Пессимист — что это за человек. Энциклопедия культурологии Что такое пессимизм, что означает и как правильно пишется Что такое пессимизм

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. В блогах, на YouTube и часто можно услышать призыв к позитивному мышлению. Там говорят о том, что только стоит поверить в чудо, и оно обязательно произойдёт.

Написано много книг о том, как развивать такую черту личности, и насколько оптимизм благополучно влияет на качество жизни.

А что же делать людям, у которых негативное мышление, и менять его он не собираются? Пессимист – кто это такой, и действительно ли так плохо смотреть на жизнь через наполовину пустой стакан?

Давайте посмотрим на ситуацию под разными углами.

Источники пессимизма

В философии и литературе пессимистические теории были сформированы преимущественно молодыми людьми. Поскольку с возрастом приходит «чувство жизни». Именно так утверждал невропатолог Мёбиус феномен Шопенгауэра, у которого к старости мысли приобрели оптимистический оттенок.

Помимо философов Шопенгауэра, Майнлендера, Гартмана, пессимистическим мировоззрением с людьми делились и поэты : Вольтер, Байрон, Леопарди. Последний лирик писал о том, что жизнь – это сплошная скука и разочарование; людей ждёт только скука; нужно покинуть любую надежду и презирать себя.

Лермонтов и Пушкин – представители русской поэзии, стихи которой отличались негативизмом. Они искали ответ на вопрос, что является целью человека на этой земле. Оптимистичных мыслей по этому поводу не оказалось.

Упоминая источник пессимизма, нельзя не вспомнить учение Будды , которое граничит между философией и религией.

Он утверждал, что всё вокруг – страдание (читайте и ): «Рождение — страдание, старость — страдание, смерть — страдание, связь без любви — страдание, разлука с любимым — страдание, неудовлетворенное желание — страдание; кратко сказать: всякая усиленная привязанность ко всему земному — страдание».

С востока мировоззрение распространилось в Египет и Европу в виде философии Гегезия. В ней говорилось о том, что надежда, как правило, несёт разочарование. А наслаждение вызывает отвращение от перенасыщения.

С одной стороны, философы, писатели и поэты отображали в своих теориях состояние людей в то время. С другой – транслировали свои внутренние переживания на читателей, которые поддавались влиянию.

Пессимист - это...

Пессимист — это человек с отрицательной оценкой человеческой и вообще жизни. Он во всём видит зло, мрак, и считает, что всё стремится только к худшему. Жизнь приносит недостаточно радости.

Пессимизм – это неуверенность в себе и своих действиях, категоричная негативная оценка окружающей обстановки. Мысли о неприятностях, как о том, что встречаются «очень часто» или даже «всегда».

Психологи утверждают, что ожидание плохих новостей, уже является стрессогенным фактором . Поэтому такие люди склонны к сильной тревоге, подозрительности, недоверии к окружающим, замкнутости, переутомляемости, усталости, головной боли.

Органы, которые страдают от пессимизма:

  1. Миндалевидное тело – отвечает за эмоции и передачу информации всему организму.
  2. Спинной мозг – по нему проходят импульсы, которые передают сигналы о повышении готовности к чему-то плохому.
  3. Надпочечники – вырабатывают чрезмерно и без повода гормон страха – адреналин.
  4. Почки и кишечник – сосуды сокращаются, поэтому в этих органах замедляется обработка пищи и мочи.
  5. Печень – в большом количестве в глюкозу – организм готовится к нагрузке.
  6. Дыхательная система – из-за учащения дыхания организм требует больше кислорода.
  7. Сердце – учащаются сокращения.

Пессимист . Физическое здоровье также часто подводит. Из-за неуверенности в себе им сложно добиться больших успехов как в карьере, так и личной жизни.

Учёные утверждают, что мышление человека зависит от выработки биологически активных веществ – нейропептидов Y. Чем меньше их выделяется, тем более пессимистичный взгляд на жизнь будет иметь человек. И наоборот: чем больше, тем оптимистичный.

Негативизм – это черта, которая передаётся генетически. Именно нейропептид Y определяет то, что человек не будет ждать от жизни ничего доброго и приятного, и считать, что все попытки граждан произвести положительные изменения в стране – тщетны.

Пессимист – это тот, кто не радуется даже явно положительным событиям. Поскольку он считает, что после него должно случится что-то плохое. Ведь «не может всё постоянно быть хорошо».

Таким людям часто не сообщают о важных событиях (дне рождения, свадьбе), поскольку они не смогут оценить и весело отреагировать.

Полезный пессимизм

Выше было описано, насколько пессимизм заставляет смотреть на мир в серых красках.

Но в некоторых случаях готовность к худшему является выгодной позицией. А некоторые учёные считают, что быть пессимистом и вовсе лучше, чем оптимистом.

Более продуктивная работа

В 1980-е годы в Мичиганском университете ввели новый термин – защитный пессимизм . Это означает, что, программируя себя на низкий результат, человек меньше тревожится. Поэтому работа и задание будут выполнены более качественно и продуктивно именно людьми с негативным мышлением.

Такую теорию подтвердили экспериментами. Но нужно понимать, что главную роль играет занижение своих ожиданий. А , которые могут проявляться при пессимизме – зацикливание на себе или обвинение других в негативном результате — не влияют на продуктивность.

Успешность

Если человеку присуще именно защитное негативное мышление , то он будет более успешным среди своих коллег. Это объясняется тем, что в его голове постоянно крутится ироничный закон Мерфи: «Все, что может пойти не так, обязательно пойдет не так».

Именно поэтому пессимисты глубоко анализируют каждую ситуацию и все моменты, в которых можно оплошать. Такие люди лишний раз себя подстраховывают.

Например, им предстоит важное выступление перед аудиторией. Они, естественно, переживают, что могут забыть свою речь. Поэтому потратят на её изучение достаточно много времени. После чего успешно выступят. Или же выедут значительно раньше, чтобы не опоздать на собеседование.

Приобретение уверенности

Профессор психологии Джулия Норем наблюдала за студентами на протяжении 4-х лет и сделала заключение. Поскольку пессимисты не уверены в своих знаниях, перед экзаменами они садились за изучение материала, его повторение. Поэтому на сдаче предмета они чувствовали себя решительно и сдавали на высокие оценки.

Спасение от тоски и разочарования

Не всегда собеседование, работа, общение, отдых, погода приносят удовольствие. И если всегда надеяться, что всё будет оптимистично, то часто будем чувствовать разочарование и тоску.

Когда же человеку с защитным пессимизмом удаётся отлично провести время на море, то он удивляется и радуется этому факту.

Забота о здоровье

Когда в осенний дождливый сезон вспыхивает эпидемия инфекционной болезни, то пессимисты стоят первые в очереди за вакциной. Они более склонны приходить на обследование, даже если ничего не тревожит. Также они тщательно проводят профилактику хронических заболеваний.

Заключение

Люди склонны считать пессимистический взгляд на мир за преступление. Но это такая же черта личности, как и другие, которые передались нам генетически. Если научиться её правильно применять, то можно стать более успешным и продуктивным человеком.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

Вам может быть интересно

Что такое сострадание - преимущества его проявления в повседневной жизни Что такое психосоматика болезни - таблица Луизы Хей и алгоритм лечения психосоматических заболеваний Что такое пафос и кто такие пафосные люди Фаталисты и фатализм - это мы сами творим свою судьбу или лишь следуем предначертанному Что такое инсинуация: значение слова, характеристика, примеры Меланхолик - это вечный нытик или творческая личность Что такое буддизм - это религия или философия Патология - это болезнь или что-то другое? Что такое милосердие и как развить в себе это качество Лайфхак - что это такое
Оксюморон - что это такое, примеры в русском языке, а также правильное ударение и отличие от оксиморона (или аксеморона)

Что такое "пессимизм"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

пессимизм (от лат. pessimus - наихудший) - отрицательная оценка человеческой и всемирной жизни. Весьма распространенную элементарную форму такой оценки мы находим в П. сравнительно-историческом; от Гесиода и до наших дней каждая эпоха считала себя наихудшей. Что люди субъективно имеют особую чувствительность к бедствиям своего времени - это не требует объяснения, и упомянутый вид П. есть вполне естественная и практически неизбежная иллюзия, от которой мы теоретически освобождаемся, как только узнаем факт ее повторения в различные эпохи, при самых разнообразных исторических условиях. Пессимистическому взгляду на историю противополагается идея постоянного возрастания человеческого благополучия (см. Прогресс). Сознание, что в мире есть зло и что оно не упраздняется одним прогрессом социальных условий жизни, вызывает принципиальный вопрос об оценке мирового бытия, причем с крайним отрицательным ответом является П. безусловный, выразившийся в буддийской религии и получивший новейшую философскую обработку в системах Шопенгауэра и Гартмана. Полную формулу безусловного П. мы находим в основном буддийском учении о "4 благородных истинах": 1) существование есть мучение, 2) причина его есть бессмысленное хотение, не имеющее ни основания, ни цели, 3) избавление от мучительного существования возможно через уничтожение всякого хотения, 4) путь такого избавления ведет через познание связи явлений и соблюдение совершенных нравственных заповедей, данных Буддой, а конец его есть Нирвана, полное "погашение" бытия. Этот основной пессимистический взгляд на бытие как на страдание или мучение и на небытие как на избавление от муки - к которому ничего существенного не прибавили новейшие сторонники абсолютного П. - дополняется в буддизме двумя теориями: об условиях существования (ниданы) и об агрегатах (сканды), составляющих человека. Из 12 "нидан" принципиальное значение имеют: 1-я - неведение или бессмыслие (этим исключается понятие разумности или целесообразности существования); 2-я - закон моральной причинности (карма), в силу которого каждый акт имеет свои роковые последствия, независимые от действующего; 8-я - жажда бытия; 11-я - рождение в определенной форме; 12-я - старость и смерть. "Ниданы" определяют процесс мучительного существования; что касается до его субъектов, то буддизм решительно отрицает их самостоятельность в смысле духовной субстанции и в каждом живом существе видит лишь агрегат нескольких агрегатов (сканд), физических и психологических, распадающийся в момент смерти. В силу закона моральной причинности дела, совершенные каждым, создают вслед за его смертью новый агрегат, подлежащий соответствующим страданиям, и так далее до бесконечности. Спасение от этой "сансары" (вечного мучения) возможно только через указанный путь отречения от всякой воли и, следовательно, прекращения всяких действий, в силу чего после покрытия прежней кармы остальным страданием погашается и всякое бытие за отсутствием для него всяких новых причин. При оценке этой системы безусловного П. должно обратить внимание на ту конкретную точку отправления, которую указывает само буддийское предание. Индийский царевич, отдавший свою первую молодость всевозможным житейским удовольствиям, на 30-м году, встретивши нищего, больного, калеку и мертвеца, задумывается о непрочности житейского благополучия и покидает свой гарем, чтобы в уединении размышлять о смысле жизни. Какова бы ни была степень исторической достоверности этого сказания, в нем ярко выражена та простая истина, что материальная жизнь даже при самых исключительно благоприятных условиях сама по себе неудовлетворительна. Все житейские блага непрочны, болезнь, старость и смерть - общий удел живых существ: такой П. есть аксиома. Широкая система безусловного отрицания бытия, воздвигаемая на этом твердом, но узком основании, лишена, однако, всякой устойчивости и разлагается от внутренних противоречий, не устраненных, а скорее усиленных и умноженных новейшей метафизикой отчаяния. Первое внутреннее противоречие выражается в двусмысленной роли, которую в этом построении играет факт смерти. Он представляется сначала венцом всех зол: лишь при виде мертвеца в уме Будды созревает безусловный П. и решимость стать на путь отречения. Между тем такой взгляд на смерть имеет смысл лишь для оптимизма, признающего жизнь за благо и условие всех благ: лишение жизни, с этой точки зрения, есть величайшее зло. Для П., признающего, что жизнь по существу есть мучение, конец этого мучения должен являться, наоборот, величайшим благом - а в таком случае общее мировоззрение опять получает оптимистическую окраску: мир оказывается так хорошо устроенным, что вместе с мучительной болезнью неизбежно дается и радикальное от нее лекарство. Такому заключению лишь по ошибке противопоставляется буддийская теория многих преемственных рождений, чем будто бы отнимается у факта смерти характер окончательного избавления. На самом деле и по буддийскому воззрению для страдающего существа смерть есть конец всех страданий, ибо это существо есть только совокупность агрегатов, распадающихся в момент смерти. Никакой субстанции, переживающей этот момент и сохраняющей свое единство, буддизм не допускает; связь между умершим и тем новым существом, которое родится из его дел по закону "кармы", находится вне их обоих: теория не может утверждать их личного тождества или единства самосознания, ибо это противоречит очевидности: никто не помнит своих прежних существований, т. е. прежних воплощений своей "кармы", хотя для каждого таких воплощений предполагается бесчисленное множество. Если же единство самосознания ограничивается каждый раз пределами одного воплощения, то ими же ограничивается и действительное страдание для каждого существа. Новейшая форма абсолютного П. (у Шопенгауэра и Гартмана) также не представляет никаких оснований для превращения зла в какой-то трансцендентный атрибут бытия. Зло и здесь сводится собственно к страданию, страдание же действительно существует лишь поскольку сознается - а сознание для философии П. есть не более как мозговое явление (Gehirnphanomen) и, следовательно, возможно только для организмов, обладающих нервной системой и страдающих при известной степени раздражения чувствительных нервов. Следовательно, страдания всякого существа ограничиваются пределами его данного телесного существования и совершенно прекращаются с разрушением организма в смерти. Шопенгауэр и Гартман много говорят о "мировом страдании", но именно с их точки зрения это может быть только риторической фигурой, ибо мир, т. е. его единое метафизическое начало - "воля", "бессознательное" и т. п. - не может страдать: для этого оно должно было бы по крайней мере обладать собственными чувствительными нервами и мозгом, чего ему не предоставлено. Универсальное страдать не может; страдает только индивидуальное в своем органическом воплощении, уничтожаемом смертью. Реально существующее страдание ограничивается только областью сознания - людьми и животными; все эти существа страдают, но каждое порознь, и страдания каждого с концом его жизни совершенно прекращаются. Если Шопенгауэр прав, что нельзя ощущать, представлять, познавать "за пределами своей кожи", то столь же невозможно за этими пределами и страдать; поэтому и чужие страдания могут быть мучительны для каждого лишь через их отражение в пределах его "кожи", т. е. через его организм, и с его смертью совершенно исчезают. Таким образом, безусловный П. ни в древней индийской, ни в новой германской своей форме не в состоянии отнять у смерти ее значения окончательной избавительницы от бедствий жизни, и с этой точки зрения ничто логически не мешает каждому ускорять такое избавление через самоубийство. Попытки Шопенгауэра и Гартмана отклонить этот вывод своей крайней слабостью подтверждают его неизбежность. Первый говорит, что самоубийство есть ошибка, потому что в нем истребляется не сущность зла (мировая воля), а только явление. Но никакой самоубийца и не ставит себе такой нелепой задачи, как истребление сущности вещей. В качестве страдающего явления он хочет избавиться от своей жизни как мучительного явления - и такой цели он несомненно достигает с точки зрения самого Шопенгауэра, который при всем своем пессимизме не может утверждать, чтобы мертвые страдали. Гартман, вполне признавая, что последняя цель есть именно самоубийство, требует, чтобы отдельный человек в интересах человечества и вселенной воздерживался от личного самоубийства и посвящал свои силы на подготовление средств к тому всеобщему собирательному самоубийству, которым должен окончиться исторический и космический процесс. Это - высший нравственный долг, тогда как убивать себя, чтобы избавиться от собственных страданий, свойственно людям, стоящим на низшей, эвдемонистической ступени этики. Последнее, конечно, справедливо, но собственный принцип безусловного П. логически исключает всякую другую этику. Если все дело в том, чтобы уничтожить мучительное существование, то нет никакой возможности разумно доказать кому-нибудь, что он должен иметь в виду не свои собственные, действительно испытываемые мучения, а предполагаемые мучения того отдаленного потомства, которое будет способно на акт коллективного самоубийства; да и для тех будущих пессимистов теперешнее личное самоубийство данного субъекта может быть (в смысле Гартмана) полезно как пример для подражания, ибо ясно, что если каждый будет себя убивать, то общая цель будет достигнута. - На самом деле безусловный П. как первоначально явился, так и до конца остается лишь плодом пресыщенной чувственности. В этом его истинное значение и его ограниченность. Справедливая оценка жизни материальной, которая, в отдельности взятая, есть только "похоть плоти, похоть очей и гордость житейская", приводит размышляющий ум к истинному заключению, что "мир весь во зле лежит", чем и исчерпывается правда П. Но когда человек, познавший до пресыщения неудовлетворительность плотской жизни и не одушевленный преобладающим интересом к чему-нибудь другому, лучшему, незаконным образом обобщает и расширяет отрицательный результат своего опыта, то вместо верного пессимистического отношения к односторонне-материальному направлению жизни получается ложное утверждение, что сама жизнь, сам мир и само бытие суть зло и мучение. В этом принципе безусловного пессимизма 1) не различается зло нравственное от страдания и бедствия, или зла физического, и 2) так смутно понятое зло принимается за подлинную первооснову всякого бытия, что не только ни на чем не основано, но и ведет к явным нелепостям. Так, последовательно применяя эту точку зрения, пришлось бы признать болезнь за постоянное нормальное состояние, а здоровье - за случайную и непонятную аномалию; но в таком случае мы не замечали бы болезни и мучительно ощущали бы здоровье, как нарушение нормы; между тем, наоборот, здоровье нами обыкновенно не замечается именно как первичное, нормальное состояние, болезнь же мучительно сознается как привходящее, случайное отклонение от нормы. К подобным же нелепостям приводит безусловный П. и в нравственной сфере. - Иногда П. называется всякое воззрение, которое признает реальность и важное значение зла в мире, но лишь как вторичного, обусловленного и преодолеваемого фактора человеческого и природного бытия. Такой относительный пессимизм содержится многими философскими и большинством религиозных систем; но его нельзя рассматривать вне общей связи того или другого миросозерцания, в которое он входит как один из составных элементов (см. в особенности Гностицизм, Манихейство, Платон, Плотин, Сведенборг, Христианство, Шеллинг, а также Свобода воли, Этика).

Анализируя различные типы личностей, больше всего жалости вызывает пессимист. Он представляется в роли слабого и беззащитного человека, который абсолютно не верит в себя. Но так ли это на самом деле? Насколько сложно ему жить, по сравнению с оптимистом? Какие у него преимущества и недостатки? Стоит ли перевоспитывать пессимиста, либо и у него имеются сильные стороны? От чего зависит этот тип мышления? Что делать, если ребенок проявляет склонность к пессимизму? Стоит ли бить тревогу? Разберемся в этих вопросах вместе.

Кто такой пессимист?

Пессимист - это человек, который во всем видит негатив и не надеется на удачный исход событий. У окружающих складывается такое впечатление, что ему даже нравится «коллекционировать» неудачи. Если вдруг начатое дело увенчается успехом, все равно пессимист найдет множество «подводных камней», чтобы испортить настроение себе и окружающим. Конечно, речь идет о крайней степени такого мировоззрения.

Чаще всего, встречаются люди, склонные к пессимизму , но в меньшей мере. Они могут быть уверены в победе, там, где объективно осознают свое превосходство. Но, в случае неопределенности, склонны сомневаться в успехе. К таким можно зачислить основную массу населения нашей планеты, ведь большинство людей не рискнут взяться за дело, в котором не уверены. Ярким примером служат бизнесмены, которыми становятся далеко не все, а лишь те, кто способен рисковать и . Если бы в мире было меньше пессимистов, то планету бы заполонили сплошные предприниматели и стартаперы. Но этого не происходит, значит, склонность к негативному мышлению засела в коллективное достаточно глубоко.

Физиологической предрасположенностью к пессимизму можно считать . Именно он чаще всего присущ людям, которые не уверены в себе и своем успехе. Такие люди отличаются слабой и неуравновешенной , которая «награждает» их регулярными депрессиями и .

Но не только врожденные особенности делают из человека пессимиста. Огромную роль играет воспитание и социальная среда, а также жизненный опыт, который укрепляет его уверенность в определенном сценарии развития событий. Не стоит забывать о принципе , согласно которому люди получают то, на что рассчитывают. Так что, пессимист, так же как и , с возрастом только укрепляет уверенность в своей правоте. В зависимости от того, насколько обоснованы его взгляды, этот типаж можно разделить на несколько видов. О них сейчас и поговорим.

Виды пессимистов

Четкой классификации пессимистов нет. Условно их можно разделить на несколько разновидностей: рациональные и иррациональные . Первые объективно оценивают события и понимают, что шансов на успех в определенном деле у них мало. Например, массовый пессимизм народа перед выборами в нашей стране. Здесь действительно поводов для оптимизма мало. Можно привести и десятки других примеров, которые подмечены следующей фразой «пессимист – это хорошо проинформированный оптимист».

В отличие от этого вида, иррациональный пессимист просто страдает и склонен к фатализму в его негативном проявлении. То есть, такой человек считает, что его обязательно ждет неудача, и он ничего сделать не может. Это чувство только укрепляется по принципу обратной связи, с возрастом усиливая уверенность человека в его никчемности.

Также, между первым и вторым видом имеется много переходных форм, которые не имеют четких названий, просто могут быть расположены ближе к объективности, либо субъективности. Независимо от выраженности этого признака, распознать пессимиста не так и сложно. Как это можно сделать, описано далее.

Как распознать пессимиста

Любой пессимист отличается скепсисом и негативным мышлением. Просто у одних людей эти качества выражены слабее, а у других сильнее. Если речь идет о состоянии, близком к норме, то такой пессимист будет только в действительно сложной ситуации. Если же говорить о чрезмерном проявлении (акцентуации) такого типа мышления, то оно распространяется на все . За чтобы этот человек не взялся, он всюду сомневается в успехе. Причем, даже в тех случаях, когда имеет преимущество.

Самое интересное, что такой человек не всегда осознает свою психологическую характеристику. Редко, когда услышишь от него «я пессимист», поскольку он уверен в своем реализме.

Хорошо или плохо быть пессимистом

Почему-то считается, что пессимист – это плохо. Многие тренера и пытаются отучить своих клиентов от такого типа мышления. Но настолько ли плохо «сгущать краски»? Об этом сейчас и поговорим.

Преимущества пессимистов

Кто такие пессимисты? По сути – это , которые склонны к нагнетанию ситуации. Соответственно, они более трезво оценивают события и свои силы, готовы к появлению препятствий и не сломаются, если что-то пойдет не так. В этом их неоспоримые преимущества перед оптимистами, которые порой переоценивают свои силы и относятся поверхностно к серьезным вещам, тем самым оказываясь неготовыми к провалу. А ведь неудачи случаются регулярно. Игнорировать их тоже глупо. Пессимисты чаще анализируют причины своего провала, тем самым предотвращая подобное в будущем.

Если в рабочем коллективе присутствуют оптимист и пессимист, то мозговой штурм приобретает конструктивное русло. Оптимизм одного сталкивается с обдуманностью другого, тем самым выдавая самые жизнеспособные варианты.

Считается, что интеллектуальный уровень пессимистов один из самых высоких, по сравнению с другими типами личности, поскольку их переживания и «сгущения красок» как бы подталкивают мозг к постоянному обдумыванию ситуации. Но на этом их преимущества заканчиваются, поскольку вреда от пессимизма не меньше.

Недостатки пессимистов

Пытаясь вспомнить известных пессимистов, человек сталкивается с достаточно сложной задачей, ведь пессимисты редко когда становятся популярными. Все это связано с их заниженной самооценкой.

Окружающие не сильно любят таких людей. Чаще всего это школьные лузеры, которые, если не наберутся хоть немного оптимизма, становятся «серыми мышками» и во взрослые годы. Почти как в сказке о гадком утенке, только с единственным отличием – вместо прекрасного лебедя, появляется гадкая утка. Вряд ли кто-нибудь захочет длительное время общаться с человеком, который вечно ноет и все время настраивает себя и окружающих на негатив. Ведь он не только лишает себя радостей жизни, но и не дает окружающим мечтать и о чем то надеяться.

В этом пессимист заметно проигрывает оптимисту. Последнему рады во всех компаниях. Он вызывает интерес и симпатию у противоположного пола, его охотнее берут на работу, чаще заключают сделки и договора. В бизнесе доминируют оптимисты, поскольку они не боятся рисковать, в отличие от людей, которые не верят в успех, даже, когда он гарантирован.

Как себя вести с пессимистом

Общение с пессимистом требует «железных» нервов от собеседника. Необходимо быть поистине дипломатом, чтобы не задеть его ранимую психику, при этом, сохранив хоть каплю собственного оптимизма. Ведь не зря придумали поговорку «с кем поведешься, от того и наберешься».

Что такое пессимист, ощущается практически сразу же. Он не уверен в себе, в окружающих, в целом мире. Вариантов развития событий может быть несколько: попытаться его перевоспитать, воспринимать таким, каким он есть, или просто не общаться. Для тех, у кого в душе проснулся педагог, отметим сразу, что чем пессимист старше, тем сложнее в него вселить дух оптимизма. Можно воспринимать его по факту, но в таком случае, главное самому не «заразиться» его унынием. Вариант прекращения диалога уместен в случае запущенной формы пессимизма, а так отказываться от человека, поскольку он немного мрачный, тоже не вариант. Ведь, как было указано ранее, среди них много умных людей, а интеллект в наше время – большая ценность. В общем, разговаривать или нет – дело каждого, но если нотки пессимизма проявляются у ребенка, лучше их искоренять.

Как воспитывать пессимиста

Даже самого искреннего меланхолика можно сделать оптимистом, если воспитывать человека с самого детства. Что для этого нужно? В первую очередь, необходимо дать ему позитивные психологические установки, объяснить, что события можно программировать. Если верить в успех, то намного больше шансов его достичь.

Ребенок-пессимист появляется под влиянием воспитания. Если все в его семье имеют такой тип мышления, то и он с самого детства переймет такой подход. Так что, воспитание пессимиста необходимо начинать с его родителей. Если они не перестанут программировать ребенка на неудачи, то ему сложно будет вырасти хотя бы реалистом.

Порой, попытки перевоспитания предпринимаются по отношению к уже взрослому человеку. Это еще сложнее, поскольку с каждым прожитым годом, психологический тип все глубже укореняется в . Придется потратить много времени, чтобы доказать человеку несостоятельность его взглядов. Чем старше пессимист, тем увереннее он в своей правоте и несправедливости мира. Для перевоспитания потребуется желание самого «пациента» и целая череда удачных моментов, свидетелем которых он станет.

Еще эффективным приемом можно назвать самовнушение, в первую очередь – аффирмации. Они представляют собой повторяющиеся фразы утвердительного характера. Например, «я везучий», «мне сопутствует успех», «все задуманное реализуется» и т.д. Постепенно подсознание привыкнет к этим утверждениям и начнет в них верить. Как только это произойдет, любой пессимист постепенно станет превращаться в оптимиста. И чем раньше к этому прибегнуть, тем быстрее удастся избавиться от неуверенности.

Тип личности пессимист – не приговор, но повод призадуматься. Безусловно, предусматривать негативные сценарии развития событий – полезный навык. Но недооценка своих сил и возможностей отдаляет человека от успеха. Всегда следует проводить четкую грань между нормой и перебором. И если скепсис чрезмерен, лучше его разбавить ноткой позитива.

ПЕССИМИЗМ

ПЕССИМИЗМ

(от лат. pessimum - наихудший) - один из двух основных видов восприятия мира, выражающий негативное, подозрительное, недоверчивое к нему; противостоит оптимизму. В обыденном понимании - подавленное , склонность видеть и подчеркивать отрицательные стороны действительности, безысходности и бесцельности жизни, слишком болезненная на неудачи. В филос. понимании пессимистическое указывает на преобладание в мире страданий и тщетную борьбу добра со злом, на торжество несправедливости, на бессмысленность человеческой жизни и исторического процесса. В филос. размышление пессимистические впервые переходят из некоторых религиозных мировоззрений. Так, утверждая, что « есть страдания», хотя и указывает путь избавления от них и достижения нирваны, но признает природу мира ложной и иллюзорной, а наше - бесцельным вращением в круге постоянных перерождений.
Учитывая всю сложность и многомерность антич. мироощущения, можно обнаружить в нем ярко выраженные пессимистические черты, ставшие основным содержанием греч. трагедии. Софоклу принадлежит , которую можно считать классической формулировкой принципа пессимизма: «Первое - совсем не рождаться, второе - родившись, умереть поскорей». Пессимистические мотивы присущи взглядам Гесиода, сожалевшего, что счастливый «золотой век» остался в далеком прошлом, и Гераклита, презиравшего толпу и учившего о непостоянстве текучего мира, который периодически сгорает в космическом огне. У стоиков, несмотря на героическое стремление к добродетельной жизни согласно логосу, сама жизнь и ее блага считаются безразличными, и мудрец не может рассчитывать ни на земное , ни на посмертное воздаяние.
В некоторых религиозных доктринах (гностицизм , манихейство) пессимистические моменты состоят в признании зла онтологическим началом, не уступающим по силе добру. Глубоким П. отличается ветхозаветная кн. Екклезиаста, наполненная переживаниями суетности повседневной жизни, тщетности человеческих усилий найти счастье в труде, семье, мудрости. Христианская , хотя в главном своем положении о воскресении Богочеловека носит ярко оптимистический , проникнута трагическими переживаниями греховности человека, по вине которого « во зле лежит».
В новоевропейской кроме торжества рационального научного знания можно увидеть и др. интеллектуальные движения, опиравшиеся на иррациональные основания. Так, пессимистические мотивы под влиянием гностицизма звучат в рассуждениях нем. мистиков (И. Экхард, Я. Бёмё), а также в философии близкого к романтизму Ф.В.И. Шеллинга о «темной стороне Бога» и зловещей «бездне» в душе человека. Однако тоже не был односторонне оптимистичен: поздний И. Кант писал о «радикальном зле» в человеческой природе, которое выражается в неспособности индивида противостоять чувственному началу и поступать согласно велениям разума. Философия жизни отвергла оптимистические настроения Нового времени. Наиболее последовательно П. проводит А. Шопенгауэр, распространяя его на свою метафизику. Наш мир и люди в нем есть порождения слепой ненасытной воли, которая ради своей забавы обрекает человека на страдания. Поэтому «наше таково, что лучше бы его совсем не было» « жестока, а люди жалки». Ф. Ницше резко критикует христианскую культуру, полагая, что современный европеец выродился в «домашнее животное» и ближайшие два столетия станут торжеством нигилизма. Ницшеанский «переоценки ценностей» оказал влияние на культурологический П. Согласно О. Шпенглеру, живая «органическая» , подвергнутая «неорганическому» промышленному расширению, превращается в мертвую цивилизацию; такая судьба вскоре постигнет Европу.
20 век с его мировыми войнами и революциями дал богатую пищу для пессимистических настроений. Философия экзистенциализма подчеркивает, что ощущения страха, тревоги, отчаяния, покинутости стали основными умонастроениями эпохи. В мире «овеществления» теряет вникать в глубинные смыслы бытия, убеждается в абсурдности действительности (А. Камю), а все уникальные всплески гениальности душатся господствующей массовой культурой (X. Ортега-и-Гасет).
Сегодня, несмотря на оптимистическое благодушие, связанное с построением гуманистического открытого общества, филос. направлений (традиционализм , постмодернизм) пессимистически оценивают будущее зап. культуры, считая, что в условиях бурного развития материальной стороны цивилизации в ущерб духовной человек теряет свободу и свое предназначение.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

ПЕССИМИЗМ

см. Оптимизм и пессимиз.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

ПЕССИМИЗМ

(от лат. pessimum наихудший, самое плохое)

в обычном словоупотреблении мироощущение, проникнутое унынием, безнадежностью, неверием в лучшее будущее; изображение всего в мрачном свете. Такое личное или философское направление, которое, в оптимизму, рассматривает в мире прежде всего его отрицательные стороны, считает мир безнадежно плохим, а человеческое существование – до конца бессмысленным. Религи-озное пессимизм находит, в частности, в буддизме, Ветхом завете и христианстве. Меланхолия – патологическая пессимизма. Представители философского пессимизма – Шопенгауэр и Гартман. Пессимист – человек, склонный к пессимизму; пессимистически и – проникнутый пессимизмом.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ПЕССИМИЗМ" в других словарях:

    - (от лат. pessimus дурной, скверный, с греч. окончанием). Учение, или убеждение, что в мире все дурно, склонность видеть все в черном цвете, противоположное оптимизму. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

    пессимизм - а, м. pessimisme m. <лат. pessimus наихудший. 1. Мнение, что все на свете худо. Мак. 1908. Обозначение наклонности усматривать во всем дурную сторону, рисовать себе будущее во мрачном свете. Павленков 1911. Мироощущение, проникнутое унынием,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Пессимизм - Пессимизм ♦ Pessimisme «– Знаешь, чем отличается оптимист от пессимиста? – Чем? – Пессимист это хорошо информированный оптимист». Этот анекдот, пришедший к нам из Центральной Европы, сам по себе пессимистичен. Очевидно, потому он… … Философский словарь Спонвиля

    Пессимизм, главными выразителями которого служат немецкие философы Шопенгауер (1788–1860) и Гартман (род. в 1842 г.), представляет противоположное оптимизму воззрение на качество мира. Эти философы отнеслись к жизни с неслыханным презрением и… … Справочник по ересям, сектам и расколам

    Мрачность, обреченность, мироощущение Словарь русских синонимов. пессимизм сущ., кол во синонимов: 6 вельтшмерц (7) … Словарь синонимов

    - (от лат. pessimus наихудший) отрицательная оценкачеловеческой и всемирной жизни. Весьма распространенную элементарнуюформу такой оценки мы находим в П. сравнительно историческом, от Гезиодаи до наших дней каждая эпоха считала себя наихудшею. Что… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    пессимизм - ПЕССИМИЗМ, апатия, равнодушие ПЕССИМИСТ, разг. нытик ПЕССИМИСТИЧЕСКИЙ, апатический, апатичный, безнадежный, депрессивный, мрачный, пессимистичный, унылый ПЕССИМИСТИЧЕСКИ, апатично, безнадежно, мрачно, пессимистично, уныло … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    - (от латинского pessimus наихудший), представление о том, что в мире преобладают негативное начало (хаос и зло), настроения безысходности, неверия в будущее и т.п. Впервые назвал пессимизмом свое учение А. Шопенгауэр. Противоположность пессимизму… … Современная энциклопедия

​​​​​​​ Пессимизм - это такой взгляд на жизнь, в котором:

  • человек видит в первую очередь минусы, а не плюсы. "Стакан наполовину пуст..."
  • перспективы ожидаются менее привлекательными, чем есть сейчас,
  • видятся, учитываются и просчитываются в первую очередь негативные варианты разворота событий.

Человека, которой склоннен к преимущественно пессимистичким взглядам и оценкам, называют .

Пессимизм и эффективность деятельности

Пессимизм - это не плохо. Нередко справедливо высказывание: "Пессимист - это хорошо информированный оптимист". Для эффективной деятельности важно оставаться в реальности , чередуя оптимистичный и пессимистичный взгляд на ситуацию. Общая установка: "Быть готовым к худшему и быть настроенным на лучшее". Соответственно, на этапе учета возможных неприятностей необходимо делать пессимистические прогнозы. На этапе рассмотрения возможных ​ и, самое главное, во время формирования мотивации у себя и у других - видеть оптимистические варианты.

Анекдот

Обувная компания рассматривает перспективы продажи обуви в Африке среди аборигенов, послала для исследования рынка двух специалистов. От первого вскоре пришло сообщение: "Перспектив никаких, тут никто вообще не носит обуви". От второго пришло послание другое: "Колоссальные возможности для продаж: тут еще ни у кого нет обуви!!"

Пессимизм и личностные особенности

Пессимизм связан с биологическим возрастом человека и чаще характерен для пожилых людей. В процессе , нарастания усталости от жизни люди обычно оптимизм теряют. Смотри Шкала эмоциональных тонов .

Повторяющиеся жизненные неудачи способствуют выработке пессимизма. Встретившись по жизни с пессимистом, будьте внимательны, за этим могут стоять три типовые причины.