Теория Тура Хейердала. Романтика и факты…

Скажу честно, у меня регулярно складывается впечатление, что у личностей, серьёзно занятых академическими науками, мозги устроены совершенно иным способом, нежели у нормальных людей. И ладно бы обычные эксцентричные поступки — ну с кем не бывает. Но когда учёные сознательно подвергают себя огромному риску всего лишь для того, чтобы доказать необычное предположение… И примеров тому множество. Возьмём хотя бы знаменитого антрополога Тура Хейердала.

Для тех, кто в танке. Тур Хейердал — норвежский путешественник, археолог и антрополог, которой на собственной заднице испытывал методы мореплавания древних народов. Вместе со своей командой энтузиастов из разных стран (приятный пример космополитизма — там даже русский был. Юрий Сенкевич) он с нуля воссоздавал древние мореходные средства . На его счету 4 масштабных проекта, из которых полностью успешными можно назвать только первый и третий. Первый — пересечение Тихого океана на деревянном плоту Кон-Тики. Этим он доказал, что древние инки вполне могли вступать в контакт с народами Полинезии. К сожалению, ответа на вопрос: на кой чёрт древним инкам нужно было месяца три плыть в пустоту, не встречая по пути ни одного крупного острова, он не дал. Но теоретически это было возможно.

Второй и третий проекты Тура Хейердала были посвящены возможности древних египтян пересечь Атлантический океан на лодках из папируса. А папирус, как мы помним — разновидность обычного тростника. Получилось только со второй попытки, но об этом чуть позже. Что касается четвёртой экспедиции, целью которой было доказать возможность морского контакта между жителями Месопотамии (современный Ирак) и населением полуострова Индостан. Но вмешалась политическая ситуация и лодка была сожжена в знак протеста против войн, начавшихся в районе Красного моря. Там, как обычно, одни африканские племена (спонсируемые США), пытались отобрать власть у других африканских племён (спонсируемых СССР). Или наоборот. Короче, Красное море проплыть не получилось, но в целом шансы были высоки.

То есть Тур Хейердал на собственном опыте УСПЕШНО доказал все свои предположения. При этом чуть не погиб несколько раз. А между тем, у него жена была и дети. Но нет — научные истины важнее. Кстати, женат этот гражданин был три раза. Совпадение? Не думаю.

Краткая диспозиция понятна, да? А теперь поговорим обо всех тех трудностях, с которыми пришлось сталкиваться экспедициям Тура Хейердала и которые превратили его плаванье в настоящее суровое выживание. Зачем? А чтобы вы узнали, как конкретные люди справлялись с конкретными трудностями и извлекли из этой информации что-то полезное.

Итак. Плаванье на папирусной лодке «Ра» . Проблемы начались с самого старта проекта. Нормальных данных по кораблестроительству древнего Египта, разумеется, не было, так что пришлось действовать по наитию, взяв за основу традиционные папирусные лодочки, которыми давно пользовались египетские рыбаки. Но с увеличением размера сложность проекта возрастает в геометрической прогрессии. Собственно, местный кораблестроитель, которого наняли в помощь с этим делом, слился, поскольку ставить мачту в солому, в которую ни гвоздя не вобьёшь, ни шурупа не ввернёшь, было нереально. Но проект кое-как закончили. Именно что кое-как, поскольку то одного местного строителя арестовали за подозрение в работорговле, то внезапно выяснилось, что папируса в Египте больше нет и придётся за ним в Эфиопию ехать, то ещё что-то. Замечательное планирование, ничего не скажешь.

Питаться во время плаванья предполагалось рыбой, солониной, законсервированными в оливковом масле помидорами, перцами и прочей снедью, которая могла храниться несколько месяцев в условиях повышенной влажности и жары. Ну и, разумеется, запас пресной воды. И всё это на 7 человек. Размеры лодки — 15 метров в длину, 5 в ширину. Толщина слоя папируса — 2 метра.

В процессе плаванья стало ясно что:

  • Рулевое весло получилось слишком тонким, поэтому практически сразу сломалось. Пришлось менять, сращивать, чинить, но и в дальнейшем оно регулярно выходило из строя.
  • Отсутствие бортов привело к тому, что палубу постоянно заливало водой. Это портило продукты, мешало спать и затрудняло работу.
  • Спасательный плот — штука полезная, но это не помешало разобрать его, чтобы укрепить борта лодки.
  • Спасательные жилеты по древнеегипетскому образцу — скатки из папируса — говно.
  • Лодка поворачивать практически не может, но идёт с неплохой скоростью, поэтому если кто-то упадёт за борт… Нужны страховочные шнуры, короче.
  • Коротковолновая рация — говно. Получилось докричаться только до прогулочной яхты, которая еле-еле доплыла до за 5 дней.
  • Изначальная конструкция была дефектной, из-за чего корма отвалилась, а лодка превратилась в кучу плавающего тростника.
  • Мачта — наиболее слабая часть конструкции. Сильный шквал её ломает как нехрен делать. А если парус упадёт в воду и намокнет — хрен его достанешь.
  • Солонина при жаре и влажности портится и начинает вонять. Но акул это вполне устраивает.
  • Штормы, внезапно, представляют огромную опасность, особенно для маленьких хрупких лодок. Собственно, именно шторм и стал последней каплей, которая доконала структуру корпуса.

Но пару недель «Ра» таки продержалась на плаву, что в целом подтвердило реальность предположения. Тур Хейердал сделал выводы, поэтому через год «Ра 2» за 57 дней смог без особых проблем достичь острова Барбадос.

Четвёртая экспедиция проводилась на лодке из рогоза «Тигрис» Да, походу понравилось норвежцу плавать на лодках из максимально хипких материалов. «Кон-Тики» -то из . Так вот, эта экспедиция выяснила что:

  • Древним мореплавателям очень повезло, что морского движения как такового не было. Не приходилось беспокоиться о сигнальных огнях и о том, что твою лодку кто-то протаранит.
  • Якоря может срывать. И после этого плаванье приобретает бесконтрольный характер.
  • Рули по прежнему ломаются. Поскольку нужно учитывать пропорциональное увеличение габаритов судна.

В целом плаванье проходило намного спокойнее, поскольку правильные выводы были сделаны. Лодка продержалась на плаву 6 месяцев и могла бы ещё столько же выдержать. Что блистательно подтвердило гипотезу о возможности мореходных контактов жителей Месопотамии и полуострова Индостан.

А теперь самое забавное. Тур Хейердал панически боялся воды. Просто до ужаса. Но в 22 года свалился в озеро, начал тонуть и кое-как выплыл. С тех пор страх поубавился, но до конца не ушел. Возможно, многомесячные морские «круизы» преследовали цель ещё и окончательно победить в себе страх? Если так, то норвежец достоин уважения не только за решительность, отвагу и мастерские навыки выживания, но и за желание бороться со своими слабостями.

Подробно о экспедициях Тура Хейердала можно почитать в его автобиографических книгах: «Экспедиция „Тигрис“», «Путешествие на „Кон-Тики“», «Ра». Язык переводчика несколько цветаст и изобилует экспрессивными идиомами, но полезную информацию извлечь таки возможно.

В разгар этого процесса произошла катастрофа. На остров Пасхи прибыли полинезийцы и начали войну с длинноухими и светлокожими "потомками Кон-Тики". "Длинноухие" строители гигантских статуй и знатоки письма были зверски истреблены пришельцами-людоедами. "Победителем оказался полинезиец, который не привык строить из камня и делать статуи, а собирал на берегу плавник, чтобы вырезывать деревянные фигуры, известные по другим частям Полинезии... Эти воинственные люди оказались одни среди руин на голой сцене острова Пасхи. Они сохранили в своей среде очень небольшой инородный элемент. Такими их и застал Роггевен, когда приподнял занавес для европейского зрителя - через много лет после того, как великая драма кончилась и исполнители главных ролей покинули сцену" (Т. Хейердал. Статуи острова Пасхи.-"Новый мир", 1962, № 9, стр. 229. )

Таким образом, "людей Кон-Тики" постигла печальная судьба. Создав высокую цивилизацию в Андах, они были разгромлены в сражении дикарями индейцами и вынуждены были бежать из Америки за океан. Однако и здесь "длинноухие" были настигнуты дикарями. В жестокой борьбе "короткоухие" полинезийцы окончательно истребили "белых учителей"...

Популярные книги Тура Хейердала "Путешествие на Кон-Тики" и "Аку-аку", излагающие эту теорию, получили известность во всем мире. Они изданы массовыми тиражами в нашей стране и читаются с таким же захватывающим интересом, как фантастические и приключенческие романы. Фактически они стали единственным источником сведений об острове Пасхи для широких кругов читателей. В одном из популярных журналов даже появилась статья "Разгадка тайны острова Пасхи". Эту тайну раскрыли работы Хейердала.

Как же расценивает современная наука "теорию Кон-Тики"?

Романтика и факты

Нет слов - исто­рия «длинноухих», так безжалостно пре­следуемых дикаря­ми, индейцами и по­линезийцами, ро­мантична и печальна. Но... насколько она достоверна? Быть мо­жет, все аргументы, приводимые в пользу «теории Кон-Тики», как иногда называют гипотезу о «белых индейцах», заселив­ших Полинезию, столь же шатки, как и доказательства не менее романтичной и трагической истории гибели Пацифиды? Большинство специалистов по Океании высказали и в советской, и в зарубежной печати свое авторитетное мнение об "американской гипотезе".

Начнем со знаков письменности. "Пума" и "кондор", значки кохау ронго-ронго, оказались близкими родственниками "слона" и "обезьяны" Хевеши. "Кондор", равно как и "слон", - это изображение длинноклювой птицы-фрегат. А "пума", как и "обезьяна", - стилизованная фигура мифического существа.

Столь же относительным кажется многим специалистам и сходство каменных гигантов острова Пасхи и статуй в Тиагуанако. "Я пишу эти строки через несколько недель после возвращения из Тиагуанако, расположенного на берегах озера Титикака, где я исследовал те немногие монолиты, которые возвышаются среди руин этого знаменитого города, - пишет профессор Метро. - Я напрасно искал хотя бы самое малое стилистическое сходство между ними и моаи острова Пасхи. На деле трудно было бы представить себе более различную художественную традицию" (А. Меtrаuх. Easter Island.London, 1957, page 223 ).

А один из специалистов по Южной Америке высказался еще более категорично:

"Статуи острова Пасхи и статуи из Тиагуанако имеют общие черты лишь в том, что и те и другие больших размеров и изготовлены из камня".

("Disselhoff Geschichte der altamerikanishen Kufturen". Mflnchen, 1953, 296 ).

Маловероятной кажется большинству ученых возможность появления "белых пришельцев" в Южной Америке. В самом деле, у самого Хейердала нет четкого представления о том, откуда же взялись на "материке краснокожих" белые люди? Он считает, что они могли появиться "в результате местной эволюции", - но слишком уж неправдоподобно такое предположение; с другой стороны, он высказывает догадку, что эти кочующие носители самобытной культуры могли быть представителями одного из культурных народов Средиземноморья или светлокожими и бородатыми жителями Северной Африки, попавшими на американский континент благодаря морским течениям и пассатам.

"Высказывая такого рода мнения, Хейердал явно находится под впечатлением научно-фантастических работ прошлого века, - пишут советские ученые Н. А. Бутинов, Р. В. Кинжалов и Ю. В. Кнорозов в рецензии на книгу "Аку-аку". - Одно время действительно было в моде разыскивать в Америке пропавшие "десять колен Израиля", таинственных атлантов, выходцев с берегов Средиземного моря и т. д.

Об этом были написаны десятки книг. Начало серьезного изучения древних американских цивилизаций сразу же показало, что они созданы самими индейцами. С тех пор таинственные "белые учителя" индейцев навсегда исчезли со страниц научных трудов по американистике" ("Советская этнография", 1959, № 1, стр. 145. )

Наконец, легенды о заселении острова Пасхи, на которые опирается норвежский путешественник, противоречат его теории.

Ведь в них говорится, что вождь Хоту Матуа и его спутники, первыми прибывшие на остров, были не "длинноухие", а "короткоухие"! И к тому же, легенды говорят о том, что ладьи Хоту Матуа отправились в путь с запада, а не с востока (то есть не из Америки). "Длинноухие" прибыли после "короткоухих", и были они отнюдь не кроткими "белыми учителями". Именно при них развилось на острове людоедство, и когда один из "длинноухих" убил тридцать детей, возмущенные "короткоухие" начали войну и перебили "длинноухих".

"Белые индейцы" из легенд инков назывались "рингрим", то есть "ухо". Испанские хронисты именовали их "орехонес" - "длинноухие". Быть может, "длинноухие" острова Пасхи все-таки являются этими легендарными "орехонес"?

Но, во-первых, обычай удлинять уши существует не только у «бе­лых пришельцев», но и у чернокожих меланезийцев, и краснокожих индейцев, и желтокожих жителей Азии. Во-вторых, люди, прибывшие на остров Пасхи и имевшие обычай искусственно удлинять уши, не назывались «длинноухими»! Их прозвали «ханау еепе»; первые исследователи переводили это, как «длинное ухо». Но крупнейший в мире специалист по языку острова Пасхи Себастьян Энглерт пока­зал, что такой перевод - абсурден. По-рапануйски «епе» значит «ухо», а «еепе» - «дородный», «коренастый». Слово «ханау» означа­ет «раса», «рождаться»; ни один словарь языка острова Пасхи ни переводит слово «ханау», как «длинный».

Можно все-таки принять как очень рискованное предположение, что слово «ханау» означает «длинный». Но и тогда мы получим бес­смыслицу. Сочетание «ханау еепе» в значении «длинное ухо» невоз­можно по правилам рапануиского языка, в котором прилагательное всегда стоит после существительного! А если же мы попытаемся перевести название врагов «длинноухих», именовавшихся «ханау момоко», как «короткоухие», то тогда получится совершенная чепуха Ведь слово «момоко» означает «тонкий». И поэтому у нас получится не «короткое ухо», а «длинный тонкий»! На самом же деле «ханау момоко» переводится, как «каста тонких», «ханау еепе» - «каста дородных», а отнюдь не как «короткоухие» и «длинноухие».

Так, не выдерживая холодной струи научной критики, рассыпаются доказательства в пользу «теории Кон-Тики».

«Мнение Хейер­дала о том, что целый народ (или его остатки) переселился из Америки в Полинезию, представляет собой совершенно необоснованную гипотезу, не подкрепленную ни одним убедительным доказательством»,

Таков вывод советских ученых, с которым соглашается боль­шинство крупнейших зарубежных специалистов по Америке и Полинезии.

Кондратов А.М. Великаны острова Пасхи. М., «Советский художник», 1966 г., с. 118-124.

От составителя

В чем разница между плаваниями. «Кон-Тики» и «Ра»?

Такой вопрос задавали Туру Хейердалу, когда он вместе с экипажем папирусной лодки осенью 1969 года приехал в СССР и рассказывал о своем новом смелом эксперименте.

В ответ ученый говорил о принципиальном различии между грубым, примитивным плотом и совершенной конструкцией папирусной ладьи. О том, что древние папирусные лодки плохо изучены, очень много пришлось делать ощупью, наугад - отсюда промахи при строительстве. Сравнивал он и погоду: плавание на «Кон-Тики» швед Бенгт-Даниельсон называет лучшим отпуском в своей жизни, а экипаж «Ра» немало помучился из-за капризов ветра и волн.

Но главное, подчеркивал Тур Хейердал: «На „Кон-Тики“ я вышел в океан, чтобы проверить сложившуюся у меня гипотезу о заселении Полинезии, а перед экспедицией „Ра“ у меня не было готовой гипотезы о переселении из Старого Света в Новый через Атлантический океан».

В самом деле, после десятилетних кропотливых исследований, которые предшествовали экспедиции «Кон-Тики», Тур Хейердал очень обстоятельно сформулировал свой взгляд на то, как заселялся островной мир Полинезии в Тихом океане. Но никто не хотел верить, что аборигены Южной Америки были мореплавателями, и тогда он в 1947 году воссоздал и испытал на деле древний плот. Правда, один успешный дрейф не решал вопроса. И после «Кон-Тики» мы видим в 1953 году экспедицию на Галапагосские острова, в 1955–1956 годах на остров Пасхи и другие острова Восточной Полинезии. Что ни год - поездки в разные страны, работа в музеях, изучение литературы. Гипотеза Хейердала вызвала жаркие споры, и он упорно продолжал собирать материал в различных областях науки. О своих исследованиях он рассказывал не только в популярных книгах - «В поисках рая», «Экспедиция „Кон-Тики“», «Аку-аку», но и в статьях (например, сборник «Приключения одной теории», который мы рекомендуем всем, кто хочет лучше разобраться в научной проблеме, занимающей Хейердала), и в обширных монографиях: «Американские индейцы в Тихом океане» и два тома отчета об экспедиции в Восточную Полинезию. Дискуссия продолжается, но заслуга норвежского ученого уже в том, что он чрезвычайно оживил исследовательскую работу этнологов и археологов в Полинезии и Южной Америке, на тысячу лет назад отодвинул датировку заселения острова Пасхи, пополнил багаж тихоокеанистов многими совсем новыми фактами.

Конечно, экспедиции «Ра» тоже предшествовала долгая и тщательная подготовка, - по сути дела, она продолжает тридцатилетнюю работу Тура Хейердала, но в этот раз ставился более узкий вопрос. Правда, такой, который может стать ключом для решения обширной проблемы! Вызовом послужило то, что происходило на конгрессе американистов в 1966 году, где Тура Хейердала попросили руководить симпозиумом о доколумбовых связях с Новым Светом.

Когда зашла речь об Атлантике, всплыл хорошо знакомый капитану «Кон-Тики» довод, будто океан был непреодолимым барьером для древних. Большой разрыв во времени не позволяет сопоставлять культуры, скажем, древних египтян и ольмеков. Но ведь от берегов Африки до Центральной Америки идут течения, дуют попутные ветры, и в Средиземноморье уже в глубокой древности были надежные суда, - значит, в принципе отрицать возможность каких-либо связей через Атлантический океан неверно. И ученый понял, что пришла пора ставить новый эксперимент. Если отпадет довод о барьере, придется, быть может, иначе взглянуть на многие вопросы, по-другому оценить накопленный специалистами материал.

Трудно придумать более романтический и дерзкий опыт: выйти в океан на лодке из папируса! Но в основе и теперь лежала не просто глубокая вера в древнего человека, его ум и руки, а долгая исследовательская работа и серьезнейшая практическая подготовка.

И на этот раз, как перед экспедицией «Кон-Тики», нашлось вдоволь и ученых скептиков, и просто маловеров, пророчивших скорую гибель лодке и экипажу. Но отважное сердце и пытливый ум исследователя победили.

Плот «Кон-Тики» стал научным понятием, после его плавания ученым пришлось пересмотреть свой взгляд на контакты древних народов через Тихий океан. Научным понятием стала и папирусная лодка «Ра»: теперь нельзя с порога отвергать вероятность древних плаваний из Африки в Америку.

Мы предлагаем читателю очень разные материалы, по которым можно судить о работах Тура Хейердала и в Тихом океане, и в Атлантике, можно проследить естественную связь между «Кон-Тики» и «Ра». На первом месте - его научная статья, напечатанная в 1966 году. В ней - теоретическая база многолетних исследований, обоснование взглядов, полемика с видными учеными - этнографами, историками. И программа на будущее: читая о камышовой лодке, теперь мы сразу видим, как закономерно складывался замысел нового научного эксперимента.

Вторая статья, написанная Туром Хейердалом для газеты в 1969 году, показывает нам ту же лодку крупным планом, замысел начинает воплощаться в жизнь.

И наконец папирусная ладья «Ра» в океане, и мы читаем репортаж с ее борта. Скупой рассказ о необычном научном опыте. А также о другом эксперименте: сын беспокойного времени, Тур Хейердал захотел показать миру, что люди самых разных национальностей и убеждений могут вместе делать трудное и ответственное дело.

Итог подводит историк и философ В. М. Бахта, хорошо знающий вопросы, которые занимают норвежского ученого, и его труды.

А впрочем, подводить итог рано! Экспедиция на бальсовом плоту «Кон-Тики» оказалась трамплином для новых интереснейших исследований, и тихоокеанистам сразу прибавилось работы. Так и экспедиция на папирусной лодке «Ра» - только начало. Будут и новые плавания, и другие увлекательные дела

Л. Жданов

Тур Хейердал

Трансокеанские плавания: изоляционизм, диффузионизм или нечто среднее?

Когда между двумя сторонами идет такой долгий и жаркий спор, как между диффузионистами и изоляционистами в американской антропологической науке, обязаны ли мы выбирать одно из двух и делать вывод, что один лагерь прав, а другой ошибается? Разве не может быть, что обе стороны, подходя к аргументам противника как к неделимому целому, которое надлежит либо всецело принять, либо полностью отвергнуть, при атом закрывают глаза на ценные суждения? Всякий, кто наблюдал горячие схватки этих двух лагерей в последние десятилетия (и тем более тот, кто вольно или невольно оказывался вовлеченным в них), неизбежно должен был заметить, что оба они включают людей, глубоко убежденных в правоте своих взглядов и, в силу своего положения в науке, вполне заслуживающих серьезного внимания.

Предлагаем сегодня поближе познакомиться с одним из самых известных людей XX века - Туром Хейердалом. Этот норвежский ученый-антрополог прославился на весь мир благодаря своим экспедициям в экзотические места и многочисленным книгам, посвященным его путешествиям и научным исследованиям. И если большинству наших соотечественников известен ответ на вопрос о том, кто такой Тур Хейердал, то о деталях его личной жизни и профессиональной деятельности осведомлены немногие. Поэтому познакомимся с этим великим человеком поближе.

Хейердал Тур: фото, детские годы

Будущий всемирно известный ученый и путешественник появился на свет 6 октября 1914 года в небольшом норвежского городке под названием Ларвик. Интересно, что в семье Хейердалов было принято называть сыновей именем Тур. Однако, несмотря на то, что как для главы семейства - владельца пивоварни, так и для матери - работницы антропологического музея, их брак оказался третьим по счету, и они уже воспитывали семерых детей, именно младшего сына было решено назвать фамильным именем Тур. Отец, будучи уже немолодым человеком (на момент рождения сына ему исполнилось 50 лет), располагал достаточными средствами и с большим удовольствием путешествовал по Европе. В свои поездки он непременно брал и мальчика. Мать также очень любила Тура и не только осыпала его лаской и вниманием, но и занималась его образованием. Именно благодаря ей у мальчика очень рано проснулся интерес к зоологии. Подобное увлечение и поощрение со стороны родителей привели к тому, что Хейердал Тур создал дома небольшой зоологический музей, самым эффектным экспонатом которого было чучело гадюки. Было здесь и много интересных вещиц, привезенных из дальних стран. Так что совсем неудивительно, что гости приходили к семейству Хейердалов не только на чашку чая, но и на небольшую экскурсию.

Юность

После окончания школы в 1933 году Хейердал Тур поступил в Университет Осло на зоологический факультет, что никого из его близких не удивило. Во время учебы в университете он много времени уделял любимой зоологии, однако стал постепенно увлекаться и древними культурами и цивилизациями. Именно в этот период он пришел к выводу, что современный человек напрочь забыл о вековых традициях и заповедях, что в итоге привело к ряду братоубийственных войн. К слову, Тур сохранил уверенность в этом до самых последних минут своей жизни.

Тяга к странствиям

По окончании семи семестров Хейердалу становится скучно в университете. Ведь на тот момент он уже обладал поистине энциклопедическими знаниями, часть из которых получил от родителей, а часть постиг, благодаря самостоятельному изучению тех или иных вопросов. Он мечтает заняться собственными исследованиями и отправиться в путешествие к далеким экзотическим островам. Тем более что его друзья и покровители Яльмар Брох и Кристин Бонневи, с которыми он познакомился во время поездки в Берлин, готовы были помочь в организации экспедиции к Полинезийским островам с целью выяснить, как там могли оказаться представители фауны, населяющие эти места в наши дни. Интересно, что эта поездка стала для молодого ученого не только захватывающим приключением, но и Ведь перед отплытием Хейердал Тур женился на студентке экономического факультета - красавице Лив Кушерон-Торп. Лив оказалась такой же авантюристкой, как и ее муж. При этом она не только сопровождала Тура в его экспедиции, но и была ему верной помощницей, так как предварительно проштудировала множество книг, посвященных зоологии и Полинезии.

Путешествие на Фату-Хива

В итоге в 1937 году Хейердал Тур со своей супругой Лив отправились к далеким берегам полинезийского острова Фату-Хива. Здесь они учились выживать в дикой природе, познакомились с местными жителями и занимались научными изысканиями. Однако спустя год паре пришлось прервать свою экспедицию. Дело в том, что Тур подхватил довольно опасную болезнь, а Лив забеременела. Поэтому в 1938 году молодые исследователи вернулись в Норвегию. Так завершилось первое путешествие легендарного Хейердала. Об этой экспедиции он рассказал в своей книге «В поисках рая», выпущенной в 1938 году. В 1974 году Тур издал расширенный вариант этого труда, который получил название «Фату-Хива».

Путешествие в Канаду

Через несколько месяцев после возвращения с Фату-Хивы Лив родила сына, которому по семейной традиции дали имя Тур. Спустя еще один год у супругов появился на свет второй сын - Бьерн. Глава семейства продолжал свою научную деятельность, однако постепенно его стали занимать больше люди, а не животные. Таким образом, уехавший в Полинезию ученый-зоолог вернулся на родину антропологом. Его новой целью стал поиск ответа на вопрос о том, как могли древние инки добраться из Америки в Полинезию. А может быть, все было совсем наоборот? Так, Хейердал решает отправиться в Канаду, в места, где раньше проживали индейцы. Он рассчитывал, что здесь могли сохраниться старинные предания о мореплавателях. Однако, несмотря на то что Тур объездил весь запад Канады, ему так и не удалось отыскать необходимые сведения.

Вторая мировая война

Во время экспедиции Хейердала в Канаде началась Вторая мировая война. Будучи истинным патриотом, Тур хотел защищать свою Родину от врага. Для этого он перебрался в Соединенные Штаты и завербовался на армейскую службу. Во время войны семья Хейердала жила сначала в США, а затем переехала в Великобританию.

Путешествия Тура Хейердала: экспедиция «Кон-Тики»

В 1946 году ученый увлекается новой идеей: он полагает, что в глубокой древности американские индейцы могли доплыть до островов в Тихом океане на плотах. Невзирая на негативную реакцию со стороны историков, Тур организует экспедицию под названием «Кон-Тики» и доказывает свою правоту. Ведь он со своей командой смог добраться на плоту от Перу до островов архипелага Таумоту. Интересно, что многие ученые вообще отказывались верить в сам факт этого путешествия до тех пор, пока не увидели снятый в ходе экспедиции документальный фильм. Вернувшись домой, Хейердал развелся со своей женой Лив, которая вскоре вышла замуж за богатого американца. Тур же через несколько месяцев вступает в брак с Ивонной Дедекам-Симонсен, которая впоследствии родила ему троих дочерей.

Путешествие на остров Пасхи

Хейердал никогда не мог длительное время усидеть на одном месте. Так, в 1955 году он организовал археологическую экспедицию на остров Пасхи. В ее состав входили профессиональные археологи из Норвегии. В ходе экспедиции Тур и его коллеги провели на острове несколько месяцев, исследуя важные археологические объекты. Основное внимание в их работе уделялось экспериментам по высеканию, передвижению и установке знаменитых статуй моаи. Кроме того, исследователи занимались раскопками на возвышенностях Поике и Оронго. По результатам своей работы члены экспедиции опубликовали целый ряд научных статей, которые положили начало изучению острова Пасхи, что продолжается и по сей день. А Тур Хейердал, книги которого всегда пользовались большим успехом, написал очередной бестселлер под названием «Аку-Аку».

«Ра» и «Ра II»

В конце 60-х годов Тур Хейердал увлекся идеей о морском путешествии на лодке из папируса. В 1969 году неугомонный исследователь отправился в плавание на спроектированной по древнеегипетским рисункам лодке под названием «Ра» в плавание через Атлантический океан. Однако из-за того, что плавсредство было сделано из эфиопского камыша, оно довольно быстро размокло, в результате чего членам экспедиции пришлось вернуться назад.

В следующем году на воду спустили вторую лодку, названную «Ра II». Ее доработали с учетом предыдущих ошибок. Тур Хейердал в очередной раз добился успеха, доплыв из Марокко до Барбадоса. Тем самым он смог доказать всеми мировому научному сообществу, что древние мореплаватели могли переплывать через океан под парусами, воспользовавшись Канарским течением. Экспедиция «Ра II» включала в себя представителей разных стран, среди которых был и известный советский путешественник

«Тигрис»

Известной является и еще одна лодка Тура Хейердала под названием «Тигрис». Исследователь построил это плавсредство из тростника 1977 году. Маршрут экспедиции пролегал от Ирака к берегам Пакистана, а затем в Красное море. Благодаря этому Тур Хейердал доказал возможность существования торговых и миграционных контактов между Месопотамией и Индийской цивилизацией. По завершении экспедиции исследователь сжег свою лодку в знак протеста против военных действий.

Неутомимый исследователь

Тур Хейердал всегда жаждал приключений. Не изменил он себе и в 80-летнем возрасте. Так, в 1997 году на встречу к старому другу отправился наш соотечественник и участник экспедиции «Ра II» - Юрий Сенкевич. В рамках своей передачи «Клуб путешественников» он показал зрителю, где живет Тур Хейердал. Герой же рассказа поведал о своих многочисленных планах, среди которых была еще одна поездка на остров Пасхи.

Последние годы

Тур Хейердал, биография которого была очень богата самыми разнообразными событиями, оставался активным и жизнелюбивым даже в весьма преклонном возрасте. Это касается и его личной жизни. Так, в 1996 году, в возрасте 82 лет, известный ученый и исследователь разводится со своей второй женой и сочетается браком с французской актрисой Жаклин Бир. Вместе с супругой он перебрался на Тенерифе, где купил огромный особняк, построенный более трех веков назад. Здесь он с удовольствием занимался садоводством и даже уверял, что из него мог получиться и неплохой биолог.

Умер великий Тур Хейердал в 2002 году в возрасте 87 лет от опухоли головного мозга. В последние моменты жизни он находился в окружении третьей жены и своих пятерых детей.

«Учёные прячутся за термин,
чтобы скрыть от людей, что не знают ответа…»

Тур Хейердал

Норвежский географ (по образованию), путешественник и антрополог.

Его мать работала в антропологическом музее, а юный Тур создал в доме небольшой музей, в котором главным экспонатом была гадюка…

В 30-х годах Тур Хейердал вместе с женой провёл более года почти в в первобытных условиях на Маркизских островах.

В 1947 году Тур Хейердал и ещё 5 его коллег, проверяя научную гипотезу о возможности покорения древними мореплавателями океанских пространств, проплыли 6920 километров по Тихому океану на плоту «Кон-Тики». Таким образом, были получены косвенные доказательства о возможности древних контактов между Южной Америкой и Полинезией…

В 1955-1956 годах Тур Хейердал организовал Норвежскую археологическую экспедицию на остров Пасхи для проведения экспериментов по изучению технологии изготовления и установки знаменитых статуй моаи.

«Затем Хейердал, верный идее важной роли дальних миграций, задумал доказать, что египтяне могли достичь Южной Америки и принять участие в формировании доколумбовых цивилизаций Америки - инков и ацтеков. Он решил пересечь Атлантику на папирусной лодке «Ра» (с техникой древних египтян) из Северной Африки. Первая попытка в 1969 г. после преодоления 4500 км закончилась крушением, вторая на следующий год удалась - «Ра II» после 57 дней пути приплыл к Барбадосу в Вест-Индии. Так что и Хейердал приложил руку к оживлению идеи Эллиота Смита. В это время Хейердал заинтересовался историей Старого Света. В 1969 г. он с половиной своей команды «Ра», между обоими путешествиями на «Ра», побывал у меня в экспедиции под Новочеркасском, где я раскапывал курганы с ямными погребениями, а их ведь Гимбутас тогда объявляла праиндоевропейскими. Тур хотел собственными глазами поглядеть на праиндоевропейцев. По моим представлениям, он увидел только ариев (праиндоиранцев). Но встречало его местное начальство с помпой, глава области очень волновался и начал приветственную речь словами: «Дорогой господин Хер Туйердал!» Такие ошибки заразительны. Все последующие ораторы делали заминку перед именем и произносили его с повышенной отчётливостью: «Тур!!! Хейердал!!!». В 1970-е гг. на тростниковой лодке «Тигрис» Хейердал пустился в 9980-километровый путь по рекам из Ирака в Индийский океан, чтобы доказать, что шумеры могли 5000 лет тому назад проходить этот путь. Война в Эфиопии воспрепятствовала завершению этой экспедиции. Все публикации Тура Хейердала чрезвычайно романтичны, читаются взахлёб и с восхищением. Но, доказывая самим своим осуществлением, что такие путешествия были возможны, они не доказывают одного - что эти экспедиции реально совершались. Считать, что констатация возможности является достаточным историческим объяснением и обоснованием - это поссибилизм, который большинство историков отвергает, считая логически ошибочным. Только одна книга Хейердала, выпущенная в 1952 г., представляет на 821 странице собранные им доказательства. Это «Американские индейцы в Тихом Океане. Теория за экспедицией Кон-Тики». Отзывы учёных об этой книге столь же отрезвляюще критичны, сколь отклики на другие его книги полны восхищения. Критики находят в ней лишь случайные совпадения слов, отдельные сходства вещей при полном расхождении всей культуры, предания, которые можно толковать по-разному. Противоречащие факты опущены, материал слабо организован, масса повторов. Всё производит впечатление черновых заметок, сваленных в кучу и опубликованных. Что же до содержания книги (и критики), то течения позволяют легче плавать с азиатского материка на восток, чем из Америки на запад, и действительно, из Азии проникли в Океанию пищевые растения таро, кокосовый орех, банан, хлебное дерево, как и животные - домашняя свинья. Сладкий картофель и тыква действительно могут свидетельствовать о контактах между Полинезией и Америкой, но для таких контактов не обязательно предполагать миграции».

Клейн Л.С. , История археологической мысли в 2-х томах, Том 1, СПб, Изд-во СПбГУ, 2011 г., с. 572-573.

«На тихоокеанском острове Пасхи имеются циклопические статуи, которые, казалось бы, не могли быть воздвигнуты примитивным племенем, населяющим остров в наши дни. Можем ли мы высказать гипотезу, что статуи эти поставлены пришельцами с другой планеты? Конечно, можем. Однако, находясь в рамках рационального подхода, мы вправе принять подобное объяснение лишь после того, как будут исчерпаны все более простые - «земные» - гипотезы. Тур Хейердал , сделавший успешную попытку установить пасхианскую статую с помощью лишь тех средств, что есть в наши дни в распоряжении тамошних аборигенов, действовал строго в рамках «бритвы Оккама» , хотя наверняка не задумывался над этим».

Еськов К.Ю., Удивительная палеонтология: история Земли и жизни на ней, Изд-во НЦ ЭНАС, 2007 г., с. 20.