Структуры мозга и эмоции. Мозг — основа слаженной работы организма

Периферическая теория эмоций Джеймса-Ланге

Согласно этой теории, эмоциональные состояния являются вторичным явлением - осознанием приходящих в мозг сигналов об изменениях в мышцах, сосудах и внутренних органах в момент реализации поведенческого акта, вызванного эмоциогенным раздражителем. Американец В. Джеймс (18884) и не зависимо от него датчанин Г.Ланге (1885) сформулировали теорию, согласно которой возникновение эмоций обусловлено внешними воздействиями, приводящими физиологическим сдвигам в организме. Ощущение этих собственных ощущений в организме и переживаются человеком как эмоция. Джеймс подчеркивал, что телесное возбуждение следует непосредственно за восприятием вызвавшего его факта, и осознания нами этого возбуждения, в то время как оно совершается и есть эмоция. Суть своей теории Джеймс выразил известным парадоксом: «Мы чувствуем печаль, потому что плачем; мы боимся, потому что дрожим». В рамках этой теории физиолого-телесные периферические изменения которые обычно рассматривались как следствие эмоций, стали их причиной. Теория Джеймса Ланге сыграла важную роль в развитии теории эмоций, обозначив связь между тремя событиями: внешним раздражителем, поведенческим актом и эмоциональным переживанием. Наиболее уязвимым местом теории остается сведение эмоций лишь к осознанию ощущений, возникающих в результате периферических реакций.

Круг Папеца

В физиологии высшей нервной деятельности существует понятие «круг Папеца», обозначающее нервные структуры, генерализованно возбуждающиеся при эмоциональном реагировании и названные по имени физиолога, создавшего теорию механизма эмоций (Papez, 1937). В «круг Папеца» входят гипоталамус, передние ядра таламуса, поясная извилина, гиппокамп и их взаимосвязи. Решающее значение в «круге Папеца» придается гипоталамусу, соматические и висцеральные импульсы к которому могут приходить из различных периферических источников.
Недостатком гипотезы Папеца, по мнению Э. Геллгорна, является игнорирование им роли новой коры в эмоциональном реагировании. «Круг Папеца» положен в основу лимбикосреднемозгового «круга Науты» (У. Иаута, 1963), изобразившего графическивзаимосвязи подкорковых структур «круга Папеца».

Папец предполагал, что эмоции первично определяются поясной извилиной и вторично другими кортикальными областями. Эмоциональная экспрессия контролируется гипоталамусом. Поясная извилина проецируется на гиппокамп, а гиппокамп на гипоталамус при помощи пучка аксонов, который называется форниксом (сводом). Гипоталамическая импульсация достигает коры через релейные передние ядра таламуса.

Противоречия:

  • У человека стимуляция гиппокампа электрическим током не сопровождается появлением эмоций. Субъективно пациенты испытывают лишь спутанность сознания.
  • Связь с эмоциональным поведением обнаруживают гипоталамус и поясная извилина.
  • многие структуры мозга, не входящие в состав круга Папеца, оказывают сильное влияние на эмоциональное поведение. Среди них особая роль принадлежит миндалине, а также лобной и височной коре головного мозга.

Структуры мозга и эмоции

В лимбической системе и связанных с ней отделах среднего мозга найдены эмоциогенные зоны, возбуждение которых сопровождается положительными (положительные эмоциогенные зоны, центры удовольствия, центры подкрепления) или отрицательными (отрицательные эмоциогенные зоны, центры наказания) эмоциями. Основныеположительные эмоциогенные зоны располагаются по ходу медиального пучка переднего мозга (пучка нервных волокон, связывающего между собой покрышку среднего мозга, гипоталамус и отделы лимбической системы), и главным образом - в гипоталамусе; кроме того, такие зоны можно найти почти во всех отделах лимбической системы. В положительных эмоциогенных зонах сосредоточены тела дофаминергических нейронов,аксоны которых идут к структурам лимбической системы. Основные отрицательные эмоциогенные зоны расположены в околоводопроводном сером веществе среднего мозга, гипоталамусе и таламусе.

· Эти зоны были обнаружены с помощью метода самораздражения. Для выявления положительных эмоциогенных зон животному в мозг вживляются электроды и предоставляется возможность нажимать на рычажок и тем самым раздражать эти зоны. В случае, если электрод находится в положительной эмоциогенной зоне, животное постоянно (до 7000 раз в час!) нажимает на рычажок, отказываясь ради этого от еды и питья, вплоть до гибели от истощения. В случае же, если электрод вживлен в отрицательную эмоциогенную зону, через него постоянно посылают ток, а нажатие на рычажок приводит к выключению тока, картина будет той же - животное откажется от всего, лишь бы прервать раздражение «центров наказания». Раздражение положительных и отрицательных эмоциогенных зон у бодрствующих добровольцев при нейрохирургических операциях сопровождается, со слов этих добровольцев, чрезвычайно приятными или, наоборот, неприятными переживаниями.

· Средний мозг не относится к лимбической системе, однако в нем залегают программы эмоционального выражения (например, у кошки- оскал зубов, шипение и прочие внешние признаки ярости). Это вполне согласуется с общей двигательной функцией стволовых отделов мозга - в них хранятся программы цельных движений (гл. 5).

  • Миндалина играет в эмоциях существенную роль, гипоталамус и центральное серое вещество среднего мозга тоже вовлекаются в выражение эмоциональных состояний. В осуществление эмоций вовлекается нейронная система, которая включает миндалину-гипоталамус-центральное вещество среднего мозга. В качестве высшего отдела, контролирующего эту систему, рассматривают фронтальные отделы ассоциативной коры. Области, связанные с реализацией страха и ярости, объединяются в миндалине. Это можно сказать и о центрах гипоталамуса и серого вещества среднего мозга. Хотя такая эмоция неудовольствия как страх интенсивно исследовалась, только в 1954 году Олдсом и Милнер было показано, что в мозге существует центр удовольствия. В настоящее время известно, что центр удовольствия включает голубое пятно (locus coeruleus), вентральную часть покрышки, медиальный пучок переднего мозга (латеральный гипоталамус) и прилежащее ядро (nucleus accumbens).

Система вознаграждения - эволюционно древнее образование мозга .

У млекопитающих она устроена сложно и связана с областями мозга, придающими эмоциональную окраску ощущениям и направляющими поведение животных и человека на достижение вознаграждения - пищевого, полового, социального и т.д.

· Эйфория наступает при стимулирующем действии на мозговую систему вознаграждения.

· Система представляет собой сложную сеть нервных клеток, вызывающую чувство удовольствия после еды или занятий сексом, т.е. форм активности, необходимых для выживания и продолжения рода.

· Стимуляция системы вознаграждения доставляет наслаждение и побуждает снова и снова прибегать к тем формам активности, которые его обеспечили.

· Исследования показали, что система вознаграждения связана с каскадом реакций, вовлекающих несколько нейромедиаторов и структур лимбической системы.

· Результатом работы этой системы является активация мезолимбического дофаминового пути, который начинается в покрышке головного мозга и заканчивается дофаминовыми рецепторами D2 нейронов, локализованных в прилежащем ядре и гиппокампе.

Ключевым звеном мозговой системы вознаграждения является сеть мезолимбических дофаминовых нейронов - нервных клеток, расположенных в вентральной области покрышки (ВОП) у основания мозга и посылающих проекции в различные отделы передней части мозга, главным образом в прилежащее ядро (nucleus accumbens). Нейроны ВОП высвобождают из терминалей аксонов нейротрансмиттер дофамин, связывающийся с соответствующими рецепторами нейронов прилежащего ядра. Дофаминовый нервный путь из ВОП в прилежащее ядро играет важную роль в развитии наркотического привыкания: животные с повреждением этих мозговых структур полностью утрачивают интерес к наркотикам.

Голубое пятно

– это ядро ствола мозга, которое вовлекается в физиологические ответы на стресс и панику. Открыто оно в 1700 г. Оно расположено в дорзальной стенке ростральной части моста. Это основное место синтеза норадреналина. Состоит это ядро из нейронов среднего размера. Гранулы меланина внутри голубого пятна окрашивают это место мозга в голубой цвет. Нейромеланин формируется при полимеризации норадреналина и является аналогом черного нейромеланина, в основе которого лежит полимеризации дофамина.

Прилежащее ядро

– это парная структура.

Нейроны NA продуцируют ГАМК и они являются основными клетками, формирующими выход NA. Таких нейронов около 95%, но есть и клетки другого типа – это холинергические интернейроны.

NA проецируется на бледный шар, дорзальный таламус, стриатум и префронтальную кору. Часть эфферентов направляется в черную субстанцию и ретикулярную формацию ствола мозга.

Входы получает от префронтальной ассоциативной коры, миндалины и дофаминэргических нейронов вентральной покрышки (VTA).

Ядра шва

Находятся ядра шва в центральной и медиальной частях ствола мозга. Ядра шва традиционно рассматриваются как медиальная часть ретикулярной формации.

Ядра шва имеют пусковое значение для всей нервной системы. Большая часть нейронов этой структуры является серотонинэргической. Существенно, что синтез серотонина в красных ядрах определяется сложным взаимодействием между ними.

Проекции от ядер шва имеются в дорзальных рогах серого вещества спинного мозга, где они регулируют высвобождение энкефалина, тормозящего ощущение боли.

Эти ядра лежат у основания больших полушарий.

Базальные ядра

К базальным ядрам относятся

· Полосатое тело (стриатум);

· Бледный шар (паллидум);

· Субталамическое ядро и черная субстанция.

Нейрохимия

Катехоламины (группа)

· Катехоламиновые нейромедиаторы - дофамин, норадреналин и адреналин.

· Они образуются в нервных клетках из поступающей с пищей аминокислоты тирозина посредством следующей цепи реакций: тирозин -дигидроксифенилаланин - дофамин – норадреналин - адреналин.

· Дофамин - это нейроактивный моноамин в цепи синтеза катехоламинов (норадреналина и адреналина).

· Дофамин, норадреналин и серотонин - медиаторы в центральной нервной системе, оказывающие необычное воздействие на клетки-мишени.

· Действие катехоламинов развивается за сотни миллисекунд или секунды и может длиться даже часами.

· Этот способ передачи сигналов между нейронами назвали “медленной синаптической передачей”.

· Дофамин синтезируется в черной субстанции мозга, а затем распределяется по нервным структурам, регулирующим двигательную активность. Дефицит дофамина в базальных ганглиях приводит к тремору и ригидности - характерным симптомам болезни Паркинсона.

· Другая область концентрации дофаминэргических нейронов в среднем мозге –ядра вентральной области покрышки.

· Аксоны нейронов этой области идут (в составе так называемой мезолимбической проекции) ко многим отделам лимбической системы: миндалине, обонятельному бугорку, септуму, прилежащему ядру и лобной коре.

Дофамин

· Задействован в регуляции эмоций, поддержании внимания и мотивации к действию. Играет важную роль в работе центров мозга обеспечивающих поддержание уровня удовлетворенности(центров удовольствия

· Дофамин- вовлечен в регуляцию активности скелетной мускулатуры при передвижении.

· Дофаминэргическая система представлена в лимбической формации и префрональной коре.

· В дофоминэргической системе связывание дофамина обусловлено 5 видами рецепторов.

· Идентифицированы гены этих рецепторов

· Д 2 А1 аллель является модификатором уровня экспрессии генов. Д 2 А1 аллель связана с выраженностью пристрастного поведения (алкоголизмом, наркоманией и подверженностью стрессу).

Невероятные факты

Наш мозг имеет много обязанностей. Он помогает нам интерпретировать события, регулировать потребности нашего организма, решать проблемы, хранить воспоминания, чувствовать и т.д. И если этого недостаточно, то наш мозг, помимо прочего, помогает нам управлять чувствами. Поэтому, когда вы расстроены, а кто-то говорит вам, что все переживания кроятся только в вашей голове, и вы должны взять себя в руки, он прав с одной стороны и совсем не прав с другой. Это легче сказать, чем сделать.

Почему же так происходит? На самом ли деле мозг и чувства так сильно влияют друг на друга? Являются ли они партнерами в вопросе о нашем личном благосостоянии? Или они сражаются за превосходство?

10. Нейротрансмиттеры - наши лучшие друзья

Вдохновители коммуникаций внутри нас – мы называем их нейромедиаторами. Вот как они работают: наш мозг полон нервными клетками, известными нам как нейроны. Они тесно контактируют между собой для того, чтобы быть "в курсе" всех событий, происходящих с нами. Нейротрансмиттеры же, в свою очередь, выполняют функцию переносчиков информации от одного нейрона к другому.

Такого рода "послания" помогают определить наши эмоции и чувства, такие как, к примеру, мотивации для выполнения определенных задач, способность сосредоточиться, а также наши отрицательные и положительные настроения. Когда происходит дисбаланс в нашем уровне нейромедиаторов, наши чувства могут оказаться в "неисправном" состоянии. На самом деле, такие дисбалансы связаны с обсессивно-компульсивными проблемами или проблемой дефицита внимания.

Тем не менее, хорошая новость заключается в том, что мы можем предпринять усилия для того, чтобы попытаться сохранить наш уровень нейромедиаторов в норме. Большинство из них упорно трудится внутри нашего мозга и состоят из аминокислот и белков, поэтому при сбалансированной диете нам удастся сохранить необходимое их количество.

9. Различные нейромедиаторы ответственны за различные эмоции

Когда мы думаем о симфоническом оркестре, мы знаем, что это большая группа музыкантов, которые вместе играют на различных инструментах для того, чтобы создать одну красивую песню или мелодию. Мы можем сравнить нейротрансмиттеры с пианистом, скрипачом и виолончелистом, каждый из которых играет свою мелодию, в результате чего получается одна интересная песня. Действительно, внутри нас существуют несколько десятков различных видов нейромедиаторов, которые регулируют конкретные эмоции. Ниже представлены три вида самых активных из них и наиболее значимых:

Серотонин: он ответственен за успокоение и помогает нам пребывать в хорошем настроении и быть веселыми;

Допамин: вы чувствуете себя полным энергии и решительности? Скажите спасибо достаточному количеству допамина, который помогает вам энергично и с уверенностью решать жизненные проблемы;

Норадреналин: этот нейротрансмиттер "счастливо рассеивает" концентрацию, бдительность и мотивацию.

8. Посредством сохраненных воспоминаний мозг управляет страхами

Когда наш мозг чувствует опасность, он отправляет нашему телу сигналы. У человека тут же повышается давление и ускоряется сердцебиение. Все это подготавливает нас соответствующим образом реагировать на опасность. Безусловно, эта реакция может быть крайне полезной, особенно если она поможет нам избежать боли. Однако, она также может помешать нам, если страх заставляет избегать повседневных ситуаций, таких как публичные выступления или социальные взаимодействия. Иногда, страхи могут превратиться в полномасштабные фобии.

Как же мы все-таки развиваем эти самые фобии? В некоторых случаях, наши фобии могут возникнуть на основе воспоминаний о страшном опыте, к примеру, о пережитой автокатастрофе. Это связано с деятельностью очень небольшой части мозга, называемой мозжечковая миндалина. Когда у нас есть такой опыт, та самая миндалина говорит нам: "Для этого нужна очень сильная эмоциональная реакция, подумай дважды!".

7. Стресс может спровоцировать значительные повреждения в мозгу

Часто стресс является тем, что мы пытаемся игнорировать. В конце концов, когда есть время думать о стрессе, если вы заняты приготовлением ужина, проблемами на работе, болезнью близкого человека или стремлением быть лидером в классе? В этих случаях наша самопомощь опускается в самую нижнюю часть списка. Во всяком случае, стресс не вызывает никаких повреждений, не так ли? Нет, не так.

Когда вы находитесь в состоянии хронического стресса, ваш мозг получает постоянные перегрузки и повреждения энзимов. Этот фермент непосредственным образом связан с нейронами, находящимися в префронтальной коре головного мозга. Префронтальная кора находится в передней части мозга и выполняет функции управления, то есть она ответственна за комплексное мышление и решение проблем. Поэтому чем больше ущерба наносится префронтальной коре, тем труднее для человека в условиях хронического стресса замечать, что происходит в мире вокруг него. Еще более важным является тот факт, что эта часть головного мозга первая сдает свои позиции с возрастом, поэтому так важно поддерживать свое психическое здоровье. Тем не менее, наш мозг обладает удивительной способностью к самовосстановлению.

6. Стресс заставляет нас "стоять на месте"

Выше мы узнали какой ущерб может нанести стресс деятельности мозга. Однако, специалисты университета Мино в Португалии (University of Minho) пошли еще дальше. Они изучали крыс, находящихся в состоянии стресса. В результате им удалось доказать, что беспокойство и стресс могут привести к таким изменениям в нашем мозге, "благодаря" которым мы регулярно повторяем одни и те же ошибки. Это, безусловно, помогает объяснить, почему многие из нас продолжают находиться в ущербных отношениях, на плохом рабочем месте, которое совсем не подходит и т.д. Наш мозг говорит нам в этом случае, что оставаться на месте – это именно то, что мы должны делать, хотя на самом деле необходимо все резко менять.

Однако, не стоит бояться: исследователи не оставляют нас без надежды. Когда изучаемых крыс "освободили" от состояния стресса, они смогли с течением времени избавиться от чувства тревоги. Таким образом, следует запомнить, что иногда нам нужно более тщательно анализировать происходящее с нами и помогать себе и близким двигаться дальше.

5. Наше настроение может оказать влияние на силу испытываемой боли

Наблюдали ли вы когда-нибудь за ребенком, который в процессе игры падает? Особенно если у него при этом хорошее настроение, и он с радостью, поднявшись, бежит играть дальше. А как многие из нас игнорируют чувство боли, если при этом нам очень-очень весело?

Как оказалось, наше настроение на самом деле может повлиять на силу, с которой мы чувствуем боль. Как отмечает доктор Рик Ноэрт (Rick Nauert), наш мозг – это самый мощный игрок, посредством которого мы и воспринимаем боль. Он описывает исследование, проведенное специалистами университета Монреаля, которое описывает взаимосвязь между нашим самочувствием в определенный момент и силой осознания чувства боли. В результате, те люди, которые в момент получения легких шокирующих ударов были сосредоточены на рассматривании красивых картинок, почувствовали меньше боли по сравнению с теми, кто рассматривал картинки негативно содержания, следовательно, их настроение было далеко не на высшем уровне.

4. Мозг определяет, насколько мы счастливы

Состояние блаженства и счастья может быть весьма труднодостижимым. Однако, все больше доказательств указывает на то, происходящие процессы внутри нашего мозга оказывают положительное или отрицательное воздействие на то, как мы воспринимаем жизнь. В дополнении к внешним воздействиям окружающей среды, депрессия и наши взгляды на жизнь очень сложны и оказываются под влиянием огромного количества факторов. К примеру, в зависимости от того, какая часть префронтальной коры, активнее управляет эмоциями, можно определить обладает ли человек положительным или отрицательным взглядом на жизнь.

Кроме того, наше состояние счастья, или даже депрессии, не просто привязано к определенной части мозга. Немаловажную роль играют и химические вещества. Последние исследования показали, что нарушения в работе химических веществ в нашем мозгу могут привести к развитию депрессии. К примеру, в одном из исследований, проведенном специалистами университета Мичигана, удалось обнаружить взаимосвязь между развитием депрессии и уменьшением содержания рецептора серотонина, который, как известно, отвечает за наличие чувства радости.

3. Полушария головного мозга контролируют наши чувства

Каждая часть нашей черепной коробки выполняет свою роль, но, безусловно, самая важная роль отведена головному мозгу, который отнимает 85 процентов всего веса. Он контролирует мышление и движение мышц. Головной мозг состоит из двух полушарий, которые, работая вместе, решают сложнейшие умственные задачи. Правое полушарие заботиться о нашем пространственном мышлении, а левое о нашем языке. Вместе они принимают участие в управлении нашими эмоциями. Однако, ученые недавно обнаружили, что их совместная работа и воздействие на эмоции играет куда более важную роль, чем полагалось ранее. Похоже, что правое полушарие всегда на чеку, когда речь идет об отрицательных эмоциях. Когда правое получает тревожный сигнал, то оно сразу же "связывается" с левым полушарием для того, чтобы получить совета, что же делать.

2. Влюбленный мозг действительно влюблен на химическом уровне

Всех романтиков, которые верят в любовь с первого взгляда, порадует новое исследование, поддерживающее эту теорию. В исследовании говорится о том, что наш мозг влюбляется за пятую долю секунды.

Все-таки, что же это на самом деле означает? Что происходит внутри нашего мозга при появлении чувства любви? Исследователи из Сираузского университета говорят о выбросе химических веществ, таких, как нейромедиаторов допаминов, которые вызывают эйфорию, связанную с любовью.

Однако, другие специалисты полагают, что любовь может быть как эмоциональным, так и рассчитанным шагом. На изображениях мозга влюбленных студентов, точно прослеживалась активность как в части, ответственной за эмоции, так и в области, связанной с установлением целей и мотиваций. В последнем случае, цель, стара, как мир – потомство.

1. Наркотики становятся волками в овечьей шкуре

Когда речь заходит о наркотиках, наш мозг очень быстро становится от них зависимым, и это очень плохие новости для тех, кто пошел по неправильному пути. Большинство наркотиков действуют на мозг аналогичным образом: они посылают сигналы нейромедиаторам, связанные с удовольствием. В сущности, это маскирует наркотики под что-то хорошее, поэтому наш мозг требует еще. К сожалению, чем больше человек употребляет наркотики, тем сильнее его мозг требует "добавки", при этом наркоман становится все более зависимым от наркотиков. Причем с каждым разом, человеку требуется все больше химических веществ для достижения удовольствия, а жизнь без наркотиков приводит к развитию депрессии и появлению нежелания жить.

Американские психологи обнаружили, что пациенты с двусторонними повреждениями вентромедиальной префронтальной коры при решении сложных моральных дилемм руководствуются только рассудком, тогда как у здоровых людей важную роль при этом играют эмоции. В воображаемых ситуациях исследованные пациенты не видят разницы между убийством, совершаемым заочно (например, путем нажатия кнопки), и собственноручным, тогда как здоровым людям разница представляется огромной. Прекрасно различая добро и зло на сознательном уровне, такие пациенты не способны к сопереживанию и никогда не испытывают чувства вины.

Эрик Кандел , получивший в 2000 году Нобелевскую премию за исследования молекулярных механизмов памяти, в юности увлекался психоанализом и стал нейробиологом в надежде выяснить, в каких отделах мозга локализуются фрейдовские «эго», «суперэго» и «ид» (что ему, впрочем, не удалось). Полвека назад подобные мечтания казались наивными, однако сегодня нейробиологи вплотную подошли к выявлению биологических основ самых сложных аспектов человеческой психики.

Статья американских психологов и нейробиологов, опубликованная в последнем номере журнала Nature , сообщает о важном успехе в деле изучения материальной природы морали и нравственности, то есть того аспекта психики, который Зигмунд Фрейд называл «суперэго» (сверх-я). Фрейд считал, что суперэго функционирует в значительной мере бессознательно и, как выясняется, был совершенно прав.

Традиционно считалось, что мораль и нравственность проистекают из здравого осознания принятых в обществе норм поведения, из выученных в детстве понятий о добре и зле. Однако в последние годы получен ряд фактов, свидетельствующих о том, что моральные оценки имеют не только рациональную, но и эмоциональную природу. Например, различные нарушения в эмоциональной сфере часто сопровождаются изменениями представлений о морали; при решении задач, связанных с моральными оценками, возбуждаются отделы мозга, отвечающие за эмоции; наконец, поведенческие эксперименты показывают, что отношение людей к различным моральным дилеммам сильно зависит от эмоционального состояния. Впрочем, до сих пор никому не удавалось экспериментально показать, что какая-то область мозга, специализирующаяся на эмоциях, действительно необходима для формирования «нормальных» суждений о морали.

Авторы статьи исследовали шестерых пациентов, которые в зрелом возрасте получили двусторонние повреждения вентромедиальной префронтальной коры (ВМПК). Известно, что этот отдел мозга осуществляет эмоциональную оценку поступающей в мозг сенсорной информации, особенно той, что имеет «социальную» окраску. ВМПК также регулирует эмоциональные реакции организма (например, учащение пульса при виде фотографии, изображающей чьи-то страдания).

Пациенты были тщательно обследованы квалифицированными психологами и невропатологами, причем обследование проводилось «вслепую»: врачи не знали, какие научные идеи будут проверяться на основе их заключений. Оказалось, что у всех шестерых сохранен нормальный уровень интеллекта (IQ от 80 до 143), память и эмоциональный фон (то есть не выявлено каких-либо патологических колебаний настроения). Однако у них оказалась резко понижена способность к сочувствию. Например, они почти не реагировали (на физиологическом уровне) на «эмоционально нагруженные» картинки, изображающие различные катастрофы, покалеченных людей и т. п. Более того, все шесть пациентов, как выяснилось, практически не способны чувствовать смущение, стыд и чувство вины. При этом на сознательном уровне они отлично понимают, что хорошо, а что плохо, то есть принятые общественные и моральные нормы поведения им хорошо известны.

Затем испытуемым предлагали вынести свое суждение по поводу различных воображаемых ситуаций. Ситуаций было всего 50, и они делились на три группы: «внеморальные», «моральные безличные» и «моральные личные».

Ситуации из первой группы не требуют разрешения каких-либо конфликтов между разумом и эмоциями. Вот пример такой ситуации: «Вы купили в магазине несколько горшков с цветами, но в багажник вашей машины они все не помещаются. Совершите ли вы два рейса, чтобы не испачкать дорогую обивку заднего сиденья?»

Ситуации из второй группы затрагивают мораль и эмоции, но не вызывают сильного внутреннего конфликта между утилитарными соображениями (как добиться максимального «совокупного блага») и эмоциональными ограничениями или запретами. Пример: «Вы дежурите в больнице. Из-за аварии в вентиляционную систему попал ядовитый газ. Если вы ничего не предпримете, газ попадет в палату с тремя пациентами и убьет их. Единственный способ их спасти — это повернуть особый рычаг, который направит ядовитый газ в палату, где лежит только один пациент. Он погибнет, зато те трое будут спасены. Повернете ли вы рычаг?»

Ситуации третьей группы требовали разрешения острого конфликта между утилитарными соображениями о наибольшем общем благе и необходимостью совершить своими руками поступок, против которого восстают эмоции. Например, предлагалось собственноручно прикончить какого-нибудь незнакомого человека, чтобы спасти пятерых других незнакомцев. В отличие от предыдущего случая, где смерть приносимого в жертву вызывалась «безличным» поворачиванием рычага, здесь нужно было своими руками толкнуть человека под колеса приближающегося поезда или задушить ребенка.

Полный список всех ситуаций можно прочесть (Pdf, 180 Кб).

Ответы шести пациентов с двусторонним повреждением ВМПК сравнивались с ответами двух контрольных групп: здоровых людей и пациентов с сопоставимыми по размеру повреждениями других участков мозга.

Суждения по поводу «внеморальных» и «моральных безличных» ситуаций во всех трех группах испытуемых полностью совпали. Что же касается третьей категории ситуаций — «моральных личных» — то здесь выявились контрастные различия. Люди с двусторонним повреждением ВМПК практически не видели разницы между «заочным» убийством при помощи какого-нибудь рычага и собственноручным. Они дали почти одинаковое количество положительных ответов в ситуациях второй и третьей категорий. Здоровые люди и те, у кого были повреждены другие участки мозга, соглашались ради общего блага убить кого-то своими руками в три раза реже, чем «заочно».

Таким образом, люди с поврежденной ВМПК при вынесении моральных суждений руководствуются только разумом, то есть «утилитарными» соображениями о наибольшем совокупном благе. Эмоциональные механизмы, руководящие нашим поведением порой вопреки сухим рассудочным доводам, у этих людей не функционируют. Они (по крайней мере в воображаемых ситуациях) легко могут задушить кого-нибудь своими руками, если известно, что это действие в конечном счете даст больший выход «суммарного добра», чем бездействие.

Полученные результаты говорят о том, что в норме моральные суждения формируются под влиянием не только сознательных умозаключений, но и эмоций. По-видимому, ВМПК необходима для «нормального» (такого же, как у здоровых людей) разрешения моральных дилемм, но только в том случае, если дилемма включает конфликт между рассудком и эмоциями. Фрейд полагал, что суперэго локализуется частично в сознательной, частично — в бессознательной части психики. Несколько упрощая, можно сказать, что вентромедиальная префронтальная кора и генерируемые ею эмоции необходимы для функционирования бессознательного фрагмента суперэго, тогда как сознательный морально-нравственный контроль успешно осуществляется и без участия этого отдела коры.

Авторы отмечают, что сделанные ими выводы не следует распространять на все эмоции вообще, а только на те, которые связаны с сочувствием, сопереживанием или чувством личной вины. Некоторые другие эмоциональные реакции у пациентов с повреждениями ВМПК, напротив, выражены сильнее, чем у здоровых людей. Например, у них понижена способность сдерживать гнев, они легко впадают в ярость, что тоже может отражаться на принятии решений, затрагивающих нравственность и мораль (см.: Michael Koenigs, Daniel Tranel. Irrational Economic Decision-Making after Ventromedial Prefrontal Damage: Evidence from the Ultimatum Game // The Journal of Neuroscience , January 24, 2007, 27(4): 951-956).

Говорят, что все болезни идут из головы. Об этом врачи догадывались еще в древние времена. Сегодня же современная медицина приводит к сведению статистику, согласно которой, 60% хронических заболеваний появляются по причине «вредных» мыслей и переживаний. Более того, успешное выздоровление пациента зависит от врачебной помощи только на 15% . Остальные 85% — от отношения больного к собственному здоровью и от настроя.

Какие же эмоции вызывают болезни и как негатив, переживания и тревоги могут отразиться на нашем организме?

Обиды, сплетни и преувеличение происходящего.

Если человек часто обижается, причем беспричинно и надолго, то, скорее всего, у него проблемы с почками. Любители посплетничать и осудить могут также пострадать из-за болезней этого органа. А если человек склонен к преувеличению значимости проблем, то ему грозит киста .

Раздражительность, ненависть, гнев, несдержанность, хамство и грубость

Эти негативные эмоции часто становятся причиной болезней печени, желчного пузыря и селезенки. Избегайте подобных чувств, старайтесь найти хобби или дело, на которое бы вы направляли все свои эмоции. Проявите терпение к людям.

Мстительность и злопамятность

Всем знакомо выражение «держать камень за пазухой». Оно означает то, что человек сохранил какую-то злобу и ждет момента, чтобы нанести удар. Злопамятность и желание отомстить вызывают формирование камней во внутренних органах. В этом случае важно научиться прощать, отпускать и не держать злости на тем, кто сделал больно.

Отрицание любви, неверие, гордыня, зависть, ревность и тоска

Эти эмоции негативно влияют на работу сердца. Чтобы сердце работало как хорошие швейцарские часы, начните жить полной жизнью, радоваться каждому дню, не откладывая свое счастье не потом. Начните верить в любовь, доброту и людей.

Эгоизм, жалость к себе, страхи и безответственность за свою жизнь

Эти эмоции плохо влияют на эндокринную систему. Угнетается функция надпочечников, вероятны нарушения поджелудочной железы, может появиться диабет. Что делать? Понять, что вы не пуп земли, взять свою жизнь в свои руки и принять ответственность за каждое свое решение и поступок.

Самокопание, сомнения

Это провоцирует болезни легких — астму, бронхит, приступы одышки и пр. Что делать? Перестать сомневаться и все продумывать, и начать делать.

Злые намерения, темные мысли, плохие поступки

Сильный негатив, обращенный к людям, вызывает проблемы с кишечником. Если человек еще и жаден, то у него могут появится запоры. А если он любит осуждать, то у него может начаться диарея. Что делать? Обратить внимание на себя и свою жизнь.

Мягкотелость, готовность брать чужие проблемы на себя, страх удара со спины

Такие эмоции приводят к болезням, связанными с шеей — тут и позвоночник может заболеть и лимфы воспалиться.

Ощущение ненужности, ощущение одиночества

Болит спина , будто на человека навалился груз проблем, который ему приходиться тащить самому. Что делать? Проявить дружелюбие к окружающим, поверить в людей, научиться доверять и начать совершать добрые дела.

Сдержанность

Постоянная сдержанность и самоконтроль приводят к болезням головы и мигреням. Людям, которые постоянно держат себя в руках и не могут расслабиться показано чаще развлекаться, отдыхать и заняться тем, что выпустит их эмоции наружу, к примеру, спорт или танцы.

Старайтесь испытывать только положительные эмоции и будьте здоровы ! Желаем удачи и не забывайте нажимать на кнопки и

08.06.2015 09:56

Астрологам удалось выяснить связь между принадлежностью человека к Знаку Зодиака и сроком его жизни, и определить Знаки Зодиака, ...

Механизмы возникновения эмоций и их влияние на функции организма сложны. Они развивались в процессе эволюции, способствуя оптимальному решению важных с биологической точки зрения задач.

Материальная основа мира человеческих чувств, эмоций - нервная система состоит из головного и спинного мозга, а также нервных проводников двух видов. Одни берут начало в тканях внутренних органов, в мышцах, коже и т. д., где имеются как бы микроминиатюрные датчики, воспринимающие сигналы о ходе жизненных процессов в тканях и раздражениях внешней среды (температурных, болевых, тактильных). Эти сигналы - импульсы передаются в «верхние этажи», в мозговые центры.

Оттуда тоже идут сигналы - либо к внутренним органам (по вегетативным волокнам), либо к мышцам (по двигательным).

Вегетативная нервная система регулирует обмен веществ и жизнеобеспечение органов и систем тела. Одни ее волокна (симпатические) передают импульсы, которые зарождаются в высших симпатических центрах. Они расширяют зрачок, повышают тонус кровеносных сосудов, усиливают сердечную деятельность и тормозят двигательную активность (перистальтику) желудочно-кишечного тракта.

Волокна другого типа (парасимпатические) берут начало в высших парасимпатических центрах и оказывают противоположное действие. Они суживают зрачок, снижают силу и частоту сердечных сокращений, усиливают перистальтику желудка и кишечника, а также активность выделения пищеварительных ферментов.

Это, так сказать, низшие отделы нервнорегуляторного аппарата. Они подчинены высшим регуляторным центрам в головном мозге.

Ни симпатические, ни парасимпатические высшие центры не определяют нервно-психическую деятельность. Но ее интенсивность, напряженность и направленность определенным образом влияет на состояние и реакции внутренних органов сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем. Особенно тесны и очевидны связи между вегетативными функциями органов и эмоциональным фоном жизни. В настоящее время установлено, какие отделы головного мозга ответственны за формирование эмоций.

Самая древняя его часть - мозговой ствол. В его структуре имеется так называемый промежуточный мозг, состоящий из таламуса и гипоталамуса. Вместе с другими образованиями ствола эта часть головного мозга называется подкоркой, так как ее покрывает сверху эволюцитонно более молодой отдел - кора или мантия.

Это высшее координирующее и регулирующее образование организма, своеобразный командный пункт. Средоточие эмоций - подкорка (гипоталамус и некоторые другие образования), а в качестве высшего интегратора импульсов - кора головного мозга. И в то же время высшие вегетативные (симпатические и парасимпатические) центры органически входят в те отделы мозга, которые ответственны за возникновение эмоций, являясь как бы частью аппарата эмоций.

От инстинктов к эмоциям

Внешняя среда оказывала решающее влияние на эволюцию всего живого. Это выражалось не только в том, что под воздействием отдельных ее факторов (радиации, других физических или химических агентов) в организмах возникали новые свойства (мутации). Они появлялись и при других обстоятельствах, например в результате разнообразных комбинаций наследственного вещества при скрещивании. Возникшие новые свойства могли закрепиться в последующих поколениях или исчезнуть без следа. Роль сортировщика, браковщика этих свойств в процессе эволюционного развития играла все та же внешняя среда.

Если новое качество в конкретных условиях существования повышало приспособительные возможности организма, то в последующих поколениях обладателей этого качества становилось все больше и больше. Оно могло облегчать способ защиты или добывания пищи, обеспечивать многочисленное и жизнеспособное население или способствовать заселению неосвоенных пространств планеты.

Если новое качество снижало приспособляемость, то обладатели этого качества, как менее приспособленные, быстро погибали в борьбе с внешней средой. Внешняя среда как бы производила отбор наиболее удачных вариантов и давала им «зеленую улицу».

Впрочем, о значении, наследственности (мутациях), изменчивости и естественном отборе все слышали, читали, и повторять здесь о них нет смысла. Важно лишь: подчеркнуть, что под влиянием ЭВОЛЮЦИИ у живых организмов появились определенные формы реагирования на внешние раздражители.

Наиболее простые из них - инстинкты. Это закодированная и передающаяся из поколения в поколение программа деятельности организма под воздействием тех или иных факторов. Инстинкты материнства, защитный, половой и другие - это устойчивые наследственные реакции. Они наблюдаются у высокоорганизованных животных или же представляют собой программу всей жизни у насекомых.

Жизнь пчелы, как и муравья, запрограммирована от начала и до конца. Программа определяет размножение и сохранение потомства, добывание пищи, защиту и т. д. Но эта программа слишком жестка, непластична, она не способна приспосабливать организм ко всему многообразию внешних воздействий. У высших млекопитающих в процессе эволюции в наследственном веществе были запрограммированы главные, наиболее важные для сохранения жизни реакции. Кроме того, у них в процессе эволюции развился аппарат экстренного реагирования на те или иные воздействия внешней среды. Это аппарат эмоций. Он и обеспечивает высокую приспособляемость в зависимости от характера воздействий внешней среды. Таким образом, аппарат эмоций является системой биологического приспособления, дополняя и уточняя запрограммированные реакции в конкретных условиях действия внешней среды. Эмоции возникают не сами по себе. Они возникают под влиянием деятельности коры головного мозга. Кора головного мозга получает информацию о состоянии внешней и внутренней среды организма. Путем анализа и синтеза она делает заключение о их состоянии и только в случае необходимости (опасность/ повреждение целостности организма или угрозы ему, недостаток пищи и пр.) включает аппарат эмоций.

Вот примерная схема возникновения одной из простейших эмоций - ощущение голода. Когда организм израсходует поступившие с пищей питательные вещества, он начинает испытывать неприятные, беспокойные чувства, которые мы называем голодом. Механизм их появления таков. Дефицит питательных веществ и особенно глюкозы в крови раздражает нервные окончания. Импульсы передаются в подкорковые образования головного мозга (таламус и гипоталамус), а затем в кору. Кора после анализа импульсов и оценки состояния внешней среды (отсутствие пищи) делает заключение и посылает разряды в образования подкорки, названные нами аппаратом эмоций. Здесь и зарождаются неприятные ощущения. Возбуждение из аппарата эмоции вновь направляется в кору головного мозга и изменяет ее деятельность. Прекращаются все виды деятельности, кроме одной, направленной на поиски, добывание пищи. Так формируется поведенческий акт под влиянием аппарата эмоций. У хищного животного, допустим, это будет розыск и охота за жертвой. Можно видеть, что поведенческая реакция является адекватной состоянию организма. Механизм возникновения других простейших эмоций (страх, боль, ярость) такой же. Он не имеет принципиальных различий у человека и животных.

Эмоции, однажды возникнув в результате какой-либо мотивации, существуют до тех пор, пока целенаправленные действия не устранят вызвавшую их причину. В случае голода это будет насыщение, в случае опасности - уход от нее или победа над врагом и пр. При этом отрицательные эмоции сменяются положительными.

Между прочим, на этом основана выработка условно-рефлекторных связей, а следовательно, и обучение, накопление жизненного опыта. Аппарат эмоций у человека достиг чрезвычайно высокой степени развития, что обусловлено воздействием социальной среды. Мир его эмоций не ограничивается элементарными физиологическими реакциями, как у животных. У человека появились эмоции высшего порядка - это его чувства, вызванные социальной средой, воспитаним, они имеют решающее значение в возникновении эмоций у человека.

Еще несколько слов о положительных эмоциях. Положительные эмоции всегда доставляют удовольствие. Ученым известно, что любые эмоции тонизируют, усиливают деятельность коры головного мозга. В процессе обучения положительные эмоции имеют огромное значение. Было показано, что в том случае, когда обучающемуся нравится предмет, его усвоение происходит гораздо быстрее, чем в случае безразличного отношения к предмету.

Эмоциональный комплекс (положительный или отрицательный) имеет видимый и невидимый компоненты. К видимым компонентам эмоций относятся речь, мимика, жесты и вообще двигательные реакции, к невидимым компонентам - изменение деятельности внутренних органов и систем. В первую очередь изменяется тонус вегетативной нервной системы, за ним - деятельность сердечно-сосудистой системы, желез внутренней секреции и обмена веществ. Невидимые компоненты неуправляемые, а видимые компоненты можно подавить усилием воли. Воспитанием можно добиться подавления внешнего компонента эмоций, но не внутреннего. Тем же воспитанием можно добиться того, что эмоции вообще не возникнут при действии тех или иных факторов социальной среды. Так, например, люди, привыкшие трудиться, либо не испытывают при этом никаких эмоций, либо у них появляется ощущение удовлетворения. Если человек не приучен к труду, труд у него всегда порождает отрицательные эмоции.