Приметы на Родительский день — поминальные правила. Родительский день в православии: традиции и суеверия Как отмечают родительский день

«Радоница» означает весеннее поминовение умерших. Как раз в этот период, когда начинает расцветать природа, живые задабривали усопших, поминая их, старались разделись с умершими радость воскрешения. Радоница призывает верующих не переживать и не плакать из-за смерти родственников, а, напротив, радоваться их перерождению для новой вечной жизни. Праздник этот признан церковью, но имеет он корни языческие, народные.

Традиции православные

В этот день люди посещают церкви и храмы, а также слушают заупокойные службы. Кроме того, принято приносить угощения для того чтобы помянуть усопших в доме близких, в рабочем коллективе или же возле могилы умершего. В храм тоже принято приносить угощения (печенье, конфеты), которые после поминальной службы раздаются нуждающимся, что-то передается в детские приюты по церкви.

Традиционно в родительский день люди посещают кладбище, чтобы привести в достойный вид могилы своих покоящихся родственников. До того, как приехать на кладбище, нужно совершить следующий ритуал: одному из родственников нужно посетить церковь к началу поминальной службы, чтобы отдать с именем покойного. Усопшего помянут в алтаре. Также приветствуется, если поминающие в этот день причастятся сами.

Традиции народные и языческие

Существует еще одна традиция в родительский день: оставлять еду на могиле покойного. А некоторые оставляют рядом с могилой даже рюмку с . Но эта традиция не является православной, а относится к . В этот день важно помолиться за душу усопшего, а съестные продукты рекомендуется раздать беднякам, но не оставлять их на кладбище.

Многие родственники стремятся украсить могилы своих близких искусственными цветами. Это делать церковь настоятельно не рекомендует, так как данный ритуал - процесс обманный. Искусственные цветы – символ всего ненастоящего. Украшать могилу стоит только живыми цветами и желательно, чтобы цветы были из вашего собственного сада. От покупки цветов тоже стоит воздержаться, правильнее всего раздать деньги голодающим. Усопшим родственникам требуется память, а не ваши бессмысленные растраты.

Посетив могилу , нужно вспомнить его хорошие поступки, назвать добрые дела. Важно припомнить все положительные стороны характера и вести беседу с умершим. Семейный поминальный обед – тоже добрая традиция родительского дня.

Вариантов блюд, что готовят на Радоницу в разных регионах России, не перечесть. В одних краях стараются обходиться без мяса, в других ставят на стол домашнюю колбасу и буженину. Где-то пекут тонкие постные блинчики, а где-то стряпают пышные колобки с начинкой из целых яиц. Одни разрешают себе побаловаться пивом и красным вином, другие принципиально обходятся киселём. Словом, требования к меню Радоницы не загоняют хозяек в жёсткие рамки, однако есть несколько блюд, которые в этот день можно встретить на столе чуть ли не любой семьи, чтущей традиции.

Угощение на Радоницу должно быть скромнее, чем на Пасху, но щедрым и сытным

Пасхальные яства

Два обстоятельства:

  • отшумевший 9 дней назад праздник Пасхи;
  • и привычка православных христиан не только поминать на Радоницу ушедших в мир иной предков, но и « » с ними, сообщая счастливую весть о воскрешении Христа,

наложили свой отпечаток на этот праздник, прозывающийся в народе «Пасхой усопших». Нетрудно догадаться, что на родительский день после Пасхи готовят примерно те же блюда, которыми недавно потчевали родных во время Светлого Воскресенья: , сдобные куличи, разноцветные яйца.

Пасхальным блюдам найдётся место и среди угощений на Радоницу

В некоторых регионах России и Белоруссии яйца на Радоницу, в отличие от Пасхи, было принято красить в «жалобные» (печальные) жёлтые и зелёные оттенки. Отчего предки связывали с грустью-тоской именно эти цвета, остаётся загадкой.

Видео: Пасхальный каравай

Среди традиционной выпечки, что готовят на родительский день домовитые хозяйки, особняком стоит ближайший родственник кулича — праздничный каравай. Мягкий, вкусный, способный в один присест накормить всю семью, он сразу придаст столу праздничный вид и при этом не отнимет много времени на готовку. Например, как каравай от Любови Завьяловой:

Поминальные кушанья

В старину верили, будто на Радоницу Бог отпускает души усопших навестить оставшихся на земле родных с тем, чтобы те как следует приветили близких, а после с почётом проводили их обратно на кладбище, к месту последнего упокоения. Поэтому одно из центральных мест на столе предсказуемо отводилось поминальным кушаньям: сыте, коливу, овсяному киселю.

Сыта – сладкое медовое питьё — готовилась следующим образом.

Возьмите:

  • 1 л чистой воды или, если хотите получить напиток душистый и богатый на вкус, травяного отвара зверобоя;
  • 50 г мёда.

Приготовление.

  1. Соедините жидкость и мёд.
  2. Доведите смесь до кипения и подержите несколько минут на маленьком огне, время от времени снимая выступающую на поверхности пену.
  3. Дайте отвару полностью остыть и процедите.

Чтобы ещё более обогатить вкус напитка, попробуйте прокипятить его с любимыми пряностями (корицей, гвоздикой, бадьяном) или разбавить готовую и охлаждённую сыту фруктовым соком. Ну а ревностные ценители старины могут, по примеру прадедов, накрошить в неё хлеб.

Не держите напиток на огне слишком долго, так мёд сохранит больше полезных свойств

Сыта – напиток полезный, но в наши дни не пользующийся прежней популярностью и, вопреки названию, не слишком сытный. Овсяный кисель обходит её играючи: и как традиционное кушанье, регулярно венчающее списки того, что готовят для меню на родительский день, и как вкусное блюдо, способное послужить неплохим десертом на поминальном застолье.

Вам понадобится:

  • 1,5 л воды;
  • 400 г овсяной муки (если не сможете раздобыть её в супермаркете, вооружитесь кофемолкой или электрической мясорубкой и превратите в муку овсяные хлопья);
  • 2-3 ст. л. мёда;
  • щепотка соли.

Приготовление.

  1. Воду слегка подогрейте, смешайте с мукой и оставьте на столе настаиваться в течение ночи.
  2. Поутру пропустите будущий кисель через сито, перелейте в кастрюлю и варите на небольшом огне до загустения.
  3. Прежде чем снять кастрюлю с огня, добавьте в неё соль, мёд и проследите, чтобы всё хорошо растворилось.

Загустев, кисель обретёт плотность, позволяющую резать его ножом на порционные куски и подавать каждому едоку с молоком, мёдом или ягодами.

Разлейте кисель по формам заранее

Видео: Кутья на Радоницу

Готовят ли на родительский день кутью? Несомненно, готовят, и очень охотно. Правда, нынешние хозяйки предпочитают варить её по модернизированным рецептам, сберегающим силы и время. Как раз такой вы найдёте на видео от Ost PressServis вместе с интересными комментариями об истории происхождения и обычаях приготовления кутьи.

Что взять для визита на кладбище

Одно дело выбрать, что приготовить на Радоницу на стол, за которым вы собрались посидеть с родными, и совсем другое – решить, что взять с собой в церковь или на погост. Творожная пасха рассыплется, кисель расплывётся, для сыты нужно искать подходящую бутыль с крепкой пробкой… На чём остановить свой выбор, чтобы не создать лишних трудностей ни себе, ни окружающим?

Блины, оладьи и сырники

Круглые лепёшки, почитавшиеся у язычников символами солнца, а следовательно, тепла, весны и торжества жизни, отлично вписались в идею Радоницы, ведь главным мотивом этого праздника служит отнюдь не смерть, а грядущее возрождение. Так что вы нисколько не погрешите против традиций, прихватив на кладбище стопку свежеиспечённых блинов, промазанных маслом, сметаной или мёдом. Считается, что на родительский день нужно готовить их непременно из пшеничной муки, хотя любительницам новых вкусов никто не запрещает поэкспериментировать с гречневой или, к примеру, ржаной.

Блины хороши не только на Масленицу

Для блинов вам понадобится:

  • пшеничная мука – 10-12 ст. л.;
  • молоко – около стакана;
  • кефир – пополам с молоком;
  • растительное масло – 5-6 ст. л.;
  • яйцо – 3 шт.;
  • сахар – 2,5 ст. л.;
  • соль – 1 ч. л.;
  • сода – 0,5 ч. л.;
  • сливочное масло для смазывания.

Приготовление.

  1. Хорошо взбейте яйца с сахаром и солью.
  2. Добавьте молоко.
  3. Вмешайте просеянную муку.
  4. Соедините соду с кефиром, чтобы кислая среда молочного напитка «погасила» её, а затем влейте всё в тесто и ещё раз хорошо размешайте.
  5. Дайте тесту постоять четверть часа, чтобы начала набухать содержащаяся в муке клейковина и выпекайте блинчики на раскалённой и смазанной кусочком масла сковороде примерно по 1 минуте с каждой стороны.

Кроме блинов, на кладбище уместны будут конфеты и печенье, медовые пряники, пирожки с разными начинками, булочки, колбаса, сало и, разумеется, яйца-крашенки.

Видео: Пирожки-кокурики

Аппетитные кокурики достойны того, чтобы быть поданными самым важным гостям, но по какой-то причине на Руси их частенько готовили для поминальных трапез на кладбище. Почему? Воспользуйтесь рецептом от канала Другая кухня и попробуйте сами разгадать.

Другие блюда

Можно ли готовить на Радоницу другие блюда, помимо перечисленных? Конечно. Поскольку вторник – день не постный, жёстких требований к меню он не предъявляет. Так что ваши домашние и гости только выиграют, если вы подадите им своё коронное мясное блюдо, нежную рыбу, сытную яичницу-драчену, пышный курник или сладкий пирог.

Однако постарайтесь соблюсти два правила:

  • пусть среди лакомств обязательно будет мёд, символизирующий сладостное райское блаженство, которое ждёт ваших усопших на небесах;
  • воздержитесь от употребления крепкого спиртного. Можно скрасить застолье умеренным количеством красного вина или пива, но от водки, коньяка и подобных им напитков лучше отказаться .

Несколько слов о поминальном застолье

Какие блюда готовят на Радоницу, мы выяснили. А как поступали с приготовленными лакомствами наши предки, согласно обычаям?

Вариант 1. Приготовленную снедь складывали в корзинки и несли освящать в церковь. А после службы частью оставляли в храме для батюшки и опекаемых им нуждающихся, а частью раздавали нищим с просьбой молиться о дорогих усопших.

Вариант 2. После приведения в порядок могилы раскладывали рушники и скатерти тут же, на траве, и устраивались перекусить, приглашая покойных родственников присоединиться к пиршеству.

Вариант 3. Вернувшись с кладбища, созывали домочадцев за стол и сообща трапезничали, не забывая вспоминать добрыми словами покойных.

В дореволюционной России стол нередко накрывали прямо с утра, свято веря: пока вся семья будет усердно молиться в храме, души родных придут и славно отобедают в тишине и покое.

Напоследок – вопрос на засыпку. Знаете ли вы, что готовят на родительский день на кладбище, помимо гостинцев для нуждающихся и блюд для перекуса? В собранную корзинку обязательно следует положить свечу, коробок спичек и Евангелие. Всё это пригодится вам после уборки на могилах, чтобы достойно завершить встречу с усопшими родными и, глядя на мерцающий огонёк свечи, прочесть в память о них специальную молитву-литию. В этом, а вовсе не в уборке и пикнике, заключается основной смысл похода на кладбище на Радоницу.

Чего ни в коем случае нельзя делать в родительский день и как правильно поминать усопших?

Об этом и о многом другом рассказывает катехизатор Воскресенского собора г. Семей Виталий Александрович Явкин.

Многие в праздник Пасхи посещают кладбище, где находятся могилы их близких. К сожалению, в некоторых семьях существует кощунственный обычай распивать в этот день спиртные напитки. Но даже те, кто так не делает, часто не знают, как именно можно и нужно правильно поминать усопших. И уж тем более совсем не многие знают, почему родительский день называется Радоницей и справляется именно на 9-й день после Пасхи.

Во вторник второй недели по Пасхе, которая называется Фоминой неделей, Православная Церковь отмечает Радоницу - день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи. Это древнехристианский праздник, о котором Иоанн Златоуст упоминает еще в начале четвертого века.

На Радоницу было принято, и это продолжается по сегодняшний день, семьями ходить на кладбища, на могилы своих близких и родных, оплакивать их, переживая еще раз их потерю, вспоминать их, перечисляя их добрые дела, которые усопшие совершили во время своей земной жизни, вспоминать хорошие отличительные черты их характера, как бы разговаривая с усопшими, веря, что они в этот день слышат нас. Этимологически слово "Радоница" восходит к словам "род" и "радость", причем, особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников - сразу после Светлой пасхальной недели.

Радоница как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь — жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная жизнью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными.

Что касается именно 9-го дня после Пасхи, то это просто вопрос Церковного Устава. Обычно, после пасхальных праздников на первый же будничный день, во время которого мы можем служить панихиду, выпадает Радоница. Всю Светлую Седмицу (неделю) мы радуемся Воскресению Спасителя, и лишь во вторник второй седмицы должны вспомнить о наших дорогих усопших. Прежде всего — прийти в Церковь, заказать панихиды, помолиться о спасении их душ, а уж затем — идти украшать могилы близких людей.

Можно ли часто оплакивать усопших и часто посещать их могилы? Или лучше верить в то, что они уже в Царствии Божьем, а значит, им лучше, чем нам, и не стоит беспокоить их и терзать себя?

И снова отвечу, что нам нужно не убиваться и плакать, а молиться за наших покойников. Поминать их можно как в храме, так и добрыми делами в память о них. Но имейте в виду, мы не знаем, где оказался после смерти дорогой нам человек: в Царствии Божьем или в аду. Для этого мы и вершим добрые дела, чтобы Господь взял его к себе.

Что касается слез, то есть такой грех под названием «самоядение», когда человек скорбит больше, чем нужно, думает, как много недодал покойному, как много мог бы сделать для него, но не успел или не посчитал нужным. Ценить человека, уважать и беречь нужно при его жизни, чтобы после смерти не пришлось просить прощения на его могиле. После смерти наверстать упущенное уже невозможно.

Что лучше и правильнее в родительский день: поставить в храме свечу за упокой усопших, вспомнить их в душе добрыми словами, или собрать дома родню и друзей и помянуть ушедших в мир иной обедом со спиртным? И вообще, как Православная Церковь относится к наличию спиртных напитков на столе, как на родительский день, так и в день самих похорон?

Спиртные напитки на поминальных обедах Церковью категорически запрещены. Поминая усопших близких спиртным, мы оскверняем их память, не чтим ее. Они ждут от нас только молитв, а не пышных обедов. Мы должны молиться о тех, кого уже нет рядом. Это делается потому, что смерть очень часто приходит внезапно, и человек просто не успевает к ней приготовиться, примириться с Богом, покаяться во всех своих прегрешениях. Если же мы ограничимся на поминках лишь устройством стола (как это часто и бывает), потратим на это все свои силы, а о церковном поминовении забудем, то никакой пользы душе почившего не принесем.

Как православная Церковь относится к обычаю есть на кладбище после того, как люди приведут погост в порядок? Нужно ли оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего»?

Мы можем помянуть на кладбище усопших близких, однако это нужно делать по правилам. Поправив после зимы могилу, мы имеем право устроить поминальный обед на кладбище. Но начинать его нужно обязательно с молитвы об усопшем. После трапезы нужно снова прочитать молитву.

Еще раз заостряю внимание на том, что спиртное недопустимо. Также нельзя оставлять спиртное и еду на могиле. Это языческий отголосок, когда на кладбищах было принято устраивать не только пиры и пляски, но и целые гладиаторские бои. Также еда привлекает на могилы толпы пьяниц, которые обшаривают каждый венок в поисках спиртного и сигарет, за ними приходят стаи бродячих животных. И те, и другие топчут могилы дорогих нам людей, а собаки и вовсе лежат на надгробьях. Ведь при жизни никто из нас не допустил бы того, чтобы возле его матери, отца или брата лежала грязная бездомная собака. Также еда привлекает на могилу мух и червей. Нельзя втыкать в могилу и зажигать сигареты только потому, что покойный любил курить. Повторю, ему нужны только наши молитвы.

Но ведь не только спившиеся лица ходят в родительский день по кладбищам в поисках водки и еды, но и дети - в надежде найти на могиле конфеты, печенье или пряники, которые им никогда не купят спившиеся родители. Неужели нельзя оставить еду для них?

Этих детей на кладбище посылают опустившиеся родители. И каждый такой ребенок ищет не только конфетку для себя, но и шкалик для мамы или папы. Все они знают, что при нашем храме есть бесплатная трапезная, куда человек любого вероисповедания может прийти в любой день недели и покушать. Но ни эти дети, ни их родители не ходят к нам, потому что есть одно единственное правило: в трапезную нужно прийти трезвым и чистым. В большинстве своем, такие люди пьяные, грязные, сквернословящие. Они ведут себя недостойно, так же, как и те люди, что стоят, собирая милостыню, возле ворот храма. Многие прихожане от незнания своего подают им эту милостыню, что категорически воспрещается. Ведь они берут эти деньги исключительно на спиртное.

Да, мы должны подавать милостыню, делать добрые дела, кормить и одевать нуждающихся, но делать это нужно с умом. Если мы видим, что человек действительно нуждается, а еще лучше, если мы знаем этого человека, мы обязаны ему помочь. Но если мы видим, что сидит голодный бродяга, то ему не нужно давать денег, лучше купить ему еду. Ибо он, пропив данные вами деньги, превратит ваше доброе дело в злое.

Откуда взял свое начало обычай украшать могилы близких цветами и венками и отмечать место погребения устройством холма и креста над ним?

Церковь отрицательно относится к украшению могил цветами и венками. Этот обычай пришел к нам в конце 19 века из Европы, где начали украшать могилы цветами и венками. В то время купцы выкупали целые ботанические сады, а также разбивали парки на могилах своих предков. Еще великий святой Иоанн Кронштадтский говорил, что, если у вас есть лишние деньги, которые вы хотите потратить, раздайте их лучше нуждающимся. Отвезите в детский дом, дом престарелых, туда, где больно, голодно и трудно.

Нельзя украшать могилы искусственными цветами, это является обманом перед Богом. Даже Церковь во время больших праздников украшается только живыми цветами. Ненастоящие цветы - это ненастоящая жертва. Если вы хотите украсить могилу, сделайте это живыми цветами. Но при условии, что это цветы из вашего сада. Если покупные, то не надо и их. Лучше раздайте эти деньги по-настоящему нуждающимся людям. Вашему усопшему близкому нужны добрые дела в память о нем, а не бесцельная трата денег и не букет. Эти цветы мы несем для успокоения собственной души, мертвым нужны только наши молитвы. Число цветов (четное или нечетное) значения не имеет. Это просто суеверие.

Венки тоже не нужны. Это не наш обычай. Он был осуждаем святыми отцами. По всем правилам православная могила должна быть устроена так: нужна простая легкая ограда, чтобы могилу не топтали животные или люди, в случае если с лица земли сотрется холмик. Холм означает положение тела покойного. Крест означает, что здесь похоронен православный христианин. При жизни мы обозначаем себя православными нательным крестом. После смерти - крестом на могиле. Водруженный в землю и возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело умершего находится здесь, в земле, а душа - на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни вечной в Царстве Божием. Крест обязательно должен быть деревянным.

Но он же не долговечен. Куда как красивее и богаче смотрятся мраморные плиты… Пусть окружающие видят, что здесь похоронен человек из состоятельной семьи, на которого не пожалели денег даже после смерти, то есть установили дорогой каменный памятник, а не дешевый деревянный крест.

Сгнивший и упавший в положенное время крест прикапывается на могиле, затем ставится новый. Каменные плиты и стелы не нужны категорически. С нравственной точки зрения Церковь осуждает такие «вечные» памятники. Потому что они переживают родственников усопших. Кладбище может остаться бесхозным. Его разрушают мародеры, и потом этими могильными плитами мостят тротуары. По ним ходят, плюют, гасят окурки. В качестве живого примера могу привести кладбище, которое находилось раньше там, где сейчас находится стадион «Спартак». До революции оно являлось местом захоронения христиан. В начале 60-х годов оно было разрушено, и могильные плиты растащили по всему городу. Дошло до того, что ими мостили тротуары. Многие из этих плит облиты краской, обмазаны цементом. Они были тротуарами, их топтали ногами. Если вы хотите, чтобы по имени ваших матери, отца, брата ходили ногами, плевали на их имена - ставьте такую плиту. Церковь не запрещает. Но это есть неправильно и нехорошо…Люди до сих пор откапывают эти плиты и приносят их к нам в Воскресенский собор, где мы храним их.

Люди часто кладут в гроб с усопшим зубные протезы, очки, монеты для выкупания места в Раю, даже мобильные телефоны. Иными словами, хоронят с человеком все то, чем он часто пользовался при жизни. Правильно ли это?

Хороня своих близких, мы не должны класть в гроб ничего, кроме положенного. А это покрывало, нательный крест, венчик на лбу. Если вы не знаете, что класть, нужно спросить в церкви. Никаких посторонних предметов в гробу быть не должно. Все они являются отголоском язычества, когда хоронили в ладьях, сваливая туда целые стада забитого скота… Касаемо очков, то, если у покойного за всю его жизнь было восемь пар очков, что, прикажете класть все восемь? Нет, конечно. Это лишнее. Для встречи с Богом не нужны ни очки, ни протезы.

Не так давно одного из наших батюшек пригласили на отпевание покойного, который ушел из жизни молодым. И каково же было удивление батюшки, когда он увидел, что в зубы покойного была вставлена сигарета, и она дымилась! На вопрос священника, что же это творится, родственники усопшего ответили, что при жизни он очень любил курить. И это его последняя сигарета, ведь после отпевания он будет предан земле. Священник отказался от отпевания и объяснил родным покойного, что их действия являются кощунством и издевательством над трупом, присоединяться к которому он не желает.

Как поступить, когда усопшие приходят к нам во сне и просят что-либо (ремень, носки, сигареты, очки)? Что правильнее в таком случае: съездить на кладбище и оставить на могиле эту вещь, или все же поставить в храме свечу за упокой близкого человека и помолиться за него?

Такое происходит довольно часто, в случае, если люди не поминают усопшего, не ставят в церкви свечи, не заказывают сорокоуст, если у них нет времени даже на молитвы о нем. В наши сны приходит не покойник. Наш усопший родственник находится либо в раю, либо в аду. А оттуда не приходят. В наши сны приходит ангел-хранитель, которого посылает Господь. И это ангел принимает образ наших ушедших из жизни матерей, отцов, словом, тех, кто имел для нас авторитетное значение. Если мы не послушаем их, мы не послушаем никого, даже, если к нам придет сам Господь.

Просьбу о каких-либо вещах нельзя воспринимать буквально. Усопший просит не ремень, часы или очки, а молитву или добрые дела в память о нем. После таких снов нужно заказать в церкви сорокоуст, поставить заупокойную свечу. После посещения храма можно поставить свечу и дома перед иконой и помолиться о том, кто уже не с нами.

Если есть возможность, купите ту вещь, которую просит покойник, и отдайте ее нуждающимся. Прикапывать что-либо на могиле нельзя. Место захоронения - это не помойка. Это место святое. Это как храм. Вы же не будет закапывать что-либо на территории Церкви? Нельзя делать это и на могиле некогда горячо любимого либо уважаемого человека.

Вещи покойного после его похорон нужно раздать нуждающимся. Также хотелось бы напомнить, что пожилым людям, которые уже чувствуют приход собственной смерти, нужно успеть разделить все свое имущество между наследниками еще при жизни, нужно дать им наставления о том, как жить дальше. Мнение о том, что если человек все раздал, значит, скоро он умрет, являются суеверием. Нельзя допускать того, чтобы после смерти человека, когда его тело еще не остыло, между наследниками возникла война из-за того, кому достанется более, а кому менее ценное имущество покойного, душа покойного, глядя на это, будет скорбеть. Все свои материальные вопросы нужно успеть решить здесь и сейчас, то есть при жизни.

- Можно ли ставить в храме заупокойную свечу, если не знаешь точно, был крещен умерший человек или нет?

Ставить свечи можно. Однако заказывать панихиды и сорокоусты нельзя. Также нельзя молиться о нем церковной молитвой. Молиться можно только своими словами: Господи прости все его прегрешения, вольные и невольные, если сие возможно.

- Как часто нужно поминать усопшего?

Очень важно поминать усопшего, в день его смерти, на 9-й и 40-й день, в полгода и на годовщину после смерти, а также в день его земного рождения, в день памяти святого, имя которого он носил, и в родительские дни. По церковному преданию, на протяжении сорока дней после смерти душа умершего готовится к Божиему суду. С первого по третий день она пребывает в местах земной жизни почившего, с третьего по девятый ей показывают райские обители, с девятого по сороковой - мучения грешников в аду. На сороковой день совершается решение Божие, где будет находиться душа умершего до Страшного Суда - когда души вновь объединятся с преображенными телами, и начнется бесконечная жизнь всего человечества в новом, преображенном мире, где каждый займет свое место соответственно прохождению земной жизни и во многом в зависимости от молитв о нем Церкви после кончины. Поэтому Церковь и установила совершать особое поминовение усопших в третий, девятый и сороковой дни. И, конечно, поминать покойных нужно при каждом посещении церкви. Ходить сюда нужно как можно чаще. Это важно и для нас, живых, и для тех, кто уже умер и о ком мы молимся.

- Как Православная Церковь относится к кремации?

Достаточно популярный сейчас в больших городах способ погребения через кремацию тела - совершенно неправославный. Он не может быть приемлем для верующего человека.

Спасибо за познавательную беседу. Все то, что вы рассказали, можно узнать только в Церкви, для посещения которой, увы, не всегда есть время. Ваши пожелания семейчанам?

Помните, цель жизни каждого христианина - спасение души. То есть унаследование после телесной кончины и Второго пришествия Христова вечного блаженного пребывания с Богом. И чем больше добрых дел мы совершим, чем больше искренних молитв адресуем Богу, тем больше благодати получим от него. Любите своих близких при жизни, здесь и сейчас. Потом, после смерти, будет поздно. И лучше сегодня говорить слова любви живым родителям, чем завтра плакать на их могиле.

Беседу вела Елена ФОМЕНКО

Полное собрание и описание: молитва читаемая в родительский день для духовной жизни верующего человека.

Настает час, когда останки почившего предаются земле, где будут покоиться до конца времен и всеобщего воскресения. Но любовь матери Церкви к своему чаду, ушедшему из этой жизни, не иссякает. В известные дни она совершает моления об умершем и приносит бескровную жертву о упокоении его. Особые дни поминовений - третий, девятый и сороковой (при этом день кончины считается первым). Поминовение в эти дни освящено древним церковным обычаем. Оно согласуется с учением Церкви о состоянии души за гробом.

Третий день. Поминовение усопшего в третий день после смерти совершается в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы.

Первые два дня душа преставившегося еще находится на земле, проходя вместе с сопровождающим ее Ангелом по тем местам, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, злых и добрых дел. Душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня как птица, ищущая себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Господь повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему - Богу всяческих. Весьма своевременно поэтому церковное поминовение души, представшей пред лицем Правосудного.

Девятый день. Поминовение умершего в этот день бывает в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему за нас, ходатайствуют о помиловании преставившегося.

После третьего дня душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии она пребывает шесть дней. На это время душа забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждения святых она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире! Я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!» В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред престолом Всевышнего. Но и в это время святая Церковь опять молится за усопшего, прося милосердного Судию о водворении со святыми души своего чада.

Сороковой день. Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, для принятия особого Божественного дара благодатной помощи Отца Небесного. Пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали закона лишь после сорокадневного поста. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо на сороковой день по воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение в сороковой день после смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведными.

После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда решается ее участь - по земным делам ей назначается место пребывания до Страшного суда. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими заглаживаются грехи умершего и испрашивается душе его водворение в раю со святыми.

Годовщина. Церковь совершает поминовение усопших в годовщину их смерти. Основание этого установления очевидно. Известно, что самым большим литургическим циклом является годовой круг, по прошествии которого вновь повторяются все неподвижные праздники. Годовщина смерти близкого человека всегда отмечается хотя бы сердечным поминовением его любящими родными и друзьями. Для православного верующего - это день рождения для новой, вечной жизни.

Кроме этих дней Церковь установила особенные дни для торжественного, всеобщего, вселенского поминовения всех от века преставившихся отцов и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, - вселенскими родительскими субботами. В кругу богослужебного года такими днями общего поминовения являются:

Суббота мясопустная. Посвящая Неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного суда Христова, Церковь, ввиду этого суда, установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех, от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем. Ибо спасение возможно только в Церкви - сообществе верующих, членами которого являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой.

Суббота Троицкая. Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу перед Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать всесвятого и всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится». Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».

Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы. Во святую Четыредесятницу - дни Великого поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним - Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения усопших еще и по той причине, что в седмичные дни Великого поста заупокойных поминовений не совершается (сюда относятся заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, сорокоусты), так как ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни святой Четыредесят-ницы, и выделены указанные субботы.

Радоница. Основанием общего поминовения умерших, которое совершается во вторник после Фоминой недели (воскресенья), служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад и победе Его над смертью, соединяемое с Фоминым воскресеньем, с другой - разрешение церковным уставом совершать обычное поминовение усопших после Страстной и Светлой седмиц, начиная с Фомина понедельника. В этот день верующие приходят на могилы своих родных и близких с радостной вестью о Воскресении Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется Радоницей (или Радуницей).

К сожалению, в советское время установился обычай посещать кладбища не на Радоницу, а в первый день Пасхи. Для верующего человека естественно посещать могилки своих близких после усердной молитвы о их упокоении в храме - после отслуженной в церкви панихиды. Во время же Пасхальной недели панихид не бывает, ибо Пасха - это всеобъемлющая радость для верующих в Воскресение Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Поэтому в течение всей Пасхальной недели не произносятся заупокойные ектении (хотя совершается обычное поминовение на проскомидии), не служатся панихиды.

Поминать усопшего в Церкви нужно как можно чаще, не только в означенные особые дни поминовения, но и в любой другой день. Главное моление о упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого следует перед началом литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных православных). На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их упокоение, которые в конце литургии будут опущены в святую чашу и омыты Кровью Сына Божия. Будем помнить, что это наибольшее благо, которое мы можем оказать тем, кто нам дорог. Вот как говорится о поминовении на литургии в Послании восточных Патриархов: «Мы веруем, что души людей, впавших в смертные грехи и при смерти не отчаявшихся, но покаявшихся еще до разлучения с настоящей жизнью, только не успевших принести никаких плодов покаяния (такими плодами могли быть их молитвы, слезы, коленопреклонения при молитвенных бдениях, сокрушение, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу и ближним), – души таких людей нисходят в ад и терпят за учиненные ими грехи наказания, не лишаясь, впрочем, надежды на облегчение. Облегчение же они получают по бесконечной благости Божией через молитвы священников и благотворения, совершаемые за умерших, а особенно силою бескровной жертвы, которую, в частности, приносит священнослужитель для каждого христианина за его близких, и вообще за всех повседневно приносит Кафолическая и Апостольская Церковь».

Вверху записки обычно помещают восьмиконечный православный крест. Затем указывается вид поминовения - «О упокоении», после чего крупным, разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины).

Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).

Количество имен в записке не имеет значения; надо только учесть, что не очень длинные записки священник имеет возможность прочитать внимательнее. Поэтому лучше подать несколько записок, если хочешь помянуть многих своих близких.

Подавая записки, прихожанин вносит пожертвование на нужды монастыря или храма. Во избежание смущений следует помнить, что различие в ценах (заказные или простые записки) отражает лишь разницу в сумме пожертвования. Не стоит смущаться также, если вы не услышали упоминания имен ваших родственников на ектении. Как было сказано выше, главное поминовение происходит на проскомидии при вынимании частиц из просфор. Во время же заупокойной ектении можно достать свой помянник и помолиться о близких. Молитва будет действеннее, если поминающий сам в тот день причастится Тела и Крови Христовой.

После литургии можно отслужить панихиду. Панихида служится перед кануном - особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких.

Весьма важно после кончины заказать в храме сорокоуст - непрестанное поминовение за литургией в течение сорока дней. По его окончании сорокоуст можно заказать вновь. Существуют и длительные сроки поминовения - полгода, год. Некоторые монастыри принимают записки на вечное (пока стоит обитель) поминовение или на поминовение во время чтения Псалтири (таков древний православный обычай). Чем в большем количестве храмов будет возноситься молитва, тем лучше для нашего ближнего!

Весьма полезно в памятные дни усопшего жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться о нем. На канун можно приносить жертвуемую снедь. Нельзя лишь приносить на канун мясную пищу и спиртное (кроме церковного вина). Самый простой вид жертвы за усопшего - свеча, которая ставится о его упокоении.

Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших усопших близких - это подать записку о поминовении на литургии, не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосердия.

Молитва за усопших - это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе - все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа. Домашняя молитва за близких, в том числе и умерших, - долг всякого православного. Святитель Филарет, митрополит Московский, так говорит о молитве за усопших: «Если всепроницательная Премудрость Божия не возбраняет молиться за умерших, не значит ли это, что еще позволено бросить веревку, хотя не всегда достаточно надежную, но иногда, а может быть и часто, спасительную для душ, отпавших от берега временной жизни, но не достигших вечного пристанища? Спасительную для тех душ, которые колеблются над бездной между телесной смертью и последним судом Христовым, то поднимаясь верой, то погружаясь делами, недостойными ее, то возвышаясь благодатью, то низводясь останками поврежденной природы, то возносясь Божественным желанием, то запутываясь в грубой, еще не совсем совлеченной одежде земных помышлений. »

Домашнее молитвенное поминовение усопшего христианина весьма многообразно. Особенно усердно следует молиться об умершем в первые сорок дней после его кончины. Как уже было указано в разделе «Чтение Псалтири по усопшим», в этот период очень полезно читать о почившем Псалтирь, хотя бы по одной кафизме в день. Можно так-же рекомендовать чтение акафиста о упокоении усопших. Вообще, Церковь заповедует нам каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва:

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) , и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Имена удобнее прочитывать по помяннику - небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

Благочестивый обычай за трапезой поминать умерших известен очень давно. Но, к сожалению, многие поминки превращаются в повод для родственников собраться вместе, обсудить новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальным столом должны молиться об усопших.

Перед трапезой следует совершить литию - краткий чин панихиды, который может быть совершен мирянином. В крайнем случае нужно хотя бы прочитать 90-й псалом и молитву «Отче наш». Первым блюдом, которое вкушается на поминках, является кутья (к€оливо). Это отваренные зерна крупы (пшеницы или риса) с медом и изюмом. Зерна служат символом воскресения, а мед - сладости, которой наслаждаются праведники в Царстве Божием. По уставу, кутья должна освящаться особым чином во время панихиды; если нет такой возможности, надо окропить ее святой водой.

Естественно желание хозяев повкуснее угостить всех, кто пришел на поминки. Но нужно соблюдать посты, установленные Церковью, и вкушать разрешенную еду: в среду, пятницу, в длительные посты - не есть скоромного. Если память усопшего бывает в будний день Великого поста, то поминки переносятся на ближайшую перед этим субботу или воскресенье.

От вина, тем более от водки, на поминальной трапезе необходимо воздержаться! Вином усопших не поминают! Вино - символ земной радости, а поминки - повод для усиленной молитвы о человеке, который может тяжко страдать в загробной жизни. Не следует пить спиртного, даже если сам умерший любил выпить. Известно, что «пьяные» поминки часто превращаются в безобразное сборище, на котором о покойном попросту забывают. За столом нужно вспоминать усопшего, его добрые качества и дела (отсюда и название - поминки). Обычай оставлять за столом рюмку с водкой и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.

Напротив, существуют благочестивые обычаи, достойные подражания. Во многих православных семьях первыми за поминальный стол усаживаются нищие и убогие, дети и старушки. Им же можно раздать одежду и вещи усопшего. Православные люди могут рассказать о многочисленных случаях удостоверения из загробного мира о великой помощи усопшим вследствие творения милостыни их родственниками. Более того, многих людей потеря близких побуждает сделать первый шаг к Богу, начать жить жизнью православного христианина.

Так, один ныне здравствующий архимандрит рассказывает следующий случай из своей пастырской практики.

«Было это в тяжелые послевоенные годы. Приходит ко мне, настоятелю деревенского храма, заплаканная от горя мать, у которой утонул ее восьмилетний сынишка Миша. И говорит она, что Миша приснился ей и жаловался на холод - был он совсем без одежды. Говорю ей: "А осталась ли какая его одежда?" - "Да, конечно". - "Раздай-ка ее друзьям Мишиным, наверняка им пригодится".

Через несколько дней она говорит мне, что опять видела Мишу во сне: он был одет как раз в ту одежду, которая была отдана его друзьям. Поблагодарил он, но теперь пожаловался на голод. Посоветовал я сделать для деревенских детишек - друзей и знакомых Миши - поминальную трапезу. Как ни трудно в тяжелое время, но что не сделаешь для любимого сынишки! И женщина, чем могла, угостила детей.

В третий раз пришла она. Очень меня благодарила: "Миша во сне говорил, что теперь ему и тепло и сытно, только моих молитв не хватает". Научил я ее молитвам, посоветовал не оставлять и на будущее дела милосердия. Стала она ревностной прихожанкой, всегда готовой откликнуться на просьбы о помощи, по мере сил и возможностей помогала сиротам, нищим и убогим».

Православные молитвы поминовения усопших

Молитвы об усопших считаются важным церковным ритуалом, помогающим душе умершего обрести покой. Какую читать молитву по усопшему до 40 дней каждый день, чтение какой молитвы за упокой души до 1 года за родителей, родственников, мужей, жён, следует выбрать, чтобы правильно помянуть новопреставленного (недавно отошедшего в мир иной) близкого человека, давно умершего отца, мать?

До 40 дней души усопших нуждаются в молитве. Молитвы об усопших, как правило, читают родственники дома или в храме, тексты молитв могут быть короткие, длинные, в дни поминовения подходят мольбы, произнесённые своими словами.

Первые 3 дня после смерти, согласно повествованию Святых Отцов, душа находится возле тела. После 3 дней душа новопреставленного умершего переходит из земной жизни в духовный мир, где каждой душе представляется возможность понести ответ за содеянные земные дела, ответить за совершённые грехи. На 40 день Божий Суд заканчивается, и душа перемещается в рай либо в ад. Первые 40 дней очень важны для душ усопших, молитвы особенно необходимы в эти дни.

Разгадамус считает познавательным. Самые важные для православных христиан – молитвы об усопших; читается православная молитва на Литургии в храме во время богослужения, в процессе поминальной Панихиды священниками. Дома, кроме молитвы, можно читать Псалтырь – это священная книга псалмов, которая читается коллективно, единолично в церкви либо в домашних условиях пред иконами. Псалтыри по усопшим можно читать на годовщину смерти родителей, мужа, жены, в любой другой день, правильно читать дома следует с горящей свечой либо лампадкой.

Как молиться в дни поминовения, какие молитвы за усопших должны иметь православные христиане? Предлагаем самые сильные православные молитвы поминовения, читать которые можно в Родительские поминальные субботы, после смерти родителей (отца, матери) до 40 дней либо умершей жены, мужа, родственника каждый день. После Христовой Пасхи, согласно церковному православному календарю, ежегодно православные христиане отмечают праздник Радоница или Родительский день (в 2017 году число – 25 апреля); надеемся, что доступные тексты, опубликованные в этой статье, будут использованы многими верующими в приближающийся день поминовения.

Умершие родственники, близкие больше никогда не будут рядом с нами. Однако это не повод их забывать. Многие верят, что покойники на том свете ждут от живых молитв, переживают, если их не получают. Существует и особый день, в который принято ходить на могилку к умершим.

Это родительский день или Радоница, которая приходится на 9 день после празднования Пасхи. Ритуалы, выполненные в этот день, могли помочь исполнить желаемое, принести богатство, укрепить здоровье.

История Радоницы

Этот день принято связывать с церковью, христианством, но у Радоницы языческие корни. Когда-то на Руси отмечали праздник умерших. Он проходил именно весной. Согласно славянским поверьям хранительницу душ умерших звали Радоницей или Радуницей. Когда-то наши предки отправлялись к поминальным курганам, приносили жертвы. Тогда души умерших радовались, т.к. чувствовали, что их любят, уважают.

Когда же произошло крещение Руси, праздник остался, но наполнился новым смыслом. Родительский день носит и другое название – Пасха мертвых. В этот день было принято радоваться, ведь Иисус Христос одержал победу над смертью.

Специалисты считают, что слово «Радоница» получилось от слова «род», но некоторые связывают его со словом «радость», т.к. в этот день предкам напоминают, что недавно было Воскресение Христово – одно из самых радостных событий.

Приметы на родительский день

Существует немало примет на родительский день. Верить им или нет, каждый решает сам.

  1. В этот день нельзя работать на огороде, копать, сеять. Те, кто нарушит этот запрет, могут не рассчитывать на хороший урожай.
  2. Также приглядывались к погоде за окном. Если до обеда шел сильный дождь, а днем и вечером дул сильный ветер, это говорило о недовольстве усопших. Они беспокоятся, т.к. родные не приходят на кладбище. Но если в этот день ветра нет, зато капает дождик, это считалось хорошей приметой: будет счастье в домах, а также хороший урожай. Если погода солнечная, весенняя, то верили, что родители теплом дохнули из могил.
  3. Посещать кладбище в родительский день нельзя беременным женщинам.
  4. Если в этот день прийти на кладбище, но не помянуть усопших, то после смерти вас тоже поминать не будут.

Традиции и обычаи

Этимологически слово «радоница» восходит к словам «род» и «радость», что как бы обязывает христиан не скорбеть и не сетовать по поводу смерти близких.

В родительский день также можно проводить обряды, читать заговоры. Но перед тем, как просить помощи для себя, для блага своей семьи, нужно почтить традиции, правильно провести этот день. Что же необходимо делать в родительский день?

  1. Посетить всей семьей могилы родных людей, вспомнить о них что-то хорошее, перечислить их достоинства. Многие верили, что в этот день покойники слышат живых.
  2. Нельзя переживать о смерти близких. В этот день следует радоваться, верить в жизнь вечную, весь Христос одержал победу над смертью.
  3. Посетить церковь, помолиться, заказать панихиды.
  4. Нельзя употреблять алкоголь в больших количествах.
  5. Почистить могилу после долгой зимы. Можно устроить прямо здесь обед, чтобы помянуть усопших. Но до него и после него нельзя забывать о молитве. Что-то оставлять на могиле не рекомендуется, т.к. этот обычай имеет языческие корни.
  6. Кто-то любит украшать надгробия цветами. Церковь этого не одобряет. Особенно нежелательны искусственные цветы. Можно принести живые цветы, если у вас есть свой сад, и вы взяли их оттуда. Но покупать цветы не стоит. Лучше потратить эти деньги на людей, которым необходима помощь. Православные отцы осуждали тех, кто нес на могилы венки
  7. Давать милостыню. В этот день было принято угощать нищих или юродивых, подавать им милостыню, чтобы они помянули усопших.
  8. Раньше в Радоницу готовили баню для мертвых. На ночь в нее клали мыло, чистую одежду, веники. Ночью в такую баню заходить было нельзя, т.к. иначе можно было потревожить мертвых. Зато утром все вместе шли в баню, разгребали золу. Тогда можно было по тем или иным знакам узнать будущее или получить ответ на волнующий вопрос.
  9. В старину на столе или подоконнике оставляли еду для умерших. Ее должно было хватить на целый день, т.е. это были обед, завтрак и ужин. Яйца на Радоницу красили отдельно. Если пасхальные яички были красными, то эти яйца для поминовения – желтыми или зелеными.

Заговоры, обряды, обычаи на родительский день

Обряды и ритуалы, выполненные в родительский день, могут помочь решить сложные проблемы, сделать свою жизнь более счастливой. Как уже говорилось, дождь в этот день был долгожданным, т.к. приносил счастье.

Существовал обычай «окликать дождь», что обычно доверяли детям, но могли это делать и взрослые. Нужно было, увидев облако, воскликнуть:

«Поливай, дождь, на бабью рожь, на дедову пшеницу, на девичий лён поливай ведром» или «Дождь, дождь, припусти посильней, поскорей, нас, ребят, обогрей!».

Если после этого начинался дождь. Если человек умывался такой дождевой водой, она приносила ему удачу и счастье.

Девушки в этот день умывались через кольца, золотые или серебряные. Тогда они могли долго оставаться красивыми и молодыми.

Заговор для семейного благополучия, богатства

Этот заговор сделает так, что духи будут оказывать вам помощь, увеличат ваши доходы. К тому же и достаток будет у всех родственников тех умерших, кого вы просили о помощи через этот заговор. Если в эти дни проводить подобные обряды, то ваши дети обязательно разбогатеют.

Необходимо приобрести в магазине разных вкусностей: печенье, шоколадки, пряники. Рано утром нужно пойти в церковь (до службы). Все эти сладости следует поместить в корзину для подаяния. На канун обычно ставятся свечи за упокой.

Необходимо приобрести 12 свечей и поставить их на 12 усопших родственников, повторяя:

«Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего (имярек)».

Когда все свечи будут поставлены, надо прочитать заупокойную молитву:

«Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый! Сам, Господи, упокой души усопших раб Твоих: святейших патриархов, преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов, во священическом церковном и монашеском чине Тебе послуживших; создателей святаго храма сего, православных праотец, отец, братий и сестер, зде и повсюду лежащих; вождей и воинов, за веру и отечество живот свой положивших, верных убиенных в междуусобной брани, утонувших, сгоревших, на мразе замерзших, растерзанных зверьми, без покаяния внезапно скончавшихся и не успевших примириться с Церковью и со своими враги; визступлении ума самоубиенных, тех, о коих заповедали и просили ны молитися, о коих несть кому молитися и верных, погребения христианскаго лишенных (имярек) в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание. Всякое согрешение, содеянное ими словом или делом или помышлением, яко благий Человеколюбец Бог прости, яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Ты бо еси един кроме греха, правда Твоя – правда во веки, и слово Твое – истина. Яко Ты еси Воскресение, и Живот и Покой усопших раб Твоих (имярек), Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем со безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь» .

Потом подаются записки с именами тех, кого вы решили помянуть. На поминальной службе принято стоять со свечками в руках. Нужно приобрести огромную свечу. Она не должна во время службы прогореть до конца. Огарок свечи необходимо принести домой, расположить перед иконой.

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Тело в землю, душа на небеса. Тело на земле, деньги в закрома. Раб Божий (имя родственника), я за тебя молился Христу‑Богу, чтобы Он тебя в селениях райских упокоил, и всяким благом насытил‑напитал, и ты обо мне помолись, чтобы Господь меня здесь, на земле, упокоил и всяким благом насытил‑напитал. Все родственники мои, к вам молюсь: Вси святии сродницы наши, от лет древних просиявшии и в последния дни подвизавшиися, явленнии и неявленнии, ведомии и неведомии! Помяните нашу немощь и уничижение и молитвами вашими испросите у Христа Бога нашего, да и мы безбедно преплывше житейскую пучину и невредимо соблюдше сокровище веры, в пристанище вечнаго спасения достигнем и в блаженных обителех горняго Отечества вкупе с вами и со всеми угодившими Ему от века святыми водворимся, благодатию и человеколюбием Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, емуже со превечным Отцем и пресвятым Духом подобает непрестанное славословие и поклонение от всех тварей во веки веков. Аминь».

Как получить помощь от умерших родственников

Не всегда дела идут так, как бы нам хотелось. Почти каждый человек переживал в жизни черную полосу, когда особенно нужна помощь или поддержка. Можно рассчитывать на друзей, родственников, а можно провести обряды, которые обеспечат поддержку тех, кого уже давно нет в живых.

Если перед родительским днем вы чувствуете, что все плохо, в жизни слишком много неудач, нужно взять альбомный лист и красными чернилами написать на нем слова заговора. Эту записку положить на стол, а рядом с ней – фотографию умершего человека, на помощь которого вы рассчитываете. На следующий день, на Радоницу, бумагу с написанным на ней заговором нужно сжечь, а фотографию убрать на место.

«Раб(а) Божий(ья) (имя умершего), тебя я поминаю, о тебе не забываю, покоя и светлой жизни в раю желаю, с мирскими делами твоя душа рассталась, беда на земле осталась, так эта беда на меня навалилась, когтями и зубами в меня вцепилась, меня не отпускает, душа моя погибает, помоги мне, (имя умершего) с бедой распрощаться, чтобы на земле с ней не встречаться. Аминь».

Есть и другой вариант этого заговора. Чтобы получить совет от умершего, поддержку, нужно сходить в родительский день на кладбище. Там необходимо найти могилу близкого вам человека, встать перед ней на колени. После этого говорятся слова заговора. Когда они произнесены, нужно закрыть глаза, 5 минут посидеть в тишине. В голову должна прийти мысль, которая подскажет, как справиться с трудной ситуацией.

«Родненький мой (имя покойного), проснись, поднимись. Погляди, как я на белом свете мыкаюсь, страдаю. Приласкай меня, словом добрым».

Как при помощи заговора помочь душе умершего

Приятно получить помощь от своих умерших родственников, но и на том свете душе не всегда бывает легко. Живые могут ей помочь, прочитав этот заговор на Радоницу. Для этого обряда также необходимо посетить церковь и купить там 12 одинаковых свечей. После этого желательно вернуться домой, достать фотографию покойного и зажечь все свечи.

Посмотрев на снимок, нужно креститься и три раза повторять слова заговора:

«Господи, помилуй душу грешную раба(ы) Твоего(ей) (имя усопшего), не оставь его(ее) на растерзание бесов и чертей проклятых, не пусти в котел горючий, будь милостив и прости ей все прегрешения. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

После этого свечи необходимо затушить и опять пойти в церковь (в тот же день), и поставить их там.

Если вы чем-то обидели человека, которого уже умер, в родительский день можно попросить у него прощения. Для этого нужно отправиться на кладбище, взяв крашенку. Подойдя к могиле, следует три раза перекреститься, поклонится надгробью. Потом положить яичко на могилку и попросить, чтобы родственник или знакомый простил ради Христа.

Заговор за здоровье

На Радоницу можно улучшить свое здоровье. Для этого нужно найти любую вещь, которая когда-то была собственностью покойника. Свой выбор лучше остановить на чем-то ценном – часах, украшении, подойдет одежда. Перед тем, как произнести заговор, необходимо подготовиться: постелить на стол белую скатерть.

Нужно положить эту вещь на этот стол, три раза сказать слова заговора. Когда станет темно, необходимо, нашептывая заговор, прикоснуться вещью до лба, пупка и колен. Потом эту вещь нужно убрать туда, где она лежала раньше.

«(Имя умершего) приди, то, что оставил (имя умершего), найди, силой целебной надели и обратно уходи. Пусть хворь с твоей помощью уйдёт, пусть болезнь отступит, пропадёт. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

Заговор на пророческий сон

В ночь на Радоницу во сне могут прийти покойные родители или другие родственники, чтобы рассказать о вашем будущем.

Чтобы такой пророческий сон приснился, нужно сходить на кладбище, поклониться и сказать:

«Радуница, Фомина неделя, день всех усопших Призываю в помощники. Прошу дать мне сон вещий. Во имя Отца и Сына и Святого духа. Аминь».