Малоподвижные игры для старшей группы детского сада. Картотека

Муниципальное казенное дошкольное образовательное

учреждение детский сад комбинированного вида

«Сказка»

Сборник игр малой подвижности для детей

4-5 лет (средняя группа)

Яньшина К.О.

2013

    Съедобное – несъедобное

Цель : развитие реакции и внимательности;

    Для игры нужен простой

    Участники игры "Съедобное - несъедобное" встают на одну линию(либо сидят на стульчиках). Лицом к лицу от них стоит ведущий с мячом в руках.

    Он называет разные предметы (например арбуз, ножницы, цветы, пицца, ложка и т. п.) и поочередно бросает мяч каждому игроку. Игроки в свою очередь должны отвечать «съедобное» или «несъедобное», на тот предмет, который называет ведущий и ловить мяч, если названный предмет съедобный и отбрасывать, если несъедобный.

    Ведущий должен кинуть мяч в руки участника одновременно называя предмет.

    Холодно. Горячо. Теплее.

Цель : продолжать формировать тактильное различение свойств предметов; закреплять умение различать температуры и значение слов «холодный», «теплый», «горячий» и «холодно», «тепло» и «горячо».

Ход игры: Один ребенок выходит из группы, воспитатель на глазах у остальных детей прячет какой-нибудь предмет (можно заранее договориться, какой именно, чтобы было известно, что искать).

Ребенок возвращается в класс и начинает искать эту вещь, ориентируясь по подсказкам других игроков: если он находится далеко от предмета, то ему говорят «холодно», если близко, то - «тепло», если рядом с предметом, то - «горячо».

    «Чудесный мешочек»

Цель : Учить выбирать предметы по образцу на ощупь, развивать внимание, формировать эмоционально-положительное отношение к игре.

Оборудование : мешочек из непрозрачной ткани с завязкой, парные предметы.

Ход игры . 1-й вариант (образец дается зрительно). Перед педагогом на столе лежат два комплекта совершенно одинаковых игрушек – два мяча, две куклы, две игрушечные тарелки, два утенка и т. п. Педагог берет пару предметов, рассматривает их с детьми и называет, обращая внимание в основном на то, что предметы одинаковые. А потом опускает один из них в мешочек. Так же и с другой парой предметов. Остальные лежащие на столе предметы накрывает салфеткой или закрывает экраном. Дети по очереди подходят к педагогу. Он достает из-под салфетки один из предметов, предлагает ребенку на него посмотреть, не беря в руки, а затем найти такой же в мешочке. Ребенок на ощупь достает нужный предмет, сравнивает его с образцом. Если выбор сделан верно, педагог говорит: «Миша правильно угадал. На столе утенок, и он достал из мешочка утенка». При повторном проведении игры в мешочек можно опустить три, затем, четыре, пять предметов.

    Зайка серый умывается

Цель: упражнять детей в выполнении различных действий, учить слушать текст и выполнять движения в соответствии с ним.

Ход игры: дети стоят в кругу, зайка (выбирается по считалочке) в середине и обыгрывает текст, затем подходит к кому- нибудь из детей, тот и становится зайкой.

Зайка серый умывается

Видно в гости собирается

Вымыл носик, вымыл хвостик,

Вымыл ухо, вытер сухо.

    Как живешь?

Цель: развивать внимание, память, быстроту, снять психоэмоциональное напряжение.

Ход игры: дети стоят (либо сидят на стульчиках) в кругу и повторяют движения и слова за педагогом:

Как живешь? – Вот так! (большие пальцы вверх)

Как идешь? – Вот так! (шагают на месте)

Как бежишь? – Вот так! (бегут на месте)

Как берешь? – Вот так! (прижимают ладонь к себе)

Как даешь? – Вот так! (выставляют ладонь вперед)

Как шалишь? – Вот так! (надувают щеки и аккуратно кулачком лопают)

Как грозишь? – Вот так! (грозят пальчиком).

    Солнышко- Дождик

Цель: учить детей действовать по сигналу, снять психоэмоциональное напряжение, развивать внимание.

Ход игры: дети стоят около своих стульчиков в кругу, повторяя слова и движения за воспитателем:

(ходят по кругу)

Смотрит солнышко в окошко

Светит в нашу комнату

Мы похлопаем в ладоши

Очень рады солнышку

Топ, топ, хлоп, хлоп.

(затем воспитатель говорит «Дождь идет», после чего дети садятся на стульчик и прячутся, закрывая голову ладонями ).

Игра малой подвижности с детьми младшего дошкольного возраста (3 - 4 года)

«Занимательная физкультура в детском саду для детей 3-5лет» К.К.Утробина.

Малоподвижная игра – для детей дошкольного возраста являются средством социальной и физиологической адаптации. Вызывает живой интерес, развивает смекалку и сообразительность.

«Хочешь с нами поиграть?» № 1

Дети образуют круг, внутри которого находится водящий. По сигналу дети начинают движение по кругу друг за другом, высоко поднимая колени и энергично взмахивая руками. Водящий движется внутри круга в противоположную сторону. Произносят текст:

Хочешь с нами поиграть?

Быстро нужно называть

Свою любимую игрушку –

Куклу, зайку, погремушку…

Ну-ка, громко, раз, два, три,

Ты игрушку назови.

По окончании текста дети и водящий останавливаются. Тот ребёнок, напротив которого остановился водящий, называет свою любимую игрушку, а затем становится следующим водящим.

Игра малой подвижности (3-4 лет): «Сегодня маме помогаем» № 2

Дети образуют круг. Водящий в центре круга, в руках он держит мяч, который по очереди кидает детям после произнесённого текста:

Сегодня маме помогаем,

На стол посуду собираем.

Я буду мячик вам кидать,

А вы – посуду называть.

Ребенок, поймавший мяч, кидает его обратно ведущему. Одновременно, называя любой вид посуды (чашка, блюдце, ложка, вилка, чайник, кастрюля, сковорода и т.п.).

Игра малой подвижности (3-4 лет): «Петрушка» № 3

Дети образуют круг. Считалкой выбрать водящего – Петрушку, он встаёт в центр круга.

Произносить следующий текст:

Я – весёлая игрушка,

А зовут меня – Петрушка!

Я буду делать упражнения,

Вы – повторять за мной движения.

В это время дети, стоящие в кругу, выполняют «пружинку», руки на поясе. По окончании текста Петрушка, выполняет какие – либо упражнения (наклоны, приседания, прыжки и др.). Дети должны точно повторить показанные Петрушкой движения. Ребёнок, наиболее точно и правильно выполнивший задание Петрушки, становится новым водящим.

Игра малой подвижности (3-4 лет): «Найдём синичку» № 4

Дети стоят свободно по залу, у воспитателя в руках игрушка – синичка.

Пойду прятать я синичку –

Очень маленькую птичку.

Быстро глазки закрывайте,

Где синичка – угадайте.

Дети присаживаются на корточки, закрывают глаза. Воспитатель прячет игрушку.

«Ищите синичку!» - дети идут искать птичку.

Игра малой подвижности (3-4 лет): «Солнце, дождик, ветер» № 5

Дети образуют круг, поворачиваются друг за другом. В центре воспитатель. Дети идут по кругу друг за другом, слушают команды и выполняют движения:

По команде: «Солнце!» - идут на носках, руки вверх.

По команде: «Дождик!» - останавливаются, складывают руки «домиком» над головой.

По команде: «Ветер!» - бегут в медленном темпе по кругу.

Игра малой подвижности (3-4 лет): «Весёлые снежинки» № 6

Дети врассыпную располагаются на площадке.

Выпал беленький снежок.

Выходи гулять, дружок!

Метель – вьюга у ворот

Кружит снежинок хоровод.

Полетели, покружились

И на землю опустились.

Дети кружатся на месте в медленном темпе вправо, влево.

Останавливаются, приседают.

Игра малой подвижности (3-4 лет): «Летает – не летает» № 7

Дети образуют круг, становятся лицом в центр круга, где находится воспитатель. Воспитатель вразбивку произносит названия предметов мебели, животных, птиц, насекомых. Если названный предмет (животное, насекомое, птица) летает, дети поднимаются на носочки, разводят руки в стороны, если не летает – присаживаются на корточки.

Например: бабочка, пчела, стрекоза, ворона, воробей, синица, самолёт, вертолёт…- летают. Стол, стул, машина, мяч…- не летают (присаживаются на корточки).

Игра малой подвижности (3-4 лет): «Найди цыплёнка» № 8

Дети закрывают глаза, в это время педагог прячет игрушку – цыплёнка. Дети образуют круг. Берутся за руки. Педагог встаёт в круг вместе с детьми. Все вместе, держась за руки, идут по кругу. Произносить текст:

Вышла мама – курица

Погулять на улицу.

Вышли с ней цыплятки –

Весёлые ребятки.

Вдруг исчез один цыплёнок –

Жёлтый, маленький ребёнок.

Дети, помогите!

Цыплёночка найдите!

После этих слов дети расходятся по участку, ищут игрушку.

Игра малой подвижности (3-4 лет): «Ровным кругом» № 9

Выбирается водящий. Остальные дети образуют круг, в центр которого он становится. Дети берутся за руки, идут в правую или в левую сторону, произнося текст:

Ровным кругом

Друг за другом

Мы идём за шагом шаг.

Стой на месте,

Дружно, вместе

Сделаем…вот так.

Затем дети останавливаются, поворачиваются лицом в центр круга, опускают руки вниз.

Водящий выполняет какое – либо движение, дети повторяют его. Водящий выбирает того из детей, кто лучше выполнил движение.

Игра малой подвижности (3-4 лет): «Займи место в автобусе» № 10

Дети строятся в колонну по одному, затем присаживаются на корточки – «едут в автобусе». По команде педагога «Остановка» играющие встают и гуляют по площадке.

По команде: «Займи своё место в автобусе!» дети находят своё место в колонне, спокойно подходят к нему, присаживаются на корточки и снова «едут в автобусе».

Игра малой подвижности (3-4 лет): «Весна на пороге» № 11

Дети становятся в круг, лицом в центр. Внутри посередине очерчивается небольшой кружок. В центре небольшого круга лежит – «снежный шар». В руках у каждого ребёнка по два снежка. Дети шагают на месте.

Не скучаем, не скучаем,

Дружно мы весну встречаем!

Пусть ещё летает снег

И мороз ещё трещит,

Март стучится у ворот

И весна в окно глядит.

Солнышко лучится,

Зима в ответ злится.

Снежки кидайте,

Зиму прогоняйте.

После слов педагога дети кидают снежки, стараясь попасть в снежный шар.

Игра малой подвижности (3-4 лет): «Чтобы сильным, ловким быть»

Дети становятся в круг, поворачиваются лицом в центр. В центре – водящий. Педагог произносит текст, во время которого дети хлопают в ладоши:

Чтобы сильным, ловким быть,

Со спортом должен ты дружить.

Все виды спорта должен знать,

Чтобы солдатом смелым стать.

После слов педагога водящий имитационными движениями показывает какой – либо вид спорта (плавание – гребки руками, футбол – удар по мячу ногой, баскетбол – ведение мяча…Затем внимательно смотрит на движения всех детей и выбирает ребёнка, который выполнял движение лучше всех. Он становится водящим.

Игра малой подвижности (3-4 лет): «Каравай» № 13

Дети образуют круг, в центре круга находится водящий – «каравай». Все берутся за руки, идут по кругу, произносить слова:

Как на день Восьмое марта

Испекли мы каравай,

Испекли мы каравай.

Мама, мама, принимай

Наш подарок – каравай,

В чашки чай всем наливай!

Чаю с мамой мы попьём,

Танцевать потом пойдём.

По окончании слов дети ставят руки на пояс, выставляют попеременно на носок и на пятку правую и левую ногу поочерёдно. Водящий – «каравай» выбирает игрока, который танцует лучше всех. Он – водящий.

Игра малой подвижности (3-4 лет): «Ёлка, берёза, дуб» № 14

Дети строятся в колонну по одному, после слов педагога начинают двигаться по кругу друг за другом:

По дорожке мы идём и деревья узнаём!

По команде: «Ёлка» - дети останавливаются, поднимаются, поднимают руки в стороны – вниз;

По команде: «Берёза» - дети останавливаются, поднимают руки вверх, слегка покачивают руками вправо – влево;

По команде: «Рябина» - прыжком ставят ноги на ширину плеч, руки – в кольцо перед грудью.

Тот из детей, кто ошибся в выполнении команд педагога, отходит в сторону от играющих. Побеждает 2-3 самых внимательных игрока.

Игра малой подвижности (3-4 лет): «Кому дать?» № 15

Дети встают в круг, берутся за руки. В середине круга находится ребёнок с цветком. Дети двигаются в хороводе по кругу, проговаривая текст:

Встали дети в кружок,

Увидали цветок.

Кому дать, кому дать?

Кому цветок передать?

Дети останавливаются, поворачиваются лицом в центр круга. Водящий с цветком в руке указывает на одного из детей, говорит, кому он даёт цветок. Он водящий.

Игра малой подвижности (3-4 лет): «Замри» № 16

Дети свободно передвигаются по залу. По команде: «Замри!» каждый ребёнок должен принять и держать позу, отражающую характерные признаки какой – либо домашней птицы.

Петух – ноги вместе, левая рука поднята вверх, кисть руки – к темени,

пальцы широко расставлены – «гребешок»; правая рука – к спине,

пальцы руки широко расставлены – «хвост».

Курица – ноги слегка расставлены; наклониться вперёд, голова прямо,

руки назад – вверх, крылья подняты.

Утка – присесть на корточки, ладони рук сложить вместе, приложить к

носу – клювик утки.

Водящий обходит детей, смотрит на принятые ими позы, выявляет тех, кто шевелится.

Игра малой подвижности (3-4 лет): «Зоопарк» № 17

На площадке очертить 5-6 кружков (клеток). Несколько детей занимают эти кружки. Дети в кружках договариваются, какое из диких животных каждый из них будет изображать (жестами, мимикой, характерными движениями). Например: медведь, лиса, волк, заяц и т.д.

Все остальные дети идут в зоопарк и отгадывают, какие животные находятся в кружках (в клетках).

Игра малой подвижности (3-4 лет): «Назови насекомое» № 18

Дети стоят в кругу на некотором расстоянии друг от друга. В центре круга находится ведущий, в руках у него мяч (диаметр 25 см). Ведущий по очереди кидает мяч детям. Дети кидают его обратно, называя любое известное им насекомое (пчела, муравей, кузнечик, шмель, муха, оса, стрекоза, бабочка и т.д.).

Игра малой подвижности (3-4 лет): «Жмурки с колокольчиком» № 19

Все дети группы, кроме двоих, стоят в кругу, держась за руки. Двое детей стоят внутри круга. У одного из них завязаны глаза, он – «жмурка», у другого к ноге привязан колокольчик. «Жмурки», услышав звон колокольчика, идёт по направлению звона, чтобы поймать товарища, который старается от «жмурки» увернуться. Пара водящих не должна выходить из круга. Когда «жмурка» поймает товарища, игру продолжает следующая пара.

Игра малой подвижности (3-4 лет): «Самый внимательный» № 20

Дети встают рядом в круг, поворачиваясь друг за другом. Рядом с кругом встаёт педагог, так чтобы его видели все дети. В руках у него 3 карточки с изображениями: рыбок, камней и водорослей. По сигналу педагога (свисток) дети начинают движение по кругу друг за другом. Педагог поочерёдно показывает карточки с изображениями:

  1. Рыбки – медленно бегут по кругу, руками выполняется движение «брасс»;
  2. Камни – дети приседают, обхватывают колени руками, голову наклоняют к коленям;
  3. Водоросли – дети останавливаются, поднимают руки вверх, покачивают руками из стороны в сторону.

Тот из детей, кто ошибается в выполнении команды, отходят в сторону. Победителями считаются 1-2 самых внимательных игрока.

Игра малой подвижности (3-4 лет): «Светофор» № 21

Дети образуют руг. Педагог встаёт в его центр. В руках педагога 3 кружка красного, жёлтого и зелёного цвета. По сигналу педагога (свисток) дети начинают движение по кругу друг за другом, наблюдая за действиями педагога. Когда педагог поднимет кружок красного цвета, группа останавливается, жёлтого цвета – шагает на месте, зелёного цвета – дети идут по кругу друг за другом. Если ребёнок ошибся при выполнении задания, он отходит в сторону от играющих. Побеждают 1-2 самых внимательных ребёнка.

: «Море волнуется» № 22

Дети стоят по кругу. Произносят вслух слова и раскачивают руками вперед-назад. «Море волнуется, раз» Море волнуется, два! Море волнуется, три! Морская фигура, замри!». Дети замирают в разных позах. Взрослый рассматривает фигуры, отмечает наиболее интересные.

Игра малой подвижности (3-4 лет): «Узнай, кто позвал?» № 23

Дети идут по кругу, держась за руки, и произносят хором текст:

«Ты загадку отгадай, кто позвал тебя – узнай!» .

В центре – водящий с завязанными глазами. Дети останавливаются, взрослый показывает рукой на кого-либо из них, и они произносят имя водящего. Водящий должен отгадать, кто его позвал (2-3раза).

Игра малой подвижности (3-4 лет): «Найди игрушку» № 24

Взрослый заранее прячет игрушку, предлагает детям найти и принести ее.

Игра малой подвижности (3-4 лет): «Круг-кружочек» № 25

Дети идут по кругу, взявшись за руки, и произносят слова:

«Круг-кружочек, аленький цветочек!

Раз, два, три – развернись – ка,

Оля, ты!»

названный ребенок поворачивается спиной в круг, берется за руки. Дети продолжают произносить слова игры.

Как только спиной в круг окажутся 5-6 детей, игра прекращается.

Игра малой подвижности (3-4 лет): «Поиграем!» № 26

Дети стоят свободно около взрослого, выполняют движения по его сигналу. Взрослый напевает слова каждой строчки.

«Пальчик о пальчик тук да тук.

Выполнять команду указательными пальцами.

Весело пляшут пальчики наши.

Руки вверх, вращать кистями («Фонарики»).

Ручками хлоп, да и хлоп, да и хлоп.

Хлопки руками.

Весело хлопают ручки наши.

Ритм убыстряется.

Ножками топ, да и топ, да и топ.

Топать ногами.

Быстро топают ножки наши.

Ритм убыстряется.

Приседай, приседай, еще раз приседай.

Присесть, руки на пояс.

Весело пляшут детки наши.

Повороты на месте вокруг себя».

Игра малой подвижности (3-4 лет): «По ровненькой дорожке» № 27

Дети идут по кругу, взявшись за руки, и выполняют движения в соответствии с текстом.

«По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки.

Идти по кругу, взявшись за руки.

Через камушки, через камушки

Перешагивают ножки.

Поднимать колени вверх.

По тропинке, по тропинке

Побежали ножки.

Бег, не отпуская рук.

В ямку – бух!

Остановиться, расцепив руки, присесть на корточки.

Вылезли из ямки .

Игра повторяется, но теперь дети идут в другую сторону.

Игра малой подвижности (3-4 лет): «Холодно – жарко» № 28

Дети садятся в круг в свободных позах. «Подул холодный северный ветер» (дети съежились в комочки).

«Выглянуло яркое солнышко, можно загорать» (дети расслабились, улыбаются, поднимают лицо к солнышку). Для напряжения и расслабления мышц туловища. Повторить 2-3раза.

Игра малой подвижности (3-4 лет): «Тишина у пруда» № 29

Дети идут друг за другом и говорят:

«Тишина у пруда

Не колышется вода.

Не шумите камыши,

Засыпайте малыши».

На последнее слово останавливаются, приседают, наклоняют голову вниз и закрывают глаза. (10сек)

Игра малой подвижности (3-4 лет): «Великаны и гномы» № 30

Ходьба в колонне по одному. На сигнал педагога «Великаны » дети идут на носочках, подняв руки вверх, затем следует обычная ходьба. На следующий сигнал «Гномы» - ходьба в полуприседе, и так в чередовании.

Игра малой подвижности (3-4 лет): «Зимние забавы» № 31

Делать по тексту.

«Возьмем снега мы немножко,

Снежки слепим мы в ладошках.

Дружно ими побрасались –

Наши руки и размялись.

А теперь пора творить,

Бабу снежную лепить.

Ком за комом покатили,

Друг на друга водрузили.

Сверху третий, малый ком.

Снег стряхнули с рук потом»

Игра малой подвижности (3-4 лет): «Что в пакете?» № 32

Дети стоят по кругу. Водящий в центре садится на пятки, кладет руки на пол и ложится лицом на свои руки. Он стал «пакетом». В нем находится сюрприз. Внезапно «пакет» встает на колени, поднимает руки вверх – «пакет открыт». Если он говорит, что в нем котенок – все мяукают, и т.д.

Игра малой подвижности (3-4 лет): «Воздушный шар» № 33

Дети стоят по кругу, взявшись за руки, и выполняют движения в соответствии с текстом и по показу взрослого.

«Мы в магазин ходили,

Шар себе купили.

Взявшись за руки, идти по кругу.

Будем шар надувать.

Остановившись, идти маленькими шагами назад (надуваем шар).

Надувайся шар,

надувайся большой,

Да не лопайся.

Он летел, летел, летел,

Повернувшись, идти в другую сторону.

За веточку задел и… лопнул!

Остановиться, положить руки на пояс, присесть, произнести: «ш-ш-ш-ш».

Игра малой подвижности (3-4 лет): «Гимнастика» № 34

Дети становятся в круг. Взрослый медленно читает стихотворение, дети выполняют упражнения в соответствии с текстом:

«Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

мы руки опускаем,

Мы за руки беремся

И бегаем бегом»

Игра малой подвижности (3-4 лет) : «Пингвины на льдинах» № 35

Дети – «пингвины» стоят свободно по залу. Между ступней у них маленькие пластмассовые кубики. Взрослый произносит слова, а дети выполняют движения в соответствии с текстом.

«Бело-черные пингвины

Далеко видны на льдинах.

Как они шагают дружно?

Показать вам это нужно.

Оттопырили ладошки

И попрыгали немножко.

А моржа вдруг увидали,

Руки вверх чуть приподняли

И быстрее на льдину зашагали.

Игра малой подвижности (3-4 лет): «Деревья и птицы» № 36

Дети выполняют движения в соответствии с текстом. Взрослый произносит текст.

«Руки подняли и помахали – это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем – это к нам птицы летят,

Как они сядут – покажем;

Крылья сложили назад

Игра малой подвижности (3-4 лет): «Скажи и покажи» № 37

Дети стоят перед взрослым, произнося слова «Вот так!» и показывают движения в соответствии с текстом, который произносит взрослый.

«Как живешь?

Вот так! Показывают большой палец.

Как плывешь?

Вот так! Имитируют движение.

Как идешь?

Вот так! Ходьба на месте.

Вдаль глядишь?

Вот так. Приставляют ладонь ко лбу.

Машешь в след.

Вот так! Машут кистью руки.

Как шалишь?

Вот так! Ударяют кулачками по надутым щекам.

Игра малой подвижности (3-4 лет): «Все спортом занимаются» № 38

Дети стоят произвольно по всему залу и выполняют движения в соответствии с текстом.

«Скачет лягушонок:

Руки согнуть в локтях, наклоны в стороны.

Ква-ква-ква!

Сжимать – разжимать пальцы в кулак.

Плавает утенок:

Имитировать плавание.

Кря-кря-кря!

Сжимать и разжимать прямые пальцы рук.

Все вокруг стараются,

Одна рука вверх, другая вниз.

Спортом занимаются.

Менять положение рук.

Быстрая синица: тюр-лю-лю!

Махи руками, как птица крыльями,

В воздухе кружится: тюр-лю-лю!

Соединив ладони перед собой, приседать.

Все вокруг стараются,

Одна рука вверх, другая вниз.

Спортом занимаются.

Менять положение рук.

Маленький бельчонок:

Скок-скок-скок!

Прыжки вверх.

С веточки на веточку:

прыг-скок-скок!

Прыжки на месте вперед-назад.

Все вокруг стараются,

Одна рука вверх, другая вниз.

Спортом занимаются.

Менять положение рук.

Игра малой подвижности (3-4 лет): «Едет-едет паровоз» № 39

Дети становятся друг за другом, согнув руки в локтях – они вагончики поезда, и выполняют движения. Взрослый становится впереди детей и произносит слова.

«Едет-едет паровоз

Ходьба друг за другом. С выпрямлением согнутых в локтях рук.

Две трубы и сто колес

Машинистом рыжий пес.

Ту-ту-ту-ту-ту!»

Игра малой подвижности (3-4 лет): «Парк аттракционов» № 40

Дети стоят парами по всему залу и выполняют движения в соответствии с текстом.

«Мы на карусели сели,

Завертелись карусели.

Держась за руки, кружиться.

Пересели на качели.

То вниз, то вверх летели.

Держась за руки: один игрок стоит, другой приседает.

А теперь с тобой вдвоем

Мы на лодочке плывем.

Держаться за руки, качаться: вправо-влево, вперед-назад.

Мы на берег выйдем с лодки,

И поскачем по лужайке,

Будто зайки, будто зайки.

Прыжки на двух ногах».

Игра малой подвижности (3-4 лет): «Бабушка Маланья» № 41

«У Маланьи, у старушки

Хлопать в ладоши.

Жили в маленькой избушке

Сложить руки углом, показывая «избушку»

Семь сыновей,

Сгибать и разгибать пальцы рук.

Все без бровей,

Очертить брови пальцами, как бы продавливая их.

Вот с такими ушами,

Ладони с растопыренными пальцами поднести к ушам.

Вот с такими носами,

Показать длинный нос, поставив ладони, с растопыренными пальцами друг за другом.

Вот с такой головой,

Соединить поднятые руки вверху, вокруг головы.

Вот с такой бородой!

Показать руками большую бороду.

Они не пили, они не ели.

Одной рукой поднести ко рту «чашку», другой – «ложку»

На Маланью все глядели

Держа руки у глаз, похлопать пальцами, как ресницами.

И все делают вот так…

Дети повторяют упражнение, показанное бабушкой Маланьей.

Список игр малой подвижности с детьми 3 – 4 лет.

  1. «Хочешь с нами поиграть».
  2. «Сегодня маме помогаем».
  3. «Петрушка».
  4. «Найдем синичку».
  5. «Солнце, дождик, ветер».
  6. «Веселые снежинки»
  7. «Летает – не летает»
  8. «Найди цыпленка»
  9. «Ровным кругом»
  10. «Займи место в автобусе»
  11. «Весна на пороге»
  12. «Чтобы сильным, ловким быть»
  13. «Каравай»
  14. «Елка, береза, дуб»
  15. «Кому дать?»
  16. «Замри»
  17. «Зоопарк»
  18. «Назови насекомое»
  19. «Жмурки с колокольчиком»
  20. «Самый внимательный»
  21. «Светофор»
  22. «Море волнуется»
  23. «Узнай, кто позвал?»
  24. «Найди игрушку»
  25. «Круг – кружочек»
  26. «Поиграем»
  27. «По ровненькой дорожке»
  28. «Холодно – жарко»
  29. «Тишина у пруда»
  30. «Великаны и гномы»
  31. «Зимние забавы»
  32. «Что в пакете»
  33. «Воздушный шар»
  34. «Гимнастика»
  35. «Пингвины на льдинах»
  36. «Деревья и птицы»
  37. «Все спортом занимаются»
  38. «Скажи и покажи»
  39. «Едет – едет паровоз»
  40. «Парк аттракционов»
  41. «Бабушка Маланья»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №82 комбинированного вида

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Картотека игр малой подвижности

Воспитатель: Царева Лилия Николаевна.

4. «Зайка серый умывается» (младшая - средняя группа).

6. «У ребят порядок строгий» (младшая - средняя группа).

7. «Воздушный шар» (младшая - средняя группа).

8. «Солнышко и дождик» (младшая - средняя группа).

10. «Волк – волчок» (младшая - средняя группа).

11. «Лето» (средняя группа).

12. «Флажок» (младшая - средняя группа).

13. «Как живёшь?»

17. «Кораблик» (старшая - подготовительная группа).

18. «Любопытная Варвара» (старшая - подготовительная группа).

20. «Брёвнышко» (старшая - подготовительная группа).

21. «Челночок» (старшая – подготовительная группы).

22. «У оленя дом большой» (старшая - подготовительная группа).

23. «Снеговик» (старшая – подготовительная группа).

29. «Летает - не летает» (старшая – подготовительная группы).

31. «Холодно – горячо» (старшая – подготовительная группы).

32. «Водяной» (старшая – подготовительная группы).

36. «Топор» (старшая – подготовительная группы).

40. «Фигуры» (старшая – подготовительная группы).

41. «Статуи» (старшая – подготовительная группы).

1. «Тишина» (младшая - средняя группа).

Тишина у пруда,

Не колышется вода,

Не шумят камыши,

Засыпайте малыши.

Ход игры. Дети идут в колонне по одному.

После слов дети останавливаются, приседают, наклоняют голову и закрывают глаза. Тот, кто пошевелится, встает в конце колонны.

2. «Раки» (младшая - средняя группа).

Тики-таки, тики-таки,

Ходят в нашей речке раки.

Ходят задом наперед,

ищут раки в речке брод,

Стали раки воду пить -

Выходи, тебе водить!

Ход игры. Играющие разбиваются по парам, становятся по кругу. Каждый в паре поворачивается спиной друг к другу и подает руки. С началом текста все пары двигаются в одном направлении по кругу так, что первый в паре идет прямо по направлению движения и ведет за руки второго, идущего задом наперед (это рак). По окончании текста игра повторяется со сменой направления.

Вариант игры проводится небольшими подгруппами по 4-5 человек. Играющие строятся в одну шеренгу у проведенной заранее черты (или у стены комнаты). У черты стоит один из участников (речка). С началом текста шеренга поворачивается спиной к направлению движения и начинает ходьбу, проходя назад 16 шагов (на строки 1-4). Далее раки обращаются к речке со словами: Речка, речка, где тут брод?

Вот! (С этими словами речка, ставит в любом месте площадки обруч, к которому раки должны подойти также задом наперед).

3. «Медведь» (Младшая - средняя группа).

Как под елкой снег, снег,

И на елке снег, снег,

И под горкой снег, снег,

И на горке снег, снег,

А под снегом спит медведь

Тише, тише, не шуметь!

Ход игры. Дети стоят по кругу. Выбирается медведь, он садится в середину круга, закрывает глаза.

На 1 и 3 строчки дети идут в круг, на 2 и 4 - из круга, на 5 строчку дети осторожно подходят к медведю, 6-ю строчку произносит один ребенок по указанию воспитателя. Медведь должен узнать по голосу кто сказал.

4. "Зайка серый умывается" (младшая - средняя группа).

Зайка серый умывается

Видно в гости собирается

Вымыл носик, вымыл хвостик,

Вымыл ухо, вытер сухо.

Ход игры. Дети стоят в кругу, зайка в середине, он обыгрывает текст и подходит к кому-нибудь из детей, тот и становится зайкой.

Ваня ты сейчас в лесу.

Мы зовем тебя: "А - у!"

Ну-ка глазки закрывай,

Не робей,

Кто позвал тебя?

Узнай поскорей!

Ход игры. Дети идут по кругу и произносят текст, водящий в середине круга.

6. "У ребят порядок строгий" (младшая - средняя группа).

У ребят порядок строгий,

Знают все свои места.

Ну, трубите веселей:

Тра - та - та, тра - та - та!

Ход игры: дети ходят по залу врассыпную. По сигналу дети строятся в колонну.

7. "Воздушный шар" (младшая - средняя группа).

Раздувайся наш шар,

раздувайся большой,

оставайся такой,

да не лопайся!"

Ход игры. Дети образуют тесный круг, держатся за руки, небольшими шагами отходят назад, расширяя круг,

По сигналу воспитателя: "Шарик лопнул!" дети приседают или медленно идут к центру круга и произносят: "Ш - ш - ш - ш ".

8. "Солнышко и дождик" (младшая - средняя группа).

Смотрит солнышко в окошко,

светит в нашу комнату.

Мы захлопаем в ладоши

очень рады солнышку.

Топ, топ, топ, топ / 2р.

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп / 2р.

Ход игры:

дети идут по кругу,

дети хлопают в ладоши,

дети ритмично топают,

дети ритмично хлопают.

На сигнал воспитателя "Дождь идет" дети приседают - "прячутся".

9. «Тепики» (вторая младшая группа).

Тепики-тепики,

По водице хлопики,

Хлопики ладошками

Да босыми ножками. (Г. Лагздынь).

Дети стоят свободно. Игровое упражнение выполняется по показу воспитателя.

Под чтение потешки дети встряхивают кистями обеих рук, как бы ударяя по воде.

На последнюю строчку притопывают ногами, переступая с одной ноги на другую.

10. "Волк - волчок" (младшая - средняя группа).

Волк - волчок, шерстяной бочок

Через ельник бежал,

В можжевельник упал,

Зацепился хвостом,

Ночевал под кустом.

Ход игры. Дети стоят по кругу. По считалке выбирают волка. Волк идет широкими шагами за кругом, на последние слова приседает кому-либо за спину, тот и становится волком. Игра повторяется. Можно выбрать два волка.

11. «Лето» (средняя группа).

Основные движения: умение выполнять движения в соответствии с текстом.

По лужайке

Босиком,

Солнышком согрето,

За цветистым мотыльком

Пробежало лето.

Искупалось в реке,

Полежало на песке,

Загорело,

Пролетело

И исчезло вдалеке. (В. Данько).

Дети стоят по кругу. С началом чтения стихотворения двигаются поскоком в одну сторону, а Лето скачет противоходом внутри круга. На строки 6-7 останавливается, Лето выполняет прыжки на месте с маховыми движениями рук (“мельница”). На последние 3 строки Лето выбегает за круг и присаживается за кем-либо из играющих. С окончанием текста дети ищут, куда спряталось Лето. Кто найдет его за своей спиной, выходит в середину. Это новое Лето.

12. "Флажок" (младшая - средняя группа).

Дети стали в кружок,

Увидали флажок,

Кому дать, кому дать,

Кому флаг передать?

Выйди, Оля, в кружок,

Возьми, Оля, флажок!

Выйди, выйди, возьми,

Выше флаг подними!

Ход игры. Дети стоят по кругу, в центре один ребёнок с флажком. После слов: "выйди, выйди..." названной ребенок выходит в середину и берет флажок. Первый ребенок встает в круг, игра повторяется.

Как живешь? Вот так!

Показать большие пальцы обе их рук, направленные вверх.

Как идешь? - Вот так!

Маршировать.

Как бежишь? - Вот так?

Бег на месте.

Ночью спишь? - Вот так!

Ладони соединить и поло жить на них голову (щекой)

Как берешь? - Вот так!

Прижать ладонь к себе.

А даешь? - Вот так!

Выставить ладошку вперед.

Как шалишь? - Вот так!

Надуть щеки и кулачками мягко ударить по ним.

Как грозишь? - Вот так!

Погрозить пальцем вперед, или друг другу.

14. «Скажи наоборот» (старшая - подготовительная группа).

(Дети стоят по кругу, бросают и ловят мяч с названием слов-антонимов)

Под спокойную музыку дети выходят из зала.

15. «Вьюшки-вьюшки» (старшая - подготовительная группа).

Вьюшки, вьюшки,

вьюшки вью.

Руки сжаты перед собой в кулаки. Вращать кулаки друг вокруг друга. Текст произносить низким голосом.

Заколачиваю.

Стучать кулаком о кулак (чередовать 2 удара - сверху правая рука, 2 удара - сверху левая рука).

Оп!

Показать указательные пальцы обеих рук.

Вьюшки, вьюшки, вьюшки вью.

Вращать указательные пальцы перед собой друг вокруг друга. Текст произносить нормальным голосом (средняя высота).

Колотушки колочу. Приколачиваю.

Заколачиваю.

Стучать указательным пальцем правой руки по указательному пальцу левой руки (сверху вниз) и наоборот.

Оп!

Сжать руки в кулаки и показать мизинцы.

Вьюшки, вьюшки, вьюшки вью.

Вращать мизинцы друг вокруг друга перед собой. Текст произносить тонким голоском.

Колотушки колочу. Приколачиваю. Заколачиваю.

Стучать мизинцем правой руки по мизинцу левой руки (сверху вниз) и наоборот.

Дзынь.

Нажать на кончик носа указательным пальцем.

16. «Маланья» (старшая - подготовительная группа).

У Маланьи, у старушки (хлопки в ладоши: то правая, то левая рука сверху)

Жили в маленькой избушке (сложить руки углом, показывая «избушку»)

Семь сыновей (показать семь пальцев)

Все без бровей (очертить брови пальцами).

Вот с такими ушами (ладони с растопыренными пальцами поднести к ушам),

Вот с такими носами (показать длинный нос, поставив ладони с растопыренными пальцами друг за другом),

Вот с такой головой (очертить большой круг вокруг головы),

Вот с такой бородой (показать руками большую бороду)!

Они не пили и не ели (одной рукой поднести ко рту «чашку», другой - «ложку»),

На Маланью все глядели (держа руки у глаз, похлопать пальцами, как ресницами).

И все делали вот так... (дети показывают загаданные действия).

17. «Кораблик» (старшая - подготовительная группа).

По реке плывет кораблик,

Он плывет издалека (ладони соединить лодочкой; выполнять волнообразные движения руками).

На кораблике четыре очень храбрых моряка (показать одновременно по 4 пальца на каждой руке).

У них ушки на макушке (сложить обе ладони к макушке).

У них длинные хвосты (пальцы рук сложить в щепотку и развести в стороны).

И страшны им только кошки,

Только кошки да коты (растопыренными пальцами обеих рук совершать царапающие движения).

18. «Любопытная Варвара» (старшая - подготовительная группа).

Любопытная Варвара

Смотрит влево,

Смотрит вправо,

Смотрит вверх,

Смотрит вниз,

Чуть присела на карниз,

А с него свалилась вниз!

(Дети поднимают и опускают плечи.

Поворачивают корпус влево.

Поворачивают корпус вправо.

Поднимают голову вверх.

Опускают голову.

Выполняют легкие полуприседания.

Резко приседают).

Мы - веселые мартышки, мы играем громко слишком,

Мы в ладоши хлопаем, мы ногами топаем,

Надуваем щечки, скачем на носочках.

И друг другу даже, языки покажем.

Дружно прыгнем к потолку, оттопырим ушки,

Ногу поднесем ко рту, хвостик на макушку.

(Выполнять движения в соответствии с текстом).

20. «Брёвнышко» (старшая - подготовительная группа).

Туки, туки, туки, тук,

Топором срубили дуб (ладони сложены в замок; совершать рубящие движения руками (сгибая локти и отводя замок то влево, то вправо),

Мы рубанок в руки взяли

И сучки все обстрогали (ладони сложены и выпрямлены; согнутые локти (ладони у живота), выпрямить вперед; и опять согнуть, приближая ладони к животу).

Вышло гладкое бревно.

Ох, тяжелое оно (поглаживать себя по бокам, прижимая руки к телу).

Что нам делать?

Как нам быть?

Будем мы бревно катить.

От Пети к Маше,

От Маше к Илюше,

От Илюши к Паше...

Все садятся на корточки в кружок.

Кто-то из детей изображает бревно, ложится, прямые руки прижаты к телу. Ребенок, которого называют по тексту, катит «бревно», соседи по кругу слева и справа могут ему помочь.

21. "Челночок" (старшая – подготовительная группы).

Ход игры. Все играющие встают парами лицом друг к другу и берутся за руки - это ворота. Дети из последней пары проходят под воротами и встают впереди колонны, за ними идет следующая пара.

Правила: пройти нужно так чтобы не задеть ворота, дети держат друг друга за руки.

22. «У оленя дом большой» (старшая - подготовительная группа).

У оленя дом большой,

А у зайки маленький.

Олень сидит,

в окошко глядит.

Зайка по полю бежит,

В дверь к нему стучит:

«Тук-тук, дверь открой,

Там в лесу охотник злой!»

Зайка, зайка, забегай!

Лапку мне давай!

Руки над головой изображают крышу дома.

Руки изображают крышу, но опущены вниз

Правым кулаком подпереть щеку; левая рука поддерживает правую.

Бег на месте.

Топать ногами, руки на поясе.

Имитация стука в дверь поочередно

правой и левой рукой

Руки на поясе, поочередно поворачиваться вправо и влево, одновременно поворачивая голову назад.

Зазывные движения рукой

Протянуть руку с открытой ладонью.

23. "Снеговик" (старшая – подготовительная группа).

Среди нашего двора

Снеговик стоял вчера.

Сами мы его слепили,

Нос - морковку не забыли,

А сегодня за окном

Потекли ручьи кругом.

Ход игры. Дети обыгрывают стихотворение, а затем показывают, как таял снеговик.

24. «Сокол» (старшая – подготовительная группы).

Пролетал высоко сокол.

Уронил перо в осоку.

Соколиного пера

Не найти нам до утра.

Утром солнышко взойдет -

Вова перышко найдет.

Ход игры. Дети сидят на стульях по кругу. Выбирается сокол. С началом стихотворения, которое произносят все дети, сокол пробегает за кругом и роняет перо (бутафорское) за спиной одного из детей. Со словами: «Утром солнышко взойдет...», сокол садится на свободный стул в круг с детьми. Последние три слова произносят все дети, называя имя того ребенка, за спиной которого оказалось перо сокола. Он и становится соколом. Игра повторяется.

25. «Колобок» (старшая – подготовительная группы).

Ход игры. Мяч для этой игры может быть любого размера. Участники становятся в круг на расстоянии вытянутых рук друг от друга. В центре круга - водящий. Игроки один другому ногами передают мяч, а водящий старается перехватить его. Покидать свое место игрокам нельзя. Они могут плавно перекатывать мяч, отбивать, делать обманные движения. Нельзя только брать его в руки. А водящий может поступать как угодно; задержать мяч ногой, рукой, выбить за круг, достаточно даже слегка прикоснуться к нему.

Если водящему удастся задержать мяч, он становится на место того игрока, от которого к нему попал мяч.

26. «Щука» (старшая – подготовительная группы).

Мимо леса мимо дач,

Плыл по речке

красный мяч.

Увидала щука: -

Что это за штука?

Хвать, хвать.

Не поймать.

Мячик вынырнул опять.

Выходи, тебе водить!

Ход игры. Игра проводится с мячом. Дети стоят по кругу. Выбирается Щука. Она выходит на середину круга. На первые четыре строки стихотворения дети перекатывают мяч от одного к другому через центр круга (мимо Щуки). На пятую строку стихотворения мяч перекатывается Щуке, которая берет мяч, произнося текст шестой строки, и как бы разглядывает мяч. На первые три строки второй строфы стихотворения Щука ударяет мячом об пол, произнося этот текст, на четвертую строку она перекатывает мяч снова детям, которые продолжают перекатывать его снова от одного к другому через середину. Тот ребенок, на которого пришлись слова «Тебе водить», выходит с мячом в середину. Он становится Щукой. Игра повторяется.

27. «Кто ушел?» (старшая – подготовительная группы).

Ход игры. Дети строятся в круг. Водящий встает в центре круга и закрывает глаза. Учитель дотрагивается до одного из играющих, стоящих в круге, и он тихо выходит из зала. Учитель разрешает водящему открыть глаза и спрашивает у него: «Отгадай, кто ушел?» Если водящий отгадал, то он встает в круг и выбирает другого водящего. Если не отгадал, то снова закрывает глаза, а выходивший из зала занимает своё прежнее место в кругу. Водящий открыв глаза, должен назвать его.

28. «Хоровод» (старшая – подготовительная группы).

Ход игры. Играющие образуют два круга, один внутри другого, и берутся за руки. По сигналу воспитателя они начинают движение в заданную сторону (ходьба или медленный бег). Можно предложить ритмическую ходьбу под песню или музыкальное сопровождение.

29. «Летает - не летает» (старшая – подготовительная группы).

Ход игры. Дети идут в колонне по одному. Учитель называет различные предметы. Если предмет летает, например самолет, птица, то дети должны поднять в стороны руки и взмахнуть ими, как крыльями, если предмет не летает, то они не должны поднимать рук.

Тот, кто неправильно поднял руки, считается проигравшим.

30. «Ручеек» (старшая – подготовительная группы).

Дети идут в колонне по двое. По команде учителя «Ручеёк» дети останавливаются, берутся за руки и поднимают руки вверх. Каждая пара, начиная с последней, одна за другой пробегает внутри (под руками) и становится впереди, поднимая руки вверх.

31. "Холодно - горячо" (старшая – подготовительная группы).

Ход игры. Водящий выходит из зала, дети прячут предмет. После этого водящий входит и ищет предмет. А дети ходят за ним и говорят:

Холодно…тепло…горячо…, помогая найти спрятанный предмет.

32. "Водяной" (старшая – подготовительная группы).

Дедушка - Водяной!

Что сидишь ты под водой?

Выйди, выйди хоть на час.

Угадай кого из нас!

Ход игры. Дети стоят в кругу, водяной в центре. Дети идут по кругу и говорят слова, после слов: «Выйди, выйди...» водяной идет с закрытыми глазами, руки вперед, кого заденет, того и угадывает.

33. «Находка» (старшая – подготовительная группы).

По лугу шел, моток нашел,

Моток нашел, за ним пошел.

Катись, находочка моя!

Куда моток, туда и я.

Ход игры. Играющие стоят по кругу и перекатывают мяч от одного к другому (по два перекатывания на каждую строку). По окончании текста мяч перекатывается в обратном порядке, без слов, пока снова не вернется к тому, с кого началась игра. Следует обратить внимание детей на то, что, играя, они должны запомнить, от кого получали мяч.

34. «Шмель» (старшая – подготовительная группы).

Ход игры. Играющие сидят по кругу. Внутри круга по земле перекатывается мяч. Играющие руками откатывают его от себя, стараясь осалить другого (попасть в ноги). Тот, кого коснулся мяч (ужаленный), поворачивается спиной к центру круга и в игре не участвует, пока не будет осален другой ребенок. Тогда он вступает в игру, а вновь ужаленный поворачивается спиной в круг.

Правила: мяч откатывать только руками; нельзя ловить, задерживать мяч.

«Мы немножко порезвились,

По местам все разместились.

Ты,…(имя), отгадай,

Кто позвал тебя, узнай».

Ход игры. Водящий закрывает глаза. Дети идут по кругу, водящий стоит в середине круга. С окончанием слов дети останавливаются. Воспитатель показывает на кого-нибудь из играющих.

Правила: водящему не открывать глаза, пока не назовет позвавшего. В это время всем соблюдать тишину.

36. «Топор» (старшая – подготовительная группы).

Взял Егор в углу топор,

С топором пошел во двор.

Стал Егор чинить забор,

Потерял Егор топор.

Вот и ищет до сих пор,

Поищи и ты топор!

Ведущий (сначала взрослый) прячет в ладонях одного из играющих маленький предмет (топорик). Стихотворение произносят хором. Тот из играющих, на кого пришлось слово «топор», идет его искать.

37. «Царь Горох» (старшая – подготовительная группы).

Ход игры. По считалке выбирается водящий - Царь Горох, он отходит от детей на 8-10 шагов и поворачивается спиной. Остальные дети договариваются, какое действие они будут изображать. Царь Горох подходит к детям и говорит:

Здравствуйте, дети!

дети отвечают:

Здравствуй, Царь Горох!

Царь Горох спрашивает:

Где вы бывали? Что вы видали?

дети отвечают:

Что мы видели - не скажем, А что делали - покажем.

Дети выполняют задуманное движение (стирают, играют на гармошке, подметают пол...). Царь Горох отгадывает. Если он не отгадал, то проигрывает, дети говорят ему, что они делали и придумывают новое действие.

38. «Найдите различия» (старшая – подготовительная группы).

Ход игры. Все садятся в круг. Для игры нужно, чтобы играющие внимательно осмотрели друг друга. Когда ведущий выходит из комнаты, участники должны произвести небольшие перемены в своем облике: заколоть волосы, забинтовать палец, расстегнуть пуговицу и т. п. Ведущий должен определить, что изменилось у игроков. Тот, у кого он нашел больше всего изменений, и будет водить.

Ход игры. Дети образуют круг. Водящий встает в центре круга и закрывает глаза. Не держась за руки, дети идут по кругу вправо (влево) и говорят:

Мы собрались в ровный круг,

Повернемся разом вдруг,

А как скажем «Скок-скок-скок»,

Слова «скок-скок-скок» произносит один из детей по указанию воспитателя. Водящий должен узнать, кто сказал эти слова. Если он отгадал, он встает на место произносившего слова. Если водящий не узнал голос, игра повторяется, а дети идут по кругу в другую сторону.

40. «Фигуры» (старшая – подготовительная группы).

Ход игры. Играющие образуют круг. В центре круга встает водящий. Взявшись за руки, все начинают передвигаться по кругу в заданную сторону. По сигналу воспитателя все останавливаются и принимают самые различные позы - фигуры, например, изображают бегущего спортсмена, летящую птицу, прыгающего зайца и т. п. Водящий выбирает фигуру, которая ему больше всего понравилась, и меняется с этим игроком местами.

41. "Статуи" (старшая – подготовительная группы).

В эту игру лучше играть большим мячом. Игроки становятся по кругу и перебрасывают мяч друг другу руками. Кто не поймает мяч, получает наказание: продолжает игру, стоя на одной ноге. Если в такой позе ему удается поймать мяч, то наказание снимается; он становится на обе ноги. Если же совершается еще одна ошибка, игрок становится на одно колено. При третьей ошибке он опускается на оба колена. Если в этом положении игрок поймает мяч, ему прощаются все наказания, и он продолжает игру, стоя на обеих ногах. А если постигнет неудача, придется выбыть из игры.

42. «Эхо» (старшая – подготовительная группы).

Ход игры. Дети идут в колонне по одному. Воспитатель, произносит какую-либо фразу, а дети, как эхо, повторяют последнее слово. Например, воспитатель говорит: «Кукареку» - дети отвечают протяжно: «Ку-ку».


Воспитательное значение игры, её всестороннее влияние на развитие ребёнка в школьном возрасте трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку - знающим, неумелого - умельцем. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим.

Игра - самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к её достижению, общие интересы и переживания. В игре ребёнок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача руководителя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.

Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учёба, игра для них - труд, игра для них - серьёзная форма воспитания.

В играх дети радуются, на каждом шагу открывая для себя новое в окружающем их мире, в формах игры, овладевая навыками, которых требует жизнь. Игра больше, чем какая-либо другая деятельность в дошкольном возрасте, требует от ребёнка определённых поступков, выявления личных свойств и качеств.

Как показывает опыт организации детской жизни, необходимо, чтобы развивалось и действовало особое качество, позволяющее детям устанавливать между собой связи, чувствовать друг друга, общаться друг с другом, быть способными действовать друг с другом. Это свойство называется общественностью. Предлагая детям играть вместе, играть дружно, мы тем самым требуем от них довольно высокого уровня развития общественности.

Именно игра позволяет формировать это качество и тем самым сближает воспитание с характером жизни общества взрослых.

РОЛЬ ПЕДАГОГА В ИГРЕ

Организация и проведение игры, которая побуждала бы к хорошим поступкам, вызывала бы лучшие качества, требует большого искусства ПЕДАГОГА.(Или вожатого) Деятельность педагога должна быть в первую очередь обращена на то, чтобы организовать играющих детей, добиться между ними правильных взаимоотношений. Если игры - это радость, то нужно так организовать их, чтобы они воспитывали положительные эмоции, что достигается только при положительных взаимоотношениях между играющими.

Поэтому взаимоотношения детей должны быть в центре внимания педагога постоянно, а не только тогда, когда возникают конфликты в играющем коллективе.

Когда педагог входит в центр детской жизни - в круг отношений, которые складываются между детьми, то ему легче ориентироваться при организации игры.

Поэтому педагог должен владеть мастерством руководства игрой: подвижной, ролевой, музыкальной, командной - в такой мере, чтобы готовым в любой момент показать детям игру, проиграть её с ними, оценить их достижения в овладении правилами и ещё небольшой, но всё же существенной техникой той или иной игры.

Педагог должен вносить новый игровой опыт, учить детей играть в определённую игру.

Для ребёнка овладение новой игрой означает получение нового опыта.

БУБЕН

По жребию выбирается водильщик - Бубен. Он берёт жгут и садится на землю (на пол). Играющие окружают его и дразнят.

Бубен, бубен, долгий нос,

Почём в городе овёс?

Две копейки с пятаком!

Ехал Бубен с колпаком.

Овса Бубен не купил,

Только лошадь утопил!

Бубен, Бубен беги за нами,

Хватай руками.! - кричат играющие и разбегаются, а Бубен бежит за ними. Тот, кого он поймает и обхватит жгутом, становится новым водильщиком.

ВЕСЁЛЫЙ ПОЕЗД

В ЭТУ ИГРУ С УДОВОЛЬСТВИЕМ ИГРАЮТ И ДЕТИ И ВЗРОСЛЫЕ

Готовиться конверт с карточками-заданиями и на празднике или игровой программе предложить гостям или детям попутешествовать на «весёлом поезде». Сидящие за столом под музыку или скандируя слова:

Тук-тук-тук стучат колёса,

Поезд наш летит вперёд.

Кто сойдёт на остановке,

Тот нам спляшет и споёт.

как только четверостишие заканчивается или музыка останавливается, тот участник, у кого оказался конверт вынимает из него карточку с заданием и выполняет его.

Задания для детей:

Спой песенку колобка.

Скажи соседу справа «Какие у тебя красивые уши»

Ты -кенгуру. Зажми между коленями мячик и попрыгай с ним вокруг стола.

Нарисуй лошадь с завязанными глазами.

Скажи три раза поговорку «Папа покупал покупку».

Ты - бабочка. Покажи, как ты порхаешь на лугу.

Ты - птичка, покажи, как ты насиживаешь яйца в гнезде, летишь за кормом, кормишь птенцов.

Ты - петух. Покажи, как роешь землю, находишь зёрнышко, созываешь кур.

Ты - поезд. Покажи, как будешь подходить к станции.. Отправляться от неё.

Положи в рот три конфетки, Съешь их.

Получи приз.

Изобрази собачку, которая радуется своему хозяину.

СКУЧНО ТАК СИДЕТЬ

Вдоль противоположных стен зала стоят стулья. Участники игры садятся на стулья у одной стены и читают стишок:

Скучно, скучно так сидеть,

Друг на друга всё глядеть.

Не пора пробежаться

И местами поменяться?

Как только стишок прочитан, все играющие бегут к противоположной стене и стараются занять свободные стулья, которых на один меньше, чем участников игры. Тот, кто остаётся без стула, выбывает. Постепенно убирают по одному стулу. Всё повторяется до тех пор, пока один из двух ребят не займёт последний стул.

КТО ЛЕТИТ?

Играющие сидят вокруг стола. Каждый кладёт на стол указательный палец. Руководитель (водящий) говорит: «Голубь летит», и поднимает вверх палец; все делают то же самое. Затем он называет других птиц и насекомых («Воробей лети», «Пчела летит» и т.д.) и все поднимают палец. Неожиданно он вставляет: «Корова летит» (или «Стол лети», «Осёл летит» и т.п.) В этих случаях палец поднимать не нужно. Тот, кто ошибся, получает штрафное очко. Побеждают наиболее внимательные, у которых к концу игры будет меньше штрафных очков.

НАДОЕЛО ТАК СИДЕТЬ

Стулья ставят друг против друга. На одной стороне - по количеству игроков, на противоположной стороне на один меньше.

Дети дружно все произносят слова:

Надоело так сидеть,

Друг на друга всё глядеть.

Не пора ли пробежаться

И местами поменяться.

Ра, два, три.

После слова «три» дети бегут на противоположную сторону и занимают стул. Ребёнок, которому стул не достался- выбывает из игры и забирает с собой стул.

ДЕПО

Дети (вагончики) беспорядочно рассаживаются по стульям(депо) в зале (комнате). (На лужайке можно на траве) Выбирают водящего машиниста. У него нет стула. Педагог(вожатый) объявляет: Солнце встало, утро настало. «Машинист подаёт гудок, изображает паровозик, ходит между стульями собирает вагончики в состав. Возле каждого стула состав останавливается, машинист подаёт гудок «Ту-ту». Вагончик цепляется. Состав во главе с машинистом делает несколько кругов. Затем Машинист подаёт гудок, вагончики разбегаются по своим «депо», машинист тоже занимает себе место. Игрок, которому место не досталось, становится машинистом.

ПТИЦЫ

Дети выбирают (или назначает вожатый) «Хозяйку» и «ястреба», остальные -«птицы». «Хозяйка» тайком от «ястреба» даёт название каждой птице: «кукушка», «ястреб», «воробей». Прилетает «Ястреб» и начинает переговоры с «хозяйкой».

За чем пришёл.

За птицей.

За какой?

Ястреб называет «кукушку». Кукушка выбегает, ястреб ёё ловит. Если названной ястребом птицы нет, хозяйка говорит: Нет такой птицы. Игра продолжается пока ястреб не назовёт 3-4 птицы. На роль хозяйки и ястреба назначают других детей.

Правила: 1. Ястреб может гнаться за птицей до условленной черты. Если поймает, забирает с собой, нет - птица возвращается на место. Пойманная птица не играет до конца игры.

ЗАЙЧИК В ОГОРОДЕ

По считалке ребята выбирают «зайчика». Становятся в круг. Они изображают огород. Можно покачать руками, подняв вверх. Зайчик скачет в огород- в середину круга. Наевшись, заяц пытается вырваться из круга. Дети то поднимают, то опускают руки, а заяц старается проскочить под ними. Если ему удаётся выбрать из огорода, он выбирает себе нового «зайчика». Игра начинается сначала.

ВОЛК, ТЫ ГОТОВ?

Один из играющих изображает волка. Остальные взявшись за руки, подходят к тому месту где он сидит и говорят:

Волк, ты встал?

Встал.

Волк, ты готов?

Одеваюсь.

Волк. Ты идёшь?

Иду.

С этими словами волк выходит из засады и ловит разбегающихся детей. Кого поймает, то становится волком.

МЫШКА ЗДЕСЬ?

Инвентарь. Маски кошки и мышки.

Ход игры. Среди играющих выбирают кошку и мышку. Остальные берутся за руки и образуют круг. Двое играющих, подняв руки, изображают ворота. Мышка в кругу, кошка- за кругом.

В начале игры кошка стучится в ворота и спрашивает «Мышка здесь?». Ворота отвечают: «Да, она умывается». Кошка умывается, мышка обегает круг, подходит к воротам. «Мышка здесь?», ворота отвечают «Да. Она причёсывается.» - «А когда она будет готова?» Ворота: «В восемь часов.» (дети могут назвать любое число до десяти). Дети прыгают столько раз, сколько сказали ворота. Кошка обегает круг.

Мышка здесь?»- спрашивает кошка в третий раз.

- «Да, она уже выходит». После этих слов кошка вбегает в ворота, а мышка выбегает из круга. Начинаются догонялки. Игра продолжается до тех пор, пока кошка не поймает мышку.

Кошка имеет право выбегать из круга только в том месте, где пробежала мышь. Играющие беспрепятственно пропускают кошку.

ПОКУПКА ЛЕНТОЧЕК

Ход игры: Выбирают продавца и покупателя, остальные изображают ленточки. Покупатель отходит в сторону, чтобы не слышать, каким цветом называет продавец свои ленточки.

Покупатель к продавцу, завязывается разговор.

Кто пришёл?

Весёлая Агнесса.

Что вам нужно?

Ленточку.

Какого цвета?

Покупатель называет цвет. Если угадал цвет одного из играющих, тот уходит с ним.. Если ошибается, может назвать другой.

Покупателя заменяют, если он угадал большую часть цветов. Выбирают также новую хозяйку.

ОГОНЬ-ВОДА

Когда ведущий говорит «Огонь» - все приседают, сидят не шелохнувшись.Вода- все изображают пловцов. Ведущий пытается запутать игроков, называя подряд одно и тоже слово. Кто ошибётся, выбывает из игры. Играют то тех пор, пока не останется один игрок. Можно не удалять детей, а делать замечания. Почаще менять ведущих.

СОБАКИ И ПЕТУХИ

(Спокойная, игра, сидя.)

Ход игры: Игроки садятся в круг, вожатый каждому даёт название какого-нибудь города. Затем он говорит:» Я слышал, что в городе Воронеже собаки кукарекают, а петухи лают». Игрок с именем г. Воронеж отвечает: «Нет, сударь, в г. Воронеже собаки не кукарекают, а петухи не лают. Город, в котором собаки кукарекают, а петухи лают, называется Орёл. Игрок, чей город назван, отвечает таким же образом. Если он отвечает не сразу или путает, т.е. говорит неправильно: «Собаки не лают, а петухи не кукарекают», то даёт залог. Когда залогов набирается много, их выкупают, выполняя какое-либо задание.

ИДИ К СОСЕДУ НАПРОТИВ

(Игра в комнате - малоподвижная)

Играющие рассаживаются на стулья в круг. В середину выходит водящий. Он подходит к любому игроку и спрашивает, например: «У вас есть тетради, колбаса, вода, конфеты, торты, грабли.?» Игрок отвечает. «Нет, иди к соседу напротив» (показывает рукой, к какому именно). Водящий идёт к указанному игроку, спрашивает у него то же самое. А все остальные в это время должны поменяться местами. Водящий тоже должен следить за этим и успеть занять свободный стул. Кому стул не достался, становится водящим.

ЗДРАВСТВУЙ, ДРУГ!

(Из цикла телесная терапия)

Проводится с целью установления тёплых дружеских отношений.

Все участник становятся в общий круг и рассчитываются на 1-й. 2-й. 1-е становятся во внутренний круг, спиной друг к другу. 2-е номера во внешний, лицом к 1-м. (Можно поставить по кругу мальчиков напротив девочек). Таким образом образуются пары. (Общаются друг с другом с помощью слов и жестов).

Здравствуй, друг! - (рукопожатие),

Как ты тут? - (стучат по плечу друг друга).

Где ты был? - (склоняются к уху друг друга).

Я скучал! - (стучат по обоим плечам).

Вот ты здесь! - (раскрывают руки, разводят в стороны)

Как я рад! - (обнимаются, похлопывая друг друга по спине).

Затем вторые номера смещаются вправо или влево, и снова пары общаются.

Игра продолжается до тех пор, пока участники не придут в свои прежние пары.

ПАРОВОЗИК

Проводится с целью: закрепить знакомство, сформировав позитивное отношение друг к другу.

Все участники встают в круге паровозиком, по команде ведущего начинают выполнять какие какие-то манипуляции с соседом. Например: слегка мнут впереди стоящему плечи, постукивают по спине, пощипывают, поглаживают.

Затем все по команде ведущего, разворачиваются и то же самое проделывают с другим соседом.

Игра вызывает массу положительных эмоций: весёлый смех, хорошее настроение.

March 28th, 2011

Дошколята 4-5 лет с удовольствием поиграют не только в подвижные игры, но и в те, где нужно подумать. Упор в играх рекомендуется делать на развитие наблюдательности, запоминания, логики, воображения и навыков речи, а в подвижных играх - на совершенствование координации, скорости, ловкости и внимательности.

Вот несколько подходящих игр:

  1. Кошки-мышки

Активная игра. Развивает ловкость, скорость, внимательность. Может с успехом проходить среди разновозрастной компании. Подходит для дома и улицы.
Есть два варианта этой игры.
Первый. Все, кроме троих игроков берутся за руки и встают в незамкнутый круг. Внутри бегает "мышка" и две "кошки". "Кошки" должны догнать мышку, но это не так просто, т.к. она может спокойно пробегать между игроками в кругу, а они – нет. После все втроем встают в круг и выбираются новые кошки-мышки.
Второй вариант. В одном углу обозначается дом кошки, в другом – норка мышей, в третьем – кладовая, где находятся мелкие предметы, изображающие припасы. Кошка засыпает в домике, а мышки перебегают из норы в кладовую. На хлопок ведущего (или после слов стишка) кошка просыпается и начинает ловить мышей, которые стараются добежать до норки. Вначале кошку играет кто-то из взрослых, который делает вид, что ловит, но дает мышкам убежать. В игру можно внести словесное сопровождение:
Кот мышей сторожит,
Притворился, будто спит.
Вот он слышит - вышли мыши,
Потихоньку, ближе, ближе,
Изо всех ползут щелей.
Цап – царап! Лови скорей!

  1. Карусели

Спокойно-активная хороводная игра. Развивает координацию и синхронность движений, ловкость, внимательность. Умение управлять силой голоса. Подходит для дома и улицы.
Ведущий вместе с детьми встает в круг и все начинают медленно и тихо произносить текст:
Еле-еле, еле-еле
Закружились карусели.
(При этом игроки начинают медленное движение по кругу)
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
(Нарастает и темп и сила голоса, одновременно увеличивается скорость движения. Игроки переходят на бег) Следующая часть произносится с понижением темпа и силы голоса:
Тише, тише! Не спешите!
Карусель остановите!
(С этими словами все останавливаются).

  1. Кенгуру

Активная игра. Развивает ловкость, быстроту в движениях. Может с успехом проходить среди разновозрастной компании. Подходит для дома и улицы.
Соревнуются две команды. Зажав ногами спичечный коробок (или аналогичный предмет), нужно допрыгать как кенгуру до противоположной стенки (или стула), остановиться и громко сказать: "Я – кенгуру!" (это заявление тоже оценивается ведущим). Затем нужно допрыгать обратно и передать коробок товарищу по команде. Победившей команде - призы.

  1. Лишнее слово

Спокойная игра. Развивает внимание, логику, умение объединять предметы в группы и подбирать обобщающие слова. Подходит для дома и улицы.
Перед началом игры ведущий объясняет, что в русском языке есть слова схожие по значению. Ведущий перечисляет детям 4 слова, а они называют, какое лишнее, и объясняют, почему они так думают. Можно играть не только с существительными, но и с глаголами и прилагательными.

  1. Конфетки

Спокойная игра. Учит общению, умению формулировать вопросы и ответы. Подходит для дома и улицы.
Хорошая игра для начала праздника, позволяющая детям раскрепоститься. Потребуются любые конфеты или драже. Каждому ребенку предлагают взять столько конфет, сколько он хочет. Затем тарелку с угощением передают по кругу. Затем ведущий объявляет правила игры: каждый гость должен ответить на количество вопросов от других, равное количеству конфет, которые он взял.

  1. Горячий шарик

Спокойная игра. Развивает ловкость, скорость и внимательность. Подходит для дома и улицы.
Азартная игра: все становятся в круг и под музыку передают друг другу шарик. Когда музыка замолкает, игрок, который не успел передать шарик и остался с ним в руках, выбывает (можно отсаживать в почетные зрители, можно брать фанты). Выигрывает последний участник, оставшийся без шара.

  1. Пропущенные числа


Ведущий считает до 10, умышленно пропуская некоторые числа (или ошибаясь). Игроки должны хлопнуть в ладоши, как услышали ошибку, и назвать пропущенное число.

  1. Пушинка

Спокойная игра. Развивает дисциплину. Подходит для дома.
Старинная русская игра. Команды встают друг против друга, между ними – черта, которую нельзя переступать (например, ленточка). Ведущий подбрасывает перышко (можно использовать распушенный ватный клочок) над головами участников. Задача: передуть его на сторону противника. Внимание, команде, заступившей ленточку или дотронувшейся до перышка руками, засчитывается поражение.

  1. Ромашка

Спокойная игра. Позволяет раскрепоститься. Подходит для дома.
Подходит для начала праздника, если гости чувствуют себя скованно. Для игры заранее заготавливается из бумаги ромашка. Количество лепестков должно быть равно количеству гостей. На обороте каждого написаны легкие смешные задания, например, прокукарекать, пропрыгать по-лягушачьи или на одной ножке, повторить скороговорку, проползти на четвереньках и т.д. Дети отрывают по лепестку и выполняют задание. Если дети еще не умеют читать, задание можно изобразить в виде рисунка или прочитать ведущему.

  1. Ежики

Активная игра. Развивает скорость, мелкую моторику. Подходит для улицы и дома.
Командная игра. Для нее нужна веревка 1.5 м и прикрепленные на нее 30 разноцветных прищепок. В роли ежиков выступают взрослые. Игроки подбегают к растянутой веревке по одному, как в эстафете, снимают по одной прищепке, бегут к сидящим на стульях "ежикам" и прицепляют ее на любое место одежды или прически. Хорошо, если от веревки до ежиков расстояние метров 10. Выигрывает та команда, чей ежик ощетинится лучше, т.е. у которого будет больше прищепок – иголок. Второй команде можно дать приз за самого оригинального/симпатичного/веселого ежа (по обстоятельствам).

  1. Я иду, иду

Активная игра. Развивает скорость и внимание. Подходит для дома и улицы.
Веселая, эмоциональная игра, доставляющая маленьким детям много удовольствия. Дети выстраиваются за ведущим цепочкой. Он идет и произносит следующие слова: "Я иду, иду, иду, за собой детей веду (произвольное число раз), а как только повернусь, сразу всех переловлю" Услышав слово "переловлю", дети бегут в заранее оговоренное безопасное место, а ведущий их ловит (для малышей лучше делать вид, давая им убежать). Игра хорошо подходит для дома, когда ведущий ведет из комнаты в комнату, повторяя первые строчки. Когда же будет произнесено заветное "переловлю", дети с визгом устремляются через всю квартиру к спасительному месту.

  1. Паук и мухи

Мерцающая игра. Учит детей бегать в разных направлениях, не сталкиваясь, и замирать по сигналу. Развивает координацию и внимание. Подходит для дома и улицы.
В одном углу комнаты (площадки) обозначается паутина, в которой сидит "паук". Остальные дети изображают мух: бегают, кружатся по всему помещению, жужжат. По сигналу ведущего: "Паук!" мухи замирают на том месте, где их застал сигнал. Паук выходит из паутины и внимательно смотрит, кто шевелится. Того, кто пошевелился – отводит в свою паутину.

  1. Кто я?

Спокойная игра. Развивает логику, расширяет кругозор. Подходит для дома.
Подойдет для начала праздника. При входе каждый ребенок получает новое имя – медведь, лиса, волк и т.д. Картинка с новым именем прикрепляется на спину ему, он об этом не знает, до тех пор, пока с помощью наводящих вопросов не выяснит у окружающих все о себе. Как вариант, можно описывать это животное только прилагательными (например: хитрая, рыжая, пушистая… - лиса). Задача – как можно быстрее выяснить, о ком идет речь.

  1. Времена года?

Спокойная игра. Развивает внимание, логику, расширяет кругозор. Подходит для дома и улицы.
Ведущий выбирает любое время года и называет его игрокам. Затем он начинает перечислять явления и предметы, связанные с этим временем года. Время от времени он произносит неправильные слова. Услышав слово, которое не имеет отношения к этому времени года, дети должны хлопнуть в ладоши.

  1. Съедобное - несъедобное?

Спокойная игра. Развивает внимание и логику. Подходит для дома и улицы.
Ведущий бросает мяч одному из игроков и произносит какое-нибудь слово. Игрок должен поймать мяч, если слово обозначает съедобный предмет, или отбросить его, если предмет несъедобный. Побеждает самый внимательный. С ошибившихся можно брать фанты, по которым потом втемную назначаются смешные задания.

  1. Послушная тень или Зеркало

Спокойная игра. Развивает внимание. Подходит для дома и улицы.
Выбираются два игрока (например, при помощи считалочки), один - тень другого. "Тень" должна повторять действия другого игрока, по возможности синхронно. Если в течении минуты игрок не сделает ни одной ошибки – он становится основным игроком и выбирает себе тень из числа других игроков.

  1. Поиски клада

Спокойная игра. Развивает умение ориентироваться в пространстве, логику, внимание, способность сопоставлять части, собирать мозаику. Подходит для дома и улицы.
Заранее составляется карта места, где спрятаны сокровища (квартиры или улицы), разрезается на кусочки, каждый из которых добывается игроками в виде награды за правильно отгаданную загадку или выполненное задание. Составив карту как пазл, все приглашенные ищут сокровище и обнаруживают что-то вкусное или интересное. Перед этой игрой лучше потренироваться и составить с детьми похожий план, проговаривая, как и что обозначается. Важно обратить внимание детей, что план – это как бы вид сверху. В случае затруднения в поисках клада ведущий подсказывает, направляя детей в нужном направлении.

  1. Горячо-холодно

Спокойная игра. Развивает логику. Подходит для дома.
Подойдет для начала праздника, если в комнате заранее спрятать разные сувениры-безделушки. Пришедший гость начинает искать спрятанный приз, а остальные подсказывают ему, верно ли он идет. Если он приближается к спрятанному предмету – кричат "Тепло", если совсем близко – "Горячо", если удаляется "Прохладно" или совсем "Холодно".

  1. Пропущенные числа

Спокойная игра. Развивает внимание и навыки счета. Подходит для дома и улицы.
Ведущий считает, умышленно ошибаясь или пропуская числа. Игроки должны хлопнуть в ладоши, как заметят ошибку, и исправить его.

  1. Успей-ка

Спокойная игра. Развивает внимание, мелкую моторику. Подходит для дома.
На полу разложены кубики (или кегли и пр.) по числу игроков минус один. Игроки ходят под музыку вокруг, а как только она стихает, должны схватить кубик. Кому не достался кубик – выбывает (или отдает фант).

  1. Где мы были, вам не скажем, что мы делали - покажем

Спокойная игра. Развивает моторику, фантазию, внимание, расширяет кругозор. Подходит для дома и улицы.
Ведущий тихо говорит игроку профессию, так, чтобы остальные не слышали. Игрок говорит "Где мы были, вам не скажем, что мы делали - покажем" и пытается без слов показать, что делают люди этой профессии. Остальные угадывают. Угадавший игрок – показывает следующим.

  1. В старом чулане

Спокойная игра. Развивает речь и умение различать части предметов, расширяет кругозор. Подходит для дома и улицы.
Ведущий вместе с игроками произносит:
В старом чулане, у бабушки Ани,
Куда я залез –
Много чудес…
Но все они "без"…
Далее ведущий называет предмет, а игрок, на которого он указывает, должен сказать, какой детали предмета может не хватать. Например: стол – без ножки, платье – без кармана и т.д.