Устранение диплопии (двоения) с помощью гимнастики Бейтса. Как развить бинокулярное зрение Как восстановить бинокулярное

Способность видеть мир объемно дает человеку бинокулярное зрение. При его нарушениях ухудшается острота зрения, возникают проблемы с ориентацией в пространстве. Случается это по различным причинам. Восстанавливать бинокулярность можно аппаратными и хирургическими методами. Также врач назначает упражнения для глаз.

В этой статье

Прежде чем начать рассматривать методики для восстановления бинокулярного зрения в домашних условиях, следует понять, что такое бинокулярность, как работает эта функция зрительного аппарата и из-за чего происходит потеря бинокулярного зрения.

Что такое бинокулярное зрение и как оно работает?

Бинокулярное зрение — это зрение обоими глазами. Его также называют стереоскопическим и пространственным, ведь оно дает возможность видеть в 3D-проекции. Благодаря этой функции человек видит предметы, распознавая их размеры по ширине и высоте, форму, расстояние между ними. Оба глаза человека получают по одному изображению, которые они передают в головной мозг. В нем происходит объединение этих изображений в одну картинку.

Если отсутствует бинокулярное зрение, мозг получит два отличающихся друг от друга зрительных образа, которые не смогут соединиться в один. В результате этого возникает диплопия — двоение изображения. Такое бывает при анизометропии (сильная разница между рефракцией правого и левого глаз), заболеваниях хрусталика, роговицы и сетчатки, повреждениях нервной системы и по другим причинам. Невозможно бинокулярное зрение, если в процессе зрительного восприятия не участвует один глаз, как это бывает при косоглазии.

Развитие бинокулярного зрения начинается с самого детства. С первых же месяцев начинают формироваться предпосылки для его возникновения и развития. Сначала у ребенка появляется светочувствительность, цветовосприятие, центральное зрение. Со временем улучшается острота зрения, поле зрение расширяется. Все это способствует формированию бинокулярности. Завершается этот процесс примерно к 12-14 годам. Нарушения могут возникнуть в любом возрасте. Спровоцировать их способны самые разнообразные факторы.

Причины нарушения бинокулярного зрения

Основная причина, из-за которой отсутствует зрение бинокулярное, это несогласованные движения глазных яблок. Такое происходит вследствие ослабления глазных мышц или повреждений глазодвигательных мышц. Глаза начинают смотреть в разных направлениях, смещается зрительная ось, что приводит к ухудшению зрительных функций одного глаза. В ряде случаев происходит полная потеря зрения одним из них. Данная патология чаще возникает в детском возрасте и проявляется в косоглазии — самая частая форма нарушения бинокулярного зрения.

К утрате бинокулярности приводят и другие причины. На самом деле, их очень много. Кровоизлияния в сетчатке, катаракта, разрыв сетчатой оболочки вызывают сильное ухудшение зрительных способностей глаза, а одно из условий существования стереоскопического зрения — отсутствие патологий сетчатки и роговицы.

Таким образом, потеря бинокулярного зрения вызывается разными патологиями организма, в целом, и глаз, в частности. Любая болезнь, которая отрицательно сказывается на здоровье глаз и зрении, может стать фактором, провоцирующим нарушения пространственного восприятия.

Восстановление бинокулярного зрения

Восстановление бинокулярности начинается с лечения патологии, которая привела к нарушениям зрения. Только после устранения причин, можно вернуть стереоскопическое зрение.

Самой частой патологией, при которой зрение бинокулярное отсутствует, является косоглазие. Это офтальмологическое заболевание лечится с помощью операции, аппаратных методов и глазной гимнастики. Хирургическое вмешательство необходимо только в крайних случаях, когда глаз сильно смещен относительно нормального положения и не задействован в процессе зрения.

Восстановление и тренировка бинокулярного зрения в домашних условиях

Ежедневная тренировка пространственного зрения является залогом быстрого его восстановления. Существуют различные упражнения, которые могут выполняться самостоятельно прямо дома. Самым простым является упражнение с листом бумаги.

Упражнение с листом

Вам потребуется бумажный лист, на котором нужно начертить фломастером вертикальную черту длиной 10 см и шириной 1 см. Закрепите лист на стене на уровне глаз и отодвиньтесь от нее на 1 метр. Смотрите на линию и понемногу наклоняйте голову вниз, продолжая рассматривать черту, пока она не начнет двоиться. Следующий раз отводите голову вверх, а потом в стороны. Выполнять такие упражнения необходимо три раза в день по пять минут. Обязательное условие для выполнения — хорошая освещенность в комнате.

Это упражнение самое простое по технике. Есть и другие методики, связанные с фокусировкой. Они также способствуют тренировке и восстановлению бинокулярного зрения.

Упражнение «Тренировка»

На стене разместите какой-нибудь объект (лист с изображением) и отойдите от него на дистанцию 2-3 метра. Далее Вы должны сжать кулак, но указательный палец при этом должен быть вытянут вверх. Рука располагается на расстоянии 40 см от лица, а кончик указательного пальца должен находиться на одной зрительной оси с объектом на стене. Посмотрите на объект через кончик пальца. Он сразу начнет раздваиваться. После этого нужно перенести фокус со стены на палец. В этот момент начнет двоиться зрительный объект. Так можно тренировать попеременно оба глаза. Больше нагружать следует именно слабый глаз. Тренировка займет у Вас примерно 3-5 минут. Выполнять ее желательно несколько раз в день. Со временем Вы заметите, что острота Вашего зрения улучшилась.

Упражнение «Фокусировка»

Для него потребуется цветной предмет (любая картинка). Сначала нужно смотреть на всю картинку, затем на отдельные ее детали (изображение должно быть сложным, разноцветным). Затем выбирается еще меньший объект. Так, если объект — бабочка, то сначала Вы рассматриваете ее целиком, после этого очерчиваете глазами ее контур, далее разглядываете крыло или его половинку. Последним объектом для фокусирования на нем взгляда должен быть размером не более 0.5 см. Так Вы постепенно научитесь быстрее и точнее фокусироваться, не нагружая сильно глаза.

Упражнение «Стереограмма»

Рисунок-стереограмму можно скачать в интернете и распечатать. Она представляет собой зашифрованные рисунки, в которых можно разглядеть какие-либо фигуры. Стереограмма должна располагаться на расстоянии 30-40 см от лица. Взгляд необходимо фокусировать как бы за изображением. Через некоторое время начнет проявляться скрытая картинка. После того, как это произошло, нужно увеличить дистанцию между стереограммой и глазами, но при этом постарайтесь не потерять найденную картинку. Следующие действия — повороты головы вверх-вниз и влево-вправо с удержанием увиденного изображения. С первого раза это может не получиться. Однако со временем глаза привыкнут и видимый объект будет распознаваться с разных ракурсов. Стереограммы очень полезны для тренировки бинокулярности, а также для снятия напряжения со зрительного аппарата. Особенно такое упражнение будет полезно людям, которые работают за компьютером. Стереограммы можно и не распечатывать, а рассматривать прямо с монитора. Необходимо только установить оптимальную его яркость.

Помимо этих упражнений, можно выполнять общую гимнастику для глаз, которая помогает при усталости и для повышения остроты зрения. Таких методик тоже достаточно много. Перед их выполнением проконсультируйтесь с офтальмологом.

Человек с бинокулярным (стереоскопическим) зрением может полноценно ориентироваться в пространстве. Различать предметы и объекты по форме можно и при наличии монокулярного зрения. Однако определять дистанцию между объектами можно только при сформированном стереоскопическом восприятии. Любые патологии, которые приводят к нарушению бинокулярности, необходимо начинать лечить вовремя, тем более, если они возникают в детском возрасте, когда зрение только формируется.

Бинокулярное зрение обеспечивает объемное восприятие окружающего мира в трехмерном пространстве. С помощью данной зрительной функции человек может охватывать вниманием не только находящиеся перед ним объекты, но и расположенные по бокам. Бинокулярное зрение называют еще стереоскопическим. Чем чревато нарушение стереоскопического восприятия мира, и как наладить зрительную функцию? Рассмотрим вопросы в статье.

Особенность стереоскопического восприятия мира

Что такое бинокулярное зрение? В его функцию входит обеспечение монолитной зрительной картины в результате соединения изображений обоих глаз в единый образ. Особенностью бинокулярного восприятия является формирование объемной картины мира с определением расположения предметов в перспективе и расстояния между ними.

Монокулярное зрение способно определить высоту и объем объекта, но не дает представления о взаимоположении предметов на плоскости. Бинокулярность — это пространственное восприятие мира, дающее полную 3D картину окружающей действительности.

Обратите внимание! Бинокулярность повышает остроту зрения, обеспечивая четкое восприятие зрительных образов.

Объемность восприятия начинает формироваться в возрасте двух лет: ребенок способен воспринимать мир в трехмерном изображении. Сразу после рождения данная способность отсутствует из-за несогласованности движения глазных яблок — глаза «плавают». К двум месяцам жизни грудничок уже может фиксировать глазами объект. В три месяца грудничок отслеживает предметы в движении, расположенные в непосредственной близости от глаз — висящие яркие игрушки. То есть, формируется бинокулярная фиксация и фузионный рефлекс.

В шестимесячном возрасте малыши уже способны видеть объекты на различном расстоянии. К 12-16 годам глазное дно полностью стабилизируется, что свидетельствует о завершении процесса формирования бинокулярности.

Почему нарушается бинокулярное зрение? Для совершенного развития стереоскопического изображения необходимы определенные условия:

  • отсутствие косоглазия;
  • согласованная работа мышц глаза;
  • согласованные движения глазных яблок;
  • острота зрения от 0,4;
  • одинаковая острота зрения обоих глаз;
  • правильное функционирование периферической и ЦН системы;
  • отсутствие патологии строения хрусталика, сетчатки и роговицы.

Так же для нормальной работы зрительных центров необходима симметричность расположения глазных яблок, отсутствие патологии глазных нервов, совпадение степени рефракции роговиц обоих глаз и одинаковое зрение обоих глаз. При отсутствии перечисленных параметров бинокулярное зрение нарушается. Так же стереоскопическое зрение невозможно при отсутствии одного глаза.

Стереоскопическое зрение зависит от правильной работы зрительных центров головного мозга, который координирует фузионный рефлекс слияния двух изображений в одно целое.

Нарушение стереоскопического зрения

Для получения четкого объемного изображения необходима скоординированная работа обоих глаз. Если функционирование глаз не скоординировано, речь идет о патологии зрительной функции.

Нарушение бинокулярного зрения может возникнуть по следующим причинам:

  • патология мышечной координации — расстройство моторики;
  • патология механизма синхронизации изображений в одно целое — сенсорное расстройство;
  • комбинация сенсорного и моторного расстройства.

Определение бинокулярного зрения осуществляют с помощью ортоптических приборов. Первая проверка проводится в три года: малышей тестируют на предмет работы сенсорной и моторной составляющих зрительной функции. При косоглазии проводят дополнительный тест сенсорной составляющей бинокулярного зрения. Специализируется на проблемах стереоскопического зрения врач офтальмолог.

Своевременная проверка ребенка у офтальмолога предотвращает развитие косоглазия и серьезные проблемы со зрением в будущем.

Какие причины провоцируют нарушение стереоскопического зрения? К ним относятся:

  • несогласованная рефракция глаз;
  • дефекты мышц глаз;
  • деформация черепных костей;
  • патологические процессы тканей глазницы;
  • патологии головного мозга;
  • токсические отравления;
  • новообразования в головном мозге;
  • опухоли зрительных органов.

Следствием нарушения бинокулярности является косоглазие — наиболее распространенная патология зрительной системы.

Косоглазие

Косоглазие — это всегда отсутствие бинокулярного зрения, так как зрительные оси обоих глазных яблок не сходятся. Существует несколько форм патологии:

  • действительная;
  • ложная;
  • скрытая.

При ложной форме косоглазия стереоскопическое восприятие мира присутствует — это позволяет отличить его от настоящего косоглазия. Ложное косоглазие не требует лечения.

Гетерофория (скрытое косоглазие) обнаруживается следующим методом. Если пациенту закрыть один глаз листом бумаги, то он отклоняется в бок. Если лист бумаги убрать, глазное яблоко занимает правильное положение. Данная особенность не является дефектом и не требует лечения.

Нарушение зрительной функции при косоглазии выражается в следующих симптомах:

  • раздвоение получаемой картины мира;
  • частое головокружение с тошнотой;
  • наклон головы в сторону пораженной глазной мышцы;
  • блокировка подвижности глазной мышцы.

Причины развития косоглазия бывают следующими:

  • наследственный фактор;
  • травмирование головы;
  • тяжелые инфекции;
  • расстройство психики;
  • патологии центральной нервной системы.

Косоглазие поддается коррекции, особенно, в раннем возрасте. Для лечения недуга применяют разные методы:

  • применение физиотерапии;
  • лечебная гимнастика;
  • глазные линзы и очки;
  • лазерная коррекция.

При гетерофории возможна быстрая утомляемость глаз, двоение. В данном случае применяются призматические стекла для постоянного ношения. При тяжелой степени гетерофории проводят хирургическую коррекцию, как и при явном косоглазии.

При паралитическом косоглазии сначала убирают причину, вызвавшую дефект зрения. Врожденное паралитическое косоглазие у детей необходимо лечить как можно раньше. Приобретенное паралитическое косоглазие характерно для взрослых пациентов, перенесших тяжелые инфекции или недуги внутренних органов. Лечение по устранению причины косоглазия, как правило, длительное.

Постравматическое косоглазие исправляют не сразу: должно пройти 6 месяцев с момента получения травмы. В данном случае показано оперативное вмешательство.

Как диагностировать бинокулярное зрение

Бинокулярность зрения определяется с помощью следующих приборов:

  • авфторефрактометр;
  • офтальмоскоп;
  • щелевая лампа;
  • монобиноскоп.

Как определить бинокулярное зрение самостоятельно? Для этого разработаны несложные методики. Рассмотрим их.

Методика Соколова

Поднесите к одному глазу полый предмет, напоминающий бинокль, например, скрученную трубочкой бумагу. Сфокусируйте взгляд через трубу на одном дальнем предмете. Теперь поднесите ко открытому глазу свою ладошку: она располагается рядом с концом трубы. Если бинокулярность не разбалансирована, вы обнаружите в своей ладошке дыру, через которую можно наблюдать дальний предмет.

Методика Кальфа

Возьмите пару фломастеров/карандашей: один держите в горизонтальном положении, другой — в вертикальном. Теперь постарайтесь прицелиться и соединить вертикальный карандаш с горизонтальным. Если бинокулярность не нарушена, вы без труда сможете это сделать, потому что ориентация в пространстве хорошо развита.

Метод с чтением

Держите ручку или карандаш перед кончиком носа (2-3 см) и постарайтесь прочесть печатный текст. Если вы сможете полностью охватить зрением текст и прочитать, значит, моторная и сенсорная функции не нарушены. Посторонний предмет (ручка перед носом) не должен помешать восприятию текста.

Профилактика дефектов бинокулярности

Бинокулярное зрение у взрослых может нарушиться по нескольким причинам. Коррекция состоит в упражнениях на укрепление глазных мышц. При этом, здоровый глаз закрывают, а больной нагружают.

Упражнение

Данное упражнение для развития стереоскопического зрения можно выполнять дома. Алгоритм действий следующий:

  1. Прикрепите зрительный объект к стене.
  2. Отойдите от стены на расстояние двух метров.
  3. Вытяните вперед руку с поднятым вверх указательным пальцем.
  4. Переведите фокус внимания на зрительный объект и смотрите на него через кончик пальца — кончик пальца должен раздвоиться.
  5. Переведите фокус внимания с пальца на зрительный объект — теперь он должен раздвоиться.

Цель данного упражнения состоит в попеременном переключении фокуса внимания с пальца на объект. Важным показателем правильности развития стереоскопического зрения является четкость воспринимаемой картинки. Если изображение размыто, это свидетельствует о наличии монокулярного зрения.

Важно! Любые упражнения для глаз необходимо заранее обговорить с офтальмологом.

Профилактика нарушений зрительной функции у детей и взрослых:

  • нельзя читать книги лежа;
  • рабочее место должно быть хорошо освещено;
  • регулярно принимать витамин С для профилактики старческого снижения зрения;
  • регулярно пополняйте организм комплексом необходимых минералов;
  • следует регулярно разгружать глазные мышцы от напряжения — смотреть вдаль, закрывать и открывать глаза, вращать глазными яблоками.

Так же следует регулярно обследоваться у офтальмолога, придерживаться здорового образа жизни, разгружать глаза и не позволять им уставать, выполнять гимнастику для глаз, своевременно лечить глазные заболевания.

Итог

Бинокулярное зрение — это способность воспринимать картину мира обоими глазами, определять форму и параметры объектов, ориентироваться в пространстве и определять местоположение объектов относительно друг друга. Отсутствие бинокулярности — это всегда снижение качества жизни из-за ограниченного восприятия картины мира, а так же нарушение здоровья. Косоглазие — одно из последствий нарушения бинокулярного зрения, которое может быть врожденным и приобретенным. Современная медицина легко справляется с восстановлением зрительных функций. Чем раньше начать коррекцию зрения, тем успешней будет результат.

Как уже отмечалось, диплоптические упражнения имеют целью восстановление в естественных условиях рефлекса бификсации, являющегося основой формирования бинокулярного зрения.

Лечение заключается в возбуждении у больных двоения (диплопии) путем раздражения различных участков сетчатки с помощью призм и развития способности к слиянию двойных изображений. Диплопия может быть вызвана также применением цветных светофильтров.

1) Упражнения с призмами - это основная из диплоптических методик. Э.С Аветисовым, Т.П.Кащенко, М.М.Тарасцовой (1985) разработаны методические рекомендации «Способ восстановления механизма бификсации при косоглазии», в которых детально изложена эта лечебная методика. Дословно приводим ее в соответствии с методическими рекомендациями.

Показанием для проведения лечения по указанному способу является: содружественное аккомодационное или частично-аккомодационное косоглазие, так как при этих видах косоглазия особенно выражен процесс функционального торможения при симметричном или близком к нему (до 5-7 градусов по Гиршбергу) положении глаз, достигнутом предшествующим лечением (операцией , оптической коррекцией , пенализацией).

Необходимыми условиями для лечения являются: наличие достаточно высокой остроты зрения на косящем глазу (не менее 0,5), наличие бифовеального слияния в условиях гаплоскопии (или нестойкой функциональной скотомы). Стойкая функциональная скотома, особенно тотального характера, требует предварительного лечения другими способами (метод бинокулярных последовательных образов, гаплоскопические упражнения на синоптофоре и др.).

Методика лечения включает три этапа:
1. Возбуждение диплопии.
2. Развитие рефлекса бификсации, то есть способности к слиянию двойных изображений.
3. Закрепление рефлекса бификсации.

Такое деление на этапы весьма условно, обычно осуществляется плавный переход от одного этапа лечения к другому.

1. Первый этап - возбуждение диплопии.
Пациента усаживают на расстоянии 1 - 2 метров от объекта фиксации, находящегося на уровне его глаз (на стене, экране, листе бумаги и др.). Тест-объектом может быть любой рисунок или предмет, интересный для ребенка. Примерный размер теста - 1-3 см. Чем меньше и контрастнее тест, тем легче возникает двоение. Поэтому на первом этапе используют более мелкие и яркие цветные (красные, зеленые) тесты.

Перед одним (чаще перед фиксирующим) глазом предъявляют призму 8 призменных диоптрий или 10 пр. дптр. основанием к носу, вмонтированную в специальную рукоятку.

Призму предъявляют на 2-3 сек с интервалом в 1-3 сек. Предъявление призмы должно сопровождаться возникновением феномена двоения объекта фиксации. Процедуру проводят 1-2 мин. Затем меняют направление основания призмы к виску и процедуру повторяют.

Аналогичную процедуру проводят при установке призмы перед другим глазом.
Обычно двоение возникает в течение первых двух-трех дней лечения.
Продолжительность одного упражнения 15-20 мин.

Если двоение возникает с трудом, для его стимуляции используют следующие приемы:
- светящийся тест-объект;
- цветной (красный) светофильтр перед одним глазом исследуемого при фиксации светящегося тест-объекта;
- призмы вертикального действия.
При возникновении двоения по вертикали призмы вновь устанавливают в горизонтальном положении. При возникновении двоения на светящемся тесте вновь переходят к упражнениям на реальных тестах.

Первый этап лечения занимает обычно 2-3 дня.

2. Второй этап - развитие рефлекса бификсации. Возникновение двоения является условием для слияния двойных изображений и перехода ко второму этапу лечения.

Для облегчения способности к слиянию используют следующие приемы:
- применяют тесты более крупного размера (3-6 см в диаметре);
- используют призмы слабого призматического действия (2 пр. дптр., 4 пр. дптр., 6 пр. дптр.), последовательно увеличивая их силу;
- увеличивают время предъявления призмы (до 5-10 сек).

Увеличение времени предъявления призмы облегчает слияние двойных изображений. Призмы предъявляют с интервалом 3-5 секунд.

Лечение начинают с предъявления призм в 3 - 4 пр. дптр. Каждые 2-3 минуты меняют направление основания призмы (к носу, к виску). Указанную процедуру проводят вначале перед одним, а затем перед другим глазом (по 5-10 минут).

При переходе от одного сеанса к другому, по мере слияния двойных изображений с призмами 2 пр. дптр., 3 пр. дптр., 4 пр. дптр. или 6 пр. дптр. переходят к более сильным призмам (8-10 пр. дптр.) с тем же режимом (частотой) их предъявления. Например: 3 дня проводят упражнения с призмой 2 пр. дптр. и 4 пр. дптр., последующие 3 дня - с призмой 6 пр. дптр., последующие 3 дня - с призмой 8 пр. дптр., последующие
3 дня - с призмой 10 пр. дптр.

Выбор режима предъявления призмы (ее силы и частоты) определяется врачом индивидуально, так как зависит от способности к слиянию двойных изображений, которая у разных испытуемых проявляется по-разному и зависит от степени нарушения бинокулярного зрения.

Некоторые пациенты могут быстро обучиться способности к слиянию и в течение одного сеанса переходят от призмы 2 пр. дптр. к призме 4-6 пр. дптр.

Длительность второго этапа лечения также индивидуальна, но, как правило, значительно продолжительнее первого этапа (10-15 дней).

З. Третий этап - закрепление рефлекса бификсации.
На третьем этапе обучают больного способности к слиянию двойных изображений в условиях возрастающей нагрузки.

Для этого применяют следующие приемы:
- используют призмы большой силы (8-10 пр. дптр.);
- увеличивают частоту предъявления призмы, то есть укорачивают время ее предъявления до 3-5 сек с интервалом 2-3 сек;
- уменьшают размер тест-объекта (с 3-6 см до 1 -3 см);
- увеличивают расстояние до тест-объекта (с 1-2 м до 3-4 м).

При наличии небольшой девиации лечение проводят в условиях призматической коррекции угла косоглазия.
После лечения указанным способом целесообразно переходить к упражнениям по развитию фузионных резервов с помощью призм переменной силы, например офтальмокомпенсатором (ОКП-1).
В МНИИ глазных болезней сконструирован прибор для упражнений по восстновлению механизма бификсации - фазопризмограф (рис 42).

Рис. 42. Фазопризмофор для упражнений по восстановлению механизма бификсации.

Практическое исполнение методики восстановления бификсации с помощью призм мы несколько упростили (Н.Б.Нестерова, 1996). Призмы от 2 пр. дптр. до 10 пр. дптр. мы наклеили на скиаскопическую линейку напротив отверстий, но предварительно удалив из них оптические стекла. Основания всех призм направлены в одну сторону, поворот скиаскопической линейки на 180 градусов обеспечивает такой же поворот основания каждой призмы. Благодаря этому больной имеет возможность пользоваться призмой необходимой диоптрийности без процедуры смены призмы в держателе.
В остальном лечение проводится по описанной методике.

2) Восстановление бифовеального слиянии с использованием бинокулярных последовательных образов по методу Т.П.Кащенко

Сущность метода, разработанного Т.П.Кащенко (1965), состоит в том, что вызванные с макулярной зоны каждого глаза последовательные образы содержат одинаковые элементы, создающие тенденцию к слиянию, и дополнительные марки, с помощью которых можно дифференцировать изображения, принадлежащие правому и левому глазу.

Автор предложила вызывать последовательные образы с помощью большого безрефлексного офтальмоскопа, в систему которого введен шарик диаметром 3 мм с боковым горизонтальным стержнем длиной 3 мм. Засвет правого глаза проводится в положении горизонтального стержня вправо, левого глаза - в положении влево, при максимальной яркости света в течение 15-20 секунд. Второй глаз при засвете закрыт.

После засветов больной переносит взор на белый экран, расположенный на расстоянии 40 см, и наблюдает два последовательных образа: вначале темных (положительные последовательные образы), а затем светлых (отрицательные последовательные образы). Последовательный образ правого глаза имеет вид круга с полоской вправо, левый - вид круга с полоской влево. Задача больного - слить два последовательных образа в один, который будет иметь вид круга с двумя полосками в обе стороны (рис.43).

Рис 43 Отрицательные последовательные образы при лечении по методу Т.П.Кащенко
а) левого глаза; б) правого глаза, в) слитый.

Наблюдение последовательных образов проводится в условиях прерывистого освещения. После исчезновения последовательных образов аналогичную процедуру проводят еще два раза. На курс лечения 20 - 30 упражнений.

Мы убедились в эффективности этой методики и широко применяем ее для восстановления бифовеального слияния в период формирования бинокулярного зрения. Мы несколько модифицировали методику Т.П.Кащенко. Засветы глаз проводим не на большом безрефлексном офтальмоскопе, а лампой-вспышкой через отверстие в картоне, имеющее форму теннисной ракетки. При засвете правого глаза ручка «ракетки» направлена вправо, при засвете левого глаза - влево.
Последовательные образы обоих глаз больной наблюдает на белом экране. Положительные последовательные образы имеют вид светлых «ракеток», отрицательные - темных «ракеток», хорошо воспринимающихся на белом экране. Побуждаем больного к слиянию отрицательных последовательных образов обоих глаз в единое изображение (темный круг с черточками вправо и влево (рис.44).

В течение одного сеанса проводим 3 засвета. На курс лечения 15 засветов.
В отдельных случаях, при отсутствии у пациента возможности посещать лечебный кабинет, назначаем эту методику для домашнего лечения.

3) Упражнения с применением цветных светофильтров различной насыщенности по методу В.И.Сердюченко

Методика разработана в Одесском НИИ глазных болезней им. акад. В.П. Филатова.
Для провоцирования диплопии в естественных условиях В.И.Сердюченко применила красные пленочные светофильтры на полимерной основе, поместив их взамен оптических стекол в скиаскопическую линейку: в отверстие № 1 - 1 слой пленки, в отверстие № 2 - 2 слоя пленки и т.д., в отверстие № 9 - 9 слоев пленки.

Больной смотрит на точечный источник света двумя глазами. Перед лучшим глазом стоит светофильтр наибольшей насыщенности - №9. Задача - раздвоить лампочку, увидеть красную и белую. Постепенно, переходя на менее насыщенные светофильтры, нужно стремиться сохранить двоение и получить его без светофильтра, то есть в естественных условиях. В дальнейшем больной должен стараться слить раздвоенное изображение источника света в одно.

Для контроля бинокулярного слияния автор использует полосчатые стекла Баголини, поставленные в оправу во взаимно перпендикулярных направлениях (на правый глаз под углом 45 градусов, на левый - 135 градусов). Глядя на точечный источник света, больной видит две светящиеся полоски - красную и белую. Если достигнуто бинокулярное слияние, то полоски образуют фигуру косого креста. Если слияние не произошло, то видна только одна светящаяся полоса, либо две неслившиеся полосы, либо другие их комбинации.
Продолжительность курса лечения составляет 3 недели.

Проанализировав результаты лечения по этой методике у 85 больных, автор отмечает, что у 91,8% из них диплопию удалось спровоцировать на первый же день лечения, а у 11,8% - двоение отмечалось не только на всех фильтрах, но и в естественных условиях. У остальных больных спровоцировать диплопию в естественных условиях удалось лишь на 2 - 7 день лечения.
После 1-3 курсов указанного лечения бинокулярное зрение развилось у 47% больных, одновременное - у 53%.
Методику В.И.Сердюченко мы применяем, пользуясь светофильтрами красного и синего цвета. Результаты лечения положительные, аналогичны данным автора этой методики.

4) Упражнения по усилению разобщения между аккомодацией и конвергенцией.

Упражнения по усилению разобщения между аккомодацией и конвергенцией показаны в тех случаях, когда при сходящемся аккомодационном косоглазии в условиях оптической коррекции глаза симметричны и имеется бинокулярное зрение, а после снятия очков вновь возникает отклонение одного из глаз и нарушается бинокулярное зрение.

Такое состояние обусловлено наличием прочной связи между аккомодацией и конвергенцией, а также ослабленной фузией, которая не в состоянии противодействовать усиленной аккомодации и конвергенции при гиперметропической рефракции.

Целью лечебных упражнений в таких состояниях является ослабление связи между аккомодацией и конвергенцией. Достигается это путем увеличения нагрузки на аккомодацию при одном и том же состоянии конвергенции в условиях сохранения бинокулярного зрения.

Методика упражнений разработана в МНИИ глазных болезней им. Гельмгольца и состоит в следующем.
Больной фиксирует на расстоянии 30-40 см от глаз объект - круг диаметром 5 мм. Одевается пробная очковая оправа, в которую вставляются корригирующие стекла. После этого на оба глаза ставятся отрицательные линзы - 0,5 Д, с которыми пациент продолжает смотреть на объект 2-3 мин, затем линзы ступенчато увеличиваются - 1,0 Д, -1,5 Д, -2,О Д и т.д. до момента раздвоения объекта. Затем упражнения повторяют. Всего проводят 20-30 упражнений ежедневно или через день.

Для контроля за состоянием бинокулярного зрения во время упражнений рекомендуется использовать цветотест прибора «ПОЗБ - 1» (прибор для определения зрительных функций для близи). Упражнения вначале проводятся с расстояния 25 см, затем - 33 см (рис.45).

Рис.45. Прибор для упражнений по усилению разобщения между аккомодацией и конвергенцией.

Испытуемый наблюдает цветотест через красно-зеленые очки, укрепленные на налобнике. Если при нагрузке минусовыми стеклами нарушается бинокулярное зрение, то центральный круг цветотеста, закрытый белым матовым фильтром, воспринимается двойным. Пациента побуждают к слиянию двойных изображений. По мере их слияния отрицательные линзы ступенчато усиливают на 0,5Д до момента появления непреодолимого двоения. Упражнения повторяются 3 раза.

Для закрепления бинокулярного зрения упражнения по описанной методике следует проводить при неполной коррекции аметропии или без сферических корригирующих линз.

В Одесском НИИ глазных болезней им. акад. В.П.Филатова контроль за состоянием бинокулярного зрения, по предложению В.И.Сердюченко (1984), проводится с помощью полосчатых стекол Баголини. Больной в корригирующих очках фиксирует точечный источник света, находящийся в 33 см от глаз. Поверх очков одевают оправу, в которую вставляют полосчатые стекла Баголини, ориентированные перпендикулярно друг к другу: правое стекло на 45° , левое - на 135°. При наличии бинокулярного зрения больной должен увидеть «косой» крест их двух светящихся полос с лампочкой в центре.

Больному дают нагрузку на аккомодацию с помощью постепенно усиливающихся отрицательных линз. Если бинокулярное зрение при этом расстраивается, то изображение лампочки может раздваиваться, а полосы - раздвигаться. Путем умственного усилия больной должен соединить раздвоенные изображения лампочки и сохранить в поле зрения крест из двух светящихся полос.

Указанная методика приближает условия лечения к естественным условиям, так как стекла Баголини обладают значительно меньшим диссоциирующим эффектом, чем красно-зеленые очки.

5) Упражнения по развитию устойчивости фузии.

После восстановления бинокулярного слияния и развития достаточной ширины фузии целесообразно провести упражнения по укреплению ее устойчивости. Э.С.Аветисов и Т.П.Кащенко (1973) разработали для этого специальный прибор (рис.46), в котором перед одним глазом находится оптическое устройство, меняющее размер монокулярного изображения, а перед вторым - призма переменной силы.

Больной наблюдает объект - круг диаметром 15 или 5 мм - на расстоянии 30-100 см от глаз. С помощью призматического устройства вызывают отклонение одного глаза в сторону конвергенции или дивергенции и одновременно уменьшают монокулярное изображение второго глаза. Процедуру производят ступенчато до раздвоения объекта, стремясь возможно дольше удержать объект слитым.

Цель упражнения состоит в том, чтобы максимально увеличить силу призмы и разницу в размерах изображений, приводящих к расстройству фузии. Процедура в течение 10-15 мин. многократно повторяется. Лечение проводится ежедневно или через день в течение 15-30 дней.

Рис 46. Прибор для определения и тренировки прочности фузии.

Способность человека одновременно видеть двумя глазами и получать объемное представление об окружающих объектах называется бинокулярным зрением. Если такая способность нарушается, это влияет на остроту, четкость и другие особенности зрительного восприятия. Восстановить бинокулярное зрение у взрослых помогут специальные упражнения.

В этой статье

Как бинокулярное зрение работает?

При нормальном бинокулярном зрении каждый человеческий глаз получает отдельное изображение, после чего мозг преобразует их в единую объемную картинку. По ряду причин глаза взрослых людей могут работать разобщенно, и тогда слияние двух изображений в одно не происходит. Это негативно влияет на остроту зрительной функции, мешает адекватно воспринимать расстояние между предметами и оценивать их в объемной перспективе.

Нарушения бинокулярного зрения могут возникать, если существует большая разница в оптической силе правого и левого глаза, глазные яблоки расположены асимметрично, нарушена работа нервной системы или глазных мышц, наблюдаются патологические изменения в сетчатке, роговице или хрусталике.
Самые частые офтальмопатологии, которые сопровождают расстройства бинокулярного зрения — это косоглазие и амблиопия.

Можно ли восстановить бинокулярное зрение?

Сегодня в офтальмологии существует два основных метода восстановления здорового бинокулярного зрения: ортоптика и диплоптика.

  • Ортоптическое лечение направлено на улучшение совместной работы глаз как единого органа зрения. Для достижения этой цели применяются специальные упражнения, стимулирующие глаза соединять две картинки воедино.
  • Диплоптика — это методика восстановления зрения, суть которой заключается в том, чтобы вызвать у пациента двоение объекта восприятия. Такой способ стимулирует способность человека к самостоятельному восстановлению бинокулярного стереоскопического зрения. Для проведения диплоптических упражнений уровень косоглазия не должен превышать 7 градусов.

Завершающим этапом лечения расстройств бинокулярного зрения является специальная лечебная гимнастика для глаз, задача которой — увеличить подвижность глазных яблок.

Как восстановить бинокулярное зрение в домашних условиях?

Восстановлением бинокулярного зрения в домашних условиях можно заниматься только в том случае, если подобную терапию назначил врач-офтальмолог . После диагностики специалист принимает решение о том, поможет ли Вам стандартная терапия или потребуется серьезное хирургическое лечение.

Зачастую лечить нарушения бинокулярного зрения можно как амбулаторно в клинике, так и дома, соблюдая предписания врача. Как правило, они включают ношение специальных очков , выполнение комплекса упражнений и процедур, направленных на восстановление баланса между глазами.

Эффективные упражнения для восстановления бинокулярного зрения

Регулярная тренировка бинокулярного зрения является важным условием его восстановления. Существует несколько тренировочных систем, которые были разработаны специалистами в области офтальмологии — Кащенко, Бейтсом и т.д. Подобрать оптимальный комплекс упражнений для конкретного пациента сможет только врач-офтальмолог во время очного обследования.

Основная тренировка глаз проводится в условиях клиники на специальных аппаратах. Но, помимо аппаратного лечения, специалисты рекомендуют в качестве дополнительной меры выполнять специальную гимнастику в домашних условиях.
Ниже мы приведем несколько вариантов упражнений, которые часто назначаются для восстановления бинокулярного зрения у взрослого человека и подходят для домашнего использования.

Простые упражнения в домашних условиях

Нарисуйте маркером на листе бумаги вертикальную линию длиной 10 см и шириной 1 см. Прикрепите лист на хорошо освещенную стену на уровне глаз и отойдите от нее на один метр.
Теперь наклоните голову таким образом, чтобы Вы видели начерченную линию в единственном экземпляре, то есть она не двоилась перед глазами. После того, как двойное изображение сольется в одно, начинайте медленно отводить голову вниз, не сводя взгляда с полосы. Продолжайте до тех пор, пока изображение не начнет удваиваться.
Повторите те же действия с самого начала, только уже отводя голову вверх, а затем поочередно в стороны. Выполнять такое упражнение нужно минимум трижды в день по пять минут. Таким же образом можно тренировать бинокулярное зрение, используя вместо начерченной линии любой предмет небольшого размера.

Эффективные упражнения на фокусировку

  • Вариант 1.

Расположите на стене зрительный объект и отойдите от нее на расстояние двух метров. Вытяните перед собой руку и поднимите вверх указательный палец. Он должен располагаться в одной зрительной оси с объектом на стене.
Сначала сосредоточьте фокус внимания на зрительном объекте и наблюдайте за ним через кончик пальца. Вам покажется, что палец раздваивается. Затем поменяйте фокус внимания и сосредоточьте его на кончике пальца. Теперь руку вы должны видеть как цельное изображение, а объект на стене будет раздваиваться.
Учитывайте, что наиболее четкое изображение будет со стороны глаза с наилучшим зрением. Иногда можно тренироваться, закрыв один глаз, чтобы второй в это время работал с максимальной отдачей.
Повторять такое упражнение нужно несколько раз. Попеременное переключение фокуса с ближнего на дальний объект тренирует бинокулярное зрение, и со временем Вы заметите, что четкость изображения увеличивается.

  • Вариант 2.

Возьмите яркий рисунок и сначала подробно рассмотрите его целиком. Затем выберите небольшой элемент изображения и постарайтесь сконцентрироваться на нем, глазами обрисовать его контур, рассмотреть внутреннюю часть, не обращая внимания на основной фон. Затем повторите то же самое, но для фокусировки выберите элемент еще меньшего размера.

Рассматривать стереограммы полезно для бинокулярного зрения

Полезным упражнением для взрослых с нарушениями бинокулярного зрения будет рассматривание стереоскопических картинок. Когда Вы всматриваетесь в стереограммы, перед глазами появляются внутренние зашифрованные рисунки, изображение становится объемным, что помогает вернуть бинокулярное зрение.

Зрение двумя глазами, когда изображения сливаются в один зрительный образ, называется бинокулярным . Слияние изображения от обоих глаз происходит в корковом отделе зрительного анализатора, коре головного мозга. Благодаря бинокулярному зрению мы можем определять расстояние между предметами, ориентироваться в пространстве, получать впечатление объемности, воспринимать предметы в трех измерениях, т. е. имеем стереоскопическое зрение. Единый образ предмета, воспринимаемого двумя глазами, возможен лишь в случае попадания его изображения на так называемые идентичные, или корреспондирующие, точки сетчатки, к которым относятся центральные ямки сетчатки обоих глаз, а также точки сетчатки, расположенные симметрично по отношению к центральным ямкам. В центральных ямках совмещаются отдельные точки, а на остальных участках сетчатки корреспондируют рецепторные поля, имеющие связь с одной ганглиозной клеткой. В случае проецирования изображения объекта на несимметричные, или так называемые диспаратные, точки сетчатки обоих глаз возникает двоение изображения - диплопия .

Бинокулярное зрение начинает развиваться с раннего детского возраста и формируется к 1-2-м годам. Постепенно оно развивается, совершенствуется, и к 6-8 годам формируется стереоскопическое зрение, достигая полного развития к 15 годам.

Для формирования бинокулярного зрения необходимы следующие условия :

одинаковая острота зрения в обоих глаза (не ниже, чем 0,4 на каждый глаз);

одинаковая рефракция (степень дальнозоркости или близорукости) в обоих глазах;

одинаковая величина изображений на сетчатке;

симметричное положение глазных яблок;

согласованная работа глазодвигательных мышц и нервной системы.

При нарушении одного из этих звеньев бинокулярное зрение может расстроиться или не развиться совсем либо становится монокулярным (зрение одним глазом) или одновременным, при котором в высших зрительных центрах воспринимаются импульсы то от одного, то от другого глаза. Монокулярное и одновременное зрение позволяет получить представление лишь о высоте, ширине и форме предмета без оценки взаиморасположения предметов в пространстве по глубине.

Основной качественной характеристикой бинокулярною зрения является глубинное стереоскопическое видение предмета , позволяющее определить его место в пространстве, видеть рельефно, глубинно и объемно. Образы внешнего мира воспринимаются трехмерными. При бинокулярном зрении расширяется поле зрения и повышается острота зрения (на 0,1 - 0,2 и более). При монокулярном зрении человек приспосабливается и ориентируется в пространстве, оценивая величину знакомых предметов. Чем дальше находится предмет, тем он пилится меньшим. При повороте головы расположенные на разном расстоянии предметы смешаются относительно друг друга. При таком зрении труднее всего ориентироваться среди находящихся вблизи предметов, например трудно попасть конном нитки в ушко иголки, налить воду в стакан и т. п.

Отсутствие бинокулярного зрения ограничивает профессиональную пригодность человека.

Для формирования нормального (устойчивого) бинокулярного зрения необходимы следующие условия :

достаточная острота зрения обоих глаз (не менее 0,4), при которой формируется четкое изображение предметов на сетчатке;

свободная подвижность обоих глазных яблок. Именно нормальный тонус всех двенадцати глазодвигательных мышц обеспечивает необходимую для существования бинокулярного зрения параллельную установку зрительных осей, когда лучи от рассматриваемых предметов проецируются на центральной области сетчатки. Такое положение глаз обеспечивает ортофорию. Это состояние обоих глаз характеризуется тем, что в покое они могут принимать такое положение, при котором зрительная ось одного глаза отклоняется или кнутри (эзофория), или кверху (гиперфория), или книзу (гипофория). Причиной гетерофории считается неодинаковая сила действия глазодвигательных мышц, т. е. мышечный дисбаланс.

Патология глазодвигательного аппарата является одной из основных причин утраты бинокулярного зрения:

равные величины изображений в обоих глазах - изойкопия. Разные по величине изображения возникают при анизометропии - разной рефракции двух глаз;

нормальная функциональная способность сетчатки, проводящих путей и высших зрительных центров;

расположение двух глаз в одной фронтальной и горизонтальной плоскости. При смещении одного глаза во время травмы, а также в случае развития воспалительного или опухолевого процесса в орбите нарушается симметричность совмещения полей зрения, утрачивается стереоскопическое зрение. При нормальном бинокулярном зрении каждая точка рассматриваемого предмета раздражает соответствующие идентичные, или корреспондирующие, места обеих сетчаток. Корреспондирующие точки сетчаток - эго, прежде всего, центральные ямки сетчаток и точки, расположенные в обоих глазах в одинаковых меридианах и на равном расстоянии от центральных ямок. Все другие точки сетчатки неидентичны;

диспаранты. Изображения от них передаются в различные участки головного мозга, поэтому не могут сливаться, в результате чего возникает двоение. Эту взаимосвязь между расположением точек сетчатки и их проекцией в высшие зрительные центры каждый может проверить на себе, слегка надавливая пальцем на глазное яблоко через веко. При смещении глазного яблока в сторону сейчас же наступает двоение (диплопия), так как изменилось расположение точек одной из сетчаток, и изображения от объекта не стали падать на идентичные места.

Бинокулярное зрение должно быть хорошо развито у летчиков, водителей транспорта.

Нарушение бинокулярного зрения отмечается при любом виде косоглазия.

Исследование бинокулярного зрения имеет большое практическое значение для диагностики ряда заболеваний и при профессиональном отборе. Определять бинокулярное зрение можно с помощью специальных приборов (четырехточечный цветотест) или следующими простыми способами.

Способ Соколова - «дыра в ладони». Из листа бумаги сворачивают трубочку и ставят ее перед одним глазом. Перед вторым глазом помешают ладонь. При бинокулярном зрении происходит наложение картин, видимых обоими глазами. В результате этого исследуемый видит в своей ладони как бы отверстие от трубки и в нем предметы, видимые через нее.

Проба с карандашом, или так называемая проба с промахиванием, в ходе которой наличие или отсутствие бинокулярности выявляют с помощью двух обычных карандашей. Пациент держит один карандаш вертикально в вытянутой руке, врач - другой в том же положении. Наличие бинокулярного зрения у пациента подтверждается в том случае, если при быстром движении он попадает кончиком своего карандаша в кончик карандаша врача.

Проба с чтением за карандашом. В нескольких сантиметрах перед носом читающего помещают карандаш. Читать, не поворачивая головы, можно только при бинокулярном зрении, так как буквы, закрытые для одного глаза, видны другим и наоборот.

Статья из книги: Глазные болезни. Полный справочник | Передерий В.А.