

Особенное внимание следует обратить на стихиры Вечерни. В них формулируется то, что является центральной идеей Понедельника: начало крестного пути Христова: Грядый Господь к вольней страсти, апостолом глаголаше на пути: се восходим во Иерусалим, и предастся Сын Человеческий, якоже есть писано о Нем…

Приведу фрагменты из этих стихир в русском переводе:

Господь, идя на добровольное страдание, говорил апостолам на пути: «Вот, мы восходим во Иерусалим, и предан будет Сын Человеческий, как написано о Нем»!» Давайте же и мы, очищенными мыслями будем сопутствовать Ему, и с Ним распнемся, и умертвим себя ради Него для житейских наслаждений, чтобы с Ним и ожить, и услышать Его, возглашающего: «Уже не в земной Иерусалим восхожу, чтобы пострадать, но ко Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему, и вас с Собою вознесу в горний Иерусалим, в Царство Небесное!»

Господи, шествуя на страдание и утверждая Своих учеников… говорил им наедине: «Как вы слов Моих не помните, тех, что Я прежде вам сказал, что никакому Пророку, как написано, невозможно вне Иерусалима быть убитым? Ныне же настало время, о котором Я вам сказал: ибо вот, Я предаю Себя в руки грешников на поругание; и они, ко Кресту Меня пригвоздив, и погребению предав, презренным сочтут, как мертвого. Однако дерзайте: ибо Я восстану на третий день на радость верным и в жизнь вечную!»

Не постигая несказанного таинства промысла Твоего, Господи, матерь сынов Зеведеевых просила у Тебя, чтобы почести временного царства были дарованы чадам ее; но вместо того Ты обещал, что чашу смертную будут пить друзья Твои, ту чашу, о которой Ты говорил, что Сам прежде них будешь пить ее для очищения нас от грехов. Потому мы Тебе взываем: «Спасение душ наших, слава Тебе!»

Вечерня плавно перетекает в литургию Преждеосвященных Даров. Но эта литургия отличается от обычной великопостной тем, что на ней читается Евангелие.

И тема, которую Церковь предлагает нам в этот первый день Страстной седмицы: тема приближающегося Суда. Пока еще Спаситель с учениками сидят в тени старых маслин и ничто не предвещает наступление Конца. Апостолы думают, что впереди много будет таких покойных и мирных дней. Но Христос знает, что это последние дни… И в перспективе Своего ухода от учеников наставляет их быть духовно бдительными.

В то время, когда сидел Иисус на горе Масличной, подошли к Нему ученики отдельно от других и спросили Его: скажи нам, когда это будет, и какое знамение Твоего пришествия и конца века? И ответил им Иисус: смотрите, чтобы кто не ввел вас в заблуждение. Ибо многие придут под именем Моим, говоря: «я Христос», и многих введут в заблуждение… Тогда будут предавать вас на страдание и будут убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое. И тогда соблазнятся многие; и будут друг друга предавать, и ненавидеть друг друга; и многие лжепророки восстанут и многих введут в заблуждение; и от умножения беззакония, во многих охладеет любовь. Претерпевший же до конца, тот будет спасен… (Мф. 24, 3-35).

Как полезно и нам помнить о духовной бдительности, чтобы нас не увлекли обманщики и лжемессии, а также о том, что путь ученичества - крестный путь: Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое .

В Понедельник вечером совершается Великое Повечерие. Поется Трипеснец святого Андрея Критского, с которым мы восходим со Христом на гору Елеонскую: Пойдем со Христом к горе Елеонстей, тайно со Апостолы соводворимся Ему.Трепет объемлет душу и все трогательней становятся песнопения: Разумей, смиренное мое сердце… Готови сама себе, о душе моя, ко исходу: пришествие приближается неумолимого Судии.

Никто не станет спорить с тем фактом, что самыми светлыми праздниками в христианстве являются Рождество Христово и Пасха. Обе даты проникнуты неподдельной радостью и носят торжественный характер: первая - это день появления на свет Спасителя, вторая - момент его воскресения из мертвых после принятия добровольной мученической смерти на кресте за грехи всего человечества. И Рождеству, и Пасхе предшествуют строгие посты. Но тот, что предваряет светлое Воскресение Иисуса, все-таки более важный для христиан, особенно православных. Не зря его называют, согласно церковной традиции, Великим постом. Наибольшее значение для верующих имеет последняя седмица данного поста - страстная седмица. Первый день ее - Великий понедельник - выпадает в 2019 году на 22 апреля.


О страстной неделе

Продолжительность Великого поста независимо от того, когда верующие празднуют Пасху, равна всегда 48-ми дням. В этот период запрещено по уставу церкви участвовать в различного рода увеселениях, гуляниях, пышных застольях, пищу необходимо вкушать исключительно скромную, воздерживаясь от употребления не то что мяса и молока с яйцами, но даже рыбы, морепродуктов, растительного масла, вина и горячих блюд. В прежние времена предписывалось вообще есть лишь сухую пищу и пить воду. Великий пост предназначен для очищения не только тела, но и души. Посему в дни указанного периода человек должен пребывать все больше в покаянных размышлениях, творить молитву и непременно - добрые дела.

Итак, пост длится 48 дней или 7 недель. Каждая неделя называется седмицей, а последняя неделя Великого поста именуется, как уже говорилось выше, страстной. Почему? Дело в том, что страстная седмица призвана напоминать христианам из года в год о так называемых «страстях Христовых», то есть о земных страданиях Иисуса, его последних днях земной жизни, Тайной Вечере, суде и, конечно же, смерти и погребении Мессии. На протяжении завершающей Великий пост недели, выпадающие церковные праздники и дни памяти святых не отмечают. Не совершают в данный период и такие обряды и таинства, как крещение, венчание и панихида. В отношении пищи в дни страстной седмицы действую те же правила, что и для Великого поста в целом.

Впрочем, если в полной мере следовать церковному уставу, то на страстной неделе нужно поститься еще более строже. Все дни, входящие в состав завершающей Великий пост седмицы, носят название, соответственно, Великих. В первые три дня следует прочитывать дома всю Псалтирь, избегая 17-й кафизмы - последнюю читают на Утрени Великой Субботы.

Особенности даты

Начинается страстная седмица с Великого Понедельника. В понедельник Великого поста христианская Церковь вспоминает Иосифа Прекрасного - ветхозаветного патриарха. Данный человек благодаря своим страданиям, которые он испытал, будучи проданным собственными братьями в Египет, стал своеобразным прообразом будущих страданий Иисуса Христа. Еще христиане вспоминают, как Спаситель изгнал в этот день много сотен лет назад торговцев из храма. Центром же проповеди в любом храме в Великий Понедельник становится повествование о бесплодной смоковнице. Чтобы понять, причем здесь дерево, да еще не дающее плодов, следует погрузиться ненадолго в библейскую историю. Когда Спаситель с апостолами вошел в Иерусалим, они целую ночь провели в Вифании. На утро Иисус и ученики отправились в храм Божий. Вдруг вдали они заметили смоковницу. Иисус подошел к ней, как человек, но не как сын Божий, наделенный чудесными способностями. Шел период, когда урожай собирать было еще рано, однако ни зеленых плодов, ни смокв прошлого года на растении не обнаружилось при ближайшем рассмотрении. Дерево украшали только листья, однако по закону природы смоковница дает последние лишь после урожая плодов.


Так выяснилось, что дерево бесплодно. И сказал тогда сын Божий: «Да не будет же впредь от тебя плода вовек». После этих слов Господних смоковница засохла от корня. Таким образом, Бог проклял инжир, не нашедши на нем плодов.


Однако не следует лишь буквально воспринимать данное событие, поскольку оно имеет еще и символический характер. Во-первых, иссушение смоковницы является знаком могущества Творца и Сына Божия. Во-вторых, инжир без плодов, но покрытый обильно сочной листвой, олицетворяет собой лицемерных фарисеев, чья набожность была только ширмой, за которой не оказалось на поверку ни добрых дел, ни светлых мыслей, ни истинной веры и ее плодов. А в-третьих, любой из нас, не совершая благих поступков, живущий без молитвы и искреннего покаяния, подобен бесплодной, проклятой Богом смоковницей. Блаженный Феофилакт Болгарский толковал данный сюжет библейский так: «Он иссушает дерево, дабы вразумить людей... смоковница означает иудейскую синагогу, которая имеет только листья, то есть показную букву. Но не имеет плода духовного».

Любопытно, почему именно инжир упоминается в Библии, и именно это дерево постигла кара небесная. На этот счет имеются следующие данные:

  • раввины считали смоковницу символом мудрости;
  • в Ветхом Завете сказано, что плоды инжира способны заживлять нарывы.

Кроме того, смоковница испокон веков входила в группу из семи растений и одновременно продуктов питания, которые представляли, образно говоря, богатство Израильской, обетованной земли. Так что инжир был выбран в вышеуказанном библейском сюжете, по всей видимости, не случайно.

Богослужения

Каждый день страстной седмицы в церкви совершают службы. Каким же образом строится богослужение в Великий Понедельник?


Оно начинается, как и полагается, Утреней. В ее рамках исполняется умилительный тропарь, который звучит так:

«Се жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: не достоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси Боже, Богородицею помилуй нас».

Перевод тропаря: «Вот, Жених приходит в полночь, и блажен тот слуга, которого Он найдет бодрствующим: а кого найдет уныло спящим - тот недостоин. Смотри же, душа моя, не отягощайся сном, чтобы тебя не предали смерти и не закрыли пред тобой двери Царствия, но воспрянь, взывая: Свят, Свят, Свят, Ты Господи. По молитвам Богородицы помилуй нас!»

Посреди храма устанавливают аналой, на который священнослужителем возлагается Святое Евангелие. Его читают во время службы Часов, а именно 3, 6 и 9. После начинается Вечерня. В ее стихирах сквозит центральная тема Великого Понедельника - начало крестного пути Иисуса:

«Грядый Господь к вольней страсти, апостолом глаголаше на пути: се восходим во Иерусалим, и предастся сын Человеческий, якоже есть писано о Нем...»

По завершении Вечерни начинается литургия Преждеосвященных Даров. Ну, а вечером совершается Великое Повечерие.

На Руси существовал обычай начинать в Понедельник Великого поста большую генеральную уборку в доме. Следует брать пример с наших мудрых предков, освободив жилье от хлама и пыли.