Госпожа бовари краткое содержание фильма. Большая любовь Шарля Бовари

Роман «Госпожа Бовари» - самое знаменитое произведение французского прозаика Гюстава Флобера, классический образец реализма в литературе и, по оценке критиков XXI века, один из самых значимых романов всех времен и народов.

«Госпожа Бовари» (в некоторых переводах «Мадам Бовари») была опубликована в 1856 году на страницах тематического литературного журнала «Ревю де Пари». За натурализм роман был раскритикован и признан «аморальным», а его автор отправлен под суд. К счастью, Флоберу и «Госпоже Бовари» вынесли оправдательный приговор. Современный читатель вряд ли найдет что-либо вызывающее и тем более аморальное во флоберовском романе. Произведение является хрестоматийным и входит в обязательный список литературы школьного и вузовского курсов.

Большая любовь Шарля Бовари

Франция. Руан. 1827 год. Молодой доктор Шарль Бовари влачит безрадостную супружескую жизнь рядом с некрасивой сварливой женой, на брак с которой он согласился по наущению матери. Родительницу Шарля привлекло солидное приданое будущей пассии, о счастье сына мадам Бовари, как водится, не беспокоилась.

Но однажды серые будни Шарля Бовари заиграли неведомыми красками. Впервые в жизни он полюбил! Его сердцем раз и навсегда завладела дочь папаши Руо, пациента Шарля, чья ферма находилась по соседству. Эмма (так звали молоденькую дочь Руо) была умницей и красавицей - темные гладкие волосы, стройная фигура в обхвате утонченных платьев, она - воспитанница монастыря урсулинок, прекрасная танцовщица, рукодельница и мастерица исполнять трогательные мотивы на фортепиано.

Визиты Шарля к Руо становятся все чаще, а придирки законной супруги еще более настойчивыми и язвительными. История любви Шарля Бовари рисковала превратиться в трагедию, но сварливая жена скоропостижно скончалась, уступив дорогу молодой и красивой. Едва вытерпев отведенное под супружеский траур время, Шарль женится на Эмме.

В жизни Шарля наступают блаженные времена. Он боготворит свою жену и готов утопать в складках ее платья. Чего не скажешь об Эмме. Когда торжественные волнения улеглись и подвенечное платье оказалось наглухо заперто в шкафу, молодая госпожа Бовари начала томиться. Ее муж теперь казался ей скучным, посредственным, безвольным, супружеская жизнь серой и унылой, а провинциальное существование угрюмым и безрадостным. Госпожа Бовари откровенно скучала.

Читая любовные романы, юная мадмуазель Руо представляла себе замужество совсем иначе. Она воображала себя хозяйкой старинного замка, что ожидает в покоях своего супруга. Вот он возвращается из опасного военного похода, она мчится ему навстречу, прижимается к его широкой мужественной груди и млеет в его сильных объятьях… Действительность жестокого разочаровала мадам Бовари. Мало-помалу она начала чахнуть, болеть. Перепуганный Шарль винил во всем неблагоприятный климат местечка Тост, куда после свадьбы переехало молодое семейство. Решено - они с Эммой переезжают в Ионвиль и начинают жизнь заново.

Эмму вдохновил переезд, однако при коротком знакомстве с Ионвилем девушка поняла, что этот городок такая же беспросветная дыра, как и Руан. Супруги Бовари знакомятся с немногочисленными соседями - самовлюбленным аптекарем Оме, торговцем и по совместительству ростовщиком господином Лере, местным священником, трактирщиком, полицейским и другими. Словом, с публикой провинциальной и недалекой. Единственным светлым лучом для Эммы стал помощник нотариуса Леон Дюпюи.

Этот белокурый молодой человек с длинными по-девичьи загнутыми ресницами и робким румянцем на щеках положительно выделялся среди всего ионвильского общества. С ним Эмма могла разговаривать часами о литературе, музыке, живописи. Дюпюи очень нравилась Эмма, однако он не решался проявить свои чувства по отношению к замужней женщине. Тем более, у Бовари только что родилась дочка. Правда, мадам хотела мальчика. Когда родилась девочка, она назвала ее Бертой, отдала кормилице и напрочь позабыла о ребенке, всегда оставаясь холодной к этому чужому маленьком существу. Все ее мысли занимал запретный Леон Дюпюи. Отъезд Леона в Париж стал для госпожи Бовари настоящей трагедией. Она едва не сошла с ума от горя, но тут появился Родольф Буланже.

Соседский помещик Родольф Буланже привез своего слугу на осмотр к лекарю Бовари. Родольф был хорошо сложенным тридцатичетырехлетним холостяком. Уверенный, напористый, мужественный, он быстро влюбил в себя неопытную Эмму. При любой удобной возможности парочка ездила на конную прогулку, предаваясь любовным утехам в домике на лесной опушке.

Эмма была вне себя от нового чувства. Она рисовала романтические продолжения своего любовного приключения и возводила помещика Буланже в ранг средневекового рыцаря. Со временем Родольфа стал настораживать напор его новой любовницы. Эмма была слишком отчаянной и могла скомпрометировать их обоих. Более того, Бовари требовала от него нелепых клятв в вечной любви и преданности.

Родольфу не хотелось бросать хорошенькую Эмму, но когда она заговорила о побеге, Буланже спасовал. Пообещав увезти ее с собой, в последний момент он прислал Эмме письмо в корзине абрикосов. В записке говорилось, что он отправится в путешествие сам, больше не желая продолжать отношения с замужней Эммой Бовари.

Очередное любовное разочарование вызвало у Эммы тяжелый недуг. Она пролежала в постели больше месяца. Ее первый выход в свет после болезни состоялся в Руане. Муж купил Эмме билеты в оперу «Лючия де Лемермур». Бедняга Бовари не подозревал, что там его супруга встретит Леона Дюпюи.

На этот раз влюбленные больше не сдерживали своих чувств. С этого дня под видом посещения музыкальных курсов Эмма отправлялась на руанскую квартиру Леона. Однако счастью госпожи Бовари не суждено было продлиться долго. На протяжении многих лет у Эммы была одна слабость - расточительность. Бовари выбрасывала сумасшедшие суммы на украшения, наряды, подарки своим любовникам и хобби, которые она забрасывала так же стремительно, как и загоралась ими. Чтобы скрыть растраты от мужа, Эмма брала в долг у ростовщика Лере. На момент руанского романа сумма ее долга была так велика, что расплатиться по счетам можно было только путем полной описи имущества.

Отчаявшаяся Эмма обратилась за помощью к Леону, но тот, проявив малодушие, отказался помогать Бовари. Его и без того начинали тяготить слишком частые визиты замужней дамы. Леон мечтал сделать блестящую карьеру, успешно жениться, а потому порочащая связь с замужней дамой была для него крайне неудобной.

Преданная, Бовари мчится к бывшему любовнику Родольфу Буланже, но и здесь она вновь получает отказ. Тогда Эмма решается на отчаянный поступок. Она тайком прокрадывается в аптечную лавку и принимает огромную дозу мышьяка.

Самый близкий человек

Эмма умирала несколько дней в страшных мучениях. Все это время от ее постели не отходил верный Шарль. После смерти супруги вдовцу открылась страшная истина - он разорен и предан.

Однако это уже не важно. Шарль бы простил Эмме все ее предательства, если бы она вновь открыла глаза. Убитый горем, он скитается по саду, подобно призраку, и умирает от горя вслед за своей женой.

Маленькая Берта переезжает к бабушке (старшей Бовари). Вскоре бабушка умирает и нищая сиротка отправляется работать на фабрику. Леон тем временем успешно женится. Ростовщик Лере открывает новый магазин. Аптекарь получает Почетный ордер. Жизнь в Ионвиле и других маленьких городках Франции продолжает течь своим чередом.

У флоберовской госпожи Бовари был вполне реальный прототип. Девушку звали Дельфиной Кутюрье. Она была дочерью состоятельного фермера. В 17 лет романтическую воспитанницу монастыря урсулинок выдали замуж за провинциального врача Эжена Деламара. Деламар некогда учился медицине у отца Флобера. Он был очень старательным, но, увы, посредственным студентом. Провалив решающие тесты, Эжен потерял возможность сделать успешную карьеру в столице, так он попал в один из забытых богом провинциальных городков, которыми изобилует Франция.

В дальнейшем история Кутюрье-Деламар развивалась так же, как описано в романе Флобера, и закончилась трагической смертью погрязшей в долгах Дельфины Деламар. Об этом даже написали заметку в местной газете. Правда, причины, спровоцировавшие самоубийство, огласке не предавались.

Вдохновившись трагической историей семейства, Флобер создал своих Деламаров - Шарля и Эмму Бовари. Владимир Набоков в серии лекций, посвященных творчеству Гюстава Флобера, акцентировал внимание на самобытности сюжета и проблематики «Госпожи Бовари»: «Не спрашивайте, правда ли написана в романе или стихотворение (читай «вымысел»)… Девушки Эммы Бовари никогда не было; книга «Госпожа Бовари» пребудет вовеки. Книги живут дольше девушек».

Gustave Flaubert

Французский прозаик-реалист, считающийся одним из крупнейших европейских писателей XIX века. Много работал над стилем своих произведений, выдвинув теорию «точного слова». Наиболее известен как автор романа «Мадам Бовари».

Гюстав Флобер родился 12 декабря 1821 года в городе Руане в мелкой буржуазной семье. Его отец был хирургом в больнице Руана, а мать дочерью врача. Он был младшим ребёнком в семье. Кроме Гюстава в семье было двое детей: старшие сестра и брат. Двое других детей не выжили. Детство писатель провёл безрадостно в темной квартире врача.

Писатель учился в Королевском колледже и лицее в Руане, начиная с 1832 года. Там он встретил Эрнеста Шевалье, с которым основал издание «Искусство и прогресс» в 1834 году. В этом издании он впервые напечатал свой первый публичный текст.

В 1849 году он завершил первую редакцию «Искушения святого Антония» - философской драмы, над которой впоследствии работал всю жизнь. В мировоззренческом отношении она проникнута идеями разочарования в возможностях познания, что проиллюстрировано столкновением разных религиозных направлений и соответствующих доктрин.

«Г оспожа Бовари» или «Мадам Бовари » – история создания романа


Madame Bovary

Известность Флоберу принесла публикация в журнале романа «Госпожа Бовари» (1856), работа над которым началась осенью 1851 года. Свой роман писатель попытался сделать реалистическим и психологичным. Вскоре после неё Флобер и редактор журнала «Ревю де Пари» были привлечены к судебной ответственности за «оскорбление морали». Роман оказался одним из важнейших предвестников литературного натурализма.

Роман печатался в парижском литературном журнале «Ревю де Пари» с 1 октября по 15 декабря 1856 года. После опубликования романа автор (а также ещё двое издателей романа) был обвинён в оскорблении морали и вместе с редактором журнала привлечён к суду в январе 1857 года. Скандальная известность произведения сделала его популярным, а оправдательный приговор от 7 февраля 1857 года сделал возможным последовавшее в том же году опубликование романа отдельной книгой. В настоящее время он считается не только одним из ключевых произведений реализма, но и одним из произведений, оказавшим наибольшее влияние на литературу вообще.

Идея романа была подана Флоберу в 1851 году. Он только что прочёл для друзей первый вариант другого своего произведения - «Искушение Святого Антония» - и был ими раскритикован. В связи с этим один из друзей писателя, Максим дю Кан, редактор «La Revue de Paris», предложил ему избавиться от поэтического и высокопарного слога. Для этого дю Кан посоветовал выбрать реалистичный и даже будничный сюжет, связанный с событиями в жизни обычных людей, современных Флоберу французских мещан. Сам же сюжет был подсказан писателю ещё одним другом, Луи Буйле (именно ему посвящён роман), который напомнил Флоберу о событиях, связанных с семьёй Деламар.

Флоберу была знакома эта история - его мать поддерживала контакты с семьёй Деламар. Он ухватился за идею романа, изучил жизнь прототипа и в том же году принялся за работу, которая оказалась, однако, мучительно тяжёлой. Флобер писал роман почти пять лет, порой затрачивая на отдельные эпизоды целые недели и даже месяцы.

Г лавные персонажи романа

Шарль Бовари

Скучный, усидчивый тугодум, без обаяния, остроумия, образования, но с полным набором банальных идей и правил. Он мещанин, но при этом еще и трогательное, жалкое существо.

ЭММА РУО

Дочь зажиточного крестьянина с фермы Берто, жена доктора Шарля Бовари. Супружеская пара приезжает в маленький провинциальный город Ионвиль. Эмма, получившая воспитание в монастыре, отличается романтическим и возвышенным представлением о жизни. Но жизнь оказывается совсем иной. Муж ее - обыкновенный провинциальный лекарь, недалекий в умственном отношении человек, «разговоры которого были плоски, как уличная панель». Это становится причиной того, что Эмма бросается на поиски любовных романтических приключений. Ее любовники - Родольф Буланже и клерк Леон Дюпюи - пошляки, эгоисты, бросающие Эмму ради личных выгод.

Реальный прототип - Дельфина Дела-мар, жена лекаря из города Ри близ Руана, умершая в возрасте 26 лет, отравившись мышьяком. Впрочем, сам писатель уверял, что «все действующие лица его книги - вымышленные». Тема женщины, скучающей в браке и обнаруживающей «романтические» стремления, возникает в раннем рассказе Флобера «Страсть и добродетель» (1837), затем в первом романе, названном «Воспитание чувств».

«Г оспожа Бовари» краткое содержание романа

Шарль Бовари, закончив колледж, по решению матери начинает учиться медицине. Однако он оказывается не очень смышлён, и только природная старательность и помощь матери позволяют ему сдать экзамен и получить место врача в Тосте - провинциальном французском городке в Нормандии. Стараниями матери же он женится на местной вдове, малопривлекательной, но обеспеченной женщине, которой уже за сорок. Однажды, отправившись по вызову к местному фермеру, Шарль знакомится с дочерью фермера, Эммой Руо, симпатичной девушкой, к которой у него возникает влечение.

После смерти жены Шарль начинает общаться с Эммой и через какое-то время решается просить её руки. Её давно овдовевший отец даёт согласие и устраивает пышную свадьбу. Но когда молодые начинают жить вместе, Эмма очень быстро понимает, что больше не любит Шарля и что до этого она вообще не знала, что такое любовь. Однако он её любит без памяти и по-настоящему с ней счастлив. Она тяготится семейной жизнью в глухой провинции и в надежде что-то изменить настаивает на переезде в другой (также провинциальный) город Ионвиль. Это не помогает, и даже рождение ребёнка от Шарля не вызывает у неё трепетных чувств (сцена, когда она, унывающая от тягости жизни, в порыве негодования толкает дочку, а та ударяется, что не вызывает сожаления у матери).

В Ионвиле она встречает студента, помощника нотариуса Леона Дюпюи, с которым они подолгу разговаривают о прелестях столичной жизни на обедах в трактире, куда Эмма приходит с мужем. У них возникает обоюдное влечение. Но Леон мечтает о столичной жизни и через некоторое время уезжает в Париж продолжать обучение. Через некоторое время Эмма знакомится с Родольфом Буланже, состоятельным человеком и известным ловеласом. Он начинает за ней ухаживать, говоря слова о любви, которых ей так недоставало от Шарля, и они становятся любовниками в лесу, «под носом» у ничего не подозревающего влюбленного мужа, который сам купил Эмме лошадь, чтобы она совершала полезные прогулки на лошади с Родольфом в тот самый лес. Желая сделать Родольфу приятное и подарить ему дорогой хлыстик, она постепенно влезает в долги, подписывая векселя Лере, пронырливому лавочнику, и тратя деньги без разрешения мужа. Эмма и Родольф счастливы вместе, они часто тайно встречаются и начинают готовиться к побегу от мужа. Однако Родольф, человек холостой, не готов пойти на это и разрывает связь, написав письмо, прочитав которое Эмма заболевает и надолго слегает в постель.

Постепенно она поправляется, окончательно же отойти от подавленного состояния ей удаётся лишь тогда, когда в Руане, довольно крупном городе рядом с Ионвилем, она встречает вернувшегося из столицы Леона. Эмма и Леон впервые вступают в связь после посещения руанского собора (Эмма пытается отказать, не приходить в собор, но в конце концов не перебарывает себя и приходит) в нанятой ими карете, которая полдня носилась по Руану, составляя загадку для местных жителей. В дальнейшем отношения с новым любовником вынуждают её обманывать мужа, говорить, что по четвергам она берет занятия по фортепиано у женщины в Руане. Она запутывается в долгах, наделанных при помощи лавочника Лере.

Обманом выудив у Шарля доверенность на распоряжение имуществом, Эмма тайно продаёт его приносившее небольшой доход поместье (это откроется Шарлю и его матери позже). Когда Лере, собрав векселя, подписанные Эммой, просит своего приятеля подать в суд, который постановляет изъять в счёт долга имущество супругов, Эмма, пытаясь найти выход, обращается к Леону (он отказывается рисковать ради своей любовницы, воруя несколько тысяч франков из конторы), к ионвильскому нотариусу (который хочет вступить с ней в связь, но ей отвратителен). В конце концов она приходит к бывшему любовнику Родольфу, который так жестоко поступил с ней, но тот требуемой суммы не имеет, а продавать вещицы (составляющие обстановку его интерьера) ради неё не намерен.

Отчаявшись, она тайком в аптеке господина Оме принимает мышьяк, после чего приходит домой. Вскоре ей становится плохо, она лежит в кровати. Ни муж, ни приглашённый знаменитый врач ничем не могут ей помочь, и Эмма умирает. После её смерти Шарлю открывается правда о количестве наделанных ею долгов, даже об изменах - но он продолжает страдать по ней, разрывает отношения с матерью, хранит её вещи. Он даже встречается с Родольфом (отправившись продать лошадь) и принимает приглашение Родольфа выпить с ним. Родольф видит, что Шарль знает об измене жены, и Шарль говорит, что не обижается, в результате чего Родольф признаёт в душе Шарля ничтожеством. На следующий день Шарль умирает у себя в саду, его застаёт там маленькая дочка, которую затем передают матери Шарля. Через год она умирает, и девочке приходится идти на прядильную фабрику, чтобы заработать на пропитание.

Причина гибели Эммы заключается не только в разладе между мечтой и действительностью, но и обусловлена той гнетущей буржуазной средой, в которой живут персонажи Флобера. Образ главной героини романа сложен и противоречив. Монастырское образование и косное мещанское окружение обусловили ограниченность ее кругозора.

Источники – Википедия, rlspace.com, Всесочинения.ру, Литературка.инфо.

Гюстав Флобер – «Госпожа Бовари» – краткое содержание романа (мировая классика) обновлено: 8 декабря, 2016 автором: сайт

В пятый класс руанского колледжа поступает пятнадцатилетний новичок – скромный, несуразно выглядящий, всего боящийся мальчик. Он не знает, куда пристроить фуражку, еле может произнести своё имя – Шарль Бовари. Его родители – отставной ротный фельдшер и дочь владельца шляпного магазина – быстро прожили приданое и коротали время на небольшой помещичьей усадьбе. Мать очень любила Шарля и мечтала сделать из него важного человека.

Проучившись три года в колледже, Шарль начал готовиться к экзамену на бакалавра. Став со второй попытки лекарем, он, благодаря стараниям матери, получил назначение в Тост и жену – сорокапятилетнюю госпожу Элоизу Дюбюк, некрасивую, но богатую.

Как-то ночью Шарля вызывают на ферму Берто, к богатому фермеру Руо, сломавшему ногу. Там он знакомится с Эммой – дочерью больного, и начинает активно навещать своего пациента.

Жена вынуждает Шарля отказаться от поездок к уже поправившемуся фермеру. После того, как нотариус крадёт её состояние, Элоиза умирает. Шарль снова начинает ездить к Руо, затем делает Эмме предложение. Как только у Бовари заканчивается траур, молодые люди женятся.

Эмма почти сразу же разочаровывается в браке. В монастыре урсулинок, где она воспитывалась, девушка пристрастилась к религии, книгам о любви, романсам, стихам, и ждала от будущих отношений чего-то необычного, а столкнулась с «тихой заводью».

В конце сентября Эмма получает приглашение в Вобьесар, к маркизу д’Андервилье. Всю ночь она веселится на балу и чувствует себя невероятно счастливой. На следующей день Эмма с удивлением обнаруживает, что её жизнь словно раскололась надвое. Молодая женщина начинает мечтать о Париже, читать популярные дамские журналы, романы Бальзака и Жорж Санд. Эмма отчаянно скучает – ей одновременно хочется и умереть, и жить во французской столице. Шарль начинает раздражать её своими некрасивыми манерами и отсутствием самолюбия.

Целый год Эмма тщетно живёт надеждой получить новое приглашение на бал. Она перестаёт следить за собой, начинает худеть. Приступы тоски сменяются у неё неожиданными приступами радости. Шарль показывает жену знакомому профессору. Врач говорит, что у Эммы расстроены нервы. В марте Шарль увозит жену в небольшой городок Ионвиль-л’Аббей, в Невшательском округе. Эмма беременна.

Часть вторая

Хозяйка трактира «Золотой лев», вдова Лефрансуа ждёт гостей вместе с аптекарем Оме. В шесть часов в заведение приходит податной инспектор Бине – костлявый, аккуратно одетый, строгий мужчина. Спустя некоторое время на «Ласточке» приезжает лекарь с женой. Экипаж немного запаздывает из-за сбежавшей собаки Эммы.

Прибывшие обедают в «Золотом льве» вместе с Оме и Леоном Дюпюи – белокурым молодым человеком, служащим помощником нотариуса Гильомена. Аптекарь рассказывает Шарлю о местном климате, жителях и болезнях. Эмма находит общий язык с Леоном. Молодых людей объединяет любовь к природе, музыке, книгам.

Аптекарь втирается в доверие к Шарлю, чтобы избежать проблем с незаконным лечением больных. Эмма мечтает о сыне, но рожает дочку, которую называет Бертой – в честь неизвестной ей молодой женщины, чьё имя она слышала на балу в Вобьесарском замке. Девочку отдают кормилице. Ещё слабая после родов Эмма решает навестить ребёнка. На улице она встречает Леона. Молодой человек провожает её. По городу ползут слухи о том, что госпожа Бовари компрометирует себя.

По воскресеньям местное общество собирается у аптекаря. Шарль играет с Оме в домино, Эмма с Леоном смотрят журналы мод и читают стихи. Леон не знает, как объясниться в любви жене лекаря. Эмма не сразу понимает, что любит помощника нотариуса.

В феврале компания идёт на прогулку. Все хотят посмотреть на строящуюся льнопрядильную фабрику. Эмма невольно сравнивает мужа с Леоном. Первый кажется ей заурядным, второй – обворожительным. Эмма понимает, что Леон любит её.

Торговец модными товарами господин Лере предлагает жене лекаря свои услуги. Эмма отказывается от покупки шарфов. Она начинает вести себя холодно с Леоном и полностью погружается в хозяйство. На людях Эмма выглядит спокойной. В душе у неё кипит буря. Она начинает ненавидеть Шарля за то, что тот не догадывается, как она несчастна.

Эмма пытается поговорить с аббатом Бурнизьеном, но священник её не слушает. Дома женщина отталкивает от себя дочь. Берта падает и ранит щёку.

Безответная любовь удручает Леона. Через некоторое время он уезжает в Париж. Прощаясь Леон пожимает Эмме руку.

На следующий день жена лекаря погружается в чёрную меланхолию. Со временем тоска отступает. Эмма начинает покупать красивую одежду, книги, учить итальянский язык и заметно слабеть.

Богатый помещик Родольф Буланже де Ла Юшет обращается к Шарлю с просьбой вылечить одного из его работников. Лекарь пускает больному кровь. Родольф решает сделать Эмму своей любовницей.

В Ионвиле открывается сельскохозяйственная выставка Нижней Сены. Родольф и Эмма наблюдают за выступлением на эстраде советника префектуры господина Льевена со второго этажа мэрии. На речи председателя жюри господина Дерозере Буланже обхаживает Эмму речами о мелкой и вечной морали, о непонимании дураками высоких, мятущихся душ, созданных друг для друга. Он берёт в свою руку ладонь Эммы и признаётся ей в любви. Молодая женщина отвечает на рукопожатие. Родольф понимает, что она страстно хочет его. Два дня спустя в «Руанском светоче» появляется статья аптекаря о прошедшем в Ионвиле мероприятии.

Через полтора месяца Родольф навещает Эмму. Он рассказывает ей о том, что не может жить без неё, что всё это время по ночам приходил к её дому и любовался всем, что её окружает, что хочет уехать. Впрочем, тут же он просит Эмму исполнить одно его желание и в присутствии Шарля предлагает ей свою лошадь. Лекарь считает, что верховые поездки пойдут жене на пользу. Немного поломавшись, Эмма соглашается на предложение Родольфа.

Первая же поездка заканчивается физической близостью между героями. Молодая женщина приходит в восторг от того, что у неё появился любовник. На следующий день Родольф с Эммой вновь занимаются любовью в пустом шалаше башмачника. Они каждый день пишут друг другу письма. По утрам Эмма начинает бегать в Ла Юшет. В какой-то момент Родольф делает ей замечание, что надо быть осторожней. Жена лекаря понимает это после того, как случайно сталкивается в поле с охотящимся на уток Бине.

Эмма с Родольфом начинают встречаться в саду. Они занимаются любовью в беседке, где когда-то молодая женщина сидела с Леоном. Со временем Родольфа начинает раздражать сентиментальность Эммы. Через полгода после начала романа отношения героев напоминают семейные узы.

Получив весной письмо от отца, Эмма погружается в невесёлые раздумья. Она понимает, что утратила свои девичьи иллюзии, раскаивается в измене и даже пытается вновь полюбить Шарля.

Оме подбивает лекаря провести стрефоподию – операцию, позволяющую исправить искривление стопы. Пациентом становится Ипполит – конюх из «Золотого льва». Операция проходит неудачно. У больного развивается гангрена. Доктор из Невшателя, господин Каниве ампутирует Ипполиту ногу. Эмма в очередной раз разочаровывается в Шарле. С этого момента муж перестаёт для неё существовать.

Эмма вновь сходится с Родольфом. Она покупает много вещей у Лере и залезает в долги. Поругавшись с приехавшей навестить сына свекровью, Эмма просит Родольфа увезти её вместе с дочерью. Женщина заказывает у Лере дорожный плащ и чемодан. Родольф порывает с Эммой. Читая его последнее письмо, она чуть не выбрасывается с чердака на мостовую, но окрик Шарля заставляет её спуститься вниз и сесть за обеденный стол, чтобы съесть суп. Увидев в окне синий тильбюри Родольфа, Эмма падает в обморок. Сорок три дня она проводит в горячке. Шарль всё это время не отходит от жены. Он начинает испытывать финансовые трудности и занимает денег у Лере. Поправляясь, Эмма проводит время в разговорах с аббатом Бурнизьеном и в один из дней причащается. По мере выздоровления женщина снова становится собой.

В театре Руана, куда Эмма с Шарлем приезжают послушать знаменитого тенора Лагарди, они встречают Леона.

Часть третья

Шарль оставляет Эмму в Руане. Леон приходит к ней в «Красный крест». Они вспоминают прошлое. Молодой человек говорит, что очень любил Эмму. Женщина предлагает ему остаться друзьями. Леон просит о последней встрече. На следующий день, в одиннадцать утра герои встречаются в соборе. Эмма боится нового падения – она тянет время: молится Деве Марии, соглашается на предложение привратника осмотреть храм. Устав ждать, Леон увлекает её за собой. Целый день они занимаются любовью в экипаже, бесконечно кружащем по Руану.

В Ионвиле Эмму встречает служанка. Она посылает её к аптекарю. Оме ругает своего двоюродного племянника Жюстена, находящегося у него в услужении, за то, что тот взял со склада таз, стоявший рядом с мышьяком. Аптекарь сообщает Эмме, что её свёкр умер. Придя домой, женщина изображает горе. Муж кажется ей полным ничтожеством.

Лере предлагает Эмме новую сделку. На три дня она отправляет в Руан к Леону, чтобы «посоветоваться, как лучше распорядиться наследством». Всё это время влюблённые проводят в гостинице «Булонь», а по вечерам катаются на лодке.

Чтобы встречаться с Леоном, Эмма начинает «увлекаться музыкой». Раз в неделю она ездит в Руан «заниматься». Молодые люди счастливы друг с другом. С мужем Эмма ведёт себя предупредительно. Лере начинает требовать оплату по векселям, и ей не остаётся ничего иного, как продать имение Бовари.

Со временем Эмма окончательно запутывается в долгах. Она наслаждается близостью с Леоном с неистовым сластолюбием и страстью. Как-то раз женщина не возвращается домой ночью, а утром, столкнувшись с обеспокоенным Шарлем в Руане, говорит ему, что болела и просит не волноваться из-за неё впредь. Так Эмма получает свободу действий и начинает встречаться с Леоном, когда захочет.

В один из четвергов в Руан приезжает Оме. Он весь день не отходит от помощника нотариуса. Брошенная Эмма в ярости уезжает в Ионвиль. С этого дня отношения между влюблёнными начинают портиться. Эмма ждёт от свиданий чего-то необычного. Леон чувствует, что любовница подавляет его личность.

Сидя у стен монастыря, в котором она когда-то училась, Эмма вспоминает свою жизнь и приходит к выводу, что счастья у неё никогда не было.

Как-то раз к Эмме приходит человек от господина Венсара, который хочет получить семьсот франков по векселю, опротестованному Лере. Женщина бросается к торговцу тканями и уговаривает его выдать ей новые векселя. Эмма взыскивает деньги с пациентов мужа, распродаёт старые вещи, но расплатиться со всеми долгами ей не удаётся.

Эмма спроваживает мужа на третий этаж и до утра читает в постели любовные романы, заканчивающиеся кровавой развязкой. В отношениях с Леоном у неё наступает полная пресыщенность. Она не знает, как порвать с ним, продолжает писать ему любовные письма, а сама мечтает о некоем идеальном герое.

В середине Великого поста Эмма получает судебное постановление: в двадцать четыре часа она должна заплатить восемь тысч франков, иначе на её имущество будет наложен арест. Женщине не удаётся уговорить Лере пойти на уступку. На следующий день, в субботу дом госпожи Бовари описывают. В воскресенье, пока Шарль ничего не узнал, она тщетно пытается найти деньги – у руанских банкиров, у Леона. На следующее утро на столбе появляется объявление о распродаже имущества госпожи Бовари. Эмма обращается за помощью к Гильмонеу. Нотариус домогается её. Эмма просит денег у Бине, но тот отвергает её. У Родольфа она также не находит помощи.

Шарль Бовари, молодой лекарь, впервые увидел светлый образ Эммы Руо на ферме ее отца. Туда он приехал по вызову, так как достопочтенный господин Руо нечаянно сломал ногу. Эмма с первого же взгляда поразила Шарля своей красотой, скромностью и застенчивостью. Она была одета в красивое шелковое платье, которое ей было очень даже к лицу. Несмотря на то, что перелом у ее отца был легким, Шарль продолжал навещать их ферму, в надежде еще раз увидеть это прекрасное создание.
Шарль был женат - его жена представляла собой вечно ноющую и сварливую вдову, на которой он женился по требованию своей матери. Вдова являлась хозяйкой внушительного имущества. Дотошная и подозрительная жена Шарля очень быстро определила цель поездок своего благоверного и даже навела справки по Эмме. Как оказалось, Эмма получила хорошее образование, знала географию, историю и даже умела хорошо танцевать, рисовать, вязать и играть на фортепьяно. Жене Шарлю это очень не нравилось. Но неожиданно она вскоре умерла. Шарль похоронил ее и женился на Эмме, после чего забрал ее в свое именье. Несмотря на то, что свекрови она не понравилась, Шарль в своей молодой жене души не чаял. Она была отличной хозяйкой и умела делать по дому все. Она даже сшила ему туфли, в которых он любил посидеть на пороге своего дома.
В отличие от своего мужа, Эмму одолевали сомнения. Когда она училась в монастыре, то часто читала романтические истории о героических и мужественных рыцарях, о светлой и чистой любви. Перед тем, как выйти замуж за Шарля, она была твердо уверена, что птица любви и счастья сама упала ей в руки, теперь же она в этом очень сильно сомневалась. Она была амбициозна, и хотела сильных и искренних чувств, а на самом деле ей пришлось жить на ферме в каком-то захолустье. Да, она понимала, что Шарль любит ее, он ей предан и никогда не бросит. Но он совсем не был ее героем, к тому же он был довольно ограничен в знаниях и не желал учить ничего нового. Этим он сильно отличался от своей жены, которая постоянно старалась самосовершенствоваться.
Однажды она испытала нечто новое и особенное. Местный маркиз пригласил их с мужем на бал в своем замке. Столь высокому вниманию их семья была обязана искусным рукам Шарля, который ловко удалил тяжелый нарыв в горле маркиза. Когда Эмма увидела роскошные залы, навощенный до блеска паркет, который оставил на ее изящных атласных туфельках желтоватый налет, и богатые, изысканные угощения - она испытала невиданное наслаждение. Она вновь и вновь хотела вернуться сюда, чтобы снова оказаться в атмосфере благополучия и вседозволенности. Она азартно танцевала с висконтом, который после бала уехал в сам Париж - что может быть лучше столицы? Но сколько не ждала Эмма, нового приглашения так и не поступило. Она сильно затосковала, и ее тоска со временем обрела форму болезни. У нее началось сердцебиение, зачастую ей не хватало воздуха, она чувствовала себя постоянно уставшей и разбитой. Встревоженный Шарль решил, что на ее жену негативно влияет местный климат, и решил сменить обстановку. Они переехали в городок Ионвиль. Эмма, к тому же, была уже беременной.
Новый для них край оказался не намного лучше, чем предыдущий. Здесь все было очень пресно и убого - особенно Эмму раздражал невзрачный дилижанс, который устанавливался посреди главной площади города, на котором уставший кучер раздавал жителям города упаковки с различной продукцией. Поскольку Бовари имели неплохое, как для этого места, состояние, то они быстро попали в высшее общество Ионвиля. Здесь его представляли аптекарь с ничего не выражающим, кроме крайней самовлюбленности, аптекарь, торговец тканями, полицейский, священник, нотариус, трактирщица и еще несколько лиц, которые светскими можно было назвать с большой натяжкой и только в этом городе.
На фоне этой серой массы выгодно выделялся лишь двадцатилетний Леон, который работал помощником нотариуса. Этот молодой человек был неплох собой, к тому же умел рисовать и даже немного играл на фортепиано. Он сразу же поразил Эмму своей застенчивостью, робостью и глубиной души. Она увидела в нем единомышленника. С момента своего знакомства они целые дни проводили вместе, разговаривая о возвышенном и страдая от невыносимой скуки и одиночества.
Несмотря на то, что Эмма хотела мальчика, у нее родилась дочь. Девочку назвали Бертой - это имя Эмма услышала во время бала у маркиза. Жизнь шла своим чередом - ребенку была найдена кормилица, отец Эммы время от времени присылал им подарки в виде индеек, а однажды их навестила свекровь, которая не упустила возможности поругать невестку за расточительность. Быт Эммы скрашивали лишь встречи с Леоном, который уже давно страстно ее любил. Но, боясь быть отвергнутым, он так и не осмелился ей сказать о своих чувствах, поэтому он так и не узнал, что Эмма тоже его любит. Через некоторое время Леон уехал на стажировку в другой город, и Эмма упала в депрессию. Она пыталась забыться, покупаю в лавке торговца тканями Лере разные побрякушки, тратя при этом значительные суммы денег. Лере был прозорливым, ловким и хитрым торговцем - он сразу понял, что Эмма испытывает слабость перед яркими вещами, которые, на первый взгляд, не имеют никакой ценности. Он разрешал брать ей различные вещи в долг, из-за чего со временем госпожа Бовари оказалась в серьезном долгу перед торговцем, причем ее муж об этом не знал.
Все изменилось с приходом к ее мужу помещика Родольфа Буланже. Он привез на осмотр своего слугу, так как сам помещик был здоровым как бык. Он практически сразу понравился Эмме своей уверенностью и силой. Тридцатичетырехлетний Родольф был опытным ловеласом, в отличие от того же Леона, который порой раздражал Эмму своей робостью. Он понял, что Эмма заинтересовалась ним, и быстро нашел к ней подход, начав намекать на свое одиночество и непонимание со стороны окружающих.
Уже через некоторое время Бовари стала его любовницей. Во время верховой прогулки опытный Родольф снова начал задурманивать ей голову своими сладкими речами, в результате чего она отдалась ему прямо в лесном шалаше, не посмев даже перечить ему. Однако уже через несколько дней она поняла, что полюбила его, причем очень страстно. Она видела в нем своего героя и книжек, которые десятками перечитала в юности. Она хотела романтики, поэтому обставляла флигель, где они тайно встречались, великолепными цветами. Чтобы продемонстрировать ему свою преданность и покорность, она дарила Родольфу дорогие подарки, которые покупала все у того же торговца. Естественно, о ее увлечении, как и расточительстве, ее муж ничего даже не подозревал.
Но от простодушия и некой беспечности Эммы Родольф со временем начал уставать. Он боялся, что она может повредить его репутации, поэтому его чувства угасли. Он неоднократно намекал Эмме, что нужно быть аккуратнее, и не подвергать ни себя, ни его ненужному риску. Но Эмма пропускала все его предупреждения мимо ушей, и продолжала вести себя довольно безрассудно. В конце концов, озлобленный Родольф пропустил три свидания подряд, чем очень задел ее самолюбие. Она даже решила попробовать вернуть утраченную любовь к своему мужу, но Шарль достаточно резко отверг ее - как оказалось, он тоже остыл к ней.
Их положение усугубил и аптекарь Оме, который считал себя очень начитанным и умным. Он являлся ярым поборником прогресса, поэтому и предложил Шарлю сделать в городе новую операцию, которую делали только в Париже. Шарль согласился. Подопытным был назначен конюх, который подвернул стопу. На него набросились со всех сторон и, в конце концов, ему пришлось уступить. После операции на вернувшегося домой Шарля набросилась томившаяся в ожидании Эмма. Они принялись ждать несколько дней, чтобы узнать результаты операции. Но вопреки ожиданиям, они были провальными - у конюха началась гангрена. Срочно привезли другого местного лекаря, который отрезал несчастному ногу до колена, попутно обозвав всех бездарями и остолопами. Шарль был в шоке, а Эмма сгорала от стыда. Она поняла, что ее муж ни кто иной, как полный неудачник и вообще заурядная личность. В тот же вечер она пошла на свидание с Родольфом и ее боль утолил лишь его жаркий поцелуй.
Эмма серьезно поругалась со своей свекровью, поэтому твердо решила бежать с города вместе со своим возлюбленным. Родольф долго опирался, но в конце концов просьбы и мольбы Эммы возымели действие, и он обещал, что уедет из города вместе с ней. Эмма начинает готовиться к побегу - тайно заказывает вещи и чемодан у Лере. Однако ее ожидает очередной удар - перед самым отъездом Родольф передумал, и прислал ей записку, где уведомлял, что между ними все кончено. Искать его тоже не следовало - он уезжал из города. Поле этого Эмма серьезно заболела. Муж диагностировал у нее воспаление мозга, и просидел рядом с ней целую зиму. Когда она выздоровела, то уже мало походила на прежнюю Эмму - теперь ей все было безразлично. Ее не интересовал ни Родольф, ни ее муж, ни даже уехавший как оказалось навсегда помощник нотариуса Леон. Ничто на свете не могло ее оживить.
Аптекарь Оме посоветовал Шарлю сводить жену в театр, который как раз гастролировал в соседнем городе. Эмма согласилась и уже через некоторое время самозабвенно слушала оперу. Муки главной героини удивительным образом показались ей похожими на ее собственные. В перерыве она неожиданно встретилась с Леоном, который теперь практиковал в Руане. Леон уже не был тем застенчивым и робкий юношей. Он достаточно быстро убедил Эмму остаться здесь еще на один день. Шарль совсем не возражал, так как считал, что ей становится лучше, поэтому вернулся обратно один.
И снова все началось по новому - каждый четверг Эмма ездила в Руан на встречу с Леоном, при этом говоря мужу, что едет брать уроки музыки. Она снова была любимой и любила сама. Казалось, счастье снова пришло к ней. Но ее радость была преждевременной - торговец Лере вдруг начал напоминать Эмме о ее долгах. Они были настолько огромны, что ей грозила опись имущества. Это было ужасно, поэтому нужно было что-то делать. Леон ей сразу отказал в помощи, так как он был труслив и малодушен. Не помогли ей и нотариус, и другие знакомые. Ситуация становилась безвыходной, и тогда Эмма вспомнила о Родольфе, который уже давно вернулся обратно в свое поместье в Ионвиле. Но Родольф, встретив ее на пороге, неожиданно произнес страшную для госпожи Бовари фразу - "Сударыня, у меня нет таких денег".
Эмма начала сходить с ума. Как будто в бреду, она добралась домой, нашла банку с мышьяком и с жадностью всыпала порошок себе в горло.
Эмма Бовари умерла через несколько дней, испытав перед смертью сильнейшие страдания. Ее муж, Шарль, который уже успел обнаружить любовные письма Леона и Родольфа, словно призрак бродил по аллеям и лужайкам Ионвиля. Небритый и заросший он ночевал прямо в парке на скамейке. Там он и умер, всего через несколько месяцев после смерти Эммы. В его руках был найден клочок ее волос. Леон вскоре успешно женился. Аптекаря наградили орденом Почетного легиона, а Лере открыл новый магазин. Жизнь в Ионвиле продолжала идти своим чередом.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Госпожа Бовари». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Если быть откровенной, то писать статью о романе французского писателя Гюстава Флобера «Госпожа Бовари » трудно. Конечно, можно воспользоваться ворохом рецензий именитых критиков. Но я подумала, что было бы куда правильнее написать свои собственные мысли.

Но прежде немного истории.

«Госпожа Бовари » была опубликована в 1856 году. Этот роман моментально принес Флоберу мировую известность и крупные неприятности. На него был подан иск за оскорбление нравственности. К счастью суд закончился оправдательным приговором. Сразу же после решения суда роман был издан отдельным изданием.

В 2007 году был проведен опрос среди писателей современности. По их мнению к шедеврам мировой можно отнести два романа: во-первых, «Анну Каренину» Льва Толстого и, во-вторых, роман «Госпожа Бовари » Гюстава Флобера.

Чем же так удивительно это произведение?

Считается, что особым достоинством романа является стиль. В романе нет ни одного лишнего слова. Над некоторыми строчками Флобер сидел целую неделю, пытаясь отточить и подобрать исключительно нужные словосочетания. Однако лично я не берусь судить об излишках или недостаточности слов. О книге я сужу по своему восприятию, по зарождению мыслей, по настроению, которое появляется в моей душе.

Вот об этом я и напишу.

Сразу хочу сказать, что роман «Госпожа Бовари» идеально подойдет для тех, кто желает изучить быт мещан 19 века. Флобер описывает обычную провинциальную жизнь в мельчайших подробностях. Любители тонкой психологии тоже получат полное удовлетворение. Флобер смог передать чуть ли не каждую эмоцию главной героини романа. Объяснить каждый ее шаг. На протяжении всего чтения меня поражали такие глубинные познания чувствительной женской души. Так же этот роман будет крайне полезен для романтических особ, которые видят в смерти нечто прекрасное и потому строят отвратительные планы суицидов. В романе автор описал очень подробно сцену агонии после принятия смертельной дозы мышьяка. Этот момент в романе настолько тяжел, а описан настолько правдоподобно, что у меня кроме отвращения не было больше никаких других чувств. Кто летает в облаках, считая отравление романтичным, прочтите главу 8 часть 3 этого романа.

Не знаю как Флобер относился к Эмме Бовари, т.е. к госпоже Бовари — супруге сельского посредственного врача Шарля, но у меня на протяжении всего романа отношение менялось. В начале мне было жаль обаятельную мечтательницу, которая ошиблась в своих чувствах и надеждах. А кто же из нас не ошибался в свои молодые годы? Да и что Эмма могла видеть, учась в монастыре, а потом живя в деревне? Откуда ей было знать, что обычное влечение к мужчине и любовь — это несколько разные вещи? Начитавшись романов о страстной любви, как любой женщине всех времен и народов, ей хотелось такого же обожания, романтики и любви! Семейное положение женщины при этом не играет абсолютно никакой роли! Женщине просто хочется быть Женщиной, любимой и желанной.

Эмма ждала от брака счастья. Но, к сожалению, ее супруг был всего лишь обычным сельским лекарем, который уезжал с утра к своим больным и возвращался лишь вечером. Он не поддерживал ее попытки хоть как-то разнообразить их жизнь. Он не понимал романтических порывов молодой женщины, которая пыталась разыграть свидание в саду, почитать стихи и т.д. Молодой супруге было несносно скучно. Эмму душила обыденность. Мне ее было бесконечно жаль. Видимо супруг не очень понимал что не устраивало Эмму, так как он по-настоящему любил свою супругу и был счастлив лишь тем, что она была рядом. Ему казалось, что и ей должно быть достаточным просто наслаждаться его присутствием. Беда Эммы состояла как раз в том, что она не любила мужа и ее надежды на лучшее не оправдались.

Как часто мы видим разочарованных в жизни людей. Хотя со стороны вроде бы у человека все есть и ему нужно радоваться и благодарить Бога. На примере госпожи Бовари можно увидеть как происходит процесс увядания счастья в душе человека.

Шарль чувствовал, что его супруге необходима хоть какая-нибудь перемена. Он воспользовался приглашением и повез Эмму на бал, где все дышало роскошью. Разница между реальной сказкой на балу и обыденной жизнью потрясла Эмму. Вернувшись домой, госпожа Бовари закатила истерику, которая плавно перекатилась в глубокую депрессию. Шарль решил, что смена места жительства пойдет его супруге на пользу. Но он напрасно так считал. Так как Эмму душил не воздух деревни, где они проживали, а отсутствие разнообразия жизни.

Приехав в провинциальный городок Ионвилль-л`Аббей, Эмма с ужасом осознала, что обыденность и тут настигла ее. Все развлечение, которое могло быть по мнению главной героини — это адюльтер. И хотя я отрицательно отношусь к развлечениям такого рода, все равно я сочувствовала главной героине романа. Я не осуждала ее.

Осуждение появилось позже, когда Эмма стала проявлять капризы и эгоизм, какую-то безрассудную беспечность и готовность предать верного мужа в любую минуту. Да, она не любила Шарля, считала его бездарностью и пустышкой. Однако к тому моменту у них родилась дочь Берта. И одно только это обстоятельство на мой взгляд должно было как-то заставить Эмму пересмотреть свои желания и капризы. Даже в наш развратный 21 век я считаю, что дети не должны платить по счетам аморальных родителей! Если бы только в России существовал Нравственный кодекс, по которому можно было бы защищать интересы семьи и детей, то возможно многое бы изменилось. В романе же события происходили в 19 веке, где взгляды на супружескую измену были куда жестче. И если бы только Эмма была бы поймана за руку с любовником, то изгоем в обществе была бы не только сама госпожа Бовари, но и ее маленькая ни в чем невинная Берта. Впрочем, Эмма хоть и компрометировала себя, но доказательств ее неверности не было. Да только это обстоятельство не изменило трагичного конца.

Чем дальше я читала роман, тем серьезнее нарастало мое негодование. Описание бесконечной серости провинциального общества, какое-то однообразие жизни, лицемерие и равнодушие людей, нарастающая безвыходность финансового положения, в которое попала госпожа Бовари по своей доверчивости и пристрастия к дорогим вещам — все это давило на меня. Читать становилось тяжело.

Говорят, что когда Гюстав Флобер писал роман «Госпожа Бовари «, ему не раз было очень плохо. А во время подробнейшего описания сцены отравления мышьяком, Флобера даже дважды стошнило. Что ж, меня хоть и не тошнило, но чувство ужаса и отвращения к смерти, к равнодушию общества, к эгоизму… я испытала сполна.

В романе есть сцена, где Шарль, уступив уговорам главным образом своей супруги и фармацевта господина Оме, решается на операцию стопы конюха. Эмма мечтала как ее Щарль станет знаменит после подобного эксперимента. Но, как это часто в жизни бывает, все обернулось печальным результатом — у конюха началась гангрена и ногу пришлось ампутировать. Вместо признаний горожан, Шарль получил позор, угрызения совести и чувство вины. Мне казалось, что Эмма, такая чувствительная и импульсивная, как никто другой почувствует и поймет что испытывает ее верный супруг. К тому же она сама была не менее виновной в случившемся. Ведь она так старательно его подстрекала на этот опыт! Но я ошиблась в Эмме. Она не только не посочувствовала супругу, но очень жестко оттолкнула его от себя, обвинив в бездарности. Тут я испытала жалость к Шарлю. Он мужественно перенес позор и ни в чем никого не обвинил.

Что меня возмущало в Эмме больше всего? Она по каким-то странным причинам совсем забывала о дочери. Мечтая о побеге со своим любовником Родольфом, она упускала из виду малолетнюю дочь Берту. Могла остаться на ночь с любовником Леоном, даже не подумав о беспокойстве мужа и о том обстоятельстве, что маленькая дочка не засыпала без мамы. Эмма делала дорогие подарки в начале первому любовнику Родольфу, а после разлуки с ним и заведя Леона, последнему. При этом Берте при плачевном финансовом положении необходимо было начинать копить деньги на обучение. Эмма зачем-то снимала дорогой номер в гостинице для встреч с Леоном и вообще сорила деньгами, в то время как ее родная дочь была плохо одета. Но что совсем ужасно, так это внезапное решение Эммы отравиться. Почему ни разу в ее очаровательной головке не возник вопрос: «А как же Берта?» Далеко не порядочно со стороны Эммы было выпросить доверенность у мужа и тайно заложить дом с земельным участком, что досталось Шарлю в наследство от умершего отца.

Наверное, у меня чисто женский взгляд на роман Флобера. Эмма действительно похожа на птичку, как ее часто в романе называет автор, и очаровывает своей необычностью, непосредственностью и импульсивностью. Но все это восторгает в начале романа. В конце же, когда бедная Берта остается сиротой и практически нищенкой по причине безудержных маминых страстей, когда бедная Берта вынуждена пойти работать на фабрику… все очарование госпожи Бовари рассыпается в прах и оставляет тяжелый осадок в душе.

Как знать, был бы иной конец у этой истории, будь Эмма замужем за другим мужчиной?

На сегодня известно одно — госпожа Бовари имеет прототип. Флобер очень тщательно изучил биографию Дельфины Кутюрье, которая покончила собой в свои цветущие 27 лет по причине долгов. Муж ее был сельским врачом и бесконечно доверял своей жене, не веря правдивым слухам о ее связях на стороне.

В заключении хочу сказать, что роман «Госпожа Бовари » никак не подходит для праздного чтива. Эмоционально тяжел и вызывает море слез. Роман словно взят целым отдельным куском из самой жизни, настолько он реален. Люди описаны натурально. Поэтому в этом произведении нет ни положительных, ни отрицательных героев. Много споров между наукой и религией. При этом мнения самого автора не понять.

По роману снято много кинокартин на разных языках мира.