Где введен торговый сбор. Торговый сбор: пошив игрушек

С 1 июля на территории города Москвы был введен торговый сбор. Его уже успели окрестить «убийцей малого бизнеса», «столичной рентой», объединения представителей различных торговых сфер уже пишут письма Президенту . Прежде чем присоединиться к числу противников данного сбора, давайте разберёмся с предысторией его принятия, сутью, а также с законными способами снизить его размер.

Что нас миновало

Во второй половине 2014 года, несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране и заверения Правительства не увеличивать налоговую нагрузку на бизнес и население, активно обсуждался вопрос о новых инициативах в области налогов и сборов. Одной из самых заметных стала инициатива о введении «нового» налога для наполнения бюджетов регионов – налога с продаж. По предварительным оценкам «новый» налог мог принести бюджетам субъектов РФ около 200 млрд рублей дополнительных доходов , что является достаточно существенной суммой, особенно с учетом того, что на момент обсуждения введения нового налога (по истечении 6 месяцев 2014 года), 30 субъектов РФ имели дефицит бюджета, а еще 30 находились в зоне риска, то есть балансировали на грани . Поэтому регионы, в частности Москва (её бюджетный дефицит почти равен годовому бюджету Санкт-Петербурга) , были полностью за введение налога с продаж.

«Новый» налог являлся почти полной копией налога с продаж, который существовал с 1998 по 2004 год. Основным минусом «старого» налога с продаж был тот факт, что он являлся косвенным. Отличие косвенных налогов (например, налог на добавленную стоимость) от прямых налогов (например, налог на прибыль организации) заключается в том, что они являются налогами с потребителя, то есть стоимость товара,увеличивается на сумму косвенного налога. Особенностью «старого» налога с продаж было то, что его налоговой базой (той суммы, с которой и происходит расчет суммы налога к уплате) являлась реализация товара, то есть она была идентична налоговой базе налога на добавленную стоимость (далее – НДС). Фактически, происходила ситуация, когда одна и та же операция облагалась дважды одинаковыми по своей сути налогами. Разница между ними заключалась в том, что ставка НДС составляла 20% (с 2004 года – 18%), он перечислялся в федеральный бюджет и являлся федеральным налогом, то есть мог устанавливаться только на федеративном уровне. «Старый» налог с продаж являлся региональным налогом – устанавливался на территории каждого субъекта федерации отдельно законодательным актом законодательного собрания субъекта. Максимальная ставка, которую мог установить субъект федерации составляла 5%. Собираемость данного налога оставляла желать лучшего: не более 30% налогоплательщиков уплачивали данный налог . Такая ситуация была связана с непродуманной системой администрирования этого налога (контролем за его уплатой и перечислением) .

Таким образом, «новый» налог с продаж не нёс в себе ничего, кроме роста цен, дополнительных расходов на построение системы администрирования и массового перехода бизнеса в «теневую» сферу: фактически снижение текущего уровня налоговых поступлений в бюджет. В связи с этим, в сентябре 2014 года от введения «нового» налога с продаж отказались.

«Надо ввести хоть что-нибудь», – так можно охарактеризовать настойчивое желание некоторых депутатов, активно продвигавших интересы субъектов федерации, обложить бизнес новой повинностью. На этот раз решили взимать местные сборы с 22 (!) видов предпринимательской деятельности. Однако в итоге, законопроект был смягчен, и решили оставить только местные сборы с объектов торговой деятельности .

Стоит отметить, что принятие Госдумой столь важного нововведения в систему налогов и сборов происходило настолько закрыто, насколько это возможно при нынешнем уровне информационной прозрачности законодательного процесса: введение торгового сбора было проведено путём внесения поправок в уже принятый в первом чтении закон, что в итоге лишило граждан пояснительной записки (какое-никакое, но всё же обоснование нововведения), а также заключения Правительства, которое является важным элементом законодательного процесса при внесении изменений в систему налогов и сборов (скорее всего, оно было неформальным). Впоследствии ещё несколько важнейших поправок в Налоговый кодекс (далее – НК РФ) было проведено таким же образом. Забавный факт: Кожевникова Мария, «звезда» популярных ситкомов на телевидении и отечественных «блокбастеров», также стала «соавтором» инициативы о введении торгового сбора .

Представители Минфина РФ объяснили подобный способ принятия изменений в НК РФ спешкой и необходимостью того, чтобы новая инициатива заработала уже в 2015 году (это связано с особенностями вступления в силу «налоговых» законов) .

Таким образом, можно сделать вывод о том, что торговый сбор является наименьшим из всех зол, которые могли выпасть на долю предпринимателей.

По данным некоторых СМИ, идея введения торгового сбора принадлежала Москве, которая неоднократно жаловалась Президенту, что торговые сети не доплачивают налоги . Президент даже высказался на этот счёт, но привел не совсем точные данные о сумме налогов, которые уплатили крупнейшие торговые сети в бюджет Москвы (25 млн вместо 25 млрд рублей). Как потом выяснилось, Москва жаловалась вовсе не на торговые сети, а на торговые центры, которые не доплачивали налог на имущество организаций ввиду особенностей расчёта налоговой базы. Однако данная проблема была решена в прошлом году, когда поменялась методика расчёта налоговой базы по налогу на имущество организаций, что привело к существенному росту сумм налога к уплате .

Некоторые эксперты считают, что цель введения данного сбора – зафиксировать минимальный платеж для предприятий торговой индустрии, так как многие из них пользуются различными схемами и уловками для уменьшения своих налоговых обязательств. Плата за доступ к огромной базе потребителей, которая существует в рамках Москвы. Данная позиция подтверждается также документами Департамента экономической политики и развития – ответственного органа со стороны Правительства Москвы за администрирование торгового сбора .

Особенностью недавних налоговых инициатив, влекущих существенное изменение положений некоторых категорий налогоплательщиков, является квалифицированное распространение их действия по территории, то есть не сразу на всю страну, а только в рамках отдельных зон, территорий (особые экономические зоны, региональные инвестиционные проекты, территории опережающего социально-экономического развития). Так же решили поступить и с новой повинностью: в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29.11.2014 № 382-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», торговый сбор мог быть введён только на территории муниципальных образований, входящих в состав городов федерального значения (Москвы, Санкт-Петербурга и, с недавних пор, Севастополя). Для муниципальных образований, входящих в состав других регионов, необходимо принятие отдельного федерального закона, который разрешит введение торгового сбора на данных территориях .

«Возьмём пример: для магазинчика формата «у дома» с торговой площадью 67 м 2 в ЦАО сумма торгового сбора за третий квартал 2015 года составила бы 60 850 рублей»

Изначально потенциальные территории, на которых мог быть введён торговый сбор, были ограничены тремя субъектами, из которых только в Москве с 1 июля 2015 года начал действовать торговый сбор .

Власти Санкт-Петербурга и Севастополя пока решили повременить с введением торгового сбора на территории своих субъектов, что связано нежеланием потерять нынешний объём налоговых отчислений от торговых предприятий, а также несопоставимостью экономики столицы и других субъектов . Например, в 2015 году доходная часть бюджетов Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя составит 1,49 трлн рублей, 419,5 млрд рублей, 15,7 млрд рублей . При том, что в Москве с её 260 тыс. торговых предприятий предварительная оценка сумм поступлений от торгового сбора составляет около 3 млрд рублей .

Что такое торговый сбор и зачем он введён

Торговый сбор – это фиксированный платёж, который должен уплачивать раз в квартал каждый (физическое или юридическое лицо), кто занимается следующими видами торговой деятельности (п. 2 ст. 413 НК РФ) на предназначенных для этого объектах движимого и недвижимого имущества:

Кроме того, стоит отметить, что под торговой деятельностью НК РФ понимает розничную, мелкооптовую и оптовую куплю-продажу товаров, осуществляемую через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады (пп. 2 п. 4 ст. 413 НК РФ).

Сумма налога рассчитывается исходя из ставки торгового сбора в зависимости от общей площади торгового зала и иных помещений, используемых для торговли; либо исходя из фиксированной ставки за использование объекта движимого или недвижимого имущества для торговой деятельности, не имеющего торгового зала. Способы расчёта размера площади установлены в Постановлении Правительства Москвы от 30.06.2015 № 401-ПП отдельно для каждого вида деятельности в зависимости от используемого для торговой деятельности объекта движимого или недвижимого имущества .

Ставка торгового сбора может варьироваться в зависимости от (п. 6 ст. 415 НК РФ):

  • территории осуществления квалифицированного вида торговой деятельности;
  • категории плательщика сбора;
  • особенностей осуществления отдельных видов торговли;
  • особенностей объектов осуществления торговли.

В Москве ставки дифференцированы в зависимости от территории осуществления торговли (в порядке убывания): ЦАО, округа в пределах МКАД (за исключением ЦАО), округа за пределами МКАД .

Таким образом, возьмём пример: для магазинчика формата «у дома» с торговой площадью 67 м 2 в ЦАО сумма торгового сбора за третий квартал 2015 года составила бы:

60 тыс. рублей (ставка для объекта стационарной торговли в ЦАО, площадь которого не превышает 50 м 2) + 50 рублей * 17 м 2 (ставка за каждый метр превышения 50 м 2) = 60 850 рублей.

Необходимо также указать, что в НК РФ установлена максимально возможная ставка торгового сбора, которая не может превышать расчётную сумму налога при применении патентной системы налогообложения (далее – ПСН) в муниципальном образовании или в Москве, как в нашем случае. Суть ПСН заключается в том, что индивидуальный предприниматель (далее – ИП) имеет право уплатить лишь 6% (расчётную сумму налога) от суммы предполагаемого дохода, указанной для данного вида деятельности. Так, например, в соответствии с изменениями, внесёнными Законом города Москвы от 19.11.2015 №52 «О внесении изменений в статью 1 Закона города Москвы от 31.10.2012 № 53 «О патентной системе налогообложения», размер налога в квартал для стационарного объекта розничной торговли площадью не более 50 м 2 составляет 60 тыс. рублей , то есть та же самая ставка, установленная для торгового сбора.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что торговый сбор определённым образом уравнивает положение тех, кто перешел на ПСН, с теми, кто этого не сделал и платил по различным причинам меньше налогов.

НК РФ предполагает возможность зачёта суммы торгового сбора в счёт уплаты других налогов, то есть уменьшения сумм уплаченных налогов по налогу на прибыль организаций (но не всей суммы, а только подлежащей зачислению в региональный бюджет – она составляет 90% от всей суммы), налогу на доходы физических лиц, в рамках упрощенной системы налогообложения, однако из-за специфики уплаты вышеперечисленных налогов и применения упрощённой системы налогообложения, необходимо будет сначала заплатить сумму торгового сбора перед тем, как уменьшать суммы к уплате по другим налогам.

«Торговый сбор определённым образом уравнивает положение тех, кто перешел на ПСН, с теми, кто этого не сделал и платил по различным причинам меньше налогов»

Наш магазинчик в ЦАО, уплатив 60 850 рублей за 3 квартал, смог бы уменьшить свои платежи по налогу на прибыль только по итогам 4 квартала (или всего налогового периода 2015 года, в соответствии с терминологией НК РФ), так как фактически уплата сбора должна была бы произойти до 25 числа первого месяца 4 квартала, то есть до 26 октября (25 октября – выходной). Если размер налога на прибыль превышает сумму торгового сбора, то магазинчику было бы необходимо заплатить только положительную разницу между налоговыми обязательствами по налогу на прибыль и суммой торгового сбора. Если же сумма налога на прибыль оказалась меньше или магазинчик получил убыток по итогам периода, то сумма налога на прибыль не перечисляется в бюджет, а сумма уплаченного торгового сбора не сможет быть зачтена в счёт уплаты налога на прибыль, вследствие того, что у нас для этого «не хватает» налога на прибыль. При этом за убыточный период мы также должны заплатить сумму торгового сбора, ведь обязанность его уплаты не зависит от финансового результата деятельности, а зависит только от факта осуществления квалифицированной торговой деятельности.

Таким образом, на крупные торговые предприятия налоговая нагрузка не возрастёт, потому что сумма торгового сбора для них достаточно символична, даже при наличии значительных торговых площадей, и поэтому им не составит труда зачесть уплаченную сумму торгового сбора в счёт, например, налога на прибыль. Но для небольших добросовестных торговых предприятий, выплата дополнительного сбора может привести к существенному понижению прибыли.

Необходимо также заметить, что исчислять и уплачивать сумму налога налогоплательщик должен самостоятельно, что несёт в себе дополнительные риски неуплаты торгового сбора в отношении объекта движимого или недвижимого имущества, с помощью которого осуществляется торговая деятельность.

Каким же образом стать налогоплательщиком по торговому сбору? С 1 по 7 июля 2015 года все лица, использовавшие объекты движимого и недвижимого имущества для ведения квалифицированной торговой деятельности, должны были подать уведомление о постановке на учёт в налоговый орган по месту нахождения объекта имущества или по месту жительства (в случае с ИП). В случае изменения размера площади торгового объекта или появления нового торгового объекта, налогоплательщик должен в течение 5 дней уведомить об этом уполномоченный налоговый орган или поставить его на учёт в налоговый орган (п. 2 ст. 416 НК РФ).

По данным СМИ, из 260 тыс. торговых предприятий в Москве к середине июля подали уведомления около 35 тысяч . Это связано в том числе с тем, что штраф, предусмотренный п. 1 ст. 126 НК РФ, составляет всего 200 рублей . Однако если в ходе налоговой проверки будет выявлено, что лицо вело деятельность без подачи уведомления о постановке на учёт и уплате торгового сбора в установленном размере, то оно может быть привлечено к более серьёзной ответственности (п. 2 ст. 116 НК РФ): штраф в размере 10% от доходов, полученных в данный период, но не менее 40 тыс. рублей.

Как можно избежать уплаты торгового сбора законными способами

Во-первых, в соответствии с Законом о торговом сборе, в Москве освобождаются от уплаты торгового сбора при условии подачи уведомлений :

  • розничная торговля через вендинговые аппараты;
  • разносная торговля в автономных, бюджетных и казенных учреждениях;
  • торговля на ярмарках выходного дня, специализированных ярмарках и региональных ярмарках;
  • торговля на территории розничных рынков (сбором облагается только деятельность по организации розничных рынков);
  • торговля на территории агропродовольственного кластера;
  • отделения «Почты России»;
  • автономные, бюджетные и казенные учреждения;
  • религиозные организации в отношении торговли, осуществляемой в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним земельных участках;
  • торговля в театрах, кинотеатрах и музеях, планетариях и цирках;
  • торговля через объекты нестационарной торговли (ларьки) со специализацией «Печать»;
  • лица, оказывающие бытовые услуги и осуществляющие при этом торговлю.

Во-вторых, освобождаются от уплаты торгового сбора без подачи уведомлений :

Некоторые предприниматели предлагают различные варианты по объединению нескольких торговых предприятий в рамках договоров о совместном использовании объектов движимого и недвижимого имущества и, соответственно, платить торговый сбор не как за отдельные объекты торговой деятельности, а как за один объект торговой деятельности. Такая опция возможная, так как суммы сбора за небольшой торговый объект площадью 25 м 2 и 250 м 2 различаются незначительно (например, для ЦАО 60 тыс. рублей и 70 тыс. рублей, соответственно).

Выводы

Торговый сбор направлен в первую очередь на установление минимальной планки налогов, которые обязано платить торговое предприятие вне зависимости от финансового результата, а только за факт ведения торговой деятельности в Москве. В связи с этим, многие предприятия, для которых уплата торгового сбора представляет собой значительную сумму, будут прекращать вести деятельность или уходить в «теневой» рынок, то есть не платить налоги вовсе. Поэтому вторая цель, на которую было направлено введение торгового сбора – уменьшение размера «теневой» торговли – может потерпеть крах, так как, скорее всего, «теневой» сектор торговли может только вырасти без должного контроля со стороны Департамента экономической политики и развития города Москвы и ФНС.

Источник главного фото: http://ecoplus-buh.ru/

Независимые книжные магазины увидели угрозу в новом торговом сборе [Электронный ресурс]: Новая газета, — Режим доступа: http://www.novayagazeta.ru/news/1695270.html (дата обращения 27.12.2015); Торговый сбор ставит букинистов на грань выживания [Электронный ресурс]: Ридус, — Режим доступа: (дата обращения 27.12.2015).

http://audita.ru/articles/vvedenie-naloga-s-prodazh.html (дата обращения 27.12.2015).

Введение налога с продаж: баталии вокруг региональных сборов [Электронный ресурс]: audita.ru, — Режим доступа: http://audita.ru/articles/vvedenie-naloga-s-prodazh.html (дата обращения 27.12.2015).

Закон о бюджете города Москвы на 2015 год и плановый период 2016 и 2017, млрд руб. [Электронный ресурс]: budget.mos.ru, — Режим доступа: http://budget.mos.ru/budget_summary (дата обращения 27.12.2015).

Введение налога с продаж: баталии вокруг региональных сборов [Электронный ресурс]: audita.ru, — Режим доступа: http://audita.ru/articles/vvedenie-naloga-s-prodazh.html (дата обращения 27.12.2015).

Введение налога с продаж: баталии вокруг региональных сборов [Электронный ресурс]: audita.ru, — Режим доступа: http://audita.ru/articles/vvedenie-naloga-s-prodazh.html (дата обращения 27.12.2015).

Новые сборы с бизнеса коснутся только торговли [Электронный ресурс]: РБК, — Режим доступа: http://top.rbc.ru/economics/17/11/2014/5469b8edcbb20fe3da6ccbf0 (дата обращения 27.12.2015).

На территории столицы вводится торговый сбор с 1 июля 2015 года. Рассмотрим кто будет платить торговый сбор с 2015 года, виды деятельности, попадающие под уплату, порядок постановки и снятия учета плательщика, периодичность платежа и меру ответственности за не постановку на учет. Также обращаем внимание, что ведение деятельности, попадающей под применение сбора и не уведомление при этом ФНС в установленном порядке приравнивается к работе без постановки на учет.

В качестве плательщиков торгового сбора выступают индивидуальные предприниматели и организации, осуществляющих торговую деятельность на территориях муниципальных образований (Городов федерального назначения), в отношении которых законами городов Москвы, Севастополя и Санкт-Петербурга установлен данный сбор по введенных ими правовыми актами. При этом такая деятельность ведется с использованием недвижимого и (или) движимого имущества (НК РФ ст. 411, п.1).

К плательщикам будут относиться категории компаний и предпринимателей, у которых вид торговли предусмотрен соответствующим законом. Так скажем, в случае продажи со складов торговый сбор уплачиваться не будет, так как не попадает под условия закона – там такой бизнес не прописан.

Величина торгового сбора будет дифференцированной и будет зависеть от площади объекта и его месторасположения. Так скажем сумма сбора, уплачиваемым магазином в ЦАО будет превышать сумму сборов в остальных районах старой Москвы, и ориентировочно в 3 раза больше, чем на вновь присоединившихся территориях.

Организации попадающие по условия применения торгового сбора должны встать на учет в ФНС включительно до 7 июля 2015 г. в качестве плательщика и получить свидетельство (НК РФ ст.416 п.2). После вступления в силу закона все вновь организующиеся компании или те, кто начал вести деятельность попадающие под условия применения сбора должны встать на учет в течение 5 суток с начала ведения такой деятельности.

Уплата сбора будет производится ежеквартально в установленные сроки – не позже 25 числа месяца, который следует после окончания налогового периода. Соответственно первый раз платеж необходимо осуществить уже включительно до 25 октября 2015 года.

Виды деятельности, попадающие под уплату торгового сбора в Москве

Применения сбора касается организаций и ип, осуществляющих торговую деятельность, к которой относятся следующие виды:

  • Осуществление торговли через стационарную торговую сеть, которая не имеет торговые залы (за исключение автозаправочных станций).
  • Осуществление торговли посредством объектов нестационарной сети.
  • Торговля посредством торговых залов стационарной сети.

Организация розничных рынков приравнивается к торговой деятельности. Также не имеет значение вид торговли, попадают под уплату все: розница, опт и мелкий опт.

Под объектом осуществления торговли понимаются помещения, сооружения, здания, торговые точки, стационарные и нестационарные объекты, используемые для осуществления деятельности, попадающего под уплату сбора.

Под торговлей понимается вид деятельности, который связан с торговлей в розницу, мелким оптом и оптом, осуществляемыми посредством объектов стационарной и нестационарной сети, в том числе с помощью товарного склада.

Кто освобожден от уплаты сбора

От уплаты торгового сбора освобождаются плательщики, если они применяют специальные налоговые режимы ЕСХН или ПСН по данному виду деятельности (НК РФ ст. 411, п.2). А также автозаправочные станции.

Кроме этого, для отдельных категорий налогоплательщиков на основании НК РФ ст.410, п.3, на муниципальном уровне (на основании законов, изданных городом Федерального назначения) могут быть установлены льготы.

Обращаем внимание, что согласно под применение сбора не попадает торговля, которая осуществляется путем отпуска товаров со склада.

В соответствии с 62 законом г.Москвы от уплаты торгового сбора освобождаются следующие налогоплательщики:

  • Осуществляющие розничную торговлю с использованием автоматов (торговых и вендинговых).
  • Осуществляющих торговлю на ярмарках, организованных в выходные дни, а также на региональных и специализированных ярмарках.
  • Осуществляющих торговлю на территории розничных рынков посредством объектов нестационарной и стационарной торговой сети.
  • Осуществляющих разносную торговлю в зданиях, помещениях, сооружениях, которые находятся в оперативном управлении казенных, бюджетных и автономных учреждений.

Освобождаются следующие учреждения:

  • Почтовой связи.
  • Бюджетные, автономные и казенные учреждения.

Уменьшение налогов на сумму уплаченного сбора

По итогам года налогоплательщики вправе уменьшить начисленную по следующим видам налогов (НК РФ ст. 286, п.10, ст. 346.21, п.8):

  • Налог на прибыль (региональную часть).
  • Упращенку, рассчитываемую по объекту налогообложения «доходы».

Что касается УСН по системе “доходы минус расходы”, по ней прямой нормы нет. Однако в перечне расходов, на которые можно уменьшить налог присутствуют статься расходов по сборам, уплаченным согласно законодательства о налогах и сборах (НК РФ ст.346.16, п.1, пп. 22).

Важно! Минфин в дал разъяснение по определению торговой площади, в том случае, если от нее зависит величина торгового сбора. По предложению чиновников ее необходимо определять исходя из НК о патентной системе.

Е.А. Шаронова, экономист

Торговый сбор и уменьшение налога: две вещи совместимые?

Как учесть торговый сбор при разных режимах налогообложения

ВНИМАНИЕ

В этом году торговый сбор установлен только для тех, кто ведет торговлю в Москве.

Как мы помним, было обещано, что добросовестные налогоплательщики уж точно не почувствуют увеличения налоговой нагрузки от введения торгового сбора. Поскольку сумма уплаченного сбора будет идти в зачет других налогов - налога на прибыль, налога при УСНО, НДФЛсайт Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы ; сайт РИА Новости .

О том, кому готовиться к уплате сбора, а кому - нет, каков объект обложения, как и когда платить сбор, какие документы и в какую инспекцию сдавать плательщикам торгового сбора, читайте: ; ;

На первый взгляд, получается, что так оно и есть. Ведь запрет на уменьшение налогов на сбор предусмотрен только для тех организаций и ИП, которые сами не встали на учет как плательщики торгового сбор апп. 1, 2 ст. 416 , п. 10 ст. 286 , п. 8 ст. 346.21 , п. 5 ст. 225 НК РФ . То есть поступили недобросовестно, не подав в налоговую инспекцию уведомление и тем самым попытавшись уклониться от уплаты сбора. Причем этот запрет сохранится и после принудительной постановки на учет и взыскания налоговиками сбора на основании информации, полученной от Департамента экономической политики и развития г. Москв ып. 1 ст. 416 , п. 3 ст. 417 , п. 2 ст. 418 НК РФ ; ст. 4 Закона г. Москвы от 17.12.2014 № 62 ; Письмо ФНС от 26.06.2015 № ГД-4-3/11229@ (п. 6.2) (далее - Письмо № ГД-4-3/11229@) .

А те, кто встал на учет, пусть даже и с опозданием (подал уведомление в ИФНС несвоевременно), вроде как без проблем уменьшают налоги на уплаченный торговый сборПисьмо № ГД-4-3/11229@ (п. 6.2) .

Если вы зарегистрировались в качестве плательщика торгового сбора по ошибке, то вам нужно подать в ИФНС заявление о снятии с учета. Никаких санкций со стороны налоговиков не последует. Подать заявление можно в произвольной форме, указав в нем наименование организации (ф. и. о. предпринимателя), ИНН и причины его подачи. К этому заявлению нужно приложить копию ошибочно поданного уведомления о постановке на учет. После этого ИФНС снимет вас с учета той же датой, которой поставила вас на учет в качестве плательщика торгового сбора. При этом начисленные налоговиками суммы сбора будут сторнированы в информационной системе налоговой инспекци иПисьмо ФНС от 20.08.2015 № ГД-4-3/14721@ .

Посмотрим, что же получилось на самом деле. Но сначала напомним порядок уплаты сбора, так как от этого зависит его учет при налогообложении.

Когда и куда уплачивать торговый сбор

Торговый сбор нужно уплатить не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным квартало мп. 2 ст. 417 , ст. 414 НК РФ . То есть сбор за III квартал 2015 г. надо перечислить не позднее 26.10.2015 (25 октября выходной день - воскресень е)п. 6 ст. 6.1 НК РФ .

Как разъяснила ФНС, порядок заполнения платежного поручения на уплату сбора будет разный в зависимости от того, где организация/ИП состоят на учете как плательщик торгового сбор аПисьма ФНС № ГД-4-3/11229@ (пп. 1.1 , 3.1) , от 16.06.2015 № ГД-4-3/10382@ :

  • <если> организация/ИП встали на учет в качестве плательщика торгового сбора в Москве по месту нахождения недвижимого объекта торговли, тогда в платежном поручении нужно указать реквизиты получателя платежа и код по ОКТМО по месту постановки на учет в качестве плательщика торгового сбора. То есть реквизиты той ИФНС г. Москвы, куда подали уведомление;
  • <если> организация/ИП ведут торговлю через объекты нестационарной торговой сети (например, через торговые палатки, павильоны, киоски, автомагазины (автолавки, автоприцепы), автокафе, тележки, лотки и др.п. 1.7.1 Порядка, утв. Постановлением Правительства Москвы от 30.06.2015 № 401-ПП ; п. 4 Порядка, утв. Постановлением Правительства Москвы от 03.02.2011 № 26-ПП ) и состоят на учете в качестве плательщика торгового сбора по своему месту нахождения/месту жительства, тогда в платежном поручении нужно указать реквизиты получателя платежа по месту учета, а код по ОКТМО - по месту ведения торговой деятельности.

ВНИМАНИЕ

Торговый сбор уплачивается по КБК 182 1 05 05010 02 1000 110 в бюджет Москв ыприложение № 3 к Приказу ФНС от 27.12.2012 № ММВ-7-1/1004@ .

Что получается у тех, кто состоит на учете в другом регионе, например в Московской области, а торгует в Москве? Как плательщики торгового сбора, они будут состоять на учете в своей ИФНС другого региона, например Московской област иПисьмо ФНС от 16.06.2015 № ГД-4-3/10382@ . В связи с этим в платежках на уплату торгового сбора они должны указывать реквизиты своей ИФНС (например, в Московской области), а код ОКТМО - того района Москвы, где установлен нестационарный объект торговли (торговая палатка, автолавка и т. п.).

Как организации на ОСНО уменьшают налог на сбор

Порядок должен быть тако йп. 10 ст. 286 НК РФ .

Уменьшить на торговый сбор можно не всю сумму авансового платежа/налога на прибыль, исчисленного по итогам отчетного/налогового периода, а только ту часть, которая поступает по ставке 18% в региональный бюджет, то есть в бюджет Москвы. Так что 2% в федеральный бюджет надо уплатить полность юп. 1 ст. 284 НК РФ .

Уменьшать авансовый платеж/налог на сбор можно только в том случае, если и сбор, и «прибыльные» платежи уплачиваются в бюджет Москвы.

Если организация состоит на учете в ИФНС в другом регионе, а ведет торговлю в Москве через объекты нестационарной торговой сети, по местонахождению которых не созданы обособленные подразделения, тогда налог на прибыль она уплачивает в бюджет другого региона, а не Москвы. Соответственно, и уменьшить налог другого региона на торговый сбор она никак не может. И если у вас такая ситуация, дальше этот раздел можно не читать.

О том, когда организация обязана зарегистрировать ОП, читайте:

Если же организация ведет торговлю через объект недвижимости, тогда по его местонахождению у нее образуется ОП и она уплачивает в бюджет Москвы авансовые платежи/налог, исходя из доли прибыли, приходящейся на это ОПп. 2 ст. 11 , подп. 3 п. 2 ст. 23 , п. 1 ст. 83 , п. 2 ст. 288 НК РФ . Вот в этом случае на торговый сбор она может уменьшить московский налог.

Авансовый платеж/налог можно уменьшить только на те суммы сбора, которые перечислены до даты уплаты авансового платежа/налога на прибыль. А это означает, чтоп. 1 ст. 287 , пп. 3, 4 ст. 289 , п. 2 ст. 417 НК РФ ; Письмо ФНС от 12.08.2015 № ГД-4-3/14174@ (п. 1) (далее - Письмо № ГД-4-3/14174@) :

  • авансовый платеж по налогу на прибыль за 9 месяцев 2015 г. можно уменьшить на сумму торгового сбора за III квартал, если он уплачен не позднее 28.10.2015;
  • налог на прибыль за 2015 г. можно уменьшить на сумму торгового сбора, уплаченного и за III, и за IV кварталы, при условии что сборы уплачены не позднее 28.03.2016;
  • если торговый сбор за IV квартал 2015 г. уплачен после срока уплаты налога за год (после 28.03.2016), то на него можно будет уменьшить исчисленный авансовый платеж за I квартал 2016 г. С этим согласилась и ФНСПисьмо № ГД-4-3/14174@ (п. 1) . Так что часть торгового сбора за предыдущий год не потеряется, ее можно учесть в следующем году.

В бюджет Москвы нужно уплатить разницу между суммой «прибыльного» авансового платежа/налога и суммой сбора. Если окажется, что сумма авансового платежа за 9 месяцев 2015 г. будет равна сумме уплаченного сбора за III квартал 2015 г., тогда в бюджет ничего платить не придется.

Как разъяснила налоговая служба, торговый сбор при расчете налога на прибыль учитывается в пределах исчисленного авансового платежа/налог аПисьмо № ГД-4-3/14174@ (п. 1) . Например, если за III квартал сбор уплачен в размере 40 500 руб., а исчисленный авансовый платеж за 9 месяцев 2015 г. составил 35 000 руб., тогда на оставшуюся сумму сбора за III квартал (5500 руб.) плюс еще на сбор за IV квартал (40 500 руб.) можно будет уменьшить налог за 2015 г. (но опять-таки в пределах суммы налога).

Если же по году будет получен убыток, тогда понятно, что уменьшать вам будет нечего. А вот торговый сбор в бюджет вы уплатите.

Поскольку действующая форма декларации по налогу на прибыль не содержит специальных строк для учета торгового сбора, ФНС предлагает отражать суммы сбора в строках, предназначенных для указания сумм налога, уплаченного за пределами РФ и засчитываемого в уплату регионального налог аПисьмо № ГД-4-3/14174@ (п. 2) :

  • <если> у организации нет обособленных подразделений - в строках 240 и 260 листа 02;
  • <если> у организации есть ОП, по которым сдается отдельное приложение, - в строке 090 приложения № 5 к листу 02;
  • <если> организация входит в состав консолидированной группы налогоплательщиков (КГН) - в строке 090 приложения № 6 к листу 02.

Как вы понимаете, если организация уплатила за пределами РФ налог, который она вправе зачесть, то в одной строке декларации будет указана одна общая сумма, включающая в себя и этот налог, и торговый сбор. И если эта сумма будет больше авансового платежа/налога, подлежащего уплате в бюджет Москвы, то, как поясняет ФНС, в этом случае организация сама должна выбрать, на что она будет уменьшать платеж/налог: на какую-то одну сумму или на две сразу - тогда в какой пропорци иприложения 1 , 2 к Письму № ГД-4-3/14174@ . При этом ФНС на цифровых примерах показала, как в «прибыльной» декларации нужно уменьшать авансовый платеж/налог на уплаченный торговый сбор организациям, расположенным в Москве и имеющим/не имеющим ОП, а также организациям, входящим в КГНприложения 1 , 2 к Письму № ГД-4-3/14174@ .

Как упрощенцы уменьшают налог на сбор

Порядок учета торгового сбора у упрощенцев будет разный в зависимости от выбранного объекта налогообложения.

Учет сбора при объекте «доходы»

Упрощенцы с объектом «доходы» на торговый сбор уменьшают авансовый платеж/налог при УСНО в таком порядк еп. 8 ст. 346.21 НК РФ .

Уменьшать авансовый платеж/налог при УСНО на торговый сбор можно, только если и сбор, и «упрощенный» налог уплачиваются в бюджет Москвы. А это возможно, только когда организация/ИП и как налогоплательщик, и как плательщик торгового сбора состоят на учете в инспекциях Москвы, пусть даже и в разных. Если же организация/ИП состоят на учете в другом регионе, например в Московской области, а торговую деятельность ведут в Москве, тогда они лишены возможности уменьшить «упрощенный» налог на торговый сбор. Ведь в этом случае сбор уплачивается в Москву, а авансовый платеж/налог при УСНО - по месту нахождения организации/месту жительства ИП - в бюджет другого региона, например Московской област ип. 6 ст. 346.21 НК РФ . Что уже и подтвердили Минфин и ФНСПисьма Минфина от 15.07.2015 № 03-11-09/40621 ; ФНС от 12.08.2015 № ГД-4-3/14230 .

Также не сможет уменьшить «упрощенный» налог на сбор и организация, если ее обособленное подразделение состоит на учете в Москве, а головное подразделение - в ИФНС другого региона, например Московской области. Ведь в этом случае сбор и налог будут перечисляться в разные бюджеты.

Авансовый платеж/налог при УСНО, исчисленный за отчетный/налоговый период, можно уменьшить на сумму торгового сбора, уплаченного в течение этого отчетного/налогового периода. А это означает, что на торговый сбор, уплаченный за III квартал, например, 23.10.2015, можно уменьшить налог при УСНО за 2015 г. А на сбор за IV квартал, уплаченный, например, 22.01.2016, уменьшается авансовый платеж за I квартал 2016 г.

В гл. 26 НК сказано, что упрощенцы «в дополнение к суммам уменьшения, установленным пунктом 3.1» ст. 346.21 НК, могут уменьшать авансовый платеж/налог на торговый сборп. 8 ст. 346.21 НК РФ . А как известно, «доходные» упрощенцы указанные платежи уменьшают на страховые взносы в ПФР, ФОМС, ФСС, на выплаченные работникам пособиям по болезни и др. Причем для упрощенцев-работодателей есть ограничение: они не могут уменьшить на взносы и пособия больше чем 50% «упрощенного» налога. В связи с этим возникает вопрос: учитывается ли торговый сбор в этом ограничении или нет?

К радости налогоплательщиков Минфин и ФНС разъяснили, что при уменьшении «упрощенного» налога на торговый сбор 50%-е ограничение не применяется. Оно действует только на суммы, поименованные в п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ, то есть на взносы в ПФР, ФОМС, ФСС, на больничные и др.Письма Минфина от 15.07.2015 № 03-11-10/40730 (вопрос 9) ;

Таким образом, упрощенцы с объектом «доходы» уменьшают авансовый платеж/налог так.

Организации/ИП-работодатели сначала из исчисленного авансового платежа/налога вычитают суммы страховых взносов в ПФР, ФОМС, ФСС, выплаченных работникам больничных и другие, но не более чем 50% от суммы налога. А потом из оставшейся суммы авансового платежа/налога вычитают сумму уплаченного торгового сбора (вплоть до нуля).

А вот предприниматели, работающие без наемных работников, уменьшают авансовый платеж/налог при УСНО на уплаченные за себя страховые взносы без каких-либо ограничени йп. 3.1 ст. 346.21 НК РФ . Так что они из исчисленного авансового платежа/налога вычитают всю сумму взносов и всю сумму торгового сбора.

Но если уплаченная в течение года сумма сбора окажется больше суммы налога, исчисленного за этот год, то оставшуюся часть сбора в другом году учесть уже не получитс яп. 8 ст. 346.21 НК РФ .

Не обошлось и без ложки дегтя. Если упрощенец, помимо торговой, ведет и другие виды деятельности, то, по мнению контролирующих органов, ему нужно вести раздельный учет и рассчитывать авансовый платеж/налог при УСНО именно от торговой деятельности. Ведь на сумму торгового сбора можно уменьшить сумму налога, исчисленного при УСНО, только по виду предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор. И если раньше сотрудники Минфина неофициально высказывались, что на торговый сбор можно уменьшить налог при УСНО, исчисленный по всем видам деятельности упрощенца (см. , ), то впоследствии финансовое ведомство выпустило разъяснения о том, что раздельный учет необходим и на сбор уменьшается налог, исчисленный именно по торговой деятельност и , . И ФНС довела эти разъяснения до инспекций на местах для применения в работ еПисьмо ФНС от 12.08.2015 № ГД-4-3/14233 .

Но сказав «а», контролирующие органы не сказали «б». Ведь тогда между торговой деятельностью и иными ее видами нужно делить и страховые взносы, и выплаченные пособия по работникам, занятым в разных видах деятельности. Иначе налог будет уменьшен некорректно. Причем о том, как вести этот раздельный учет, Минфин и ФНС умолчали. Если работников нельзя отнести к конкретному виду деятельности, вероятно, сумму уплаченных взносов и выплаченных пособий, приходящихся на торговую деятельность, нужно делить пропорционально доходу от торговой деятельности в общей сумме доходов упрощенца. Об этом мы уже спросили специалиста Минфина, и как только нам ответят, мы вам сообщим.

Учет сбора при объекте «доходы минус расходы»

Минфин и ФНС считают, что упрощенцы с объектом «доходы минус расходы» сумму уплаченного торгового сбора должны учитывать в расходах на основании подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ (как суммы сборов, уплаченные в соответствии с законодательством о налогах и сбора х)Письма Минфина от 23.07.2015 № 03-11-09/42494 , от 27.03.2015 № 03-11-11/16902 ; ФНС от 14.08.2015 № ГД-4-3/14386@ . То есть сам налог/авансовый платеж уменьшить на торговый сбор нельзя.

И хотя на первый взгляд это и кажется несправедливым, в позиции контролирующих органов есть плюсы для упрощенцев с объектом «доходы минус расходы»:

;
  • нет необходимости вести раздельный учет и определять прибыль именно от торговой деятельности;
  • если будет получен убыток, то сбор все равно будет учтен в расходах и тем самым увеличит сумму убытка, которую можно перенести на будущее.
  • Как предприниматели на ОСНО уменьшают НДФЛ на сбор

    Предприниматели, применяющие общий режим налогообложения, учитывают торговый сбор такп. 5 ст. 225 НК РФ :

    • исчисленный по итогам года НДФЛ по ставке 13% можно уменьшить на сумму торгового сбора, уплаченного в этом году;
    • уменьшить НДФЛ на торговый сбор можно только в том случае, если ИП состоит на учете в ИФНС в Москве (по своему месту жительства) и ведет торговую деятельность в Москве. Если же ИП состоит на учете в ИФНС в другом регионе, например в Московской области (по своему месту жительства), а торговую деятельность ведет в Москве (неважно, через объект недвижимости или через объекты нестационарной торговой сети), то он не может уменьшить НДФЛ на уплаченный сбор;
    • нет требования об уменьшении на торговый сбор НДФЛ, исчисленного именно с торговой деятельности. Так что если ИП занимается несколькими видами деятельности, то вести раздельный учет ему не придется;
    • сумма вычитаемого из НДФЛ торгового сбора не может быть больше суммы самого налога. Если по итогам года сумма сбора окажется больше НДФЛ, исчисленного за этот год, то на следующий год сумма сбора не переносится. А если по итогам года ИП получит убыток, то и вычесть сбор ему будет не из чего.

    В отличие от других плательщиков торгового сбора в плане отвлечения денег на уплату сбора ИП находится в невыгодном положении. Ведь он в течение года поквартально должен платить сбор, а уменьшить на него НДФЛ он сможет только в следующем году, когда подаст декларацию 3-НДФЛ за прошедший год.

    В то время как упрощенцы и организации на ОСНО могут учитывать торговый сбор поквартально - уменьшать на уплаченный торговый сбор авансовые платежи, исчисляемые по итогам отчетных периодов.

    Как видим, налоговая нагрузка из-за введения торгового сбора у кого-то увеличится.

    Что же касается недобросовестных плательщиков сбора, которые до сих пор не встали на учет, то их, как заверяет глава Департамента экономической политики и развития г. Москвы, будут выявлять, скрыться им не удастся.

    Кстати, на днях налоговая служба рассказала, как инспекторы будут наказывать тех, кто торговую деятельность на территории Москвы ведет, но не встал на учет в ИФНС в качестве плательщика торгового сбора (не представил уведомление) или сделал это несвоевременн оПисьмо ФНС от 18.08.2015 № СА-4-7/14504@ :

    • <если> организация или ИП подадут уведомление о постановке на учет с опозданием, то их оштрафуют как за несвоевременное представление сведений, необходимых для налогового контроля. А такая ответственность есть и в НК (налоговая), и в КоАП (административная). В связи с этим могут оштрафовать и саму организацию на 200 руб.п. 1 ст. 126 НК РФ , и ее руководителя и главбуха на 300- 500 руб.ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ А вот предпринимателя инспекция может оштрафовать только по НК. Ведь ИП к административной ответственности за некоторые налоговые нарушения привлекаться не могу тпримечание к ст. 15.3 КоАП РФ . Так что предприниматель отделается лишь 200 руб.;
    • <если> организация или ИП так и не подадут уведомление, а будут вести торговую деятельность без постановки на учет, тогда наказание более суровое - штраф в размере 10% от доходов, полученных за период ведения торговой деятельности без представления уведомления, но не менее 40 000 руб.п. 2 ст. 416 , п. 2 ст. 116 НК РФ Но такой штраф возможен, только если у налоговиков будут доказательства ведения деятельности. А как ранее разъясняла ФНС, таким доказательством может являться акт о выявлении нового объекта обложения торговым сбором, который они получат от Департамента экономической политики и развития г. Москв ыПисьмо № ГД-4-3/11229@ (п. 7.1) .

    Для городов федерального значения в конце 2014 года налоговым кодексом введен новый вид платежа – торговый сбор (ТС). Он относится к организациям, использующим для торговой деятельности движимое и недвижимое имущество. Сбор отличается от налога тем, что налог – это безвозмездная уплата, а сбор подразумевает разрешение властей вести торговую деятельность на том или ином участке. В статье расскажем про торговый сбор для ИП, дадим примеры расчета при разных налоговых режимах.

    Торговая деятельность – купля-продажа розничная, мелкооптовая, оптовая с помощью стационарных и нестационарных торговых сетей, а так же через склады. Москва уже приняла региональный закон о торговом сборе еще 01.07.2015 года. А в Санкт-Петербургеи Севастополе данный вид сбора так и не ввели, с целью поддержки малого бизнеса.

    Что облагается торговым сбором

    Облагается объект, через который идет торговля, а именно:

    • Стационарный без торгового зала (исключение – автозаправочная станция);
    • Нестационарный объект (лотки, машины, палатки и т.п.);
    • Магазины, павильоны;
    • Склады, если с них идет торговля.

    Все ли ИП платят торговый сбор

    ТС платят предприниматели, которые ведут торговлю в городе федерального значения через движимое (недвижимое) имущество. Не платят сбор ИП, уплачивающие ECXH или применяющие ПCH. В Москве установлены льготы, т.е. освобождаются от уплаты объекты:

    • Торговые автоматы;
    • Ярмарочная продажа в выходной день;
    • Объекты на территории рынков;
    • Торговля в казенном, бюджетном учреждении.
    • Торговля в цирке, кинотеатре, музее, планетарии и т.п. если сумма доходов от розничной торговли в общей сумме доходов составила более 50 процентов.
    • ИП, которые торгуют на стационарном объекте без торгового зала или с залом менее 100 м2. При этом должны соблюдаться условия: при регистрации ИП указан основной вид деятельности – парикмахерские и косметологические услуги, химчистка, ремонт одежды, покраска одежды, ремонт обуви, украшений, изготовление ключей. При этом в помещении витрина с образцами не должна занимать по площади более 10%.
    • Торговля книгами, газетами, журналами. При этом доля дохода от продаж печатной продукции должна быть не менее 60% от всего дохода и использование кассового аппарата. Читайте также статью: → “ ».

    Как встать на учет и сняться с учета

    Встать на учет обязаны все организации и ИП, осуществляющие торговую деятельность в г. Москве, даже если они попадают под льготу и освобождены от уплаты. Чтобы встать на учет, предприниматель должен подать в налоговую инспекцию уведомление (форма ТС 1). В нем указывается:

    • Объект обложения;
    • Характеристика объекта (количество, площадь);
    • Вид деятельности;
    • Ставка фиксированная за объект или ставка за 1 кв.метр;
    • Исчисленная сумма ТС;
    • Льготы по уплате ТС;
    • Сумма за квартал

    Подать уведомление нужно не позднее 5 дней с момента возникновения объекта.

    Если какие-то характеристики объекта изменились, то плательщик обязан уведомить налоговый орган обо всех изменениях так же не позднее 5 дней, с момента их возникновения. После того, как налоговый орган получит уведомление от плательщика, его ставят на учет в течение 5 дней. После постановки, в течение 5 дней выдается свидетельство.

    Уведомление подается в письменном виде или в электронном с электронной подписью. Чтобы сняться с учета, необходимо предоставить уведомление (форма ТС 2) об окончании использования торгового объекта. Сроки подачи те же, что и при постановке.

    Если у ИП несколько торговых объектов в разных регионах, то нужно подать уведомление в инспекцию по нахождению любого из объектов в него включается информация обо всех торговых объектах. Перечисление суммы сбора осуществляется в ту инспекцию, куда было подано уведомление. Штрафы:

    Вид нарушения Штраф
    За не своевременную постановку на учет 10 000 руб.
    Не постановка 10% от доходов з квартал, но не ниже 40 000 руб.
    Несвоевременное указание изменений 200 руб.
    Подача уведомления с опозданием Штраф 200 руб. и и административный штраф от 300 до 500 руб
    Указаны недостоверные сведения неумышленно 20% от суммы сбора
    Указаны недостоверные сведения умышленно 40% от суммы сбора

    Как рассчитать торговый сбор

    Сумма сбора зависит от фактической величины объекта (площадь, количество и т.д.). Ставка умножается на это фактическое значение. Размеры устанавливаются на местном уровне, законом города федерального значения. В законе подробно прописаны размеры ставок, которые зависят от того, в каком районе находится объект торговли и от его площади.

    Если фактическое значение увеличилось в течение отчетного периода, то новое значение учитывается уже с начала квартала. Если оно уменьшилось – то с начала квартала, следующего за отчетным.

    Ставки ТС установлены Законом №6 г. Москвы от 17.12.2014. Ежегодно увеличиваются на коэффициент-дефлятор, в 2017 году он составляет 1,237.

    Что относится, а что не относится к площади торгового зала:

    Ставки сбора по регионам Москвы:

    Вид объекта Фактическое значение Ставка в рублях
    I зона (ЦАО) II зона (за МКАДом) III зона (до МКАДа, но не в ЦАО)
    Стационарная и нестационарная торговля без залов (исключение переносная торговля) За один объект 81 000 28 350 40 500
    Стационарная торговля с залами площадью до 50 м2 60 000 21 000 30 000
    Развозная и разносная торговля 40 500 40 500 40 500
    Стационарная торговля с залами более 50 м2 За 1 м2 в пределах 50 м2 1 200 420 600
    За каждый последующий м2 50 50 50
    Розничный рынок За 1м2 50 50 50

    Пример расчета сбора

    У ИП Брасова 2торговых объекта, которые не попадают под льготу:

    • Первый – в зоне I с торговым залом более 35 м2;
    • Второй – в зоне 3 с торговым залом 70 м2.
    • По первой зоне будет фиксированная сумма 60 000 руб.
    • По третьей зоне (600 руб * 50 м2) + (50 руб * 20 м2) = 31 000 руб.
    • Всего составит: 91 000 руб.

    Tорговый сбор у ИП при УСН «Доходы»

    Если ИП применяет УСН «Доходы», зарегистрирован и уплачивает налог в г. Москва, то он может упрощенный налог снизить на сумму TC. При этом сбор должен быть начислен в том же периоде, что и авансовый платеж по упрощенному налогу. Если ИП не зарегистрирован в Москве, но ведет тамторговлю, то он обязан в стать на учет по уплате TC в Московскую налоговую инспекцию. Налог по УСН перечисляется по месту жительства, поэтому его не снизить за счет суммы TC .

    Особенные моменты:

    1) Если у ИП при УСН есть наемные сотрудники, то налог можно уменьшить за счетстраховых взносов, выплат по больничным листам, личных страховок но не более чем на 50%.Согласно пункту 8 статьи 346.21 НК, плательщик в дополнении к суммам, уменьшающим налог, может снизить его на сумму ТС. Получается, что оставшуюся часть налога можно убавить на сумму ТС вплоть до нуля.

    Если наемных сотрудников нет, то предприниматель платит только за себя страх.взносы, и вправебез ограничений снизить упрощенный налог за счет перечисленных страх. взносов.

    2) ТС не указывается в книге учета доходов и расходов, так как нет соответствующей графы для суммы уплаченного ТС. Поэтому указывать ее в книге не нужно. А в декларации нужно будет указать в строках 140-143 раздела 2.1 вместе со страховыми взносами

    3) если ИП занимается не только торговлей, но и другими видами деятельности, то доходы он должен учитывать раздельно по каждому виду. Согласно письму Минфина России от 23.07.2015 № 03-11-09/42494 и ФНС России от 12.08.2015 № ГД-4-3/14233, можно снизить только ту часть налога, которая исчислена от торговой деятельности. То есть предпринимателю нужно рассчитать налог от торговой деятельности и от остальной. И уменьшить только тот, который от торговой.

    Пример учета ТС при разных видах предпринимательской деятельности

    ИП Воронина А.И. зарегистрирована в Москве. Там же предлагает ремонтные услуги и занимается розничной торговлей, которая облагается ТС. Сумма уплаченного ТС за 2016 год равна 28 500 руб. Сумма доходов за 2016 год составила:

    • от услуг – 850 000 руб.,
    • от торговли- 570 000 руб.

    Сумма общих страховых взносов за себя и за наемных сотрудников составила 68 500 руб. На сколько снизится налог с доходов от торговой деятельности? Рассчитаем сумму налога с доходовза 2016 год

    • Налог с доходов от услуг:

    850 000 * 6% = 51 100 руб.

    • Налог с доходов от торговли:

    570 000 * 6% = 34 200 руб.

    • Общие страховые взносы распределяем пропорционально доходам:

    На работников, занятых в услугах

    850 000: (850 000 + 570 000) * 68 500 = 41 004 руб.;

    На работников, занятых в торговле

    570 000: (850 000 + 570 000) * 68 500 = 27 496 руб.

    • У ИП есть 50% ограничение, поэтому налог с дохода от торговли можно снизить за счет страховых взносов на сумму:

    34 200 * 50% = 17 100 руб.

    Tорговый сбор у ИП при УСН «Доходы-расходы»

    При данном виде учета сумма ТС включается в «Расходы» при расчете налогооблагаемой базы. Если «Доходники» могут снизить уже рассчитанный налог, то здесь уменьшается только база, а с нее уже берется 15%. Раздельный учет при ведении разных видов деятельности не требуется (подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

    ТС можно включить в Расходы, даже если ИП зарегистрирован не в Москве, но ведет там торговую деятельность. Сумма ТС отражается в Книге учета в первом разделе со всеми остальными расходами. В декларации – в строках 220-223 разд. 2.2. – в общей сумме расходов.

    ТС для ИП при налоговом режиме ОСНО

    ИП, применяющие общую систему налогообложения могут уменьшить сумму НДФЛ, начисленного по итогам года на сумму уплаченного ТС. Налог можно снизить при условии, что ИП зарегистрирован и ведет торговлю в г. Москва. Раздельный учет при данной форме налогообложения для учета ТС вести не нужно.

    Если сумма ТС больше исчисленного налога, то оставшаяся сумма сбора на следующий год не переносится.

    ТС для ИП на патенте и ЕСХН

    Согласно ст. 411 НК РФ предприниматели, выбравшие ПСН или уплачивающие единый сельскохозяйственный налог, освобождаются от уплаты ТС. Предприниматель, который утратил право на применение ПСН, обязан уплатить ТС за период до потери права. Предприниматель, утративший право на уплату ЕСХН обязан начать уплачивать ТС с момента потери права.

    Ответы на актуальные вопросы

    Вопрос №1 . ИП применяет упрощенную систему налогообложения с объектом «Доходы» и ведет разные виды деятельности, в том числе и торговую. Каким образом снизится налог с доходов?

    В этом случае нужно вести раздельный учет доходов по всем видам деятельности и уменьшать только тот налог, который рассчитан от доходов с торговли.

    Вопрос №2. ИП арендовал павильон, который ранее использовался для торговли, под склад. Торговлю в этом помещении не ведет. Нужно ли уплачивать ТС?

    Уплачивать не нужно, так как помещение не используется для торговли, а только для складирования.

    Вопрос №3. Предприниматель применяет ПСН и занимается торговой деятельностью в Москве. Нужно ли уплачивать ТС?

    Уплачивать не нужно, так как плательщики патента освобождены от уплаты данного вида сбора.

    Вопрос №4. Предприниматель зарегистрирован не в Москве, но в Москве у него есть магазин, нужно ли уплачивать ТС?

    Да, нужно, поскольку торговля ведется на территории города федерального значения, в котором принят закон об уплате ТС. Важно установить, попадает ли объект торговли под льготы.

    Звонок в один клик

    Гусарова Юлия Интернет-бухгалтерия «Моё дело» - Торговый сбор

    В соответствии с гл. 33 НК РФ, введённой в действие Федеральным законом №382-ФЗ от 29 ноября 2014 года, на территории городов, которые имеют федеральное значение, предусматривается возможность установления торгового сбора.

    Торговый сбор относится к местному обязательному взносу, который взимается на территории трёх городов - Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. Дата начала действия торгового сбора - 1 июля 2015 года. В границах других городов установление торгового сбора возможно только в соответствии с отдельным (специальным) федеральным законом.

    Торговый сбор - это обязательный ежеквартальный платёж, плательщиками которого являются организации и индивидуальные предприниматели, работающие на ОСНО или УСН .

    Виды деятельности, которые облагаются торговым сбором, исключают использование ЕНВД.

    Налогоплательщикам на ЕСХН и предпринимателям, которые применяют патентную систему, предоставлено освобождение от уплаты торгового сбора в соответствии с п.2 ст.411 НК РФ.

    Федеральным законом №382-ФЗ от 29 ноября 2014 года не регламентируется конкретный перечень товаров, которые подпадают под торговый сбор. Другими словами, сбор взимается с любых товаров, относящихся к видам торговли, к которым применяется торговый сбор.

    Какие виды торговли облагаются торговым сбором?

    Статья 413 НК РФ вводит обязанность уплачивать торговый сбор в отношении следующих видов торговли:

    • через объекты стационарной торговой сети, которые не имеют торговых залов (кроме АЗС);
    • через объекты нестационарной торговой сети;
    • через объекты стационарной торговой сети, которые имеют торговые залы;
    • посредством отпуска товаров со склада.

    Кроме того, деятельность по организации розничных рынков также считается торговой деятельностью.

    Основание для возникновения обязательства по уплате торгового сбора

    С юридической точки зрения обязанность по уплате торгового сбора не возникает по факту ведения соответствующего вида торговли. Не возникает она и при получении дохода от такой торговой деятельности. Основанием для уплаты торгового сбора является фактическое использование объекта осуществления торговли.

    Речь идет о:

    • здании, сооружении, помещении, стационарном или нестационарном торговом объекте или торговой точке, которые используются для осуществления торговой деятельности;
    • объекте недвижимого имущества, который использован управляющей рынком компанией для организации розничного рынка.

    Обязанность по уплате торгового сбора возникает у организации или индивидуального предпринимателя уже после одного использования объекта осуществления торговли в течение квартала (основание: ст.412 НК РФ). Причём неважно, является ли магазин или торговый павильон собственностью ООО или ИП, либо же арендуется.

    Расчёт торгового сбора

    Расчёт суммы торгового сбора осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями самостоятельно в отношении каждого объекта торговли по формуле:
    ТС = Ст х Ф,
    где Ст - ставка сбора;
    Ф - фактическое значение физической характеристики объекта осуществления торговли.

    Величина ставки сбора может законодательно устанавливаться властями городов федерального значения в рублях в расчёте на объект или площадь объекта осуществления торговли.

    Уплачивать сборы необходимо до 25 числа месяца, который следует за периодом обложения (кварталом).

    На основании ст.415 НК РФ власти городов федерального значения имеют право на изменение ставок торговых сборов, а именно:

    • установление разных ставок, которые действуют в различных районах города и для различных объектов торговли;
    • снижение ставки сбора вплоть от нулевого уровня.

    Суммы торгового сбора в Москве

    На территории Москвы торговый сбор взимается по ставке 200 рублей в год за 1 кв. метр для объектов торговли. Эта ставка применяется к объектам торговли, площадь которых превышает 50 кв. метров.

    Объекты стационарной торговли, которые имеют площадь 50 кв. метров или менее, облагаются в границах Москвы годовым торговым сбором:

    • на территории ЦАО в размере 240 тыс. рублей;
    • на территории Новой Москвы (за пределами МКАД) в размере 84 тыс. рублей.

    Объекты стационарной торговли, которые имеют площадь более 50 кв. метров, облагаются на территории Москвы годовыми суммами торгового сбора, указанными выше, к которым добавляются сборы из расчета 200 рублей за каждый кв. метр площади, превышающей 50 кв. метров.

    Объекты стационарной и нестационарной торговли, которые не оборудованы торговым залом, облагаются в границах Москвы годовым торговым сбором:

    • на территории ЦАО в размере 162 тыс. рублей;
    • на территории остальных округов (в пределах МКАД) в размере 120 тыс. рублей;
    • на территории Новой Москвы (за пределами МКАД) в размере 113,4 тыс. рублей.

    Как встать на учёт для уплаты торгового сбора

    У организаций и индивидуальных предпринимателей, которые попадают в категорию плательщиков торгового сбора, появляется обязанность зарегистрироваться в налоговом органе в статусе плательщиков сбора. Как это сделать? Необходимо подать на бумажном носителе или в электронном виде (применяя телекоммуникационные каналы связи и используя усиленную квалифицированную электронную подпись) уведомление о постановке на учёт ИП или ООО в качестве плательщика торгового сбора по форме ТС-1.

    Постановка на учёт в качестве плательщика сбора является очень важной процедурой. Если ООО и ИП не уведомляют о своем статусе плательщика торгового сбора, то налоговый орган приравнивает их к тем, кто осуществляет свою деятельность без постановки на налоговый учёт.

    В этом случае индивидуальных предпринимателей и организации ждёт штраф, который составляет 10% величины доходов (но не меньше 40 тыс. рублей), которые получены от такой незаконной деятельности. Кроме того, должностные лица могут быть подвергнуты административному штрафу в размере до 3 тыс. рублей на основании ст. 15.3 КоАП РФ.

    Ещё один нюанс: налогоплательщик, который не подал уведомление, лишается права уменьшить налоговую нагрузку на величину торгового сбора. Такой запрет в прямой форме содержит текст Федерального закона №382-ФЗ от 29 ноября 2014 года.

    Как торговый сбор отразится на налоговой нагрузке?

    При уплате торгового сбора индивидуальные предприниматели могут снизить налоговую нагрузку на УСН и размер НДФЛ. Организации также имеют возможность сократить налоговую нагрузку на УСН и при уплате налога на прибыль.

    Торговый сбор и НДФЛ. В случае осуществления индивидуальным предпринимателем торговой деятельности по месту регистрации он имеет право снизить размер НДФЛ за отчётный налоговый период в размере всей суммы налогового сбора, который был уплачен в течение налогового периода (основание: п.5 ст. 225 НК РФ).

    Если индивидуальный предприниматель состоит на учёте в одном городе, а торговая деятельность и уплата торгового сбора осуществляются им в другом городе, такой предприниматель лишается права на уменьшение НДФЛ в размере уплаченного торгового сбора.

    Торговый сбор на УСН. При ведении деятельности на УСН у организаций и индивидуальных предпринимателей имеется право уменьшать величину единого налога на сумму торгового сбора, который уплачен в отчётном налоговом периоде.

    При этом должно соблюдаться условие: зачисление единого налога производится в бюджет города, на территории которого действует торговый сбор (основание: п.8 ст.346.21 НК РФ).

    В случае наличия обособленных подразделений уплату УСН осуществляет головная организация. Поэтому ключевым фактором при снижении величины единого налога на сумму торгового сбора является наличие на территории города федерального значения именно головной организации.

    Торговый сбор и налог на прибыль. При ведении деятельности на ОСНО организации получают право уменьшить размеры авансовых платежей по налогу на прибыль на величину торгового сбора, фактически уплаченного на дату уплаты налога с начала налогового периода.

    Здесь также должно соблюдаться условие: зачисление налога на прибыль производится в бюджет города, на территории которого действует торговый сбор (основание: п.10 ст.286 НК РФ).

    Важно отметить, что в случае наличия обособленных подразделений налог на прибыль уплачивается по месту их нахождения. Другими словами, такие организации, работающие на ОСНО, смогут (в отличие от УСН) гарантированно уменьшить размер налога на прибыль на величину торгового сбора.

    Самый простой способ расчёта и уплаты торгового сбора

    Для того чтобы рассчитывать и уплачивать торговый сбор вовремя и в полном объеме, нужно сделать только одно: обратиться к услугам интернет-бухгалтерии «Моё дело». Среди огромного количества инструментов, которые необходимы бухгалтеру в повседневной работе и в период сдачи отчётности, есть замечательный сервис расчёта торгового сбора.

    Теперь Вам не придется каждый раз обращаться за консультациями по поводу порядка расчёта и уплаты торгового сбора. Благодаря интернет-бухгалтерии «Моё дело» Вы всегда будете точно знать, когда и сколько Вам необходимо заплатить.

    В системе Вам всегда доступны бланки уведомления о постановке на учёт (форма ТС-1) и снятии с учёта (форма ТС-2) организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора.

    Торговый сбор - это просто, ведь теперь Вам помогает интернет-бухгалтерия ! Прямо сейчас пройдите простую регистрацию, чтобы работать с учётом сегодняшних реалий!