План-конспект по обучению грамоте на тему: "звук п, пь. буква п"

План-конспект занятия по обучению грамоте

«Звук П, ПЬ. Буква П»

I. Организационный момент

Здороваемся ласково!

«Назови слово на заданный звук» (игра с мячом)

II. Основной этап

1. Изучение нового материала

Ребята, мы сегодня с вами снова отправляемся в волшебную страну Звукобуквию. Сегодня нас с вами ждут два мышонка ПИК и ПОК. У них сегодня день рождения и они нас приглашают на него.

2. Озвучивание темы занятия.

А кто мне скажет, на какой звук начинается имя у мышонка ПОКА

А где звук П находится? Вначале, в средине или в конце?

В начале

А имя мышонка ПИКА на какой звук начинается*

И где он находится? Начало, середина или конец?

В начале

Правильно! Мы сегодня с вами повторим звук П и ПЬ, а чуть позже и познакомимся с новой буквой!

3. Работа со звуком

Повторить правильную артикуляцию звука П (работа с зеркалами)

При произнесении звука [П] – губы сомкнуты и размыкаются под напором выдыхаемого воздуха; кончик языка немного отходит от нижних зубов; язык плоский; голосовые связки отдыхают, горло не дрожит; голосовые связки отдыхают, горло не дрожит.

При произнесении звука [Пۥ] - губы сомкнуты и размыкаются под напором выдыхаемого воздуха; кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута;

А кто мне скажет, звук П он какой?

Согласный, твердый, обозначаем синим цветом

А звук ПЬ?

Согласный, мягкий, обозначаем зеленым цветом

4. Звуки в слогах

Игра «Наоборот»

Я говорю слог, а вы должны сказать этот слог наоборот

ПА – АП, ПЫ – ЫП, ПО – ОП, ПУ – УП, ПИ – ИП

5. Звуки в словах (звуковые домики)

тоПор, Пень

6. Физминутка

7. Обучение грамоте

Ребята вспомните, чем отличается звук от буквы?

Звуки слышим и говорим, буквы видим и пишем!

А что надо должен надеть звук, что бы он превратился в букву?

Волшебный костюмчик!

Правильно! Вот и наш звук П надел волшебный костюмчик и превратился в букву П!

а) Знакомство с графическим изображением буквы П

«Столбик вниз, еще раз вниз.

Вдруг турник на них повис.

Все ли букву вы узнали?

Букву П мы написали!»

А давайте пофантазируем на что похожа буква П?

Ответы детей

Хорошо, молодцы! А давайте сейчас попробуем выложить букву П из счетных палочек.

А теперь попробуем написать ее пальчиком в воздухе.

б) Чтение

Откроем буквари по закладке и попробуем прочитать слоги и слова с новой буквой П (работа в букваре Жуковой)

А сейчас я вам раздам карточки, на них написаны слова, вы эти слова прочитайте и фломастером обведите букву П

(ПАУК, ПАЛКА, ПОЛКА, ПИЛА, ЛИПЫ)

Затем дети выходят к доске, читают слово и находят соответствующую картинку.

в) Звукобуквенный анализ слова

Вы не забыли, что у мышат день рождение? В этот день все любят получать подарки. Вот и мышатам друзья принесли две большие коробки с подарками. На каждой коробке имя мышонка было выложено буквами, но по дороге все буквы потерялись. Ни мышата, ни их друзья никак не могут догадаться, где чей подарок. Но мы им обязательно поможем.

(звуковой разбор слова ПИК, ПОК)

Молодцы! У Вас получилось!

III. Итог занятия

Какие звуки мы с вами повторили?

С какой буквой познакомились?

Что больше всего понравилось?


Федорова Екатерина Александровна

Звуки [П], [П"]; [П] - [П"]. Буква П

Коррекционно-развивающие задачи.

1.. Научить четко произносить звуки [П], [П"], дифференцировать и на слух и в произношении.

2. Учить ребенка произносить серию слогов со стечением согласны звуков.

3. Развивать у ребенка фонематические представления.

4. Учить самостоятельно анализировать слово папа, составлять предложения по опорным словам.

1. . Знакомство со звуком [П].

Взрослый предлагает ребенку рассмотреть ряд картинок с изображениями следующих предметов: чашка, тарелка, кастрюля, чайник, сковорода, и ответить на вопрос: каким словом можно назвать все эти предметы? (Посуда.) Какой первый звук слышится в слове посуда?

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет
артикуляцию звука [П]:

- вначале губки сомкнуты, потом раскрываются
мгновенным выходом воздуха;

- горлышко «молчит».

Символ звука: самовар кипит: ППППП... .
Характеристика звука: звук согласный (губки создают преграду воздуху), твердый, глухой. Обозначение: синий кружок.

2 . Фонетическое упражнение. Каша на плите пыхтит: пых! пых! пых!

3 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [П]»:

п, м, т, м, п...; па, ма, мы...; ап, оп, ум...; Паша, Павел, Катя, Маша, Поля, Полина, Павлик, Соня, Павлуша, Прокоп, Прокопушка, Ваня...

Назвать полные и уменьшительные имена, начинающиеся на звук [П].

4 Взрослый предлагает ребенку внимательно послушать и повторить серию слогов со стечением согласных:

пта-пто-пту-пты; пты-пта-пто-пту...

5 . Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

па-ап; по-...; ...ап-па; оп-...

6 . Работа с картинками:

- четко назвать все картинки в ряду, игры «Что изменилось?», «Чего не стало?»;

- из ряда нарисованных предметов выбрать только те, в названии которых нет звука [П];

- перечислить оставшиеся предметы, в названии которых есть звук [П], определить место звука в словах - начало, середина, конец слова (в случае затруднения использовать карточку и синий кружок);

- вспомнить названия всех предложенных к рассмотрению картинок.

7 . Взрослый просит ребенка добавить к слову первый звук [П]. Какое новое слово получилось?

Ушки - пушки, Уля - ..., Оля - ...

8 . Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [П].

9 . Взрослый предлагает ребенку подобрать слова по заданию: звук [П] стоит в начале слова, в середине слова, в конце слова:

полка, лопата, суп.

10 . Выучить чистоговорки:

Па-па-па - на столе крупа.

Пы-пы-пы - нет крупы.

Оп-оп-оп - все в ладоши хлоп.

Уп-уп-уп - мы ели суп.

11 . Знакомство со звуком [П"].

Дидактическое упражнение «Доскажи словечко».

Встает на заре,

Поет во дворе,

На голове гребешок.

Кто это?... (Петушок)

Взрослый задает ребенку вопрос: «Какой первый звук в слове-отгадке?»

Символ звука: маленький чайник кипит: пьпьпь...
Характеристика звука: согласный, мягкий, глухой. Обозначение: зеленый кружок.

12 Фонетическое упражнение.

Птенцы пищат: пи-пи-пи!

13 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [П"]»:

пь, ть, мь, пь...; пя, мя, пи, ти...; перо, пила, молоко, пирога корова...

14 . Взрослый предлагает ребенку прослушать слова, запомнить их, назвать одинаковый первый звук:

Петя, петушок, пирог, пила, пенал, песня.

15 . Подобрать слова по первому слогу:

ПИ: -ла, -рог...; ПЕ: -рец, -чень, -карь...

16 . Выучить чистоговорку:

Пи-пи-пи - пирожок купи.

17 Дифференциация звуков [П] - [П"]. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [П]»:

п, пь, пь, п...

18.Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

па-пя, по-...; пя-па, пи- ...

19.Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках:

Зубастый зверек

Грызет со свистом дубок. (Пила)

Наткет, наплетет,

Сядет и добычи ждет. (Паук)

Всех я вовремя бужу,

Хоть часов не завожу. (Петух)

Набита пухом,

Лежит под ухом. (Подушка)

20.Подобрать слова со звуками [П] и [П"].

21 . Знакомство с буквой П.

По тропинке из ворот

Детский сад пошел в поход.

О. Гофман

На что похожа буква П?

Буква П из пальцев: указательные пальцы опущены вниз, кончики больших пальцев соединены, остальные пальцы - сжаты в кулак.

Игры с буквой.

Выкладывание из счетных палочек, карандашей.

Штриховка

Раскрашивание.

Светлана Агафонова
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква п»

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

Тема: Звук и буква П

Цель: Познакомить с буквой П

Развитие артикуляционного аппарата;

Учить подбирать слова на букву П;

Определять звук на твердость и мягкость;

Знакомство с буквой П;

Выкладывание буквы из палочек;

Чтение слогов с буквой П;

Печатание буквы по точкам в тетради в клетку.

1. Организационный момент

А)Развитие артикуляционной гимнастики

Щеки надую и выпущу пар,

И запыхчу как самовар.

Пых-пых-пых-пых!

А теперь уж не зубами-

Я пошлепаю губами:

«У быка губа тупа,

Па-па-па,па-па-па».

Б) Введение в тему

В:- Как пищат птенцы?

Д:- Пи-пи-пи

Как пыхтит каша?

В) Доскажите словечко

Он с бубенчиком в руке,

В красно-синем колпачке.

Он веселая игрушка,

И зовут его ….Петрушка.

Я- хозяйка разных снов

Про дельфинов,про слонов.

Про дворцы хрустальные

И про звезды дальние.

Вы ложитесь и на ушко

Вам нашепчет сны….подушка.

Г)Наоборот

(назови слова противоположные по смыслу (антонимы)

Я- антоним к слову зной,

Я в реке,в тени густой.

И в бутылке лимонада,

А зовут меня ….прохлада.

Я-антоним к слову смех,

Не от радости,утех.

Я бываю поневоле

От несчастья и от боли,

От обиды,неудач.

Догадались?Это ….плач

В:-Ребята,какой звук вам часто встречался в словах?

Д:-Звук П.

В:-Произнесите этот звук. Почувствуйте, как воздух размыкает губы. Как вы думаете, это гласный или согласный звук?

Д:-Это согласный звук.

В:-Какой фишкой обозначают согласные звуки?

Д:-Синей фишкой

В:- Согласные звуки могут быть твердыми. Будем обозначать их синей фишкой.

В:- Согласные звуки могут быть мягкими. Будем обозначать их зеленой фишкой.

Д) Игра «Твердый -мягкий»

В:- У нас в гостях братья Тим и Том (Выставляются картинки братьев Тима и Тома)

Подберите для Тома картинки, названия которых начинаются со звука П, для Тима –картинки, названия которых начинаются со звука Пь.

(помидор,петух,паровоз,посуда,пингвин,попугай,письмо,пень)

Физминутка

Поднимись на носочки,если услышишь звук Т,

Присядь,если услышишь звук П.

Таня,Поля,Павлик,полка,торт,помидор,парк,такси,попугай.

2. Новая Тема

В:-Сегодня мы познакомимся с буквой П.

На хоккее,на футболе,

Буква П ворота в поле.

В:-Давайте рассмотрим ее. Из скольких палочек она состоит?

Д:-Из трех.

В:-Давайте и мы выложим эту букву из палочек. Почему я вам дала синие и зеленые палочки?

Д:-Ответы детей.

А)Закрепление новой буквы

Чтение слогов

АП,УП,ОП,ИП,ПА,ПУ,ПО,ПИ

В:-Рассмотри картинку и прочитай слово под ней

Печатание буквы П по точкам в тетради в клетку

3. Подведение итогов занятия

В:- Что нового узнали на занятии?

Д:- Познакомились с буквой П и узнали,что она согласная.

В:-Какие слова с буквой П вы запомнили?

Д:-Ответы детей.

Публикации по теме:

Тема: звук [ш] и буква Шш. Задачи: Образовательные: ознакомление со звуком [ш] и буквой Шш. Совершенствование навыков звукового анализа.

Образовательные задачи: 1. Закрепить навыки различения и произношения звука [Щ] в слогах, словах, фразах. 2. Упражнять детей в умении выделять.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Е, звук [Е]» МКДОУ ЦРР ДС №37 с. Чугуевка Чугуевского района Приморского края. Конспект НОД По обучению грамоте в подготовительной группе Тема:.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква Г» Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Звук и буква «Г» Цель: создание условий для обеспечения осознания и усвоения.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Звук [Ж] и буква Ж» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 комбинированного вида» Конспект занятия по обучению грамоте в.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [п] и буква п» " Звук и буква "П" 1. Организационный момент: артикуляционная гимнастика звукоподражания 2. Введение в тему: Прилетел к нам, угадайте,.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [К]-[К’], буква К» Конспект по обучению грамоте в старшей группе «Звук К (К’, буква К». Цель: Закрепление правильного произношения звука «К», знакомство.

6-7 лет

Тема : Звук П и буква П(е) .

Цель: Учить называть и узнавать букву П, четко произносить слова на заданный звук, определять место звука в слове, воспроизведение, анализ и чтение звуковых рядов и слов из трех и четырех звуков, закрепить умение находить противоречия, развивать способность сравнивать и анализировать, укреплять мелкую моторику рук, закрепить букву И.

    Игра "Давайте поздороваемся"

Цель: снятие мышечного напряжения, переключение внимания.

    Упражнение «Буква заблудилась »

Закричал охотник: «Ой!

Двери (звери) гонятся за мной!»

Сидит на грядке крепко

Оранжевая кепка (репка).

Лежит лентяй на раскладушке,

Грызет, похрустывая, пушки (сушки).

Поэт закончил строчку,

В конце поставил бочку (точку).

    Знакомство с буквой и звуком П.

Загадка: (пила)

    На что похожа эта буква?

Пойдем отсюда по тропе,

и мы дойдем до буквы П.

    Выкладывание буквы из палочек, из фасоли.

    Чтение слогов Пи- ПА-ПО-ПУ. Заменить на.

    Игра «Ловите» звук П, звук У, звук Х. Обозначьте эти звуки кружочками. Какое слово получилось? (пух).

    Упражнение «Придумай слово на заданный звук». Разбор слов.

Физкультминутка «Солдатики»

На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Ногу левую – к груди,
Да смотри – не упади …
А теперь постой на правой,
Если ты солдатик бравый.
А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый.
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть.

    Пропечатать букву П в тетради.

    Чтение букваря.

    Прослушать песенку с буквой П.

    Анализ. Что нового узнали? Что понравилось?

    Игра «Птичка в клетке»

Педагог выставляет на лоску плоскостную клетку и перемещает птичку. Дети озвучивают:

Птичка из клетки …вылетела.

Над клеткой…пролетела.

Вокруг клетки…облетела.

К клетки …подлетела.

В клетку…залетела.

    Пересказ р.н. сказки «Мужик и медведь» .

Тема: «Звуки П, ПЬ. Буква П»

Задачи:

  • Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков П, ПЬ;
  • Развивать фонематический слух;
  • Формировать навыки анализа и синтеза слогов;
  • Развивать память, внимание, мышление;
  • Обогащение словаря;
  • Знакомство с буквой;
  • Развитие навыка чтения, письма.

Материал: конверты для характеристики звука, зеркала, «Веселый артстадион».

Ход занятия:

1. Повторение пройденных звуков (А, У, М) по беззвучной артикуляции.

2. Артикуляционная гимнастика «Веселый артстадион».

3. Создание проблемной ситуации: какой звук наиболее часто повторяется?

Говорит попугай попугаю: Я тебя, попугай, попугаю! Попугай в ответ попугаю: Попугай, попугай, попугай! (звук П)

4. Артикуляция и характеристика звука П:

Губки сжались крепко-крепко! Словно сжала губки скрепка.

Как же звуку здесь пройти? Ведь преграда на пути!

Звук прорвался сквозь преграду и достался нам в награду.

П – глухой, взрывной, согласный, любит быть он рядом с гласной.

5. Речевая зарядка: ПА-ПЯ, ПО-ПЁ, ПУ-ПЮ, ПЫ-ПИ, АП-АПЬ, ОП-ОПЬ, УП-УПЬ, ЫП-ЫПЬ.

6. Различение П – ПЬ на слух:

А) па, пя, по, пе, пу, пы, пи, пю, ап, оп, апь, ипь, …

Б) пыль, пять, пятка, топ, петь, пить, парта, паук, петух, письмо, пароход…

В) игра «Наоборот»: па-па-па – пя-пя-пя, по-по-по – пё-пё-пё, пу-пу-пу – пю-пю-пю, пы-пы-пы – пи-пи-пи, ап-ап-ап – апь-апь-апь, оп-оп-оп – опь-опь-опь, уп-уп-уп – юп-юп-юп, топ-топ-топ – тёп-тёп-тёп.

7. Игра «Кто внимательный?» - запомнить слова со звуками П, ПЬ из сказки Г. Юдина «День поросенка»:

Поросенок Персик пришел на почту и сказал Пете-почтальону: «Завтра наш праздник, День поросенка, Я хочу послать посылку моему приятелю Пончику. Вот тут, в платке, пирожки и пирожные. Он их очень любит». А Пончик жил на другой стороне пруда. «Пешком далеко-ко-ко. Не успею до праздника. Поплыву лучше на плоту»,- решил Петя. Сел он на плот, поставил парус и плывет потихоньку. И вдруг на самой середине пруда плот развязался, и Петя упал в воду! А плавать-то он совсем не умеет, «Помогите! Тону!» - кричит Петя, но посылку не выпускает. А поросенок Пончик сидит у своего дома и размышляет: «Потонет петух или не потонет?» Хорошо Персик услышал! Плюхнулся он в пруд и стал пятачком Петю к берегу подталкивать. Кое-как вытащил его на берег. «Ты чего же, Пончик, не помог? Ведь тебе Петя посылку вез». «Так если бы я знал, что мне, я бы помог. А так и простудиться можно».

8. Физкультминутка.

9. а) Поставить звук П в начало слова: ушки, Уля, Оля, Аллочка, луг, лавка

Б) заменить первый звук слова на звук П: точка, тачка, карта, шелка, шелк, торт, мальчик, мост, кол.

10. а) заменить первый звук в слове на звук ПЬ: лекарь, лесенка, речка, лесок, лечение, зеленка, вила, медаль, лень, мир, мел.

Б) Назвать первый и второй звуки в словах: паста, пудель, палка, пуговка, павлин, пудра.

11. Словарь: Птицы.

(картинка) Вот какие зубастые страшилы были прапрапрабабушками наших птиц! Сейчас самая большая птица – страус – выше человека, а самая маленькая – колибри – не больше конфеты. Малышка, а летает целый день без отдыха. Даже нектар из цветков ест, повиснув в воздухе как вертолет. А вот домашние куры почти совсем летать разучились. Все птицы покрыты перьями, которые служат им одеждой. У павлина, например, наряд просто королевский, зато голос никудышный. А серенький невзрачный соловей – самый искусный певец. Птицы яйца, из которых потом вылупляются птенцы. У древних птиц яйца были размером с футбольный мяч, а у малютки колибри – с горошину. Чтобы прокормить своих голодных птенцов, некоторые птицы за одно лето уничтожают огромное количество вредных насекомых. А какая польза от птицы, сидящей в клетке?

12. Итог занятия.

Закрепление вне занятия.

1 Артикуляционная и пальчиковая гимнастика..

2. Игра «Наоборот» - различение П-ПЬ

3. Игра «Бегите ко мне» - различение П-ПЬ

4. Игра «Запомни, повтори»: ап-оп-уп, оп-уп-ип, уп-ип-ап

5. Игра «№Живые звуки» (ап, уп, ип)

6. Игра «Отгадай последний звук?»: сто., хло., глу., потто., су., то.

Чтение и письмо:

1. Нахождение буквы в кассе.

2. «Из скольких элементов состоит буква?»

3. Выкладывание буквы П из палочек.

4. Прорисовывание П в воздухе.

5. Печатание буквы.

6. Анализ слогов АП, УП.

7. Синтез слогов АП, УП.

8. Печатание слогов АП, УП.

9. Чтение по карточке № 4.