Тайны потерянных колен израилевых.

Избранное Переписка Календарь Устав Аудио
Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео
Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги
Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопросы
Жития святых Книга отзывов Исповедь Статистика Карта сайта
Молитвы Слово батюшки Новомученики Контакты

Вопрос №2377

Кто такие евреи из колена Дана? У евреев 12 или 13 колен? Или в 13 колено входят некровные иудеи (хазары, массоны, каббалисты)?

Игорь В. Кучаев , Никосия, Кипр
19/11/2006

Здравствуйте, Отец Олег!

Читая толкования апокалипсиса Святых Отцов, а также ваше Толкование, возникал всё время один вопрос, на который я не нашел толкового ответа пока что нигде. Кто такие евреи из колена Дана? У евреев 12 или 13 колен? Или в 13 колено входят некровные иудеи (хазары, массоны, каббалисты)? 12 колен происходят от 12 сыновей Иакова, если не ошибаюсь. А от кого происходит Даново колено?

Заранее спасибо,
Храни вас Бог!

Ответ отца Олега Моленко:

Некровные иудеи никакого отношения к 12-ти коленам Израилевым не имеют.

Об этих коленах, с перечислением имен каждого патриарха, по имени которого и называлось колено, мы читаем в книге Бытия:

Быт.49:
" 1 И призвал Иаков сыновей своих и сказал: соберитесь, и я возвещу вам, что будет с вами в грядущие дни;
2 сойдитесь и послушайте, сыны Иакова, послушайте Израиля, отца вашего.
3 Рувим , (первое колено; комментарии в круглых скобках везде мои) первенец мой! ты – крепость моя и начаток силы моей, верх достоинства и верх могущества;
4 но ты бушевал, как вода, – не будешь преимуществовать, ибо ты взошел на ложе отца твоего, ты осквернил постель мою, [на которую] взошел.
5 Симеон (второе колено) и Левий (третье колено) братья, орудия жестокости мечи их;
6 в совет их да не внидет душа моя, и к собранию их да не приобщится слава моя, ибо они во гневе своем убили мужа и по прихоти своей перерезали жилы тельца;
7 проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа; разделю их в Иакове и рассею их в Израиле.
8 Иуда! (четвертое колено) тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего.
9 Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его?
10 Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов.
11 Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое;
12 блестящи очи [его] от вина, и белы зубы [его] от молока.
13 Завулон (пятое колено) при береге морском будет жить и у пристани корабельной, и предел его до Сидона.
14 Иссахар (шестое колено) осел крепкий, лежащий между протоками вод;
15 и увидел он, что покой хорош, и что земля приятна: и преклонил плечи свои для ношения бремени и стал работать в уплату дани.
16 Дан (седьмое колено) будет судить народ свой, как одно из колен Израиля;
17 Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад.
18 На помощь твою надеюсь, Господи!
19 Гад , (восьмое колено) – толпа будет теснить его, но он оттеснит ее по пятам.
20 Для Асира (девятое колено) – слишком тучен хлеб его, и он будет доставлять царские яства.
21 Неффалим (десятое колено) – теревинф рослый, распускающий прекрасные ветви.
22 Иосиф (одиннадцатое колено) – отрасль плодоносного дерева, отрасль плодоносного дерева над источником; ветви его простираются над стеною;
23 огорчали его, и стреляли и враждовали на него стрельцы,
24 но тверд остался лук его, и крепки мышцы рук его, от рук мощного Бога Иаковлева. Оттуда Пастырь и твердыня Израилева,
25 от Бога отца твоего, Который и да поможет тебе, и от Всемогущего, Который и да благословит тебя благословениями небесными свыше, благословениями бездны, лежащей долу, благословениями сосцов и утробы,
26 благословениями отца твоего, которые превышают благословения гор древних и приятности холмов вечных; да будут они на голове Иосифа и на темени избранного между братьями своими.
27 Вениамин , (двенадцатое колено) хищный волк, утром будет есть ловитву и вечером будет делить добычу.
28 Вот все двенадцать колен Израилевых ; и вот что сказал им отец их; и благословил их, и дал им благословение, каждому свое".

Итак, приведены имена всех 12 колен Израиля, каждое из которых восходит к одному из сыновей святого Иакова. Выходит, что твой вопрос о происхождении колена Данова неуместен, ибо ясно видно, что это колено происходит от Дана, сына святого Иакова - сына святого Исаака и внука святого Авраама.

Евреи из колена Данова происходят от Дана, его сыновей, внуков и т.д.

Есть еще упоминаение о 12-ти коленах Израилевых у святого Апостола Иоанна в книге Откровения:

Откр.7:
" 4 И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых.
5 Из колена Иудина (1) запечатлено двенадцать тысяч; из колена Рувимова (2) запечатлено двенадцать тысяч; из колена Гадова (3) запечатлено двенадцать тысяч;
6 из колена Асирова (4) запечатлено двенадцать тысяч; из колена Неффалимова (5) запечатлено двенадцать тысяч; из колена Манассиина (6) запечатлено двенадцать тысяч;
7 из колена Симеонова (7) запечатлено двенадцать тысяч; из колена Левиина (8) запечатлено двенадцать тысяч; из колена Иссахарова (9) запечатлено двенадцать тысяч;
8 из колена Завулонова (10) запечатлено двенадцать тысяч; из колена Иосифова (11) запечатлено двенадцать тысяч; из колена Вениаминова (12) запечатлено двенадцать тысяч".

Для удобства восприятия приведу двумя столбцами имена колен упомянутых в книге Бытия и в Книге Откровения, в том порядок, как указано в них. В третьем столбце (крайний справа) приведу список колен из книги Откровения согласованный по порядку со списком книги Бытия.

Книга Бытия
(порядок по старшинству братьев)
Книга Откровения
(порядок по духовному значению)
Упорядоченное Откровение
(порядок, согласованный по одинаковым именам)
1. Рувим 1. Колено Иудино 1. Колено Рувимово
2. Симеон 2. Колено Рувимово 2. Колено Симеоново
3. Левий 3. Колено Гадово 3. Колено Левиино
4. Иуда 4. Колено Асирово 4. Колено Иудино
5. Завулон 5. Колено Неффалимово 5. Колено Завулоново
6. Иссахар 6. Колено Манассиино 6. Колено Иссахарово
7. Дан 7. Колено Симеоново 7. Колено Манассиино
8. Гад 8. Колено Левиина 8. Колено Гадово
9. Асир 9. Колено Иссахарова 9. Колено Асирово
10. Неффалим 10. Колено Завулоново 10. Колено Неффалимово
11. Иосиф 11. Колено Иосифово 11. Колено Иосифово
12. Вениамин 12. Колено Вениаминово 12. Колено Вениаминово

Из данного сопоставления видно, что апостол Иоанн Богослов, по внушению Духа Святого опустил упоминание колена Данова (из которого произойдет антихрист-зверь), заменив его первым сыном Иосифа Прекрасного Манассией.

Быт.41,31: нарек Иосиф имя первенцу: Манассия , потому что [говорил он] Бог дал мне забыть все несчастья мои и весь дом отца моего".

Быт.49,17: "Дан будет змеем на дороге , аспидом на пути , уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад".


Колена Израиля. Большинство названий дано в варианте синодального перевода.

Колена Израилевы (שִׁבְטֵי יִשְׂרָאֵל , шивтей Исраэль ) - названные в Библии родственные племена потомков Яакова , образовавшие, согласно традиции, израильский народ.

Родоначальники колен

При первом перечислении колен Библия называет их именами 12 сыновей Яакова (Берешит 49:28), хотя он уже усыновил, согласно последовательности библейского повествования (но, видимо, не исторической хронологии), Эфраима и Менаше и возвел их в родоначальники двух колен вместо их отца Йосефа (Быт. 48:5; ср. ИбН. 14:4), что увеличивало число племен до 13.

Большинство списков Израилевых колен в Библии, как правило, приводит названия всех 13 колен, но всегда с оговоркой, исключающей колено Леви как посвященное служению культу. Так, оно не входит в счет боеспособных мужчин (Чис. 1:47), не указано его место в порядке следования колен при переходах на пути в Ханаан (там же, 2:33); оно не получает удела в Земле обетованной и в Заиорданье (там же, 26:57, 62 и др.).

Лишенное земельного надела колено Леви фактически как бы не идёт в общий счёт, и выделение его из сообщества колен для выполнения только ему разрешенных функций восстанавливает первоначальное число 12 Израилевых колен. Предписания, касающиеся числа колен без их перечисления, также указывают 12 как их традиционное число (Исх. 28:9–12, 21).

Позиция исследователей Библии 19 - начала 20 века

Научная школа библейской критики, стремившаяся примирить необходимость изучения Библии с господствовавшим в научной среде атеистическим мировоззрением, в отсутствии археологического материала и методов корректного научного исследования (появившихся на протяжении 20 века), пошла по пути выдвижения гипотез разной степени спекулятивности.

В делении израильтян на 12 колен библейская критика усматривает позднейшую генеалогическую конструкцию, призванную объяснить общность истории израильских племен их кровной связью.

Согласно одной точке зрения, союз израильских племен существовал уже в период странствований по Синаю , но завоевание Ханаана велось ими порознь и в разное время.

По другой гипотезе, объединение колен возникло в конце эпохи Судей - начале эпохи монархии, но сознание национального единства, опиравшееся на этническую близость и общность истории, веры и культа, зародилось еще до проникновения израильтян в Ханаан.

Традиция, согласно которой 12 Израилевых колен определились как народ уже в эпоху порабощения израильтян, пришельцев из Земли ханаанской, и их потомков в Египте , считается в этой школе исторически необоснованной. Например, немецкий учёный Мартин Нот, автор книги "Схема 12 колен Израиля" (Das System der zwölf Stämme Israels, 1930) считал, что союз еврейских племён возник только после завоевания Ханаана, и постулировал недостоверность повествования в Торе .

Число 12, принятое в Библии для Израилевых колен, носит во многих архаических традициях (особенно ближневосточных) сакрально-мифологический характер и принадлежит к наиболее употребительным в мифопоэтических культурах числовым шаблонам, часто принятым также в Библии и для других племенных родословий (ср. Быт. 22:20–24; 25:13–16).

Союзы из 12 (или 6) племен известны и у других народов (в Малой Азии, Италии и Греции) и носят в науке название амфиктионий. Они обычно складывались вокруг общего культового центра и обладали устойчивой числовой структурой. Так, если одно из племен выходило из союза или поглощалось другим племенем, число 12 сохранялось либо путем разделения одного из племен на два, либо путем принятия в союз нового племени.

Использование аналогичного способа заметно и в Библии. Когда, например, потомки или колено Леви рассматриваются как одно из 12 Израилевых колен, род Йосефа считается одним племенем (Быт. 46:8–25; 49:1–27), но когда Леви не упоминается, потомки Йосефа рассматриваются как два отдельных коленА (Чис. 26:5–51). Для поддержания двенадцатичленной структуры колено Шимона числится как отдельное племя и после того, как было поглощено коленом Йеhуды (ИбН. 19:1), в то время как колено Менаше продолжает считаться одним племенем и после его фактического распадения на два отдельных клана.

При текстологическом анализе частей Пятикнижия , относящихся к образованию Израилевых колен, выявляется противопоставление двух групп племен, прародительницами которых были две жены Яакова и их служанки:

  • с одной стороны, Реувен , Шимон , Леви и Йеhуда (старшие сыновья Леи), а также Йосеф и Биньямин (сыновья Рахели),
  • с другой - Иссахар и Звулун (младшие сыновья Леи), Дан и Нафтали (сыновья Билхи, служанки Рахели), Гад и Ашер (сыновья Зилпы, служанки Леи).

Тексты, считающиеся более древними, дают основание предположить, что колена, происходившие от шести сыновей первой группы, составляли первоначально ядро объединения, ставшего известным как колена Израилевы. Согласно одной из теорий, разделение сыновей Яакова на группы по их старшинству и акцент на происхождении от различных матерей (Быт. 29:32–30:24; 35:16–18), видимо, указывает на позднейшее присоединение некоторых колен к сообществу или же на более позднее проникновение их в Ханаан , а, возможно, и на то, что уже на раннем этапе имелись различия в статусе колен внутри сообщества.

Возможно, в пользу гипотезы, что народ Израиля первоначально состоял из меньшего числа колен, говорит Песнь Дворы (Суд. 5), относимая к 12 в. до н. э., в которой названы лишь девять колен Израилевых, но из которой следует, что в войне против Явина, царя Хацора , возглавленной Дворой, принимали участие только шесть с половиной колен.

Большинство ученых отвергают теорию, которая, ссылаясь на языческие или мифологические элементы в именах сыновей от служанок (Гад - божество счастья; ср. Ис. 65:11; Ашер - мужская форма от Ашеры; Дан - от древнегреческого мифологического Данай), утверждает, что возникшие от них колена в действительности были иноземного происхождения.

Статус колен

Колена были автономными общинами, управляемыми согласно традиционному патриархально-племенному укладу. Они состояли из родов или кланов (мишпахот), делившихся на семьи (батей ав). Во главе колена стоял князь (наси, рош мате), во главе рода - старейшина (закен, алуф).

Время от времени главы колен и родов созывались, видимо, для отправления правосудия, управления делами колен и т. п. (Чис. 11:16; Исх. 18:21–26; Втор. 1:15–16 и др.). Есть ссылки на заседаниях племенных вождей и старейшин в периоды завоевания страны и судей. "Князья собрания, главы тысяч Израилевых", наряду со священником Пинхасом , вели переговоры с трансиорданскими племенами от имени всего народа. Йеhошуа бен Нун призвал "старейшин, глав, судей, начальников Израиля" заключить завет в Шхеме . Старейшины Израиля, обратились от имени всей страны с просьбой к Шмуэлю назначить царя.

Из повествований Библии о помазании на царство Давида (после смерти Саула его сын был признан новым царём всеми племенами, кроме Йеhуды и Шимона, предпочитавших Давида) и об отказе северных племен признать правление Рехавама (II Сам. 2:4; I Ц. 12:1, 16) можно заключить, что на ранних этапах монархии предводители колен и родов избирали и устраняли царей.

После завоевания Земли Израиля каждому племени была выделена своя территория для расселения. В течение периода расселения и последующей эпохи Судей не было определённой структуры руководства союзом племен, хотя различные кризисы заставляли племена совместно действовать против врагов. Шило служил сакральным центром для всех племен, там находился Ковчег Завета . Имеется скудная информация о наличии рядом с ним каких-то административных учреждений, общих для всех племён.

Наряду с этим, существовали региональные святилища: в Беэр-Шеве и Хевроне для южных племён, в Шхеме и Гильгаль-Йерихо (кроме Шило) - для центральных и в Дане - для северных. Это усугублялось тем, что группы ханаанских поселений разделяли центральные племена и отделяли их от южной и северной групп.

Одной из основных обязанностей глав племенных объединений было сохранение в пределах колена земельных наделов отдельных семейств в соответствии с законами о наследовании, запрещавшими, между прочим, выход замуж дочерей-наследниц за членов другого колена (Чис. 27:8–11; 36:7–9). Наряду с племенными, вероятно, существовали межплеменные институты при центральных святилищах, однако сведения о них чрезвычайно скудны.

В период странствований по пустыне израильтянами руководили племенные князья и старейшины, помогавшие Моше (Исх. 19:7; Чис. 11:16–17; Втор. 27:1 и др.). Собрания вождей и старейшин Израилевых колен созывались и в период заселения Ханаана , а также в эпоху Судей (ИбН. 22:30; 24:1; I Сам. 8:4). Но в эту эпоху сознание национально-религиозного единства и межплеменные связи Израилевых колен настолько ослабли, что они не могли объединиться ради достижения общих военно-политических целей и даже открыто враждовали друг с другом (Суд. 8:1–17; 12:1–6).

Война Саула против Нахаша, царя Амона , в которой все племена действовали "как один человек, от Дана до Беер-Шевы, с землёй Галаадской", доказывает, что племена должны были прийти на помощь любому члену союза, оказавшемуся в трудном положении. Из-за святости союза войны племен считались «войнами Господа". Тем не менее, рассказы в книге Судей о войнах, которые Израиль вёл против своих врагов становится ясно, что союз был довольно слабым в те дни. Песня Дворы дает четкое представление об отсутствии солидарности среди племен. Невозможно было организовать даже совместную войну против общего врага.

Существует точка зрения, что судьи Израиля были отдельными у племён или их групп, а не общими для всего народа. Лишь к концу эпохи Судей , когда израильтяне испытывали военное давление на западе со стороны филистимлян , а на востоке - со стороны заиорданских народов, или когда вопиюще беззаконный поступок людей одного колена вызывал возмущение всех остальных , они объединялись для ведения совместных военных или карательных действий (I Сам. 11:7; Суд. 19–20). Вражда также забывалась, когда какому-либо колену угрожала опасность исчезновения (Суд. 21:13–23).

На протяжении истории менялась роль и место племён в народе. До завоевания Страны Израиля колено Реувена было лидером народа. А уже в эпоху Судей это племя было неактивно, и Двора позорила его в своей победной песне за неучастие в войне с ханаанеями . Оно оказалось на границе Израиля и само его существование как племени было в опасности. Его место в союзе племён занял дом Йосефа , главным образом, колено Эфраима , из которого происходили Йеhошуа бен Нун , Двора и Шмуэль . Колено Эфраима возглавляло войну остальных колен против Биньямина в конце эпохи Судей, когда это племя было почти полностью уничтожено.

Колено Шимона растворилось в колене Йеhуды . Колено Леви распределилось равномерно среди всего народа. В начале периода царств лидерство перешло к колену Йеhуды. Этот переход главенства отражён в I Хроники 5:1-2.

Ликвидация племенного уклада

Монархия, противостоящая традиционному сепаратистскому общинно-племенному укладу колен, стремилась к ослаблению племенного сознания за счет внедрения идеи единого царства, управляемого богоизбранным царем. Давид , по-видимому, еще был вынужден организовать войско и администрацию, согласно традиционному делению народа на 12 колен (I Хр. 12, 27), но предпочтение им колена Йеhуды вызвало ряд бунтов в стране. Соломон поставил 12 «правителей» над народом (I Ц. 4:7), установив границы подвластных им территорий вне связи с границами наделов Израилевых колен.

С уводом десяти колен в Ассирию деление народа на коленА утратило реальное значение, хотя из текста II Хр. 30:10–12 можно заключить, что некоторая часть населения осталась на своих местах. Жители Иудеи , продолжавшие жить на родине до вавилонского пленения , долгое время сохраняли доказательства своего происхождения и даже во времена Эзры и Нехемии искали (особенно духовенство) в реестрах знатных фамилий своих родоначальников среди глав кланов, упоминаемых в Библии (Эз. 2; Нех. 7:5). В эсхатологическом видении Иехезкеля возрожденный Израиль представлен как народ, состоящий из 12 колен (47:13; 48:1–7, 23–29), в число которых, следуя традиции, пророк не включает

Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. 160 иллюстраций Ветхого завета
...И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым и возьми у них по жезлу от колена, от всех начальников их по коленам, двенадцать жезлов, и каждого имя напиши на жезле его; имя Аарона напиши на жезле Левиином, ибо один жезл от начальника колена их (должны они дать); и положи их в скинии собрания, пред ковчегом откровения, где являюсь Я вам; и кого Я изберу, того жезл расцветёт; и так Я успокою ропот сынов Израилевых, которым они ропщут на вас. И сказал Моисей сынам Израилевым, и дали ему все начальники их, от каждого начальника по жезлу, по коленам их двенадцать жезлов, и жезл Ааронов был среди жезлов их. И положил Моисей жезлы пред лицом Господа в скинии откровения. На другой день вошел Моисей (и Аарон) в скинию откровения, и вот, жезл Ааронов, от дома Левиина, расцвел, пустил почки, дал цвет и принес миндали. И вынес Моисей все жезлы от лица Господня ко всем сынам Израилевым. И увидели они это и взяли каждый свой жезл...

Статья была написана несколько лет назад...

Сегодня мы повторяем публикацию...

Странно наблюдать за тем, как образованные люди называют израильтян оккупантами, а арабов, присвоивших себе имя «палестинцы», угнетаемыми.

Не знают истории?

Я был немало удивлен, когда однажды более часа слушал историю Палестины от доцента Московского областного педагогического института, кстати, еврея по национальности, где он доказывал, что евреи оккупировали Палестину, а арабы, дескать, всегда жили на этой территории.

Сознаюсь, тогда, лет 30 назад, я не слишком хорошо знал историю своего народа, во всяком случае, не ту ее часть, когда наши предки несколько тысячелетий жили в Иерусалиме, на земле Палестины - и нигде более. Строили города и селения, разводили скот, сеяли, выращивали овощи и фрукты, и, конечно, воевали, защищаясь от набегов соседей.

Я несколько наивно полагал, что евреи «каким-то образом» живут не в одной стране, а сразу в нескольких. А Палестину для размещения государства Израиль выбрала ООН, и хорошо, что не Уганду. А ведь хотели. Невозможно представить...

Мне, быть может, простительно - я был тогда молодым советским ученым, прикладным математиком, влюбленным в свою науку как в красивую женщину, отнимавшую у меня все мое время. Евреи, Израиль, палестинцы... Я жил в своей стране, где получил образование, престижную работу - заведовал кафедрой в престижном московском вузе, а Палестина, Израиль - они были где-то далеко, меня все это, если и касалось, то постольку-поскольку...

Но вот что странно: сегодняшние дипломаты, политики, ученые, вообще, мировая интеллигенция искренне убеждены, что арабы оккупированы, их мучают, над ними издеваются – не говоря уже о новых – модифицированных кровавых наветах, в которых, дескать, уже не сама «кровь младенцев» нужна евреям, а отдельные органы.

Вы скажете – в это никто не верит. Согласен, не верят. Но после десятой перепечатки «пассажа о краже органов» малообразованные люди (они, обычно, «загораются» первыми) осторожно скажут – а может, и правда? А после «двадцатой» уже начнут передавать друг другу – мол, слышали, евреи-то, оказывается...

И не важно, что палестинские арабы живут – во всех отношениях - лучше, чем их братья в других арабских странах.

Почему молчат историки? Почему, рассказывая об Израиле и еврейском народе на страницах справочных изданий, ссылаются на... Библию, подразумевая, видимо, Ветхий Завет, но не называя его. Слово «Тора» вы не встретите.

Миру, который погряз в войнах и склоках, сегодня удобно называть еврейский район Рамат Шломо в Иерусалиме поселением, а евреев – оккупантами. Но это удобство закончится, когда в мировую паутину информации начнут методично вплетаться статьи историков, в которых мир получит сведения не только о евреях, но и о «судьях».

У всех стран, кроме Израиля - захваченные территории, послевоенная контрибуция, отторжения части пространства для создания зон безопасности, спорные территории – прошлые и будущие, сферы интересов. А у Израиля – оккупация. Почему?

Информационные кампании израильтян должны содержать не оправдания и объяснения – почему Израиль во время пребывания американского вице-президента объявил о строительстве в Восточном Иерусалиме, а вопросы – почему лидеры по конфликтам – США, Россия, Великобритания, Евросоюз – такие праведные во всем, что касается отношений Израиля с арабами, не разрешат свои конфликты в пользу обиженных ими более слабых стран – на «теле» Евросоюза печать негде ставить – сплошные раздоры. Но ведь не обвиняют никого – ищут исторические основания! И, как в случае с Косово, не всегда справедливо. И почему-то всегда несправедливо по отношению к тем, кто конфликтует с арабами.

В отличие от Израиля, который в Секторе Газа подавил систему обстрелов еврейских городов, в Ираке и Афганистане НАТО ведет борьбу за демократию. Какую? Почему? Воюете – воюйте, но не вмешивайтесь в наш регион, в наши дела, в которых вы ничего не смыслите.

Вас не удивляет, что израильские левые, фактически, хотя и безуспешно, разрушая жизнь в Израиле, молчат относительно действий своих спонсоров на Ближнем Востоке? Я опускаю тех, кто, будучи арабом, проживающим в США и Европе, приезжает сюда в качестве американца или европейца, чтобы протестовать против строительства забора безопасности.

Я не указываю на то, что русскоязычная израильская пресса пишет – «в демонстрации протеста принимали участие граждане США и европейских стран». Солидно... Но нелепо – что им тут делать?

Среди журналистов нет патриотов? Или не понимают, что пишут и как это отзовется? Или просто не в силах провести анализ?

Скорее всего, последнее – с экранов ТV вы слышите рассуждения репортеров, внушающих вам, что вы – оккупанты, агрессоры. Они вторят иранскому президенту, дословно, со всеми нюансами, переводя вам его слова. Время эфира идет? Идет. Деньги за эфир получат? Получат. А как это потом отзовется – их не волнует.

Знание истории Израиля - его народа, Иерусалима, построенного тысячелетия назад - будь они известны мировому сообществу, отмели бы сегодняшний рефрен политиков и СМИ – территории, оккупированные Израилем.

И начать, как мне кажется, необходимо с двенадцати колен Израиля.

Колена Израилевы

Это племена потомков двенадцати сыновей Иакова, образовавших, согласно Ветхому Завету, израильский народ. Любопытно, в русской литературе пишут иначе – «согласно Библии», что в принципе верно – с него начинается Библия, но все же, в том, что касается пророков, лучше обращаться не к Библии, а к Ветхому Завету – как первоисточнику. Кстати, делают это не случайно – малообразованная часть российского общества искренне уверена, что Христос не был иудеем. Как быть? Между прочим, в литературе на английском и немецком в аналогичных случаях ссылаются именно на Ветхий Завет.

Вот что пишут российские ученые: «Ветхий Завет - первая, древнейшая из двух (наряду с Новым Заветом), часть христианской Библии, древнее еврейское Священное Писание («Еврейская Библия»), общий священный текст иудаизма и христианства. Предположительно написан в XV-IV веках до н.э.». Хм, если Ветхий Завет - общий священный текст иудаизма и христианства, то это означает, что еврейский мальчик Иисус, с рождения которого и началась новая (наша) эра, появился за 15 веков до своего рождения?

Переход евреев через Красное море (фреска)

«Не кради» - говорит 8-я из «Десяти заповедей», дарованных Моисею Богом на горе Синай после Исхода из Египта. И, хотя Скрижали Завета дарованы евреям, их чтут и христиане. Так почему же находятся и такие, кто крадет истину?

Иаков - третий из библейских патриархов, младший из сыновей-близнецов библейских патриарха Исаака и праматери Ревекки, родившей сыновей после двадцатилетнего бесплодного брака.

И повторюсь - будьте осторожны: в российской божественной литературе пишется, цитирую, «Иаков почитается во всех авраамических религиях: в иудаизме, христианстве и исламе». Это – в принципе неверно, ибо ставит все религии на одну ступень относительно некой более высокой религии (метарелигии). А ее не было! На самом деле, Иаков почитается в иудаизме, и автоматически перешел в разряд почитаемых в христианстве и исламе, для которых иудаизм был первоисточником.

Советую обратить внимание на время и историю образования христианства и ислама, а также сопоставить тексты Нового Завета и Корана с Ветхим Заветом, который старше, как минимум, на два тысячелетия.

Обращает на себя внимание явно проскользнувшая мимо цензоров, напечатанная в одной из энциклопедий, фраза уважаемого историка религий: «В период до разрушения Первого Храма, когда евреи постоянно жили на принадлежащей им земле...». Принадлежащей им земле! Речь – об Иерусалиме и территории, включающей в себя не только современный Израиль, но и Синай, Сирию, часть Ливана. Когда? Иерусалиму более 3500 лет, а Первый Храм, или более точно - Первый Иерусалимский Храм, или Храм Соломона, был построен в 950 году до н.э., а спустя 364 года разрушен.

После смерти Соломона - третьего еврейского царя - Израильское царство разделяется на два - Израиль и Иудею. И, кстати, евреем в то время являлся каждый, кто принадлежал к еврейскому национально-религиозному сообществу – то есть, жил на этой Земле, даже если он не происходил от одного из колен Израилевых.

Сообщения прессы о коленах Израилевых (воспринимаемые как сенсационные) вызывают злобу не только у профессиональных антисемитов, их, кстати, не так уж и много, но и у профессиональных историков. В российском энциклопедическом издании вы можете без труда прочитать следующее, цитирую: «...Царство Израильское было завоевано Ассирией. Все десять колен, населявшие Израильское царство, были безвозвратно утеряны». Безвозвратно? Кто же вам это сказал?

Итак, у Иакова были две жены - Лия и Рахель, а у жен - служанки - Валла и Зелфа. Они родили своему господину 12 сыновей: Лия – Рувена, Шимона, Левия (Леви), Иуду, Иссахара, Звулона, Рахель – Иосифа и Биньямина, Валла – Дана и Нафтали, Зелфа – Гада и Ашера.

Лия и Рахель были сестрами. После смерти Лии, Иаков, как принято было в те благословенные времена, женился на младшей сестре – Рахели, которая умерла при родах Биньямина в местечке около Вифлеема (Бейт-Лехема). Место ее захоронения почитается с глубокой древности как могила праматери Рахель. Оно является священным как для евреев, так и для христиан и мусульман. Любопытно, что, по преданию, Рахель и Иаков были в Беэр-Шеве.

В Земле обетованной - Земле Израильской - каждое колено получило свой удел. Колено Рувена - в Заиорданье – севернее реки Иордан, как более пригодном для пастушеской жизни, Шимона - на юго-западе Ханаана (Ханаан, Кнаан - происходит от семитского корня, означающего «изгибаться вниз»), к западу от Иордана.

Колено Левии – левиты, было единственным, не получившем надел и находилось в зависимости от своих братьев. Левиты – священнослужители – традиционно занимались обучением народа законам Торы. Они обязаны были охранять порядок при богослужении, руководить при жертвоприношениях. Они были также музыкантами и исполнителями псалмов. Каждое еврейское поселение обязано было поддерживать их десятинами и пожертвованиями.

Иуда - родоначальник знаменитого колена, получившего надел на Юге, из которого произошел Давид, основатель царской династии, а также, по иронии судьбы, христианские святые – мать Иисуса Христа Богородица и его отец Иосиф Обручник, обрученный с Богородицей, которая «прежде их обручения стала беременной».

По имени Иуды были названы евреи – иудеи, и получило название одно из еврейских государств - Иудейское царство.

Колену Иссахара была отведена в удел северная часть Земли обетованной, в которую входила и плодородная Изреельская долина – от горы Кармель на западе до Иордана на востоке. Сегодня эта территория входит в состав Галилеи, городским центром долины является город Афула.

Поль Гюстав Доре (1832–1883). Мор скота в Египте. 1866. Лондон. Гравюра на дереве

Колено Звулона не сыграло особой роли в еврейской истории. Тем не менее, после исхода евреев из Египта ему была отведена северо-западная часть страны - между Тивериадским озером (Кинеретом) и Средиземным морем с Назаретом во главе.

Проблемы с распределением земель среди колен Израилевых начались с 928 года до н.э. - после смерти царя Соломона единое Израильское царство распалось на два - Иудею на юге (земли колен Иуды и Биньямина) и Израиль на севере (территория проживания остальных десяти колен). Основную роль в северном царстве играли колена Эфраима и Менаше – потомков Иосифа.

В 732-722 годах до н.э. израильтяне были захвачены ассирийцами. Часть народа была уведена в плен и расселена небольшими группами в различных областях этой огромной державы.

Ассирия в то время занимала территории современного Ирака, Сирии, Ливана, восточную часть Турции и, захватив Израиль, превратилась в Ассирийскую империю. Однако, на мой взгляд, ассирийцы, пойдя войной на Израиль, допустили ошибку, которую Всевышний им не простил. В итоге, просуществовав около тысячи лет, Ассирия была уничтожена Мидией и Вавилонией, а талантливый народ – ассирийцы, рассеяны по миру и, мне кажется – единственные, кто не имеют сегодня своего государства.

Так возникла первая еврейская диаспора, результаты которой определили то, что мы имеем сегодня. Хороши они или плохи? Существуют разные мнения на этот счет, которые мы здесь обсуждать не будем.

Многое из того, что вы, читатели, узнаете ниже, вызовет у вас удивление. Впрочем, вас, взявших на себя ответственность за переселение на Родину предков, вряд ли можно чем-то удивить. Но я, все же, попробую.

Исторические сведения о потерянных коленах Израилевых весьма отрывочны, противоречивы, часто не согласуются с уже известными сведениями, не вписываются в имеющиеся исторические представления и каноны.

На протяжении многих веков местонахождение потерянных колен оставалось загадкой. Однако, в конце XX века, во времена информационного взрыва и появления всемирной паутины, появились теории, предположения, даже мистификации, связанные с нахождением колен среди других народов в разных частях Света.

Как определить – кто есть кто, применительно к нашей ситуации? С помощью генетического теста на важнейшую в генетической генеалогии «гаплогруппу Y-ДНК», или, проще говоря, генетического маркера еврейской группы.

Потомки определенных колен Израилевых

Бней-эфраим – небольшое племя на юге Индии в штате Андхра-Прадеш, считающее себя потомками колена Ефрема, младшего сына Иосифа. Бней-Менаше – также небольшое племя в индийских штатах Манипур и Мизорам, считающее себя потомками колена Менаше. Бней-Исраэль - потомки евреев, говорящих на языке маратхи, проживающие в Бомбее и крупных городах Индии и Пакистана. Евреями, происходящими от Израильского царства, также считают себя и племена Насрани из Малабара на юго-западном побережье Индии. Ну, и, конечно, кочинские евреи – жители Кочина - первого европейского поселения в Индии, основанного Васко да Гама, где он и умер.

Недавно стало известно об африканском племени лемба, обитающем в Зимбабве и ЮАР: анализ ДНК, проведенный учеными Лондонского Университета, показал – у них еврейские корни. Более того, этот немногочисленный клан относится к роду Коэнов.

Эфиопских евреев – фалашей, или Бета-Исраэль - дом Израиля в Африке, вам можно и не представлять, ибо вы хорошо их знаете. Менее известно, что свое начало они берут от Менелика I - сына царя Соломона и Меакеды - царицы Савской. Когда-то они жили, в основном, в северной и северо-западной Эфиопии, вокруг озера Тана. Основным занятием было земледелие и различные ремесла: гончарное дело, прядение, ткачество, плетение корзин, кузнечное и ювелирное дело.

Персидские евреи, как и евреи Афганистана, Средней Азии и Восточного Кавказа, являются потомками колена Ефрема. Пожалуй, нет более запутанной темы, чем еврейско-иранские языки. Ими пользуется часть группы персидских евреев, другая - курдистанские евреи, проживающие на стыке Ирана, Турции и Ирака, сохранили еврейско-арамейский язык и его разновидности, а также миандоабский еврейский диалект азербайджанского языка.

Всего же я насчитал более 20 наименований языков в еврейско-иранской группе. Вот лишь некоторые из них: горско-еврейский язык (еврейско-татский - джухури), еврейско-таджикский и еврейско-бухарский, вымерший еврейско-персидский диалект гилеки, существовавший в афганском Герате, еврейско-ширазский диалект - язык евреев Шираза на юге Ирана, еврейско-хамаданский диалект – язык евреев на западе Ирана и языки других его областей.

Любопытно другое - все еврейско-иранские языки при письме обычно использовали алфавит иврита - за исключением советского периода, когда в «приказном порядке» ввели кириллицу, а в некоторых случаях - латиницу.

Потомками колен Ефрема, Менаше, Звулона, Гада и Левия считают себя евреи Игбо в Нигерии. Самаритяне, живущие в Израиле в Шхеме и Холоне, которые не отправлялись в изгнание и проживали там с библейских времен, считают себя потомками все тех колен Ефрема и Менаше.

Потомки неопределенных колен Израилевых

Произошедшие, чаще всего – от всех десяти. Это - караимы, считающие себя продуктом смешения десяти колен Израилевых с тюрками, племя в Гане, называющее себя «Дом Израиля», афганские пуштуны, курды (не путать с курдскими евреями), религиозное движение Макуя в Японии, мормоны, верящие, что десять колен Израилевых переселились в Америку.

Наконец, народ Цян из северо-западного Китая, уверенный в том, что он - потомок Авраама. Цян – один из 56 официально признанных народов Китая. По быту и традициям близки к тибетцам, которых называют своими родственниками. Численность – более 350 тысяч человек. Среди них немало ученых и бизнесменов, но никто из них не входит в правящую партийную элиту.

Европейский след . И это не столь примитивно, чтобы вызвать у вас улыбку на лице, которая возникает в таких случаях.

Британский израилизм - теория англо-израилитов, считающих, что европейцы и американцы - прямые потомки десяти колен, ведущие свое начало от скифов и киммерийцев. А все благодаря ассирийцам, которые переселили северные колена в Скифию.

Под европейцами в данном случае подразумеваются финны, швейцарцы, шведы, норвежцы, французы, бельгийцы и голландцы, а также, произошедшие от колена Дана датчане, ирландцы и валлийцы. Любопытно, что по одной из теорий в эту группу входят и русские.

Помните, как говорила Няня – обалдеть! Известно, пророк Иеремия посетил Ирландию с принцессой Теа Тефи из королевского рода Израильского царства. В итоге, ирландцы - островные кельты – потомки иудеев. Ученые указывают на многочисленные параллели между еврейской и ирландской культурой, а главное – обычаи кельтов.

Ученые утверждают: родословная английских королей восходит к царю Давиду через Джеймса VI шотландского и Фергуса Великого Ирландского, а хранящийся в Вестминстерском аббатстве коронационный камень служил подушкой Яакову в Бейт-Эле. Затем он был перенесен в Египет и позже доставлен пророком Иеремией в Антрем в Ирландии, где находился тысячу лет.

Аборигены Америки . Больше всего теорий именно на эту тему. Исследователи XVII-XVIII веков собрали достаточно доказательств того, что некоторые племена американских аборигенов происходят от десяти колен.

Книга Мормона - Священное Писание церквей, опубликованная в 1830 году, утверждает, что американские туземцы происходят от колена Менаше. Ученые нашли генетическое и лингвистическое сходство между индейцами чероки и евреями.

Нюанс еще и в том, что Христофор Колумб в свою экспедицию в 1492 году взял переводчика с иврита и арамейского языка, полагая, что на этих языках говорят местные жители. И, кстати, именно крещеный еврей Луис Торрес стал первым европейцем, ступившим на землю Нового Света.

Интересно - как на это отреагирует товарищ Чавес: ученые утверждают - индейцы Эквадора, Перу, Бразилии и соседних стран являются потомками колен Рувена и Леви. И что они произносят молитву, почти полностью совпадающую с «Шма Исраэль»...

Японцы – потомки десяти колен . Это утверждение историков религий может «убить» кого угодно. В его основе - параллели между японскими и еврейскими ритуалами и даже языком.

Только лишь перечень народов, претендовавших на то, чтобы считаться потомками десяти колен, занял бы не одну страницу. Сюда входят и еврейские этнические группы, которые могли быть потомками изгнанников, и народности, про которые существовало мнение, что они потомки израильтян, и группы, вообразившие себя потомками евреев после знакомства с Ветхим Заветом через христианских миссионеров, и христианские секты, уверенные, что они восходят к древнему Израилю.

Провести генетическую экспертизу для доброй четверти человечества? Невозможно...

Эпилог .

Если жизнь, как полагают ученые, развивалась с востока на запад и с юга на север, то эта теория более или менее вписывается в главенствующую концепцию развития. К тому же, масса слов и выражений европейских языков указывает на ивритские корни.

Но у меня вопрос: а как тогда – в сфере той же концепции – выглядит начало жизни в древней Палестине и религия еврейского народа? Как пришедшие с Востока?

Я работаю над циклом «12 колен Израилевых», и надеюсь, что кого-то эта работа заинтересует. Пока выставляю два листа: «Реувен» и «Шимон».

Реувен (Рувим)- первенец Иакова, но Иаков порицает сына за связь со своей наложницей.

Иаков, описывая характер Реувена, сравнивает своего сына с разрушительным потоком воды, бушующем в руслах Святой Земли. Подобно сметающему все на своем пути натиску воды, Реувен не отличается нравственным самообладанием. « Ты взошел на ложе отца твоего, ты осквернил постель мою, взошел». В Бытие, 35:22, сказано, что Реувен вступил в интимные отношения с наложницей Иакова, Валлою. Реувен нарушил честь своего отца и потому потерял право руководить Израилем. В результате, его колено не занимало никакой влиятельной позиции в народе.


На гербе Реувена изображено растение- мандрагора. По форме корень растения напоминает человека, он помогает от бесплодия. Камень — одем («красный») — помогает беременной женщине выносить ребенка.


Колено Реувена (Чис. 1:5; Отк. 7:5) было богато стадами и поэтому выбрало себе местожительство к востоку от Мертвого моря, между Арноном и коленом Гадовым, в стороне от остальных колен (Чис. 32:32, 37 и дал.; И. Нав. 13-15). Моавитяне были их опасными соседями. Колено Рувимово одно из первых было отведено в плен (4 Цар 10:33; 15:29; 1 Пар. 5:26).


Реувену посвящен месяц Рака - Таммуз.

Шимон (Симеон). Его родоначальник описывается как человек чрезвычайно жестокий. Вместе со своим братом Леви он совершил кровавое истребление жителей города Шхема (Сихем) за оскорбление своей сестры Дины сыном местного князя.

Шимон был зачинщиком продажи Иосифа в рабство, которое произошло также возле этого города.

Колено Шимона вело пастушеский образ жизни, постепенно смешались с соседними еврейскими племенами, в частности с иудеями и вениамитами.. Представителем этого племени выступает в Библии Юдифь

Иаков сурово осуждает склонность Шимона и Леви к насилию и предсказывает, что их потомки будут «разделены в Иакове, рассеяны в Израиле». Во время пребывания в Египте потомки Шимона (равно как и Реувена и Леви) не предавались идолопоклонству и не вступали в браки смешанные.

В то же время Шимон среди тех, кто на пути в Ханаан стал «блудодействовать с дочерьми Моава».

Эмблема на знамени: город Шхем на зеленом фоне.

Во всех этих случаях проявилась несдержанность человека, обладающего силой и мощью. Камень Шимона — топаз зеленоватого цвета — помогает сдерживать необдуманные порывы и обуздывать страсти.

Вот уже около двух тысячелетий прошло с тех пор, как евреи не без стараний (в том числе и героических) своих предков – потомков 12 родственных групп (Израилевых колен), остались без своего государства, без своей земли, без храма
Божьего.

Окончательно утратив единство, народ еврейский предстал пред миром мононациональной, но разобщенной группой людей, которая расселилась по разным его уголкам, образовав свои устойчивые общины, зачастую даже не ведавшие друг о друге.

Это не мешало евреям сохранять свой еврейский характер, свою еврейскую логику, еврейское понимание жизни и еврейское отношение к ней. А главное – свою высочайшую пассионарность. Благодаря своим врожденным качествам, они были столь же полезны миру, сколько и ненавистны ему. Эти две составляющие и стали основой сюжета настоящей книги.

«Тринадцатое колено» – такое название автор дал сообществу людей, потомкам 12 Израилевых колен, добровольно или принудительно оказавшимся за пределами Эрец Исраэль. На протяжении многих столетий новой эры все они находились в неопределенном положении, с общегрупповым сознанием народа, изгнанного и рассеянного. Главной идеей этого сознания, его доминантой, было чувство национальной ущемленности и комплекс народа-жертвы. Это было настолько заметным, что являлось психологическим обоснованием для ненавистного отношения к ним и преследований со стороны гоев (не евреев).

Смысловая нагрузка термина «Тринадцатое колено» заменяет такие пессимистичные названия, как «изгнанные (галутные) евреи» или «евреи рассеяния». И не только в сравнении с ними, а вообще, это словосочетание звучит гордо, потому как Тринадцатое колено – это евреи мира. Возможно, такой и была Божественная задумка.

Тринадцать – столько было Израилевых колен изначально. Но одному из них – колену Леви – повезло особо. В связи с «производственной» необходимостью вместо земельного надела Бог наделил его особым статусом – служения Ему. Леви стал проводником Божественной идеологии, а его потомство (левиты) – священнослужителями. Поскольку их род занятий был иным, чем у других 12-и колен (земледелие, скотоводство, ремесла), левиты были исключены
из общего числа колен. И в «штатном расписании» у избранного народа появилась вакансия под номером 13. Длительное время она оставалась не занятой.

Но вот, наступила пора, когда за пределами Эрец Исраэля стало происходить смешение потомков древнего «Двенадцатиколенного Израильского царства». Не стало 1-го колена, как такового, 5-го, 10-го и т.д. Вместо них образовалась мировая общины евреев новой эры. Именно ей, этой общине, автор книги и дал название «Тринадцатое колено», тем самым заполнив вакансию в «штатном расписании». Кроме нее, нет, и уже не может быть другой еврейской кандидатуры, которая отвечала бы стандартам всех времен.

А теперь внимание цифре «13» и исключительному праву евреев монополизировать ее.

В отличие от большинства других цивилизованных народов мира, у евреев отсутствует трискаидекафобия (страх перед числом 13). Сочетание цифр, образующих число «13», как и само число «13», является не просто знаковым, но и главным в еврейской истории и культуре. А потому без всяких оговорок «13» – это еврейское число.

Через 13 лет после рождения Измаила – сына Аврама от рабыни Агарь, Бог принял решение о создании еврейского народа. Для чего заключил союз с Аврамом.
В 1313 г. от сотворения мира евреи вышли из Египта и направились к Земле обетованной.

Шестьсот и еще тринадцать букв (всего 613) содержат десять заповедей, провозглашенных Богом.

Шестьсот и еще тринадцать заповедей (всего 613) содержит Тора.

«Тринадцать принципов (основных постулатов) иудаизма» составляют основу еврейского мировоззрения.

«Тринадцать божественных атрибутов милосердия» (качеств милосердия Бога) содержатся в тексте коллективной молитвы «Таханун» («Мольба»).

Тринадцать правил герменевтики (методика истолкования текстов) Торы, составленные в I–II вв. одним из ведущих законоучителей – Рабби Ишмаэлем, делают ее доступной для правильного понимания.

Тринадцать месяцев имеет еврейский високосный год (12 постоянных и 1 «вставной»).

Тринадцать раз Тора упоминает слово брит (союз) в рассказе о том, как Всевышний повелел Авраму совершить обрезание себе и всем мужчинам своего дома.

В тринадцать лет еврейский мальчик достигает возраста зрелости, совершеннолетия и становится бар-мицва (человек, способный нести ответственность за свои поступки).

Согласно гематрии (числовое значение букв и слов древнееврейского алфавита), 13 – числовое значение еврейского слова «любовь» - аhава. А любовь – это уже счастье.

Вероятно, поэтому евреи всегда утверждали, что «13» – счастливое число.
Возможно, оно действительно счастливое для тех 13 млн евреев, которые жили в мире в начале третьего тысячелетия, и всем известное еврейское счастье потому и называется «еврейским».

Период «зачатия» 13-го колена относится к 770-м гг. до н.э., когда вместе с исчезновением Израильского царства исчезло 10 Израилевых колен. Хотя многие исследователи утверждают, что современные евреи являются потомками только двух колен евреев-иудеев, все же первыми рассеялись по белому свету десять колен евреев-израильтян, и именно в VIII в. до н.э.

Только ведь евреи бесследно не исчезают. В чем легко убедиться, прочитав эту книгу.

Окончательное созревание «плода» закончилось в конце II в. н.э., когда практически все евреи (теперь уже иудеи) оказались в изгнании.

Таким образом, если не считать периода обустройства в новых условиях жизни (в диаспоре), годом рождения 13-го колена можно считать 200 г. н.э., когда евреи, лишенные своего государства, рассеялись по разным странам мира. Именно в этот период времени от смешения разных миграционных потоков образовалась мировая община евреев, потомков Двенадцати Израилевых колен. Потому 13-е колено – это колено диаспоры потомков евреев, изгнанных из Эрец-Исраэль.

Диаспора – от греческого слова diaspeirein, которое первоначально означало естест-венный процесс – «разбрасывать», «рассеивать». С 250-х гг. до н.э. это слово уже использо-валось для обозначения рассеянного народа. А галут – это (совсем просто) изгнание.

Те десять Израилевых колен, которые как бы потерялись, и те два Израилевых колена,которые рассеялись, выполнили свое предназначение и сегодня интересуют лишь особо любознательных историков.

Их далекие потомки – беспокойное сообщество людей, или 13-е колено, уже многие столетия стараются сделать мир лучше и добрее. Народ этого колена всегда был активным участником тех событий, которые, по его разумению (иногда ошибочному), свершались на благо всего общества, во имя улучшения жизни и развития цивилизации. Только поиск рождает новые повороты качества, способные изменить культурные, финансовые и социальные условия жизни всех и каждого человека в отдельности. А образ жизни еврея – это всегда поиск.

Нередко народ 13-го колена становился активным участником движений за справедливость и гуманизм, если даже его личные интересы отсутствовали. А в борьбе со злом он всегда был на передовых позициях.

На передовых позициях народ этот оказался и в период Второй мировой войны. Одна его часть яростно сражалась на фронтах войны, а в тылу создавала оружие победы над врагом.

Другая часть – безоружные и беззащитные евреи, преданные теми, с кем рядом жили, стали жертвой Холокоста, добычей нацистских палачей.

Свой преступный путь эти палачи, изверги рода человеческого, завершили на виселице. Но прежде, чем оказаться с петлей на шее, каждому из них, осужденному к повешению Международным военным трибуналом, пришлось подняться по 13-ти деревянным ступеням эшафота, сооруженного для их казни. Самый важный параграф устава военного трибунала был под номером 13. Он гласил: «Суд признается полномочным самостоятельно определять ход процесса». И он с этой задачей справился.

Беззащитной оказалась и та часть евреев 13-го колена, которые считались гражданами Советского Союза. Для них всех вскоре, после окончания ВОВ, цифра «13» стала знаковой, а для многих и роковой.

13 человек из 14 арестованных членов ЕАК были расстреляны.

«13» – такой номер был присвоен «антисионистскому» отделу в составе ГРУ, созданному в 1952 г.

На 13 марта 1953 г. было запланировано сообщение о расстреле «врачей-отравителей», который должен был состояться накануне…

Только до такого «бенефиса» кровавого спектакля его режиссер и постановщик не дожил.

Книга «13-е колено» подробно рассказывает о том, как все это было в Российской империи, а затем в СССР. Какое «негодяйство» не только в этой стране, но и во всем мире, творили евреи.

Поверить в это «негодяйство» было проще простого, особенно тем, кому хотелось в него верить. Тем более что другой информации о евреях не было, как не было и истории народа,которому без малого 4 000 лет. Ее в советские годы запрещалось знать даже самим евреям. А тех, кто самостоятельно пытался познакомиться с ней, преследовали и даже сажали за решетку.

Под запретом оказалась и Симфония №13 великого русского композитора Дмитрия Шостаковича (о ней будет рассказано ниже). Она, по сути дела, стала музыкальным памятником евреям – жертвам Холокоста, и опять-таки под номером 13.

И все же о чем эта книга? Если коротко, то это рассказ без утомительных подробностей, охватывающий период жизни человечества от сотворения мира до наших времен. О том, как появились евреи, что евреи сделали для цивилизации и человечества за историю своего существования, и, что это человечество делало с евреями за все хорошее.

То, о чем рассказывает книга, можно было бы назвать «2 000 лет еврейского счастья».

Только счастье это – особенное, а если более конкретно – неоднозначное. Оно единственное, которое имело и имеет два крайних состояния: в кавычках и без кавычек.

«Еврейское счастье» – это ничем не объяснимая крайняя степень невезения, которым «избалованы» только евреи. К нему относятся и неожиданные беды, которые «нормальных людей» обходят стороной, по крайней мере, чаще, чем евреев. Выражение «еврейское счастье» потому и появилось, потому и стало крылатым, что евреи самый многострадальный народ на земле. К несчастью, такое «счастье» было неотделимо от всей еврейской истории, в том числе и древней. А началось оно с их визита в Египет: пришли как гости, а жили как рабы. После чего еле унесли ноги.

Другое еврейское счастье – оно без кавычек и означает, что евреи самый счастливый народ на земле, так как настоящее счастье – это делать добро и приносить пользу людям. И в этом они бесспорные лидеры.

О том, что такое счастье вообще, не расскажешь. О нем можно вести бесконечные споры, и все потому, что его нельзя сфокусировать в чем-то одном. И только «еврейское счастье» воспринимается однозначно. На протяжении двух тысячелетий 13-е колено евреев испытало его сполна. Появился даже некий алгоритм еврейского счастья. Это промежуток времени между двумя еврейскими несчастьями.

А вот как подытожил историю жизни еврейского народа в диаспоре поэт Авраам Файнберг:

В Изгнаньи – два тысячелетья,
Страдания из рода в род.
Казалось, сил нет жить на свете –
Не сдался избранный народ!

13-му колену евреев почти две тысячи лет. Ничего плохого оно человечеству не сделало. Ни-че-го! Это последнее колено евреев в нашем мире. И если придет ему замена, то лишь с приходом Мессии (Машиаха), который неизвестно когда появится. Но до тех пор еще жить, да жить. Лучше в мире и взаимном уважении всех народов и наций.

Плохих народов и наций не бывает. Плохими бывают люди и жизнь.

Часто люди становятся плохими от плохой жизни, а жизнь становится плохой от плохих людей. Вот эту проблему и надо решать всем миром.

Всю свою историю 13-е колено было на передних рубежах борьбы за лучшую жизнь народов мира. Есть основания полагать, что оно сохранит эти позиции и в будущем.
Такой уж у него характер!

Что касается самой цифры 13, то на протяжении 1 800 лет она стала цифрой судьбы еврейского народа, изгнанного из своей страны. В этом не трудно убедиться, читая книгу.