Повышение минимальной заработной платы в. Минимальный размер оплаты труда (мрот)

В мае 2015 года Министерство труда России предложило увеличить более чем на 20%, тем самым повысив минимальную зарплату до 7189 рублей. Однако во втором полугодии стало очевидно, что экономика страны не выдержит подобного увеличения, которое еще больше усугубит проблему безработицы. Учитывая затяжной финансовый кризис, некоторые чиновники предлагали оставить МРОТ без изменений, другие же настаивали на увеличении, соответствующему уровню .

В итоге, в правительственном аппарате все-таки смогли найти компромисс, и с 1 января 2016 года минимальный размер оплаты труда увеличился на 4%. В результате этого увеличения минимальный порог заработной платы в России составил 6204 рублей в месяц, что всего на 239 рублей больше, чем в 2015 году, когда МРОТ был увеличен на 7%.

Но так как увеличение минимального размера оплаты труда оказалось явно недостаточным, учитывая уровень инфляции за прошедшее полугодие, Госдумой был принят законопроект о повышении МРОТ с 1 июля 2016 года на 20.9%. Таким образом, его размер составит во второй половине 2016 года 7500 рублей.

МРОТ и борьба с бедностью

Величина «МРОТ» определяет минимальный размер ежемесячной заработной платы в России. Данный способ регулирования зарплаты населения был принят в 1970 году на Конвенции международной организации труда. МРОТ действует во многих странах мира, включая страны Западной Европы и США. Большинство государств привязывают МРОТ к установленному . Согласно планам Правительства и Президента, к 2017 году в России минимальный размер оплаты труда также должен достигнуть прожиточного минимума, однако из-за сложившегося экономического положения вряд ли эти планы будут реализованы к намеченному сроку.

Главная цель МРОТ как института минимальной зарплаты заключается в борьбе с бедностью. С помощью этого рычага правительство пытается контролировать работодателей, заставляя их регулярно повышать зарплату. Но на практике МРОТ не всегда действует на благо работоспособного населения страны. Многие эксперты в области экономики считают, что МРОТ отрицательно влияет на рынок занятости, провоцируя безработицу. Это объясняется тем, что многим работодателям при повышении заработной платы приходится сокращать штатные единицы, оставляя часть людей без работы. Кстати, в США, где МРОТ составляет 10 в час, постепенно снижают размер его повышения, тем самым регулируя уровень безработицы в стране.

МРОТ в России в 2016 году

В 2016 году повышение МРОТ станет рекордно высоким. На федеральном заседании, прошедшем в конце октября 2015 года, правительство приняло решение увеличить социальные выплаты и МРОТ, на 4%, а затем в 2016 году с июля на 20.9%. В настоящее время соответствующий закон уже принят в Госдуме и подписан Президентом РФ. Таким образом, минимальный размер оплаты труда в России в 2016 году составит 7500 рублей.

Согласно законодательству, в процессе формирования заработной платы МРОТ не исключает использование дополнительных повышающих коэффициентов и надбавок. Соответственно, зарплаты жителей Крайнего Севера, а также отдельных категорий работников будут умножены на полагающиеся коэффициенты.

В среднем, в 2016 году под действие нового МРОТ попадут 700 000 человек. Из них более половины (53%) заняты в реальном экономическом секторе (производстве), а оставшиеся 47% являются сотрудниками государственных и муниципальных учреждений.

Нужно отметить, что в этом году МРОТ принимался под горячие правительственные споры. Многие чиновники считают, что увеличение в размере 24% приведет к инфляции. Например, в 2015 году МРОТ составлял всего лишь 60% от прожиточного минимума, а уже в 2016 году этот показатель снизится еще на несколько пунктов, и составит 53,6% от установленного прожиточного минимума. К тому же, Банк России прогнозирует, что к концу года рост потребительских цен составит 12-13%, на фоне чего МРОТ в 2 раза обгонит уровень инфляции.

Правительство надеется, что низкая индексация МРОТ будет улучшена региональными властями, которые имеют право повышать минимальный размер оплаты труда, установленный на федеральном уровне. Уже известно, что самый высокий региональный МРОТ Российской Федерации установлен в Москве (16500 рублей). Также власти некоторых других субъектов страны анонсировали использование региональных надбавок. Согласно принятым нормам, наиболее высокие размеры МРОТ 2016 года, помимо Москвы, наблюдаются в следующих регионах:

Магадан и Магаданская область – 14550 рублей;

Камчатский край – 14440 рублей;

Ямало-Ненецкий АО – 12431 рублей;

Сахалин и Сахалинская область – 12400 рублей;

Якутия – 12515 рублей;

Кемеровская область – 12075 рублей;

Мурманская область – 12013 рублей;

Московская область – 12000 рублей.

Будет ли увеличен уровень МРОТ в других регионах России пока не известно.

Статья 1. Установить минимальный размер оплаты труда с 1 мая 2018 года в сумме 11 163 рублей в месяц.

(в ред. Федерального закона 07.03.2018 № 41-ФЗ)

Начиная с 1 января 2019 года и далее ежегодно с 1 января соответствующего года минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года.

В случае, если величина прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал года, предшествующего предыдущему году, минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом в размере, установленном с 1 января предыдущего года.

Статья 2. Минимальный размер оплаты труда, установленный "статьей 1" настоящего Федерального закона, вводится:

организациями, финансируемыми из бюджетных источников, - за счет средств соответствующих бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

(в ред. Федерального закона от 20.04.2007 № 54-ФЗ)

другими организациями - за счет собственных средств.

Часть вторая утратила силу. - Федеральный "закон" от 22.08.2004 № 122-ФЗ.

Часть третья утратила силу с 1 сентября 2007 года. - Федеральный "закон" от 20.04.2007 № 54-ФЗ.

Статья 3. Минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается.

(в ред. Федеральных законов от 20.04.2007 "N 54-ФЗ", от 24.07.2009 "N 213-ФЗ")

Статья 4. Установить, что до "внесения изменений" в соответствующие федеральные законы, определяющие размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат либо порядок их установления, выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, размер которых в соответствии с законодательством Российской Федерации определяется в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

Статья 5. Установить, что до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие порядок исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей, исчисление налогов, сборов, штрафов и иных платежей, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

Исчисление платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

Статья 6. Внести в пункт 2 "статьи 12" Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 22, ст. 2331) следующие изменения:

"абзац второй" исключить;

"абзац третий" изложить в следующей редакции:

"Оклады денежного содержания военнослужащих повышаются Правительством Российской Федерации в порядке и сроки, которые предусмотрены для федеральных государственных служащих.".

Статья 7. Признать утратившим силу Федеральный "закон" от 9 января 1997 года № 6-ФЗ "О повышении минимального размера оплаты труда" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 3, ст. 350).

Статья 8. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент
Российской Федерации
В. Путин

В Москве с текущего периода, с января месяца наблюдается значительный рост цен на продукты и нужды первой необходимости. Минимальная зарплата в России, в Санкт Петербурге, Московской области, в Башкирии, в Красноярском крае, в Воронеже, в Челябинской области, в Нижегородской, в Курганской, в Крыму, в Ульяновске, в Омске, в Тульской, в Татарстане, Орловской, Ростовской, Смоленской составляет от 6000 руб. до 17 тыс. в зависимости от региона. Единый профсоюз проводит статистический учет между занимаемыми должностями и уровнем заработной платы.

На сегодняшний день в Российской федерации актуальна новость о повышении минимальной оплаты труда с 1 июля 2016. Такое решение принял премьер министр страны, согласно конституционным реформам. По особым расчетам было определено, что данная мера сократит пропасть между прожиточным минимумом и основной суммой заработной платы.

Минимальная зарплата в Москве в 2016 с 1 января

С января 2016 было принято решение об увеличении минимальной заработной платы. Если в 2015 она составляла примерно 5900 руб., то на сегодняшний день она увеличена до 6300. Конечно же, сумма разнится в зависимости от областей Российской Федерации. Если верить обещаниям и прогнозам, то в следующем году МРОТ составит примерно 7300, т. е. еще будет еще немного увеличен. Федеральный минимум при этом составляет 3500 тыс. руб.

МРОТ в Москве с 1 апреля 2016

Для определения минимального уровня заработной платы специально уполномоченные органы принимают решение о повышении МРОТ. Для этого необходимо региональное соглашение о минимальном размере выплат. С учетом всех факторов, таких как: экономическое состояние страны, количество промышленных предприятий и рабочих мест выносится приговор о сумме выдачи бюджетникам и государственным служащим. Сколько официальная по постановлению? Минтруд устанавливает сумму на которую будет увеличен МРОТ в зависимости от города и региона. Заседание депутатов привело к решению повысить уровень зарплат всем категориям работников в Москве. С 1 апреля текущего периода размер зарплаты составляет — 15 тыс. руб.

В Санкт-Петербурге

Что касается такого города как Петербург, здесь было принято решение увеличить размер выплачиваемых сумм на 20 процентов. По итогу минимальный объем составил – 11700. Если углубляться в историю, то в прошлом и позапрошлом годах эта сумма была значительно ниже.

Мрот с 1 января 2016 в России — увеличение МРОТ по регионам

Что касается остальных регионов, к примеру, Башкирия и Красноярский край относятся к числу рассмотренных городов по улучшению ситуации с МРОТ. На данный момент произошло небольшое увеличение выплат государственным служащим, по итогу можно заметить, что у среднестатистических рабочих размер выплат составляет 9000 руб в месяц. Это относительно высокий показатель для таких областей.

Что касается МРОТ, его величина напрямую зависит от лимита оплаты любого вида труда в России. Последние новости правительства сообщают нам о грядущих переменах. Так, вполне вероятно улучшение и стабилизация состояния через год. К 2017 размер заработной платы вырастет примерно на четверть. Скорее всего повыситься и сам рубль.

Мрот с 1 июля 2016 в России — последние новости правительства РФ про увеличение

На данный момент правительство приняло ряд законов и реформ, которые гласят что в общую казну добавиться около 8 млн. руб., которые пойдут на оплату труда работникам. В первую очередь это учителя и врачи, и конечно же, ветераны и дети войны. В расчете коэффициента прожиточного показателя были учтены все потребности человека. Законопроект РФ вступит в силу незамедлительно в первых числах июля 2016 . Региональная величина будет разной. Минтруд подтвердил решение правительства.

Повышение МРОТ с 1 июля 2016, что это дает простым людям?

МРОТ - это законодательно установленный минимальный размер оплаты труда в месяц. Рассмотрим региональный и федеральный МРОТ в 2016 году.

Федеральный МРОТ на 2016 год

Федеральный МРОТ с 1 января 2016 года составляет 6204 рубля (утв. Федеральным законом от 14.12.2015 № 376-ФЗ).

С 1 июля 2016 года размер федерального МРОТ повышен на 20,9% - до 7 500 рублей (Федеральный закон от 02.06.2016 № 164-ФЗ).

Региональный МРОТ 2016

Региональный минимальный размер оплаты труда устанавливается трехсторонним соглашением. Данный документ должны согласовать и подписать правительство или администрация субъекта (области, края, автономного округа и т.д.), объединения профсоюзов и объединения работодателей.

Например, минимальная зарплата в Москве в 2016 году устанавливается соглашением Правительства города и объединениями профсоюзов и работодателей. С 1 октября 2016 года МРОТ в Москве вырос с 17 300 до 17 561 рубля (на 261 рубль). Порядок повышения МРОТ предусмотрен трехсторонним соглашением между чиновниками, профсоюзами и работодателями. Соответственно, компании должны ориентировать на этот размер. И нельзя устанавливать оклад ниже этого уровня.

Субъекты РФ устанавливают свой минимальный размер оплаты труда (ст. 133.1 ТК РФ). Смотрите таблицу ниже.

МРОТ по регионам России в 2016 году. Таблица

Округ Регион Размер МРОТ (2016), руб.
Центральный
федеральный
округ
Белгородская обл.

Не ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения - для работников внебюджетной сферы.

8046 (для работников предприятий, финансируемых из регионального и местного бюджета)

7500 (для работников предприятий, финансируемых из федерального бюджета с 1 июля 2016 года)

Брянская обл. 7500 (с 1 июля 2016 года)
Владимирская обл.

7500 (для работников организаций, финансируемых за счет областного и муниципальных бюджетов)

Воронежская обл.
Ивановская обл.
Калужская обл. Величина прожиточного минимума трудоспособного населения в месяц
Костромская обл. Величина прожиточного минимума трудоспособного населения
Курская обл. Величина прожиточного минимума трудоспособного населения, определенного на 3 квартал предшествующего года
Липецкая обл. 1,2 величины прожиточного минимума за 4 квартал предыдущего года
Московская обл. 12 500 (с 1 ноября 2015 г.)
7500
Орловская обл. Величина прожиточного минимума трудоспособного населения
Рязанская обл. 7500 (с 1 июля 2016 г.)
Смоленская обл. 7500 (с 1 июля 2016 г.)
Тамбовская обл.

8500 (для работников коммерческих организаций)

Тверская обл. 7500 (с 1 июля 2016 г.)
Тульская обл. 12 500 (с 1 февраля 2016 г.)
10 500 (с 1 февраля 2016 г.) - для работников государственных и муниципальных учреждени
Ярославская обл.

9640 (с 1 января 2016 г.) - в размере прожиточного минимума трудоспособного населения за 3 квартал предыдущего года

8021 (с 1 января 2016 г.) - для работников организаций малого и среднего предпринимательства;

г. Москва 17 561
Северо-Западный
федеральный
округ
Карелия Величина действующего в соответствующем районе прожиточного минимума за 3 квартал предшествующего года
Коми 7500 (с 1 июля 2016 г.)
Архангельская
обл.
7500 (с 1 июля 2016 г.)
Вологодская обл. 7500 (с 1 января 2016 г.)
Псковская обл. 7500 (с 1 января 2016 г.)
Калиниградская обл. 10 000 (с 1 октября 2015 г.)
7500 (для сотрудников организаций, финансируемых из федерального бюджета
Ленинградская обл.

7800 (с 1 сентября 2015 г.) без учета выплат компенсационного и стимулирующего характера; 7500 (для организаций, финансируемых из федерального бюджета)

Мурманская обл. 13 650 (с 1 января 2016 г.)
Новгородская обл. Величина прожиточного минимума населения в месяц
Санкт-Петербург 11 700 (с 1 января 2016 г.) без учета компенсационных и стимулирующих выплат
7500 (для организаций, финансируемых из федерального бюджета
Ненецкий авт. округ 12 420 (с 1 января 2016 г.)
7500 (с 1 июля 2016 г.) - для организаций, финансируемых из федерального бюджет
Южный федеральный округ Адыгея, Калмыкия 7500 (с 1 июля 2016 г.)
Краснодарский край Величина прожиточного минимума трудоспособного населения
Астраханская обл. 7500 (с 1 июля 2016 г.)
Волгоградская обл. 1,2 величины прожиточного минимума трудоспособного населения
Ростовская обл. 7500
Северо-Кавказский федеральный округ Дагестан, Ингушетия 7500 (с 1 июля 2016 г.)
Кабардино-Балкария Величина прожиточного минимума за 4 квартал прошлого года
7500 (для сотрудников государственных и муниципальных учреждений, а также организаций, финансируемых из федерального бюджета)
Карачаево-Черкессия 7500 (с 1 июля 2016 г.)
Северная Осетия - Алания 7500 (с 1 июля 2016 г.)
Чеченская Республика 9274 (для работников внебюджетного сектора экономики)
7500 (для сотрудников государственных и муниципальных учреждений, а также организаций, финансируемых из федерального бюджета
Ставропольский край 7500
Приволжский Башкортостан 8900 (включая надбавки за работу в особых климатических условиях)
7500 (для сотрудников организаций, финансируемых из федерального, регионального, а также местных бюджетов
Марий Эл 9251 (с 1 января 2016 г.)
7500 (для сотрудников организаций, финансируемых из федерального, регионального, а также местных бюджетов)
Мордовия 7500 (с 1 июля 2016 г.)
Удмуртия 7500 (с 1 июля 2016 г.)
Татарстан 8252
7500
Чувашия 7500 (с 1 июля 2016 г.)
Пермский край Величина прожиточного минимума трудоспособного населения
Нижегородская обл. 9000 (с 1 января 2016 г.)
7500 (для сотрудников организаций, финансирумых за счет федерального, регионального, а также местных бюджетов)
Оренбургская ,
Пензенская , Кировская
Самарская обл.
7500 (с 1 июля 2016 г.)
Саратовская обл. 7900
7500 (для работников организаций, финансируемых из федерального бюджета
Ульяновская обл. 10 000 (не ниже величины прожиточного минимума)
7500 (для работников бюджетных организаций
Уральский федеральный округ Курганская обл. 7620 (с 1 февраля 2016 г.)
7500 (для работников организаций, финансируемых из федерального бюджета)
Свердловская обл. от 8154 до 8862 (с 1 июля 2015 г.) - для работников организаций внебюджетного сектора экономики
7500
Тюменская обл. 9950 (для сотрудника внебюджетного сектора)
7700 (для сотрудников бюджетных, казенных, автономных учреждений и автономных некоммерческих организаций, учрежденных Тюменской областью или муниципальными образованиями Тюменской области)
Ханты-Мансийский АО 16 500
Челябинская обл.
Ямало-Ненецкий авт. округ 12 431 (с учетом доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера)
7500 (для сотрудников организаций, финансируемых из федерального бюджета)
Сибирский федеральный округ Алтай 8751 (для работников организаций внебюджетной сферы, кроме организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в сфере сельского хозяйства и в сфере образования)
7500 (для работников организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере сельского хозяйства)
Бурятия, Тыва,
Хакасия
7500 (с 1 июля 2016 г.)
Алтайский край

9400 (для сотрудников внебюджетных организаций, за исключением организаций ЖКХ, а также за исключением для сотрудников-инвалидов, трудоустроенных в счет установленной квоты в общественные организации инвалидов, и сотрудников, которые участвуют в общественных работах или временно трудоустроены по договорам между работодателями и органами службы занятости населения

8116 (для сотрудников-инвалидов, трудоустроенных в счет установленной квоты в общественные организации инвалидов, а также для сотрудников внебюджетных организаций жилищно-коммунального хазяйства, за исключением сотрудников, которые участвуют в общественных работах или временно трудоустроены по договорам между работодателями и органами службы занятости населения)

7500 (для сотрудников организаций, финансируемых из федерального, регионального, а также местных бюджетов)

Забайкальский край

7500 (для сотрудников организаций сельского хозяйства, а также организаций, финансируемых из федерального, областного и местных бюджетов, а также фонда обязательного медицинского страхования; для сотрудников организаций, финансируемых из областного и местных бюджетов и фонда обязательного медицинского страхования, которые работают в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

9066 - в Каларском районе

7857

8059 (для сотрудников организаций внебюджетного сектора экономики (кроме сельского хозяйства)
для сотрудников организаций внебюджетного сектора экономики (кроме сельского хозяйства), работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях:

10 429 - в Канарском районе

9480 - в Тунгиро-Олекминском и Тунгокоченском районах

Красноярский край

16 130 - г. Норильск

14 269 - Северо-Енисейский район

16 130 - Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район (кроме сельского поселения Хатанга)

24 026 - сельское поселение Хатанга

15 313 - Туруханский район

19 009 - Эвенкийский муниципальный район

14 114 - Енисейск

11 167 - г. Лесосибирск

13 788 - Богучанский район

15 200 - Енисейский район

13 571 - Кежемский район

14 548 - Мотыгинский район

9926 - прочие районы

Иркутская обл.

12 652 - компании и ИП в районах Крайнего Севера

9717 - компании и ИП в других районах

10 754 - государственные и бюджетные предприятия

8259 - государственные и бюджетные предприяти в других районах

7500 - для работодателей в с/х

Кемеровская обл.

1,5 величины прожиточного минимума трудоспособного населения за 4 квартал прошедшего года (кроме организаций сферы регулируемого ценообразования, и ИП)

7500 (для организаций, финансируемых из федерального бюджета)

Новосибирская обл.

7500

9030

9390 - для сотрудников организаций внебюджетной сферы (кроме с/х)

Омская обл.

7500 - для сотрудников организаций сельского хозяйства

9030 - для сотрудников организаций бюджетной сферы (кроме организаций, финансируемых из федерального бюджета)

9390 - для сотрудников организаций внебюджетной сферы (кроме сельского хозяйства)

Томская обл.

8925 - для сотрудников муниципальных автономных, бюджетных и казенных учреждений, финансируемых из бюджета муниципального образования город Томск, а также сотрудников иных работодателей, осуществляющих свою деятельность на территории г. Томска

7500 - для сотрудников организаций, финансируемых из областного и местных бюджетов, территориальных государственных внебюджетных фондов Томской области, сотрудников иных работодателей (кроме сотрудников муниципальных автономных, бюджетных и казенных учреждений, финансируемых из бюджета муниципального образования г. Томск, а также сотрудников иных работодателей, осуществляющих свою деятельность на территории г. Томска).

Дальневосточный федеральный округ Республика Саха (Якутия)

7500 (для организаций, финансируемых из федерального бюджета

Камчатский край

18 210 - для сотрудников, осуществляющих трудовую деятельность в организациях, расположенных на территории Корякского округа

19 510 - для сотрудников, осуществляющих трудовую деятельность в организациях, расположенных на территории Алеутского муниципального района

16 910 - для сотрудников, осуществляющих трудовую деятельность в организациях, расположенных на остальной территории Камчатского края.

Приморский край 7500 (с 1 июля 2016 г.)
Хабаровский край

11 414 - для сотрудников, работающих в Бикинском, Вяземском, имени Лазо, Нанайском, Хабаровском районах и городе Хабаровске

12 408 - для сотрудников, работающих в Амурском, Ванинском, Верхнебуреинском, Комсомольском, Николаевском, имени Полины Осипенко, Советско-Гаванском, Солнечном, Тугуро-Чумиканском, Ульчском районах и городе Комсомольск-на-Амуре

14 269 - для сотрудников, работающих в Аяно-Майском районе

15 510 - для сотрудников, работающих в Охотском районе

Амурская обл. 7500 (с 1 июля 2016 г.)
Магаданская обл.

18 750 - для работников внебюджетных организаций Магаданской области, за исключением Северо-Эвенского городского округа

20 250 - для работников внебюджетных организаций в Северо-Эвенском городском округе Магаданской области

Сахалинская обл.

15 000 - для лиц, работающих в Александровск-Сахалинском, Анивском, Долинском, Корсаковском, Макаровском, Невельском, Поронайском, Смирныховском, Томаринском, Тымовском, Углегорском, Холмском районах, городе Южно-Сахалинск

18 571 - для лиц, работающих в Ногликском, Охинском районах

20 000 - для лиц, работающих в Курильском, Северо-Курильском и Южно-Курильском районах

7500 (для организаций, финансируемых из федерального бюджета)

Еврейская автономная обл. 7500 с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в южных районах Дальнего Востока
Чукотский авт. округ 7500 (с 1 июля 2016 г.)
Крым Крым

7500 (для организаций, финансируемых из федерального бюджета)

г. Севастополь

7500 (для организаций, финансируемых из федерального бюджета)

Применение и отказ от регионального МРОТ

Соглашение о региональном МРОТ не является законом и становится обязательным только для того, кто его принял. Соглашение публикуется в региональных СМИ. После у работодателя есть 30 дней, чтобы написать в администрацию региона заявление об отказе от применения регионального МРОТ. В нем необходимо сообщить причины, по которым компания не будет платить работникам региональную минималку. Объяснить отказ можно сокращением продаж, падением спроса на продукцию и т. д.

Если в указанный срок такого заявления не поступило, считается, что работодатель согласился с опубликованным соглашением.

Если компания не направит отказ и не поднимет зарплаты до уровня регионального МРОТ, трудинспекторы на проверке будут вправе оштрафовать организацию на 50 тыс. рублей (ст. 5.27 КоАП РФ).

Кроме того, суды могут признать, что в некоторых случаях с работниками нужно рассчитываться исходя из регионального МРОТ, даже если компания его не соблюдает. Но если сотрудник работает по сокращенному графику, то зарплату можно выдавать меньше минималки.

Следует помнить также, что региональный МРОТ не устанавливается для работников учреждений, финансируемых из федерального бюджета (ст. 133.1 ТК РФ). А значит, если оклады работников больше федеральной минималки, учреждение вправе не поднимать зарплату. Так же считают и судьи (апелляционное определение Московского городского суда от 24.03.2015 № 33-3285).

Когда надо применять региональный МРОТ

Рассмотрим две ситуации из судебной практики по применению регионального МРОТ.

При сокращенном графике зарплата может быть меньше региональной минималки.

Компания приняла на работу сотрудника на 20-часовую рабочую неделю. Оформила приказ и трудовой договор. Спустя полгода сотрудник уволился по собственному желанию. Компания выдала зарплату за последний месяц и компенсацию за неиспользованный отпуск. Работник решил, что ему недоплатили, поскольку оклад был ниже региональной минималки

Суд разобрался, что сотрудник работал только 20 часов в неделю. Поэтому все выплаты при увольнении должны быть рассчитаны пропорционально отработанному времени (определение Санкт-Петербургского городского суда от 27.05.2014 № 33-7286/2014).

Компания вправе устанавливать работнику сокращенный график, но только по соглашению сторон (ст. 93 НК РФ). Число дней отпуска из-за сокращенного графика уменьшать не надо. Отработанное время уже учтено в выплатах, из которых считают отпускные (п. 12 Положения, утв. постановлением от 24.12.2007 № 922)

Выплаты при увольнении надо рассчитывать исходя из региональной минималки, даже если в трудовом договоре оклад ниже.

Работнику при увольнении выдали долги по зарплате и компенсацию за неиспользованный отпуск. Но сотрудник не согласился с размером выплат и обратился в суд. Причина была в том, что зарплата была ниже региональной минималки.

Местного МРОТ обязаны придерживаться все компании. При этом условия трудового договора не имеют значения (определение Санкт-Петербургского городского суда от 02.07.2015 № 33-9180/2015).

Компания вправе отказаться от региональной минималки (см. материал вверху). Но отказ могут не принять. Безопаснее в письме подробно рассказать о причинах отказа. Например, можно сослаться на падение продаж, сложности с получением кредита и т. д.

Как повышение МРОТ в 2016 году отразится на расчетах пособий и зарплате

Повышение МРОТ с 1июля 2016 года в России отразилось на расчете пособий и трудовых отношениях.

Пособия. С 1 июля изменились суммы пособий, которые считают исходя из минималки. Ее применяют в трех случаях:

  1. В расчетном периоде у сотрудника не было зарплаты или она ниже МРОТ;
  2. Стаж сотрудника меньше шести месяцев;
  3. Сотрудник нарушил больничный режим.

Переходящие пособия считали по той минималке, которая действовала на момент начала нетрудоспособности (ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). Например, сотрудник со стажем менее полугода заболел в июне, а больничный закрыл в июле 2016 года. Пособие надо было посчитать исходя из 6204 рублей. Если сотрудник ушел на больничный в июле - уже из 7500 рублей.

Заработная плата. Зарплата в месяц должна быть не менее федерального МРОТ, если сотрудники полностью отработали норму времени (ст. 133 ТК РФ). Если компания не отказывалась от регионального соглашения, то обязана придерживаться регионального МРОТ.

Если кто-то из сотрудников получал меньше 7500 рублей за полный месяц, с 1 июля 2016 года зарплата должна быть повышена.

Компании вправе отказаться от региональной минималки, но федеральный МРОТ соблюдать обязаны все без исключения (ст. 133 ТК РФ). Иначе трудинспекция может оштрафовать на 50 тыс. рублей (ст. 5.27 КоАП РФ).

В Роструде отметили, что не усиливали проверки после 1 июля 2016 года. Планы на весь год утверждены, можно заранее узнать, будет ли в компании ревизия на сайте rostrud.ru (раздел "Планы проверок"). Но возможна внезапная проверка по жалобе работника. Если трудинспекторы увидят зарплаты ниже МРОТ, то наверняка выпишут штраф.

Кстати, если зарплата в компании меньше положенного, это нарушение трудового законодательства, а не закона о взносах. Компания не занижает базу, а платит взносы с фактически начисленных доходов. Поэтому фонд не вправе штрафовать по статье 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ. Так же считают и судьи в некоторых регионах (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.01.2016 № Ф08-9925/2015).

Страховые взносы ИП. С повышением МРОТ страховые взносы предпринимателей за 2016 год не изменятся. Сумму считают исходя из МРОТ на начало года (6204 рублям) (ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

Фиксированный платеж в ПФР составит 19 356,48 рубля (6204 руб. × 12 мес. × 26%), в ФОМС - 3796,85 рубля (6204 руб. × 12 мес. × 5,1%).

С 2017 года все предприниматели так же будут считать взносы из МРОТ, но появится коэффициент.

В 2016 году ИП платят 19 356,48 рубля (6204 руб. × 12 × 26%). В 2017 году эту сумму с учетом нового МРОТ надо умножать на 1,2, в 2018‑м - на 1,4 и т. д.

МРОТ в 2016 году и прожиточный минимум

Согласно статье 133 ТК РФ, что минимальный уровень оплаты труда в РФ не должен быть ниже прожиточного уровня. Однаков статье 421 ТК РФ указано, что до уровня прожиточного минимума МРОТ будет повышаться постепенно, а порядок и условия такого повышения должны быть закреплены в отдельном законе. Но такой закон не принят.

К лету 2016 года должны были разработать план по достижению МРОТ уровня прожиточного минимума. Кабмин сформировал рабочую группу. Госдума, в свою очередь, пообещала подготовить законодательный план.

При вычислении серых зарплат налоговики ориентируются на прожиточный минимум и МРОТ. Если зарплата ниже, то могут заподозрить схемы. Всех, кто недоплачивает до минимальной зарплаты, вызывают на комиссии.

Также величину прожиточного минимума трудоспособного населения можно учесть для определения размера индексации зарплаты. Для ежегодной индексации удобнее применять показатель инфляции, установленный бюджетом, а для ежеквартальной - прожиточный минимум.

В данное время многих волнуют последние новости, связанные с МРОТ, или минимальным размером оплаты труда в июле 2016 года, и как эта реформа повлияет на уровень жизни населения.

Вообще, закон о МРОТ был принят еще в 1970 году на Конвенции международной организации труда. Его цель поддержать бедных жителей страны, а также заставить работодателя периодически увеличивать заработную плату. Сумму МРОТ начальник обязан выплатить работнику, если тот отработал целый месяц по 40 часов в неделю. Одним словом, если человек трудился только половину месяца, то он получит ½ МРОТ.

По каким причинам работодатель может выдать зарплату меньше МРОТ

Сделать это легально и законно фактически невозможно. Единственное, во многих регионах, МРОТ намного выше федерально и является также обязательным для выплат. Для того чтобы зарплаты были ниже регионального МРОТ, необходимо иметь довольно серьезные причины вроде только начавшегося бизнеса или финансового кризиса на предприятии. Их документально доказательство нужно представить правительству в течение 30 суток после выхода указа в СМИ.

Как все начиналось

Эта проблема озвучивалась на повестке дне еще в мае 2015 года. Она стала актуальна из-за резкого роста цен и, соответственно, прожиточного минимума, а также отсутствия при этом индексации. По словам Андрея Исаева, рост прожиточного минимума за последний период составил 43%. Поэтому решили поднять МРОТ до 7 189 рублей. После долгих споров и разногласий решили, что таких денег в казне нет. В связи с этим с 1 января 2016 года минимальную оплату труда увеличили только на 4%. Она составила 6 204 рубля – это на 239 рублей больше прошлой суммы.

Дмитрий Медведев 25 марта 2016 года поднял еще раз эту тему, и издал указ о повышении МРОТ на 20,5%, и теперь с 1 июля 2016 года он должен составить 7 500 рублей. Для реализации этого проекта потребуется выделить из бюджета порядка 6,1 млрд. рублей. При этом премьер-министр обратился к депутатам Госдумы и партии «Единая Россия», чтобы они как можно быстрее подготовили законопроект. Слушание было назначено на 17 мая.

Постепенно к 2020 году планируется выровнять МРОТ и прожиточный минимум, который недавно еще составлял 10 524 рубля, а после был снижен до 9 452 рублей. При этом, по словам Баталиной, профсоюзы согласны повысить МРОТ до прожиточного минимума хоть завтра. Но союз работодателей выступает против, и говорит, что такое возможно не раньше 2020 года, иначе некоторые предприятия почти моментально придут к банкротству.

Как это повлияет на другие выплаты

МРОТ влияет не только на увеличение заработной платы, но и на пособие по временной нетрудоспособности, безработице, беременности и родам. Также не нужно забывать про добавочные коэффициенты. Таким образом, повышение зарплат и выплат в некоторых регионах будет гораздо больше.

При этом в отличие от прожиточного минимума, он не влияет на рост пенсий и стипендий, социальных выплат и расчет федерального бюджета.

Можно увидеть, что получается очень интересный способ снизить расходы бюджета страны. Потому что если меньше прожиточный минимум, то и меньше денег должно быть затрачено на регион. В то же время увеличение МРОТ отразится на сумме налогов, которые будут поступать в казну. Это, несомненно, положительно скажется на количестве бюджета страны в период кризиса.

МРОТ в разных регионах

Вполне возможно, что повышение с 1 июля в некоторых регионах будет больше. Это связано с тем, что во многих районах страны МРОТ выше установленного из-за того, что в разных уголках России экономическая ситуация отличается. По регионам его определяют путем соглашения трех сторон:

  • местной власти;
  • союза предпринимателей;
  • промышленников и объединений профсоюзов.

С 1 января в Москве МРОТ равен 17 300 рублей. В Санкт-Петербурге – 11 700 рублей, Сахалинской области – 16 838 рублей, Камчатском крае – 15 800 рублей, Магаданской области – 17 100 рублей и Республике Саха (Якутия) – 15 390 рублей. Эти округа с самыми большими МРОТ, но не стоит забывать, что в каждом районе есть также свои дополнительные надбавки. Размеры МРОТ во всех регионах на 2016 год можно посмотреть на государственном портале и там же оставить жалобу, если цифры отличаются.

Влияние на налоги

Более всего это повышение повлияет на индивидуальных предпринимателей, так как страховые взносы в Фонд медицинского страхования и Пенсионный фонд считаются по величине МРОТ. За месяц работы владельцы ИП обязаны внести 26% в Пенсионный фонд, 5,1% – в медстрахование. В настоящее время эта сумма составляет 1 929,5 рубля, а с 1 июля 2016 года – планировали 2 332,5 рубля. Но было принято решение, что до 1 января 2017 года взносы оставить на том же уровне.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что в 2017 году налоги будут увеличены минимум на 4 тысячи рублей в год. Максимальный размер на пенсионное страхование, вычисляемое исходя из 8 МРОТ, составит около 32 тыс. рублей за год.

Данное увеличение налогов более всего отразится на предпринимателях с малым бизнесом, чей доход за 2016 год менее 470 тыс. рублей. Потому что в этом случае они не смогут воспользоваться упрощенной системой налогообложения (УПС). Это может привести к тому, что множество ИП уйдут в тень и начнут уклоняться от налогов. Или просто обанкротятся и, как следствие закроются, и еще большее количество граждан пополнят число безработных. Плюс ко всему расходы вырастут у тех предпринимателей, которые официально платят зарплату в размере МРОТ.

По словам Павла Сигала, депутата партии «Опора России», первоначально МРОТ призвано, чтобы было как можно меньше теневой зарплаты. Но в этом случае, скорее всего, будет диаметрально противоположный эффект.

Как отразится эта реформа на простом населении страны

Уже 1 числа увеличение заработной платы на 21% ощутят на себе порядка 1 млн. человек. При этом 150 тыс. из них не относятся к госслужащим. Увеличатся не только зарплаты, но и штрафы. Они, так же как и налоги, напрямую зависят от этой величины.

В то же время большая сумма налоговых выплат и, как следствие, банкротство некоторых предпринимателей, может привести к серьезному увеличению числа безработных в стране. Особенно остро население на себе это ощутит, когда МРОТ выровняется с прожиточным минимумом.

Некоторые работодатели будут стараться выйти из положения, переводя персонал на частичный рабочий день или производя сокращение штата, из-за чего на плечи других сотрудников практически за те же деньги ляжет больше обязанностей.