Простое итоговое занятия обучение грамоте. Педразвитие

Цель: Закрепление знаний, умений и навыков по разделу «Обучение грамоте» .

Задачи:

Образовательные: Проверить усвоенные детьми знания, умение и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте. Упражнять в дифференциации звуков; упражнять в звуковом анализе слова; закреплять умение составлять и анализировать схемы предложений; закреплять обобщающие понятия;

Развивающие: закрепить умение работать у доски, развивать логическое мышление, память, внимание, речь.

Воспитательные: Воспитывать умение слушать, быть внимательным, формировать навык самоконтроля и самооценки.

Демонстративный материал: карточки со словами: РЕКА, ШАПКА, ЮНГА. Иллюстрированные карточки.

Раздаточный материал: «Конфеты» - угощение с фишками (красные, синие, зеленые) , касса букв, карандаши, тетрадь в линейку, медали.

В. Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. А еще у нас в гостях королева АБВГДЕЙКИ, она пришла пригласить нас в свою страну АБВГДЕЙКУ, что бы мы показали свои знания, как мы готовы к школе. Королева будет за нами наблюдать и вас награждать.

Ну что ребята вы согласны отправиться в страну АБВГДЕЙКА?

В. А что бы туда попасть, вам нужно вспомнить и рассказать все что вы знаете о звуках, буквах, слогах.

В. Кто мне расскажет, какие бывают звуки?

Д. (звуки бывают: гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие)

В. Что такое буквы, чем они отличаются от звуков?

Д. (звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем)

К.А. Молодцы!

В. Ребята, королева АБВГДЕЙКИ приготовила вам необычное угощение, разверните и посмотрите, что там внутри?

Д. (внутри фишки красного, синего, зеленого цвета)

В. Вы нашли фишки характеризующие звуки, придумайте слова с этими звуками.

К.А. Молодцы!

В. Присаживайтесь за столы. Вот мы с вами и попали в страну АБВГДЕЙКА.

Ребята, мы уже с вами знаем, что слова состоят из звуков. А можно ли слова поделить? Как называется части слова?

Д. (части слова называются слоги)

К.А. Молодцы!

В. Что бы слово правильно звучало, мы ставим ударение. Как правильно поставить ударение?

Д. (слово нужно позвать и тот слог, который тянется будет ударный)

К.А. Правильно. Молодцы!

В. Вот задание, которое приготовила для нас королева АБВГДЕКИ слова РЕКА, ШАПКА, их нужно поделить на слоги, обозначить ударение, звуки, и определить количество букв и звуков в этих словах.

К.А. Молодцы!

В. Ребята, а вы заметили, что в слове ШАПКА есть необычное или мне показалось?

Д. (в слове шапка первый звук Ш всегда твердый)

К.А. Молодцы! Какие вы внимательные.

В. Ребята, тут ещё одно слово королева АБВГДЕЙКИ нам приготовила, оно такое сложное, но я думаю мы с ним справимся – это слово ЮНГА. (один ребенок работает у доски, остальные на своих местах) .

В первую очередь мы слово делим на слоги, ставим ударение, обозначаем звуки, в конце подсчитываем количество букв и звуков

Ребята обратите внимание на первую букву, что это за буква? Что мы о ней знаем?

Д. (в слове ЮНГА буква Ю даёт два звука Й, У)

К.А. Молодцы!

В. Ребята засиделись, давайте немножко отдохнем!!! (дети выходят из-за столов и подходят к воспитателю)

Физкультминутка.

Встаньте дружно, потянитесь!

Пошагайте, покружитесь.

Руки вправо, руки влево,

А потом присядьте смело

Снова встаньте, потянитесь

И друг другу улыбнитесь.

Молодцы! ребята отдохнули??

В. Дети проходят на свои места.

Ребята, прослушайте предложение и скажите сколько в нем слов и назовите слова по порядку: «Дети дружно играют»

Д. (в предложении «Дети дружно играют» , 3 слова «Дети дружно играют» )

В. Теперь мы с вами разберем предложение: «Мы знаем много сказок» .

Сколько слов в этом предложении?

Д. (в предложении «Мы знаем много сказок» , 3 слова)

В. Назовите эти слова по порядку.

Д. («Мы знаем много сказок» )

К.А. Молодцы ребята, вы на все вопросы ответили правильно!

В. А теперь задание усложнится. К этому предложению нужно составить схему. Давайте вспомним с вами с какой буквы начинается каждое предложение?

Д. (каждое предложение начинается с большой буквы)

К.А. Молодцы!

В. Что мы поставим в конце предложения?

Д. (в конце предложения, мы поставим точку)

К.А. Молодцы!!!

(один ребенок работает у доски)

В. Ребята подскажите мне, какие еще знаки препинания ставятся в конце предложения?

Д. (в конце предложения ставятся вопросительный и восклицательный знаки)

К.А. Молодцы!!!

В. А если мы в конце предложения «Мы знаем много сказок» поставим знак вопроса «?» , как будет звучать предложение?

К.А. Молодцы!

В. Ребята, а как будет звучать наше предложение, если мы поменяем знак на восклицательный «!» ?

К.А. Молодцы ребята, вы справились с этим заданием!!!

В. Наше путешествие подходит к концу, и королева АБВГДЕЙКИ предлагает последнее задание самое сложное: по первым звукам предложенных картинок (КОРОВА, ШОКОЛАДКА, ЛОЖКА, ОБЛОКО, АРБУЗ) разгадать слово.

Д. (ШКОЛА)

Молодцы!!! Какие сообразительные.

В. А можно ли звуки превратить в буквы? (работает ребенок у доски)

Д. (можно, их нужно написать)

К.А. Молодцы ребята, вы справились с этим сложным заданием, вы превратили звуки в буквы!!! Теперь я вижу вы действительно готовы к школе.

ЗВУЧИТ МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ «ДОМОЙ»

В. Вот и закончилось наше путешествие по стране АБВГДЕЙКА, давайте вспомним какие испытания предлагала нам королева АБВГДЕЙКИ?

«Освобождение слоговичка».

Цель: Обобщить и систематизировать полученные знания на занятиях по подготовке к обучению грамоте.

Обогатить словарь детей понятиями;«комплименты», «заклинание»,

Продолжать развивать мелкую моторику через пальчиковые игры,

Закрепить умение в слоговом анализе и синтезе,

Умение составлять предложения и схемы к ним.

Развивать мышление, память, внимание,

Воспитывать внимательное и доброжелательное отношение друг другу,

Чувство коллективизма,

Оборудование: мягкая игрушка солнышко, карта, дерево дубок с жёлудями, на которых наклеены предметные картинки, 4 корзинки с слоговыми схемами, наклеенные картинки домашних животных на нарисованную полянку: корова, коза, лошадь, овца, имитация мостика через речку, «слоговые» грибочки, имитация муравейника, ключик, домик для слоговичка. Записки с заданиями, запись музыкального сопровождения, значки.

Ход занятия

1. Орг. момент

Здравствуйте, ребята! Когда я шла к вам в детский сад на улице погода была хмурая. Что делает человек в такую погоду? (хмурится, печалится, грустит). Вот и у меня настроение немного грустное. Давайте поднимем настроение друг другу, чтобы грусть не поселилась у нас в группе.

Поиграем в игру «Комплименты». Вы знаете, что такое комплименты? (ласковые, приятные, добрые слова, поднимающие настроение). А поможет нам вот это солнышко. Дети по кругу передают друг другу солнышко, произнося ласковые слова соседу справа (Маша ласковая, Дима добрый, Рита красивая, Оля внимательная, Коля весёлый… .) .

Вот и на душе стало веселее.

2. «Странная посылка».

Дети, я обнаружила странную посылку возле вашей двери. Чтобы её открыть, нужно произнести заклинание -волшебные слова;

Па-та-ка

Мех-мах-мох

Дом-дым-дам

Чтение письма.

Милые мои друзья!

Будущие школьники,

Пишет вам слоговичок по такому поводу.

Я в слоговом лесу живу,

За порядком там слежу.

Попал в тот лес дед – слогоед.

Натворил он много бед;

Он меня заколдовал,

В лесу слоги разбросал,

В домике меня закрыл

И ключик он в лесу зарыл.

Скорее ключ в лесу найдите

И меня освободите!

В лесу дед карту потерял

Сорока карту ту нашла

И вам в посылке прислала.

А вот и карта в посылке лежит.

Что случилось в лесу вы поняли? А как нам попасть в тот лес? (ответы детей) Я кажется знаю. Мы с вами находимся в группе, а попасть надо куда… в лес. Кто слово наоборот назовёт, тот и в лес слоговой попадёт.

3. Игра «наоборот»

Слабый мороз - сильная жара

Тихий плач-…

Огромная гора-…

Грустный конец-…

Хорошая встреча-…

Добрый друг-…

Глубокая нора-…

Вот мы и в слоговом лесу. Звучит тревожная музыка.

Давайте, поздороваемся с лесом. Наши пальчики нам помогут в этом

4. Пальчиковая игра «Здравствуй, солнце».

Дети соединяют поочерёдно пальчики обеих рук с большим пальцем на каждый ударный слог.

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, вольный ветерок

Здравствуй, маленький дубок.

Ребята в нашей карте дорога по слоговому лесу начинается от дубка.

А вот и дубок как показано на карте. На дубке записка:

Кто жёлуди с дерева сорвёт

По корзинкам разложит

Тот вперёд пройдёт.

5. Игра «Дубок»

Дети срывают с дерева жёлуди, на которых наклеены картинки, в названии которых 1, 2, 3, 4 слога и раскладывают по 4 корзинкам с слоговыми схемами.

1-дом, стол, сом, лук

2-рыбка, кошка, туча

3-дерево, ракета, барабан

4-черепаха, буратино, одеяло.

6. Игра «Домашние животные».

Смотрите вот и они. Здесь написано:

Мы как люди говорили

А сейчас слова забыли

От слов остались только части

Такое вот несчастье.

Ребята, догадайтесь какие слова могли произносить животные

Корова «му»-мусор, мука, мультики, муравей, муха.

Овца «бе»-берег, бетон, белка, бегемот, берёзка.

Лошадь «И»-индюкю, игла, игра, итог…

Коза «ме»- мел, меч, мешок, место, мечта, мера.

Курица «Ко»-корова, корыто, копыто, кошка.

7. Игра «Мост».

А вот и мост на пути.

Как же речку перейти.

Кто рифму к слову подберёт,

Тот по мостику пройдёт.

Ка-ка-ка- вот течёт (река)

Га-га-га - кисельные (берега)

Щи-щи-щи - слоговичка (ищи)

Перешли мы речку и нашли грибное местечко.

8. Задание «грибное местечко».

Ребята, посмотрите, сколько много грибов - целое грибное местечко.

Здесь растут «слоговые» грибы

На них слоги посмотри,

Когда грибы соберёте,

На них подсказку вы найдёте.

9. Задание «муравейник».

Дети собирают грибы со слогами и составляют из слогов – РА-ВЕЙ-МУ-НИК, слово МУРАВЕЙНИК.

Так вот где мы будем искать ключик? (в муравейнике)

Дети находят ключик в муравейнике и открывают домик. Из домика выходит слоговичок и плачет; Спасибо, что вы меня освободили

Но у меня слова говорить

Теперь не получается

Язык как - будто заплетается

РАГУДА -радуга, БАРЕЛИНА - балерина, СКОРОВОДКА- сковородка, ГРАСУДНИК - градусник, РАБОЛАТОРИЯ- лаборатория.

Поможем старичку ребята, расколдуем слова. Дети, переставляя слоги, проговаривают слова правильно.

Спасибо, дети.

Вы меня освободили,

В лесу порядок навели.

За помощь вас благодарю

И на память вам значки дарю.

А теперь пора прощаться

Вам в группу нам надо возвращаться.

10. Задание «дорога домой».

Слоговичок: составьте предложения с этими словами и выложите схему предложения - эта и будет ваша дорожка домой. Дети составляют предложения со словами градусник, балерина, сковородка, лаборатория, выкладывая схему предложения.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Василёк» общеразвивающего вида» Заинского муниципального района Республики Татарстан

Конспект НОД по обучению грамоте

в подготовительной к школе группе

«Путешествие в Сообразилию».

Воспитатель:

Спиридонова Олеся Владимировна

Интеграция образовательных областей : «Познание», «Коммуникация», «Социализация».

Цели:

Обучающие:

    Закрепление понятий «звук, слог, слово, предложение»; совершенствование навыков звукового анализа слов, закреплять умения детей давать полную характеристику звукам речи.

    Совершенствовать умения детей в делении слов на слоги; в составлении схемы к предложению и анализа предложений; упражнять в составлении предложений.

    Совершенствовать фонематический слух: учить выделять звук в слове, определять его место в слове.

    Обучать чтению слогов, составлению слов из предложенных слогов, читать ребусы.

Развивающие:

    Активизировать и развивать словарь и лексико-грамматический строй речи;

    Развивать слуховое внимание, память, активизировать мыслительную деятельность;

    Развивать самостоятельность, инициативу.

Воспитывающие:

    Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания педагога.

    Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.

    Формировать чувство товарищества.

    Словарная работа: предложение, слово, слог, звук, буква.

Билингвальный компонент:Игра « Бу нерсе? Нинди?» и счёт на татарском языке.

Методы: практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный.

Дидактическое обеспечение занятия (наглядность):

Наглядный материал: медиа проектор, ноутбук, презентация к занятию, конверт с письмом.

Раздаточный материал: конверты с заданиями:

    полоски для составления предложений по схеме;

    цветные кружочки (красные, синие, зеленые);

    карточки с картинками – лепестками;

    карточки с недорисованными буквами;

    карточки для выполнения задания определение положения звука в слове;

    игра «Составь слово по первым буквам»

    карандаши (синий, простой)

Ход занятия.

Ой, ребята, посмотрите к нам прилетел шар. Посмотрите, что это такое? (конверт не подписан).

Давайте откроем конверт и посмотрим что там. (Воспитатель читает письмо).

«Дорогие ребята, скоро вы идете в школу, поэтому должны много знать и уметь. Я приглашаю вас совершить увлекательное и интересное путешествие в страну «Сообразилию». , Вы сможете найти сюрприз, который я приготовил для вас, если пройдёте все испытания. Если вы справитесь со всеми моими заданиями, это значит, что вы готовы к школе. Тогда я поздравляю вас заранее. А если какие-то задания вам покажутся очень сложными, и вы будете затрудняться в их выполнении, то тоже не беда. У вас еще есть время до начала учебы в школе и вы успеете позаниматься и устранить свои пробелы в знаниях. Я желаю вам удачи! В добрый час! Всезнай Академьевич .

Воспитатель. Вот так сюрприз. Всезнай Академьевич прислал нам свои задания. Ну что, постараемся выполнить эти задания? (Да). А заодно и нашим гостям покажем, чему мы научились, и узнаем также, чему еще стоит поучиться до начала учебы в школе, чтобы и учителя и родители могли вами гордиться.

1 задание:

Отгадайте загадку

Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами
Всем понятным языком. (Книга)

Давайте составим это слово из букв и сделаем звуковой анализ слова «книга» (дети работают самостоятельно, один ребенок у доски).

Составьте предложение со словом «книга» (дети составляют предложения и делают графическую запись этого предложения). Сколько слов в этом предложении? ( Я люблю читать книги.)

2 задание:

Ребята, посмотрите какое перед вами интересное дерево, вместо листьев –слова, а слоа непростые а заколдованные.

Игра «Поменяй слоги местами»

Вы слоги местами поменяйте

И слова прочитайте

3 задание:

Слайд №2. Игра «Рассели друзей по домикам». Возьмите таблички с цифрами 1,2,3. Сейчас на экране будут появляться картинки.

Ваша задача определить сколько слогов в названии каждого животного . Если 1 слог, вы поднимаете табличку с цифрой 1, если 2 слога – табличку с цифрой 2, а если 3 слога – с цифрой 3. Задание понятно? Если вы ответите правильно то наши друзья доберутся до своего дома. Давайте поможем друзьям? (да). Начали.

На слайде появляются картинки.

Дети определяют количество слогов в данных словах.

Игра « Бу нерсе? Нинди?»

Воспитатель: Бу нерсе? (бу эт - собака)

Воспитатель: Эт нишли? (эт утыра)

Воспитатель: Бу нерсе? (бу тельке - лиса)

Воспитатель: Тельке нинди? (матур, чиста, кечкене).

4 задание:

Чтобы слово вам узнать
Цветочки нужно собирать.

На каждом цветке записаны слоги, дети соединяя их, зачитывают слова.

5 задание:

«Где прячется звук [р]?»

- Всезнай Академьевич оставил для вас загадки. Загадки нужно отгадать и определить, где живет в этих отгадках звук [р]: в начале, в середине или в конце слова. Готовы? Приступаем.

В нем лежат пенал, тетрадки

И на завтрак бутерброд.

Все учебники в порядке

В школу ученик несет.

Он блестит, как будто глянец, -

За спиной красивый... (ранец)

Воспитатель.

Дети. В начале слова.

Воспитатель. Давайте проверим (слайд №3)

Будем весь урок писать,

Пригодится нам... (тетрадь).

Воспитатель. Где в этом слове живет звук [р]?

Дети. В середине слова.

Воспитатель. Давайте проверим (слайд №3)

Дети выполняют задание на карточках.

Первая книга, что знанья дает,

Ее первоклассник в портфеле несет.

Всегда и повсюду, сегодня и встарь

Школьнику очень нужен... (букварь)

Воспитатель. Где в этом слове живет звук [р]?

Воспитатель. Давайте проверим (слайд №3) Дети. В конце слова.

Воспитатель: Наши глазки устали, предлагаю немного отдохнуть. Гимнастика для глаз «Облака»

6 задание:

Игра «Ромашка» (Дети должны составить цветок с серединкой синего цвета, то есть из лепестков, лежащих на столе, выбрать те, в названиях которых первый звук – твердый звук. Второй цветок должны составить с серединкой зеленого цвета, то есть выбрать лепестки, в названиях которых есть мягкий звук). Третий цветок должны составить с серединкой красного цвета (слова, которые начинаются с гласных звуков)..

Молодцы вот и собрали букет из цветов.

7 задание:

Игра «Половинки». У вас находятся карточки с недорисованными буквами. Внимательно посмотрите и буквы эти допишите правую половинку буквы.

Воспитатель. Закончили? Хорошо. Подпишите ваше имя на карточке. Эти карточки мы передадим нашим гостям, попросим их оценить выполненные вами задания. Если задание выполнено правильно, то попросим их нарисовать на вашей карточке звездочку, если же там будут какие-либо ошибки, то попросим нарисовать - флажок. В конце занятия вы посмотрите выставленные вам оценки.

8 задание:

Игра «Составь слово по первым буквам»

Воспитатель: У вас на столах карточки. Составьте слово по первым буквам.

9 задание: Ребусы (задание на слайде)

Дидактическое упражнение «Весёлые раскопки».

Чтобы узнать, что же нас ждёт дальше, вам придётся отгадку откопать. Копать нужно очень осторожно, снимая песок тонкими пластами, ни в коем случае не углубляясь, не выкапывая яму. Если лопатка наткнется на какой-то предмет в песке, ее нужно срочно сменить на кисточку и дальше работать уже только кисточками, осторожно освобождая поверхности находки. Дети достают из песка свиток с заданием: 5 шагов прямо, повернись, 3 – влево, хлопни 3 раза, прыгни 4 раза и закрой глаза и сосчитай на татарском языке (дети считают: бер, ике, эщ, дурт, бишь и т.д.) . В это время воспитатель незаметно вносит красивую коробку, в которой сюрпризы для детей.

Итог занятия:

Воспитатель. Молодцы, ребята! Вот и подошло к концу наше путешествие. Какое задание было, по-вашему, самым лёгким? А какое самым трудным? А какое вам понравилось больше всего?

Ребята, сейчас вы можете подойти к нашим гостям, забрать у них выполненные вами задания с выставленной вам оценкой и посмотреть, что же вам поставили.

Фетисова Анастасия Александровна

Воспитатель, МКДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 5 "Буратино", Волгоградская область, г. Фролово

Фетисова А.А. Итоговое занятие по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группы // Совушка. 2017. N3(9)..02.2019).

Заказ № 30871

Тип занятия: Интеллектуально-развивающее.

Вид: Речевое развитие.

Раздел: Обучение грамоте.

Форма проведения: Путешествие по карте.

Тема: Закрепление пройденного материала.

Программное содержание: Закреплять знания букв, и звуков их обозначающих; закреплять и совершенствовать умение делить слова на слоги, производить звуковой анализ слов, давая полную характеристику звукам, подбирать схему к заданному предложению; упражнять в составлении предложений из 2-х, 3-х слогов; развивать связную речь: упражнять в пересказе знакомых сказок по мнемотаблицам; закреплять знания скороговорок, умения пользоваться в речи различными средствами выразительности: темпом, силой голоса; развивать умственные способности (умение анализировать, сравнивать, делать выводы), внимание, логическое мышление; воспитывать навыки учебной деятельности: слушать и слышать воспитателя, усидчивость, приучать следить за своей осанкой, чередовать статическое положение детей; создавать положительный психологический микроклимат в группе.

Ход занятия. Воспитатель обращает внимание детей, на лежащую на столе азбуку. - Ребята, посмотрите, все ли буквы на месте? Сколько букв не хватает? (В азбуке не хватает четыре буквы.) Назовите буквы, которых нет в азбуке? (В азбуке не хватает букв А, И, Н, Р.) Куда же пропали буквы? Как же нам теперь быть? А может быть нам хватит тех букв, что остались? (Нет, в азбуке важны все буквы. Нельзя написать или прочитать слово, если в нём не хватает даже одной буквы. Если в слове потеряется буква, слово может стать совсем другим словом.)

Так, а это что? Записка. Интересно, что в ней написано? (Воспитатель читает.)

« Я похитила ваши буквы, и теперь вы не сможете читать и писать слова. Вам ни за что их не найти. А тех, кто рискнёт отправиться на поиск, ждут серьёзные испытания.» Тут ещё подпись есть «Б - Я». Ребята, как вы думаете, кто похитил буквы из азбуки и оставил записку. (Это сделала Баба - Яга.)

Ну что, ребята, будем выручать буквы? (Да.) А помогут нам найти буквы сказочные герои, в названии которых есть звук Р. Перед вами картинки с изображением сказочных героев. Назовите тех героев, в названии которых есть звук Р. Итак, кто будет нам помогать? Карлсон, Буратино, Красная Шапочка, Три поросёнка.) А отправимся в поисках букв по карте. (Выставляет карту.) баба - Яга спрятала буквы в домиках. Вы их видите на плане. Нам необходимо отправить сказочных героев в нужные домики. Обратите внимание на запрещающие знаки. Посмотрите на карту и расскажите, какой сказочный персонаж поможет отыскать буквы в домике под №1, под №2, под №3 и под №4. Объясните, почему? (На поиски букв отправились Карлсон, Буратино, Красная Шапочка и Три поросёнка. В домик под №1 идут Три поросёнка, потому что повернуть направо им не разрешает запрещающий знак. Направо повернули Красная Шапочка, Буратино и Карлсон.) Эдик, расскажи, в какой домик пошла Красная Шапочка, почему? (Красная Шапочка пошла прямо в домик под №4, потому сто ей запрещено поворачивать налево.) Максим, расскажи, в какие домики пошли Буратино и Карлсон? (Карлсон и Буратино пошли налево. В домик №3 идёт Буратино, потому что Карлсону запрещено поворачивать к домику №3. Карлсон отправился в домик №2.

Итак, как мы распределили наших помощников. (В домике №1 - Три поросёнка, в домике - №2 Карлсон, в домике №3 -Буратино, в домике №4 - Красная Шапочка.)

Ну вот, герои в домиках, они нам помогут справиться с заданиями. Нас ждут серьёзные испытания. Чтобы с ними справиться нужно, размяться и подготовить свой речевой аппарат, для того чтобы речь была чёткой, понятной, внятной. Я буду показывать карточки, а вы - выполнять упражнения.

Артикуляционная гимнастика: Трубочка, Улыбочка, Месим тесто, Перекати шар, Качели, Грибок Щёлк.

Упражнение на дыхание «Насос».

Я думаю, мы хорошо размялись и готовы к испытаниям. Сейчас мы узнаем, какое задание нас ждёт в первом домике у Трёх поросят. Чтобы освободить букву, мы должны вспомнить скороговорки. На столе лежат схемы скороговорок. Возьмите любую карточку. Скороговорки будем проговаривать согласно моделям. Кого я назову, тот в соответствии с моделью проговаривает скороговорку. (Шёпотом, громко, по слогам, с паузами, быстро.)

Молодцы, с этим заданием вы справились. Но здесь ещё одно испытание. Присаживайтесь за столы. У вас на столах карточки с картинками. Вам нужно выложить схему звукового анализа слова, обозначающего название предмета на картинке. Проверьте, правильно ли выполнил задание ваш сосед. (2 ребёнка делают полный анализ.) Расскажи о своём слове? Сколько в нём всего звуков? Сколько гласных? Сколько согласных. Какие они? Как стоят гласные и согласные звуки в слове? Молодцы, и с этим испытанием вы справились. Но домик не открывается, на дверях замок. К нему нужно подобрать ключ.

Переверните карточки. На них изображены ключи. У кого из вас ключ от этого замка? Милана, твой ключ подходит к этому замку? Почему ты так думаешь? Максим, а твой ключ подходит, объясни, почему? Так у кого же ключ от этого замка? Почему он сюда подходит? (Открывают замок, достают букву.) Как называется эта буква? Какой звук она обозначает. Катя положи букву в азбуку. Молодцы, ребята, вы отыскали одну из похищенных букв.

Пора искать другие буквы. Посмотрим, какие задания нас ждут во втором домике.

Физминутка.

«В лесу». Мы шли - шли - шли

Землянику нашли,

Мы шли - шли - шли

Подберёзовик справа нашли,

Взяли в корзинку,

Опять пошли.

Возьмите перфокарты. Вам нужно разделить слова на слоги и соединить картинку с нужной схемой. Проверьте друг у друга. Почему ты соединил эту картинку с этой схемой? А какую картинку ты соединила со схемой из двух звуков? Молодцы, ребята. Вы правильно выполнили это задание.

Но мы освободим вторую букву, после того как выдержим ещё одно испытание. Присаживайтесь за столы. Ребята вам надо прочитать предложение и выбрать одну правильную схему из четырёх и отметить её кружочком. Прочитай предложение. Почему ты выбрал первую схему? А как ты думаешь, почему к твоему предложению не подходит вторая схема? А какую схему ты выбрал, почему? Молодцы, вы выдержали, и это испытание и освободили вторую букву. Как называется эта буква? Какой звук она обозначает? Данил, поставь букву в азбуку.

Ну что ж, посмотрим на задания в третьем домике у Буратино. Задание называется «Бывает - не бывает». Я буду читать предложения. Если такое бывает, вы приседайте. Если такого не бывает, то поднимайте руки вверх. - Волк бродит по лесу. - Волк на дереве сидит. - В кастрюле чашка варится. - Кошка по крыше гуляет. - Лодка по небу плывёт. - Девочка рисует домик. - Домик рисует девочку. - Мышка любит сыр.

Мама поехала на рынок. - Кот купил колбасу. - Рыбка лежит на сковородке. - У слона четыре ноги. - У курицы две ноги. - Курица меньше индюка. - Внук младше дедушки. - Дедушка учится в школе. - Девочка стирает платье. - Ночью бывает радуга. - Кролик ест траву. - Крокодил пасётся на лугу.

Присаживайтесь за столы, вас ждёт следующее задание. Оно называется «Кто больше составит слов». В клеточках написаны слоги. Из слогов вам нужно составить как можно больше слов. За каждое слово вы получите фишку, кто больше наберёт фишек, тот освободит третью букву. (Дети составляют слова, получают фишки, подсчитывают их, освобождают третью букву.) Какую букву мы освободили, какой звук она обозначает?

Ребята, нам осталось освободить последнюю похищенную букву, для этого выполним задание из четвёртого домика, где находится Красная Шапочка. Посмотрите внимательно на таблицы - схемы. В них зашифрованы сказки. Вам нужно отгадать сказку, вспомнить её название и рассказать.

Молодцы, вот вы и освободили последнюю букву. Как она называется, какой звук обозначает? Молодцы, ребята, вы не испугались испытаний, выполнили все задания и вернули буквы в азбуку. Вы научились читать, делить слова на слоги, делать звуковой анализ слов. Вы скоро пойдёте в школу, и я думаю, что вы будете учиться только на пятёрки, я горжусь вами. Вы самые лучшие. Ребята, какие задания были для вас лёгкими. А с какими заданиями было трудно справиться?

Я предлагаю выбрать на память фигурку того сказочного героя, в домике которого задание вам особенно понравилось. Почему ты выбрал фигурку Карлсона? А почему ты выбрал фигурку Трех поросят?

Цели занятия:

1.Образовательные:

Закрепление знаний о единицах речи (звуке, букве, слоге, слове, предложении);

Умение давать звукобуквенный и слоговой анализ слов;

Умение разгадывать ребусы.

2. Коррекционно-развивающие:

Развитие аналитико-синтезирующих способностей;

Развитие мелких дифференцированных движений кистей рук;

Развитие внеречевых процессов: внимания, мышления, восприятия;

Активизация творческих способностей, навыков контроля и самоконтроля.

3. Воспитательные:

Создание ситуации успеха;

Воспитание чувства ответственности и взаимопомощи.

Оборудование: таблички с названиями команд («Радуга», «Комета»), разрезной вариант названий команд, настольная игра «Путешествие в страну «Азбука», набор фишек и кубик, пуговицы (примерно 100 штук).

Ход занятия:

Организационный момент.

Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые!

Ребята, сегодня у нас итоговое занятие, которое будет проходить в форме игры. В течение года вы познакомились со звуками и буквами русского языка, научились читать, грамотно выражать свои мысли, искать ответы на сложные вопросы. Сегодня на занятии вам понадобятся не только ваши знания, но ещё и собранность, смекалка, готовность помочь друг другу. Итак, мы начинаем.

Основная часть.

В игре участвуют две команды: команда мальчиков и команда девочек. Но без названия команд мы не сможем начать нашу игру. Хотите узнать, как называются ваши команды? Для этого вам предстоит выполнить первое задание: из предложенных слогов нужно сложить слово. Оно и будет названием вашей команды («Радуга», «Комета»).

Какая же команда без капитана?

Вы сможете отгадать, кто станет вашим капитаном, если правильно выполните второе задание: в имени капитана первой команды первый и последний звуки одинаковые (Алиса), а в имени капитана второй команды один слог (Глеб).

Теперь у нас есть команды, и есть капитаны, и мы можем приступать к игре. Перед вами настольная игра с фишками и кубиком «Путешествие в страну «Азбука». Каждая команда поочерёдно будет кидать кубик и двигаться по дороге этой страны, выполняя предложенные задания. Если задание выполнено правильно, то фишка команды, выполнив движение вперёд, остаётся на данном месте. Если задание выполнено неправильно, то фишка команды возвращается на прежнее место. Команда-соперница, правильно выполнившая данное задание, имеет право на внеочередной ход. Побеждает команда, которая быстрее дойдёт до финиша.

Задания к игре «Путешествие в страну «Азбука».

1.Назвать букву и звук, который она обозначает. Придумать слова с этим звуком в начале, середине и конце слова.

2.Разгадать ребус (пи + рисунок «рог»)и прочитать слово. Назвать количество слогов в этом слове и объяснить. Назвать мягкий согласный звук и объяснить.

4.Подобрать слово к данной слоговой схеме. Изменить слово, чтобы в нём изменилось число слогов.

5.Назвать букву и звуки, которые она обозначает. Придумать слова с этими звуками.

7.Подобрать слово к звуковой схеме. Объяснить, сколько в этом слове звуков и слогов. Дать характеристику последнему звуку.

9.Подобрать слово к данной слоговой схеме и объяснить. Назвать в этом слове последний, второй, первый слог.

10.Дать объяснение схеме слова (назвать количество слогов, количество и характеристику звуков). Подобрать к схеме слово.

11.Угадать, какие буквы нарисованы и сколько их. Назвать, какие звуки они обозначают. Придумать слова с этими звуками.

14.Назвать букву и звук, который она обозначает. Рассказать об особенностях этого звука. Придумать слова с этим звуком в начале, середине и конце слова.

16.Подобрать слово к слоговой схеме. Объяснить. Составить предложение, чтобы данное слово стояло на втором месте.

17.Разгадать ребус (тум + рисунок «бочка»). Назвать последний слог, последний звук, всегда мягкий согласный звук в слове-отгадке.

18.Составить предложение к данной схеме. Провести его анализ.

19.Назвать букву и звук, который она обозначает. Рассказать об особенностях данного звука. Подобрать слова (названия живых существ) с данным звуком.

20.Составить слово из рассыпавшихся букв. Провести звуковой и слоговой анализ данного слова.

21.Составить предложение к данной схеме. Провести его анализ.

24.Дать объяснение звуковой схеме. Подобрать слово к данной схеме.

25.Назвать букву и её звук. Рассказать об особенностях этого звука.

В ходе игры проводится несколько ФЗМ.

1.Сейчас мы посмотрим, кто из вас самый внимательный и заодно разомнёмся. Встаньте. Делайте то, что видите, а не то, что слышите. Даётся команда: руки в стороны, а показывается движение: руки на пояс и т. п. За одно неправильное движение участник выбывает. Победит тот, кто останется последним. Он и получит приз.

2.А теперь нам следует немного отдохнуть (включается музыка). Сядьте удобно, закройте глаза, свободно положите руки на колени. Представьте, что мы идём по лесной полянке, ласково припекает солнышко, где-то вдалеке щебечут птички. На полянке много разных цветов. С цветка на цветок порхает бабочка, у неё яркие крылышки, и нам хочется рассмотреть её поближе. Мы идём и чувствуем прикосновение лёгкого ветерка. Тропинка ведёт нас к дому. Пора возвращаться. Сейчас я досчитаю до 3-х, на счёт три вы проснётесь бодрыми и отдохнувшими. Один, два, три…

А теперь отгадайте, кого мы заметили на лесной полянке, с которой только что вернулись.

Что за зверь зимой холодной

Бродит по лесу голодный? (волк)

Я сознаюсь, виновата:

Я хитра и плутовата.

Я в курятник вечерком

Часто бегаю тайком. (лиса)

Предлагаю вам необычное задание. С помощью пуговиц каждой команде нужно сложить по одному слову: волк и лиса. Буквы должны быть в высоту не менее 6 пуговиц (включается музыка). Команда-победитель получает приз.

Итог:

Понравилось, ребята, вам занятие? А что понравилось больше всего?

На этом наше занятие заканчивается. Хочу пожелать вам успехов и новых открытий каждый день.