Школа стильных образов и идей.

Анри Картье-Брессон:

10 советов от классика фотографии.

Анри Картье Брессон — один из самых выдающихся фотографов XX веков, основоположник жанра фоторепортажа и фотожурналистики в целом, признанный при жизни гений фотографии. Его творчество по сей день представляет огромный интерес для историков и фотолюбителей.

Биография

Происхождение фамилии и имени

Матерью Анри была Марта Ле Вердьер (девичья фамилия), а отцом — Андре Картье-Брессон.

Двойная фамилия отца, «Картье-Брессон», впервые зарегистрированная в 1901 году , получилась соединением фамилии крестьян Картье , родом из департамента Уаза , и фамилии промышленников Брессон , производителей хлопковой нити .

Взаимоотношения начались, когда городская семья Брессонов поручила уход за своими детьми членам сельской семьи Картье. Позже два сына Картье (одного из них звали Андре) поступили учениками к Брессону — и, в конце концов, женившись на дочерях своего шефа, вошли в долю предприятия. Совместный бизнес двух семей процветал, и имя «Картье—Брессон» стало в начале XX -го века во Франции очень известной маркой хлопчатых ниток.

22 августа 1908 года у Марты и Андре Картье-Брессонов рождается первенец. В память о дедушке с отцовской стороны, Анри Картье, мальчику (старшему из пяти детей) дают имя Анри.

Художественное образование

В 1954 году Лувр организовал свою первую выставку фотографий, и это были работы Картье-Брессона. Его работы выставлялись в самых известных галереях и музеях мира. Издано множество книг, в которых опубликованы его фотографии, в основном сопровождаемые анализом их художественных достоинств.

Семейная жизнь

Женат Анри Картье-Брессон был дважды:с 1937 по 1967 годы на Ратне Мохини , танцовщице, приехавшей из Джакарты с 1970 года на фотографе Мартине Франк ( англ. ), которая родила ему дочь Мелани.

Умер 3 августа 2004 года в Montjustin (Альпы Верхнего Прованса , Франция ).

Для многих современных фотографов и просто любителей фотографии Анри Картье-Брессон (Henri Cartier-Bresson, 1908-2004) был и остается ее символом. О нем написано очень много — пожалуй, больше чем о любом другом фотографе, поэтому нет смысла еще раз пересказывать его биографию. Может быть лучше послушать его самого? Тем более, «… если бы он, страшно подумать, ничего не снял, а только сказал то, что сказал, он и тогда, наверное, остался бы самой яркой личностью в истории фотографии. Никто не дал такого точного описания творческого процесса в фотографии, как он» (А.И.Лапин, «Фотография как»).

Несколько советов АНРИ КАРТЬЕ-БРЕССОНА :
- Фокусируйтесь на геометрии, продумывайте центр и границы кадра
Одной из явных особенностей фотографий Анри Картье-Брессона всегда оставалась способность удивительно точного строения кадра. Ему удавалось объединять самые различные и даже противоположные другу другу геометрические фигуры, линии и тени в единое гармоничное целое. Фотограф тщательно продумывал границы кадра и выбор объекта для центрального местоположения. Многие кадры фотографа обрамлены так называемыми «естественными» предметами. Такая многоплановость — один из признаков хорошего удачного кадра.
"Композиция должна быть предметом наших постоянных забот, но во время съемки мы можем почувствовать её только интуитивно", - не уставал повторять фотограф.

- Будьте терпеливы, работайте «мягко»
«Фотограф должен работать мягко, незаметно, но иметь при этом острый глаз. Не надо толкаться, привлекать к себе внимание, не баламутьте воду там, где собираетесь ловить рыбу», - говорил Анри Картье-Брессон. Эту вечную для фотографии тему — как схватить главный, решающий момент, нажать на спуск затвора секунда-в-секунду с моментом кульминации события — французский фотограф объяснял весьма доступно и просто.
Современники отмечали, что Анри Картье-Брессон всегда был очень последовательным и спокойным. При съёмке на улице он мог неторопливо дожидаться момента, когда кто-то из прохожих окажется в той точке кадра, которая казалась ему идеально подходящей для его местоположения: «Иногда бывает так, что проходящих мимо человек делает снимок законченным. Можно ждать какого-то момента, но так и не дождешься без этого человека в кадре». - советовал он.
Из множества отснятых кадров он оставлял только тот, в котором все элементы — прохожие, фон, композиция — были расположены именно так, как задумал автор. Рассуждая о решающем моменте, он признавал интуитивную спонтанность решения фотографа сделать кадр.
- Путешествуйте, познавайте мир

Французский фотограф был страстным любителем путешествий. Он побывал во многих странах мира, фотографировал разные населённые пункты и их жителей. В ходе путешествий он знакомился с людьми, много общался, изучал местные традиции, стараясь проникнуться этой атмосферой. Он не жалел для этого времени: например, чтобы сделать цикл фотографий Индии, он провёл в стране целый год.
Анри Картье-Брессон был уверен, что знакомство с новыми культурами и общение с представителями других народов заряжает фотографа творческим вдохновением и расширяет границы мировоззрения.
- Используйте для съёмки один объектив
За долгие годы своего сотрудничества с агентством «Magnum Photos» творчества Анри Картье-Брессон делал кадры с использованием самых разных объективов. Но для личного творчества он предпочитал работать с одним и тем же объективом - 50 мм фикс, и оставался верным своему выбору на протяжении десятилетий. Он называл объектив «естественным продолжением глаз фотографа» и говорил, что «не хотел жить в мире, где видоискатели в фотоаппаратах показывали фотографу готовые композиционные схемы». Интересно, что сказал бы классик сегодня?
- Фотографируйте детей
Признанный гений фотографии очень любил фотографировать детей, которые всегда выглядели в его фотографиях естественно и непринуждённо. Анри Картье-Брессон часто гулял по городам и снимал портреты случайных прохожих, в том числе и детей.

Фотография, на которой запечатлён мальчик, несущий бутылки вина с искренне-торжественным выражением лица, стала известна на весь мир. Должно быть, каждый из нас, глядя на эту фотографию, переносится в собственное детство.
- Оставайтесь незаметным, не будьте назойливы
Каждый раз во время съёмок Анри Картье-Брессон старался оставаться незаметным, слиться с толпой и не афишировать себя как фотографа. По некоторым источникам, зачастую он даже заклеивал блестящие элементы своей камеры чёрной изолентой и накрывал её платком. Сам он одевался скромно, фотографировал быстро, активно перемещаясь из точки в точку, чем просто не успевал привлечь к себе внимание зевак. Брессон не противопоставлял себя окружающим, он чувствовал себя одним из них. И именно благодаря этому люди в его кадрах всегда выглядели естественными, а снимки получались объективными.
- Воспринимайте мир как художник
Анри Картье-Брессон умел отлично рисовать. Не случайно уже в последние годы жизни он вновь вернулся к этому занятию. Поэтому в своих диалогах о фотографии он часто сравнивает кадр с картиной, проводя параллели с художественным творчеством. «Зритель рассматривает фотографию, как законченную картину, картину с композицией, которая постоянно должна притягивать внимание», - говорил он. Все правила создания картины и рисунка мастер перенёс и в фотографию.
- Не кадрируйте фотографии

Анри Картье-Брессон был убеждён, что если композиция кадра смещена, то его нужно считать бракованным и негодным. Фотограф не признавал обрезку уже готовой фотографии, уверенный в том, что композиция может быть построена только один раз — при съёмке: «Процесс фотографирования - это процесс мгновенного определения события и организации форм, которые и выражают это событие».
- Стремитесь к новым вершинам

Анри Брессон обладал уникальной по нашим временам способностью: он никогда не «цеплялся» даже за самые удачные свои кадры, признанные именитыми мастерами. Он не тратил время на то, чтобы возводить их в ранг предмета собственной гордости, и вместо этого стремился дальше, вперёд, к новым неизведанным горизонтам. Классик был уверен, что самодовольство может стать препоной для развития творческого человека. Не зря же он повторял: «Твои первые 10 000 снимков — худшие».
- Не стремитесь сделать как можно большее количество кадров
«Не нужно слишком много фотографировать, не надо стрелять, изводя пленку. Это плохой признак. Это все равно, что много есть или пить: человек теряет вкус, теряет форму. И, тем не менее, стоит не забывать, что для того, чтобы получить молоко, надо подоить корову, а чтобы получить масло, нужно очень много молока», - говорил Анри Брессон. Наверное, именно такие, точно подмеченные особенности фототворчества помогли ему достичь настоящих высот в фотографии. Он как никто другой понимал, что такое «золотая середина» в фототворчестве. Признавая, что упорная практика является залогом успеха, он всегда обращал внимание на то, что любая съёмка должна быть продумана и иметь определённую цель
.

ФОТОГРАФИИ МАСТЕРА:

SOVIET UNION. Russia. Moscow. 1954.


Портрет Альбера Камю




SOVIET UNION. Moscow. 1954. Elementary school

СССР в объективе Анри Картье-Брессона. Каким он увидел страну в 1954 году?

Великий французский фотограф Анри Картье-Брессон (Henri Cartier-Bresson, 1908-2004) за время своей карьеры фотожурналиста посетил десятки стран. Дважды был он в Советском Союзе, первый раз в 1954 году. Результатом его поездки стала публикация в журнале «Life» в начале 1955 года и изданный в том же году фотоальбом «Москва». Это были одни из первых западных публикаций о Советском Союзе после Второй Мировой Войны.
В середине 1950-х годов, после выхода книги «Решающий момент» авторитет Картье-Брессона был огромен. «Сколько слов посвятили различные авторы в различных изданиях ему самому и его методам работы», — вспоминал Валерий Генде-Роте — «Но разве можно сравнить все это с рассказом самого «живого» Брессона (он останавливался у нас в 1958 году по дороге в Китай). Картье-Брессон показал нам свою книгу о Москве». И далее Валерий Альбертович пишет о впечатлении, которое на него произвели московские фотографии Брессона: «Эта вполне доброжелательная книга состоит совсем не из одних шедевров, но все снимки, опубликованные на ее страницах, отражают фотографическое кредо автора».

Нужно ли говорить, что слова «состоит совсем не из одних шедевров», сказанные о произведениях тогда еще живого классика, звучат мягко сказать не очень обнадеживающе? Еще более отчетливо выразил свое отношение к фотографиям из России сам фотограф: отбирая в начале XXI века снимки для своего официального портфолио он не оставил ни одной (!) фотографии из России. Случайно ли это? «Картье-Брессон не был счастлив в нашей стране», — рассказывала в 2000 году директор Московского Дома Фотографии Ольга Свиблова, — «Когда несколько лет назад он давал мне интервью, то, заговорив о Москве, перешел на шепот и прикрыл ладонью микрофон. Причем он не сообщал ничего страшного или секретного. Просто в нем с семидесятых годов живет страх, привычка все время что-то скрывать, говоря о Советском Союзе или России». Звучит не очень убедительно. Картье-Брессон снимал в гораздо более горячих точках, чем Москва 1950-х и 1970-х годов, тем не менее, он мало чего боялся и отправлялся в опасные путешествия снова и снова. Может быть мастер «не был счастлив в нашей стране» потому что чувствовал, что она не открылась ему, что он не поймал в ней того самого заветного «решающего момента»? К сожалению, мы этого никогда не узнаем.
Но, несмотря на отношение Брессона к России, несмотря на то, что привезенные им из нашей страны фотографии разве что «отражают фотографическое кредо автора», влияние мастера на развитие российской фотографии огромно. Он по-настоящему перевернул представления целого поколения российских фотографов о документальной фотографии и назначении фотожурналистики. Молодые советские фотографы выросли на пусть очень сильных, но за редким исключением постановочных фотографиях: «Комбат» Макса Альперта, «Знамя Победы над Рейхстагом» Евгения Халдея, «Горе» Дмитрия Бальтерманца (последний из перечисленных снимков не постановочный, но прошедший постобработку: небо на снимке напечатано с другого негатива). Под гипнотическим впечатлением личности Картье-Брессона, под давлением его уверенности новые поколения фотографов стали искать пути к своим собственным «решающим мгновениям».
текст: Андрей Высоков/

Известный факт, что Анри, был чрезвычайно вдохновен работами Мартина Мункачи (Martin Munkacsi) , а именно фотографией «Три мальчика на озере Танганьика». Именно благодаря этой работе, Анри начал работать с новой силой и полный энтузиазма. Munkacsi автора в картине стать полный рабочий день фотографа. Его часто ассоциируют с продукцией фирмы Leica Camera, которую фотограф часто использовал в своей работе. В свое время, у него были замечательные отношения с такими фотографами как Роберт Капа и Дэвид Сеймур , вместе они помогли развитию фотографии в те непростые времена.

"Будь фотожурналистом. Если ты не можешь сделать что-то, маневрируй и меняйся. Всегда держи сюрреализм в своем маленьком сердце. Не суетись. Двигайся веред " – таким был девиз гениев фотографии, и в эти слова они верили всей душой.

Эта дружба, на самом деле, стояла у истоков чего-то большего чем просто «дружба», именно тогда началось создание всемирного союза фотожурналистов «Магнум Фото» («Magnum Photos»). Создавалось фотоагентство вместе с Уильямом Вандивэром и Джорджем Роджером. На тот момент эти фотографы составляли основной состав Magnum и все права на агентство и фотографии принадлежали именно им. «Магнум Фото» до сих пор считается самым престижным, с точки зрения фотожурналистики, агентством фотографов.

После Второй мировой войны, Анри начал путешествовать по миру, попадая в самые горячие точки и фиксируя самые трогательные и жизненные моменты. Он стал первым западным фотографом, который имел право "свободно" фотографировать в послевоенном Советском Союзе.
Умер Анри Картье-Брессон в 2004 году, в возрасте 95 лет. Этот гениальный человек и непревзойденный фотограф своими фотографиями положил начало новой эпохи в мире фотоискусства. Его работы до сих пор потрясают воображение и служат великолепным примером для молодого поколения фотожурналистов.

Вы можете найти более подробную информацию о Анри Картье-Брессон:

Публикации:

© Henri Cartier-Bresson / Magnum Photos

© Henri Cartier-Bresson / Magnum Photos

© Henri Cartier-Bresson / Magnum Photos

© Henri Cartier-Bresson / Magnum Photos

© Henri Cartier-Bresson / Magnum Photos

© Henri Cartier-Bresson / Magnum Photos

© Henri Cartier-Bresson / Magnum Photos

© Henri Cartier-Bresson / Magnum Photos

© Henri Cartier-Bresson / Magnum Photos

© Henri Cartier-Bresson / Magnum Photos

© Henri Cartier-Bresson / Magnum Photos

© Henri Cartier-Bresson / Magnum Photos

© Henri Cartier-Bresson / Magnum Photos

© Henri Cartier-Bresson / Magnum Photos

© Henri Cartier-Bresson / Magnum Photos

© Henri Cartier-Bresson / Magnum Photos

© Henri Cartier-Bresson / Magnum Photos

© Henri Cartier-Bresson / Magnum Photos

© Henri Cartier-Bresson / Magnum Photos

© Henri Cartier-Bresson / Magnum Photos

© Henri Cartier-Bresson / Magnum Photos

© Henri Cartier-Bresson / Magnum Photos

© Henri Cartier-Bresson / Magnum Photos

© Henri Cartier-Bresson / Magnum Photos

Анри Картье Брессон- один из самых выдающихся фотографов, без которого трудно представить мир фотоискусства XX века. Ещё при жизни он был признан гениальным фотографом, чьи работы представляют интерес и по сей день. Перед вами 10 основных уроков от мастера фотографии, которые актуальны и в наши дни.

Фокусируйтесь на геометрии, продумывайте центр и границы кадра

Одной из явных особенностей фотографий Анри Картье-Брессона всегда оставалась способность удивительно точного строения кадра. Ему удавалось объединять самые различные и даже противоположные другу другу геометрические фигуры, линии и тени в единое гармоничное целое. Фотограф тщательно продумывал границы кадра и выбор объекта для центрального местоположения. Многие кадры фотографа обрамлены так называемыми «естественными» предметами. Такая многоплановость - один из признаков хорошего удачного кадра.

«Композиция должна быть предметом наших постоянных забот, но во время съемки мы можем почувствовать её только интуитивно», - не уставал повторять фотограф.

Будьте терпеливы, работайте «мягко»

«Фотограф должен работать мягко, незаметно, но иметь при этом острый глаз. Не надо толкаться, привлекать к себе внимание, не баламутьте воду там, где собираетесь ловить рыбу», - говорил Анри Картье-Брессон. Эту вечную для фотографии тему - как схватить главный, решающий момент, нажать на спуск затвора секунда-в-секунду с моментом кульминации события - французский фотограф объяснял весьма доступно и просто. Современники отмечали, что Анри Картье-Брессон всегда был очень последовательным и спокойным. При съёмке на улице он мог неторопливо дожидаться момента,когда кто-то из прохожих окажется в той точке кадра, которая казалась ему идеально подходящей ддля его местоположения: «Иногда бывает так, что проходящих мимо человек делает снимок законченным. Можно ждать какого-то момента, но так и не дождешься без этого человека в кадре». - советовал он.

Из множества отснятых кадров он оставлял только тот, в котором все элементы - прохожие, фон, композиция - были расположены именно так, как задумал автор. Рассуждая о решающем моменте, он признавал интуитивную спонтанность решения фотографа сделать кадр.

Путешествуйте, познавайте мир


Французский фотограф был страстным любителем путешествий. Он побывал во многих странах мира, фотографировал разные населённые пукнты и их жителей. В ходе путешествий он знакомился с людьми, много общался, изучал местные традиции, стараясь проникнуться этой атмосферой. Он не жалел для этого времени: например, чтобы сделать цикл фотографий Индии, он провёл в стране целый год.

Анри Картье-Брессон был уверен, что знакомство с новыми культурами и общение с представителями других народов заряжает фотографа творческим вдохновением и расширяет границы мировоззрения.

Используйте для съёмки один объектив


За долгие годы своего сотрудничества с агентством «Magnum Photos» творчества Анри Картье-Брессон делал кадры с использованием самых разных объективов. Но для личного творчества он предпочитал работать с одним и тем же объективом - 50мм фикс, и оставался верным своему выбору на протяжении десятилей. Он называл объектив «естественным продолжением глаз фотографа» и говорил, что «не хотел жить в мире, где видоискатели в фотоаппаратах показывали фотографу готовые композиционные схемы». Интересно, что сказал бы классик сегодня?

Фотографируйте детей

Признанный гений фотографии очень любил фотографировать детей, которые всегда выглядели в его фотографиях естественно и непринуждённо. Анри Картье-Брессон часто гулял по городам и снимал портреты случайных прохожих, в том числе и детей.

Фотография, на которой запечатлён мальчик, несущий бутылки вина с искренне-торжественным выражением лица, стала известна на весь мир. Должно быть, каждый из нас, глядя на эту фотографию, переносится в собственное детство.

Оставайтесь незаметным, не будьте назойливы

Каждый раз во время съёмок Анри Картье-Брессон старался оставаться незаметным, слиться с толпой и не афишировать себя как фотографа. По некоторым источникам, зачастую он даже заклеивал блестящие элементы своей камеры чёрной изолентой и накрывал её платком. Сам он одевался скромно, фотографировал быстро, активно перемещаясь из точки в точку, чем просто не успевал привлечь к себе внимание зевак. Брессон не противопоставлял себя окружающим, он чувствовал себя одним из них. И именно благодаря этому люди в его кадрах всегад выглядели естественными, а снимки получались объективными.

Воспринимайте мир как художник


Анри Картье-Брессон рисует свой автопортрет, Франция, 1992. Снимок его жены, Мартины Франк.

Анри Картье-Брессон умел отлично рисовать. Неслучайно уже в последние годы жизни он вновь вернулся к этому занятию. Поэтому в своих диалогах о фотографии он часто сравнивает кадр с картиной, проводя параллели с художественным творчеством. «Зритель рассматривает фотографию, как законченную картину, картину с композицией, которая постоянно должна притягивать внимание», - говорил он. Все правила создания картины и рисунка мастер перенёс и в фотографию.

Не кадрируйте фотографии


Портрет Альбера Камю, Париж, 1944.

Анри Картье-Брессон был убеждён, что если композиция кадра смещена, то его нужно считать бракованным и негодным. Фотограф не признавал обрезку уже готовой фотографии, уверенный в том, что композиция может быть пострена только один раз - при съёмке: «Процесс фотографирования – это процесс мгновенного определения события и организации форм, которые и выражают это событие».

Не стремитесь сделать как можно большее количество кадров


Трумэн Капоте, 1947 год.

«Не нужно слишком много фотографировать, не надо стрелять, изводя пленку. Это плохой признак. Это все равно, что много есть или пить: человек теряет вкус, теряет форму. И, тем не менее, стоит не забывать, что для того, чтобы получить молоко, надо подоить корову, а чтобы получить масло, нужно очень много молока», - говорил Анри Брессон. Наверное, именно такие, точно подмеченные особенности фототворчества помогли ему достичь настоящих высот в фотографии. Он как никто другой понимал, что такое «золотая середина» в фототворчестве. Признавая, что упорная практика является залоггом успеха, он всегда обращал внимание на то, что любая съёмка должна быть продумана и иметь определённую цель.

Фотография должна нести в себе ценность еще до обработки

Рабочий завода ЗИЛ в СССР, 1954 г.

“Как только кадр попал на пленку, мне уже неинтересно, что будет дальше. В конце концов, охотники не готовят пищу.” – Анри Картье-Брессон.

Конечно, с появлением цифровой фотографии многое изменилось. Но подход Анри Картье-Брессона к фотографическому восприятию, которое, по мнению мастера, начинается и заканчивается со спуском затвора фотоаппарата, актуален и сегодня.

Поразительно, что фотолабораторными работами собственных фотографий Анри никогда не занимался, а доверял проявку и печать своим коллегам, которым в этих вопросах полностью доверял. Его занимал только снимок в момент съемки, та картинка, которую он видел в видоискателе своего фотоаппарата. Все последующие манипуляции для него были вторичны. Как известно, Картье-Брессон никогда не кадрировал и не обрабатывал свои снимки, они были ценны ему своей подлинностью.

Анри Картье-Брессон - человек-легенда и отец фотожурналистики, французский фотограф, без которого невозможно себе представить фотоискусство XX века. Он был основателем жанра «уличная фотография». Его черно-белые снимки - история, атмосфера, дыхание и ритм жизни целой эпохи, а на его фотографиях учатся сотни современных фотографов.

1. Улица Rue Mouffetard, Париж, 1952.

В 30-х годах молодой Брессон видит знаменитый снимок венгерского фотожурналиста Мартина Мункачи «Три мальчика на озере Танганьика ». «Я неожиданно понял, что с помощью фотографии можно зафиксировать бесконечность в одном моменте времени, - писал Картье-Брессон много лет спустя. - И именно эта фотография убедила меня в этом. В этом снимке столько напряжения, столько непосредственности, столько радости жизни, столько сверхъестественности, что даже сегодня я не могу спокойно смотреть на него».

2. Ребенок, освобожденный из концлагеря, Дессау - Германия, 1945.

Раскрытие Брессона как фотографа произошло во время Второй мировой войны: фашистский плен, побег, участие в Сопротивлении - чтобы фиксировать на пленку военные будни, от фотохудожника требовался не только верный глаз, но мужество и хладнокровие.

3. Рынок Les Halles, 1952.

В 1947 году Картье-Брессон стал одним из основателей знаменитого международного объединения фоторепортеров Magnum - ответ на грабительскую в отношении фотографов политику многих западных агентств и журналов. Фотографы агентства разделили земной шар на «сферы влияния», и Картье-Брессону досталась Азия. Репортажи, сделанные им в странах, получивших или борющихся за независимость - Индии, Китае, Индонезии, сделали его фотожурналистом мирового масштаба.

4. Последний день раздачи золота Куомитангом. Шанхай - Китай, 1949 г.

5. Ахмадабад - Индия, 1965 г.

Широко прославилась «невидимость» фотографа - его модели в большинстве случаев и не подозревали, что их снимают. Для большей маскировки Картье-Брессон даже заклеивал блестящие металлические части своего фотоаппарата черной изолентой.

6. Неаполь, Италия, 1960.

Но главная черта и поистине дар фотографа - это «решающий момент» , выражение, которое с его легкой руки получило в фотографическом мире широкую известность. Брессон всегда старался снимать любой сюжет в момент достижения им пика эмоционального напряжения, и вы обязательно прочувствуете это через его фотографии.

7. Без названия, 1952.

8. Дети, играющие в ковбоев, Рим - Италия, 1951.

9. В поезде, Румыния, 1975.

10. Париж, 1954 г.

11. Митинг в Париже, 1954.

12. Ноги Мартины, жены фотографа, 1967.

13. Контрабас на велосипеде.

14. Цыгане, Испания,1933.

«Фотография сама по себе меня не интересует. Я просто хочу захватить кусочек реальности. Я не хочу ничего доказывать, ничего подчеркивать. Вещи и люди говорят сами за себя. Я не занимаюсь «кухней». Работа в лаборатории или в студии у меня вызывает тошноту. Ненавижу манипулировать - ни во время съемки, ни после, в темной комнате. Хороший глаз всегда заметит такие манипуляции… Единственный момент творчества - это одна двадцать пятая доля секунды, когда щелкает затвор, в камере мелькает свет и движение останавливается».

15. Сан-Франциско, 1960.

«Случается иногда, что ты, неудовлетворенный, застываешь на месте, ожидая момента, а развязка наступает внезапно, и, вероятно, удачный снимок не получился бы, если бы кто-то, проходя мимо, не попал бы случайно в объектив фотоаппарата».

16. Без названия.

17. Йер - Франция, 1932.

18. Негров не пускают в театр, 1961.

19. Брюссель, 1932 г.

«Не переношу устраивать события и режиссировать. Это ужасно… Нельзя подделывать настоящее. Люблю правду и только правду показываю…»

20. Без названия, 1969.

21. Трумэн Капоте, 1947.

22. Гамбург, Германия 1952. Надпись «Готов на любую работу».

«Реальность, которую мы видим, бесконечна, но лишь ее избранные, значимые, решающие моменты, которые нас чем-то поразили, остаются в нашей памяти. Из всех средств изображения только фотография может зафиксировать такой точный момент, мы играем с вещами, которые исчезают, и, когда они исчезли, невозможно заставить их вернуться вновь».

23. Портрет Альбера Камю, Париж, 1944.

Приходилось фотографу бывать и в СССР. В 1954 году Картье-Брессон стал первым западным фотографом, которому после смерти Сталина было позволено посетить Страну Советов. Фотографии, сделанные во время этого визита, вошли в альбом Картье-Брессона «Москвичи».

24. Рабочий завода ЗИЛ в СССР, 1954.

«Фотографирование - это нечто вроде предчувствия жизни, когда фотограф, воспринимая меняющуюся пластическую информацию, в доли секунды захватывает выразительное равновесие, вдруг возникшее в бесконечном движении».

29. Художник Антонио Салазар, Мексика, 1934.

30. Анри Картье-Брессон.

Анри Картье-Брессон умер 2 августа 2004 года в Л’Иль-сюр-ля-Сорг, небольшом городке на юге Франции, не дожив нескольких недель до своего 96-летия.

Можно постоянно сокрушаться из-за того, что у тебя нет дорогущего профессионального оборудования для занятий фотоискусством. Можно броситься в другую крайность и скупать все самые современные технические приспособления. Но так ли важно это на самом деле? Великий французский фотограф Анри Картье-Брессон (Henri Cartier-Bresson, 1908-2004) с 1932-го года и на протяжении всей своей творческой деятельности снимал на маленькую простую камеру Leica 35 mm с объективом 50 mm.

С бликующими участками фотоаппарата он поступил без церемоний: обмотал их черной изолентой. И, тем не менее, он вошел в историю как легендарный фоторепортер, гений уличной фотографии и классик фотоискусства. Вы всё ещё верите, что для профессионального счастья вам не хватает какого-то супер оборудования? Глупость. Важно совсем не это. Камера должна быть у вас в глазах, кадр должен формироваться в ваших зрачках, а шедевр рождаться в мозгу. Только так можно добиться успеха. И неважно, на каком гаджете вы нажимаете кнопку «снять».

У каждого именитого фотографа, как и у каждого, например, знаменитого хирурга, есть свой метод. Что же характеризует творчество Брессона? Его «визитная карточка» − Решающий Момент. Фотографы всего мира стали использовать этот термин с 1952-го года, после выхода книги Брессона Images a la Sauvette. Сейчас этот метод преподается в творческих вузах, и современные мастера активно используют его в своей работе. Куда же в XXI веке без Решающего Момента? Вся медиа индустрия построена на нем.

Итак, Решающий Момент – это наивысший эмоциональный пик того или иного момента, запечатленный фотографом. Необходимо щёлкнуть затвором камеры в тот самый миг, ни секундой раньше или позже. Здесь не обойтись без профессионального чутья, таланта или задатков снайпера. Сам Анри часто сравнивал фотографирование со стрельбой, а стрелял он, кстати, весьма неплохо. Впрочем, даже слова «фотография» и «стрельба» на английском языке звучат одинаково - shoot. А в реальности - тот же выбор места и ракурса, то же поджидание «добычи», тот же «щелчок» в решающий момент.

«Для меня быть фотографом − значит молниеносно, в долю секунды, осознавать важность события и точную организацию тех форм, которые придали этому событию настоящее значение» , − говорил он.

Интересно, что, по мнению Брессона, в момент съёмки совсем не обязательно знать, зачем ты это делаешь. Действие ради действия, осознанность в чистом виде - именно так рождаются настоящие шедевры.

Второй «фишкой» Анри Картье-Брессона был «метод невидимой съёмки». Тот самый репортажный навык фотоискусства, столь широко и, к сожалению, довольно «грязно» применяемый в современной действительности. Но у великого Брессона всё было иначе. Он стал основоположником этого метода. Поэтому его работы стали легендой, поэтому они так разительно отличались от всех других.

Не будем забывать, в какое время жил мастер. Фотография была в новинку, люди стремились позировать перед камерой и выглядеть лучше, чем на самом деле. Отсюда зажатость и неестественность. Анри пошел другим путем: его герои даже не подозревали, что за ними наблюдали через объектив. Фотограф не раз говорил, что его интересует жизнь, происходящая вокруг, а не постановочные сюжеты и искусство. Секрет популярности его работ заключался, видимо, в том, что Брессон не стремился к популярности и признаю. Он даже ставил фотоискусство на ступень ниже живописи. Парадоксально, не правда ли?

Анри Картье-Брессон родился 22 августа 1908 года. Первым его учителем был дядя-художник, который и «влюбил» мальчика в искусство. Родители Анри были состоятельными людьми, поэтому фотокамера у юного творца была с самого детства, только пользовался он ею нечасто. Но однажды во время путешествия по Африке он увидел снимок фотографа Мартина Мункачи, и он перевернул микрокосмос в его голове. Анри сразу же попросил у родителей «настоящую», солидную камеру, которой пытался делать «настоящие» фотографии. Они не удавались, камера заплесневела от влажного климата, а мальчик заболел и вернулся домой. Но все оказалось «не просто так»: это помогло Брессону познакомиться с главной любовью жизни – той самой камерой Leica.

Пик популярности Картье-Брессона пришёлся на 50-е годы двадцатого столетия. Фотограф был очень известен и в СССР, так как официально был допущен за «железный занавес». Альбом под названием «Москвичи» затем выставлялся в странах Запада. Именно благодаря Анри европейцы увидели «человеческое лицо» Советского Союза.

Ведь на снимках фотографа были не угрюмые люди с винтовками и бутылками, а обычные персонажи, живущие своей жизнью вне зависимости от политической ситуации в мире.

Вот обычный советский гражданин идет куда-то с маленькой дочуркой на фоне изображения великого Вождя.



Обратите внимание, как удачно Брессон поймал момент – поза мужчины и поза Ленина практически идентичны. И сколько разных мыслей рождается при рассматривании этой карточки…

Или вот эта игра в волейбол на фоне несокрушимой сталинской высотки. Удивительное сочетание обычных человеческих радостей и нерушимых идеалов того времени. Прекрасный контраст жизни и политики.



Потрясающие портреты людей.

О работах Анри Картье-Брессона можно говорить бесконечно. Разумеется, в его творческой копилке были не только фотографии советского народа. Брессон снимал во многих странах, под «дуло» его объектива попадали как бедняки, ничего не знающие о фотоискусстве, так и сильные мира сего. Сейчас работы великого мастера находятся в главных музеях планеты. О его жизни и творчестве написано множество книг, а в 2003-м году режиссер Хайнц Бютлераи снял о нем известный документальный фильм Henri Cartier-Bresson − Biographie eines Blicks.

К сожалению, Анри Картье-Брессона уже 13 лет нет с нами. Он умер в 2004-м году, но его творчество до сих пор актуально и востребовано.