Псковская республика ч.1. Кривичи

ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАЗВАНИЯ «КРИВИЧИ»

Смешанное славяно-балтское происхождение кривичей, возможно, отражено в названии данной этнической общности. Ряд исследователей указывает на близость этого наименования к балтской лексике и считает, что оно происходит от балтских терминов.

Так, по мнению советского археолога П. Н. Третьякова, название «кривичи» имеет балтское происхождение (происходит от слова «Криве», которое якобы обозначает имя одного из персонажей литовской языческой мифологии).

Историк Б. А. Рыбаков также полагает, что в названии кривичей сохранилось имя литовского бога Криве-Кривейте. Как и П. Н. Третьяков, он утверждает, что кривичи образовались в результате смешения славян с балтами, ассимиляции последних, и называет кривичей «полулитовцами». Такие ученые, как Г. Миллер, Н. Карамзин, Т. Нарбут, А. Киркор вели происхождение названия кривичи от имени верховного жреца балтов Криве-Кривете.

Белорусский археолог Г. В. Штыхов считает, что название «кривичи», возможно, произошло от имени старейшины рода Криве. Он не исключает также этимологию термина «кривичи» от слов, обозначающих близких по крови. Известный историк С. М. Соловьев утверждал, что название «кривичи» связано с характером местности, которую они занимали, и вел наименование кривичей от балтского (литовского) слова kirba (топь, трясина).

Стремясь обнаружить связь кривичей с балтами в названии кривичской этнической общности, авторы этих гипотез допускают ряд неточностей, на которые необходимо обратить внимание, чтобы найти аргументированный ответ на этот вопрос.

Не находит обоснования фактическим материалом гипотеза о том, что название кривичей происходит от имени одного из персонажей литовской мифологии Криве, литовского верховного бога Криве-Кривейте. Более обстоятельное изучение балтской мифологии показывает, что такие образы не характерны для пантеона балтских богов. Более того, правильнее вводить названия мифических образов из наименования реальных явлений, нежели делать наоборот.

Не подтверждается фактическими данными также гипотеза о том, что это название происходит от имени верховного жреца балтов Криве-Кривейте. Реальная историческая личность, священник по имени Криве, влияние которого распространилось на земли Пруссии, Литвы, жил в 14 веке, когда кривичей как этнической общности уже не было.

Нельзя признавать верно также гипотезу о происхождении кривичей от имени старейшины рода Криве. Во-первых, о нем нет свидетельств в письменных источниках. Его можно рассматривать как плод воображения тех, кто писал об этом. Во-вторых, ошибочно вести происхождение этнической общности от одного человека, а ее название от имени одного человека. Это взгляд можно рассматривать как некритическое отношение к широко распространенной в прошлом библейской традиции, нашедшей отражение во взглядах летописцев, историков того времени.

Весьма сомнительно также выводить название «кривичи» от слов, обозначающих кровное родство. Кровнородственные отношения характерны для сравнительно небольших групп людей, назваемых родами. Их чаще всего называли именами животных или птиц. Невозможно, чтобы представления о кровном родстве распространились на такую большую общность, как кривичи, территория которых в широтном направлении простиралась почти на тысячу километров.

Заслуживает пристального внимания мысль видного русского историка С.М.Соловьева о том, что ряд названий этнических общностей, в частности дреговичей, кривичей связан с характером местности, которую они занимали. Термину “кривичи” он придал такие же черты, как и названию “дреговичи”. Согласно его гипотезе, термин “кривичи” происходит от балтского слова kirba, обозначающего болото. Это вызывает ряд серьезных возражений. Во-первых болотистая местность составляла только часть территории кривичей. Значительно большая часть их этнической территории представляла собою холмистую местность. Холмистой была этническая территория кривичей на Минщине, Смоленщине. Во-вторых, маловероятно происхождение термина «кривичи» от балтского слова kirba. С лингвистической точки зрения такое объяснение представляется искусственным, необоснованным.

Г.А.Хабургаев высказал предположение, что название кривичей отражает характер границы, идущей по кривой линии. Он указывает, что на территории будущей Псковщины славянские колонисты должны были столкнуться со своеобразным населением балто-финского пограничья (с кривой?), откуда произошли летописные кривичи. Вероятнее всего, название “кривичи” действительно отражает своеобразие той значительной части их территории на Минщине и Смоленщине, где много холмов, а местность как бы кривая: возвышенные места чередуются с более низкими. Такой характер местности особенно типичен для юга и востока их этнической территории.

Поскольку первоначально на территории славянской этнической общности кривичей жили не славяне, а балты, можно предположить, что термином первоначальной основой крив (kreiv) здесь называлось балтское население, Г.А.Хабургаев реконструирует первоначальное название балтского населения этой местности в форме «kreiuva», «krieva» После смешения этого населения со славянским и формирования славянской этнической общности оно несколько изменилось, сохранив прежнюю основу, к которой было добавлено славянское - «ичи». Так появилось наименование новой этнической общности «кривичи».

Следует отметить, что в балтских языках после этого по-прежнему сохранилась несколько измененная балтская форма наименования славянских соседей на востоке krievs, krievai. Она до настоящего времени сохранилась в латышском языке для обозначения русских (krievs - русский, Krievija - Россия).

Таким образом, анализ названия «кривичи» дает основание утверждать, что, вероятнее всего оно обозначало обширную группу людей, занимавших первоначально холмистую местность. Названия многих этнических общностей раннего средневековья по особенностям местности, на которой они проживали, - одна из закономерностей в формировании этнонимов того времени. Кроме наименования «кривичи», «дреговичи» к этой группе относятся названия «древляне», «поляне», обозначавшие этнические общности, расположенные к югу и юго-востоку от дреговичей. Таковы также названия основных балтских этнических общностей («аукштайты» - верхние и «жемайты» - нижние). Это просматривается и в названиях этнических общностей данного периода, расположенных в западноевропейском регионе.

Кривичи – самая обширная этническая общность в пределах лесной зоны Восточной Европы. Ареал расселения кривичей занимал огромную территорию от Верхнего Понеманья на западе, до Костромского Поволжья на востоке, от Псковского озера на севере, до верховьев Сожа и Десны на юге. По различным письменным источникам, кривичам принадлежали территории, на которых позже возникли Псковская, Смоленская и Полоцкая земли. Кривичи это и протогосударственное образование, и этнос.

О происхождении кривичей написано много как в литературе, так и в интернете. Намеренно не представляю эти материалы здесь, потому что такую кашу можно расхлебать только специалистам. Точнее и специалисты похоже не пришли к единому мнению. Слишком много там специальных терминов, понятно только для народ был славянской общности.

Теперь о самом названии племенного союза — кривичи. Заметьте — союза! в века, которые мы привыкли называть древними, вообще видимо всё было подчинено Роду, о чем рассказывают и родноверы. Роды — это кровные родственные связи, они входили в племена, а вот племена образовывали союзы. Ну так вот, снова о кривичах — название возникло от личного имени «Крив». Последнее может быть понято как противопоставление эпитету бога Перуна («Правый»). Таким образом, «Крив» вполне может относиться к богу Велесу, антагонисту Перуна в славянском «основном мифе». Уже говорилось о возможном «велесическом» характере праславянской религии, особенно на северной периферии.

Кривичи в мифологии

В мифологических и родословных преданиях белорусов, потомков кривичей — полочан, имя героя-первопредка — Бай (Бой).

  • В полоцком мифе о сотворении мира Бай предстает как первый человек. Один из его сыновей, Белополь, — предок белорусов. Гигантские псы отца — Ставра и Гавра — помогают Белополю определить границы своих владений, прорыв реки Двину и Днепр.
  • Согласно другому преданию, Бай — древний князь, живший в Краснополье близ Дриссы (на Витебщине). Вместе со своими псами Ставрой и Гаврой он охотился по местным «густым лесам». От нескольких жен Бай имел сыновей — предков отдельных белорусских фамилий. Старший из них — Бойко (Белополь, в отличие от более позднего текста, не упоминается среди них вовce).
  • Третье предание также помещает Бая (здесь — Бой) в Краснополье над рекой Дриссой. Бой — князь-богатырь, охотящийся в лесах по Дриссе со Ставрой и Гаврой. Псы одолевали любого зверя и защищали князя от разбойников. Бой установил поклонение им наравне с «важнейшими особами», а после смерти ввел дни их поминовения («Ставрусские деды»; обряд известен и на Минщине). Смысл этого древнего праздника поминовения мертвых позволяет увидеть в Бае божество загробного мира в сопровождении демонических псов (подобно индийскому Яме). Первоисточник имени «Бай» — балтский, как и имен псов. Литовское bajus «страшный» может быть осмыслено как эпитет балтского бога подземного мира Велса, антагониста громовержца Перконса.

На основании радиоуглеродного метода одно из наиболее периферийных, удаленных на север поселений кривичей (Варшавский шлюз III в Белозерье) датируется первой половиной V в. Можно заключить, что кривичи расселялись в весьма раннее время, независимо от распространения других славянских культур. Вместе с тем характерные черты культуры кривичей однозначно указывают на далеко не полную их изоляцию от сородичей. Видимо, предки кривичей ушли на север очень рано, возможно, под натиском гуннов в конце IV — начале V в. Особые черты их материальной культуры сложились, как увидим, на месте. Не исключено, что в заселении севера участвовали группы славян разного происхождения, приходившие разными путями.

Движение племен и народов

Согласно «Повести временных лет», первой из относимых к кривичам групп на местах своего обитания появились полочане, жители Подвинья: «иные [славяне] сели на Двине и нареклись полочане, — речки ради, что течет в Двину, именем Полота». От них, как говорится позже, пошли и смоленские (верхнеднепровские) кривичи. Но при этом киевский летописец вовсе не говорит о псковско-изборских кривичах. Между тем огромное значение округи Пскова и Изборска для кривичской истории подтверждается и письменными источниками, и археологическим материалом.

История кривичей, как и других славянских народов, не была спокойной и мирной. Кто-то или что-то толкает людей в разные времена и эпохи воевать друг с другом или просто устраивать пакости. С середины VІІI века кривичи жили под угрозой, пришедшей со стороны Хазарского каганата. Как известно, после поражения, понесенного от арабов в 737 году, хазары перенесли центр своего государства с Кавказа в бассейн Дона и компенсировали потерю влияния на юге за счет подчинения племен лесной зоны Восточной Европы. Попали под иго хазар и южные соседи кривичей – радимичи.

С веками с кривичами смешались другие племена — переселенцы с Балкан например, которые бежали от Византии. Во второй четвертей IХ века в бассейнах Днепра и Двины пришли норманны, искавшие новые водные пути Восточной Европы с целью торговли со странами Востока и Византией. Верховья Днепра, Двины и Волги перестали быть тихим местом и превратились в пересечение водных путей, где через волоки перетаскивали свои корабли торговцы и разбойники.

Куда делись кривичи

Храбрые умелые воины и способные организаторы, норманнские вожди присоединились к процессам державотворения, происходившим в сообществах кривичей, новгородских словен и чуди. Норманны ускорили этот процесс и получили его главный приз. Иногда как наемники, но чаще как самостоятельная сила, они включились в борьбу между местными группировками за власть и завершили ее захватом власти в свои руки. Стремление норманнов овладеть торговыми путями на юг делало их естественными врагами хазар, что стало еще одним фактором, склонявшим кривичей к принятию власти норманнских вождей.

Согласно «Повести временных лет» князь Рюрик, обосновавщийся в Ладоге и Новгороде, после 862 года прислал какого-то своего соратника управлять Полоцком от его имени. В 882 году преемник Рюрика Олег занял Смоленск и присоединил к государственному образованию, которое в дальнейшем получило название «Русь». На этом самостоятельная история кривичского союза завершилась. Вместе с тем стремление не допустить присутствия кочевников на своей территории осталось главным фактором политической истории потомков кривичей в составе тех государств, где они оказались.

Источники:

  • http://www.ruistor.ru/shistory_krivichi.html
  • http://inbelhist.org/konspekt-istorii-krivichej/

Действительно, прибалтийские народы называют своих восточных соседей не иначе, как krievs или krievai, а Россию - Krievija. Ученые считают, что, скорее всего, подобное именование идет от названия древнего союза племен, живших у истоков рек Двины, Волги и Днепра, и звавшихся кpивичами.

Чем занимались

Племенной союз кривичей зaни мaлся пaшенным земледелием, разведением скота и кузнечным делом, поскольку в болотах было много железной руды. Землепашенные орудия труда с железными наконечниками появились у кривичей уже в X веке, в это же время впервые они стали выращивать озимую пшеницу. Кривичи делали искусные ювелирные украшения, мастерили одежду и обувь, ковали оружие, строили корабли. По Днепру они сплавлялись до Царьграда и вели торговлю с Византией, по Западной Двине и Неману ходили в Европу и к варягам; по Волге спускались торговать в Хазарию и к булгарам.

Племена жили двумя большими группами: западная сформировалась вокруг городов Полоцк и Смоленск, а северная – у Пскова. Кроме этого, кривичам принадлежал Избор, и они оказали значительное влияние на историю Великого Новгорода. Каждое племя разговаривало на своем диалекте, а всего их было шесть: псковский, древненовгородский, смоленский, верхневолжский, полоцкий и, наконец, западный; последние два послужили основой для северного и северо-западного белорусского говоров.

Археологи утверждают, что кpивичи были высокого роста и имели европеоидную внешность: слегка вытянутый череп с высоким сводом, узкое лицо и нос с горбинкой. Если сравнивать их с людьми, ныне живущими в России, то больше всего они похожи на восточно-европейских славян валдайского типа, которые имеют ярко выраженную нордическую внешность.

Довольно долго после того, как Киев принял православие, кpивичи оставались язычниками. Покойников хоронили в длинных, насыпных курганах, устраивая богатую тризну.

Тайна названия

Славист Петр Тpетьяков полагал, что название племен происходит от имени литовского бога Кpиве. Ему вторил археолог Борис Рыбаков, только уточнял, что бога звали Кpиве-Кивейте. Сергей Соловьев связывал название восточно-славянских племен, живших в болотистой местности, с литовским словом kirba, которое означает топь, трясину. Ученые выдвигали и другие этимологические версии названия племен: по мнению Георгия Штыхова из Белоpуссии, оно было образовано от имени старейшины Крив; по словам советского лингвиста Георгия Хаpбугаева, оно происходило от определения границы их земель, которая была кривой и проходила по пересеченной местности, холмы чередовались с оврагами и болотами.

Откуда пришли

Многие ученые сходятся на том, что этот очень большой народ сформировался в результате aссимиляции пришлых славянских племен с бaлтскими и финскими народами. Археoлогические находки подтверждают эту мысль.

Учёный Сергей Алексеев считает, что кривичей на север вытеснили гунны на рубеже IV–V веков. Однако с ним не согласна авторитетный историк Нина Васильева, кoтoрая в своих книгах подчеркивает, что продвижение славян на сeвеp из южных степей былo обусловлено пассионарностью и произошло гораздо раньше - в бронзовом веке, то есть первые русские гoрoда были основаны в начале II тысячелетия до н. э. Причем эта гипотеза тоже не противоречит археологическим данным.

Пока остается неясным, откуда именно пришли кpивичи. Летописные источники связывают их прошлое с Прикарпатьем, а большинство лингвистов (в частности, Владимир Топоров и академик Андрей Зализняк) указывают на принaдлежность языка кpивичей к языку лютичей и невров, то есть считают их выходцами с сeвeра Польши.

Славяне или балты?

В последние годы различные лжеистоpики уверяют общественность в том, что кривичи и, следовательно, белорусское население не имеют никакого отношения к славянам, что кривичи – это балтийские племена. Их даже не смущает заключение генетиков о том, что в прибалтах течет 35-37% финской крови, тогда как в белорусах - только 9-14%.

Автор «Повести вpеменных лет» знал, что кривичи - это славяне, произошедшие от полочан: «...а Словене свое въ Новегоpоде, а другое на Полоте, иже и Полочане, от сихъ же и Кpивичи, иже седять на веpхъ Волгы и на веpхъ Двины, и на веpхъ Днепpа, ихъ же и гоpодъ есть Смоленескъ, туда бо седять Кpивичи...»

В Ипатьевской летописи кpивичами тоже называют князей из Полоцка. А император Византии Константин VII писал, что в «Славинии» живут вервианы, другувиты, кpивичи, северии, и все они платят дань росам.

На то, что кpивичи были славянами, указывает и суффикс «-ичи» - по аналогии с вятичами или радимичами. У балтов такого суффикса не было и нет.

Любопытная деталь: на греческом полуострове Пелопоннес (Морея) имеется топоним Kryvitsani, который связывают именно с кpивичами. Очевидно, что союз восточно-славянских племен был многочислен и влиятелен и, возможно, какая-то его часть обосновалась и в Греции.

Историк Нина Васильева определяет кpивичей как автохтонов, преемников древнейшего населения Русского Севера и непосредственных предков русского народа.

Кривичи

Они жили в междуречье Днепра, Волги и Западной Двины, вокруг Смоленска и Изборска, Ярославля и Ростова Великого, Суздаля и Мурома.

Их название, по легенде, происходит от имени основателя племени князя Крива, получившего прозвище Кривого от природного недостатка. По другой версии, они получили название по имени балтского божества Криве-Кривейте, поскольку много контактировали с местными балтами. Однако эти версии практически не имеют доказательств и являются только умозрительными гипотезами. Например, реальный человек, священник по имени Криве, влияние которого распространилось на земли Пруссии и Литвы, жил в XIV веке, когда кривичей как этнической общности уже не было. Что же касается версии о верховном жреце, то об этом тоже нет никаких подтверждающих данных.

Еще одна версия, выдвинутая историком С.М. Соловьевым, выводит название племени от местности, которую они занимали: болотистая и холмистая, с «кривыми» границами.

Он выводит название «кривичи» от балтского слова kirba, обозначающего «болото». Правда, с лингвистической точки зрения это не очень реально.

Еще одна теория связывает название племени с балтским термином. Ведь первоначально на этой территории жили балты. Г. А. Хабургаев реконструирует первоначальное название балтского населения этой местности в форме «kreiuva», «krieva». После смешения местных балтов с пришлыми славянами к балтскому корню присоединился славянский суффикс «ичи».

В латышском языке и по сей день русских называют кривичами (латыш, krievi), Россию Криевией (латыш. Krievija), аБелоруссию - Балткриевией (латыш. Baltkrievija).

Если считать, что название «кривичи» происходит от определения холмистой «кривой» местности, то это наименование встает в ряд с названиями других славянских племен: полян (живших «в поле»), древлян (живших в лесах), бужан (расселившихся по Бугу), дреговичей (дрягва - болото).

Кривичи жили в VI–XII веках на территориях нынешних Витебской и Могилёвской областей Белоруссии, Псковской, Брянской и Смоленской областей России, а также восточной Латвии. В Ипатьевском списке кривичи упомянуты в последний раз под 1128 годом, а полоцкие князья названы кривичскими под 1140 и 1162 годами. После этого кривичи больше не упоминаются в восточнославянских летописях. Однако это имя употреблялось в иностранных источниках вплоть до конца XVII века.

О происхождении кривичей есть две версии. По одной они пришли с территории современной Польши через Средний Неман на Псковщину, а затем двинулись на юг и заселили будущие Смоленские земли и Белоруссию. По другой версии они пришли из Карпат.

Кривичей делят на две большие группы: псковскую и полоцко-смоленскую. У второй группы в культуре присутствуют не только славянские элементы, но и балтские, что свидетельствует о плотных контактах пришедших славян с местными балтскими племенами.

Северные кривичи слились с ильменскими словенами и были гражданами Новгородской Руси, при этом лингвисты древнепсковский диалект отождествляют с северокривичским. Западные кривичи создали Полоцк, северные - Изборск, а южные - Смоленск (Гнёздово), включенные в состав Древнерусского государства уже при князе Олеге Вещем.

О кривичах знали и за границами Древнерусского государства. Византийский император Константин VII Багрянородный говорит о том, что кривичи делают лодки, на которых русы ходят в Царьград.

Последний племенной князь кривичей Рогволод вместе с сыновьями был убит в 980 году новгородским князем Владимиром Святославичем, который взял в жены его дочь Рогнеду.

После вхождения в состав Киевской Руси кривичи вместе с вятичами активно заселяли залесские земли: современные Тверская, Владимирская, Костромская, Рязанская и Ярославская области, север Московской и Вологодскую, где сливались с местными финскими племенами.

Жилые и хозяйственные постройки у кривичей (как и у ильменских словен) напоминают аналогичные строения лесной полосы Польши.

Юго-западная, полоцкая ветвь кривичей также именуется полочанами (см. ниже).

Основным занятием кривичей было земледелие. Им уже известно полевое пашенное земледелие. Не позднее X века появились сельскохозяйственные орудия с железным наконечником. В VIII–IX веках в лесной зоне появляются серпы нового типа, которые происходят от аналогичных римских орудий. В это же время для переработки зерна на муку вместо зернотерок начали применять ручные жернова.

В IX веке кривичи начали выращивать озимую рожь. Среди зерновых культур того времени (мягкой пшеницы, ячменя, овса и др.) она наименее прихотлива, хорошо противостоит сорнякам, а главное - наиболее морозоустойчива. Озимая рожь была лучше других зерновых культур приспособлена к местным условиям, давала устойчивые урожаи.

Раз появились железные наконечники для орудий, значит развивалось железоделательное производство, кузнечное ремесло. Этому способствовало наличие больших запасов болотной руды. Происходило это в полуземлянках с расположенными в них глиняными шахтными сыродутными печами, причем их устройство постоянно совершенствовалось. Металлурги могли получать не только железо, но и сталь.

Дальнейшее развитие получило и гончарное производство. В X веке появляются гончарный круг и специальные печи для обжига гончарных изделий.

Ремесленные занятия начинают отделяться от земледелия, а это, в свою очередь, способствует налаживанию торговли.

По Днепру они ходили торговать в Константинополь, Западная Двина и Неман открывали им дорогу к Балтийскому морю и западной Европе, а по Волге было возможно доходить до Камской Болгарии и Хазарии.

В IX–X вв. на территории кривичей, Полоцкого княжества появляется устойчивое денежное обращение. Об этом свидетельствуют находки многочисленных относящихся к этому периоду кладов монет.

В это же время появляются и первые города. В IX веке возникает Полоцк, в X веке - Витебск.

Первое упоминание о Полоцке в письменных источниках («Повесть временных лет») датируется 862 г. Он возник на правом берегу реки Полоты и от нее же получил название. Первоначально он был городищем (укрепленным поселением) с площадью около гектара. В X веке на месте древнего городища был построен детинец, а небольшие поселения вокруг него, где проживало ремесленно-земледельческое население, постепенно превратились в посады. Детинец был резиденцией князя. Новый укрепленный центр Полоцка был в 10 раз больше предыдущего.

Витебск возник на холмистой местности, защищенной рекой Витьбой. Первоначальным Витебском было городище, находившееся на высоком месте (горе). Затем в его округе появились другие поселения, а городище превратилось в укрепленный центр всей округи. В X веке на месте древнего городища построен детинец, а окольные поселения превратились в посады. Жители Витебска занимались ремеслом, торговлей, земледелием.

Письменные источники свидетельствуют, что у кривичей-полочан уже в VII–VIII веках были свои «княжения». «Княжения» состояли из волостей-княжеств, бывших родовых общин. В каждой волости-княжестве были свои вече и князи с дружинами. Законодательная власть в волости принадлежала вече - народному собранию, проходившему в главном городе волости. Вече выбирало князя и отказывало ему в доверии, если он нарушал поставленные условия, объявляло войну и заключало мир с соседями. На вече решались все хозяйственные и общественно-правовые вопросы.

Волостными князьями обычно становились старейшины рода. Вместе с дружиной они охраняли территорию волости от внешних врагов, охраняли торговые пути, которые проходили через территорию волости, осуществляли военные походы в соседние земли, проводили суд над соплеменниками.

Племенные князья выбирались из числа волостных по праву старшинства и по способностям.

Из книги Славянская Европа V–VIII веков автора Алексеев Сергей Викторович

Из книги Славянская Европа V–VIII веков автора Алексеев Сергей Викторович

Кривичи Приход словен на Волхов прервал становление кривичского племенного союза. Новые пришельцы оседали на землях, которые кривичи только привыкли считать своими. Какая-то, и довольно многочисленная, часть - смоляне, лупоглавы, - предпочла примкнуть к кривичскому

Из книги Русь. Другая история автора Голденков Михаил Анатольевич

Кривичи? не славяне. VIII-Х вв. Еще один великий миф нашей истории: кривичи, одни из основных предков беларусов и западных русских, - славяне.Древнерусская, и в частности беларуская, нация формировалась из нескольких народов: коренных жителей Польши и Беларуси восточных и

Из книги Русская земля. Между язычеством и христианством. От князя Игоря до сына его Святослава автора Цветков Сергей Эдуардович

Кривичи К числу древнейших политических объединений, положивших начало государственному оформлению северорусских земель, принадлежали племенные союзы псковских и полоцких кривичей.Псковские кривичи заселили бассейны реки Великой и Псковского озера. Уже в VIII в.

Из книги Крестовый поход на Русь автора Бредис Михаил Алексеевич

«Кривичи на Двинском пути». Полоцк и прибалтийские земли в XI-XII вв. Возникновение Полоцкого княжества овеяно легендами. Юный Владимир Святославич, впоследствии креститель Руси, сватался к прекрасной Рогнеде, дочери полоцкого князя Рогволода. В оскорбительной форме она

Из книги Славянские древности автора Нидерле Любор

Кривичи и полочане Кривичи еще до их упоминания в летописи исторически засвидетельствованы императором Константином Багрянородным (?????????, ????????????, De adm. imp., стр. 9), однако лишь летопись указывает, где они обитали: «…на верхъ Волги, и на верхъ Двины и на верхъ Днепра». При

Из книги Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков автора Тарас Анатолий Ефимович

Кривичи Таково название объединений племён, живших в бассейне Западной Двины, верховий Днепра и Волги. В историю вошли полоцкие, псковские и смоленские кривичи.По наиболее распространенной версии, название этого племенного союза произошло от балтского корня «крив» и

Из книги Славянская энциклопедия автора Артемов Владислав Владимирович

Из книги Заря славянства. V - первая половина VI века автора Алексеев Сергей Викторович

Кривичи В V в. на северо-западе будущей Руси появляются первые памятники археологической культуры длинных курганов. Большинство специалистов аргументировано связывает эту культуру со славянским племенным союзом кривичей, упоминаемым в русских летописях. Ареал

автора

КРИВИЧИ Это объединение племен, которые жили в бассейнах верхних течений Днепра, Западной Двины, Волги, на юг от Чудского озера. Известны по археологическим памятникам и письменным источникам.По мнению одних ученых, название происходит от слова «кровные» (близкие по

Из книги Очерк истории Кривичской и Дреговичской земель до конца XII столетия автора Довнар-Запольский Митрофан Викторович

КРИВИЧИ. Историко-этногенетический очерк. Алексей Дермант Кривичи - самое крупное этническое сообщество средневековья на просторах лесной зоны Восточной Европы. Они занимали огромную территорию: от верховий Немана на западе до костромского Поволжья на востоке, от

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Кривичи «…кривичи, которые сидят в верховье Волги, и в верховье Двины, и в верховье Днепра, их город – Смоленск…» («Повесть временных лет»).Племенное объединение восточных славян в VІ-Х вв. Жили в верхнем течении Днепра, Западной Двины, Волги и в южной части бассейна

Из книги Что было до Рюрика автора Плешанов-Остоя А. В.

Кривичи Впервые кривичи были упомянуты в летописи в 856 году, хотя археологические находки свидетельствуют о зарождении кривичей как отдельного племени еще в VI веке. Кривичи были одним из крупнейших восточнославянских племен и жили на территории современной Белоруссии,

Именно кривичи изобрели домино и игральные кости, а также множество выражений, которые мы используем и сейчас. Как же народ, который исчез в веках, смог сохраниться даже в XXI веке?

Кривичи считаются одним из самых многочисленных славянских племён, что когда-то населяли обширные земли. Их традиции впоследствии стали культурной основой для других народов, которые пришли после кривичей. Как жили эти люди и куда они исчезли?

Союз родственных народов
Племена кривичей были распространены по территориям, что занимали густые леса – те, на которых возникли впоследствии Смоленская, Псковкая и Полоцкая земли. О кривичах сохранилось немало источников, разобраться в которых порой сложно даже специалисту. О них имеются упоминания у самых разных народов, что говорит о значительной роли кривичей в истории.

Кривичи были не просто племенем, а настоящим родовым союзом в общине, в которые входили представители родственных народностей. Таким образом происходило становление единого народа, который принимал отдельные обычаи и культурные особенности у своих «соседей», что также примыкали к союзу.

Против великого Перуна
Что же значит такое необычное название народа? На этот счёт у учёных нет единой версии. Одна из них склоняется к тому, что «Крив» могло быть именем собственным, а потому, вероятно, принадлежало древнейшему божеству. Кроме того, это самое «Крив» могло выступать и как противопоставление верховному Перуну, а значит, кривичи были носителями иного культа, нежели почитатели этого бога.

Существуют предположения, что этим «Кривом» мог быть сам Велес, который часто представлял собой противоположность Перуна. Кроме того, многие исследователи склоняются к тому, что в районах проживания кривичей было распространено почитание этого бога.

Мифы о прародителе
О появлении кривичей можно узнать не только из истории, но и из сказаний этого народа, что сохранились до нашего времени. Стоит рассмотреть несколько вариантов древних мифов.

Предком народа считается легендарный Бай. Полоцкие легенды рассказывали, что Бай был первым человеком в мире. Позже появился его сын, что стал прародителем многих народов. Помощниками Бая были гигантские псы, которые следили за границами его владений и не подпускали врагов.
- Другие историки придерживаются мнения, что Бай был не совсем мифическим персонажем. Согласно преданиям, он правил в землях кривичей, а вместе со своими легендарными псами охотился в лесах. Бай имел много жён, от которых впоследствии появились сыновья, один из которых дал начало белорусскому народу.
- Третье предание называет героя Боем, что имеет балтскую основу («пугающий»). У него по-прежнему есть два верных пса, вместе с которыми он охотится в лесах. Однако этот Бой – известный богатырь, который защищает людей от разбойников и злых сил. Позднее Бой ввёл дни поминовения умерших, встречая своих псов из загробного мира. В такие дни он прогуливается по земле вместе с ними.
История появления
Несмотря на разнообразие мифов о происхождении кривичей от великого Бая, фактом остаётся то, что расселение их племён происходило в древнейшие времена. К V веку у кривичей уже была сформирована культура, а проживали они в поселениях с характерной для того периода структурой небольшого государства. Согласно «Повести временных лет», первыми кривичами стали жители Подвинья. Они обосновались в долинах рек и позднее назвали себя полочанами (от названия реки Полота). Народ постепенно разрастался, однако со временем ему пришлось столкнуться с серьёзными трудностями.

Первой проблемой, которая омрачила жизнь кривичей, была угроза Хазарского каганата, что стал укрепляться в VII веке, а потому стремился заполучить новые земли. Власть хазар на землях кривичей и соседних территориях, где проживали радимичи, значительно повлияла на культуру народа. Кроме этого, вскоре начинается переселение некоторых балканских племён, что уходили из регионов, покорившихся Византии. Реки на территориях кривичей стали важными транспортными путями, что способствовало развитию торговли. Однако именно этот прогресс и внёс постоянное беспокойство в жизнь народа. Кривичи были под ежедневной угрозой нападения разбойников, которые поджидали суда и купцов.

Разве они исчезли?
Кривичи не исчезли и не были забыты. Этот народ просто растворился среди многих других народностей, которые на момент ослабления кривичей лишь набирали свою силу. Память о кривичах хранят названия многих населённых пунктов и городов, что и сейчас процветают в России. Кроме того, мало кто знает, что символом верований кривичей был козёл отпущения. Многие выражения, упоминающие это животное, принадлежат именно кривичам. В их религии козёл выступал как один из главных символов, что тоже наталкивает на мысль о поклонении Велесу, богу скотоводов и скота.

Кривичи были суеверным народом, а потому многие приметы они оставили и нам. Известно о том, что у этого народа был собственный календарь, которым пользовались ведуны для того, чтобы сообщать о грядущем затмении или новолунии. Кривичи верили в силу судьбы, которую «на козе не объедешь». Именно это мировоззрение до сих пор затрагивает многих из нас.

Первооткрыватели настольных игр
Также у кривичей практиковались предсказания по косточкам и дощечкам, которые бросали на стол. Определённые насечки на этих предметах могли указывать будущее. Позднее купцы и рыбаки нашли это отличным способом для проведения досуга, а предсказания превратились в игру. Так и появились всевозможные лотереи и домино, к созданию которых причастно древнеславянское племя – кривичи.

Кривичи – один из древнейших и очень интересных народов. Пользуясь предметами быта, употребляя известные выражения, мы и не подозреваем, что продолжаем путь этого великого древнеславянского союза – а это значит, что кривичи и их культура навсегда остались жить в каждом из нас.