Почему электричку называют собакой. Почему электричку называют собакой — вопрос фанатам

Вероятно, если вы систематически пользуетесь таким пассажирским транспортом, как электричка, вы наверняка слышали о том, что иногда подобные поезда называют собаками. Это весьма неожиданное название, в особенности удивлены будут его услышать те люди, которым волей судьбы пришлось воспользоваться данным транспортом, и ранее о подобном названии они не слышали. Впрочем, сегодня мы рассмотрим вопрос о том, почему электрички называют собаками, и разъясним данную ситуацию раз и навсегда.

Интересно, что существует сразу несколько теорий, которые объясняют истинную причину возникновения такого «прозвища», которое повсеместно используется на территории стран СНГ для описания электропоездов. И ниже мы рассмотрим все существующие гипотезы.

Теория об остановках

Одна из самых простых и очевидных теорий о происхождении данного наименования заключается в том, каким образом формируется расписание остановок электропоездов. Если вы систематически ездите на электропоездах, вы наверняка замечали, какой насыщенный график у данного типа транспорта – вагоны останавливаются, казалось бы, у каждого населенного пункта, у каждой остановки и у каждого столба. Подобно собаке, которая мечется от столба к столбу, электропоезд подбирает и высаживает пассажиров у каждого населенного пункта.

Именно данная гипотеза и может рассказать, почему электричка – это «собака».

Теория об использовании собак в упряжках

Вы наверняка слышали о том, что много веков назад для передвижения по землям современной Российской Федерации использовались упряжки, в которые запрягались собаки. Именно на таких упряжках можно было добраться из одного населенного пункта в другой. Примечательно, что путь занимал достаточно продолжительное время, а странникам необходимо было перебираться из города в город, меняя упряжки и самих собак, но это все равно был едва ли не самый идеальный вариант для того чтобы добраться в пункт назначения в наиболее сжатые сроки.

И в данной ситуации также можно провести аналогию такого «забытого» транспорта с более-менее современными электричками. Дело в том, что сеть электропоездов в России сформирована так, что на них можно дешево добраться до любого пункта назначения. Разумеется, пассажиру придется пережить немало часов пути и перенести на себе массу пересадок, но, в итоге, он попадет туда, куда ему необходимо было добраться.

Вот поэтому электричка и называется собакой.

В простонародье пригородные электрички часто называют собаками. Их сходство с животными настолько неочевидно, что The Village решил узнать у филологов, почему так повелось.

Почему электрички называют собаками?

Мария Михновец

филолог, преподаватель русского языка
и литературы

Электричку называют собакой с советских времён. Началось всё с тех электричек, на которых можно было добраться из Москвы в Петербург. На перекладных, одну меняли на другую: сначала ехали до Твери, до Чудова, а потом и до Петербурга. Получалось это по-студенчески дёшево, а иногда без билетов и вообще бесплатно. То есть на электричке, как на перекладных ездовых собаках, можно было перемещаться между двумя городами. Почему именно собака, а не лошадь, ответа нет. Ни один мне известный словарь жаргона не объясняет причины. Везде лишь написано, что это молодёжный сленг 70-80-х годов.

Выражение зафиксировано и в культурных текстах. Например, в песне ДДТ «Ночь Людмила». Или в загадке из 70-х - «Длинная зелёная, колбасой пахнет». Ответ был «собака» в значении «электричка». Имелась в виду та, которая ходила от Москвы до Рязани. Она ещё называлась «берёзка». История заключается в следующем: в Москве были продукты, в том числе колбаса, а в Рязани не было. И на этой электричке многие жители ближайших городов возили продовольствие из столицы.

Где-то наталкивалась на объяснение, что собака, потому что останавливается у каждого столба, но это более чем сомнительное происхождение.

Чаще выражение употребляется в Москве и пошло оно оттуда. В Петербурге всё-таки больше распространено «электрон».

А вы ездили когда-нибудь на дачу на собаке? А ваши соседи наверняка да. И было это вовсе не на Северном полюсе и не на собачьих забегах, а где-нибудь в Подмосковье. На сленге молодежи 70-80 годов собаками называли обычные электрички.

Какая связь

Почему именно это животное стало вторым названием пригородных поездов, не знает достоверно никто. В литературной речи такой замены не встретишь (если говорить о классике), ведь по сути это является жаргонизмом. Заглянув в соответствующий словарь, в первом значении слова «собака» вы увидите «электричка, пригородный, служебный, товарный, тот, что ездит по железной дороге». Второе же толкование – «вагон метро, электрички, поезда для нелегальной росписи в стиле граффити».

Филологи выдвигают следующие версии того, почему электричка называется собакой:

  • На пригородных поездах от города к городу путешествовали студенты. Такой себе travel-stop на перекладных только по рельсам. Дешево и быстро, а главное, с приключениями. Именно студентам приписывают авторство этого жаргонизма. Почему же электричка стала именно собакой, а не лошадью, которая сопровождала человека долгие века? Возможно, все дело в сходстве северной собачьей упряжки и состава поезда: животные запрягаются попарно, а весь состав – 8-16 особей, бегущих друг за другом. Кстати, на северо-востоке упряжки называются «потяг», что на украинском значит «поезд» (правда, «потяг» в тех краях означает ремень).
  • Вторая версия связана с фразеологизмом «Как блох на собаке». Кто ездил в пригородных поездах, тот поймет, ведь ежедневно вагоны набиваются людьми так, что и дышать трудно. Люди напоминают блох еще и потому, что каждый день спешат на электричку, боясь опоздать на работу.
  • Третье объяснение, почему электрички называют собаками, основано на анализе повадок животных. Они, особенно кобели, не пропустят ни одного дерева на прогулке. Так же и железнодорожный состав, который останавливается на каждой станции и полустанке.

  • В качестве версии можно принять и проводимую аналогию визга собаки и визга тормозов поезда.
  • В-пятых, не стоит забывать и о контролерах. Это сейчас в ходу электронные билеты, а в 70-80 годах бедные студенты старались не попасться на глаза тетки (именно так чаще всего называли проверяющего проездные документы). А ведь у контролера действительно была собачья жизнь: столько переругаешься за день и столько выследишь, как ищейка, безбилетников, что можно и упасть без задних ног.

Ареал распространения

На собаках чаще всего ездили студенты Питера и Москвы. Причем чем ближе к Северной столице, тем реже можно услышать этот жаргонизм. Петербуржцы больше предпочитали «электрон».

Некоторые исследователи выдвигают еще одну версию, как доказательство приводя в пример загадку: «Длинная, зеленая, колбасой пахнет». В 70-х годах всем было понятно, что это электричка. А вот почему это связано с Москвой? Все дело в том, что из столицы курсировал поезд в Рязань, и на нем предприимчивые москвичи возили с собой в глубинку колбасу. Ну а уж в СССР точно знали, что колбасу даже собаки не едят.

Эту версию также можно принять, если не один момент. В сленге Севастополя встречается выражение «Катание на колбасе Рогатого», где «колбаса» — лестница сзади троллейбуса.

Связь собаки и электрички получила продолжение. На сленге футбольных болельщиков, человек, часто пользующийся этим видом транспорта для проезда на матчи, стал называться кинологом. Жаргонизм был даже увековечен в песне группы ДДТ «Ночь-Людмила»: «На собаках летаешь в Москву, на железных волках – до Горбушки».

Электричка это удобный, а иногда и единственный способ для жителей пригородов ездить в большие города на работу или учёбу, а для горожан - выезжать на дачи или просто на отдых за городом. В крупных мегаполисах есть городские электрички. Они обычно курсируют между отдалёнными районами города. Городские электрички являются дополнением к общественному городскому транспорту. Их главное преимущество в том, что на железной дороге не бывает пробок, поэтому пассажиры добираются до своих остановок всегда вовремя.

Откуда появилось слово “собака”, как название электрички

Иногда можно услышать, что пассажиры называют электричку собакой. Достоверно никто не знает почему это название приклеилось к электричке. Есть несколько версий:

  • В электричку набивается людей, как блох на собаке.
  • Чтобы сэкономить деньги, некоторые люди едут не поездом, а пересаживаясь с одной электрички на другую. Это напоминает путешествие на перекладных собачьих упряжках в северных регионах.
  • По сравнению с поездом, у электрички очень много остановок. Она, как собака, останавливается у каждого столба.

Некоторые считают, что собакой электричку стали называть из-за анекдота о двух блохах. Выйдя из бара, одна блоха говорит другой: “Домой так поскачем или подождём собаку?”.

Какая из версий правильная, это вряд ли можно определить. Но это название электрички прижилось и стало популярным. Если вы скажете, что собираетесь ехать на собаке, ваши слова не воспримут буквально. Большинство людей поймут, что речь идёт об электричке.

В минувшую пятницу ехала на электричке за город в Подмосковье. Попутчик, дедушка в разговоре вдруг спросил - а Вы знаете почему электричку называют собакой? Я не то что не знаю, я об этом, честно говоря, первый раз слышу. И женщина рядом тоже оживилась - никогда не слышала. Про «зайцев» в электричках знают все, а про собаку как-то не доводилось.

Я вопрос поизучала и вот что выяснила. Действительно, некоторые люди называют электричку собакой, еще с советского времени. Почему они так говорят - однозначного ответа нет. Есть скорее предположения.

Говорят, что собака - это чисто «московский диалект», жители других регионов так не говорили и не говорят. Петербуржцы электричку тоже называют на свой манер - «электрон».

Почему электрички называют собаками?

Итак, версии.
Например, сленговое название «собака» для электропоездов пошло с советских времен. Тогда электрички на длинные междугородние расстояния не ходили, и часто, чтобы добраться из одного города до другого, пассажирам приходилось пересаживаться с одного состава на другой. Я помню это время: из экономии, будучи студенткой, ездила из Москвы домой на нескольких электричках. Время помню, а название «собака» не помню . Название «собака», якобы относит к истории, когда люди передвигались от пункта А до пункта В на собачьих упряжках, уставших собак меняли на новых.

Есть версия про то, что во время торможения электричка издавала характерный звук, как-будто собака скулит (или воет?). Я специально послушала звук тормозящего электропоезда - по мне так собакой и не пахнет. Но допускаю, что старые советские электрички тормозили по-другому.

Не сильно «красивая» версия, почему электричку называют собакой: контролеру (чаше - женщине) часто приходилось переругиваться с пассажирами из-за отсутствия билета и нежелания оплачивать штраф. В этот момент женщина становилась похожей на собаку, ругаться от слова «собачиться». Ну, эта версия имеет право на сосуществование. Тем более, все привыкли к тому, что всякую неблагодарную работу у нас иногда называют «собачьей работой».

Немного по теме из сегодняшнего дня. В современных электричках контролеры не выглядят и не ругаются, «как собаки». По составу идут контролеры (и женщины, и мужчины) и обязательно - охранник.

А главное - штрафных прецедентов почти нет: на станциях установлены турникеты, пройти на платформу можно только через них по билету. И если вы вошли в электричку без билета на дальней станции, где пока что турникетов нет, то выйти в Москве без билета никак не сможете, придется покупать билет на станции прибытия и плюс еще со штрафом 200 рублей.

Но вернемся к вопросу, почему всё же электричку называют собакой. Приведу версию, которая мне нравится больше всего. Электричка делает частые остановки на разных станциях, иногда мы слышим - кланяется каждому столбу. Ну и собаки тоже у каждого столба, ну, вы понимаете...

Так или иначе, но милый пес Рэкс является символом компании «РЭКС - Регион -экспресс», а компания занимается обслуживанием пригородных поездов и экспрессов:

Вот вам и загадка, называют электричку собакой, а почему? Здесь кому как нравится. Может, и у вас есть версии?