Кто изобрел медицину. Возникновение медицины

Медицина – это одна из важнейших сторон социальной жизни общества. Медицина как наука существует ровно столько, сколько существует человечество. Уровень развития медицинских знаний всегда напрямую зависел от уровня социально-экономического развития.

Сведения о начальных этапах становления медицины мы можем почерпнуть из древних рисунков и древних лечебных принадлежностей, которые были найдены археологами. Также информацию о медицине прошлых времён мы узнаём из письменных источников: произведений мыслителей Древней Греции и Древнего Рима, в летописях, былинах и думах.

На первых этапах становления медицины использовались в основном методы наблюдения. Первые диагнозы ставились после осмотра внешних проявлений болезни, в отличие, например, от современных стоматологов, которые могут поставить диагноз на основании ваших ощущений, если вы знаете всё о своей улыбке.

В разных точках мира медицина развивалась обособленно. В Китае уже в 770 году до н.э. существовала книга по медицине. Не смотря на то, что все методы и советы по лечению в этой книге в основном основывались на легендах и мифах, там всё же имелась подлинная информация о человеческом здоровье. Доподлинно известно, что в 5 веке до н.э. в Китае проводились даже хирургические операции с использованием первых форм современных методов хирургии.

В 618 году до н.э. врачи Древнего Китая впервые заявили о существовании инфекционных заболеваний, а в 1000 году до н.э. Китайцы проводили даже прививки от оспы.

В другой стране Азии, Японии, медицина развивалась не так успешно. Основные знания Японцы черпали из опыта китайской медицины.

Самый настоящий прорыв в медицине произошёл в Древней Греции. Здесь появились первые школы врачей, которые сделали доступным медицинское образование светским людям.

Именно благодаря деятельности одной из таких школ Гиппократ получил все свои знания о медицине. Роль этого мыслителя в становлении медицины нелегко переоценить. В его трудах объединяются все разрозненные накопленные сведения о лечении людей. Гиппократ выделил причины болезней. Основной причиной, по его мнению, являлось изменение соотношения жидкостей в организме человека.

Выводы Гиппократа стали основой современной практической медицины, а его описание хирургии приводит в удивление даже современных врачей. Гиппократ описал методы лечения, которая широко используются даже в наше время.

Разумеется, немало известных учёных внесли свой вклад в развитие медицины и после Гиппократа. Благодаря их труду, современная медицина достигла небывалых высот. Кроме того, для подготовки врачей используются современные технологии.

Только в последние годы было дано удовлетворительное определение понятия медицины: «Медицина - система научных знаний и практических мер, объединяемых целью распознавания, лечения и предупреждения болезней, сохранения и укрепления здоровья и трудоспособности людей, продолжения жизни 1 . В этой фразе для точности, нам кажется, следует после слова «мер» добавить слово «общества», так как по существу медицина является одной из форм деятельности общества по борьбе с заболеваниями.

Можно повторить, что врачебный опыт, медицинская наука и практика (или искусство) имеют социальное происхождение; они охватывают не только биологические знания, но и общественные проблемы. В человеческом существовании нетрудно заметить, что биологические закономерности уступают место социальным.

Обсуждение этого вопроса не является пустой схоластикой. Можно утверждать, что медицина в целом не только наука, но и практика (причем древнейшая), которая существовала задолго до развития наук, медицина как теория - не только биологическая, но и социальная наука; цели медицины - практические. Прав Б.Д. Петров (1954), утверждая, что медицинская практика и медицинская наука, возникшая в результате критического критического обобщения, неразрывно связаны.

Г.В. Плеханов подчеркивал, что влияние общества на человека, его характер и привычки бесконечно сильнее прямого влияния природы. То, что медицина и заболеваемость людей носят социальный характер, казалось бы, не вызывает сомнений. Так, Н.Н. Сиротинин (1957) указывает на тесную связь болезней человека с социальными условиями; А.И. Струков (1971) пишет, что болезнь человека - очень сложное социально-биологическое явление; а А.И. Германов (1974) считает ее «социально-биологической категорией».

Словом, социальный аспект болезней человека не вызывает сомнения, хотя каждый патологический процесс в отдельности - биологическое явление. Приведем еще высказывание С.С. Халатова (1933): «Животные реагируют на природу как чисто биологические существа. Влияние же природы на человека опосредовано социальными закономерностями». Тем не менее попытки биологизации болезни человека все еще находят защитников: например, Т.Е. Векуа (1968) отличие медицины от ветеринарии видит в «качественном отличии человеческого организма от организма животных».

Приводимые ссылки на мнения многих ученых уместны, потому что отношения пациента и доктора иногда могут создавать иллюзию, что врачевание - как бы совершенно частное дело; такое невольное заблуждение могло встречаться у нас до Великой Октябрьской социалистической революции и существует теперь в буржуазных государствах, в то время как знания и умение врача - целиком социального происхождения, так и болезнь человека обычно обусловлена образом жизни и влиянием различных факторов конкретной общественной среды; физическая среда в значительной степени также социально обусловлена.

Нельзя не напомнить о значении социалистического мировоззрения для врачебного дела и понимания болезни и понимания болезни человека. Н.А. Семашко (1928) писал, что взгляд на болезнь, как на социальное явление важен не только как правильная теоретическая установка, но и как плодотворная рабочая доктрина. От этого взгляда ведут свои научные корни теория и практика профилактики. Это учение делает из врача не ремесленника от молоточка и трубочки, а общественного работника: раз болезнь есть социальное явление, то и бороться с ней нужно не только лечебными, но и социально-профилактическими мероприятиями. Социальный характер болезни обязывает врача быть общественником.

Социально-гигиеническое исследование доказывает социальную обусловлен ность состояния здоровья людей. Достаточно вспомнить известный труд Ф. Энгельса «Положение рабочего класса в Англии» (1845) 2 . С помощью медико-биологического анализа устанавливается механизм действия факторов среды (климат, питание и т.п.) на биологические процессы в организме. Однако нельзя забывать о связи и единстве социальных и биологических условий жизни человека. Жилище, питание, производственная среда представляют собой факторы социальные по происхождению, но биологические по механизму воздействия на анатомо-физиологические особенности человека, т.е. речь идет об опосредовании организмом социальных условий. Чем выше социально-экономический уровень современного общества, тем эффективнее организация среды для условий жизни человека (даже в космосе). Поэтому метафизичны и ненаучны как биологизм, так и абстрактный социологизм при решении проблем медицины. В перечисленных фактах можно заметить решающее значение в понимании теории медицины и здравоохранения, общее мировоззрение, учет социально-экономических оснований, классовый подход.

Описание болезней в античное время и современная терминология. Практический опыт врачей накоплен в течение нескольких тысячелетий. Можно напомнить, что деятельность античных врачей совершалась уже на большом опыте предшественников. В 60 книгах Гиппократа, в которых, по-видимому, отразились и труды его учеников, обнаружено значительное число наименований внутренних болезней, которые, как предполагалось, были достаточно известны читателю. Гиппократ не описывал их симптоматологию, у него имелись только истории болезни конкретных больных и множество практических и теоретических замечаний. Отмечены, в частности, следующие, условно говоря, нозологические единицы: перипневмония (пневмония), плеврит, гнойный плеврит (эмпиема), астма, истощение (фтизис), ангины, афты, насморк, скрофулез, абсцессы различного вида (апостемы),рожа, цефалгия, френит, летаргия (лихорадка с сонливостью), апоплексия, эпилепсия, тетанус, судороги, мания, меланхолия, ишиас, кардиалгия (сердце или кардия?), желтуха, дизентерия, холера, непроходимость кишечника, нагноение живота, геморрой, артрит, подагра, камни, странгурия, отечность (асцит, отеки), лейкофлегмазия (анасарка), язвы, раки, «большая селезенка», бледность, жирная болезнь, лихорадки - непрерывная, ежедневная, терциана, квартана, жгучая лихорадка, тиф, эфемерная лихорадка.

До деятельности Гиппократа и его школы врачи различали не менее 50 проявлений внутренней патологии. Довольно длинное перечисление различных болезненных состояний и соответственно разных обозначений приведено для того, чтобы конкретнее представить большие успехи наблюдений, хотя и примитивных, врачей древних цивилизаций - более 2500 лет тому назад. Это полезно осознать и тем самым быть внимательным к тяжким трудам наших предшественников.

Положение медицины в обществе. Забота людей о лечении ранений и заболеваний существовала всегда и достигала некоторых успехов в разной степени в связи с развитием общества и культуры. В древнейших цивилизациях - за 2–3 тыс. лет до н.э. - уже существовали некоторые законодательства, регулирующие медицинскую практику, например кодекс Хаммурапи и др.

Довольно подробные сведения о древней медицине были обнаружены в папирусах Древнего Египта. Папирусы Эбертса и Эдвина Смита представляли сводку медицинских знаний. Характерным для медицины Древнего Египта была узкая специализация, существовали отдельные целители для лечения поражений глаз, зубов, головы, желудка, а также лечения невидимых болезней (!) (возможно, они относятся к внутренней патологии?). Эта крайняя специализация считается одной из причин, задержавших прогресс медицины в Египте.

В Древней Индии наряду со многими эмпирическими достижениями медицины хирургия достигла особенно высокого уровня (снятие катаракты, удаление камней из мочевого пузыря, пластика лица и т.д.); положение целителей, по-видимому, всегда было почетным. В Древнем Вавилоне (по кодексу Хаммурапи) была высокая специализация, а также были государственные школы целителей. В Древнем Китае существовал обширный опыт врачевания; китайцы были первыми фармакологами в мире, они уделяли большое внимание профилактике болезней, считая, что настоящий врач не тот, кто лечит заболевшего, а тот, кто предотвращает болезнь; их целители различали около 200 видов пульса из них 26 для определения прогноза.

Повторяющиеся опустошительные эпидемии, как, например, чума, временами парализовали население страхом перед «божественным наказанием». «В древности медицина, по-видимому, была настолько высока и польза ее настолько очевидна, что врачебное искусство входило в религиозный культ, составляло принадлежность божества» (Боткин С.П., изд. 1912). В начале европейской цивилизации, со времени античного периода Древней Греции вместе с исключением религиозных воззрений на болезни медицина получила самую высокую оценку. Свидетельством этого было высказывание драматурга Эсхила (525–456 гг.) в трагедии «Прометей», в которой главный подвиг Прометея состоял в научении людей оказывать лечебную помощь.

Параллельно с храмовой медициной существовали врачебные школы достаточно высокой квалификации (Косская, Книдсская школы), помощь которых была особо очевидна в лечении травмированных или раненых людей.

Положение медицины и лечебной помощи, в частности в эпоху римского владычества, было очень низким. Рим был наводнен множеством самозванных целителей, часто мошенников, и выдающиеся ученые того времени, например Плиний старший, называли врачей отравителями римского народа. Следует отдать должное государственной организации Рима в попытках улучшения гигиенических условий (знаменитые водопроводы Рима, клоака Максима и т.п.).

Средние века в Европе по существу ничего не дали для теории и практики медицины. К этому еще следует отметить, что проповедь аскетизма, презрение к телу, забота главным образом о духе не могли способствовать развитию лечебных приемов, за исключением открытия отдельных домов призрения для больных и издания редких книг о лечебных растениях, например книги XI века М. Флоридуса «О свойствах трав» 3 .

Освоение медицинских знаний, как и всякое обучение, соответствовало общепринятому схоластическому методу. Студенты-медики обязаны были первые 3 года изучать логику, затем уже книги канонизированных авторов; врачебной практики не было в учебном плане. Такое положение, например, было даже официально установлено в XIII веке и в последующее время.

В начале эпохи Возрождения мало было изменений в учебе по сравнению со средними веками, занятия были почти исключительно книжные; схоластика, нескончаемые абстрактные словесные хитросплетения переполняли головы учащихся.

Необходимо, однако, отметить, что наряду с весьма повышенным интересом к рукописям древности начались усиленные научные изыскания вообще и изучение строения человеческого организма в частности. Первым исследователем в области анатомии был Леонардо да Винчи (его изыскания остались скрытыми несколько столетий). Можно отметить имя Франсуа Рабле - великого сатирика и врача. Он публично произвел вскрытие трупа и проповедовал необходимость изучения анатомии умерших за 150 лет до рождения «отца патологической анатомии» Г. Морганьи.

О государственной организации обучения и здравоохранения в эту эпоху мало известно, переход от мрачного средневековья к новой медицине совершался медленно.

Положение медицинской помощи в XVII–XVIII веках было довольно жалким, бедность знаний маскировалась заумными рассуждениями, париками и торжественными мантиями. Это положение врачевания достаточно правдиво изображено в комедиях Мольера. Существовавшие больницы давали скудную помощь больным.

Только во время Великой французской революции 1789 г. начинается государственная регламентация медицинского образования и помощи; так, например, с 1795 г. по декрету было введено обязательное обучение студентов у постели больных .

С возникновением и развитием капиталистического общества медицинское образование и положение практического врача приняли определенные формы. Обучение медицинскому искусству - платное, а в некоторых государствах - даже очень дорогое. Больной лично платит врачу, т.е. покупает его умение и знания для восстановления своего здоровья. Следует отметить, что большинство врачей руководствуются гуманными убеждениями , но в условиях буржуазной идеологии и быта они должны продавать свой труд пациентам (так называемый гонорар). Эта практика иногда приобретает отвратительные черты «чистогана» у врачей вследствие стремления к все большей наживе.

Положение целителя в первобытных общинах, среди племени, было почетным.

В полудиких условиях, не так уж давно, безуспешное лечение приводило к смерти и врача. Например, в царствование царя Ивана IV два зарубежных врача были казнены в связи со смертью леченных ими царевичей, они были зарезаны «аки овцы».

Позже, в период крепостничества, пережитков феодализма, отношение к врачу часто было пренебрежительное. Еще в конце XIX века В. Снегирев писал: «Кто не помнит, как врачи стояли у притолоки, не смея сесть…» Г.А. Захарьину принадлежит честь борьбы против унижения врачей.

Положение «купли-продажи» в медицинской практике было в дореволюционной России. Отклонение деятельности врача от правил гуманности (иногда и от элементарной честности) отмечено в сочинениях Д.И. Писарева, А.П. Чехова и др. Однако врачам и широкой общественности известны жизнь и идеальное поведение большинства врачей (например Ф.П. Гааза и др.), а также поступки врачей-ученых,подвергавших себя опасным для жизни экспериментам для развития науки, знакомы имена многочисленных врачей России, добросовестно работавших на селе. Однако практика буржуазных отношений всюду преобладала, особенно в городах.

Великая Октябрьская социалистическая революция создала новые, самые гуманные правила медицинской практики. Все отношения врача и больного, искаженные буржуазной идеологией и практикой, круто изменились. Создание системы государственного здравоохранения, обеспечивающего бесплатную медицинскую помощь, установило новые отношения врача и больного.

Забота о здоровье населения у нас составляет одну из важнейших задач государства, а врач стал исполнителем этой серьезной задачи. В СССР врачи не являются людьми так называемой свободной профессии, а общественными деятелями, работающими в определенной социальной области. Соответственно изменились и взаимоотношения между врачом и пациентом.

В заключение, упоминая о высокой ценности врачебной профессии, следует напомнить начинающим врачам или учащимся, что эта деятельность трудна как по возможностям успеха, так и той обстановке, в которой придется жить врачу. О некоторых трудностях нашего труда красноречиво писал еще Гиппократ (изд. 1936): «Есть некоторые из искусств, которые для обладающих ими тяжелы, а для пользующихся ими благодетельны и для обыкновенных людей - благо, приносящее помощь, а для занимающихся ими - печаль. Из числа этих искусств есть и то, которое эллины называют медициной. Ведь врач видит ужасное, касается того, что отвратительно, и из несчастий других пожинает для себя скорбь; больные же, благодаря искусству, освобождаются от величайших зол, болезней, страданий, от скорби, от смерти, ибо против всего этого медицина является целительницей. Но слабые стороны этого искусства трудно узнать, а сильные - легко, и эти слабые стороны известны одним врачам…»

Почти все высказанное Гиппократом достойно внимания, тщательного продумывания, хотя эта речь, по-видимому, больше обращена к согражданам, чем к врачам. Тем не менее будущий врач должен взвесить свои возможности - естественное движение помощи страдающим, неизбежную обстановку тяжелых зрелищ и переживаний.

Трудности медицинской профессии ярко описали А.П. Чехов, В.В. Вересаев, М.А. Булгаков; их переживания полезно продумать каждому врачу - они дополняют сухое изложение учебников. Знакомство с художественными описаниями медицинских тем совершенно необходимо для повышения культуры врача; Е.И. Лихтенштейн (1978) дал хорошую сводку высказываний писателей об этой стороне нашей жизни.

К счастью, в Советском Союзе врач не является «кустарем-одиночкой», зависимым от органов полиции или самодуров российских, а представляет собой труженика, достаточно почитаемого, участника государственной системы здравоохранения.

1 БСЭ, 3-е изд.- Т. 15.- 1974.- C. 562.

2 Энгельс Ф. Положение рабочего класса в Англии// Маркс К., Энгельс Ф. Соч.- 2-изд.- Т. 2.- C. 231–517.

3 Одо из Мена/ Под ред. В.Н. Терновского.- М.: Медицина, 1976.

Источник информации: Александровский Ю.А. Пограничная психиатрия. М.: РЛС-2006. — 1280 c.
Справочник издан Группой компаний РЛС ®

История медицины - это наука о ее возникновении, развитии и современном состоянии. Она состоит из 2 разделов: общей и час­тной.

Общая история медицины изучает узловые вопросы развития ме­дицины в целом, ее характерные особенности и отличительные черты, важнейшие открытия и достижения знаменитых ученых.

Частная - изучает возникновение и развитие ее отдельных дис­циплин С терапии, хирургии, педиатрии и т. п.) и деятельность выдающихся ученых-врачей в этих областях знаний.

Цели изучения истории медицины:

Поставить прошлое на службу настоящему:

Расширить знания врачей и студентов в области медицины:

Видеть перспективу развития медицины.

Задачи изучения истории медицины:

1. Достоверное освещение истории медицины:

2. Изучение истории отечественной медицины:

3. Воспитание у медицинских работников высоких моральных ка­честв

Метод и принципы изучения истории медицины

История медицины как науки пользуется историко-медицинским методом исследования. Принципы изучения подразделяются на общие и частные.

Общие принципы:

Принцип историзма:

Принцип сочетания национального и интернационального:

Принцип общего и частного.

Частные принципы :

Принцип поиска и оценки главного и вто­ростепенного:

Принцип преемственности идея и открытий:

Принцип достоверности:

Одномоментность действия принципов.

Периодизация истории медицины.

В истории развития медицины как науки различают:

Историю медицины первобытного общества:

Историю медицины Древнего мира:

Историю медицины эпохи средневековья;

Историю медицины нового времени:

Историю медицины новейшего времени.

В2 Источники изучения медицины первобытного общества. Форми­рующаяся медицина. Обряды и заговоры как форма организации меди­цинской деятельности

Источники изучения медицины первобытного общества

1. Археологические находки (орудия труда, предметы бытового обихода, остатки жилищ, поселений, погребений, предметы изобрази­тельного искусства, монеты, медали и т.д.).

2. Памятники устного народного творчества (мифы, былины, сказания, песни, поговорки, пословицы, предания и т. д.)

3. Этнографические данные (обряды, заговоры, заклинания).

4. Древнейшие документы письменности.

Формирующаяся медицина

По мере развития общества, его производственной сферы, происходит трансформация инстинктивных действий по само- и взаимопомощи в осознанную медико-гигиеническую деятельность.

С тех пор, как объектом помощи стал иной человек, когда по­мощь при болезнях и травмах превратилась в средство сохранения жизни, здоровья и трудоспособности других членов коллектива, мож­но говорить о Формирующейся медицине, о зарождении медико-гигие­нической деятельности как формы общественной практики.

Обряды и заговоры как Форма организации, медицинской деятельности

Внутри каждого человеческого рода возникал определенный круг лиц, которые занимались врачеванием через обращение к духам (за­говоры, обряды).

Заговор - словесная формула, имеющая якобы магическую силу. Врачеватели как посредники между вселившимися духами и больным человеком обладали умением заговаривать, отпугивать, прогонять духов.

Обряд - совокупность условных, традиционных действий, лишен­ных непосредственно практической целесообразности, но служащих символом определенных социальных отношений. Обрядовые действия могут быть магическими С включают словесную магию, заговоры) и иг­ровыми С символически-демонстративные).

B 3 Тотемистические, фетишистские, анимистические, онтологи­ческие представления о причинах болезни.

В первобытном обществе сложились представления о родстве групп людей (обычно рода) с определенным животным или растением, которое его защищает (тотемистические взгляды), либо о культе неодушевленных предметов или явлений природы, наделяемых сверхъестественными свойствами (амулеты, талисманы и т. д.) - Фетишис­тские взгляды, либо вера в душу и духов (анимистические взгляды). По мнению первобытных людей болезни, происходят оттого, что в те­ло человека проникли маленькие животные (рак, грудная жаба и др.) - онтологические взгляды.

В4 Возникновение народной медицины на территории Беларуси. Основные черты медицины первобытного общества.

Богатый опыт белорусского народа в области медицины отражал­ся в обычаях, устном народном творчестве, распорядке жизни, прие­мах обработки пищи, особенностях захоронения трупов, строения жи­лищ, защиты от болезней и т. д. Часто это совпадало с понятием "греха". Так на территории Беларуси считалось грехом употреб­лять в пищу мясо павших животных, пить грязную воду, загрязнять чистую и многое другое. Имелась специфика и свои национальные особенности при постройке жилья, его оборудовании и оснащении. Особый характер и покрой одежды и обуви белорусов продиктовывался климатом и национальной культурой. Так для изготовления одеж­ды чаще всего использовали лен и коноплю, реже шерсть: для обуви - кожу диких и домашних животных, для головных уборов - мех. Из липового лыка плели лапти и т. д.

Эпидемические и другие заболевания требовали мер борьбы с ними, как то окуривание можжевельником помещений, захоронение трупов вдали от жилья в ямах, обработанных известковым раствором, в дубовых гробах, сжигание трупов, умерших от заразных болезней, и их одежды и т.п.

Основные черты медицины первобытного общества

1. Несмотря на то, что развивались фетишистские, тотемисти­ческие, анимистические, онтологические представления о болезнях, и первобытные люди при лечении болезней прежде всего прибегали к заговорам и обрядам, все же рациональные начала (лечение травами, использование холода, солнечного тепла, впоследствии - огня и т.д.) в обществе не только имели место, но и укрепляли свои пози­ции.

2. В первобытном обществе совершился переход от инстинктив­ной (предмедицина) само- и взаимопомощи к сознательной взаимопо­мощи и к формирующейся медицине.

В5 Общая характеристика источников изучения медицины Древне­го мира.

Литературные

В Древнем Египте:

1. Папирус из Кахуна (1850 г. до н.э.) посвящен женским бо­лезням.

2. В папирусах из Рамессумы (1850 г. до н. э.) описываются рациональные и магические приемы врачевания.

3. Папирус Смита (1550 г. до н.э.) содержит рациональные приемы и методы лечения, рассматривает 48 видов травм, дает ре­комендации по их лечению и прогноз в выздоровлении.

4. Папирус Эберса (1550 г.до н.э.) посвящен вопросам час­тной патологии, в нем описывается 250 заболеваний, 877 способов лечения, 900 рецептов лекарств.

5. Папирус Бругша (1400 г. до н. э.) представляет собой трак­тат по детским болезням.

6. В Берлинском папирусе описываются болезни сосудов и рев­матизм.

7. Папирус Хёрста (Верхний Египет)-описаны рецепты эмпири­ческого врачевания.

8. Лондонский папирус (из 61 рецепта 25 относятся к врачева­нию).

9. В Лейденском папирусе приводятся рецепты из предшествующих папирусов.

В Месопотамии

1. Глиняные клинописные таблицы.

2. Законы Хаммурапи - клинопись на базальтовом каменном столбе (XVIII в. до н.э.).

Древнем Иране:

"Канон" Авесты - сборник гимнов и религиозных твистов: 20-я книга "Вендидат" содержит данные о медицине

В Древней Индии:

1."Аюрведы" ("Книга Жизни") - сборник гимнов.

2. Предписания Ману (1000 - 500 лет до н.э.) содержат све­дения о гигиене.

3. Этические произведения (поэма Махабхарата и др.).

4. Медицинские сборники ("Чарака-самхита", I - II вв. н.э.: "Сушрута-самхита", IV в. до н.э. и др.).

5. Записи участников походов А.Македонского (IV в. до н.э.).

В Древнем Китае:

1. Сборник песен, гимнов, стихов ("Ши цзи": I в. до н.э.), Чжоуские ритуалы (XI - VII вв. до н.э.). этические произведения (автор Сыма Цянь).

2. "Книга о внутреннем" ("Ней цзин": III в. до н.э.), сос­тоящая из 2 частей - "Простые вопросы" и "Чудесные точки" (пред­полагаемый автор Хуанди).

4. Трактат "0 корнях и травах" (Шэнъ-Нун; XI в. до н.э.).

5. Записи Цан Гуна (267 - 215 гг. до н.э.): первые "истории болезни", где указывались даты осмотра, состояние больного, наз­начения и результаты лечения.

6. Трактат по инфекционным болезням: содержит 400 способов лечения и более 100 советов по профилактике инфекционных заболе­вания: впервые описана методика искусственного дыхания (Чжан-Чжун-Цзин: I - II вв. 3.

В Древней Греции и Риме:

1. Научные труды Гиппократа (Гиппократов сборник), Галена (190 произведений, важнейший труд "О назначении частей человечес­кого тела"), А. Цельса ("О медицине" - часть энциклопедии "Искус­ство": 25-30 гг. до н.э.), Т. Лукреция (поэма «О природе ве­щей"), Аристотеля, Платона, Демокрита Книдского, Целия Аврелиана, Сенеки, Герофила, Сорана Эфесского и др.

2. Этические произведения Гомера ("Одиссея", "Иллиада", пос­вященные Троянской войне: XII в. до н.э.), Геродота ("История в девяти книгах") и др.

3. Законодательные документы (Законы Двенадцати таблиц Древ­него Рима: V в. до н.э.).

Вещественные

1. Памятники культуры (храмы, рисунки и скульптуры медицин­ского характера), глиняные изображения органов (Древняя Греция): печати врачей (Вавилон); расписные вазы (Куль-Обская ваза, най­денная недалеко от г.Керчь).

2. Санитарно-технические сооружения (канализационная систе­ма Мохенджо-Даро, Хараппы, п.Мари).

3. Наборы хирургических инструментов (ножи, ланцеты, иглы, пинцеты, крючки для ран, костные щипцы, шпатели, зонды и др.).

В6 Особенности медицины древних цивилизаций (Древний Египет, Месопотамия, Древний Иран).

В Древнем Египте довольно высокого уровня достигла врачеб­ная специализация: здесь были врачи-хирурги (проводили операции на глазах, лечили зубы и т.д.) и врачи-интернисты (лечили болез­ни желудочно-кишечного тракта). Они одни из первых описали такие кожные заболевания как экзема, чесотка, карбункул, рожа. Арсенал лекарственных средств и лечебных приемов, использовавшихся в ме­дицине был разнообразен. Широко применялись рвотные, слаби­тельные, мочегонные, потогонные средства. Из методов лечения -перевязка ран, ампутация, обрезание, кастрация, кровопускание, массаж, водолечение.

Встречались здесь и элементы санитарии и благоустройства. Так при каждом доме строились уборные в виде выгребных ям, в го­родских кварталах для знати сооружались водопроводы, бассейны. Был издан ряд законов, регламентирующих гигиенические начала лич­ной и общественной жизни: о погребении умерших, о строгом осмот­ре убойного мяса, о приеме пищи. Рекомендовались раннее встава­ние, гимнастика, обтирание тела прохладной водой и др.

Термин «медицина» с латинского переводится буквально как «врачебный», «исцеляющий». Это наука о человеческом организме в его здоровом и патологическом состоянии, а также о методах диагностики, лечения, предупреждения различных заболеваний. Таким образом, нельзя утверждать, что это исключительно система научных знаний, поскольку важной составляющей является практическая деятельность.

История медицины началась с историей человечества - при появлении болезни люди всегда стремились найти способ ее устранения. Однако в настоящее время сложно судить о том, какими навыками владели лекари в эпоху палеолита и неолита, а также в более поздние времена - вплоть до тех пор, пока не появилась письменность. Поэтому исторические выводы можно делать только на основе трактатов, найденных археологами. В частности большую ценность представляет собой свод законов Хаммурапи, в котором упоминаются правила работы врачей, а также наблюдения Геродота, описывающего медицинскую деятельность в Вавилонии.

Первоначально лекарями были жрецы, так что врачевание считалось частью религии. Патологические процессы, необъяснимые имевшимися на тот момент знаниями, ассоциировались с карой богов, поэтому нередко болезни лечились лишь изгнанием демонов и подобными ритуалами. Но уже в Древней Греции были предприняты попытки изучения человеческого организма, например, большой вклад в медицинскую науку внес Гиппократ, кроме того, именно там были открыты первые учебные заведения для врачей.

В период Средневековья ученые продолжали античную традицию, однако также был внесен существенный вклад в развитие медицины. Так, труды Авиценны, Разеса и других медиков стали фундаментом современной науки. Позже авторитеты древности были поставлены под сомнение, например, экспериментами Френсиса Бэкона. Это стало толчком для развития такой дисциплины, как анатомия, физиология. Более точное изучение организма и его работы позволило лучше понять причины и механизмы многих заболеваний. Большинство знаний было получено с помощью вскрытия трупов и изучения особенностей строения внутренних органов.

Дальнешие открытия в области диагностики, лечения, профилактики заболеваний были связаны с общим научно-техническим прогрессом. В том числе, в XIX веке благодаря изобретению микроскопа стало возможным изучение клеток и их патологий. Революционную роль сыграло появление такой науки, как генетика.

На сегодняшних день в арсенале врачей не только тысячелетний опыт и новейшие разработки, но и современное оборудование, эффективные препараты, без которых нельзя представить ни точную диагностику, ни результативную терапию. Однако, несмотря на такой прогресс, многие вопросы до сих пор остались открытими, ученым еще предстоит ответить на них.

Что такое медицина, знает практически каждый человек, так как на протяжении всей жизни нас преследуют различные заболевания, требующие эффективного лечения. Корни этой науки уходят в древние времена, и за такой продолжительный период своего существования она претерпела значительных изменений. Новые технологии вывели медицину совершенно на иной уровень. Теперь многие болезни, которые долгие века считались смертельными, успешно поддаются лечению. В статье мы рассмотрим, что такое медицина и какие разновидности этого понятия существуют.

Традиционная и нетрадиционная медицина

В чем отличие этих двух направлений? Традиционной принято называть медицину, которая основывается на научных принципах. Сюда относится лечение у профессиональных врачей. Нетрадиционной терапией считается целительство, знахарство, экстрасенсорика и т. п. Народную медицину нельзя отнести к традиционным методам лечения, поэтому она ближе ко второй категории.

Рассмотрим основные характеристики каждого направления. Традиционная медицина базируется на определенных принципах:

  • Научное обоснование. Применение в медицине любых методов лечения должно основываться на научных достижениях. Все остальное относится к антинаучному.
  • Прагматичность. Врач выбирает более безопасный вид терапии, чтобы не причинить вреда своему пациенту.
  • Эффективность. Все методики, используемые в традиционной медицине, проходят лабораторные исследования, где определяется их эффективность при каком-либо заболевании.
  • Воспроизводимость. Процесс лечения должен быть непрерывным и проводится при любых обстоятельствах независимо от каких-либо факторов. От этого зависит эффективность терапии и самочувствие пациента.

Что такое медицина нетрадиционная? Под этот термин подпадает все то, что не относится к общепринятым методам лечения: гомеопатия, уринотерапия, народная медицина, аюрведа, акупунктура и т. д. Все эти направления не имеют научного подтверждения, так как клинические исследования их эффективности не проводились. Однако, согласно статистике, около 10 % людей доверяют такой медицине. Что интересно: около 70 % опрошенных полагаются на традиционные методы лечения, а 20 % - не смогли определиться с ответом.

Чем занимается традиционная медицина

Термин "медицина" объединяет в себе огромную систему знаний, в которую входят лечебная наука, врачебная практика, лабораторные исследования, диагностические методы и многое другое. Основная цель традиционных методов лечения - укрепить и сохранить здоровье пациента, предупредить заболевание и излечить больного, продлить как можно дольше жизнь человека.

История этой науки насчитывает несколько тысячелетий. На каждом этапе формирования на ее развитие оказывала влияние прогрессивность общества, его экономический и социальный строй, уровень культуры и успехи в изучении естествознания и техники. Медицина занимается исследованием:

  • строения человеческого организма;
  • процессов жизнедеятельности людей в нормальных и патологических условиях;
  • положительного и негативного влияния природных факторов и общественной среды на здоровье человека;
  • различных заболеваний (изучаются симптомы, процессы появления и развития недуга, диагностические критерии и прогноз);
  • применения всевозможных методов выявления, предупреждения и лечения болезней с использованием биологических, химических и физических средств, а также технических достижений медицины.

Разделение на группы в традиционной медицине

Все медицинские науки можно условно поделить на группы:

  • Теоретическая медицина . В эту категорию входят дисциплины по изучению физиологии и анатомии человека, биофизики и биохимии, патологии, генетики и микробиологии, фармакологии.
  • Клиника (медицина клиническая) . Это направление занимается вопросами диагностики заболеваний и методами их лечения. Также она нацелена на изучение изменений, происходящих в тканях и органах под влиянием болезней. Еще одним направлением являются лабораторные исследования.
  • Профилактическая медицина . В эту группу входят такие направления, как гигиена, эпидемиология и другие.

Развитие и направление клинической медицины

Клиника - это раздел науки занимающийся диагностикой недугов и лечением больных. После того как ученые предположили, что заболевание затрагивает не только какой-либо один орган, а влияет на общее состояние пациента, началось стремительное развитие этого направления медицины. Это положило начало изучению симптоматики болезней и подробному составлению анамнеза.

В середине 19-го века началась эра технологического прогресса. Достижения в области естествознания дали мощнейший рывок в развитии клинической медицины. Расширились возможности диагностического направления, проводились первые лабораторные исследования биоматериалов. И чем больше открытий происходило в области биохимии, тем точнее и информативнее становились результаты анализов. Также в этот период начали активно использовать физические методы диагностирования: выслушивание и выстукивание, которое врачи используют и ныне.

Труды профессора Боткина внесли много инноваций в этой области медицины. При терапевтической клинике были проведены патофизиологические исследования, которых ранее не делали. Также изучались целебные свойства различных растений: горицвета, ландыша и других, после чего их стали применять в лечебной практике.

Вторая половина 19-го века ознаменовалась ведением новых медицинских отраслей, которые изучали:

  • заболевания и лечение маленьких пациентов (педиатрия);
  • беременность и роды (акушерство);
  • патологии нервной системы (невропатология).

В конце 19-го и начале 20-го века были выделены дисциплины хирургического направления. К ним относились:

  • Онкология. Изучение опухолей злокачественного и доброкачественного характера.
  • Урология. Это направление медицины занимается болезнями половых органов мужчин и мочевой системы.
  • Травматология. Исследование травмирующих последствий на человеческий организм, их последствия и методы лечения.
  • Ортопедия. Изучение болезней, вызывающих деформацию и нарушения костно-мышечныой системы.
  • Нейрохирургия. Лечение патологий нервной системы, путем хирургического вмешательства.

Китайская медицина

Это направление одно из самых древних в мировой истории медицины. Знания, используемые для лечения пациентов, накапливались тысячелетиями, но европейцы начали проявлять к ней интерес всего 60-70 лет назад. Многие методики китайской медицины считаются эффективными, поэтому их часто внедряют в свою практику западные врачи.

Очень интересно проводится диагностика заболевания:

  1. Осмотр больного. Специалист учитывает не только симптоматику болезни, но и общее состояние кожи и ногтей пациента. Он осматривает склеры глаз и язык.
  2. Выслушивания. Врачи Китая оценивают звук и темп речи, а также дыхание больного, что помогает им правильно определить недуг.
  3. Опрос. Доктор внимательно выслушивает все жалобы пациента, определяет его душевное состояние, так как при назначении терапии этот фактор не менее важен.
  4. Пульс. Китайские врачи умеют различать 30 вариаций сердечного ритма, которые свойственны определенным нарушениям организма.
  5. Пальпация. Таким методом доктор определяет функции суставов и мышечных тканей, проверяют наличие отечности и состояние кожных покровов.

В китайской медицине используют десятки различных методик лечения, основными из них являются:

  • массаж;
  • акупунктура;
  • вакуумная терапия;
  • фитотерапия;
  • гимнастика цигун;
  • диета;
  • моксотерапия и другие.

Медицина и спорт

В специфическую область науки была выделена спортивная медицина. Ее главные задачи:

  • осуществление врачебного контроля;
  • оказание неотложной медицинской помощи спортсменам;
  • осуществление функционального контроля;
  • проведение реабилитации спортсменов и улучшение их профессиональной работоспособности;
  • изучение спортивной травматологии и т. д.

Медицина восстановления

Это направление медицины занимается вопросом восстановления внутренних резервов человека для повышения уровня здоровья и его качества жизни. Как правило, для этого используются немедикаментозные способы.

Основными средствами восстановительной медицины являются:

  • лечебная физкультура;
  • рефлексотерапия;
  • массаж;
  • мануальная и физиотерапия;
  • кислородные коктейли и многие другие.

Такое медицинское направление незаменимо для пациентов, перенесших хирургическое вмешательство. Лечащий врач подбирает комплекс реабилитационных процедур, что позволяет больному быстрее восстановить свои силы после операции.

Как появились народные методы лечения?

Достоверно неизвестно, когда зародилась народная медицина. Это своего рода отрасль, созданная целыми поколениями различных этносов. Рецепты лекарств и методы их применения передавались от одного поколения другому. Большинство средств содержат в своем составе лекарственные травы, о целебных свойствах которых знали еще издревле.

Так как до середины 19-го века большинство жителей сельских местностей не имели доступа к традиционной медицине, они спасались старинными методами. Лишь во второй половине 19-го столетия ученые заинтересовались опытом, накопленным веками, и принялись изучать используемые в народе средства и их эффективность в лечении. К удивлению профессиональных врачей, эта нетрадиционная медицина состояла не только из суеверий.

Многие рецепты лекарств, действительно могли оказывать положительный эффект при различных заболеваниях. Применение народной медицины значительно сократилось с развитием с современной науки, но все же, есть категория граждан, которая больше доверяет старым дедовским методам, чем врачам.