«Комплекс отличника»: как помочь ребенку? Перфекционизм: преодолеваем комплекс отличника.

Комплекс отличницы. Что же это такое? Хорошо это или плохо? И Давайте с этим разберемся.

Некоторые женщины всю жизнь делают все на отлично, подтверждая тот факт, что ты –самая лучшая. Это касается всех сфер жизни: и личной, и деловой, и социальной, и сексуальной. Их жизнь – это сплошные экзамены на профпригодность. В этом и заключается суть комплекса отличницы. Комплекс отличницы – это психологическая проблема, связанная не только с контролем своей жизни, но и желанием контролировать все и всех подряд. А как иначе? Раз вы делаете что-то на отлично, значит, по вашему мнению, и другие должны делать так же.

Как избавиться от комплекса отличницы?

Давайте рассмотрим образ женщины отличницы. На первый взгляд, кажется, что у нее все великолепно в жизни. Она отличная хозяйка: у нее чистота и порядок в доме, она прекрасно готовит, да еще шьет, вяжет и вышивает. Она самая замечательная мать: и пожурит, когда надо, и по голове погладит. Она прекрасная жена и . К тому же она преуспевает в карьере. Идеальный образ, не правда ли? Всем бы такую…

С другой стороны, представляете, сколько труда нужно вложить во что-то, чтобы делать дело на все сто? Сколько усилий нужно приложить, чтобы не дай бог, кого-то не разочаровать, и чтоб не сказали, что она в чем-то не так уж и хороша! И чем больше проблем, тем с большими усилиями приходится их решать. Это все равно, что подниматься на 28 этаж пешком. Я пробовала, но на одиннадцатом почему-то мои ноги категорически перестали ходить: дыхание сбилось, мышцы задервенели с непривычки, пришлось остановиться и поискать лифт. Здесь происходит то же самое. От перенапряжения может произойти нервный срыв, расстройство психики, инсульт и прочие неприятные моменты. Так, к тридцати годам можно и в «ящик сыграть».

Откуда «ноги растут» у этой проблемы? Как часто бывает, все проблемы из детства. Часто это вина родителей, которые хотели видеть в своей дочке то, чего, возможно, им не хватало самим. Они возлагали на малышку множество различных обязанностей. И девочка пыталась их оправдать, быть всегда хорошей, боясь их огорчить. Вот и выросла женщина, которая все свои личные и финансовые проблемы решает сама. В ее душе остался страх разочаровать себя и окружающих, боязнь того, что она не сможет справиться с какой-то проблемой.

Как говорят психологи, вечное стремление к совершенству – это уже болезнь, которая на научном языке называется перфекционизм, а идеальную женщину можно назвать перфекционисткой. Женщина думает, что она «само совершенство», а на самом деле в ней кроется неуверенность в себе, которую она успешно маскирует под успешную женщину, боясь всех разочаровать. Она хочет всем быть полезной и востребованной, и без этого не мыслит жизни, поэтому тянет на себе всех и вся, находя удовлетворение только тогда, когда к ней обращаются за помощью. От этого у таких женщин только видимость успешности. Зачастую, она тянет на себе и мужа-неудачника, которому ничего не остается, как прожигать жизнь рядом с такой женой. Но такая психологическая нагрузка в какой-то момент может оказаться чрезмерной, и тут не обойтись без помощи специалиста. Но, как говорится, если сам себе не поможешь, не поможет никто. Поэтому, пока еще не поздно, давайте рассмотрим способы выхода из состояния напряжения самостоятельно.

Как избавиться от комплекса отличницы?

1.Примите себя такой, какая вы есть: с вашими достоинствами и недостатками. Примите тот факт, что близкие люди любят вас так же. Не стесняйтесь показать им свою слабость, особенно мужу. Не ставьте себя на пьедестал и не изображайте супер-женщину. Помните, что вы – где-то в глубине души хрупкое и нежное создание, которое нужно беречь, холить и лелеять, а когда это делать как не на отдыхе?

2. Теперь самое важное – устраиваем себе отдых. Уезжаем подальше от дома, меняем обстановку, чтобы вырваться за рамки домашнего быта. Езжайте одна или с подругой. Вы, наверное, думаете: «Как же я брошу мужа и детей? Кто же будет готовить им еду, стирать и гладить им одежду, собирать в школу и на работу, убирать в квартире? А на работе? Как же там без меня новый контракт?» Не бойтесь, вашим детям и мужу полезно будет остаться одним – научаться немного самостоятельной жизни. И работа никуда не денется, на вашу долю хватит. Так что пакуйте чемодан и к морю, солнцу, радостным эмоциям!

3. А теперь представьте себя через 10 лет. Вам есть, что вспомнить, кроме стирки, уборки, готовки, пеленок? Если вы не забыли, что такое романтические вечера, танцы до утра, сумасшедшие идеи и поступки – тогда у вас еще не все потеряно. А если забыли? Когда ваш муж дарил вам цветы без повода, кроме дня рождения и 8марта? Где же ваш азарт в жизни? Когда вы будете нянчить своих внуков, о чем вы будете вспоминать? Наверное, о том, как вы боялись опоздать на работу, боялись оставить детей и мужа без завтрака? Так что начнем менять свою жизнь, пусть вам 25, 35 или 45.

4. Оглянитесь вокруг. Давно ли вы замечали птиц, поющих на деревьях, когда бежали на работу? Давно ли упирались взглядом в небо, радуясь солнцу? Вдохните полной грудью. В мире столько интересного! И это не сравнить с вашим распорядком «Дом-работа-дом» . Займитесь , или вы так увлеклись решением чужих проблем, что уже забыли, что у вас самой может быть любимое дело? А о чем вы мечтали в жизни? Ну и как, реализовалась ваша мечта? Может, вспомнить о ней и сделать шаг ей навстречу? Короче говоря, вспомните о том, что вам приносило удовольствие, и сделайте это. Постарайтесь прямо сейчас.

Комплекс отличницы – это далеко не самое лучшее, что может быть в вашей жизни. Ответьте себе честно на вопрос: все, что вы делали в жизни, давалось вам легко и сразу или с большими трудностями? Расслабьтесь немного, постарайтесь получать от жизни максимум удовольствия, и напряжение станет уходить из вашей жизни, даже отношения с близкими людьми изменятся - станут теплее, и придет гораздо быстрее, чем у вас получалось обычно.

Бесплатная книга

Как свести с ума мужчину всего за 7дней

Скорей поймай "золотую рыбку"

Для того, чтобы получить бесплатную книгу, введите данные в форму ниже и нажмите кнопку "Получить книгу".

Ошибка в тексте?

Выделите её "мышкой" и нажмите: Ctrl + Enter

Комплекс (синдром) отличника

Дата создания: 23.06.2004
Дата обновления: 30.09.2016
Материал написан в соавторстве с Нарицыной М.П.

Обычно принято считать, что быть отличником – хорошо. Человек тянется к знаниям, всё такое. Но если понаблюдать за иными отличниками чуть внимательнее, в том числе и по окончании школы, может показаться, что они ни к каким знаниям вовсе не тянутся. Им не до этого. Они крутятся, как белки в колесе, из последних сил. И в большинстве случаев так совсем не кажется. Чаще всего так в реальности и есть.

Обычно принято считать, что быть отличником – хорошо. Человек тянется к знаниям, всё такое. Но если понаблюдать за иными отличниками чуть внимательнее, в том числе и по окончании школы, может показаться, что они ни к каким знаниям вовсе не тянутся. Им не до этого. Они крутятся, как белки в колесе, из последних сил.
И в большинстве случаев так совсем не кажется. Чаще всего так в реальности и есть.

Будущий носитель комплекса (или синдрома) отличника, идя в первый класс, обычно получает извне программу: "Нет оценки, кроме пятёрки. Всё остальное – не оценка". Причины такого программирования могут быть разные, но в итоге ребёнок оказывается в ловушке бинарной двухбалльной системы: либо высшая оценка, либо… ноль. Не двойка, не кол даже, а ноль! Во всяком случае, именно нулём себя в итоге ощущает ребёнок, живущий в рамках такой программы и принёсший из школы что-то меньше пятёрки. Потому что для его "программистов" это априори значит – старался плохо, учил мало, знания показал с дефектом, с трещинкой, со сколом. Отношение, по сути, как к посуде: либо чашка целая – либо треснутая, надбитая, гостям подавать неудобно.

Здесь, наверное, можно гипотетически упомянуть одну из причин подобного программирования: ребёнка планируют "подавать гостям", как-то демонстрировать, гордиться его успехами. А понятие успеха довольно однозначно: либо пятёрка, либо… опять же ноль. Потому что не-пятёрками гордиться нельзя. Неудобно. Всегда может найтись другой претендент на гордость, чей ребёнок получил-таки пятёрку. Значит, нужно требовать, чтобы собственный ребёнок больше старался! И не вздумал позорить родителей не-отличными оценками.

Но подобное программирование – не вина "программистов", а их собственная большая беда, передаваемая сценарно уже не одно поколение. Ещё в 1947 году вышел известный до сих пор фильм "Первоклассница". Один из эпизодов этого фильма – героиня, первоклассница Маруся, приходит домой с первой школьной отметкой.

А ещё какие новости? – спрашивает ее бабушка.
- Очень хорошие, – радостно сообщает Маруся. – Я отметку получила!
- Какую?
- Четвёрку!
Бабушка разворачивается и уходит.
- Бабушка! Что ж ты не радуешься? Ведь четвёрка – очень близко к пятёрке!
- Хмм, - говорит бабушка. – Ну, не очень!..

Мало того, что бабушка не разделяет радости внучки по поводу первой оценки как таковой, но ещё и сообщает, что внучке до пятёрки – то есть до момента, когда бабушка будет ею довольна – ещё очень-очень далеко.

Вообще система "брать на себя заведомо невыполнимые обязательства", вроде "пятилетки в три года", сопровождала советскую действительность изначально: вместе с идеей "воспитать совершенно другого человека, человека новой формации" вопреки всем законам логики, физиологии и пирамиды Маслоу. Но как бы то ни было, бинарная система "либо пятёрка, либо ноль" присутствует во внутренней цензуре уже которого поколения людей, передаваясь на уровне жизненного сценария.

По логике, требование постоянно получать только отличные оценки – фактически невыполнимо. В конце концов, бывают разные дети со склонностью к разным предметам, разные личностные свойства этих детей, да в конце концов – разное состояние здоровья у одного и того же ребёнка! Однако установки цензуры тем и страшны, что не используют логики. А изначальная невыполнимость взятых на себя обязательство провоцирует ещё одну сценарную связку: "мы были должны сделать нечто – мы этого сделать не смогли – но мы должны были смочь – тогда наши дети должны сделать это за нас". То есть при наличии в жизненном сценарии тех или иных заведомо невыполнимых задач прессинг подобного долженствования усиливается с каждым новым поколением и с каждым новым витком этого сценария. И таким образом как снежный ком растёт сценарно передающийся невроз .

Часто родители говорят, что сами в учёбе были отличниками, и вроде бы закономерно требуют того же от своих детей. Но при этом, осознанно или бессознательно, не учитывают некоторых факторов:
- показывая аттестат с круглыми пятёрками или красный диплом, они закономерно умалчивают, какие оценки получали в процессе текущей учёбы, от детей же требуют пятёрок ежедневно;
- забывают про то, что с годами программа усложняется, количество требований к детям растёт, и порой сами дети физически не успевают за этими усложнениями;
- и наконец, родители, говорящие "мы были отличниками - и ты должен", сами все ещё остаются в бинарной системе "5-0" и туда же загоняют собственных детей.

Итак, ребёнок с подобной программой начинает учиться в школе. А дальше, как правило, ситуация развивается примерно по двум вариантам:
- либо ученик понимает, что условия этой программы невыполнимы – и даёт реакцию "вообще не хочу учиться" ;
- либо он принимает эти условия дорогой для себя ценой, так как понимает, что иначе ему не видать родительских поглаживаний. Поглаживания, одобрение, выражение родительской любви он теперь может получить только за пятёрки.
И во втором варианте обычно развивается настоящий аддиктивный невроз, или невроз зависимости: ребёнок начинает зависеть от отличных оценок и стремится делать всё только в критериях "поставят ли мне за это очередную пятёрку". О том, чтобы получить что-то ниже пятёрки – он даже помыслить не может. Потому что это очень страшно.

Учителя нередко сталкиваются с парадоксальными реакциями на четвёрку – оценку "хорошо". Ученики подходят после уроков и буквально умоляют спросить ещё, спросить завтра, спросить когда угодно, только не ставить "четыре" ни в дневник, ни в журнал. Говорят, что их дома будут ругать родители. Но в реальности, если программа "5-0" уже начала действовать и принята внутренней цензурой ребёнка – можно наблюдать вариант так называемой контаминации (заражения) субличности внутреннего Родителя: проще говоря, дома ребёнка вполне могут пристыдить за четвёрку (плохо старался), но пока он до этого дома дойдёт – он сам (точнее, его внутренняя заражённая цензура) уже сгложет себя до самых косточек: потому что не вытянул на пять. А если не вытянул – то в его уже внутренней бинарной парадигме он – ноль. Ничтожество.

Один раз – ноль, два – ноль, три – ноль… со временем это вполне может превратиться в синдром самозванца . Особенно если приправляется родительским "Ты ничего толком делать не можешь, даже учиться на пятёрки!"

Увы, с точки зрения многих родителей школьная программа, особенно в начальной школе – элементарна и совсем не требует усилий. Ну что за сложность, например, выучить таблицу умножения или написать букву "А"? И если ребёнок по "таким лёгким предметам" приносит что-то ниже пятёрки – родители реально считают, что их отпрыск лоботряс и лодырь, и вместо работы на уроках считал ворон. А учительница потом будет им недовольна, и вызовет в школу родителей, и будет их ругать.

Вот, кстати, ещё одна из возможных причин, по которым ребёнка программируют "либо пятёрка, либо ты ничтожество". Ребёнку фактически передают свой личный страх: "Если он будет плохо учиться, в школе будут ругать нас, родителей". Вполне вероятно, что у таких родителей есть тот же синдром отличника (передающийся на уровне жизненного сценария), и представить, что их вызовут в школу и сделают внушение за плохую учёбу их ребёнка –один из их личных кошмаров. Поэтому ребёнка нужно жучить и дрючить, щедро делясь с ним своим неврозом, но чтобы было как можно меньше шансов, что их самих отругает учительница!..

Основная сложность комплекса отличника – по сути в том, что ребёнок, вырастая, во всей остальной жизни, не только в школе, начинает зависеть от пятёрок. Точнее – испытывать постоянный страх "не отличной оценки".

Такой человек не может взяться ни за одно дело, если не уверен, что результат получится "на отлично". А уверенным в этом быть сложно, особенно когда дело происходит уже вне школы и критериев качества может быть много, как объективных, так и субъективных. И нельзя сказать, что такой человек "непременно хочет именно пятёрку". Скорее он панически боится получить "не пятёрку". Потому что это – ноль. И страх в очередной раз убедиться в собственном ничтожестве мешает ему в принципе что-либо делать.

Человек с синдромом отличника не станет заниматься никаким бизнесом, потому что это риски и неоднозначные ситуации, и здесь подавно сложно надеяться только на отличные оценки.

А ещё человек с синдромом отличника – парадокс! – часто боится изучать что-то новое: любое изучение нового закономерно связано с ошибками, а права на ошибку у него давно нет. Ведь любая ошибка – это уже не пятёрка.

Он в общем боится как-то самостоятельно строить свою жизнь и управлять ею, вообще боится ситуаций, когда ему нужно принимать самостоятельные решения: а вдруг решит неправильно? Ведь у него нет чётких выданных сверху критериев этой правильности, а точнее – критериев того, что и как он должен делать, чтобы в очередной раз заработать отличную оценку. Можно сказать, что люди с синдромом отличника – вечные подчинённые, рабы этих самых внешних критериев: и в качестве ещё одной смелой гипотезы – не потому ли уже какое поколение идёт некая внешняя подпитка этого сценария, что подчинённые более выгодны иерархической системе , и ими намного легче манипулировать, просто пригрозив в случае чего "снизить оценку на балл".

Более того, даже если человек делает какие-то попытки отойти от системы внешних критериев – его внутренняя контаминированная цензура затягивает его обратно, буквально заставляя искать новых и новых внешних оценщиков. Потому что только они якобы имеют право выставлять человеку оценки: например, от понятия "самооценка" носителю синдрома отличника может стать буквально физически плохо. Как это – самому себя оценивать, это же невозможно, так не бывает.

Причём эти страхи присутствуют даже тогда, когда в каких-то задачах формально у человека нет внешнего оценщика. Зато всегда есть внутренний: тот самый заражённый извне внутренний Родитель, которого человек постоянно носит с собой. И соответственно, везде имеет личного карманного цензора, который берётся оценивать все его дела.

Комплекс отличника, кстати, можно назвать одной из разновидностей перфекционизма и одной из причин прокрастинации .

При синдроме отличника человек и в школьные годы, и после окончания учёбы обычно имеет проблемы с адаптацией в окружающем социуме. В классе, да и в любом социуме, как правило, отличников недолюбливают: точнее – недолюбливают тех, кто стремится к пятёркам во что бы то ни стало. Иногда со стороны кажется, что такой ученик стремится выделиться на фоне остальных; но этим остальным обычно невдомёк, что несчастный пытается в очередной раз спастись от страха "оказаться нулём".

Вообще зависимость от пятёрок , как и любая зависимость , имеет общий деструктивный характер для самого зависимого: у такого ученика страдает здоровье (потому что все ресурсы брошены на достижение отличных оценок), он банально перегружен (ведь такой отличник обычно не только в школе обязан получать пятёрки, ему приходится радовать родителей своими достижениями ещё в разных кружках и секциях, а поступать планировать непременно в престижное учебное заведение). На фоне банального недосыпа и накапливающейся хронической усталости страхи "не получить пятёрку" ещё усиливаются, и ситуация не то чтобы ходит по кругу, а скорее скручивается в тугую спираль.

Плюс к тому комплекс отличника часто сопровождается прессингом со стороны родителей и прародителей: "Не смей нас позорить! Нам за тебя будет стыдно!" Ещё страшнее, если ребёнка постоянно извещают, что в результате любого его промаха и любой "не пятёрки" у кого-то из близких поднимется давление, заболит сердце, случится инсульт и так далее. Чувство вины – прекрасное средство манипулирования, причём довольно травмирующее. Ребёнок в результате ощущает себя буквально как на минном поле, когда один неверный шаг – и он взорвётся: но пусть лучше взорвётся он, чем пострадают дорогие ему люди. Фактически ребёнка делают реальным заложником проблем взрослых. А то, что он в полной мере зарабатывает свой собственный невроз (или фактически наследует уже имеющийся) – он на этом этапе, к сожалению или к счастью, пока не осознаёт.

Обычно в финале статей о тех или иных психотерапевтических проблемах ожидаются выводы/итоги/предложения на тему "что теперь с этими проблемами делать".

Здесь заметим прежде всего, что в данной статье не идёт речь о том, что комплекс отличника – это прямо-таки плохо-плохо (как, вероятно, мог бы прочитать тот или иной носитель комплекса отличника). Если человеку в этих рамках – можно даже сказать, в этих жизненных опорах – комфортно, то нет никакого смысла у него эти опоры отнимать. Есть много людей, испытывающих удовлетворение от того, что им заранее известны те критерии и требования, по которым их будут проверять и в соответствии с которыми им будет ставиться оценка. Если эта оценка непременно должна быть отличной, и это до поры до времени тоже не напрягает – такого человека можно назвать в какой-то мере амбициозным, имеющим свои высокие цели. Если ему удобно живётся в этой системе – его право ничего не менять. И ни у кого нет права подталкивать его к изменениям.

Если же самому человеку система "5-0" становится в тягость, если он подумывает о том, как бы из этого беличьего колеса выскочить – то ему прежде всего важно узнать, что это возможно. Но что это связано с анализом и собственным осознанием всего того, что с ним происходит. С системным изучением всей той ситуации, в которой он находится. И что для такого анализа, особенно системного, понадобится помощник – психотерапевт, главное условие работы которого – безоценочность . Последнее крайне важно хотя бы потому, что любой оценочный подход в работе с комплексом отличника автоматически провоцирует вместо старых оценщиков обзавестись новым – в лице психотерапевта. И таким образом закономерно остаться в старой бинарной парадигме.

И ещё важно предупредить, что выход из старых жизненных критериев и построение новых – это сложно. Это тяжело и больно иногда. Потому что фактически всё создаётся заново: цензурные шаблоны, реакции и восприятия, системообразующие установки. Можно сказать, что по сути строится новая жизнь. Но есть одно важное "но": человек в процессе консультативной, безоценочной психотерапии эту новую жизнь обучается строить для себя сам. И прежде всего постепенно формирует личную независимость от каких-либо оценщиков, которые угрожают "не поставить ему пятёрку, если он перестанет слушаться". Эти страхи постепенно перестают быть актуальными: потому что в новой системе образуются иные, более многозначные, логически обоснованные и небинарные критерии "правильности, полноты и качества" знаний, умений и достижений.

Я хочу выяснить причины комплексов
Я хочу выяснить причины ошибки
Я хочу выяснить свои ошибки
Я хочу выяснить свою вину Темы: зависимости , комплекс отличника , комплексы , чувство вины .

© Нарицын Николай Николаевич
врач-психотерапевт, психоаналитик
г. Москва

Она везде и всегда первая? Ей становится плохо, если ее работу оценивают не самой высокой оценкой? Вы думаете, она человек, который стремится к лидерству, и для нее не существует преград? Вы заблуждаетесь. Она всего лишь несчастная женщина, которая страдает так называемым «комплексом отличницы». Таких еще называют «мисс безупречность».

Психологи утверждают, что мужчины не подвержены такому комплексу, поэтому его «жертвами» становятся только женщины. Они хотят совершенности во всем, что касается выполнения какого-либо задания или работы. Если это уборка в квартире или доме, то для этого будут использованы всевозможные чистящие средства. Все должно блестеть и быть сделано на «отлично»!

Отчего возникает «комплекс отличницы»?

«Комплекс отличницы», как и все остальные комплексы, закладывается в детстве. Его причиной могут стать завышенные требования и задания. Например, если любая четверка в дневнике вызывала у родителей разочарование, то развитие «комплекса отличницы» у девочки неминуемо.

Как правило, у таких девочек, а в дальнейшем женщин, занижена самооценка. Они боятся разочаровать родителей и потерять их любовь к себе. Поэтому, они стремятся всеми способами завоевать родительское уважение и любовь. Это стремление распространяется и на всех окружающих.

Оксана Баркова , врач-психотерапевт, гештальт-психолог:

«На консультацию пришла женщина 34 лет с жалобами на хроническую усталость и нежелание что-либо делать. Она была руководителем отдела в крупной компании, которая занималась строительством домов. За 8 лет работы женщина многого достигла в профессиональной и финансовой сфере своей жизни. А личная жизнь не удалась, не было времени, никто не нравился, не совпадали взгляды или ценности. Когда стали более подробно разбираться, вышли на завышенные требования к самой себе и к людям, на стремление, чтобы все было «идеально». Женщину это сильно выматывало, заставляло быть в напряжении и постоянном неудовлетворении.

Оказалось, что мать всегда была строга с ней и хвалила за достижения и критиковала за «ошибки». Женщина в процессе психотерапии осознала, что более мягкое и любящее отношение к себе снижает уровень тревоги и доставляет больше радости и удовольствия, научилась замечать свои потребности и регулировать границы, появилось больше сил и желания жить. Познакомилась с молодым человеком и начала строить отношения».

«Отличницы» на работе и дома

    Женщина может страдать «комплексом отличницы» независимо от того, в какой отрасли она работает, какой образ жизни ведет, какое положение занимает в обществе.Комплекс отличницы» отпечатывается на личной жизни. К сожалению, такие женщины очень одиноки. Они выбирают тех претендентов на свою руку и сердце, которых они оценили высшим балом. Остальные их просто недостойны.Они стараются быть «отличницей» и в постели. А это неправильно! Ведь здесь главное искренние чувства, а не отличное знание сексуальных поз.Такие женщины не привлекают, а наоборот, отпугивают мужчин своим ненормальным стремлением к чистоте и совершенству.

Как бороться с комплексом и нужно ли это делать?

Обычно женщины не замечают за собой «комплекса отличницы» и не могут самостоятельно от него избавиться. Однако с «комплексом отличницы» необходимо бороться. Ведь он мешает наслаждаться жизнью, а зачастую отравляет жизнь и окружающим: коллегам, друзьям и самым близким людям.

    Первым шагом к избавлению от комплекса будет понимание, что все «на пятерку» быть не может, и нужно с этим смириться и концентрироваться на позитивных моментах, а не зацикливаться на проблемах.Важно расставить приоритеты и понять, что Вам важно и требует максимум усилий, а что не имеет принципиального значения.Чтобы избавиться от комплекса отличницы очень важно также работать с самооценкой. Будут полезны тренинги уверенности в себе , а также индивидуальная работа с психологом.Принципиальным моментом является принятие себя, осознание своих положительных и отрицательных качеств.Часто комплекс заставляет женщин быть недовольными своей внешностью, не дает замечать ее достоинств. С данной проблемой работает телесный психолог , который помогает научиться жить в гармонии со своим телом.

Как и от любой другой психологической проблемы, от «комплекса отличницы» можно избавиться.

Комплекс отличницы это довольно частое явление. Многие люди живут с ним всю жизнь и не пытаются от него избавиться. Другие же ищут пути, чтобы комплекс отличницы не так сильно влиял на выполнение повседневных дел и работы.

Очень многим людям знаком комплекс отличника. Нередко он мешает жить. Поэтому некоторые ищут способы минимизировать его влияние либо вовсе избавиться от него. Для этого существуют некоторые проверенные способы.

Комплекс отличницы это психологическое и физиологическое состояние, которое побуждает делать все в своей жизни идеально и лучше всех. С одной стороны такой комплекс является положительным, поскольку позволяет держать все под контролем, с другой стороны – он доставляет массу неудобств, потому как человек не может позволить себе делать ошибки и жить в удовольствие, без какого-либо напряжения.

Корни уходят в детство…

Довольно многих интересует вопрос: откуда возникает комплекс отличницы? Как это ни удивительно, но он зарождается еще в детские годы. И в большинстве случаев из-за родителей, которые уж сильно много возлагали надежд и обязанностей на своего ребенка. Он в свою очередь пытался не подвести свою мать и отца.

В результате, родители сами того не подозревая выращивают из своего чада, человека с не естественной ответственностью, который готов возложить на себя все дела и проблемы с целью разрешить их непременно в положительном ключе. Такое поведение нередко доставляет неудобства. Оно, кстати, можете привести к серьезному стрессу. В итоге потом придется посещать психологов и употреблять медикаменты, что ни есть хорошо.

Как жить с комплексом отличницы?

Те люди, которые осознают, что у них присутствует комплекс отличницы, начинают осознанно искать методики, которые помогут минимизировать его влияние на жизнь или вовсе избавиться от него. И надо заметить, что такие существуют. Они перечислены ниже.

Во-первых, необходимо осознать, что человека, у которого присутствует комплекс отличника, будут любить близкие и родственники даже в том случае, если он и не будет делать все идеально. Они примут и его победы и его неудачи. Не стоит бояться показывать близким людям свою слабость. Ведь такое качество у человека является совершенно нормальным. Не стоит строить из себя супергероя, которому все по плечу. Необходимо принять себя как обычного человека, который имеет право на ошибки.

Во-вторых, нужно устроить себе отпуск без компании. Необходимо заставить себя в него отправиться без близких и родных. При этом желательно не брать с собой сотовый телефон. Так как он будет побуждать позвонить своей семье и давать им указания, а также производить проверку того, что все ли у домочадцев идет под контролем.

Важно осознать, что даже если перфекционист уедет на несколько недель, то во время его отсутствия у близких и родных не произойдет трагедии, в их жизни не наступит хаос. Они справятся со своими проблемами сами. Поэтому следует собрать свой чемодан, оставить дома сотовый телефон и отправиться в приятное путешествие, не беспокоясь о других. Важно постараться в это время отключиться от всех своих проблем и забот.

В-третьих, необходимо найти мотивацию для того, чтобы хотя бы в некоторых моментах не допускать проявления комплекса отличницы. Следует подумать, что будет вспомнить человеку через 10-15 лет, если он кроме идеального распорядка дня и отличного выполнения своей работы делать больше ничего и не будет?

А как же романтические ужины при свечах, организованные своей второй половинке в необычном месте, спонтанные сумасшедшие поступки, танцы до упада – где же будет все это? Ведь спустя годы люди вспоминают именно такие не типичные моменты. Поэтому не нужно так тщательно контролировать свою жизнь и осуществлять все по шаблону. Нужно начать действовать с долей безумия, иначе существование превратиться в настоящую скуку, а здесь не далеко до затяжной депрессии.

В-четвертых, важно не корить себя за сделанные ошибки. Если что-то не удалось успеть или выполнить, нужно улыбнуться, а потом постараться как можно быстрее забыть об этом. Не стоит своим ошибки придавать слишком большое значение. Их человек в своей жизни совершает слишком много. При этом именно ошибки помогают нам становиться лучше и делать свой опыт более насыщение.

Более того, рекомендуется нарочно начать совершать их. Именно так будет видно, что они не являются чем-то ужасным и не приводят к концу света. Они лишь часть жизни человека, поэтому не стоит относиться к ним серьезно и тем более избегать совершать их.

В-пятых, веселый нрав и отличное настроение – это инструмент, помогающий затмить комплекс отличницы. А значит, следует проживать свою жизнь не официально и серьезно, а немного шутя. В таком состоянии дела будут получаться не хуже, при этом человек сможет в разы улучшить свое психологическое состояние. Поэтому стоит попробовать войти в него и ощутить уже вскоре позитивные перемены.

Для того чтобы жить с комплексом отличницы было легче, многие психологи рекомендуют проводить специальные аутотренинги с применением аффирмаций. Прибегать к ним следует в любое свободное время. Для их проведения необходимо использовать, например такие фразы:

  • Мой комплекс отличницы проявляется в жизни все реже и реже.
  • Комплекс отличницы для меня остался в прошлом.
  • Моя жизнь стала счастливой и веселой, так как комплекс отличницы теперь меня больше не беспокоит.

Можно оставлять и другие аффирмации, на свое усмотрение. Главное, чтобы они находили отклик в душе. Тогда эффект от них будет феноменальным. При этом совершенно не обязательно специально выделять время, для того чтобы повторять такие фразы. Их можно прокручивать у себя в голове во время поездок в транспорте, производя уборку и глажку белья, во время прогулок и так далее.

Несмотря на то, что многим может показаться, что использование аффирмаций не может дать желаемого результата на самом деле это не так. Эффект от аутотренингов с их использованием уже доказан многими психологами. Потому так важно их использовать всем тем, кто желает избавиться или минимизировать влияние комплекса отличницы. При этом важно еще и верить в их эффективность, тогда результаты будут еще лучше. А именно это и необходимо в этом деликатном и нелегком деле.

Итак, комплекс отличницы – это не слишком хорошо, следовательно, важно от него избавиться либо постараться сократить его влияние на свою жизнь. В этом помогут проверенные методики и аутотренинги.

Поговорка «лучшее – враг хорошего» как нельзя более удачно подходит для перфекциониста. Стремление довести все до идеала делает человека зависимым от мнения социума и блокирует раскрытие его собственного «я».

Комплекс отличницы – зло, но его вполне можно искоренить, открывая для себя новое качество жизни и бездну возможностей.

Если человек не может заснуть, зная о незаконченном деле, и выражение «сойдет для сельской местности» – не про него, значит внутри него сидит недремлющий отличник, зорко наблюдающий за его жизнью и постоянно сравнивающий ее с некими эталонами.

И когда реальность отличается от идеала, человек либо до бесконечности правит ее, либо впадает в депрессию. Перфекционизм способен существенно испортить качество жизни и заблокировать лучшие ее возможности.

Что это такое

Подспудное стремление шлифовать себя и свою деятельность до идеального результата и мучительные переживания от любого несоответствия высоким стандартам – это проявление так называемого патологического перфекционизма, который в народе приобрел более ассоциативное название – комплекс отличницы.

Вырастают такие «отличники» из детей, усвоивших аксиому: любовь безусловной не бывает, ее нужно заслужить.

Как зарождается?

Каждый ребенок нуждается в беззаветной любви. Чувствуя нехватку тепла, малыш поначалу будет неосознанно пытаться слезами и криками обратить на себя внимание, просто так, не за красиво рассказанный стишок. А убедившись в тщетности ожиданий, он начинает искать причину в себе: не любят – значит, недостоин.

Повзрослев, он будет продолжать попытки заслужить общественное признание (и собственное), доводя свою деятельность до идеала, отметки, дающей право быть любимым.

Что порождает?

Синдром отличницы коварен. Человек, в мозгу которого засела установка «достиг – любим», начинает предъявлять завышенные требования и к другим, что взращивает новых перфекционистов среди его детей и близких.

Ведь невыполнение его требований вызывает в нем разочарование и отчуждение, отчего неуверенные в себе люди с легкостью ступают на тот же путь, пытаясь искать причину в себе и заслуживать любовь достижением необходимых для этого высот.

Симптомы

Между здоровыми амбициями и комплексом отличника иногда бывает тонкая грань. Но существуют признаки, которые помогают определить наличие болезненного перфекционизма в зародыше, причем многие из них ярко прослеживаются и у детей, и у взрослых.

Итак, в человеке можно уверенно диагностировать комплекс отличника, если он:

  • болезненно реагирует на критику и даже незначительные замечания;
  • ревниво относится к похвалам, доставшимся другому;
  • страдает самокритичностью из-за постоянного сравнивания себя с другими и не может простить себе малейших промахов;
  • подвержен скачкам самооценки, которая зависит от мнения окружающих и результатов его труда;
  • впадает в апатию после первой же неудачи;
  • не задумываясь, жертвует социальными благами и развлечениями ради достижения успеха;
  • мотивацией для достижений считает не приобретаемый опыт, а стороннюю оценку – оправдание ожиданий социума.

Чем вредит

Если здоровый перфекционизм – свойство довольно полезное, помогающее самореализации человека, то комплекс отличника – это как раз перфекционизм невротический, и он не проходит для человека бесследно:

  1. Рассредоточение внимания . Люди, страдающие этим синдромом, теряют способность направлять энергию в нужное русло. Вместо того чтобы концентрироваться на задаче, они тратят эмоциональные силы на постоянный контроль правильности выполнения каждого шага, а время – на шлифование его до блеска.
  2. Ограничение собственных возможностей . Круг перспектив «отличника» сужается, поскольку ему сложно побороть патологический страх перед новыми начинаниями: вдруг он не справится? Он не дает себе права на ошибку и часто вместо перспективных ответственных должностей, с которыми вполне бы справился, остается на простых, которые чаще дают ему возможность гарантированно выполнить работу на отлично. «Отличникам» комфортнее идеально управлять трамваем, нежели подвергать себя рискам предпринимательской работы.
  3. Сложности в личных отношениях . Предъявление высоких требований не только к себе, но и к другим осложняет отношения с противоположным полом. «Отличница» перед свиданием десять раз проиграет в уме будущий диалог, отрепетирует блестящие ответы на все случаи жизни, продумает до мелочей гардероб, но за этим парадом так и не сможет раскрыть перед собеседником свою истинную душу. В жизни перфекционистов не бывает места риску, они не умеют пускать ситуацию на самотек, стремясь контролировать ее до мелочей.
  4. Конфликтность . Стремление соответствовать выливается в перманентное раздражение. То, что для других является нормой, для перфекциониста имеет негативную окраску: вольный стиль в одежде они видят неряшливостью, наличие непопулярных хобби – праздностью, а отсутствие ярких достижений у человека вообще умаляет его значение до мизера. Указывая окружающим на их недоработки и несовершенство, «отличники» не добиваются ровным счетом ничего, кроме враждебного отношения.
  5. Проблемы со здоровьем. Постоянная самокритика и неудовлетворенность результатом приводит к ухудшению физического здоровья, поскольку частые эмоциональные расстройства – прямая дорога к сердечно-сосудистым нарушениям, бессоннице, головным болям и неврозам.
  6. Потеря себя . Комплекс отличницы приводит к тому, что человек попросту проживает чужую жизнь, постепенно теряя свое «я». Находя себе кумиров (ведь они такие идеальные!), человек копирует их манеру держаться, повторяет слова как истину в последней инстанции, полностью блокируя раскрытие собственной индивидуальности.

Комплекс отличницы

Люди, зараженные здоровым перфекционизмом, обнаруживают в жизни лидерские качества, наслаждаются процессом достижения сложных целей и, главное, не зависят от общественного мнения.

Психология патологического перфекциониста проявляется иначе: достижение идеала становится навязчивой идеей, что порождает постоянное неудовлетворение жизнью.

Так, если для первого типа «отличников» неудача – повод еще активнее взяться за дело и достичь новых высот, то вторые движутся к цели не ради удовольствия и амбиций, а из-за страха быть отвергнутыми.

Однако не всегда в развитии синдрома повинны особенности воспитания и родительской любви.

У ребенка

Комплекс отличника может быть у детей не только приобретенным, но и врожденным. Если в первом случае речь идет о комплексе неполноценности, развитом родителями, учителями и другими авторитетными для ребенка людьми, то во втором повинна генетика.

Последние исследования, проведенные в Мичиганском университете на 292 близнецах, показали, что склонность к развитию перфекционизма – фактор наследственный.

Результаты также обнаружили, что имеет большое влияние и внешняя среда: развитие комплекса определяется не только воспитанием, но и влиянием улицы, особенно в период становления детского «я».

У взрослых

Комплекс отличницы не всегда корнями уходит в детство. Его развитию у взрослых могут способствовать и жизненные ситуации. Череда последовательных неудач ломает человека, взращивая в нем мысль: если бы я был лучше, все сложилось бы по-другому.

Обычно более склонны к таким выводам чрезмерно ответственные люди, привыкшие в любой проблеме искать, прежде всего, свою вину.

И хотя это не более чем черная полоса, не зависящая от собственной идеальности, связь «несовершенство – провал» закрепляется.

Как избавиться

Не стоит дожидаться, когда организм дойдет до полного изнеможения, оттого что не удается в совершенстве сделать все намеченное. Количество часов в сутках – величина постоянная, а здоровье не безгранично. Если перфекционизм не дает полноценно жить, то необходимо лечение.

Всего несколько простых мер помогут побороть этот социально-зависимый комплекс:

  1. Дарить безусловную любовь ребенку . Для внесения корректив в сознание ребенка необходимо дать почувствовать ему, что он любим вне зависимости от обстоятельств. Необходимо объяснить ему, что оценки окружающих не должны определять его настроение, а достижения нужны всего лишь для приобретения им жизненного опыта. Однако использование этого метода затруднено тем, что часто ребенок-отличник – настоящий подарок для родителей, и они вовсе не видят в этом зла.
  2. Позволить себе быть небрежным. Психологи советуют начинать ломать стереотипы с маленьких проявлений нерадивости, удерживая себя от их исправления. Не проверить в очередной раз письмо перед отправкой, не поставить точку в конце предложения, не догладить рукав блузки. Несмотря на простоту, эта терапия нелегко дается «отличникам», но спустя время они понимают: никому до их промахов нет дела, и жизнь на этом не заканчивается!
  3. Учиться наслаждаться процессом . Хорошим способом побороть в себе перфекционизм является дробление глобальной цели на несколько мелких. И пусть они менее значимы, но радуясь их достижению, человек учится испытывать удовольствие от процесса, не гонясь за финальным результатом.
  4. Делегировать обязанности . «Отличники» привыкли все тянуть на себе. Они просто уверены, что лучше, чем они, с задачей не справится никто. Передавая мелкие обязанности другим членам семьи или коллегам и снимая с себя ответственность за их результат, можно постепенно приучить себя не ставить завышенных планок ни себе, ни окружающим.
  5. Изменить отношение к критике . Для выработки иммунитета к критике применяется практика «замены минуса на плюс». Это означает, что любой упрек следует перефразировать для себя так, чтобы подчеркнуть свои достоинства. К примеру, если «отличника» начальство укоряет в слишком длительном выполнении работы, в его переводе это должно звучать так: «Зато я тщательно взвешиваю все за и против перед принятием решения». А ведь это уже повод для гордости! Не помешает развить в себе и чувство юмора, которое помогает легко выходить из неприятных ситуаций.

И вообще, по большому секрету каждому «отличнику» стоит узнать: то, что ему кажется недостаточно хорошим, для других – верх совершенства, и таких людей подавляющее большинство!

Поэтому не стоит бояться ошибок, заниматься самобичеванием и откладывать мечты на потом. Надо просто ценить свою уникальность, и тогда совершенно чудесным образом окажется, что для любви и общественного признания достаточно быть самим собой.

Видео: Говорит психолог