Как происходили изнасилования и массовая резня в руанде. Руанда: краткая история страны

Опубликовал: , посмотрело: 4 057 | Благодарностей: 1 |
В 1994 году в Руанде всего за 100 дней было убито миллион человек. 10 000 человек в день! Женщин, детей, стариков - без разбора уничтожали целый народ тутси. Такое невозможно представить, тем более, это все происходило не когда-то тогда, а при нашей жизни, всего 20 лет назад. В отличие от других актов геноцида про Руанду мало кто знает, хотя количество жертв просто невероятное. Просто до Африки нет никому дела. Многие вообще не найдут Руанду на карте мира. Несмотря на то, что о планах полного истребления тутси было известно заранее, ни американцы, ни европейцы не вмешались. Точнее, вмешательство ограничилось эвакуацией своих граждан. Здесь рекомендую посмотреть фильм «Отстреливая собак».

В Кигали, столице Руанды, есть музей геноцида. Он одновременно является и мемориалом памяти жертв трагедии. Сюда приходят те, кто выжил, сюда приносят последние фотографии погибших. Самый тяжелый зал - с большими детскими фотографиями. Под каждой фотографией короткая справка: имя ребенка, возраст, что любил, кем хотел стать и как его убивали.

КТО ТАКИЕ ТУТСИ И ХУТУ

Племена тутси и хуту обосновались на территории современной Руанды много веков назад. Сначала с юга континента пришли земледельцы хуту с поисках новых пахотных земель. Позже с севера на ту же территорию пришли скотоводы тутси со своими стадами. Ситуация сложилась так, что вся власть в их поселениях оказалась в руках представленных в меньшинстве тутси. Они собирали налоги с крестьян-хуту, жили в достатке и не занимались физическим трудом.


Сначала немецкие, а потом бельгийские колонисты поддерживали власть тутси. Причиной стало происхождение тутси: европейцы рассудили, что если это племя раньше обитало в северной части Африки, то значит, оно генетически ближе к европеоидной расе и имеет превосходство над хуту. Положение хуту становилось все хуже и бесправнее, и в конце концов в 1959 году этот народ устроил восстание и захватил власть в стране. Начались этнические чистки, десятки тысяч тутси погибли, еще около 300 тысяч вынуждены были бежать в соседние страны. В Руанде до 1994 года установилось господство хуту.

ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В РУАНДЕ

Гражданская война в Руанде началась в 1990 году. К тому времени тутси, изгнанные из страны в 1959 году, организовали на территории соседней Уганды движение Руандийский патриотический фронт (РПФ) и спланировали вторжение в родную страну. Отряды тутси прятались в лесах и горах, периодически нападая на города и ведя партизанскую войну. В 1992 году они согласились на переговоры с властями. В 1993 году тутси и хуту подписали соглашение, по которому члены РПФ вошли во временное руандийское правительство, все беженцы-тутси получили право вернуться на родину и обе стороны прекратили военные действия. Был заключен хрупкий мир. Следить за выполнением условий соглашения приехала специальная миссия ООН из 2,5 тысяч бельгийских военных.


Радикально настроенные хуту были недовольны заключенным миром. Они продолжили разжигать среди населения ненависть к тутси и агитировать за их полное уничтожение. В стране начали появляться радикальные молодежные боевые группы интерахамве, военные тренировали их и вооружали огнестрельным оружием. Кроме того военные «в мерах предосторожности» раздавали гражданам-хуту мачете.


Тренировка армии хуту


В Руанде печатались агитжурналы, в которых, в частности, распространялись националистские «Десять заповедей хуту». Вот первые 4 заповеди. В них говорится, что любой хуту, имеющий связи с женщинами тутси, - предатель. Также утверждается, что все тутси нечистоплотны в бизнесе и что единственное, к чему они стремятся, - это национальное превосходство над хуту.


Также в стране работало радио, по которому передавалась пропаганда о том, что тутси хотят вернуть себе былое положение и сделать из хуту рабов.

«Все, кто это слушает: вставайте и боритесь за нашу Руанду. Сражайтесь с любым оружием, которое сможете найти: если у вас есть стрелы, то со стрелами, если есть копья, то с копьями. Мы все должны бороться с тутси. Мы должны прикончить их, истребить их, вымести их из нашей страны».

«Милосердие - признак слабости. Проявите к ним милосердие, и они снова сделают вас рабами».

Пропаганда по радио RTLM в Руанде, 1994

ПОВОД ДЛЯ ГЕНОЦИДА

Поводом для начала массового истребления тутси стало убийство президента Руанды Жювеналя Хабиариманы. Оно произошло 6 апреля 1994 года. Самолет, в котором он летел, был сбит ракетой на подлете к Кигали. Радикалы обвинили в убийстве отряды тутси и отказались подчиняться приказам премьер-министра Агаты Увилингийиманы, которая по закону должна была стать и.о. президента. Они объяснили это тем, что они сами наведут в стране порядок. Премьер министр, ее муж и 10 сопровождавших их бельгийских солдат вскоре были убиты. Так же погибли многие другие политики, которые благосклонно относились к миру с тутси и пытались усмирить радикалов-военных.


Солдаты Руандийского патриотического фронта нашли тело бывшего премьер-министра Агаты Увилингийиманы


«Судя по всему, план состоит в том, чтобы уничтожить реальных и потенциальных союзников РПФ и ограничить таким образом возможности сопротивления РПФ и тутси... Конца беспрецедентному кровопролитию пока не предвидится».

«Корни насилия в Руанде», Госдепартамент США, Управление разведки и исследований, 29 апреля 1994


Официальное расследование смерти президента Руанды установило, что его самолет был сбит радикалами-хуту, не желавшими заключения мира с тутси и искавшими повода для их истребления.

НАЧАЛО ГЕНОЦИДА

Через несколько часов после гибели президента военные сформировали Кризисный комитет и сразу же отдали приказ убивать тутси. Приказ касался не только военных: призывы брать мачете и убивать своих соседей-тутси транслировались по радио обычным гражданам-хуту.


Радио RTLM транслирует призывы истреблять тараканов-тутси


Зверства президентской гвардии, жандармерии и добровольческих молодежных отрядов интерахамве служили им примером. А если кто-то из хуту отказывался в этом участвовать или укрывал тутси, то его тоже убивали.

100 ДНЕЙ ГЕНОЦИДА

Военные и добровольцы прочесывали дома в поисках тутси и убивали их на месте, не щадя ни женщин, ни детей. Еще до начала геноцида во многих населенных пунктах были составлены списки жителей-тутси, поэтому военным не составляло труда искать новых жертв.

«Был страшный переполох: интерахамве врывались в дома, резали коров и убивали людей. Сначала они убили моего брата и его жену. Их тела за ноги подвесили к дереву. Потом убийцы привели нас к колодцу. Они изрезали нас мачете и скидывали в яму. Из моей семьи никто не выжил, кроме меня.

Перед тем, как меня сбросили в яму, я была изнасилована. Это было так больно и стыдно, что мне хотелось умереть. Мне было всего 25 и я думала, что моя жизнь больше ничего не стоит.

Они надругались надо мной и сбросили в яму с трупами. Кто-то, как и я, еще мог дышать, и когда убийцы ушли, мы попытались выбраться. На третий день мне это удалось, но тот человек уже был не в силах. Скорее всего, он так и умер там».

Свидетельство очевидца


На всех дорогах хуту размещали контрольно-пропускные пункты. У проходящих через них людей проверялись документы, так как в руандийских паспортах была графа «национальность». Если в руки хуту попадали представители тутси, то их тут же рубили мачете, а тела бросали прямо на обочинах дороги. Позже национальную принадлежность людей начали идентифицировать «на глаз»: тутси определяли по отсутствию следов въевшейся грязи на ладонях, правильному произношению, прямому носу и высокому росту.

«Мне удалось забраться на манговое дерево. Солдаты не нашли меня. Но они зашли в мой дом и убили всех, кто там был - маму, папу, бабушку. Я этого не видела, но я слышала их крики, вопли и стоны. Когда они замолкли, я поняла, что моя семья мертва.

Они вытащили тела из дома и бросили их во дворе. Я никого не могла не узнать. Все тела были изрезанные и расчлененные.

Я еще много часов просидела на дереве. Я просто оцепенела и ни о чем не могла думать. Но потом пришли одичавшие собаки. Они ходили вокруг трупов и поедали их. Это было невыносимо, я спустилась с дерева и бросилась бежать. В тот день я приняла осознанное решение, что мне нужно двигаться вперед и никогда не останавливаться.

Я так долго не ела, что когда мне наконец дали еды, я не могла даже открыть рот.

Убийцы моей семьи так и не были наказаны. Из-за этого я не чувствую себя в безопасности. Я боюсь, что придут хуту и продолжат то, что они начали. Люди думают, что геноцид в прошлом, но я до сих пор живу с ним».

Свидетельство очевидца



Многие тутси сбивались в группы и прятались от хуту в церквях и школах. Вошедшие во вкус хуту давили заполненные людьми постройки бульдозерами и добивали мачете пытавшихся убежать. Также тутси искали помощи у бельгийских военных, укрывались на их блокпостах. В таких случаях группы озверевших хуту располагались вокруг убежища и караулили пытавшихся выбраться тутси. Если такие были, то их убивали прямо на глазах у бельгийцев, пользуясь тем, что европейским военным было запрещено вмешиваться во внутренние дела Руанды.

«Я просила солдат застрелить меня. Лучше быть застреленной, чем умереть от мачете. Но вместо этого они изнасиловали и избили меня, потом сорвали всю одежду и бросили в общую могилу. Все мое тело было в крови людей, лежавших в могиле. Многие из них были еще живы. Там была женщина с отрезанными ногами, которая все еще дышала.

Проходивший мимо мужчина вытащил меня из могилы. Он прятал меня от хуту и насиловал, давая взамен еду и воду. Он говорил: "Какая разница, ты все равно скоро умрешь"».

Свидетельство очевидца



Если радикальные группировки-хуту сталкивались с сопротивлением населения, то они вызывали на место военные отряды, и те быстро расправлялись с малочисленными тутси.

«В поисках безопасного места во время геноцида я прошла через несколько коммун. Я встречалась со многими убийцами и потеряла по пути пятерых детей. Потом я была с тутси, которые организовали сопротивление на холме. Убийцы не могли победить нас, и поэтому они вызвали военное подкрепление. После того, как военные разбили нас, они вернулись, чтобы добить оставшихся в живых мужчин и изнасиловать женщин. Меня насиловали вместе с моей матерью. Они поставили нас бок о бок. Сначала нас по очереди насиловали два солдата. Потом они отдали нас остальным. После изнасилования они отпустили мою мать, а меня оставили при себе как их "жену"».

Свидетельство очевидца



Относительно спокойно было только на севере страны, то есть на территориях, захваченных войсками РПФ. Одновременно с событиями геноцида они продолжали вести гражданскую войну с правительственными войсками.

«Я единственная, кто остался в живых [из большой группы тутси]. Глава района отдал приказ изнасиловать меня. Меня сразу же забрал мужчина, которого я никогда раньше не видела, но сейчас я знаю его имя. Он делал со мной все, что он хотел, бил и насиловал меня каждый раз, когда возвращался домой после убийств. Он спрятал всю мою одежду, и я была там совершенно голая. Я хотела покончить с собой в туалете, я вышла на улицу, чтобы дойти до него, но вместо этого я просто сбежала и спряталась в кустах. Утром меня нашли солдаты РПФ.

Из четырех безжалостнейших убийц, которых я встретила во время геноцида, я знаю троих. Сейчас они так и живут среди нас и среди многих других убийц, которые никогда не будут осуждены».

Свидетельство очевидца



Многие тутси были убиты своими же соседями, коллегами, знакомыми, бывшими друзьями или даже родственниками через брак. Женщин-тутси часто захватывали в сексуальное рабство и убивали после долгих издевательств, пыток и изнасилований. Многие из тех, кто остался жив, заразились СПИДом.

«Мне удалось улизнуть из дома, [где меня держали в сексуальном рабстве], но моей сестре не так повезло. Ее убили. Я так обезумела от этой новости, что я сама пошла к интерахамве, чтобы они прикончили и меня.

Но вместо того, чтобы убить меня, один из них увел меня в заброшенный дом и изнасиловал. Потом он показал мне гранаты и патроны и сказал выбирать, какой смертью я хочу умереть. Я схватила гранату и швырнула ее на землю, надеясь, что она взорвет меня, но она не взорвалась. Тогда он позвал своих друзей, чтобы те наказали меня. Они все меня изнасиловали.

Они оставили меня одну, разорванную, в крови и нечистотах. Я пролежала там пять дней, и я не знаю, как я выжила. Потом я как зомби вышла из дома в поисках того, кто сможет меня убить. Я не знала, что к тому времени РПФ уже освободили эту территорию от хуту. Мне навстречу шли одетые в униформу солдаты, я кричала им гадости и оскорбления, надеясь, что они разозлятся и убьют меня. Но вместо этого они пытались меня успокоить и потом отвезли в больницу.

В больнице я узнала, что я ВИЧ-инфицирована. Но мне не хочется говорить об этом».

Свидетельство очевидца



Тела мертвых тутси часто сбрасывали в реки, которые текут в северном направлении, чтобы они «вернулись туда, откуда пришли».

«Река Кагера течет по глубокому ущелью, которое образует естественную границу между Руандой и Танзанией. В сезон дождей река полнеет и сносит со склонов огромные комья травы и небольшие деревья. Поздней весной 1994 года то же самое произошло с человеческими телами. Они все были скрученные и запутанные, их мотало по порогам до тех пор, пока они не попадали в спокойную воду, которая несла их в Викторию. Они не выглядели мертвыми. Они были похожи на пловцов, потому что сильное течение создавало иллюзию того, что они двигаются. Они казались мне такими живыми, что я даже вздрогнул, когда волны ударили их о камни. Я даже представил ту боль, которую они могли бы почувствовать. Пограничники сказали мне, что трупы проплывают мимо них сотнями каждый день. У некоторых из мертвецов руки были связаны за спиной. Они были застрелены, зарублены, забиты, сожжены, утоплены...»

Свидетельство очевидца



Многие хуту, участвовавшие в массовой резне, теряли контроль и превращались в настоящих маньяков, которым было неважно, кого именно убивать. С такими людьми власти расправлялись сами, потому что они «дискредитировали» программу геноцида.

НАСТУПЛЕНИЕ РУАНДИЙСКОГО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ФРОНТА

С началом геноцида, занимавший северные регионы страны РПФ снова выступил против армии хуту. К началу июля он захватил большую часть страны и вынудил хуту массово бежать за границу. Чуть позже он организовал коалиционное правительство с представителями тутси и хуту и объявил начавшую геноцид партию вне закона. Приход к власти Руандийского патриотического фронта и его предводителя Поля Кагаме ознаменовал конец геноцида. Поль Кагаме правит Руандой до сих пор.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ГЕНОЦИДА И КОЛИЧЕСТВО УБИТЫХ

Геноцид длился примерно 100 дней - с 6 апреля по 18 июля 1994 года. За это время по разным оценкам было убито от 800 000 до 1 000 000 человек. При том что население Руанды по переписи 1991 года составляло 7,7 млн человек. Еще 2 000 000 человек (в основном хуту) бежали из страны, опасаясь возмездия со стороны РПФ. Тысячи из них умерли от эпидемий, быстро распространявшихся в переполненных лагерях беженцев.

Имена погибших тутси

Франсин, 12 лет. Любила яйца, чипсы, молоко и «Фанту». Дружила со своей старшей сестрой Клаудет. Зарублена мачете.
Бернардин, 17 лет. Любил чай и рис. Хорошо учился в школе. Убит мачете в церкви Ньяматы.

Фидель, 9 лет. Любил играть в футбол и есть чипсы. Много играл с друзьями и смотрел телевизор. Застрелен в голову.
Шанель, 8 лет. Любила бегать с отцом, смотреть телевизор и слушать музыку. Любимая еда - молоко и шоколад. Зарублена мачете.

Ариана, 4 года. Любила пироги и молоко. Много танцевала и пела. Умерла от ударов ножом в глаза и голову.
Давид, 10 лет. Любил играть в шутбол и смешить людей. Мчтал стать врачом. Перед смертью сказал: «ООН придут за нами». Замучен до смерти.

Патрик, 5 лет. Любил кататься на велосипеде. Любимая еда - чипсы, мясо и яйца. Был тихим и послушным. Зарублен мачете.
Увамвези и Ирен, 7 и 6 лет. Делили одну куклу на двоих. Любили свежие фрукты и много времени проводили с отцом. Взорваны гранатой.

Губерт, 2 года. Любимая игрушка - машинка. Последнее воспоминание - о том, как убили его маму. Застрелен.
Аврора, 2 года. Любила играть в прятки со старшим братом. Была очень разговорчивой. Сожжена заживо в церкви Гикондо.

Фабрис, 8 лет. Любила плавать и есть шоколад. Больше всех дружила со своей мамой. До смерти забита дубинкой.
Ивонн и Ив, 5 лет и 3 года. Брат с сестрой. Любили чай с молоком и чипсы. Зарублены мачете в доме бабушки.

Тьерри, 9 месяцев. Была на грудном вскармливании. Много плакала. Мать собственноручно зарубила ее мачете.
Филетта, 2 года. Любила играть в куклы. Любимая еда - рис и чипсы. Убита ударом об стену.

РОЛЬ ОТДЕЛЬНЫХ СТРАН

В апреле, по мере того, как насилие в Руанде становилось все необузданее, западные страны эвакуировали своих граждан. Тогда же ООН отдала приказ миротворческой группе бельгийских солдат покинуть страну. Они вернутся туда только через несколько месяцев после окончания геноцида.


На просьбу вмешаться и остановить геноцид Штаты ответили, что «традиционная приверженность США к свободе слова не согласуется с такими мерами». На самом деле за полгода да этого войска США очень неудачно поучаствовали в военных действиях в Сомали, поэтому власти воздержались от нового военного вмешательства.

В конце июня в Руанду пришли французские войска. Они расположись на территории, подконтрольной хуту, и по мнению многих наблюдателей, оказали поддержку устроившему геноцид правительству. Конечно, французы не давали хуту продолжать убивать тутси (хотя есть и другое мнение), но в тот момент, когда к ним подступала армия РПФ, они помогли многим высокопоставленным хуту сбежать от возмездия.


Французские войска устанавливают «зону безопасности» между наступающими войсками РПФ и остатками армии хуту

ОСВЕЩЕНИЕ ГЕНОЦИДА В МИРЕ

Геноцид в Руанде активно освещали в СМИ западные журналисты. Хуту ничуть не стеснялись того, что они творят, и запросто рубили людей мачете на глазах у иностранных наблюдателей. Позже власти Руанды, организовавшие массовую резню, начнут переживать о возможности международного вмешательства и обратятся к гражданам-хуту с просьбой продолжать убийства, но не оставлять трупы на улице. После этого неделями разлагавшиеся на улицах мертвые тела начали покрывать банановыми листьями, чтобы репортеры не могли снимать их с вертолетов.

Уже после геноцида правительства многих стран постарались представить произошедшее как проявление «племенного насилия» или «давней этнической ненависти». Никто не хотел признавать, что это было преднамеренное уничтожение людей другой национальности с целью сохранить политическую силу и власть.

ПОВЕДЕНИЕ ООН

Миротворческая миссия ООН еще до убийства президента Руанды знала о подготовке радикалов к геноциду. Она запрашивала разрешение у Совбеза ООН начать устраивать на них облавы, но тот запретил ей вмешиваться во внутренние дела государства. Запрет не сняли и после начала массовых зверств и убийств.


ООН долго отказывалась признать происходящее геноцидом, потому что в случае признания ей пришлось бы вмешаться, а она этого не хотела. В США власти тоже запретили должностным лицам использовать слово «геноцид». Только к середине мая ООН признала, что в Руанде «был совершен акт геноцида» и пообещала направить туда 5 500 военных и 50 бронетранспортеров. К этому моменту хуту убили уже 500 000 человек. Обещанные военные так и не попали в Руанду, потому что ООН не смогла договориться с США о стоимости БТР. До конца геноцида ООН так и не вмешалась в ситуацию.

После окончания геноцида ООН направила в Руанду вторую миссию, которая помогала восстанавливать порядок на улицах и убирать тысячи мертвых тел.

В 1999 году генсек ООН Кофи Аннан публично принес извинения за «прискорбное бездействие» и «политическое безволие» руководства организации.

СОБЫТИЯ ПОСЛЕ ГЕНОЦИДА

Из двух миллионов хуту, которые бежали в соседние страны после прихода к власти РПФ, многим вскоре пришлось вернуться обратно в Руанду. Немногочисленные оставшиеся в живых тутси в глубоком молчании провожали их взглядами, когда те возвращались в свои дома. Новое правительство Руанды совершило очень смелый шаг и ввело мораторий на аресты подозреваемых в совершении геноцида. Тогдашний министр обороны и нынешний президент Руанды Поль Кагаме говорил: «Люди могут меняться. И некоторые из них даже становятся лучше после того, как им подарят прощение и дадут второй шанс».


«Руандийцы мирно уживались друг с другом в течение шести сотен лет, и нет ни одной причины, почему они снова не могут жить в мире. Позвольте мне обратиться к тем, кто решил идти по убийственному пути конфронтации: я напоминаю вам, что эти люди - такие же руандийцы, как и вы. Откажитесь от пути геноцида и разрушений, возьмитесь за руки с другими руандийцами и направьте свою энергию на добрые дела».

Сообщение президента Руанды Пастера Бизимунгу, 1994 год


Несмотря на призывы к миру, в течение нескольких месяцев после геноцида по стране продолжались убийства: тутси мстили за смерть своих родных, а хуту избавлялись от свидетелей, которые могли бы выступить против них в суде.

В 1996 году в городе Аруша в Танзании начал работу Международный уголовный трибунал по Руанде. Его целью было выявление и наказание организаторов геноцида. За время своей работы он рассмотрел дела 93 обвиняемых, из которых 61 были приговорены к разным срокам тюремного заключения. Среди них организаторы радикального молодежного движения интерахамве, руководители армии, отдававшие приказы о начале геноцида, и ведущий руандийской радиостанции, призывавший в эфире убивать тутси.


«Геноцид кардинально изменил мою жизнь. Теперь я калека и поэтому я живу в бедности. Я не могу принести себе воды или вспахать землю. Я жутко страдаю от всех травм, горя и бессонницы. Я изолирована от других людей. Мне обидно и горько. Я все время хочу рыдать и я всех ненавижу. Мне негде жить, потому что они разрушили дом моих родителей. И самое чудовищное, что у меня нашли ВИЧ. Я просто сижу и жду, когда смерть придет за мной».

Свидетельство очевидца



«Сейчас я чувствую стыд за то, что я не сопротивлялась насильникам. Мне снятся кошмары о том, что со мной произошло, и мне сложно поддерживать отношения с людьми. Но самое страшное то, что я родила ребенка от своего мучителя. Геноцид для меня до сих пор продолжается: я никогда не смогу забыть его, потому что я воспитываю его ребенка».

Свидетельство очевидца



«Я не знаю, за что меня преследовали, но тогда мне казалось, что бежать - это единственный выход. Сейчас я понимаю, что я должна была остаться и разделить участь своей семьи. Все мое тело было в ранах от дубинок и мачете, но я всегда убегала от тех, кто их держал. Меня насиловали и бесчестили, но я находила в себе храбрость убегать и жить дальше. Вы можете решить, что я смелая и отважная. Да, я действительно смотрела смерти в лицо. Я заплатила страшную цену за то, чтобы выжить. Но с другой стороны, мне просто повезло. Я не видела, как они убили мою семью. Не видела, как они упражнялись в стрельбе, используя маленьких детей в качестве мишеней. Такое никогда и ни с кем не должно происходить.

Я - одна из той толпы мертвецов, только я еще не похоронена. Я - живое напоминание о том, что случилось с миллионом других людей».

Свидетельство очевидца



«Я знаю тех людей, которые убили мою семью: родителей, трех братьев и сестру. Я готов простить их, потому что моих родных все равно уже не вернуть. Но это будет зависеть от того, как они попросят о прощении.

Я бы хотел жить в стабильной Руанде, где детям ничего не угрожает. В Руанде, в которой больше никогда не будет геноцида».

Свидетельство очевидца



«Во время процесса примирения убийца моей семьи пришел ко мне просить прощение. В то время я не простил его, потому моему сердцу было ужасно горько от случившегося. Но если он придет ко мне сейчас, то я его прощу. Господь сказал, что если мы простим, то простят и нас. Мы должны показать убийцам, что мы не такие, как они, что мы великодушны. Я думаю, что они сами поняли, что их действия не привели ни к чему хорошему. Давайте относиться к ним по-человечески».

QR код страницы

Больше нравится читать с телефона или планшета? Тогда сканируйте этот QR-код прямо с монитора своего компа и читайте статью. Для этого на вашем мобильном устройстве должно быть установлено любое приложение "Сканер QR кода".

События, произошедшие в первой половине 1994 года в Руанде - считаются одним из самых страшных преступлений против человечности 20 века. Страна, разделившаяся на два лагеря - по сути начала истреблять себя же. По скорости убийств геноцид в Руанде превзошел немецкие лагеря смерти в годы Второй мировой войны и многие массовые расправы: по разным данным - от 800 тысяч до 1 млн человек (и более) было уничтожено за 3 месяца, начиная с 6 апреля 1994 года.

Между представителями народностей Тутси (жертвами - их было меньшинство) и Хуту (палачами - их было большинство) хоть и существовали отличия, однако не столь значительные, чтобы считать друг друга врагами. Что же тогда произошло между людьми почти одной крови, что заставило их без жалости убивать себе подобных?

«Сосед восставал на соседа, доходило до того, что муж убивал жену, друг друга. То, что произошло в Руанде вообще трудно поддается объяснению. Можно было мило общаться человеком и на следующий день он уже носился за вами с мачете как ненормальный..» - из показаний свидетелей.

Руанда - небольшое государство в Восточной Африке. Из-за стереотипов и ассоциаций (специфические названия, чернокожие люди, Африка) хотелось поначалу обозначить народности как племена, что было бы не совсем верно, племена - более примитивный тип социального объединения. «В отличие от племени, народность – это этнос, которому удалось создать собственное государство» (из учебной литературы). Однако народность - еще не нация.

Хуту - и на данный момент составляют численное большинство населения Руанды (85 %), Бурунди (84 %). Тутси и по сей день в меньшинстве - 2 млн от 12 млн всего населения Руанды. Коренная народность Тва составляет всего 1,5 % населения.

На данный момент особых антропологических и языковых различий между тутси и хуту не существует, главным образом из-за смешанных браков, но когда в XV веке пришедшие с Севера тутси покорили своей власти проживающие на територии народности - различия еще существовали. Хуту занимались земледелием, тутси скотоводством. И вроде бы - хуту изначально были ниже ростом и имели более темный цвет кожи, но в целом оба народа наиболее близки друг другу из всех этносов и с антропологического, и с языкового ракурса. Тутси составили правящую аристократическую верхушку общества, были более состоятельны по сравнению с остальными жителями Руанды. Потерявший состояние человек переходил в разряд хуту, становившийся более богатым - в разряд тутси, то есть эти группы стали различимы более по социальному признаку, нежели чем по этническому.

Земли Руанды по решению Берлинской конференции в 1884-1885 годах перешли под протекторат Германии. В начале 20-го века бельгийские войска путем вторжения с территории Бельгийского Конго захватили территорию страны.

С 1918 года по решению Лиги Наций Руанда стала протекторатом Бельгии. И что германская, что бельгийская сторона предпочитали внедрять на управленческие места в стране тутси, поскольку они были более аристократического происхождения и более образованы. Но с середины 20-го века, когда тутси захотели автономии страны, колониальная администрация решила пойти по пути наименьшего сопротивления и низких рисков: стала привлекать к власти хуту (возможно, и по причине того, что на них было проще влиять).

В дальнейшем стокновения тутси и хуту начали усиливаться, при попустительстве и одобрении бельгийского руководства, хуту активно действовали против тутси, однако и особо яростных хуту приструнивали - все было под контролем. В 1960 году в Руанде произошло свержение монархии, ставшее логическим продолжений восстаний хуту против короля тутси. Уже тогда многие тутси эмигрировали в соседние страны.

В результате путча 1973 года к власти пришел министр обороны и госбезопасности генерал-майор Жювеналь Хабьяримана (остававшийся на своем посту вплоть до своей гибели и начала геноцида - 7 апреля 1994 года). Новый лидер установил свои правила: организовал свою партию - Национальное революционное движение и «установил курс на «планируемый либерализм» - сочетание госрегулирования со свободной частной инициативой. Развитие страны планировалось за счёт внешних источников финансирования (от стран Западного мира)».

В начале 1990 года эмигрантами-тутси создается повстанческая группировка РПФ (Руандийский патриотический фронт), часть членов которого в области внешней политики поддерживали США и Великобританию, часть отдавали предпочтение марксистским взгляды. К 1994 году численность РПФ - 14 тысяч человек.

РПФ наступал, принятое в декабре 1993 года перемирие подразумевало создание временного правительства,

«включающего в себя представителей пяти политических партий, представленных в тогдашнем правительстве, а также представителей РПФ; объединение служащих вооружённых сил обеих сторон в национальную армию и национальную жандармерию, а также обеспечение права на возвращение всех беженцев. Для слежения за обстановкой была создана миротворческая наблюдательная миссия ООН - МНООНУР, позже, в октябре 1993, вошедшая в состав военной - МООНПР. Главой МООНПР был назначен бригадный генерал Ромео Даллер из Канады. Обстановка в стране в августе 1993 года - марте 1994 года была напряжённой. Продолжались убийства по политическим мотивам, переходное коалиционное правительство так и не было создано, ряд СМИ (радио РТМЛ и «Руанда», газета «Кангура», «Радио и телевидения тысячи холмов») нагнетали атмосферу ненависти и недоверия».

Геноцид

6 апреля был сбит самолет с президентом Руанды Жювеналем Хабиаримана и президентом Бурунди Сиприеном Нтарьямира. Сразу после этого начинаются массовые убийства тутси.

В результате военного переворота к власти приходят хуту, руководимое ими временное правительство, армия, отряды ополчения «интерахамве» и «импузамугамби» ведут «чистки» населения: они уничтожают тутси и хуту, придерживающихся умеренных политических взглядов. Геноцид в Руанде - также «ответный геноцид» РПФ, являющийся местью за убийства тутси.

За 3 месяца расправ было убито около миллиона руандийцев, из них 10 % хуту.

Радио, газеты активно подогревали националистические, фашистские настроения, призывали к уничтожению тутси. Даже глава «временного правительства Руанды» Теодор Синдикубвабо лично по радио призывал=приказывал убивать врагов.

«1. Хуту должны знать, что женщина-тутси, кем бы она не являлась, служит интересам своей этнической группы. Поэтому предателем является любой хуту, кто делает следующее:

Женится на тутси
- заводит любовницу-тутси
- нанимает женщину-тутси в секретари или на другую работу

2. Все хуту должны знать, что дочери нашего народа гораздо более добросовестны и достойны в роли женщины, жены и матери. Разве они не более прекрасны, более искренни и не являются лучшими секретарями?

3. Женщины хуту, будьте бдительны и приводите в чувство своих мужей, сыновей и братьев.

4. Все хуту должны знать, что все тутси нечестны в бизнесе. Их единственная цель - национальное превосходство.

Поэтому предателем является любой хуту, делающий следующее

Имеющий компаньона-тутси в бизнесе
- вкладывающий свои или государственные деньги в компанию, которой владеют тутси
- дающий или берущий в долг у тутси
- дающий тутси привилегии в бизнесе (выдача лицензии на экспорт, банковского кредита, предоставление участка для строительства, предложение на участие в тендере и т. д.)

5. Стратегические политические, экономические, военные позиции, а также позиции в структурах безопасности должны быть закреплены за хуту.

6. Хуту должны составлять большинство в сфере образования, как среди учеников, так и среди преподавателей

7. Вооружённые силы Руанды должны состоять исключительно из хуту. Этот урок преподали нам военные действия в 1990 году. Ни один военный не может жениться на тутси.

8. Хуту должны перестать жалеть тутси.

9. Все хуту, кто бы они ни были, должны быть объединены, зависеть друг от друга и заботиться о судьбе своих братьев-хуту.

Хуту в Руанде и за её пределами должны постоянно искать друзей и союзников по Делу Хуту, начиная со своих братьев-банту
- они должны постоянно противостоять пропаганде тутси
- хуту должны быть сильны и бдительны перед лицом своих врагов-тутси

10. Социальная революция 1959 года, референдум 1961 года и Идеология хуту должны изучаться всеми хуту на всех уровнях

Каждый хуту, участвующий в преследовании своих братьев-хуту - предатель для братьев, которые читали, распространяли и изучали эту идеологию»

Находящиеся под внушением, вооруженные мачете, дубинками, хуту (в том числе и мирные), шли убивать своих, бывших еще вчера друзьями, соседей, беженцев. Хуту называли тутси «тараканами, которых следует истребить».

Мкиамини Ньирандегея, бывшая сотрудница авиакомпании «Эйр Руанда», ныне отбывающая пожизненное заключение в тюрьме «1930» города Кигали за участие в геноциде, убила собственного супруга и для примера патриотической самоотверженности приказала ополченцам убить собственных детей. И таких историй множество…

Радиоведущие, католические проповедники, простые жители - многие из них стали провокаторами, подстрекателями в этой войне: они говорили, что тутси враги хуту, что тутси хотят убить хуту и т.д., а также выдавали информацию, где прячутся тутси.

Резня в психиатрической клинике в Кигали - боевики интерахамве убили несколько сотен тутси, укрывавшихся там от расправы.

Затем - убийство 2000 тутси в Школе технических служащих Дон Боско.

Людей собирали в церквях, на стадионах, где уничтожали.

«15 апреля - в центре Святого Иосифа, в Кибунго, 2800 человек народности тутси атакованы солдатами армии Руанды и ополченцами интерахамве и закиданы гранатами.

18 апреля - по приказу префекта Кибуе 15 тысяч тутси были собраны на стадионе «Гатваро» города Кибу и убиты членами интерахамве. 2000 человек убиты руками членов интерахамве в римско-католической церкви в Мабиризе, префектуре Чьянгугу. 18-20 апреля 4300 человек убиты в приюте Святого Иоанна»

С нарастанием кульминации геноцида жертв уничтожали все более массово и жестоко: по нескольку десятков тысяч человек в одном месте, сжигая заживо, кидая в расплавленную резину, с завязанными руками и ногами бросая в реку, закидывая гранатами, отрубая разные части тела.

В монастыре Сову было сожжено 5-7 тысяч тутси, спасавшихся там от «чистки». Их местонахождение выдали монахини этого монастыря, причем, по некоторым сведениям, они же поставляли бензин палачам. Пропаганда истребления врагов подействовала на всех.

Роль ООН

ООН с самого начала занимала отстраненную, наблюдательную позицию в этом конфликте, что наводит на разные мысли. Когда в январе 1994 года руководитель МООНПР Ромео Даллер и командующий сектором Кигали полковник Люк Маршаль узнали от вхожего в правительственные круги информатора о готовящемся покушении на президента и сообщили об этом этом в штаб-квартиру ООН - им «было приказано не вмешиваться во внутренние дела Руанды и выдать информатора правительству».

При постоянном информировании ООН о происходящих в Руанде событиях - со стороны ООН не было предпринято никаких попыток наведения мира, решение вопроса постоянно затягивалось, откладывалось…

Массовое истребление тутси было остановлено наступлением Руандийского патриотического фронта. С 4 по 17 июля отряды поочередно вошли в Кигали, Бутаре, Рухенгери, Гисеньи.

Более 2 миллионов хуту бежали из страны, боясь мести, многие боялись геноцида со стороны тутси.

Члены РПФ были свирепы в своих расправах, мстили за убитых родственников, казнили хуту семьями, доказано, что и РПФ виновен в ряде преступлений против человечности.

Никто не был невиновным, кроме мирных жителей, детей, но на них и пришелся основной удар. Стравили два похожих народа, имевших давнюю, почти забытую обиду друг на друга. Африка - страна бедная, необразованная… По одним данным - грамотны (умеют читать, писать) 76 % мужчин и 63 % женщин, по другим - больше половины всех тутси не умеют ни читать, ни писать даже на родном языке. Внушить, «зарядить» на бесправные действия людей, еле разбирающихся в государственных вопросах, уставших от нищеты - не сложно. Но кроме всего прочего - физической силы у руандийцев было хоть отбавляй, агрессия без тормозов.

После геноцида

Можно ли назвать причиной этого геноцида межэтнический конфликт? Уничтожались и хуту, не желавшие участвовать в геноциде, десятую часть всех убитых людей составили «свои же». То есть, либо под влиянием толпы разъяренные «борцы за справедливость» сметали уже и тех, кто изначально не был врагом, за то, что те не хотели разделять их террора, либо конфликт носил иную идею, нежели чем только националистическую.

Поощрялось, а в процессе осуществления террора стало обязательным, участие в истреблении тутси всех.

Сброшенные в реку трупы, переполнившие и без того не изобилующую водяными ресурсами Африку, а также отсутствие нормальных условий для захоронения огромного числа погибших привели к санитарной катастрофе - эпидемии холеры, инфекциям, отравлениям. Жизни большого количества людей унесли болезни, голод, неоказание медицинской помощи.

Массовые изнасилования боевиками женщин и хуту и тутси - около 250 тысяч «жертв» - привели к увеличению зараженности СПИДом (в Руанде и без того 2,3 % населения больны СПИДом) и к массовому рождению «детей насилия».

«К 1994 году тутси составляли примерно 15% населения Руанды. 80% из них, а то и больше, было уничтожено. Но тутси и сейчас составляют 15% населения страны, более того, правят Руандой именно они - у хуту шанс сделать серьёзную карьеру в какой бы то ни бы ло области приближается к нулю.

Руанда является не только страной тысячи холмов, миллиона улыбок и шестисот интеллигентных горилл. Это страна, в которой всего 20 лет назад всего за сто дней убили приблизительно восемьсот пятьдесят тысяч человек - примерно одну седьмую тогдашнего населения. Убили без использования лагерей уничтожения, душегубок, крематориев и прочих технических новинок двадцатого века - в основном это делалось мачете, дубинами и прочим холодным оружием. Эта резня осталась практически без внимания мирового сообщества, а американской публике о происходящем в Руанде рассказывали в разы меньше. Руандийские события попали в центр внимания только тогда, когда армия тутси полностью взяла контроль над страной, остановила геноцид и принудила к бегству полтора миллиона хуту, в том числе и большинство тех, кто принимал участие в уничтожении своих соседей» - Лайвжурнал

Осуждено на пожизненное заключение, в том числе казнено, более миллиона причастных к геноциду в Руанде. Однако многие, непосредственно и активно участвующие в кровавых действиях, живы и свободны и по сей день, и они всячески отрицают свою причастность к истреблению народов. Те, кто сидят пожизненно, дают интервью, в которых называют глупостью свои поступки… Глупостью, к которой привело следование командам СМИ и фашистов. Так, получается, по глупости люди стали палачами - слишком маленькое доказательство своего раскаяния. Да и возможно ли оно у тех, кто сознательно шел на это? Но они были «исполнителями».

Те, кто были «заказчиком» или связующим звеном, и сегодня прячутся в нейтральной стране под видом обычных, ничем не примечательных граждан икс - делают ледяное лицо со стеклянными глазами и все отрицают. Фраза из документального фильма о геноциде в Руанде: «Они будто не хотят думать об этих трех месяцах из их жизни, они стерли это время из своей памяти и живут как ни в чем не бывало..».

7 апреля 1994 в Руанде начались ужасающие события, в результате которых за три месяца на территории, меньшей, чем Московская область, был зверски убит миллион человек. Но вот что странно: спустя одно поколение Руанда оказалась одной из наиболее мирных и быстро развивающихся стран в регионе. Рассказываем, как все случилось и что сейчас происходит на месте бойни.

История большинства стран - это череда войн, междоусобиц, переворотов и геноцида. Мир до сих пор вспоминает Холокост, геноцид армян или истребление народа Камбоджи диктатором Пол Потом. Но был один геноцид, о котором не поет Серж Танкян, и о котором почти не говорят в СМИ. Он произошел совсем недавно, в 1994 году, в маленькой африканской Руанде.

Предыстория

Территорию Руанды населяют два племени: тутси и хуту. Сначала с юга Африки пришли хуту в поисках земель, так как занимались в основном земледелием. Затем с севера континента пришли кочевники тутси.

В определенный период древней истории Руанды тутси стали доминировать над хуту. После этого общество поделилось на два клана- господствующих тутси и «рабочий класс» хуту. Оба племени говорят на одном языке и, на первый взгляд, внешне почти ничем не различаются. На самом деле, имеется одно малозаметное отличие: у тутси немного другая форма носа. Этим признаком руководствовались бельгийские колонизаторы при селекции и отборе местных элит.

Европейцы поддерживали тутси из-за происхождения. Считалось, что тутси имели корни в Эфиопии, поэтому они ближе к европеоидам, следовательно, превосходят хуту расово, являются более умными и красивыми. Соответственно, именно им дали преимущественное право занимать высшие посты в руководстве и составлять элиту государства.

На Берлинской конференции 1884 года, во время раздела Африки между европейскими державами, территорию Руанды отдали Германской империи, а в 1916 году страна перешла под власть бельгийцев. Вплоть до объявления собственной независимости в 1962 году, Руанда имела статус бельгийской колонии.

Хуту не могли мириться с положением людей «второго сорта» и в 1959 году подняли восстание, захватив власть. Десятки тысяч тутси были убиты, а остальные бежали в соседние государства.

Гражданская война

В 1990 году тутси решили вернуть власть и создали Руандийский патриотический фронт (далее РПФ), который начал воевать против правительства хуту. Возглавлял РПФ нынешний президент Руанды - Поль Кагаме.

Поль Кагаме

Тутси вели активную партизанскую войну. Делали это они настолько успешно, что в 1993 году оба народа подписали договор, согласно которому РПФ вошел в состав временного правительства. Тутси могли вернуться на Родину, и обе стороны сложили оружие.

Несмотря на эти договоренности, хуту-радикалы были недовольны положением дел. Появились молодежные боевые группы, которые тренировали и вооружали военные. Начали распространяться шовинистические агитационные листовки с призывами уничтожить тутси. Но, так как население страны в своем большинстве было неграмотным, гораздо большую популярность имело радио. Этим активно пользовались пропагандисты. Людям внушали, что тутси хотят восстановить положение в обществе и господствовать над хуту.

Геноцид в Руанде

6 апреля 1994 года на подлете к Кигали был сбит самолет, на борту которого находился президент Руанды Жювеналь Хабиаримана. Он как раз возвращался с переговоров в Аруше (Танзания), где обсуждались пути урегулирования конфликта. Кто устроил теракт - неизвестно, но именно после этого события начались массовые убийства и хаос.

Радикалы-хуту убили премьер-министра, ее мужа и 10 охраняющих бельгийских солдат. Помимо этого, были убиты политики, которые выступали за мир с тутси. К власти пришли военные, которые создали пропагандистскую сеть, направленную против тутси, силе которой позавидовал бы сам Геббельс. Главный агитационный лозунг звучал так: «Убивайте этих тараканов!»

Уничтожали тутси не только военные, но и представители гражданского населения. Армия даже бесплатно раздавала для этого мачете. На дорогах проверяли документы, где на тот момент указывалась национальная принадлежность. Если человек принадлежал к тутси, то его, как правило, убивали на месте. Не щадили ни детей, ни стариков, ни женщин.

Справедливости ради, стоит сказать, что некоторые граждане из племени хуту оказались гораздо гуманнее. Рискуя собственной жизнью, они спасали беженцев тутси от неминуемой гибели. Известна история менеджера отеля Поля Русесабаджина, который, используя свое высокое положение в обществе и финансовый достаток, укрывал в гостинице сотни людей. События описаны в фильме «Отель Руанда» .

Головорезы прочесывали все дома в поисках тутси. Их жилища сжигали, а имущество растаскивали. Тутси, в свою очередь, пытались найти убежище в школах и церквях. Кого-то священники прятали, а кого-то сдавали. Многих тутси убили или сдали убийцам их же соседи, друзья и коллеги. При этом, важно, что расправлялись не только с тутси, но и с так называемыми «умеренными хуту» - теми, кто укрывал у себя преследуемых или сочувствовал им. Женщин-тутси, как правило, сначала насиловали, а потом убивали. Многие из них, пережив насилие, теперь заражены СПИДом.

Окончание геноцида

Тутси искали помощи у миротворцев ООН. Но, к сожалению, те не могли применить оружие, так как по уставу это означало прямое вмешательство. Боевики-хуту воспользовались этим условием, отлавливая людей по одиночке (однако при этом массово).

Европейцы и американцы эвакуировали своих граждан и не вмешивались в конфликт. Администрация Клинтона выступила против миссии ООН, после чего Совет безопасности приказал миротворцам срочно покинуть страну. Из 2500 солдат канадского генерала Ромео Даллера осталась всего пара сотен. Проявив волю и героизм (во многом вопреки приказам начальства), генерал и его солдаты до последнего защищал тутси, создав специальные зоны для укрытия.

Генерал Ромео Даллер

Несмотря на это, после окончания геноцида Даллэр впал в депрессию, обвиняя себя в гибели жителей Руанды, и предпринял несколько попыток самоубийства. Некоторые из военнослужащих ООН, которые не смогли спокойно жить с воспоминаниями о резне, тоже покончили с собой. В 2003 году Даллэр выпустил книгу «Рукопожатие с дьяволом», которая впоследствии была экранизирована .

Резня остановилась после того, как в июле бойцы РПФ под руководством Поля Кагаме взяли Кигали, а поверженное правительство хуту бежало в Заир. По официальным данным за сто дней бойни погибло около миллиона человек. Кагаме впоследствии занял пост вице-президента Руанды и министра обороны, а в 2000 году и вовсе стал президентом. Переизбравшись несколько раз, он добился удвоения ВВП, развития экономики и технологий. Неудивительно, что в современной Руанде Кагаме многие считают национальным героем.

В ноябре 1994 года ООН организовала международный трибунал по Руанде. Виновных находят и судят до сих пор.

После описанных событий произошла смена элит, начался поток западных инвестиции и гуманитарной помощи. Широко развернулась деятельность благотворительных организаций. В соответствии с официальной идеологией, в стране более нет разделений на племена, есть только руандийцы - единая нация.

Как живет современная Руанда после геноцида

Для того, чтобы понять, как живет Руанда в наше время, лучше всего спросить человека, который был там, причем, не в роли туриста. В этом нам помогла Наталья, работник посольства одной из латиноамериканских стран, которая провела некоторое время в Руанде с благотворительной миссией. Сделала она это по своей собственной инициативе, приехав сюда вместе с волонтерским проектом Ubushobozi . Фамилию она, к сожалению, попросила не называть.

Поездка во многом оказалась не такой, как ожидала Наталья, а жизнь в современной Руанде - это вовсе не какой-то стереотипный африканский мрак и ужас. В действительности, все гораздо сложнее и интереснее:

«Полтора года назад я заинтересовалась литературой про ООН и другие международные организации. В одной из книг, выпускаемых ООН, довольно часто ссылались на Руанду как на самую провальную миротворческую миссию. Честно говоря, о существовании такой страны к тому моменту я и не знала. Начала искать информацию в Интернете и сразу поняла - надо ехать.

Бросилась на поиски волонтерских программ. Первое, что обычно приходит в голову людям, которые ищут подобные организации, - это программы, связанные с детьми. Я остановилась на американском проекте Ubushobozi - волонтерской организации, созданной для помощи женщинам, пережившим геноцид и пострадавшим от насилия. Каждый день они приходят в дом, общину, где шьют, плетут поделки. Изделия выставляют на продажу через Интернет. Часть вырученных денег - их зарплата, часть идет на нужды проекта. Будучи весьма религиозными, женщины вместе ходят в церковь, где молятся и танцуют.

В Мусанз, втором по значимости городе после столицы, Кигали, проектом заведует местная жительница Серафин. Для этих женщин община - вторая, а порой и единственная семья. Кто-то пострадал от насилия в семье, кто-то сирота, есть одна женщина с ВИЧ. Большинство из них остались сиротами или потеряли кого-то из близких вследствие геноцида. Вообще любой человек, живущий в настоящее время в Руанде, пострадал от геноцида - прошло ведь совсем немного времени.

Тема геноцида среди местных жителей - табу. До последнего момента мне хотелось поговорить с местными, но я долго не решалась. Во время одной из прогулок с Серафин мы встретили на улице ее сестру. Впоследствии я узнала, что ее мужа убили во время геноцида. Из разговора стало понятно, что она знает убийцу, и он ходит на свободе. Был задан резонный вопрос, не жаждет ли она мести. Мне объяснили, что в церкви их учат прощать.

Тот человек, который убил ее мужа, раскаялся, попросил прощения - и она его простила! Сейчас они периодически пересекаются в городе и даже общаются. Для европейца это нонсенс, а здесь - в порядке вещей. Говорят, в местных судах есть условие: если человек раскаялся, то его либо отпускают, либо сокращают ему срок. По улицам действительно ходят люди, которые убивали. Они спокойно взаимодействуют с остальными, которые их простили. Многие бывшие боевики-хуту испугались правосудия и бежали в Уганду, Конго. Возможно, из-за этого в соседних странах вырос уровень преступности.

Серафин рассказывает, что во время геноцида в дом ее семьи врывались вооруженные люди. Приходилось откупаться, чтобы сохранить жизнь. Случалось и такое: забрав все ценное, людей все равно убивали.

В общине Ubushobozi живут как тутси, так и хуту и живут дружно. В Руанде не принято выкидывать еду, на улице много людей, которым ее можно просто отдать. Поэтому, когда я наедалась и не могла доесть порцию в ресторане, - всегда было кого накормить.

В столице развивается бизнес, приезжают американцы, европейцы. Растет приток китайских инвестиций. Китайцы строят много зданий. На фоне трущоб современные китайские новостройки смотрятся колоритно. Одна из разновидностей такси - люди в спецодежде на велосипедах, которые подвезут на багажнике в любую точку. В городе нет ни кошек, ни собак. Возможно, их уничтожили после того, как они поедали трупы во время геноцида.

В Руанде развит некий культ фейсбука. Компьютеры есть далеко не у всех, поэтому до сих пор популярны интернет-кафе.

Местное население окультурилось. В городской черте абсолютно безопасно. На улицах не принято курить, есть на ходу. Развиты социальные программы. Например, на главной площади города гражданам выдают антимоскитные сетки. Уровень преступности невысокий, можно спокойно гулять по вечерам.

Люди уважают полицию, закон. Говорят, коррупция на бытовом уровне отсутствует как таковая. Нет и такого понятия, как взятка полицейскому.

В последние несколько дней поездки я посетила Мемориальный центр Кигали, построенный на месте братской могилы. Постоянные экспозиции объясняют причины геноцида, рассказывают об истории геноцидов в мире.

На втором этаже расположен «Детский мемориал». Вот здесь на глаза начинают наворачиваться слезы. Под фотографиями детей подписано, кто чем увлекался, а рядом - причины смерти: разрублен мачете, забит камнями, застрелен.

В гостевой книге оставлены записи людей из многих стран. К сожалению, я не нашла отзывы соотечественников. Хотелось бы, чтобы россияне обратили внимание на эту страну. Здесь действительно есть на что посмотреть. Есть свой заповедник - Национальный парк Акажера, который ничем не хуже кенийского или заповедника в ЮАР.

Поначалу я думала, что здесь до сих пор должен витать дух геноцида. Однако в реальности страна оказалась очень жизнерадостной. Сегодня все живут дружно, разницы между людьми нет. Улыбающиеся люди гармонируют с красивой природой. Каждый угол - живописная панорама с великолепными пейзажами: зеленые холмы, деревья, реки. Из-за особенностей рельефа Руанду прозвали страной «тысячи холмов». Современная Руанда абсолютно безопасная и безобидная - с темным прошлым, но светлым будущим.

Встреча с такими жизнерадостными людьми - это просто бальзам на душу, этого не описать словами. Очень надеюсь, что для женщин проекта Ubushobozi я сделала что-то полезное. Могу сказать, что во мне эта поездка перевернула многое.

Руанда тогда и сейчас - две разных страны. После поездки я начала по-другому относиться к материальным благам. Местные радуются обыденным вещам, которые у нас в изобилии. Они оптимистичны, любят танцевать, общаться. У них отличное чувство юмора. Эти люди хотят жить и радоваться жизни».

Современная Руанда по сравнению с соседними странами выглядит чуть ли не как Европа. Полностью искоренив любую дискриминацию и разделение на народности, Руанда двигается дальше. Здесь активно заботятся об окружающей среде. Запрещены пластиковые пакеты. Каждую последнюю субботу месяца всё население страны устраивает субботник. В школах Руанды кроме родного языка преподают английский и французский.

Естественно, у местных жителей память о геноциде еще свежа. Очень сложно понять то, как жертвы спокойно живут рядом с бывшими мучителями. Но то, как этот немногочисленный и незаметный народ смог разобраться со своими проблемами, адаптироваться и вернуться к нормальной жизни в тот момент, когда от них отвернулся весь лицемерный мир, вызывает не просто уважение, а восхищение.

События, которые произошли в Руанде в 1994 году, справедливо считаются одним из самых ужасных массовых преступлений в ХХ веке. Страна разделилась на два враждующих лагеря и фактически начала уничтожать себя. По скорости совершаемых преступлений геноцид в Руанде превосходил даже нацистские концлагеря во время Второй мировой войны. За три месяца массовых расправ было уничтожено около 1 миллиона человек.

Между представителями двух народностей, проживающих в Руанде, тутси (являлись жертвами) и хуту (являлись палачами), существовали только самые незначительные различия, но это не помешало им начать истребление друг друга. Так что же представляет собой геноцид в Руанде 1994 года, как люди практически одной крови стали ненавидеть друг друга?

Что такое геноцид?

Для того чтобы разобраться в этом ужасном явлении, следует дать основные определения, которые характеризируют происходящее события и то, что представляла собой страна Руанда 1994 года.

Геноцид - это целенаправленное и умышленное уничтожение нации, расы или народности. Геноцид может также подразумевать систематическое унижение достоинства, психологическое давление, которое ведет к падению морального духа.

Руанда

Руанда является маленьким, неразвитым африканским государством. Страну населяют несколько чернокожих народностей. Руанда на карте Африки находится в восточной части материка. В стране очень незначительная часть городов и городского населения. Столица Руанды - Кигали.

Тутси и хуту

Народность хуту и по сей день составляет этническое большинство в Руанде (около 85 %). Тутси как во времена резни, так и сегодня остаются в меньшинстве (14 %).

Многие исследователи откровенно не понимают, отчего произошел геноцид в Руанде. Как на момент резни, так и сегодня никаких языковых или антропологических отличий между народностями хуту и тутси не существует. Еще с XV века племена жили довольно мирно: хуту обрабатывали землю, а тутуси разводили скот. Хуту имели немного более темный, чем у тутси, цвет кожи и были чуть ниже ростом. Но в целом народности были близки друг к другу. Только со временем тутси начали выделяться по социальным признакам и создали аристократическую верхушку общества, то есть стали более состоятельными, чем хуту. Эта верхушка была закрытой кастой, и тот, кто терял состояние, переходил в разряд беднейших слоев населения, основой которого были хуту. Но резня в Руанде возникла не по социальным, а по этническим признакам.

Предыстория конфликта

Руанда, страна хуту и тутси, согласно решениям Берлинской конференции 1885 года, перешла под контроль Германии. Но в начале ХХ века ее захватили бельгийские войска и присоединили ее территорию к Бельгийскому Конго. С этого момента начинается история Руанды как страны.

С начала 1918 года, согласно решению Лиги Наций, страна осталась под владением бельгийцев. Но интересно то, что и немецкие, и бельгийские колонизаторы ставили наместниками на управленческие посты исключительно тутси, считая их более образованными и ответственными.

Именно в первой половине ХХ века начались противостояния вышеупомянутых народностей, многих хуту не устраивало социальное положение, и они начали выступать как против местных аристократов тутси, так и против бельгийского владычества. Таким образом, к 1960 году в Руанде свергли монарха. Это было прямым следствием борьбы хуту.

В 1973 году в стране произошел путч, в результате которого к власти пришел министр Жювеналь Хабьяримана (находился на своем посту вплоть до начала трагических событий). Новый президент начал устанавливать свои правила в политике: создал партию - Национальное революционное действие, взял четкий курс на «плановый либерализм», который предполагал государственное регулирование экономики и частную инициативу одновременно. Развитие страны он планировал осуществить за счет внешних инвестиций. Столица Руанды превратилась в современный город.

Руандийский патриотический фронт

В начале 90-х годов ХХ века в среде эмигрантов тутси возникает экстремистская группировка под названием Руандийский патриотический фронт. Радикалы во внешней политике ориентировались на США и страны НАТО, и уже в 1994 году их численность возросла до 15 тыс. человек.

Начало геноцида

Событием, которое спровоцировало геноцид в Руанде, послужило падение самолета с президентом страны Жювеналем Хабиаримана 6 апреля 1994 года. После этого начались массовые преступления против тутси.

В стране сразу же происходит очередной военный путч, в результате которого к власти приходят хуту, подчинившие себе правительство, армию и ополчение «интерахамве», которое начало этнические чистки народности тутси. Резня в Руанде стала своеобразным ответным шагом эмигрантам-экстремистам РПФ, которые желали отомстить хуту за постоянные протесты в стране. За три месяца зверств было уничтожено около миллиона человек.

Роль СМИ

Все средства массовой информации, от газет до радио, активно подогревали античеловеческие настроения, которые можно сравнить разве что с фашистским режимом, призывая истреблять тутси. Даже тогдашний глава страны Теодор Синдикубвабо лично приызвал мстить врагам. Тем временем руандийская газета «Кангура» напечатала манифест под названием «Десять заповедей хуту», который стал своеобразным вдохновителем преступлений.

Фанатически настроенные хуту вооружались мачете и дубинками и шли уничтожать своих сограждан, соседей и даже друзей, называя их «тараканами», которые не достойны жизни.

Ярким примером является ситуация бывшей сотрудницы престижной авиакомпании «Эйр Руанда» Мкиамини Ньирандегеи, которая по сей день находится в тюрьме за то, что убила собственного супруга и детей. И таких историй фанатичного патриотизма и самоотверженности очень много.

Даже католические священники часто выступали в роли провокаторов и подстрекателей в этих трагических событиях. Они выдавали места, где прятались тутси, и призывали к массовым расправам.

Ярким примером таких расправ является резня в психиатрической больнице - ополченцы-хуту вырезали сотни тутси, которые укрывались здесь от настигшей беды. То же самое случилось в школе Дон Боско, где было уничтожено около двух тысяч тутси.

Геноцид в Руанде приобретал кульминационный характер, а жестокость только нарастала. Тысячи человек сжигали заживо, варили в расплавленной резине, отсекали конечности и бросали в реку. Такого ужаса не знала Африка. Руанда за несколько месяцев превратилась в ад на земле.

Так, в монастыре Сову сожгли 7 тысяч обездоленных тутси, которых не спасло даже то, что они находились в культовом здании. Их место выдали сами священники, а по некоторым данным они и выступали в роли палачей. Таким образом, пропаганда жестокости действовала даже на служителей церкви.

Роль ООН

Организация Объединенных Наций с начала известных событий в Руанде занимала нейтральную, наблюдательную позицию, что наводит на мысли об эффективности деятельности данной организации. Штаб-квартира ООН официально приказала не вмешиваться в конфликт. Хотя знала о всех происходящих событиях от военных корреспондентов и информаторов.

Несмотря на все дальнейшие крики о помощи от национальных элит Руанды, ООН не предприняла совершенно никаких попыток не то что военного вмешательства, но и введения миротворцев. Все время решение по конфликту или затягивалось, или вовсе откладывалось.

Но в конце концов геноцид в Руанде был остановлен наступлением Руандийского патриотического фронта, который занял такие города, как Кигали, Гисеньи и Бутаре. Около 2 миллионов преступников-хуту сбежало за пределы страны, боясь мести со стороны тутси.

На чем основывалась трагедия

Можно ли считать основной причиной резни в Руанде этнический конфликт? Как известно, уничтожались не только тутси, но и хуту, которые не хотели участвовать в массовых убийствах. Некоторые свидетельства гласят, что разъяренные «борцы» уничтожали даже тех, кто не был им врагом. Поэтому конфликт имеет более сложную природу, чем националистическая.

В 1994 году в небольшой стране в самом центре африканского континента - Руанде - произошел геноцид, который можно поставить в один ряд с самыми жестокими массовыми преступлениями в истории. За три месяца (с апреля по июнь) было вырезано от 800 тысяч до миллиона человек.
Это стало своеобразным кровавым рекордом: такой скорости убийства не было за весь ХХ век.

Предыстория беды .

Хуту и тутси - две основных народности, составляющих население этой страны. В этническом смысле их было сложно разделить: у них общий язык, до начала острого противостояния в Руанде обычными были смешанные браки. Разница была скорее социальная. Тутси исконно кочевники, а хуту преимущественно оседлые земледельцы, составляющие большинство. В силу, вероятно, более подвижного, «авантюрного» жизненного уклада тутси оказались более предприимчивы и утвердились в качестве местной аристократии. Такому разобщению весьма способствовали и бельгийские власти (в бытность Руанды колонией Бельгии), что является, в общем-то, типичной политикой метрополий по отношению к зависимым странам и народам - тот самый имперский принцип «разделяй и властвуй».



Неудивительно, что существующее положение не могло устраивать доминирующих в количественном отношении хуту . Как вспоминал впоследствии один из участников геноцида: «В принципе, размолвки между хуту и тутси начались в 1959 г. Всё идёт от наших стариков. Собираясь по вечерам у огонька, они вроде бы безобидно разглагольствовали о слабых и наглых тутси, а дети слушали все эти гадости про тутси и принимали их на веру. С 1959 г. старики во всяких забегаловках постоянно твердили о необходимости поголовного уничтожения тутси и их стад, которые вытаптывали посевы… Мы, молодежь, посмеивались над их ворчанием, но не возражали».

В 1959 году начались массовые беспорядки, в результате которых хуту получили административный контроль. А в 1962 году бельгийцы покинули Руанду, и в стране настала эпоха апартеида: пришедшие к власти хуту фактически узаконили дискриминацию тутси . В 1973 году детям тутси было запрещено учиться в средней школе, не говоря уже об университете.

Столь откровенная политика социальных ущемлений привела к массовому бегству тутси в соседние страны. В соседней Уганде при поддержке местных властей был сформирован «Патриотический фронт», стремившийся вооруженным путем свергнуть правящий в Руанде режим хуту. В 1990 году это почти удалось осуществить: началась гражданская война и военный успех вполне сопутствовал тутси. Спустя три года президент Руанды Жювеналь Хабиариман а (хуту ) вынужден был согласиться на замирение и создание коалиционного с тутси правительства.
Обстановка в стране оставалась чрезвычайно сложной. Радикальные хуту, возмущенные соглашениями с тутси, планировали отстранение от власти президента Хабиариманы. «Голубые каски», которым вменялся контроль за соблюдением соглашений и выполнение миротворческой миссии, получили информацию об этом, но не предприняли никаких мер.

6 апреля 1994 года президенты Руанды Жювеналь Хабиаримана и президент Бурунди Сиприен Нтарьямир (тоже хуту ) возвращались в Кигали с международной конференции по примирению на одном самолёте. На подлете к аэропорту Кигали авиалайнер был сбит из ПЗРК, все пассажиры и члены экипажа погибли. Гибель президента Хабиариманы, в которой СМИ Руанды обвинили тутси, стала сигналом для радикалов хуту к началу массовых убийств.

Геноцид .

В течение ста дней страна была завалена трупами. Хуту убивали тутси везде, где их находили, забивали мачете — сосед соседа, родные близких — мужчин, женщин и детей, и нигде им не было пощады — ни в церкви, ни в школе, ни в больнице. Излюбленным оружием боевиков было мачете, в ход также шли топоры, дубины и железные прутья. Некоторые из обречённых людей умоляли своих палачей избавить от мук, просто застрелив их, однако мало кому так «повезло»). Наиболее жестокие сцены разыгрывались в местах временной концентрации беженцев в школах и церквях. Если тутси догонял запыхавшийся преследователь после долгой гонки, его для начала покалывали острием мачете, а конец его был ужасен

Просто поражает, какую изощренность может проявлять ум человека в изобретении способов уничтожения себе подобных. Один из участников бойни вспоминал: «Некоторые уставали от этого кровавого однообразия. Другим доставляло удовольствие причинять страдания тутси, которые в эти дни заставили их попотеть… некоторые свирепствовали, и им всё было мало. Убийства их пьянили, и они испытывали разочарование, когда тутси умирал молча. Ну, разве это развлечение? Поэтому они избегали наносить смертельные удары, чтобы подольше слушать крики и получить удовольствие».



Государственное радио и аффилированная с ним частная станция, известная как «Тысяча холмов» (Radio Television Libre des Mille Collines), подогревали обстановку призывами к убийству тутси и зачитывали списки потенциально опасных персон, бургомистры на местах организовывали работу по их идентификации и убийству. При помощи административных методов в организацию кампании массовых убийств были вовлечены и обычные граждане, и многие тутси были убиты своими соседями.

Благодатная страна («тропическая Швейцария в сердце Африки»), по которой протекает река Кигара, прежде чем водопадом низринуться в озеро Виктория, превратилась в ад. Со словами «отправляйтесь к себе в Эфиопию» в Кигару сбрасывали трупы, и они плыли по ней, неделя за неделей, пока не исчезали в самом красивом озере Африки.

Международный трибунал по преступлениям в Руанде

В ноябре 1994 года в Танзании начал работу Международный трибунал по преступлениям в Руанде. Среди подследственных — организаторы и вдохновители массового уничтожения граждан Руанды весной 1994 года, среди которых в основном бывшие чиновники правящего режима. В частности вынесен пожизненный приговор бывшему премьер-министру Жану Камбанде за преступления против человечества. Среди доказанных эпизодов было поощрение человеконенавистнической пропаганды госрадиостанции RTLM, призывавшей уничтожать граждан народности тутси.

В декабре 1999 года приговорён к пожизненному заключению Джордж Рутаганде, в 1994 году возглавлявший отряды «Интерахамве» («молодёжного крыла» правящей тогда Партии «Республиканское национальное движение за развитие демократии»). В октябре 1995 года Рутаганде был арестован.

1 сентября 2003 года рассматривалось дело Эммануэля Ндиндабахизи (Emmanuel Ndindabhizi), бывшего в 1994 году министром финансов Руанды. По данным полиции он причастен к массовому уничтожению людей в префектуре Кибуйе. Э. Ндиндабахизи лично отдавал приказы убивать, раздавал оружие добровольцам из народности хуту и присутствовал во время нападений и избиений. По данным свидетелей он заявлял: «Немало тутси проходят здесь, почему вы их не убиваете?», «Вы убиваете женщин-тутси, которые замужем за хуту ?.. Идите и убейте их. Они могут вас отравить».

Роль международного трибунала оценивается в Руанде неоднозначно, поскольку судебные разбирательства в нем очень продолжительны, а подсудимые не могут быть наказаны смертной казнью. Для судов над лицами, не попавшими в сферу юрисдикции трибунала, рассматривающего дела только самых главных организаторов геноцида, в стране создана система местных судов, вынесшая не менее 100 смертных приговоров.