Праздник "осенние казачьи посиделки". Сценарий казачьих посиделок

муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

«Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» г.Орска»

Сценарий

фольклорного праздника

«Казачьи посиделки»

Составитель: Голованова М.А.

педагог-организатор

Орск, 2018г

Пояснительная записка

Сценарий предназначен для педагогов дополнительного образования и учителей школы, для реализации воспитательной работы во внеурочное время.

Уральский фольклор – это особая область народного творчества. Он несет в себе многогранный и в тоже время цельный и неповторимый характер казаков. Мужественный, сильный, суровый – по былинам; хитроватый и озорной – по бытовым сказкам и играм; веселый, задорный, неунывающий – по плясовым и шуточным песням; мудрый, наблюдательный – по пословицам. Следует также указать и на то, что тема отъезда казака на военную службу, прощания его с родиной и родными одна их самых популярных в казачьем фольклоре. В этой связи огромное значение имеет ознакомление младших, средних детей школьного возраста с историей, культурой, экономикой, бытом родного края.

Адресат: дети 9-13 лет.

Цель и задачи: ознакомить обучающихся с традициями казачьего сословия; воспитать интерес к родной культуре; расширить кругозор учащихся о культуре оренбургского казачества, желание её сохранять.

Оборудование: зал оформлен в виде казачьих посиделок: лавочки, нарисованный плетень; 2 бутафорских коня, веревка, платки, конусы, бусы, ленты, фартуки, коромысло, 2 ведра, избушка, пуховый платок, прялка.

Предварительная работа: В подготовке праздника участвуют активисты клуба, хореографический коллектив «Вираж», обучающиеся объединения "Вокал".

    Беседа с обучающими об Оренбуржье, его культурном наследии, народах проживающих на данной территории, а именно об уральских казаках. Посещение краеведческого музея, выставки народно-прикладного искусства, просмотр видеофильма об истории возникновения Оренбургского пухового платка, паутинки.

    Разучивание стихов о родном крае, об Оренбургском платке.

    Разучивание песни "Казачата", хоровода "Калинушка", литературно-хореографической постановки "Прялица".

Действующие лица: ведущая- казачка, казак 1, казак 2, казак 3, казак 4, казак 5 казак 6, сказочница, 6 девочек-казачек.

Ход праздника:

В зале стоят скамейки, на них сидят «мальчики-казаки» и девочки-«казачки» . Выходит ведущая.

Ведущая:
Здравствуйте, гости дорогие!
Если величать,
так на пороге встречать.
Дай Бог тому,
кто в нашем дому:
Наделил бы вас Господь
и житьем, и бытьем и здоровьицем.
А что за народ собрался? (обращается к сидящим казачкам)

Казаки : Казаки!

Ведущая: А скажите мне, кто это такие - казаки?

1 казак:

Казаком родиться
Не каждому дано,
Безо всяких традиций,
А просто – суждено!
Раз так – наденешь форму
И встанешь в общий строй,
Для казака – как норма:
Хранить людской покой!

2 казак:

Народ широкий, мощный, вольный,
Всегда, во всем мы хороши:
Терпим мы, когда нам больно,
И веселимся от души.

3 казак:

Упрямый взгляд и скромная улыбка,
Всегда побрит, как истинный моряк,
Такому непростительна ошибка –
Он - оренбургский коренной казак.

Ведущая присаживается к казакам на скамейку

Ведущая: Посидим рядком, да поговорим ладком о родной стороне, о жизни казачьей. А поведайте-ка нам - Кто же главный у казаков?

1казак: Атаман
Ведущая: А как зовут помощника?

2 казак: Есаул;
Ведущая: где выбирают атамана?

3 казак - на Кругу;
Ведущая: А что при этом выкрикивают, если согласны с выбором?

Все: Любо!
Ведущая: А какая главная казачья заповедь?

Все: « Люби Родину, ибо она твоя мать!»

Рассказывая историю казачества, выступающие, встают со своих мест и читают стоя, затем садятся на своё место. Текст читается наизусть.

1казачка: В многогранной истории Российского государства казачество играло особую роль, именно казаки заселяли окраины государства и защищали их от внешних врагов. Патриотизм, верное служение Отечеству, своеобразная культура, общинное землепользование – все это составляет лучшие традиции казачества. Именно на возрождение этих традиций и направлена деятельность возникающих сейчас объединений потомков казаков в самых разных регионах страны.

2казачка: Возрождается казачество и на нашей Оренбургской земле. Восьмого декабря 1991 года в селе Неженка под Оренбургом собрался первый большой казачий Круг, произошло возрождение Оренбургского казачьего войска. Благодаря труду казаков, самоотдаче, знаниям и умениям Оренбургское казачье войско России считается одним из лучших в Российской Федерации.

Ведущая : Мы с вами живем в богатом и славном традициями и людьми крае. Край у нас действительно замечательный. Мы любим Оренбуржье, свою Родину. И учимся бережно относиться к своему прошлому.

С места поднимаются поочередно следующие выступающие.

4 казак:

Дивный край, простор Урала!

Горы, степи и леса.

Мы тебя храним и славим,

Оренбургская земля!

Ты прекрасней и милее,

Всех заморских дальних стран.

Твой душистый хлеб вкуснее,

Урожай богатый дан!

В холода тебя согреет,

Пуховых платков вуаль.

Из под кружев паутинок,

Оренбуржье смотрит вдаль!

Но прекрасно Оренбуржье,

Тем народом, что взрастил,

Города, посёлки…

Всюду свою душу приложил.

Расцветает с каждым годом,

Бог храни тебя всегда!

Дивный край, простор Урала,

Оренбургская земля!

5 казак: Очень часто за событиями и за сутолокой дней.

Старины своей не помним, забываем мы о ней.

6 казак: Хоть и более привычны, нам полеты на Луну,

Вспомним казачьи обычаи, вспомним нашу старину.

Ведущая: Сегодня мы поближе познакомимся с традициями и обычаями, песнями и играми уральского казачества. Посмотрим, как жили казаки много лет назад.

1 казак:

На завалинках в светелках, иль на бревнышках каких,

Собирали посиделки молодых и пожилых.

При лучине ли сидели, иль под светлый небосвод.

Говорили, песни пели и водили хоровод.

Выходят 4-5 пар девочек в руках у них венки из калины.

Исполняется Хоровод «У калинушки» ( хореографический коллектив «Вираж»)

Ведущая: Ай да казачки, ай да стать! А кто покажет нам, как красиво и грациозно идут казачки с коромыслом.

Кто вечернею порою за водой бежит к реке,
И распущенной косою с коромыслом на плече?

Дадим им в руки коромысло да два ведра.

Пусть красавицы порадуют народ, в работе им гармошка подпоет.

Звучит старинная казачья плясовая. Девочки сидящие на скамье по очереди подходят к коромыслу и ведрам. Ведра вешают на коромысло и идут по сцене, делая круг.

А сидящие одаривают их аплодисментами.
Дефиле с коромыслом и вёдрами.

Казак 1: Старину мы уважаем, старину мы бережем.

О любимом нашем крае песню звонкую споем.

Ведущая: Казачьи песни наши слушать –

что мёд ложкой кушать!

Исполняется песня «Казачата». (Обучающиеся объединение «Вокал»)

Ведущая: Ну и здорово вы пели – любо-дорого послушать. А не сыграть ли нам в игры – забавушки. Озорные да распотешные? А вы знаете, что казак с конем и ночью и днем. А где же казачки, ваши кони быстрые?

Для игры сначала выходят 2 казака и 2 казачки показывают, как нужно играть, затем

приглашаются зрители из зала. Игра повторяется 3-4 раза.

Игра «Наряди казачку».

Ведущая: Ох, и любо дорого на вас удальцы поглядеть! Батькам смена добрая будет! Ставьте своих коней резвых, не подвели они вас. Недаром в народе говорится: «Каков казак, таков и конь». А мы продолжаем наши забавы. Приглашаю вас казаки и казачки на следующую игру.

Выходят казачки и встают в один ряд. а казаки поочередно выходят для выполнения задания. Достав платок, казак отдает его казачке и ведёт её под руку на лавочку. В игре учавствует одинаковое количество мальчиков и девочек. Игра повторяется со зрителями.

Игра «Достань платочек»

Ведущая: Ох, и ловкие казаки народ! А ещё они очень трудолюбивые, с утра до вечера они трудились. Но, когда работа была окончена, казаки собирались на посиделки, как мы сегодня. Хороводы водить, песни да частушки петь, себя показать, да на других посмотреть, семечки пощелкать, да добрым словом перемолвиться. Казачки пряли, вязали, вышивали.

Литературно-хореографическая композиция «Прялица»

Открываются двери избушки, и сказочница начинает сказ об оренбургском пуховом платке.

Сказочница: Жила в стародавние времена русская царица. Наряжалась она в платья заморские, французские да английские, украшала себя золотыми кольцами да бусами с жемчугами да бриллиантами. Однажды взглянула в зеркало и огорчилась: красота ее потускнела. И ничто уже не радует: ни платья, ни украшения. И вот услышала она, что есть в губернии Оренбургской мастерицы, вяжут они из козьего пуха платки ажурные красоты небывалой. По народному поверью, паутина, летающая в воздухе во время бабьего лета, - и не паутина вовсе, а пряжа богоматери. Та рукодельница, которая сумеет её поймать, чудеса сотворить сможет даром бесценным обладать станет. Достался тот дар оренбургским казачкам, и слава об их тончайших, подобных той самой паутине платках, разнеслась по всему свету. А кто наденет такой волшебный платок: краше во стократ станет.

И отправила царица своих гонцов в губернию Оренбургскую разыскать тех рукодельниц, да раздобыть платок чудесный…

Выходит коллектив «Вираж»с хореографической постановкой.

Казак 2: Мелькают руки пуховниц,

Их замыслам послушные,

Плывут узоры с тонких спиц, как облака воздушные.

И вот рождается мечта

Движеньями искусными.
Зовется эта красота

Платками оренбургскими.

Сразу после танца

Сказочница: Ажурная, белоснежная шаль оренбургская была принята царицей с восхищением. А слава о платках Оренбургских распространилась по всему свету.

Казак 3: И с тех пор в январские метели

Вспоминают люди мастериц.

В Лондоне, в Брюсселе,

В Праге и Марселе

Тоже прославляют

наших пуховниц.

В конце, когда участницы танца развернули платок, выходит девочка-казачка, ей они отдают платок, она набрасывает его себе на плечи и читает стих

Казачка:

Мне платок подарили пуховый,

Оренбургский пуховый платок.

Он согреет как тёплое слово,

Даст мне силы, как влаги глоток.

Этот пух оренбургские козы,

Нарастили в степях среди гор,

Где гуляют ветра и морозы,

Чтоб сплела мастерица узор.

Чтоб тончайшую ткань отбелила,

Расчесала искусной рукой.

Людям сердце своё подарила,

И любовь, и уют, и покой.

Я изящным движеньем накину,

Паутинки ажурный наряд,

Распрямлю свои плечи и спину,

И окрашу лукавостью взгляд.

На избыток проблем невзирая,

На вечернюю глядя зарю.

Завернусь в это облака рая,

И к блаженству душой воспарю.

На середину зала выходят казак и ведущая

Казак 3:

Мы сегодня вместе веселились,
Край Оренбургский прославлять не ленились,
Посиделки удались на славу
Веселились, танцевали мы по праву!

Ведущая:
Вот и настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь.
Говорим мы «До свиданья,
До счастливых новых встреч!»

Приложение

Игра «Наряди казачку».

Выходят 2 казака и 2 казачки. Казакам даются бутафорские кони на палке. Казак по сигналу садится на палку и скачет на середину зала, где стоит дерево. На нем висят по 2 пары: бусы, фартук, косынка. По сигналу казаки на «конях» скачут, преодолевая препятствия за бусами, затем за фартуком и т. д. Наряжают казачку. Выигрывает, тот «казак», кто быстрее привезёт и наденет все предметы одежды и украшения на казачку стоящую на старте.

Игра «Достань платочек»

На перекладине, на веревочках разной длины висят платочки. Мальчики разбегаются, прыгают и достают платки. Кто достанет, дарит платок понравившейся девочке и садится рядом.

Интернет ресурсы:

https://www.yandex.ru/search/

http://pensionerka.net/pozdravit_stihi/platok_stih/platok_stih.html

http://kanevskadm.ru/index

http://melody24.net/search/несе+галя++воду

http://www.doshkolniki.com/plyaski/horovod_u_kalinushki.html

Сценарий Казачьих посиделок.

Цели:

Познакомить с историческим прошлым родного края, с историей возникновения казачества на Дону, культурой и миропониманием казаков

Прививать любовь к родному краю

1 ЧТЕЦ: Мой край, где невесты-березы

Зеленые косы плетут,

Где первые вешние грозы

Саблями небо секут,

Над речкою мостик горбатый

И месяц, упавший в траву,-

Все это – что с детства так свято

Я Родиной милой зову.

1 ВЕДУЩИЙ: Здравствуйте, гости дорогие! Приглашаем вас на казачьи посиделки! Каждый из нас, кто живет в славном Донском крае, должен знать его историю, гордиться ею, глубоко и преданно любить великий тихий Дон.

2 ЧТЕЦ: Мы – гордое племя! Мы вольные птицы!

В нас кровь – горячее огня –

За наши курганы и наши станицы

И горе соседям, коль в бешеном споре

Весной заколышется степь.

И вспенит волну до широкого моря

Ковыль – наша белая лепь!

2 ВЕДУЩИЙ: Диким полем назвали пять веков тому назад донские степи. Здесь бродили вооруженные татарские отряды, часто нападавшие на русскую землю, иностранные купеческие и посольские караваны. С конца 15 века безбрежные просторы донских степей все более привлекали решительных и смелых русских людей, мечтавших освободиться от наступающего на них крепостничества. Бежавшие из Московского государства на Дон смельчаки объединялись в отряды и вели жизнь опасную и полную тревог. За ними закрепилась тюркское название – казаки – вольные, свободные люди, легковооруженные воины.

3 ЧТЕЦ: Сабли, пики, чубы вихрастые –

Храбрецам дозор по силе.

С казаков начиналась Астрахань –

Крепостица южная России.

Укрепив себя станицами,

Рос над Волгой красавец – город,

И его низовой столицею

Казаки называли гордо.

1 ВЕДУЩИЙ: Казаки прибыли сюда семьями. Здесь жили калмыки-скотоводы. Казаки стали обживать Донские земли: строили дома и содержали скот, пахали землю и разбивали сады.

2 ВЕДУЩИЙ: Потомки тех казаков – Ширяевы, Смирновы, Деревягины, Багаевы, Абакумовы – и сейчас живут в этих местах.

(Ведущие уходят. На сцену выходят КАЗАК и КАЗАЧКА)

КАЗАК: Урожай в закромах, кони в вольных табунах, теперь можно и повеселиться, попеть песни.

КАЗАЧКА: Песня рождается от избытка чувств там, где много солнца, где вольный ветер, где нарядны и красивы девушки!

(Звучит песня в исполнении учащихся).

КАЗАЧКА: А теперь, гости дорогие, отгадайте-ка казачьи загадки!

1) Крепка, звонка да отточена. (Стрела)

2) Шесть ног, две головы, один хвост. (Всадник на лошади)

3) Какая обувь в огне изготавливается и с ног не снимается? (Подкова)

4) Желтая свинка без щетинки

На пригорке разлеглась, вся травою оплелась. (Дыня).

5) Сом с одним усом. (Кнут)

6) У кого в темнице семья родится? (У картошки)

7) Десять братьев в двух домах, в разных квартирах. (Пальцы в перчатках).

8) Зубы, как у щуки, рога, как у быка.

Испокон веку служит человеку. (Пила)

КАЗАК: Казаки, прежде всего, были воинами. Поэтому в сыновьях они воспитывали смелость, ловкость, находчивость, смекалку. По обычаю, когда в семье рождался сын, родные и знакомые приносили в дар ему «на зубок», стрелу, патрон, пулю, лук, ружье. Все это развешивали на стене. Когда сын подрастал, совершался обряд посвящения в казаки. Отец брал сына на руки, надевал на него саблю, сажал на коня, подстригал волосы в кружок, а затем возвращал матери, поздравляя ее с казаком.

С детства казак приучался чувствовать себя военным. О сражениях пела ему мать в колыбели, рассказывал о службе дед, отец. В возрасте 3 лет казачонок ездил на лошади по двору, в 7-8 бесстрашно скакал без седла по улице, по степи, смело переплывал через Дон, стрелял из ружья. Любимым занятием были скачки, выливавшиеся в торжественный праздник. Казачьи военные игры развивали ловкость и отвагу, готовили к будущей тяжелой военной службе.

КАЗАЧКА: Проводы на службу совершались так: в определенное время, в курене новобранца собирались родственники и друзья на прощальный обед. У ворот собирался народ. Отец брал в руки икону и благословлял воина.

(Сценка в исполнении учащихся «Проводы». Действующие лица: отец, мать, сын, невестка).

ОТЕЦ: Вот икона святая, дорогой сын. Помни Бога в начале и не забывай его заповеди. Служи царю верой и правдой, слушайся своих начальников, помни родителей своих и не забывай, что они вскормили и вспоили тебя на служение царю и Отечеству. Вот тебе благословенье от меня и матери твоей и знай, что с верой в Бога и его Пречистую Матерь, тебе не будут страшны ни вражеские пули, ни мечи неприятеля. Послужи батюшке царю, как и деды и отцы твои служили.

СЫН: Прости меня родной батюшка! Прости меня, родная матушка! Прости меня милый друг (жене). Бог даст – свидимся!

КАЗАЧКА: По обычаю, казаки, уходившие на войну, обязательно брали горсть родной земли, зашивали в специальный мешочек и вешали на грудь к кресту. Если суждено было умереть на чужбине – первой на его гроб падала родная земля. Считалось: хоть он и похоронен в чужом краю, но в родной земле. А переходя Дон, казаки черпали священную воду родной реки, прощались с ней, быть может навсегда.

(Продолжение сценки)

СЫН: С нетерпением ожидали моего возвращения из похода домой, устраивали мне торжественную встречу, высылался вестовой, чтобы оповестить станичного атамана о прибытии. С оружейными залпами встречали меня. Трижды я кланялся в ноги родителям и целовал их.

НЕВЕСТКА: Кланялась я в ноги мужу в благодарность за благополучное возвращение мужа.

(На сцене - КАЗАК и КАЗАЧКА).

КАЗАК: Казак – это особая философия и образ мыслей. Казачьи пословицы и поговорки не знают границ, они живут веками. Ребята, а кто знает казачьи пословицы? Ну-ка, помогайте, пословицы выдавайте!

(Помощь учащихся из зала).

КАЗАЧКА: Молодцы, вспомнили!

А знаете ли вы, откуда взялась пословица «Напекли и наварили как на Маланьину свадьбу!»? Ведь она связана с действительным историческим фактом. Войсковой атаман, Степан Ефремов, проходя однажды по базару, увидел за прилавком молодую красивую казачку – Маланью, обратившую на себя его внимание бойкой речью и редкой находчивостью. Атаман приказал ей выйти за него замуж, и яств и питья на той свадьбе было множество.

КАЗАК: А пословицы: « Терпи казак – атаманом будешь», « где наше казачье не пропадало», « жизнь собачья, да слава казачья!» - говорили о тяжелой участи рядового казака, всю жизнь проводившего в трудных походах, и о том, как нелегко доставалась ему казачья слава.

А теперь мы побываем на казачьей ярмарке.

(Сценка «Ярмарка»)

На сцену выходят казаки и казачки.

1 КАЗАК:

Внимание! Внимание! Внимание!
Открывается весёлое гуляние!
Торопись, честной народ,
Тебя ярмарка зовёт!

2 КАЗАК:

Не ходите никуда, подходите все сюда!
Диво дивное, чудо - чудное, а не товар!
Гляди, не моргай, рот не разевай!
Ворон не считай, товар покупай!
Вот товары хороши! Что угодно для души!
Тары – бары - растабары,
Расторгуем все товары!

1 КАЗАК: А посмотрите-ка, к нам коробейники пожаловали!

КОРОБЕЙНИКИ:

Бубны, румбы, трещотки, ложки!
Кто хочет поиграть немножко?
Становись в ряд! Выбирай подряд!
Красиво – приятно, а для всех занятно!

Игра “Карусель”: Дети, взявшись за ленточки, идут под музыку по кругу, убыстряя темп движения. А потом карусель останавливается.

Звучит песня “Где был, Иванушка?”

(Инсценировка русской народной песни.)

Где был, Иванушка?
- На ярмарке.
- Что купил, Иванушка?
- Курочку.


- Где был, Иванушка?
- На ярмарке.
- Что купил, Иванушка?
- Уточку.
Курочка по семечкам зёрнышки клюёт.

Иванушка в горенке песенки поёт.
- Где был, Иванушка?
- На ярмарке.
- Что купил, Иванушка?
- Барашка.
Курочка по семечкам зёрнышки клюёт.
Уточка по лужицам взад вперёд идёт.
Барашек на лугу травку жуёт.
Иванушка в горенке песенки поёт.
- Где был, Иванушка?
- На ярмарке.
- Что купил, Иванушка?
- Коровушку.
Курочка по семечкам зёрнышки клюёт.
Уточка по лужицам взад вперёд идёт.
Барашек на лугу травку жуёт.
Коровка детям молоко даёт.
Иванушка в горенке песенки поёт.

(Все уходят. На сцену снова выходят казак и казачка).

КАЗАЧКА: Ну, казаки, осталось рассказать предание, как во времена Ермака на Дон было прислано царское жалование: деньги, хлеб, вино, порох, селитра и сукно красного и синего цвета. Собравшись на круг для раздела казаки обнаружили недостаток красного сукна. Зашумел круг. Нахмурился атаман. И порешили казаки делить все поровну. Пришлось синюю одежду отделать узкими полосками красного сукна, так и повелось на Дону – иметь одежду из синего сукна с ярко красной отделкой.

КАЗАК: Посиделки - посиделками, а про веселье забыли. Ну-ка, гармонист! Частушки!

(Исполнение частушек на казачью тему.)

Мы с веселой песней дружим,

По-казачьи говорим,

Хорошо живем, не тужим,

Со сметаной хлеб едим.

Эх! Донское государство!

Возле Дона куреня.

До чего же ты красива,

Дорогая сторона!

(Выходит 1 ВЕДУЩИЙ)

1 ВЕДУЩИЙ: Говорить о казаках можно бесконечно, как бесконечны наши степи. Не забудем и мы теперь о наших легендах и песнях, о донских традициях, об удали и походах, о нелегкой жизни казаков и любви к Дону.

КАЗАК и КАЗАЧКА:

Вот настал момент прощанья,

Будет краткой наша речь

Говорим мы «До свиданья!»

До счастливых новых встреч!

«КАЗАЧИЙ КУРЕНЬ».

На приклубной территории у входа в ДК гостей встречает песней фольклорный коллектив. Появляется есаул.

Есаул:
Эй, станичники, встречайте походного атамана!

Встречают. Появляется атаман с группой казаков.

Есаул:
А ну помолчите-ка, братцы казаки, атаман наш походный речь говорить будет.
Атаман:
Казаки-други, люди вольные! Собирайтесь, братцы, во единый круг из куреней своих с семьями вашими гулять, да гулебного атамана выберем для праздника нашего.
Есаул:
Любо ли вам, братцы, чтобы атаман наш кошевой стал нашим атаманом гулебным?
Толла:
Любо, любо!
Толпа:
Деда Щукаря!

Появляется дед Щукарь.

Щукарь:
Я командовать не прочь…
Завсегда готов помочь…
Тихо, граждане-старушки!
Праздник - енто не игрушки!
Чтоб гулять – нужон хоть рубь,
Я без чарки несогласный (слишком туп),
Я даю самооткуп..
Ты у нас в станице власть,
Вот и правь гулянкой всласть,
А меня чавой-то мутить,
Чей-то лысина вспеклась.
Есаул:
Ты у нас такой дурак
По воскресным дням иль как?
То, что трезвость - норма жизни
Для тебя слова аль как?!
Щукарь:
Я полезных перспектив
Никогда не супротив.
Если линия такая,
Я всегда за коллектив!
Я и на язык остер
И люблю родной фольклор!
Эй, казачки, запевайте,
Я тяперя дерижор!

Песня «Пчелушка златая».

Атаман:
Хор твой, дед Щукарь, хорош,
Но и нашим невтерпеж!
Глянь сюда, как славно пляшет
Без спиртного молодежь!

Исполняется танец «Кривянская кадриль».

Щукарь:
Ох и пляшут, хоть куды,
Девки - спелые плоды.
Но видать давно забыли
Енти, как их, обряды!
Есаул:
Ты чавой-то не туды!
Тоже ляпнул - обряды!
Ударения не знаешь?
Лучше б в рот набрал воды!
Щукарь:
Может я не так сказал,
Только я к чему склонял,
Что обрядов этих старых
Ты давненько не видал!
Атаман:
Ты словами не блуди,
Лучше свадьбу заводи!
Покажи, как на Дону
Выдавали девок замуж
По обряду в старину!
Щукарь:
Все, понятен твой приказ,
Исполняю сей же час,
Не извольте сумлеватъся,
Чай, оно не в первый раз.
Звучит объявление.
Диктор:
Дорогие друзья, к нам на праздник прибыли гости! Молодожены - Галина и Григорий. Встречайте их.

Звучит марш Мендельсона. Появляются молодожены.

Атаман:
Ты послушай атамана,
Побывал я в разных странах,
Видел Лондон, Сингапур,
Аи лав ю знал и лямур.
Повидал весь белый свет
Жозефин и Генриетт,
Но таких, как твоя Галя,
Среди них красавиц нет.
Выбор твой я одобряю,
И при всем казачьем круге
Саблей сей благословляю!
Есаул:
А тебе скажу, жена:
Будь всю жизнь ему верна!
Глянь, какого отхватила -
Все при нем, всего сполна!
Щукарь:
Эй, погодьте-ка, друзья!
Свадьбу так справлять нельзя.
Мы обряды вспоминали,
Нас не вовремя прервали…
Коль попали на майдан,
Ну-ка в круг их, атаман!
Пусть по старому обряду
Погуляют с нами рядом!

Казачка, подружка невесты:
Дорогие Галя и Григорий! Примите в подарок этот торт. Пусть любовь ваша будет сладкой и т.д.

Девушки-казачки преподносят цветы, из толпы кричат: «Горько, горько». Общий хор запевает торжественную казачью песню «Свадебная».

Атаман:
Ой, а где же наш Щукаръ?
Щукарь:
Тута я, чаво, гутарь!
Атаман:
Что же, дед, я очень рад,
Славно справили обряд!
Молодежь нас убедила,
Кровь у них донская В жилах.
Есаул:
Все же у меня сумленье
К молодому поколенью…
Щукарь:
А какое, говори!
Есаул:
Есть ли здесь богатыри?
Казаки не захирели?
Щукарь:
Тоже скажешь, в самом деле.
Енто ты совсем зачах,
А у них сажень в плечах.
А ну, ребята, выходите,
Свою силу покажите!
Ну-ка, Сашка, Скинь рубашку.
Да не блымкай зырками,
Побалуйся гирьками!

Проходит состязание, кто большее количество раз поднимет гирю.

Есаул:
А саблей могут ли владеть?

Проходит состязание. В момент состязания, как бы сопровождая:

Диктор:
Любит каждый человек
Праздник, силы всякой.
Оттого и хлеще всех
И в труде и в драке!
И в привычке у него -
Издавно извечно
За лихое удальство
Уважать сердечно.

Щукарь пытается пройти по бревну. Есаул приглашает молодежь на бой подушками на бревне.

Есаул:
Что ж, спасибо всем на том,
Знать силен наш Тихий Дон.
Порох есть в пороховницах,
Есть орлы в донских станицах.

В середине состязания Щукарь, наблюдая за действием в момент угасания интереса к ним, выкрикивает:

А теперь, честной народ,
Вынь-ка рожи из бород!
Чай у нас не панихида,
А совсем наоборот!
Нам теперь не слезы лить -
Песни петь, да меды пить!
Коль пришли вы веселиться,
Значит так тому и быть.

У входа в ДК хор. Звучит хор. Песня «Ой блины, блины».
Приглашение в ДК.

Зазывала:
Кто охочий до еды -
Пусть пожалует сюды:
Заходи в казачий курень,
Здесь у нас ее пуды!

В ДК идет приготовление. В фойе развернуты столы с традиционной донской кухней.

Зазывала:
Вот, к примеру, получи
Прям из печки калачи.
Есть жаркое из индейки,
Есть компот из алычи.
Есть колбасы и сыры,
Есть полцентнера икры,
Есть карибские омары
И донские осетры.
Атаман Есаулу:
Ты чего стоишь-то, дурень?!
Прем скорей в казачий курень!
Эй, народ, давай сюда.’
Здесь такое продается,
Не увидишь никогда.

Все гости проходят в фойе, где развернута выставка традиционных ремесел Дона. Там же организован «Самоварный стол». Стол с угощениями. Под эмблемой казачества (казак на пивной бочке) размещается пивной бар с вяленой рыбой, раками.

Хозяйка куреня:
Завсегда гостям я рада,
У меня тут и эстрада.
Заходи, казачий люд,
Сколько есть наставлю блюд.
Я гостей всех угощу,
А тебя, дед, не пущу!
Щукарь:
Ты ж мне прям в желудок целишь!
Хозяйка:
Ты же юмора не ценишь,
Ты же шутки не поймешь!
Щукарь:
Я же не со зла, прости!
Хозяйка;
Ладно, старый, заходи! Проходит со Щукарем на эстраду. К гостям: Проходите, размещайтесь, Развлекайтесь, угощайтесь! Ждет игра вас «Угадайка» -Мандалина, балалайка, Самовар вас ждет и квас, Все имеется для вас!

Казачка (с лотком) :
А вот кому пряники, кому печенье?!
Щукарь:
А сколько стоит твой товар?
Чай сладости не скипидар?!
Казачка:
Мы ничего не продаем –
Мы задаром отдаем!
Как загадку отгадаешь -
Угощенье получаешь!
Казачка:
А здесь дают духовную пищу
И не за рубь, а сразу на тысячу!
Свои стихи и куплеты читают местные поэты!

Выступают литературные объединения. Проводится эстафета частушечников. Аукцион пословиц и поговорок «На Дону пословица не от безделья молвится».

Есаул: .
С атаманом Кашевым
Я бывал повсюду.
И во многих городах
Я дивился чуду!
Йогов в Индии видал,
Эквилибр в Китае,
О таланте земляков
Часто вспоминаю!

Казачка приглашает в зрительный зал на концерт самодеятельного творчества фольклорных коллективов. Звучит музыка.
Ведущие концерта персонажи «Тихого Дона» - Аксинья и Григорий. Программа выстраивается из имеющихся творческих возможностей ДК, района.
Финал.

Атаман:
Дорогие земляки! Удалые казаки!
Вечер наш к концу подходит,
Речь гутарить не с руки.
Мы без слов про все сказали,
Вам сегодня доказали:
Что течет, в конце концов,
В жилах наших кровь донцов.
На сцену выходят все участники вечера.

Атаман:
– Что казачьей нашей славы -
Мы наследники по праву.
Что традиции блюдем, свято память бережем.
Что в сердцах хранить мы рады;
Песни, пляски и обряды! .
Словом, казаки во всем,
Так давайте же споем!
На прощанье грянем вместе
Всем любимую нам- песню
«Как за Доном за рекой».

Исполняется общая хоровая песня «Как за Доном, за рекой». В фойе продолжается вечер. Работают: пивной бар, «Самоварная команда», «Дегустационный стол».

Сценарий
«Казачьи посиделки».
Задачи: ознакомить детей с историческим прошлым родного края; развивать творческий
потенциал детей средствами фольклора и словотворчества, связанных передачей
художественных традиций, бытующих на Кубани; воспитывать гордость за героическое
прошлое казаков, интерес к родным традициям.
Материал: зал оформлен в виде казачьего куреня, мультимедийное оборудование.
Ход мероприятия
Ведущий:
На завалинках в светелках,
Иль на бревнышках каких,
Собирались посиделки
Молодых и пожилых.
При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
Наш досуг порою мелок
И чего тут говорить.
Скучно жить без посиделок.
Их бы надо возродить!
(На сцене, с декорацией казачьего подворья, находятся Хозяин и Хозяйка в казачьих
костюмах).
Хозяин: Приветствуем, Вас, добрые люди!
Хозяйка: Добро пожаловать, гости дорогие!
(На сцену выходят станичники – мальчики и девочки в казачьих костюмах, среди них
«старый казак», маленькие казачата, всего человек 5­6).
Хозяин: Просим в курень! Красному гостю – почётное место!
Хозяйка: Будьте как дома, присаживайтесь!
Хозяин и Хозяйка (вместе): Милости просим!
(На сцену выходит Атаман в сопровождении есаульца (адьютанта)).
Атаман: Слава Кубани!
Все казаки (хором): Героям слава!
Атаман: Доброго здоровья, дорогие станичники!
Мир Вам, соседи!
Хозяин: Здорово живёшь, Батька Атаман! Рад тебя видеть в своём курене! С добром к нам
пожаловал, аль с печалью?
Атаман: Конечно с добром! Да с любовью к вам, станичники мои дорогие! Радостно мне,
что собрались вы все вместе. Только вот скажите, по какой причине?
Хозяйка: А собрались мы, щоб песни казачьи спевать, игры и обычаи казачьи вспомнить,
чтоб не сгинули они в веках!
Атаман: Добре, Хозяюшка, гутаришь, любо­дорого слушать такие речи!
Хозяин: Поведем мы беседу на очень интересную тему, о казачестве, его обычаях и
традициях, песнях и о поговорках. То, что вы сегодня услышите не дань моде, а один из
кирпичиков, вложенный в дело возрождения славного, сильного, яркого, свободного
племени – казачества.

Атаман: А что означает слово казак?
1 ученик:
Слово казак в переводе с татарского языка – удалой, вольный человек.
2 ученик:
Те казаки, которые селились по берегам Дона, стали зваться донскими.
3 ученик:
Те, кто селился на Украине, в Запорожье, называли себя запорожскими казаками.
4 ученик:
На реке Кубань ­ кубанские.
5 ученик:
Терские казаки – на реке Терек.
6 ученик:
Забайкальские – на озере Байкал.
Хозяйка: А какие казачьи обряды и традиции вы знаете?
1 ученик:
Когда в семье рождался сын, ему на «зубок» все родные и знакомые приносили лук,
стрелы, ружье, патроны.
2 ученик:
Когда мальчику исполнялся один год, его сажали на неоседланного коня, покрытого
шелковым платком, и провозили вокруг церкви.
3 ученик:
Если хватался за гриву и крепко сидел, значит вырастет сильным и смелым казаком.
4 ученик:
А пятилетние казачата вовсю скакали по улицам. Стреляли из лука, играли в «войнушку».
Хозяйка: Жизнь казака без коня была немыслима. О коне они заботились больше, чем о
себе. Недаром и пословица у них была сложена: «Казаку конь себя дороже»
Исполняют песню « Казачата»
Хозяйка: Много вы знаете о воспитании мальчиков в казачьей семье, а какие обязанности
были у девочек?
1 ученик:
Девочки начинали работать с очень раннего возраста.
2 ученик:
В пять лет девочка уже могла быть нянькой.
3 ученик:
Постарше уже помогала матери по ­ хозяйству.
4 ученик:
Ее учили вышивать, шить, вязать на спицах и крючком.
5 ученик:
Девочку в семье очень любили, отмечали все девичьи праздники. Все праздники
сопровождались угощениями, песнями и плясками.
Хозяин: Собрались мы позабавиться
Да потешиться, поиграть.
У кого там хмурый вид?
Снова музыка звучит!
Песня «Ой при лужку»
Хозяйка:
Казаки были очень наблюдательными людьми и на основе своих наблюдений составляли
приметы, пословицы, поговорки.

напасть
будет
переменяли:
Приметы
1 ученик:
В понедельник казаки рубашку не
2 ученик:
Нож подавать человеку лезвием значит мыслить тому человеку зло.
Хозяин: Пословицы и поговорки не знают границ, живут они веками, и были у казаков на
все случаи жизни.
­ На Кубани пословица не от безделья молвится, а добрая беседа найдет соседа.
­ Казан проверяют по звону, а казака по слову.
­ Степь да воля ­ казачья доля.
­ Чти отца своего и матерь свою.
­ Казак с конем и ночью и днем;
­ Казацкому роду нема переводу;
­Казак казака баче издалэка;
­Нэ сыди сложа рукы, та й нэ будэ скукы.
­ Не журися казаче, нехай твой ворог плаче.
­Дарёному коню в зубы ни смотрють.
­ Казачьи песни слушать, что мед ложкой кушать;
Хозяйка:
Молодцы, много вы пословиц и поговорок знаете.
Ну да на этом посиделки – продолжаются.
Девочка выходит на середину зала. Дивчата! Пишлы на улыцю гулять, парубкив
завликать.
Девочки, воображая, гуляют по залу, затем становятся стайкой, шепчутся,
хихикают. Мальчики, показывая удаль, тоже становятся кучкой. Девочки затем
отворачиваются.
1 мальчик. Що дивчата одвырнулись,
Чи мы вам не прыглянулись?
1 девочка. Що на вас дывыться?
Чи дила другого немае?
2 мальчик. (подходит к девочкам) а дэ ж цэ моя Маруся? Вы не бачылы мою Марусю?
Тю, так ось же вона! А ну, пишлы танцювати.
Песня «Моя Маруся»
Атаман:
Юмор и сатира в жизни казаков занимали очень важное место. Посмеяться, или
как говорят позубоскалить казак всегда был рад.
Хозяйка:
К вам сейчас один вопрос.
Кто потешек знает воз?
Выходите, расскажите
И гостей повеселите.

Сценка « Два кума»
­ Здорово, Грицко!
­ Здорово кум!
­ Ну, шо нового слыхать?
­ Я в цём годе, такой кавун вырастив. Ну, прямо, о! (показывает)
Нидилю усей семьёй илы, косточкой чуть кошку не вбил.

­ Брешешь!
­ Та правду кажу.
­ А я яблоко вырастив. О таке! (показывает)
­ Брешешь!
­ Правду кажу. Еле у телегу впихнув шоб на ярмарку визты.
Еду, чую, хрустыть. Повертаюсь, червяк. Так я вбиг, а вин кобылу загрыз! Во!!!
­­­Кума!
­­­Га?
­­­От у вас собаки зли, семь штук напало – еле пэрэгавкала!
­­­Кума!
­­­Га?
­­­Чого цэ у вас рот перерванный?
­­­Та ихала якось раззява та мени оглоблю в рот запхала.
­­­ Сынок сходи за водичкой за ричку
­­­Брюхо болит
­­­Сынок, иди кашу есты
­­­Що ж, раз маты каже – надо идты!
­­­Що ваши дивки роблят
­­­Шьют да спивают
­­­А матери
­­­Порют да плачут.
­­­Фома, у тебя в хати тепло?
­­­Типло! На печи в кужухе согриться можно!
Хозяин: Что­то загрустили наши гости...
Хозяйка: Ничего, мы их казачьей песней развеселим.
Песня «Казачок »

Ученик: (Слайд 13)
1. Кукарекает петух,
Ссорятся индюшки
Мы сейчас для вас споем
Кубанские частушки.
2. Веселей играй, гармошка,
Мы станцуем и споем,
Мы кубанские девчата
Любим песни с огоньком.
3. Заиграй, гармошка, громче,
Пусть девчата подпоют,
Пусть услышат во всем мире,
Как кубаночки поют.

4.Во саду ли в огороде
Выросла черешня.
Полюбила казака,
А казак нездешний.
5. Эх, сторонушка родная,
Дорогая старина!
Здесь повсюду нас встречает
Краснодарская земля.
6. Мы на ферму заглянули,
В сапогах там не пройти.
Ну, подайте – ка ходули,
Чтоб до корпуса дойти.
7. Ты играй, играй, гармошка,
Гармошка кубанская!
Я девчонка боевая
С края Краснодарского!
8. Посмотрите на меня.
Я хорош собою.
Выходите­ка, девчата,
Поплясать со мною.
9. Ох, ох, не дай бог
С казаками знаться.
Гарны брови, ясны очи,
Тяжко расставаться.
10. Караул! Караул!
Казак Миша утонул!
Не в болоте, не в реке –
Просто в кислом молоке!
11. Я сидела на окошке,
Ехал казачок на кошке!
Стал к окошку подъезжать,
Не смог кошку удержать!
12. Казаченьки­казаки,
Удалы головушки!
Долго будете стоять
Вы от нас в сторонушке?
13. Был я маленький когда­то
И мечтал быть моряком.
А теперь хочу ребята
Стать кубанским казаком.

14.Мы с весёлой песней дружим,
По кубански говорим,
Хорошо живём, не тужим,
Со сметаной хлеб едим.
15. Мы частушки петь кончаем
И кончаем разговор.
Мы сегодня уезжаем
Поступать в Кубанский хор.
Много шуточных песен было, да и мы от них не отстаем, шуточную песню сейчас вам
споем.
Песню «Як служив я в пана».
А теперь мы отдохнем
Да загадки разберем.
«Йист, йист, не найистся.
Накормишь – живет, напоишь – убьет». (Огонь).
«Висом висят, ходом ходят, время показывают». (Часы).
«Стоит столбом, горыть огнем, ни жару, ни пару, ни угольев». (Свеча).
«Висит, телепается, всяк за него хватается». (Рушнык).
«Сталы хлопци в ряд, проходыть нэ велять». (Плэтэнь).
«Новая посудына уся в дырах». (Решето).
«Длинна дровыняка в желизо нарядылась, в работе пригодылась». (Лопата).
«Сам худ, голова с пуд». (Молоток).
«В маленьком амбаре держат сто пожаров». (Спички).
«Бьють мэнэ ломакою, рижуть мэнэ ножакою, за то мэнэ дюже губять, що вси мэнэ дюже
любять». (Хлеб).
«Стоить Антошка на одной ножке, его шукають, а вин не отклыкается». (Гриб).
«Лычки дэрэ, а лаптей нэ шье». (Коза).
«Жовтый шар сыпэ жар». (Солнце).
МОЛОДЦЫ, ПОИГРАЛИ, ЗАГАДКИ ОТГАДАЛИ.
Ведущий:
Все вместил язык казачий.
То смеется он, то плачет.
В нем искрится юмор тонкий,
Как родник он для потомков.
Должен ты, казак, беречь
И кохать родную речь!
Девочка:
Разрешите поплясать. Разрешите топнуть.
Неужели в куреньке половицы лопнут?

Дети исполняют кубанский танец
Девочка:
Земля моя родная
Мой милый Краснодар
И ты Кубань прекрасная, –
Моей судьбы причал
Здесь родилась, я,
Выросла, без горести и бед
И вот я всем потомкам
Даю большой совет:
Цените нашу Родину,
Любите вы ее
И охраняйте бережно
Не жить нам без нее
Нигде нет места лучшего
Где б могли бы жить!
Где все могли бы радоваться,
Смеяться и любить
Вы берегите рощи, нивы, зеленые поля
И будет вами славиться кубанская земля
Песня «Моя Кубань – моя душа».
Кубанская народная песня ­ это лучший рассказ о душе кубанского народа. Многие
поколения вложили в нее радости и печали, свои мечты о жизни. Народ воспевал
дорогие сердцу края, прославляя героев, тружеников, мудрость, красоту и сердечную
чистоту кубанских женщин, молодецкую удаль казаков.
Песня «Казачьему роду нэма перевода»
Вот и настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь.
Говорим мы «До свиданья,
До счастливых новых встреч!»
По окончании слов участники посиделок покидают сцену.

Гречишникова Татьяна Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №5 " Солнышко"
Населённый пункт: г. Серафимович Волгоградской области
Наименование материала: Сценарий праздника
Тема: " Казачьи посиделки"
Дата публикации: 16.05.2016
Раздел: дошкольное образование

Сценарий праздника «Казачьи посиделки» совместно с литературно -

краеведческим музеем и казачьим ансамблем «Донцы»

г. Серафимовича в старшей группе.

Звучит казачья песня «Здравствуй Дон» в исполнении казачьего

ансамбля «Донцы»

Ведущий:
Казачий край! Во тьму веков Смотрю я твой потомок дальний Я вижу славу казаков, Казачек слышу плач печальный.
Ведущий
: Мы с вами живем в богатом и славном традициями и людьми крае. Край у нас, действительно замечательный, Мы любим Донской край, свою Родину. И учимся бережно относиться к своему прошлому.
Ребенок:
Очень часто за событиями и за сутолокой дней. Старины своей не помним, забываем мы о ней.
Ребенок:
Хоть и более привычны, нам полеты на Луну, Вспомним казачьи обычаи, вспомним нашу старину.
Ведущий:
Сегодня мы поближе познакомимся с традициями и обычаями, песнями и играми Донского казачества. Посмотрим, как жили казаки много лет назад.
Ребенок:
Старину мы уважаем, старину мы бережем. О любимом нашем крае песню звонкую споем.

Песня «Как за Доном, за рекой»

Ведущий:
Казаки были очень трудолюбивые, с утра до вечера они трудились. Но, когда работа была окончена, казаки собирались на посиделки. Хороводы водить, песни да частушки петь, себя показать, да на других посмотреть, семечки пощелкать, да добрым словом перемолвиться. Казачки пряли, вязали, вышивали.
Ребенок:
На завалинках в светелках
,
иль на бревнышках каких, Собирали посиделки молодых и пожилых. При лучине ли сидели, иль под светлый небосвод. Говорили, песни пели и водили хоровод.
Хоровод « как у нас был на Дону»

Ребенок:
Быт людей отмечен веком, поменялся старый мир.
Нам досуг порою мелок и чего тут говорить. Скучно жить без посиделок, их бы надо возродить.
Ведущий:
Так давайте посидим, о казачьем крае поговорим. Много лет этот край Казачьим зовется, так и в песне о нем поется.
Песня «По всему Донскому краю» в исполнении казачьего ансамбля «Донцы»
(Выходят казак, да казачка)
Казак:
Здорово ночевали, казачата!
Дети:
Слава богу!
Казачка:
Пожалуйте, гости дорогие! Веселья вам, да радости! Давно мы вас ждем - пожидаем, Праздник без вас не начинаем!

Казак:
Дорогих гостей встречаем Круглым пышным караваем. Он на блюде расписном С белоснежным рушником. Каравай мы вам подносим, Поклонясь, отведать просим.
Казачка:
Милости просим к нам в курень, гости дорогие! Проходите, присаживайтесь. У нас для каждого найдется и местечко и словечко!
Казак:
Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус; Кому - сказку, кому- правду, кому- песенку.
Песня « Пчелочка златая»

Казачка:
Горница у нас небольшая, да красивая какая! Здесь находится много предметов и вещей. Отгадайте загадки: -Бабушка седа, бела, зимой всем мила. А как лето наступает, про бабушку все забывают.(печь) Печь растапливали сухой травой, соломой, кизяком, а потом клали дрова. Печь ласково называли « печь - матушка», « печка - кормилица». -А, какая была посуда у казаков?
Дети:
Глиняные кувшины, чугунки, чашки, миски, деревянные ложки.
Казачка:
Вся семья ела из одной посудины. Начинали, есть по старшинству, кто хотел полезть без очереди, мог получить ложкой по лбу. Казачки очень любили готовить. - А какие казачьи блюда вы знаете?
Дети:
Борщ, уха, лапша, студень, взвар…
Казачка:
А вы знаете, на чем казаки спали?
Дети:
На лавках, топчанах, а дети и старики на печи.
Казачка:
Кроватей еще не было, они появились позже, и кровать стала украшением для куреня. Кровать застилали вязаным покрывалом. Пуховое одеяло шила сама казачка, а верх делали из цветных лоскутков (лоскутное одеяло). На кровати возвышались гора подушек под накидками. -А, что было в курене у каждой казачке?
Дети:
Прялка.

Казачка:
Казачки пряли пряжи, а долгими зимними вечерами вязали из нее варежки, носки… В углу обязательно стоял сундук. -А для чего он нужен?
Дети:
Складывать одежду.
Казачка:
До появления утюгов, одежду гладили при помощи валика и рубила. Любили казачки красиво одеваться, ходили в юбках и кофточках, которые назывались «парочка», носили нижнюю юбку (спидницу) из хлопка, шелка или шерсти. Сверху надевали «запон»- фартук с растительным рисунком. На ногах полусапожки. Головной убор - полушалок, кружевная файшонка.
Ведущий:
Посмотрите, какие нарядные наши казачки.
«Пляска с платками»

Казак:
А вот, что расскажет казачья форма. Ее называли « казачья справа». Она состояла из синей шинели, синего мундира, синих шаровар с красными лампасами, фуражки и папахи с красным верхом.
Ведущий:
А вот и наши лихие казачата.
Ребенок:
Разрешите поплясать, разрешите топнуть. Неужели в куреньке половицы лопнут?
«Казачий танец»

Ведущий:
На посиделках казаки и казачки играли в разные игры.

Игра «Гори, гори ясно!»

Ведущий:
Ну- ка, станем- ка рядком, Да поговорим ладком!
Ребенок:
- Фома, что из леса нейдешь? -Медведя поймал. -Так веди сюда. -Да он нейдет. -Так сам иди. -Да он не пускает!
Ребенок:
- Тюха, есть хочешь? -Нет, я перекусил. -А, что перекусил? -Да съел краюшку хлеба. -А ты бы ее в горшок со сметаной мочил. -Да она в горшок не влезла.
Ребенок:
- Федул, чего губы надул? -Кафтан прожег. -Зашить можно? -Да иглы нет. -А велика ли дыра? -Один ворот остался.
Ведущий:
Хороши потешки складом, Ну, а песни наши - ладом!
«Частушки»

Казачка:
А, что казаки считали главным украшением в курене?
Дети:
Шашки, кинжал, дорогое оружие, добытое в сражениях.
Ведущий:
Но не всегда было мирно и спокойно в станицах. Казаки участвовали во всех войнах, которые вела Россия, а потом возвращались домой, где их ждали матеря, жены, дети.
Песня « Шел со службы казак молодой»

Ведущий:
Казаком родиться, не каждому дано,
Безо всяких традиций, а просто - суждено! Вот и заканчиваются наши посиделки. Мы познакомились с традициями и обычаями казаков, и будем всегда беречь, и уважать наследие своего народа. Ну, а какие же посиделки без чаепития и угощений.
Ведущий:
Самовар хозяйка ставит на широкий стол. Пирогами угощает - вот и пир пошел! Поиграть и пообщаться за беседою простой. Собираются казаки дружной, шумною толпой. Хочется закончить наш праздник словами нашего земляка Олега Маврина: -Пусть Тихий Дон своим теченьем Хранит покой над гладью вод! Будь мир над нами в нем свеченьем Всегда будь звездным небосвод!