Конспект по обучению грамоте.docx - Конспект НОД по обучению грамоте. Конспект нод по обучению грамоте

Конспект НОД

по подготовке к обучению грамоте

в подготовительной группе

Составила воспитатель МДОУ д/с № 1

Бедрикова О.И.

Цель: продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова (гуси), различать гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки. Учить детей вычленять словесное ударение, определять его место в слове. Закреплять знания о словоразличительной роли звука. Упражнять в делении слов на слоги; в составлении предложений из 2 и более слов, членении предложений на слова; в придумывании слов с заданным звуком «с», «сь»; в определении места звука в слове. Продолжать работу в тетради: записывать схему звукового анализа слова; схему деления слов на слоги; схему предложения.

Индивидуальная работа : упражнять в различении гласных, твёрдых и мягких согласных звуков -

Демонстрационный материал : слайды (презентация), полоска - схема слова, фишки (красные, синие, зелёные, чёрные), предметные картинки (для физкультминутки),схемы для деления слов на слоги, указка.

Раздаточный материал : полоски - схемы для звукового анализа слова, фишки (красные, синие, зелёные, чёрные), экраны, тетради, простые и цветные карандаши.

Ход:

Какой сегодня день недели (вторник). Правильно и первое занятие сегодня у нас подготовка к обучению грамоте.

Ребята, давайте вспомним из чего состоят слоги и слова? (из звуков).

На какие две группы делятся все звуки? (гласные и согласные).

А все согласные звуки как можно подразделить? (на твёрдые и мягкие).

Скажите, а все ли согласные звуки имеют пару? (Нет).

Какие звуки всегда твёрдые и не имеют мягкой пары? (Ш,Ж,Ц). Какие всегда мягкие и не имеют твёрдой пары? (Ч,Щ,Й).

Как мы определяем гласный это звук или согласный? (произнося гласные звуки нам ничего не мешает: ни губы, ни зубы, ни язык, его мы можем громко крикнуть, сказать тихо, шепотом, можно потянуть, спеть, а произнося согласные звуки, нам мешает язык, зубы, губы - эти звуки мы произносим отрывисто).

Игра «Кто внимательный» .

Воспитатель предлагает ещё раз вспомнить, какие бывают звуки (гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки), каким цветом мы их выделяем (гласные - красным, согласные твёрдые - синим, согласные мягкие - зелёным).

Давайте поиграем. Возьмите три фишки (красную, синюю, зелёную), положите их перед собой. Я буду называть звуки, а вы, определив какой это звук, будете поднимать фишку нужного цвета (работа с экранами).

Звуковой анализ слова гуси (слайд 1) - у доски работает один ребёнок, остальные за столами самостоятельно.

Сколько всего звуков в слове гуси? (четыре).

Какой первый звук? (Г). Произнесите слово, выделяя голосом первый звук. Какой это звук? (согласный твёрдый, отмечем синей фишкой).

Второй звук? («У»). Какой он? (гласный, его можно протянуть, пропеть, отмечаем красной фишкой).

Третий звук в слове гуси? (звук «сь» - он согласный мягкий, обозначаем зелёной фишкой).

И последний, четвёртый звук в слове? (Последний звук в слове гуси, звук «и» - он гласный, потому что при произношении его нам во рту ничего не мешает, обозначим его красной фишкой).

Что мы можем сказать про слово гуси, глядя на схему (в слове гуси два гласных звука, значит и два слога). - Правильно, мы знаем правило: сколько в слове гласных, столько и слогов.

Назовите первый слог (гу), второй слог (си).

Послушайте, я произнесу слово гуууси, а теперь гусиии. Как вы думаете, какой слог ударный: первый или второй? Напомню, что ударным называют тот слог, который произносится протяжнее, который «заметнее» в слове, мы как бы ударяем его голосом, незаметным молоточком. Так какой же слог ударный (первый).

В ударном слоге протяжнее произносится именно гласный звук (читаем слово с ударением, синхронно ведя указкой под схемой слова, т.е. задерживаем указку под второй клеточкой). Гласный звук в ударном слоге, который произносится более протяжно, также называют ударным. Слог ударный - и гласный в этом слове ударный.

Так какой же слог ударный в слове гуси? (гу).

А какой гласный ударный? («у»).

Ударный гласный звук мы будем обозначать чёрной фишкой, которую нужно ставить над красной фишкой - звуком «у». Воспитатель подчёркивает, что ударный звук в слове может быть только один, все остальные гласные называют безударными.

Какой безударный звук в слове гуси? («и»).

Попробуем поставить чёрную фишку над этим звуком, прочитаем слово (гусиии).

Правильно получилось, мы говорим так? Нет, не правильно (переставляем фишку обратно на место, над звуком «у»).

А теперь давай зарисуем схему слова гуси в тетрадь и поставим ударение.

Физкультминутка. Дети встают в круг, воспитатель показывает картинки с изображением разных предметов и даёт задание разделить слова, обозначающие предметы на слоги: пропрыгивая их, прохлопывая, выбрасывая пальцы, приседая и т.д. Например, воспитатель показывает картинку «апельсин», просит пропрыгать слово А - ПЕЛЬ - СИН (подпрыгнуть 3 раза) и т. п.

А теперь, ребята, мы продолжим учиться делить слова на слоги на схемах. Делить слова сегодня будем двумя способами: первый - на отрезке (слайд 2), второй - проставляя нужное количество слогов в кругах (сколько слогов, столько крестиков мы и поставим).

(Слайд 3). Первое слово разбираем вместе на доске, остальные самостоятельно в тетради. Затем проверяем все вместе правильность ответов.

Придумайте предложение со словом гуси. Давайте разберём одно из предложений.

Сколько всего слов в предложении?

Какое слово первое?

Какое второе?

Какое третье?

Давайте зарисуем схему этого предложения в тетради. Как мы будем его зарисовывать?

Как отметим первое слово? (первое слово с большой буквы).

А что ставится в конце предложения? (ставится точка).(Слайд 4).

Игра «Магазин». (Слайд 5).

Мы пришли в магазин за продуктами. Покупать можно те из них, в названиях которых есть звук «с». Что мы купим? (соль, сахар, сыр, сок, сметана, капуста, свекла, масло, колбаса).

А теперь нам нужны продукты, в названиях которых есть звук «сь» (слайд 6) - (сосиски, апельсины, кисель, селёдка, семечки, караси).

Может кто - то ещё хочет добавить продукты и придумает сам, что он хотел бы купить.

Игра «Где живёт звук?» (слайд 6), (в тетради заранее нарисованы несколько пустых схем - домиков).

Воспитатель произносит слова и просит определить, где находится заданный звук (в начале, в середине или конце слова), дети, определив место звука, «заселяют» его в домике в нужное окошко (сначала на доске, затем работа в тетради). Например, звук «Л» в слове лук стоит в начале слова, значит, закрасим первое окно и т.д.

Итог занятия.

Литература: Л.Е.Журова, Н.С.Варенцова, Н.В.Дурова, Л.Н.Невская «Обучение дошкольников грамоте», под редакцией Н.В.Дуровой, издательство «Школьная Пресса» 2001.

Образовательные задачи:

1. Продолжать учить детей проводить фонетический разбор заданного слова.

2. Продолжать учить называть место звука в слове обозначать на схеме.

3. Определять первую букву в слове и составить пословицу.

4. Учить решать ребусы, ориентируясь по схемам и значкам.

5. Продолжать учить соотносить звук и букву;

6. Упражнять в умении писать слова печатными буквами.

Развивающие задачи:

1. Развивать связную речь (монологические и диалогические формы);

2. Закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением;

3. Вырабатывать умения самостоятельно делать выводы;

4. Развивать фонематический слух, зрительное восприятие, внимание.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать навык самостоятельной деятельности;

2. Воспитывать у детей умения: работать в коллективе, терпеливо выслушивать вопросы педагогов, ответы товарищей и уважать их мнение;

3. Воспитывать чувство взаимовыручки и помощи;

4. Воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.

Материал демонстрационный: красные, синие фишки; буквы; указка.

Материал раздаточный: красные, синие фишки; карточка со схемой (домики для звуков).

Ход занятия

Воспитатель:

Туда хожу я каждый день.

Так нужно, даже если лень.

Так нужно для моей семьи.

Там хорошо и там свои.

Я всех уже так долго знаю,

Я с ними ем и сплю, играю.

Туда ходить я очень рад,

Там мой любимый … (ДЕТСКИЙ САД).

Тут играем и поём,

Дружно, весело живём.

Каждый день сюда идём,

Здесь, друзья, второй наш дом.

Ждет с утра он всех ребят

Наш весёлый… (ДЕТСКИЙ САД).

Дети: в детский сад.

Воспитатель: Правильно ребята, мы с вами ходим в подготовительную группу детского сада. А вы, знаете, с какой страной можно сравнить детский сад?

Воспитатель: Правильно в детский сад ходят дети, так, значит, нашу страну можно назвать«Страна Детства». А вы, хотите, узнать в какую страну попадают дети после «Страны Детства»?

Дети: Да, хотим!

Воспитатель: Тогда нам нужно выполнить правильно различные задания, после каждого выполненного задания на экране будут появляться буквы, и когда все буквы появятся, мы с вами узнаем название этой страны. Готовы?

Дети: Да!

Воспитатель: И так первое задание.

Первое задание:«Определи место звука и обозначь на схеме»

Воспитатель. — Ребята, вам нужно определить место звука «Н» в названии каждого предмета и нарисовать синий квадрат в соответствующем месте:в начале, в середине и в конце.

Воспитатель раздает карточки с изображениями и схемами. Дети выполняют задание.

Воспитатель. — Ребята, где нарисовали синий квадрат под изображением барабана?

Дети. — В конце, так как в слове «барабан» звук «Н» слышится в конце.

Воспитатель. — Где нарисовали синий квадрат под изображением ножниц?

Дети. — В начале, так как в слове «ножницы» звук «Н» слышится в начале.

Воспитатель. — Где нарисовали синий квадрат под изображением снеговика?

Дети. — В середине, так как в слове «снеговик» звук «Н» слышится в середине.

Молодцы! С заданием мы справились. Посмотрите на экран. Какая буква появилась? (на экране появляется буква «Л» ).

Второе задание: «Разгадывай пословицу».

Воспитатель. В этом ребусе спрятана пословица. Прочитать ее можно по первым буквам картинок. Вам необходимо определить первые буквы в каждом изображении и вписать эту буквы в клеточки снизу.

Дети выполняют задания.

Воспитатель. Давайте прочитаем то, что у нас получилось.

Дети. Делу – время, а потехе час.

Воспитатель. «О» ). Ребята, давайте, и мы с вами отдохнем.

Физкультминутка:

«Зима»

Наконец пришла зима.
(Разводят руки в стороны )

Стали белыми дома,
(Складывают руки над головой в виде крыши )

Снег на улице идет,
(Поднимают и медленно опускают руки )

Дворник улицу метет.
(Покачивают опущенными прямыми руками влево-вправо )

Мы катаемся на санках,
(Приседают, руки вытягивают перед собой)

Пишем на катке круги,
(Убирают руки за спину, поворачиваются кругом )

Ловко бегаем на лыжах
(Выполняют движения руками, как при ходьбе на лыжах)

И играем мы в снежки.
(Выполняют движения, имитирующие метание)

Воспитатель. Хорошо мы отдохнули, молодцы, смотрим на экран, какая буква появилась? (на экране появляется буква «А» ).

Третье задание:«Отгадай загадку»

Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами будем отгадать загадку. Для этого на карточках нужно значки заменить буквами и прочитать загадку.

Воспитатель раздает карточки каждому ребенку.

Воспитатель. Посмотрите, в таблице сверху написаны буквы, а под ними значки. Каждой букве соответствует определенный значок. А внизу, уже таблица, где изображены одни значки. Вам необходимо соотнести значки с буквами, и вписать их в пустые клеточки.

Дети вписывают буквы в пустые клеточки.

Воспитатель. Давайте прочитаем, что у нас получилось.

Дети. После осени пришла и сугробы намела.

Воспитатель. Кто это?

Дети. Зима.

Воспитатель. Молодцы, справились с заданием! Давайте посмотрим, какая буква появилась (на экране появляется буква «К» ). Правильно, ребята, после осени наступает зима – это самое холодное время года. Часто бывают морозы, идет снег. А какие еще приметы зимы вы знаете?

Дети. Земля покрывается снегом. Становится холоднее. Зимой бывают вьюги, метели, морозы, снегопады. День становится короче, ночи – длиннее. На сером небе – облака и тучи, из которых идёт снег. В холодную погоду снег идёт крупинками и иголочками, а в тёплую – снежинки слепляются в хлопья. Деревья и провода порываются красивым серебристым инеем. Реки замёрзли и покрылись льдом. Подо льдом живут рыбы. Лиственные деревья стоят голые (берёза, клён, а хвойные (ель, сосна) – в зелёных иголочках.Некоторые звери зимой спят (медведи, ежи, насекомые (мухи, осы). Голодные волки стаями бродят по лесу – ищут добычу, охотятся. Птицы перебираются ближе к человеческому жилью, что бы найти себе корм.

Воспитатель. А вы знаете название зимних месяцев?

Дети. Декабрь, январь, февраль.

Воспитатель. А знаете ли вы, как называли эти зимние месяцы в старину?

Дети. Нет.

Воспитатель. А вы хотели бы узнать?

Дети. Да.

Воспитатель. В этом нам поможет следующее задание.

Четвертое задание:

Ребята, на схеме слева вы видите цифру 1 и стрелочку от этой цифры. А на схеме справа цифру 1 и буквы. Поставьте пальчик на эту цифру. Возьмите карандаш. Поставьте его на клеточку с цифрой 1. И проведите линию по буквам точно также как показано на схеме.

Вам нужно перенести эту линию на буквы в том направлении, как это показано слева

Воспитатель. А теперь прочитаем, как же назывались зимние месяцы в старицу.

Дети. Студенец, просинец и бокогрей.

Воспитатель. Как вы думаете, почему народ их так называл?

Дети. Декабрь – студень (Приходит стужа, становится студено, холодно, зимняя стужа). Январь – просинец (Потому что впервые после низкого хмурого небосвода декабря появлялись островки синего неба). Февраль – бокогрей. (Солнце в ясные дни начинает незаметно пригревать. Дни становятся длиннее, дело к весне идет)

Воспитатель. Молодцы, справились с заданием! Давайте посмотрим, какая буква появилась (на экране появляется буква «Ш» ).

Ребята, давайте составим из этих букв слово и узнаем название страны, в которую попадают дети, после детского сада.

Дети составляют слово «Школа»

Сколько слогов в этом слове? (Два)

Назовите первый звук? («ш»)

Назовите второй звук? («к»)

Какой он? (согласный, твердый)

Какой кружочек положите на схему? (синий)

Назовите третий звук? («о»)

Какой он? (гласный, ударный)

Назовите четвертый звук в слове? («л»)

Какой он? (согласный, твердый)

Какой кружочек положите на схему? (синий)

Назовите пятый звук? («а»)

Какой он? (гласный, ударный)

Какой кружочек положите на схему? (красный)

Сколько букв в слове «школа»? (Пять)

Сколько звуков? (Пять)

А вы, ребята проверьте, у вас такая модель получилась.

Воспитатель. Ребята, а вы знаете, что такое школа?

Дети рассказывают стихотворение про школу.

Что такое школа

Школа – это светлый дом,

Мы учиться будем в нём.

Там научимся писать,

Складывать и умножать.

В школе многое узнаем:

О своём любимом крае,

О горах и океанах,

О материках и странах;

И куда впадают реки,

И какими были греки,

И какие есть моря,

И как вертится Земля.

В школе мастерские есть…

Интересных дел не счесть!

И звонок весёлый.

Вот что значит «школа»!

Воспитатель:

Родные ребята!

Детский сад был вашим домом -

Светлым, теплым и знакомым!

Промелькнут деньки, и вскоре

Предстоит учиться в школе!

Пускай всё сложится чудесно

И живется интересно!

Желаю хорошо учиться,

И с целым классом подружиться!

Свой детский сад не забывать,

И иногда к нам забегать!

Конспект НОД в подготовительной группе по теме "Родной язык"

Описание материала: Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6-7 лет) по теме "Буквы русского языка". Данный материал будет полезен воспитателям подготовительной группы. Этот конспект познавательного характера, направленного на воспитание интереса к родному языку и развитию любознательности у детей подготовительной группы.

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей подготовительной группы на тему "Родной язык".

Интеграция образовательных областей "Познание", "Коммуникация", "Социализация".
Цель : Выявить уровень знаний детей.
Задачи:
Образовательные: Совершенствовать фонетический слух, навыки звукового анализа; упражнять в изменении существительных по числам, в подборе слов с противоположным значением.
Развивающие: Развивать четкое произнесение звуков, мелкую моторику; развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность.
Воспитательные: Воспитывать любовь к родному языку.
Демонстрационный материал:
"Дерево", на котором висят карточки с изображением букв А, Т, Л, О, И, П, Р, С; картинки для составления предложений; звуковые линеечки.
Раздаточный материал:
Материал для звукового анализа, фишки, пластилин, листы картона, дощечки для лепки.
Методические приемы: Игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций; продуктивная деятельность детей, физкультминутка, подведение итогов.

Ход НОД

Воспитатель. Дети, мы с вами в течение года трудились, учились правильно произносить звуки, красиво строить предложения, сочинять интересные рассказы.
Говорим всегда красиво,
Четко и неторопливо.
Вспомним обязательно,
Все, что узнали на занятиях.
Сегодня мы будем работать и играть с этим необычным деревом.
Не листочки на нем
Не цветочки на нем. А что? (Буквы).
Многие из вас уже знакомы с буквами. Каждая буква на этом дереве предлагает нам задание.
Много с буквами хлопот,
Уж такой они народ.
Начнем выполнять их задания.
Воспитатель снимает с дерева по одной букве, спрашивает детей, знакома ли она им, а затем предлагает выполнить задание.
Буква "А". Предлагается дидактическое упражнение "Скажи наоборот".
Я называю слово, а вы подбираете к нему слово с противоположным значением.
Большой (маленький), мягкий (твердый),жара (стужа), тяжелый (легкий), светлый (темный), ложиться (вставать), грязный (чистый), говорить (молчать), добро (зло).
Буква "Т". Предлагается дидактическая игра "Назови три слова".
Ребята, я называю обобщающее понятие, а вы подбираете к нему три подходящих слова.
Животные (собака, тигр, кошка).
Одежда (куртка, рубашка, платье).
Растения (дерево, цветок, куст).
Продукты питания (хлеб, печенье, сосиски).

Транспорт (грузовик, трактор, мотоцикл).
Буква "О". Предлагается дидактическая игра "Один - много".
Ребята, я называю слово, а вы ставите его во множественное число.
Муравей (муравьи), машина (машины), тюльпан (тюльпаны), стол (столы), сын (сыновья), кот (коты), дом (дома).
Буква "П". Предлагается дидактическое упражнение "Сколько слов".
- Ребята, вспомните, из чего состоят предложения? (из слов) Отложите столько фишек, сколько слов в предложении.
Наступила весна (2 фишки).
Саша рисует красную машину (4 фишки).
Посадил дед репку(3 фишки).
Буква "И". Предлагается игра "Исправь ошибку".
Ребята, я буду произносить предложения, а вы - находить ошибки.
Цветы стоят на вазе. (Цветы стоят в вазе).
Юркий воробей собирать крошки. (Юркий воробей собирает крошки).
В лесу растут сосна. (В лесу растет сосна).
На черной небе блестят звезды. (На черном небе блестят звезды).
Буква "С". Предлагается дидактическое упражнение "Сколько слогов".
Кукла (2 слога), мяч (1 слог), кубики (3 слога), машина (3 слога), юла (2 слога).
- Каким одним словом можно назвать все эти предметы? (Игрушки)
Ребята, побудем немного медвежатами в дремучем лесу. (Динамическая пауза с элементами гимнастики для глаз и звукоподражания "Медведь по лесу бродит")
Медведь по лесу бродит.
От дуба к дубу ходит. (Ходьба "вперевалочку", слегка согнувшись, "загребая чуть согнутыми руками").
Находит в дуплах мед
И в рот себе кладет. (Изображать, как медведь достает и ест мед).
Облизывает лапу
Сластена косолапый. (Имитировать как медведь облизывает лапу, стараясь далеко высунуть язык и двигать им снизу вверх).
А пчелы налетают,
Жужжат, медведя прогоняют. (Звукоподражание: "Жжжж". Отвести руку вперед и поочередно касаться указательным пальцем носа, щек и т.п.).
А пчелы жалят мишку:
Не ешь наш мед, воришка! (Водить указательным пальцем перед лицом и прослеживать за движением пальца глазами, стараясь не поворачивать головы).
Бредет лесной дорогой
Медведь к себе в берлогу. (Ходьба "вперевалочку").
Ложиться, засыпает
И пчелок вспоминает. (Сесть на место, сложить руки под щеку).
(И. Лопухина)
Буква "Л". Предлагается дидактическое упражнение "Чистоговорка".
Ло-ло-ло - на улице тепло.
Ли-ли-ли - прилетели журавли.
Лу-лу-лу- стол стоит в углу.
Оль-оль-оль - мы купили соль.
Лю-лю-лю - маму милую люблю.
Буква "Р". Предлагается упражнение "Найди звук".
Я прочту скороговорку, в которой один звук будет звучать чаще других.
В шалаше шуршат мыши. (Звук ш)
Ужа ужалила ужица, ужу с ужицей не ужиться. (звук ж)
На горе Арарат растет красный виноград (звук р).
-Ребята, давайте разберемся, чем отличаются звуки от букв? (Буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и произносим).
- Вспомните, какие бывают звуки? (Гласные и согласные).
Гласные тянуться в песенке плавной,
Могут заплакать и закричать,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные - согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не могут они петь.
Давайте разберемся со звуками, которые обозначены буквами с нашего дерева. (Предлагается дидактическое упражнение "Гласный или согласный"). Я называю звуки, а вы определяете гласные они или согласные.
А - гласный.
Т - согласный.
Л - согласный.
О - гласный.
И - гласный.
П - согласный.
Р - согласный.
С - согласный.
- Ребята, теперь попробуем из пластилина вылепить любую букву, используя приемы прямого раскатывания, сгибания, соединения, сглаживания и т.п. После окончания прижмите буквы к листочкам картона.
- Вы - молодцы! Вы справились со всеми заданиями и показали хорошие знания родного языка. А впереди еще много интересных занятий, которые помогут вам стать знатоками родного языка.

Наталья Шех
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте

(подготовительная к школе группа )

Тема : «Грамотеи » .

Цель : закрепить знания по подготовке детей к обучению грамоте .

Задачи :

Коррекционно-образовательные задачи :

Продолжать учить детей давать характеристику звуков, дифференцировать звуки Р-Л, проводить звуковой анализ слова;

Закреплять умение определять наличие заданного звука в слове;

Закреплять умения заканчивать, дополнять предложение по смыслу с помощью опорных картинок.

Коррекционно-развивающие задачи :

Развивать фонематическое восприятие;

Развивать память и внимание;

Развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы.

Коррекционно-воспитательные задачи :

Воспитывать уважение, взаимопонимание друг к другу;

Развивать умение использовать полученные знания в практической деятельности.

Оборудование :

Телеграмма ; картинки на выделение звука из слова; опорные картинки для работы над предложением; магнитная доска; карточки со словами пословицы.

Раздаточный материал : кружки красного, синего и зеленого цвета; карточки на определение места звука в слове; набор предметных картинок на определения количества слогов в слове; карточки с элементами букв, простые карандаши; картинки-смайлики.

Ход НОД:

В круг скорее становитесь, крепче за руки беритесь.

(Дети встают в круг) .

Собрались все дети в круг, я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.

Мы играем и поем, дружно в группе мы живем.

Посмотрите на меня, повторим с вами правило речи :

Каждый день всегда, везде

На занятиях, в игре

Верно, чётко говорим

Никуда мы не спешим!

Ребята, нам пришла телеграмма от жителей страны «Грамотейка » .

(Дети садятся за столы) .

"Здравствуйте дорогие ребята! Хотим поздравить вас, ведь вы скоро пойдёте в школу, и знаете все буквы и звуки. Мы, жители страны «Грамотейка » , получили задание от Мудрой Совы составить из слов пословицу о дружбе. Чтобы составить пословицу, надо пройти испытания. Но мы затрудняемся и просим у вас помощи».

Ну что ребята, поможем жителям страны «Грамотейка » . Попробуем пройти испытания?

Посмотрите, на доске спрятаны слова. Вам интересно узнать, какая пословица здесь прячется? Открыть мы их сможем, если выполним определенные задания. Согласны?

1 задание «Загадки» .

Для начала отгадаем загадки :

1. Один мягкий и свистит

Другой твёрдый и шипит

Третий вовсе запоёт

Хоть кто его произнесёт… (звук) .

Какие звуки вы знаете?

(Дети называют несколько звуков, дают им характеристику) .

2. Черные птички на белой страничке

Молчат, ожидают, кто их прочитает… (буква) .

А чем буква отличается от звука?

(Буквы мы видим, пишем, а звуки слышим и произносим) .

3. Сначала я никак не мог

Прочесть с двух букв

Свой первый… (слог) .

4. Звук я к звуку подберу

И его произнесу

Если буквы в ряд сложу

То его потом прочту (слово) .

5. Много слов я соберу

Меж собой их подружу

Понятным будет изложение

То получу я (предложение) .

Мы загадки отгадали, слово первое открываем - ДЕРЕВО.

2 задание. Игра «Кто внимательный» .

Я буду называть звуки. Если это гласный звук, кружок какого цвета мы поднимаем? А если твердый (мягкий согласный?

А, В,Д, Ж,Ш,К, Л, У, Н,Э. (Ответы детей) .

Игра «Найди звук» .

На доске картинки : робот, рыба, барабан, помидор.

Ребята, скажите, что изображено на экране? Послушайте и назовите звук, который я выделяю, когда произношу эти слова? (Звук «Р).

А теперь нам нужно определить место звука Р в слове (дети ставят фишку в нужную позицию – начало, середину или конец слова) .

На доске картинки : лампа, слон, кресло, пенал.

Посмотрите, и скажите, что изображено на картинках? Послушайте и назовите звук, который я выделяю, когда произношу эти слова? (Звук «Л» ).

А теперь нам нужно определить его место в слове.

Теперь предлагаю выделить эти звуки в других словах, если слышим звук «Л» - хлопаем, если звук «Р» - топаем. Поиграем?

Слова :

РАМА. -ЛАМА, РОЗА-ЛОЗА, ВАЛ-ВАР, БОЛОТО-РАБОТА, УКРОП-КЛОП.

(Дети выполняют задание) .

Умницы, и это задание вы выполнили правильно. Открываем и читаем второе слово – ДЕРЖИТСЯ.

3 задание. Звуковой анализ слова.

Ребята, отгадайте загадку :

Стоит весёлый, светлый дом. Ребят проворных много в нём.

Там пишут и считают, рисуют и читают.

(На доске ребенком проводится звуковой анализ слова «ШКОЛА» ).

4 задание «Раздели слово на слоги» .

Ребята, из чего состоят слова? (Из слогов) .

Как узнать, сколько слогов в слове?

(При помощи хлопков, сколько в слове гласных, столько и слогов) .

Сейчас каждому из вас я раздам по картинке, а вы с помощью хлопков определите, сколько слогов в вашем слове (картинки по количеству детей) .

(Дети называют слово и прохлопывают количество слогов в нем) .

Молодцы! Открываем четвертое маленькое слово – А.

Сейчас всех в круг я приглашаю, вместе с вами поиграю.

Физкультминутка (под музыкальное сопровождение)

Мы на плечи руки ставим,

Начинаем их вращать.

Так осанку мы исправим.

Раз, два, три, четыре, пять!

(Руки к плечам, вращение плечами вперед и назад) .

Руки ставим перед грудью,

В стороны разводим.

Мы разминку делать будем

При любой погоде.

(Руки перед грудью, рывки руками в стороны) .

Руку правую поднимем,

А другую вниз опустим.

Мы меняем их местами,

Плавно двигаем руками. (Одна прямая рука, другая вниз, плавными движениями одна рука опускается, а другая одновременно поднимается).

А теперь давайте вместе

Пошагаем все на месте. (Ходьба на месте) .

Для выполнения следующего задания предлагаю вам сесть за столы.

5 задание «Закончи предложение» .

Ребята скажите, а что такое предложение?

(Ответы детей : «Это 2, 3, 4 и более слов, которые дружат между собой и связаны по смыслу»).

Посмотрите, у вас на столе разложены карточки с картинками (самолет, цветок, стол, воздушный шарик, рыба, носок, грибы) .

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Придумай предложение» . Сейчас вы будете работать в парах. Я раздам каждой паре по картинке. Один из вас должен придумать предложение по этой картинке. А другой – воспоизвести его с разной интонацией. (картинки : рыба, цветы,стол, воздушный шарик, носок, гриб) .

Хорошо, и с этим заданием вы справились.

Вы ребята, очень умные. Поэтому мы можем открыть еще одно слово. (Открывают и читают пятое слово – ЧЕЛОВЕК) .

6 задание «Восстанови буквы»

Ребята, в стране «Грамотейка » произошло землетрясение. Все буквы упали и рассыпались. Давайте поможем жителям страны восстановить буквы? У вас на столе еще карточки и карандаши. Восстановите пожалуйста все буквы. Будьте внимательны, не ошибитесь. Раз, два, три, четыре пять, начинаем рисовать!

(Дети дорисовывают элементы, чтобы получилась буква) .

Ребята, покажите, что у вас получилось.

(Дети показывают и называют получившиеся буквы)

Сколько букв вы восстановили, какие красивые буквы у вас получились. Ну а теперь мы можем открыть последнее слово и прочитать всю пословицу - ДРУЗЬЯМИ.

«Дерево держится корнями, а человек друзьями» .

Рефлексия.

Молодцы ребята, справились со всеми испытаниями. Вам понравилось проходить испытания? Чем мы сегодня занимались? Какое у вас настроение? Жители страны «Грамотейка » рады и благодарны, что вы им помогли. И они приготовили вам сюрприз. Посмотрите – это смайлики. Они разные : радостные, задумчивое, грустные. Если вам сегодня было интересно на занятии, вы справились со всеми заданиями - возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть - задумчивого смайлика, а если совсем было трудно - грустного.

(Дети выбирают смайликов) .

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе
Задачи:
Образовательные:
совершенствовать навыки звукового анализа слов: определять гласные, согласные
(мягкий, твердый, глухой, звонкий) ; место звука в слове; делить слова на слоги,
определяя количество слогов;
совершенствовать технику осознанного чтения слов и предложений; обогащать
словарный запас детей.
Развивающие:
развивать фонематический слух, зрительное восприятие, мышление, внимание, память;
развивать умение отвечать на вопрос воспитателя полным ответом, упражнять в
придумывании предложений с заданным словом;
Воспитательные:
создать хорошее настроение;
воспитывать чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание
и умение работать в коллективе;
поощрять активность и самостоятельность.
Словарная работа:
звук, слог, слово, предложение, ударение, буква.
Организация занятия:
1­ ая часть, стоя на коврике, затем за столами, физминутка – на коврике.
Материал:
Раздаточный: буквы для разукрашивания, цветные карандаши (синий, красный, таблица
для определения места звука в слове, фишки, предметные картинки для определения
количества слогов, слово «», слова, разделённые на 2 части, ребусы и карточки для
составления слова.
Демонстрационный: цифры 1, 2, 3 для определения количества слогов в слове, слоговая
таблица для чтения, картинки для составления слова по первым буквам, разрезное
предложение «Я ПОЙДУ В ШКОЛУ».
Ход занятия:
­Ребята, какое у вас сегодня настроение?
­Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение
Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты – мой друг
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
­ Ребята, давайте посмотрим, друг на друга, и улыбнемся. Пусть ваши улыбки будут с
нами на протяжении всего занятия, настроение у нас хорошее, мы готовы начать занятие.
­ Вы многому научились в детском саду, скоро пойдёте в школу, и сейчас мы проверим
ваши знания и умения.
­ Что вам для этого необходимо? (внимательно слушать воспитателя, правильно отвечать
на вопросы). Занятие будет интересное и трудное, поэтому вам понадобятся внимание,
находчивость и ваши знания, мы не ссоримся и помогаем друг другу.
­ Напомните, что мы изучаем на занятиях по обучению грамоте? (мы изучаем звуки и
буквы) .
­ Чем отличаются звуки и буквы? (звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и
пишем) .
­ Какие бывают звуки? (звуки бывают гласные и согласные).
№1
­ На столе у вас лежат буквы, давайте назовем их?
(А У О М С Х Ш Л Ы Н Р К П Т И З В Ж Б Г Д Й Ь)
­ Возьмите цветной карандаш и закрасьте букву в соответствующий цвет.
­ Какие две группы у нас получились? (гласные и согласные) .
­ Как произносятся гласные звуки? (поются, не встречают преград при произношении,
образуют слог) .
­ Как произносятся согласные звуки? (не поются, встречают преграду при произношении,
не образуют слог) .
«Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать».
«А согласные согласны
Шелестеть, шептать, шипеть,
Но не хочется им петь».

№2
­ А сейчас у меня для вас следующее задание, слушайте внимательно. Читаю
скороговорку:
Только Таня утром встанет.
Танцевать Танюшку тянет.
Что тут долго объяснять?
Таня любит танцевать.
­ Какой звук очень часто встречается в этой скороговорке? (звук «Т») .
­ Сейчас я буду произносить слова, а вы должны определить место звука «Т» в слове: в
начале, середине или в конце слова, и отмечаем фишкой тот квадратик на карточке, где
находится данный звук.
(танк, комната, салют, торт, мотор, тетрадь, утро, капот)
Физминутка
Физкультминутка “Если есть хороший друг…”
Настроение упало,
Дело валится из рук…
Но ещё не всё пропало,
Если есть хороший друг.
С делом справимся вдвоём,
С облегчением вздохнём –
Настроение поднимем
И от пыли отряхнём!
(Стоят лицом друг к другу, руки вверх.
“Бросают” вниз руки…
Грозят указательным пальчиком.
Хлопают в ладоши.
Берутся за руки.
Вздыхают.
Поднимают сцепленные руки вверх.
“Отряхиваются” от пыли, улыбаются друг другу).
№3
­ Назовите какое время года изображено на моей картинке? (весна).
­ «весна» ­ давайте разберём это слово.
­ Сколько букв в слове «ВЕСНА»? (5 букв)
­ А сколько звуков в слове «ВЕСНА»? (тоже 5)

­ Сколько согласных звуков в слове «ВЕСНА»? (3 согласных звука). Назовите их (звуки В,
С, Н) .
­ Где в этом слове находится звук В, звук С, Н? (звук В находится в начале слова, звук и
С и Н – в середине.) .
Звук В – согласный, звонкий, мягкий.
Звук С – согласный, глухой, твёрдый.
Звук Н – согласный, звонкий, твёрдый.
­ Сколько гласных звуков в слове «ВЕСНА»? (2 гласных звука)
­ Какие это звуки? (э, а).
­ Какой гласный находится в середине слова? (Э)
­ Где находится звук «а»? (в конце слова)
­ Разделите это слово на слоги. Сколько слогов в слове «Весна» (два).
­ Почему в этом слове два слога? (потому что два гласных звука).
Вспомним правило ­ «Сколько в слове гласных звуков, столько в слове и слогов».
Сделайте самостоятельно анализ этого слова(один ребёнок у доски)

№4
­ А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Найди свой домик». У каждого домика свой
№: №1, №2, №3, №4. Возьмите предметные картинки, назовите своё слово, разделите его
на слоги и найдите свой домик, сколько в слове слогов такой будет № вашего домика.
­ Помогите мне найти свой домик.
­ Молодцы, займите свои места за столами.
­ Молодцы, ребята, справились с заданием.
­ Следующее задание: чтение по слоговой таблице и составление слов.
СО ВЫ ВО
СЫ РО ЛО
НА ТА КА
КО ВА РО

(сорока, Вова, ворона совы, косы, корова, волосы) .
№5
­ У вас на столах разложены карточки со словами, когда готовилась к занятию, я их
перепутала. Вам надо составить слово, расставляя в нужном порядке слоги, прочитать его
и составить с этим словом предложение. Работать вы будете в парах.
ГРУ­ ША МА­ ЛЫШ
МЕД­ВЕДЬ КУКУШ. А
­ Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием.
Решение ребуса:
……
Карточки: надо составить слово, в котором не хватает слогов, вставить подходящий слог
и прочитать это слово.
­ Ребята, я рада за вас, вы выполнили все задания, которые я вам приготовила.
­ Какое задание понравилось больше всего?
­ Какое занятие показалось трудным?
­ Вы показали свои умения, знания, проявили смекалку. Молодцы!
«Как хорошо быть грамотным на свете,
Всё знать и много так читать.
Ведь грамота ­ ступенька к свету,
Которую не нужно пропускать».
Спасибо вам за работу!