Календарь и его история. Календарь

Есть несколько мнений, когда и где появился первый календарь. В Древней Руси существовала легенда, что календарь подарил людям Коляда. От этого и название календарь: Коляды дар. Другое название – круголет Числобога. Он представляет собой круг с вписанными в него месяцами и временами года. Правда, их количество и названия отличаются от нынешних. Древним римлянам тоже причисляют создание календаря. Им календарь понадобился для работы в поле, чтобы предсказывать разливы рек, дабы не погубить урожай. Другая же версия говорит о том, что календарем звалась долговая книжка, и должники платили проценты в день календ, то есть первые дни месяца. Римляне пошли дальше, чем просто создание календаря — они вписали в него праздники и другие полезные сведения.

Календарь древних египтян тоже отличается от современного: за его основу взято не движение Солнца или Луны, а положение на небосводе ярчайшей звезды Сириуса. Промежуток времени между двумя последовательными гелиакическими восходами Сириуса — год. Гелиакический восход звезды – это появление ее на небесном своде перед восходом Солнца. Буквально, в первых лучах утренней зари. Благодаря этой звезде год разделили на 365 дней. Появление Сириуса довольно точно совпадало с разливом Нила, что являлось важной информацией для земледельцев.

Отличия между календарями народов мира

Календари разных народов отличаются друг от друга. В древнеегипетском календаре двенадцать месяцев, а в календаре майя их 18. Отдельно хочется отметить древнегреческий календарь. Наиболее известны три его версии: от Солона, Метона и Калипоса. Первый принимал за цикл 8 лет и високосными годами были третий, пятый и восьмой. Второй считал циклом 19 лет и високосными годами считал 3, 5, 8, 11, 13, 16 и 19 годы цикла. Третий же мудрец увеличил цикл до 76 лет, и в его цикле было всего четыре високосных года.

Предшественник современного календаря был придуман римским императором Юлием Цезарем вместе с александрийскими астрономами, и введен с первого января 45 года до нашей эры.

Принятым в большинстве стран сейчас является Григорианский календарь. Его ввел папа римский Григорий XIII в католических странах 4 октября 1582 года взамен старого юлианского: и следующим днём после четверга 4 октября стала пятница 15 октября. Таким образом юлианский календарь отстает от григорианского на несколько дней.

Точно определить продолжительность тропического года было очень важно, и задача эта оказалась непростой. Ее решали многие выдающиеся ученые мира. Было определено, что продолжительность тропического года - величина не постоянная. Очень медленно, но она изменяется. В нашу эпоху, например, уменьшается за столетие на 0,54 секунды. И сейчас составляет 365 дней, 5 ч 48 мин 45,9747 сек.

Нелегко было определить, сколько времени продолжается год. Но когда все точно подсчитали, то столкнулись с еще большими, можно сказать, с неразрешимыми трудностями.

Если бы в году оказалось целое число суток, все равно сколько, то составить простой и удобный календарь легко. Пусть даже были бы половинки, четвертинки, восьмушки суток. Их тоже можно сложить в целые сутки. А тут 5 ч 48 мин 46,9747 сек. Из таких “добавок” никак не составишь целые сутки. Получается, что год и сутки несоизмеримы. Остаток при делении - бесконечная дробь. Поэтому разработать простые и удобные системы счета дней в месяце и в году оказалось совсем не простым делом. И хотя от древних времен до наших дней было составлено множество различных календарей (древнеегипетский, китайский, вавилонский, вьетнамский, мусульманский, еврейский, римский, греческий), ни один из них нельзя назвать достаточно точным, удобным, надежным.

Високосного, то есть состоящего из 366 суток, года в природе не бывает. Его придумали, исходя из того, что “остаток” от 365 дней тропического года - 5 ч 48 мин и секунды - очень близок к 1/4 суток. За четыре года набираются целые сутки - добавочный день в високосном году.

Судя по многим источникам, первым до этого додумался египетский грек Созиген. В календарь високосный год впервые был введен римским императором Юлием Цезарем с 1 января 45 года до Р. Х.

Этот календарь стали называть юлианским. Он прочно вошел в жизнь в начале нашей эры и действовал на протяжении многих веков. По этому календарю жили не только Римская империя и Византия (откуда он в Х веке с принятием христианства пришел на Русь), но и все страны Европы, Америка, многие государства Африки и Азии.

В IV веке понадобилось внести ряд изменений в юлианский календарь. Укреплялось христианство, и церковь считала необходимым отрегулировать даты религиозных праздников. Было установлено твердое соответствие (для IV века) солнечного юлианского календаря лунному иудейскому. Так, чтобы христианская пасха в IV веке никогда не могла совпасть с иудейской.

В VI веке римский монах Дионисий Малый задумал ввести новую христианскую эру, начало которой идет от Рождества Христова, а не от сотворения мира, как в иудейской эре, или от каких-либо других событий, как в разных языческих эрах. Дионисий обосновал дату от Рождества Христова. По его расчетам она пала на 754-й год от основания Рима или на 30-й год правления императора Августа.

Эра от Рождества Христова прочно утвердилась в Западной Европе только в VIII веке. На Руси, как и в Византии, еще долго, несколько веков, продолжали считать годы от сотворения мира.

А между тем в результате неточного определения продолжительности юлианского года - 365 суток и 6 часов, тогда как в действительности год на 11 мин и 14 сек короче - к концу XVI века (после поправок, внесенных в календарь в IV веке) набежала разница в 10 суток. Поэтому весеннее равноденствие, которое в 325 году приходилось на 21 марта, наступало уже 11 марта. Кроме того, праздник христианской Пасхи стал приближаться к еврейской Пасхе. Они могли сойтись, что по церковным канонам совершенно недопустимо.

Католическая церковь пригласила астрономов, и те более точно измерили продолжительность тропического года, разработали изменения, которые необходимо внести в календарь. По указу папы Григория XIII с 1582 года в католических странах стали вводить календарь, который получил название - григорианский. Счет дней передвинули на 10 суток вперед. День после четверга 4 октября 1582 года предписывалось считать пятницей, но не 5, а 15 октября. Весеннее равноденствие снова возвратилось на 21 марта. Чтобы в дальнейшем избежать подобных ошибок, было решено каждые 400 лет выбрасывать из числа високосных 3 дня. Чтобы за 400 лет было не 100 високосных, а 97. Для этого надо не считать високосными те столетние годы (годы с двумя нулями на конце), в которых число сотен (две первые цифры) не делится без остатка на 4. Таким образом, годы 1700, 1800, 1900 не были високосными. Год 2000 - будет високосным, а 2100 - нет. Длина года по григорианскому календарю хоть немного, на 26 сек, но все же длиннее истинного. Это приведет к ошибке в одни сутки лишь за 3280 лет.

Новое летосчисление уже в 80-х годах XVI века было введено в Италии, Испании, Португалии, Польше, во Франции, в Люксембурге, в католических кантонах Швейцарии. Гораздо труднее его принимали протестанты и православные.

Пользование разными календарями, особенно в странах, тесно общающихся, вызывало массу неудобств, а порой и просто курьезных случаев. Так, например, Англия приняла григорианский календарь только в 1752 году. Когда мы читаем, что в Испании в 1616 году 23 апреля умер Сервантес, а в Англии 23 апреля 1616 года умер Шекспир, можно подумать, что два величайших писателя мира скончались в один и тот же день. На самом же деле разница была в 10 дней. Шекспир умер в протестантской Англии, которая в эти годы еще жила по юлианскому календарю (по старому стилю), а Сервантес - в католической Испании, где уже был введен григорианский календарь (новый стиль).

Календарные реформы в России шли своим чередом, и нередко с большим опозданием по сравнению со странами Западной Европы. В Х веке с принятием христианства в Древнюю Русь пришло летосчисление, применявшееся римлянами и византийцами: юлианский календарь, римские названия месяцев, семидневная неделя. Счет годов велся от сотворения мира, которое, по церковным понятиям, произошло за 5508 лет до Рождества Христова. Год начинался с 1 марта. В конце XV века начало года было перенесено на 1 сентября. Указом от 15 декабря 7208 года Петр I ввел в России христианское летосчисление. День, следующий после 31 декабря 7208 года от сотворения мира, предписывалось считать началом нового года - 1 января 1700 года от Рождества Христова. Издавая этот указ, Петр не побоялся круглой даты - 1700, которую в то время многие в Европе ожидали со страхом. С ней в очередной раз после 1000 и 1100 годов от Р. Х., после 7000 года от сотворения мира и других “круглых” дат, с трепетом ожидали конца света и Суда Божия над всеми живыми и умершими. Но эти смертельно пугавшие людей годы приходили и уходили, а человеческий мир оставался таким же, каким был.

Петр приказал россиянам торжественно, весело встречать 1 января 1700 года, “поздравлять с новым годом и новым веком”. Вот тут он допустил ошибку и ввел народ в заблуждение, что новый век будто бы начинается с двух новых цифр и двух нулей. Эта ошибка, видно, крепко вошла в сознание многих русских.

Итак, Россия перешла на христианское летосчисление, но оставался юлианский календарь, старый стиль. А между тем большинство стран Европы уже более ста лет жили по григорианскому календарю. Разница между старым и новым стилями составляет: для XVIII века - 11 суток, для XIX - 12, для ХХ и XXI (в XXI веке - из-за того, что 2000 год считается високосным) - 13, в XXII веке она увеличится до 14 суток.

В России григорианский календарь принят в 1918 году первым советским правительством, не связанным с церковью. Была введена поправка в 13 суток: после 31 января 1918 года сразу наступило 14 февраля. С середины ХХ века григорианским календарем пользуются практически все страны мира.

Ребятня и взрослые пропадают зря, на проклятом острове нет календаря. (Из песни)

Итак поздравляю всех вас с сегодняшним днем! Кажется, будто ныне обыкновенный день, — воскресенье 11 ноября 2012 года. О стоп, а откуда мы знаем, что сегодня именно воскресенье, 11 Ноября 2012, откуда идет этот счет, кто это все придумал? Ведь возможно сегодня какой-то совсем другой день (там по разным далеким космическим ритмам). И почему вообще год имеет 12 месяцев, месяц 30-31 день, почему мы имеем 7 дней в неделю (а скажем не 5, 10, 12), почему, почему? Ибо так говорит нам его величество — календарь, по которому мы (люди) живем вот уже много веков, с которым, то и дело, согласовываем и сверяем наши жизненные ритмы, особенно работу: в понедельник начинаем рабочий день, в пятницу (пьятницооо – едва ли не любимейший день всех офисных планктончиков) завершаем рабочую неделю, в субботу-воскресенье активно (или кто как?) отдыхаем. По календарям отсчитываем важные даты, даже справляем поминки (просто не представляю, как справлять поминки без календарей), свадьбы, дни рождения, всевозможные годовщины. Но всегда ли мы жили по этому календарю, которому живем сейчас, кто придумал календарь и какая история календарей, обо всем этом читайте дальше.

Если верить Священному Писанию то первым создателем календаря был сам Бог, который в течение 6 дней создавал нашу вселенную, а на седьмой день отдыхал после проделанной работы. Так появилась неделя и важнейшее изобретение — выходной день (как же без выходного). Во многих религиях правило выходного дня было скреплено на уровне религиозной догмы, и любая работа в этот день считалась (впрочем, и далее считается) грехом. Скажем, у евреев это суббота (шабат), у христиан — воскресенье, у мусульман — пятница. И это очень важно, ведь хотя бы один день в неделю должен быть посвящен для отдыху от всякой материальной суеты, это день для Бога, (именно поэтому в воскресенье христианам принято идти в церковь, мусульманам в пятницу в мечеть, евреям в синагогу в субботу). Но для того, чтобы точно знать, когда приходится этот выходной день (или день для Бога) уже не обойтись без календаря, а то были бы мы как те аборигены с острова невезения (из одноименной советской песни), у которых таки не было календаря.

Еще с древних времен люди интуитивно (даже инстинктивно) чувствовали изменения природных циклов, видели, что в одну пору года тепло, в другую холодную, в одну дождик падает, а другую солнышко светит. С самого начала существования человечества у людей появилась потребность как-то это все систематизировать, посчитать, назвать — сколько дней тепло, сколько холодно, ага значит, теплые дни будут у нас называться летом, а холодные — зимой. У северных народов вообще по зимам вели счет больших природных циклов (которые позже стали называться годами), скажем, такой-то уже прожил 30 зим, эх долгожитель! (По меркам того времени, конечно). В местах немного южных (там, где что зима, что лето – одним цветом) немножко по-другому годы считали, например, по сезонам дождей. (А сколько вам сезонов дождей уже стукнуло?). Так потихоньку зарождались календари, одни народы их считали по движению солнца, другие по движению месяца, иные и по тому и по-другому. Поэтому соответственно были солнечные календари, лунные, солнечно-лунные.

Само слово «календарь» происхождения, происходит от латинских слов «caleo» — провозглашать и «calendarium» — долговая книга. Дело в том, что у древних римлян существовал обычай в начале каждого месяца платить по своим счетам. (И этот обычай в несколько измененной форме продержался по наши дни, ведь именно в начале нового месяца мы получаем зарплаты, потом сами платим по своим счетам, не так ли?).

А вот что интересно — такая важная единица нашего календаря как неделя далеко не всегда и не везде состоял из привычных нынче семи дней. Скажем, в древней и Риме сначала неделя имела аж восемь дней, из которых семь дней были рабочими, а восьмой день — базарным. (Очевидно, римские и греческие матроны в этот день активно занимались любимым женским делом всех времен и народов — щопингом). А вот в древнем Египте неделя и вовсе состояла из десяти дней.

Египетский календарь на папирусе, который будто бы дал египтянам среди всего прочего любимый египетский бог Осирис.

Происхождению семидневной недели мы должны быть благодарны выдающемуся еврейскому пророку — господину Моисею, а может и самому Господу Богу, который дал Моисею заповедь «почитать день седьмой». Евреи свято придерживались этой заповеди (ортодоксальные евреи аж до фанатизма), и впоследствии она распространилась на другие народы и религии, ведь первые христиане тоже были евреями, так что вместе с распространением христианства распространилось и соблюдения хотя бы одного выходного дня. Правда, седьмой праздничный день у христиан перешел с субботы на воскресенье — ведь, как известно именно в этот день состоялось чудесное Воскресение Иисуса из мертвых, Его победа над смертью. Отсюда и сформировался семидневная неделя — шесть дней работаем, седьмой отдыхаем.

По другой исторической теории происхождения семидневной недели также связано с древним . Говорят, вавилонские жрецы — халдеи, были еще и продвинутыми астрономами, и наблюдая за звездным небом заметили «семь странствующих светил», которые впоследствии получили название — «планеты» (с древнегреческого слово «планета» переводится как «странствующие»). Считалось, что эти странствующие светила — планеты, вращаются вокруг земли и имеют огромное влияние на жизнь отдельных людей, а то и целых народов. Анализируя различные события в жизни людей, и сопоставляя их с положением планет, халдеи пришли к выводу, что каждый день находится под влиянием какой-то из планет, а так известных планет в то время было всего семь, то и отсюда само собой напросилось появление семидневной недели — по количеству планет. Греки и римляне, которые впоследствии переняли у вавилонян их знания, планеты назвали именами своих богов, а уже от названия планет и пошли общепринятые и поныне названия дней недели. Начало недели сперва шло с субботы, которая находилась под влиянием Сатурна, потом шло воскресенье под влиянием Солнца, третьим была Луна, четвертым Марс, пятым Меркурий, шестым Юпитер, и седьмой Венера. Вот вам и современные английские названия дней недели (на самом деле произошедшие еще от римских латинских названий):

Понедельник — Dies Lunae — день Луны — Monday
Вторник — Dies Martis — день Марса — Tuesday
Среда — Dies Mercurii — день Меркурия — Wednesday
Четверг — Dies Jovis — день Юпитера — Thursday
Пятница — Dies Veneris — день Венеры — Friday
Суббота — Dies Saturni — день Сатурна — Saturday
Воскресенье — Dies Solis — день Солнца — Sunday

Древнеримский календарь.

Но самая важная реформа в сфере календарей и летоисчисления была сделана в 46 году до н. е. выдающимся римским полководцем, писателем, ученым, а потом и первым императором господином Юлием Цезарем. Вообще Цезарь был всесторонне образованным человеком, и кроме всего достаточно серьезно интересовался астрономией, даже написал несколько научных трактатов по этой науке (которые, однако, не сохранились до наших дней). Разработку нового календаря по личному поручению Цезаря осуществила группа ученых астрономов из Александрии, под руководством грека Созигена. Разработанный ими календарь получил название Юлианского и долгое время был общепринятым не только на территории Римской империи, но и граничащей с ней варварских племен. За ним, год стал составлять 365 дней, и был разделен на 12 месяцев, один из которых — июль (англ. — July), в частности был назван на честь идейного вдохновителя календаря — Юлия Цезаря. Однако настоящая продолжительность года составляет 365 дней и 6 часов, чтобы куда-то деть эти вредные шесть часов (которые за четыре года набегают на целый день) господином Созигеном был придуман високосный год, на один день длиннее всех остальных.

Относительно самого летоисчисления, то древние римляне сперва его вели от даты основания Рима (753 год до н. э.), и только с приходом христианства, на вселенском Никейском соборе (325 год) было принято решение об установлении нового летоисчисления, которое теперь считалось от гипотетического дня рождения Иисуса Христа. (Ведь точная дата его рождения неизвестна). Однако, Юлианский календарь оказался не таким уж точным, как того хотелось, поскольку оказалось — по прохождению 125 лет, в летоисчислении Юлианского календаря происходит маленький сбой, ошибка в целый день. Празднование Пасхи, которое было связано с днем весеннего равноденствия (21 марта, когда продолжительность дня и ночи равны), как и сам день весеннего равноденствия по прошествии 125 лет, сдвигалось на один день, через 250 лет — аж на 2 дня!, и т.д., что уже не отвечало реальному астрономическому положению. (Т.е. формальное 21 марта по Юлианскому календарю в конце 250 лет отвечало бы астрономическому 23 марта).

Чтобы положить конец этому календарному безобразию по инициативе папы римского Григория XIII и с участием итальянского математика Луиджи Лило в 1582 году было совершено еще одну календарную реформу, которая получила название Григорианской, а сам календарь отныне назывался Григорианским. Прежде всего, папа вернул день весеннего равноденствия — 21 марта на его законное место, и ликвидировал ошибку в 10 дней, накопившихся с момента введения нового летоисчисления по Юлианскому календарю. Главное же отличие между Григорианским и Юлианским календарями в том, что в Григорианском календаре принято каждые 400 лет выбрасывать «лишние» три дня, которые набегают на астрономическую ошибку. Вот так мы и живем до сих пор по григорианскому календарю. В завершение хорошая песенка про остров невезения и что бы с нами было, если бы не было у нас календаря.

Издавна человек пытался упорядочить свою жизнь и применял для этого различные способы летоисчисления. В древности мерилом служило движение небесных тел, на основе которого составлялись календари. Но проблема состояла в том, что разные племена по-своему трактовали принципы, по которым необходимо считать время, поэтому, чтобы ответить на вопрос, что такое календарь, узнаем, как он появился и каким был у разных народов.

Понятие «календарь»

Календарь представляет собой систему счисления больших промежутков времени, зависящую от периодичности движения различных небесных тел, например Солнца или Луны.

Само понятие возникло благодаря долговым книжкам, на основе которых люди должны были рассчитываться. Возврат долга обычно назначался на начало месяца. Эти дни именовались календами. Отсюда и пошло слово calendarium.

Но началом для отсчета времени разные народы считали совершенно разные события. Так, для древних римлян начальной точкой было основание Рима, а для египтян - дата возникновения новой правящей династии.

Разновидности календарей

Чтобы понять, что такое календарь, необходимо знать, что лежит в его основе. До сих пор у многих народов разное понятие года, а начальная точка летоисчисления создает путаницу. Обратимся к истории.

Древнегреческий календарь включал в себя 354 дня. Он представлял собой попытку согласовать продолжительность лунного месяца и солнечного года. Из-за этого каждые восемь лет к году добавлялись лишние 90 суток. Из-за слишком большого количества дней их делили на несколько месяцев.

Древнеримский календарь начинался с 1 марта и содержал 304 дня, которые делились на 10 равных частей. Он постоянно реформировался, и в итоге начальной точкой стало 1 января. Также были добавлены еще два месяца.

Юлий Цезарь, наблюдая за природными явлениями, выявил в них определенную периодичность. Так появился юлианский календарь, который был рассчитан с математической точностью. Он состоял из 365, 25 суток. Именно Цезарь ввел понятие «високосный год». Его протяженность увеличивалась ровно на одни сутки. Наблюдение за движением Солнца позволило избежать неточностей и появления лишних дней в году.

Григорианский календарь

Во времена папы Римского Григория XIII был введен новый стиль летоисчисления. Основной его целью было закрепление даты весеннего равноденствия, которая постоянно смещалась. Именно 21 марта день равнялся ночи, и это максимально приближено к тропическому году, где разница составляет лишь 26 секунд. Чтобы этот промежуток равнялся суткам, потребовалось бы около 3300 лет. Такой невероятной точностью обладает григорианский календарь.

Начиная с 1918 года в России был утвержден новый стиль и введен григорианский календарь, опережающий старый на 13 дней. Именно поэтому многие люди празднуют Старый Новый год, который как раз приходился бы на 13 января.

Луна как мерило времени

Когда составляется лунный календарь на год, за основу берется смена фаз земного спутника. Таким образом, месяц составляет 29,53 дня. Но получающийся "хвостик" после запятой не отображается в календаре, и поэтому за 30 лет постепенно набегают еще 11 лишних суток. Но есть приверженцы и последователи подобного исчисления времени. Ярким примером служат мусульманские страны.

На основе лунного календаря разрабатываются рекомендации, следуя которым, можно привлечь удачу и добиться успеха. Многие огородники сверяются с фазами спутника, чтобы начинать определенные земельные работы. Творчество, денежные вопросы и личные отношения также связывают с влиянием Луны. Некоторые даже учитывают ее положение, чтобы сделать стрижку.

Перекидной вариант

Еще совсем недавно во многих семьях часто использовался перекидной календарь. Но и сейчас данный вид достаточно популярен. Однако внешний облик его несколько изменился. Производители добавляют удобную пластиковую подставку и красочно оформляют каждую страницу.

Лист с каждым днем на календаре необходимо отрывать. Также можно просто открывать новую страницу. Вместе с наименованием месяца, днем недели и числом не листе помещается разнообразная интересная информация, связанная с этим днем. Очень удобно использовать такой календарь в офисах. Часто их используют в качестве корпоративного подарка.

Настенный календарь

Многие привыкли вешать календарь на стену, дверцу холодильника. Его особенность заключена в том, что виден целый год. Сразу понятно, когда наступают праздничные или выходные дни. Ведь они выделены цветом.

Как правило, настенные календари изготавливают из глянцевой бумаги. Встречаются также более дорогие пластиковые варианты. Популярность настенных календарей объясняется удобством использования, красивым внешним видом и получением максимума информации на довольно ограниченной площади.

Календарь праздников

Если есть необходимость узнать, какой именно праздник наступит в тот или иной день, настенный вид не будет хорошим помощником. Для этого потребуется специальный календарь праздников, найти который в электронном виде легко в Интернете. Там же можно его и приобрести. На таком календаре рядом с каждой датой будут перечислены абсолютно все праздники, которые наступают в этот день, даже малоизвестные.

Карманный календарик

Удобным вариантом в случае, когда необходимо иметь календарь всегда под рукой, станет карманный вариант. Он представляет собой небольшую карточку с изображением дат и какого-либо рисунка на обратной стороне. Часто фирмы оставляют свои рекламные изображения на таких календарях и раздают их посетителям. С их помощью удобно отслеживать праздники и отмечать важные даты. Часто карманные календарики используются в качестве закладки. Их легко всегда носить с собой.

Церковное летоисчисление

Многие люди, приходя в храм, сталкиваются с совершенно другим летоисчислением. Дело в том, что православный календарь придерживается юлианского стиля, поэтому происходит расхождение. Ведь за тысячелетия существования он постепенно стал отставать от реального времени, и сейчас разница составляет две недели.

Католические страны приняли во внимание данный факт и пришли к григорианскому календарю. А вот православные люди не приняли во внимание новый стиль и придерживаются старого летоисчисления. Однако православный календарь некоторых стран все же изменился. Он получил название новоюлианского, который сейчас совпадает с григорианским.

Вообще церковные календари имеют свои особенности. Поэтому разбираясь, что такое календарь, важно учитывать страну его происхождения и религию ее народа. Так, существуют ведическая, буддистская, исламская, коптская системы летоисчисления. При этом используются разные мерила: Луна, Солнце, звезды, возникновение династии. Поэтому их время отличается от официально принятого в европейских странах.

График работы и отдыха

Незаменимым помощником в работе является производственный календарь. Особенно он полезен для бухгалтеров. Производственный календарь не только помогает при расчете часов работы, но и облегчает начисление больничных и отпускных. Кроме того, количество дней, которые официально считаются рабочими, в разные года меняется из-за праздников и переноса дней, выпадающих на выходные. Производственный календарь является официальным документом, где все дни распределены указом Правительства РФ.

Документ важен не только для бухгалтерии, но и необходим кадровикам. С его помощью начисляют заработную плату, премии на основе официальных рабочих часов и составляют точный график трудовых дней. Помимо этого, производственный календарь необходим для своевременной отправки отчетности в различные официальные структуры и для расчета больничных листов и отпусков.

В зависимости от выпадения официальных праздников на будни или выходные осуществляется их перенос. Каждый год объявляется их порядок и закрепляется законодательными актами. Таким образом, разрабатывается календарь на год с праздниками и выходными. Он учитывает все требования Трудового кодекса Российской Федерации.

В преддверии новогодних праздников многих волнует календарь на декабрь, но в отличие от первого месяца года здесь особых перемен обычно нет. Часто случается, что 31 декабря, когда все готовятся к Новому году, приходится выходить на работу. Календарь на декабрь может порадовать только, если 31 число выпадает на выходной, но тогда могут сократить январские праздники.

Заключение

Изучая вопрос, что такое календарь, важно учитывать способ летоисчисления и место его использования. Так, в России до сих пор в ходу два вида. Общественность живет по григорианскому календарю. Но церковь придерживается старого стиля.

Сейчас существуют несколько видов календарей. Но отличаясь некоторым содержанием, все они имеют одну основу. Их функции и предназначение в целом схожи. Они необходимы для планирования времени и точной организации всех событий.

Это рассказ понемногу о многом - об истории календаря, об идах и календах, о названиях месяцев и дней недели на разных языках.

История календаря

Сейчас все народы мира пользуются календарем, унаследованным от древних римлян.
Но календарь и счет дней у древних римлян сначала были довольно запутанные и странные…

Вольтер сказал по этому поводу:
Римские полководцы всегда побеждали, но они никогда не знали, в какой день это случалось…)))

Остальные дни обозначались указанием количества дней, оставшихся до ближайшего главного дня ; при этом в счёт входили и день, который обозначался, и ближайший главный день : ante diem nonum Kalendas Septembres — за девять дней до сентябрьских календ, т. е. 24 августа , обычно писалось сокращённо a. d. IX Kal. Sept.
……………
Календарь древних римлян.

Сначала римский год состоял из 10 месяцев, которые обозначались порядковыми номерами : первый, второй, третий и т.д.
Год начинался с весны - периода, близкого к весеннему равноденствию.
Позже первые четыре месяца были переименованы:


Первый (весенний!) месяц года был назван в честь бога весенних побегов, земледелия и скотоводства, а этим богом у римлян был… Марс ! Это уже потом он стал, как Арес, богом войны.
А месяц был назван мартиусом (martius) - в честь Марса .

Второй месяц получил название априлис (aprilis), которое происходит от латинского aperire - "раскрывать", так как в этом месяце раскрываются почки на деревьях, или от слова apricus -"согреваемый Солнцем". Он был посвящен богине красоты Венере.

Третий месяц в честь богини земли Майи стал называться майус (majus).
Четвертый месяц был переименован в юниус (junius) и посвящен богине неба Юноне, покровительнице женщин, супруге Юпитера.

Остальные шесть месяцев года продолжали сохранять свои числовые названия:

Квинтилис (quintilis) - пятый; секстилис (sextilis) - шестой;

Септембер (september) - седьмой; октобер (october) - восьмой;

Новембер (november) - девятый; децембер (december) - десятый.

Четыре месяца года (мартиус, майус, квинтилис и октобер ) имели каждый по 31 дню , а остальные месяцы состояли из 30 дней.

Поэтому первоначально римский календарный год имел 304 дня .

В VII в. до н.э. римляне произвели реформу своего календаря и добавили к году еще 2 месяца - одиннадцатый и двенадцатый.

Первый из этих месяцев - януариус - был назван в честь двуликого бога Януса , который считался богом небесного свода , открывавшим ворота Солнцу в начале дня и закрывавшим их в его конце. Он же был богом входа и выхода, всякого начинания . Римляне изображали его с двумя лицами: одним, обращенным вперед, бог видит будущее, вторым, обращенным назад, созерцает прошедшее.

Второй добавленный месяц - фебрариус - был посвящен богу подземного царства Фебруусу . Само же его название происходит от слова februare - "очищать", и связано с обрядом очищения.



Год в календаре римлян после реформы стал состоять из 355 дней , и в связи с добавлением 51 дня (почему не 61?) пришлось менять длину месяцев.

Но все равно римский год был более чем на 10 дней короче тропического года.

Чтобы держать начало года вблизи одного сезона, делали вставку дополнительных дней . При этом римляне в каждом втором году между 24 и 25 февраля "вклинивали" попеременно 22 или 23 дня.

В итоге число дней в римском календаре чередовалось в таком порядке: 355 дней; 377 (355+22) дней; 355 дней; 378 (355+23) дней. Вставные дни получили название месяца Мерцедония, иногда называли просто вставочным месяцем - интеркалярием (intercalis).
Слово "мерцедоний" происходит от "merces edis" - "плата за труд": тогда производились расчеты арендаторов с владельцами имущества.

Средняя продолжительность года в таком четырехлетнем периоде была 366,25 дня, то есть на сутки больше, чем в действительности.

Рисунок, выбитый на старинном каменном календаре римлян. В верхнем ряду изображены боги, которым посвящены дни недели: Сатурн — суббота, Солнце — воскресенье, Луна — понедельник, Марс — вторник, Меркурий — среда, Юпитер — четверг, Венера — пятница. В центре календаря — римский зодиак, справа и слева от него — латинские обозначения чисел месяца.

Реформа Юлия Цезаря.

Хаотичность римского календаря стала значительной, и нужна была неотложная реформа. И реформа была произведена в 46 г. до н.э. Юлием Цезарем (100 - 44 гг. до н.э.). Разработала новый календарь группа александрийских астрономов во главе с Созигеном.

В основу календаря, получившего название юлианского, положен солнечный цикл, продолжительность которого была принята равной 365, 25 суток .

Считали в трех из каждых четырех годов по 365 дней, в четвертом - 366 дней .

Как прежде месяц Мерцедоний, так и теперь этот дополнительный день "упрятали" между 24 и 25 февраля. Цезарь постановил добавлять к февралю второй шестой (bis sextus ) день перед мартовскими календами, то есть второй день 24 февраля . Февраль был выбран как последний месяц римского года. Дополненный год стали называть annus bissextus , откуда и пошло наше слово високосный. Первым високосным годом стал 45 до н. э.

Цезарь упорядочил число дней в месяцах по принципу: нечетный месяц имеет 31 день, четный - 30. Февраль же в простом году должен был иметь 29, а в високосном - 30 дней.

Кроме того, Цезарь решил начать счет дней в новом году с новолуния, которое как раз пришлось на первое января.

В новом календаре на каждый день года было указано, какая звезда или созвездие имеет свой первый утренний восход или заход после периода невидимости. Например, в ноябре отмечалось: 2-го - заход Арктура, 7-го - заход Плеяд и Ориона и т.д. Календарь тесно связывался с годичным движением Солнца по эклиптике и с циклом земледельческих работ.

Счет по юлианскому календарю был начат с первого января 45 г. до н.э. На этот день, с которого, уже начиная с 153 г. до н.э., вступали в свою должность вновь избранные римские консулы, и было перенесено начало года.
Юлий Цезарь является автором традиции начинать отсчет нового года с первого января .

В благодарность за реформу, и учитывая военные заслуги Юлия Цезаря, римский сенат переименовал месяц квинитилис (в этом месяце Цезарь родился) в юлиус .

А через год, в этом же сенате, Цезаря убили…


Изменения в календаре были и позже.

Римские жрецы вновь запутали календарь, объявляя високосным каждый третий, (а не четвертый) год календаря. В итоге с 44 до 9 гг. до н.э. было введено 12 високосных годов вместо 9.

Эту ошибку исправил император Август (63 г. до н.э. - 14 г. н.э.): на протяжении 16 лет - с 9 г. до н.э. по 8 г. н.э. - високосных годов не было. Попутно он способствовал распространению в Римской империи семидневной недели , которая заменила собой использовавшиеся до этого девятидневные циклы - нундиды .

В связи с этим сенат переименовал месяц секстилис в месяц августус . Но продолжительность этого месяца составляла 30 дней . Римляне считали неудобным, чтобы в месяце, посвященном Августу, оказалось меньше дней, чем в месяце, посвященном Цезарю. Тогда отняли от февраля еще один день и добавили его к августусу . Так февраль остался с 28 или 29 днями .

Теперь получилось, что юлиус, августус и септебер содержат по 31 дню. Чтобы не было подряд трех месяцев по 31 дню, один день септембера передали октоберу . Одновременно перенесли один день новембера на децембер . Тем самым было нарушено введенное Цезарем правильное чередование долгих и коротких месяцев, а первое полугодие в простом году оказалось на четыре дня короче второго.

Римская календарная система широко распространилась в Западной Европе и использовалась вплоть до XVI века . С принятием христианства на Руси также стали пользоваться юлианским календарем, который постепенно вытеснил древнерусский.

В VI веке римский монах Дионисий Малый предложил ввести новую христианскую эру , начало которой идет от Рождества Христова , а не от сотворения мира, и не от основания Рима.

Дионисий обосновал дату от Рождества Христова. По его расчетам она пала на 754-й год от основания Рима или на 30-й год правления императора Августа.
Эра от Рождества Христова прочно утвердилась в Западной Европе только в VIII веке. А на Руси еще несколько веков продолжали считать годы от сотворения мира.

Реформа папы Григория XIII.

В конце III в. н.э. весеннее равноденствие приходилось на 21 марта . Никейский собор , проходивший в 325 г. в городе Никее (теперь это г.Извик в Турции) закрепил эту дату , решив, что весеннее равноденствие всегда будет приходиться на это число.

Тем не менее, средняя продолжительность года в юлианском календаре на 0,0078 суток или на 11 мин 14 с больше тропического года . В результате каждые 128 лет накапливалась ошибка в целые сутки: момент прохождения Солнца через точку весеннего равноденствия передвигался за это время на одни сутки назад - от марта к февралю. К концу XVI века весеннее равноденствие сдвинулось назад на 10 суток и приходилось на 11 марта .

Реформу календаря осуществил папа Григорий XIII на основе проекта итальянского врача и математика Луиджи Лилио .

Григорий XIII в своей булле предписал, что после 4 октября 1582 г. следует 15, а не 5 октября. Так весеннее равноденствие было передвинуто на 21 марта, на свое прежнее место. А чтобы ошибка не накапливалась, было решено из каждых 400 лет выбрасывать трое суток .
Принято считать простыми те столетия, число сотен которых не делится без остатка на 4. В силу этого были не високосными 1700, 1800 и 1900 гг., а 2000 г. был високосным. Расхождение в одни сутки григорианского календаря с астрономическим временем накапливаются не за 128 лет, а за 3323 .



Такая календарная система получила наименование григорианской или "нового стиля ". В противовес ей за юлианским календарем укрепилось название "старого стиля".

Страны, в которых были сильны позиции католической церкви, практически сразу перешли на новый стиль, а в протестантских странах реформа была проведена с опозданием на 50 - 100 лет.

Англия ждала до 1751 г., а затем «одним выстрелом убила двух зайцев»: исправила календарь и перенесла начало 1752 г. с 25 марта на 1 января . Кое-кто из англичан воспринял реформу как грабеж: шутка ли, исчезли целых три месяца жизни!)))

Пользование разными календарями вызывало массу неудобств, а порой и просто курьезных случаев. Когда мы читаем, что в Испании в 1616 году 23 апреля умер Сервантес, а в Англии 23 апреля 1616 года умер Шекспир , можно подумать, что два великих писателя скончались в один и тот же день.
На самом деле разница была в 10 дней! Шекспир умер в протестантской Англии, которая еще жила по юлианскому календарю, а Сервантес — в католической Испании, где уже был введен григорианский календарь (новый стиль).

Одной из последних стран, принявшей григорианский календарь в 1928 г., стал Египет .

В Х веке с принятием христианства на Русь пришло летосчисление , применявшееся римлянами и византийцами: юлианский календарь, римские названия месяцев, семидневная неделя . Но счет годов велся от сотворения мира , которое произошло за 5508 лет до Рождества Христова. Год начинался с 1 марта, а в конце XV века начало года было перенесено на 1 сентября.

Действовавший в России календарь от «сотворения мира» заменил на юлианский Пётр I с 1 января 1700 года (разница между двумя системами летоисчисления составляет 5508 лет).

Реформирование календарной системы России было сильно задержано. Православная церковь отказалась ее принять, хотя еще в 1583 г. на Константинопольском соборе признала неточность юлианского календаря.

Декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР от 25 января 1918 г., в России был введен григорианский календарь. К этому времени разница между старым и новым стилем составляла 13 дней. Предписывалось в 1918 г. после 31 января считать не 1 февраля, а 14-е.

Сейчас григорианский календарь стал международным.
…………
Теперь о славянских названиях месяцев.
12 месяцев - любимая сказка

Месяц - промежуток времени, близкий к периоду обращения Луны вокруг Земли, хотя современный григорианский календарь не согласован с изменением фаз Луны.

Издревле отрезки года связывали с теми или иными явлениями природы или с хозяйственной деятельностью.

Не совсем на тему. Из легенды: у славян Месяц был царем ночи, мужем Солнца. Он влюбился в Утреннюю Звезду, и в наказание другие боги раскололи его пополам...



Названия месяцев

Январь . Славянское название "Просинец" - от появляющейся синевы неба в Январе.

Февраль - "Сечень", «Лютень». Сечень - потому что наступало время подсечки деревьев для очистки земли под пашню.

Март
"Сухий" от весенней теплоты, осушающей влагу, на юге - "Березозол", от действия весеннего солнца на березу, которая в это время начинает наливаться соком и пускает почки. "Протальник" - понятно почему.
Апрель
Древнерусские имена апреля: "Березень", "Снегогон". В украинском языке месяц носит название "квiтень" (цветущий).

Май - названия "Травень", "Травный" - природа зеленеет и расцветает.
Июнь.
"Изок". Изок - кузнечик, их в июне было особенно много. Другое название "Червень".

Июль.

"Червень" - название - от плодов и ягод, которые в июле, отличаются красноватостью (червленый, красный). Еще называли "Липец" - липа цветет в июле. «Грозник» - от сильных гроз. И просто - «Макушка лета». «Страдник» - от страдных летних работ.
Август
А у славян все еще страда - "Серпень", "Жнивень", - время косить пшеницу. На севере Август еще назывался «Зарев», «Зорничник» - от сияния зарниц.
Сентябрь
Русским названием месяца был «Рюинь», Ревун - от рева осенних ветров и зверей, особенно оленей. «Хмурень» - погода начинала портиться. В украинском языке месяц - "Вересень" (от цветущего медоноса - вереска).

Октябрь
Чудесное славянское название - "Листопад". Иначе - «Грязник», от осенних дождей и хляби. А еще «Свадебник» - в это время заканчивались основные сельскохозяйственные работы, не грех и свадебку справить, особенно после праздника Покрова.

Ноябрь - "Грудень", от груд замерзшей земли со снегом.

Декабрь - "Студень" - холодно!

Табличка славянских названий месяцев


Неделя и дни недели.

Неделя - это период времени в 7 суток , существующий в большинстве календарных систем мира. Обычай измерять время семидневной неделей пришел к нам из Древнего Вавилона и связан с изменением фаз Луны.
Откуда пошли названия дней недели?

Древневавилонские астрономы обнаружили, что, кроме неподвижных звезд, на небе видны и семь подвижных светил , которые позже были названы планетами (от греческого "блуждающий"). Считалось, что эти светила обращаются вокруг Земли и что их расстояния от нее возрастают в таком порядке: Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер и Сатурн.

Вавилонские астрологи считали, что каждый час суток находится под покровительством определенной планеты, которая "управляет" им.
Счет часов был начат с субботы : первым ее часом "управлял" Сатурн, вторым - Юпитер, третьим - Марс и т.д., седьмым - Луна. Затем весь цикл снова повторялся.

В итоге получилось, что первым часом следующего дня, воскресенья , "управляло" Солнце , первый час третьего дня доставался Луне, четвертый день - Марсу, пятый - Меркурию, шестой - Юпитеру и седьмой - Венере.

Планета, управляющая первым часом суток, покровительствовала всему дню, и день получал ее название.

Эта система была перенята римлянами - названия планет отождествлялись с именами богов . Они управляли днями недели, которые получили их имена . Римские названия перекочевали в календари многих народов Западной Европы.

"Планетарные" названия дней недели и в английском и скандинавских языках, но названия в них произведены от имени языческих богов германо-скандинавской мифологии.

День Сатурна у Вавилонян считался несчастливым ; в этот день предписывалось не заниматься делами, и сам он получил название "шаббат" - покой . При этом его перенесли в конец недели. Название перешло в еврейский, арабский, славянский (суббота), некоторые западноевропейские языки.

У славян воскресенье называлось "неделя ", "день, в который ничего не делают " (не занимаются делами). А понедельник - это "день после недели», Вторник - "второй день после недели", итд.
Вот какая не деля...)))


Дни недели

Олицетворение дней недели мы видим в названиях, сохранившихся в английском, немецком, французском языках.

Понедельник - Monday (англ.) перекликается с Луной - Moon, ещё нагляднее Lundi (фр.),

Вторник - в названии вторника Mardi (фр.), el Martes (исп.), Martedi (итал.) мы узнаём планету Марс . В Tuesday (англ.), Dienstag (нем.) скрыто имя воинственного древнегерманского бога Тиу , аналога Марса.

Среда - угадывается Меркурий в le Mercredi (фр.), Mеrcoledi (итал.), el Miercoles (исп.).

Wednesday (англ.) происходит от Wodensday, означающего день Водена (Вотана, Одина). Этот же бог скрыт в Onstag (шв.), Woenstag (гол.), Onsdag (дат.).

Воден - необычный бог, он изображается высоким стариком в чёрном плаще. Этот персонаж прославился изобретением рунического алфавита, что проводит параллель с богом-покровителем письменной и устной речи - Меркурием. По легенде Воден ради знаний пожертвовал одним глазом.

В славянских "среда", "середа ", а также в Mittwoch (нем.), Keskeviikko (фин.) заложена идея середины недели

Четверг - латинское Dies Jovis, День Юпитера , дало начало Jeudi (фр.), Jueves (исп.), Giovedi (итал.).

А вот Thursday (англ.), Torstai (фин.), Torsdag (шв.), Donnerstag (нем.), и прочие имеют прямую связь с древним богом-громовержцем Тором, аналогом Юпитера. На хинди четверг - День Юпитера.

Пятница - хорошо видна Венера в Vendredi (фр.), Venerdi (итал.).
Английское же Friday, Fredag (шв.), Freitag (нем.) от имени скандинавской богини плодородия и любви Фрейи (Фригге ), аналога Афродиты и Венеры. На хинди пятница - День Венеры.

Суббота - лицо Сатурна проглядывается в Saturday (англ.) и Saturni (лат.).
Русское название «суббота », el Sabado (исп.), Sabato (итал.) и Samedi (фр.) восходят к ивритскому «Шаббат», означающему "покой, отдых".
Lauantai (фин.), Lördag (шв.), Loverdag (дат.) сходны с древненемецким Laugardagr и означают "день омовения". На хинди суббота - День Сатурна.

Воскресенье - День Солнца по-латински, английски и немецки, во многих языках этот день обозначается различными вариациями слова "Sun/Son" (Солнце).
Domingo (исп.), Dimanche (фр.), Domenica (итал.) в переводе означают "День Господень " и являются наслоением принесённым в Европу вместе с христианством.

Русское "воскресенье " появилось таким же способом, заменив старое название этого дня "Неделя", сохранившиеся в других славянских языках - Неделя (бол.), Недiля (укр.), Nedele (чех.). На хинди воскресенье - День Солнца.
……………

И наконец о сутках и часах.

Сутки - единица любого календаря, выделение которой основывается на чередовании дня и ночи. Такое разделение суток зародилось в Древнем Вавилоне, жрецы которого считали, что день и ночь состоят из двенадцати часов. Официально деление суток на 24 часа ввел александрийский астроном Клавдий Птолемей, живший во II в. н.э.

Первый час начинался с рассветом, полдень всегда был шестым часом, а закат - двенадцатым. И длина часа была переменной , зависела от длины светлого времени суток.