Физиология внимания памяти эмоций. Физиологические механизмы эмоций

Нередко имеют эмоциональную окраску. Однако несмотря на тесную связь, мотивации и эмоции принадлежат к разным состояниям организма, поскольку их возникновения определяется различными нейронными образованиями мозга.
Во эмоцией понимается своеобразный физиологическое состояние. Это один из важнейших аспектов деятельности ЦНС, характеризующий личное отношение человека к окружающей среде, является одной из форм отражения действительности. В эмоциях отражаются определенные потребности человека и реализуются их удовлетворения, достижения цели.
Классификация эмоций. Эмоции принято делить на негативные и позитивные. Различают стенические отрицательные эмоции, которые обусловливают активную деятельность (гнев, ярость, состояние аффекта, агрессия и т.д.), и астенические, снижающие активность (страх, горе, печаль, депрессия). К положительным эмоциям относятся радость, удовольствие, наслаждение, состояние комфорта, ощущение любви и счастья. Различают низшие и высшие эмоции. Низшие эмоции элементарные, связанные с органическими потребностями человека и животного (голод, жажда, половой инстинкт, самосохранение и т.п.). У человека даже элементарные эмоции - продукт социально-исторического развития, в процессе которого формируется культура эмоций. Высшие эмоции возникают только у человека в связи с удовлетворением социальных потребностей (интеллектуальных, моральных, эстетических и др.). Эти сложные эмоции развивались на основе сознания, они контролируют и тормозят низкие эмоции.
Появление эмоций в онтогенезе. У новорожденного ребенка отчетливо проявляются эмоции страха, гнева, удовольствия. Голод, боль, охлаждения, мокрая постель вызывают у младенца недовольство с характерными внешними признаками: гримасой страдания и плачем. Неожиданно сильный звук или потеря равновесия предопределяют состояние страха, а насильственное ограничение двигательной активности (пеленание) - гнев. Типичные признаки удовлетворения появляются у ребенка во время его колыхание и при тактильном раздражении тех рецепторных зон, которые впоследствии приобретут значение эрогенным. Есть также сведения, что эмоции (как положительные, так и отрицательные) оказываются даже у плода на 5-6-м месяце эмбрионального развития. Однако окончательно эмоциональная сфера формируется постепенно, на основе сочетания приобретенных стереотипов с врожденными механизмами. Таким образом, низшие эмоции, как и безусловные рефлексы и инстинкты, являются врожденными формами отражения действительности.
Биологическое значение эмоций. Появление эмоций следует рассматривать как важное эмоциональное наследие, которое облегчает формирование комплекса нейронных взаимодействий для выработки сложных форм поведения. Они имеют важное значение не только для организации инстинктивного поведения, но и для возникновения условных рефлексов, формирование процесса мышления. Роль отрицательных эмоций в организации поведения заключается в том, что они позволяют быстро оценить ситуацию, которая возникла (полезная или вредная). Они мобилизуют усилия человека или животного, направленные на удовлетворение определенной потребности, компенсирующих дополняют знания, где их не хватает для достижения цели (компенсирующая, защитная функция эмоций).
Приспособительное значение положительных эмоций заключается в их тонизирующей воздействии. Успех окрыляет, порождает чувство уверенности в своих силах, санкционирует дальнейшие поиски. Эмоциональное возбуждение способствует мобилизации жизненного опыта, хранящегося в памяти долгое время.
Внешнее проявление эмоций. Эмоции проявляются в поведении и различных реакциях со стороны двигательной, вегетативной и эндокринной систем. К ним относятся живая мимика и жестикуляция, изменение голоса и речи, позы и походки / различные вегетативные реакции (нарушение деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем, внутренней секреции, потоотделение, появление слез, сухости во рту и т.д.). Вегетативные изменения, возникающие при отрицательных эмоциях, реализуются с участием преимущественно симпатико-адреналовой системы (расширение зрачков, учащение сердцебиения, дыхания, повышение артериального давления, уровня катехоламинов, 17-кортикостероидов в крови и др.).. Положительные эмоции иногда сопровождаются активизацией деятельности парасимпатического отдела вегетативной нервной системы. Однако соотношение между симпатической и парасимпатической активности при эмоциях не сводятся к прямой реципрокности. Возбуждение симпатического отдела всегда сопровождается возбуждением парасимпатического, однако участие каждого из них различна в возникновении той или иной группы эмоций. Сознательное подавление эмоций при резком возбуждении вегетативной нервной системы, повышении содержания физиологически активных веществ в крови может привести к патологическим изменениям в организме. Это связано с тем, что активизация нервно-гуморальной системы не влияет на внешние проявления эмоций, а отражается на различных органах и системах, обусловливая парадоксальные реакции. Такие последствия активизации нервного аппарата эмоций. Что же представляет собой этот аппарат?
Нервный аппарат эмоций. Центральный нервный аппарат эмоций представлен совокупностью мозговых образований, которые принято называть висцеральным мозгом, или лимбической системой. К нему относятся гиппокамп, миндалевидные тело, поясная закрутка и др.. Указанные структуры мозга морфофункциональные
тесно связаны между собой и образуют «эмоциональное круг» («круг Пейпеца»), в котором может длительное время циркулировать эмоциональное возбуждение. Возможно, этот замкнутый путь служит важным нервным аппаратом, который отвечает за формирование эмоций. Лимбическая система тесно связана с новой корой большого мозга, особенно с ее лобными, височными и теменными долями, а также ретикулярной формацией мозгового ствола. Височная область отвечает за передачу информации со зрительной, слуховой и соматосенсорной коры к миндалевидной тела и гиппокампа. Лобная участок регулирует деятельность лимбической коры. Ретикулярная формация повышает активность восходящих влияний на лимбическую систему. Именно через эти связи можно сознательно управлять появлением и проявлением эмоций.
Особенно много информации об этих структурах дали опыты с самоподразненням мозга животных. Крысам было
вживлен в разные участки мозга электроды. Причем животные имели возможность самостоятельно включать раздражающих ток с помощью специального рычага. Оказалось, что при определенной локализации краев электродов крыса нажимает на рычаг до 8 тыс. раз в течение 1 ч, до полного истощения. В других случаях крыса, нажимая несколько раз на рычаг, больше к нему не притрагивается.
Участки, раздражение которых вызывает подкрепление или избегания раздражителя, был назван «центрами удовольствия» («награды») и недовольство («наказание»). Особенно много их в гипоталамической области, миндалевидными теле. Часто эти центры локализуются в структурах, связанных с половой и пищевой активностью, но есть немало участков, которые трудно связать с какой-то потребностью.
Опыты по самоподразнення был проведен и на других животных, в том числе и на обезьянах. Результаты этих опытов можно экстраполировать и на человека. В последнее время для диагностики и лечения некоторых заболеваний были разработаны технику введения электродов в глубинные структуры мозга человека. Когда больному под чает нейрохирургической операции дают возможность раздражать собственный мозг (т.е. проводить самоподразнення), то при стимуляции определенных участков мозга люди нередко сообщают о возникновении у них приятных или неприятных ощущений. Приятные ощущения часто имеют сексуальную окраску, сопровождаются бодростью и подъемом настроения, немотивированно радостью (эйфория). Во время стимуляции отрицательных точек (так называемых центров неудовольствия) у человека возникает чувство беспокойства, тревоги, страха и ужаса.
По данным литературы, ведущую роль в формировании эмоций играет правое полушарие мозга, где зарождаются негативные аффекты. Левое полушарие отвечает за положительную окраску эмоций.
Теории эмоций. Наибольших успехов в теоретической разработке проблемы эмоций достигнуты в рамках теории функциональных систем и с позиций информационного подхода.
Биологическая теория эмоций (П. К. Анохин, 1949) имеет два аспекта - эволюционный и нейрофизиологических. Суть эволюционного подхода заключается в том, что жизненный процесс является совокупностью двух состояний организма: стадии формирования потребностей и основных влечений (мотиваций) и стадии их удовлетворения. Первая стадия сопровождается отрицательными эмоциями, вторая - положительными, закрепляющие (санкционируют) поведенческий акт. Согласно позиции теории функциональных систем, отрицательные эмоции возникают также при несогласовании в акцептор результата действия реальных последствий с ожидаемыми (их афферентной моделью), а положительные эмоции - при полном совпадении результатов.
Согласно информационной теории (П. В. Симонов, 1966, и др.)., Эмоции являются отражением силы потребности и возможности (вероятности) ее удовлетворения в данный момент. Если необходимости нет, то эмоции не возникают. их не бывает и тогда, когда человек владеет информацией, которой достаточно для организации действий по достижению цели. В условиях дефицита информации создаются условия для формирования негативных эмоций. Если же появляется избыток информации о достижении цели, то возникает положительная эмоция. Кроме того, имеют значение и другие факторы, в том числе время, необходимое для удовлетворения потребностей (в случае его дефицита часто возникают отрицательные эмоции), энергетические возможности человека и т.п..
Различают четыре степени состояния эмоционального напряжения. Первая ступень - состояние внимания, мобилизации - характеризуется усилением деятельности органов и систем, интеллектуальных и физических ресурсов, повышением работоспособности. Вторая ступень бывает тогда, когда мобилизация сил организма оказывается недостаточной. Он сопровождается возникновением негативного стеничной реакции (гнев, ярость и т.д.). Третья ступень характеризуется появлением астенической отрицательной эмоции (страх, ужас, депрессия). Он возникает даже при максимальной мобилизации жизненных сил. Это стадия напряжения, или эмоционального стресса. При длительном воздействии она очень вредно сказывается на организме человека. Четвертая ступень проявляется развитием невротического состояния, что свидетельствует о заболевании человека.
Нейрохимия эмоций. В осуществлении любой эмоции участвуют все нейромедиаторные системы (норадрена-, холин-, серотонин-, дофаминергическая), а также целый ряд нейропептидов, в том числе и эндогенные опиаты. Вместе с тем, удельный вес каждой из них в эмоциональной реакции разного знака одинакова. Например, доказано, что положительные эмоции («награды») возбуждают катехоламины, а негативные («наказание») - ацетилхолин. Роль холинергической системы отчетливо проявляется в агрессивном поведении животных. Серотонин играет роль тормозного медиатора относительно обеих систем. Ослаблением тормозного влияния серотонина склонны объяснять повышенную агрессивность. Подавление серотонинергической системы стимулирует половое поведение, в то время как угнетение норадрена-и дофаминергической систем дает обратный эффект.
Данные, полученные в эксперименте на животных, совпадают с результатами биохимических исследований у человека. Так, снижение уровня серотонина в крови человека сопровождается необъяснимым беспокойством, а дефицит норадреналина - депрессией, тоской.

8.1. Определение эмоций

Определение эмоции вызывает определенные трудности, так как почувствовать эмоцию можно только интроспективно. Общепринятого определения нет. Поэтому приводим несколько определений.
Эмоции - одна из важнейших сторон психических процессов, которая характеризует переживание человеком действительности, его отношение к окружающему миру и к самому себе, это одна из форм отражения объективной действительности, при которой доминирует активный субъективный характер процесса.
Более конкретным определением является следующее. Эмоция - специфическое состояние психической сферы, одна из форм поведенческой реакции, вовлекающая многие физиологические системы и обусловленная как определенными мотивами, потребностями организма, так и уровнем их удовлетворения. Эмоции - рефлекторные реакции организма на внешние и внутренние раздражения, характеризующиеся ярко выраженной субъективной окраской и включающие практически все виды чувствительности. Субъективность эмоций проявляется в переживании человеком его отношения к окружающей действительности. По словам П.К.Анохина, эмоциональное состояние характеризуется ярко выраженной субъективной окраской и охватывает все виды ощущений и переживаний человека - от глубоко травмирующих страданий до высоких форм радости и социального ощущения жизни.

8.2. Классификация эмоций

Различают эмоции:
1) Простые и сложные. Сложные, которые возникают на базе социальных и духовных потребностей называются чувствами, свойственны только человеку.
2) Низшие (наиболее элементарные, связанные с органическими потребностями животных и человека) подразделяющиеся на гомеостатические и инстинктивные, и высшие (связанные с удовлетворением социальных потребностей - интеллектуальных, моральных, эстетических и др.).
3) Стенические (вызывающие активную деятельность) и астенические (снижающие активность).
4) Настроения, страсти, аффекты (по длительности и степени выраженности).
5) Положительные и отрицательные (вызванные удовлетворением или неудовлетворением потребности).
Основу мотивационной системы человеческого существования составляют 10 фундаментальных эмоций: интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина.

8.3. Функциональная организация эмоций

Каждая эмоция включает в себя два различных компонента: эмоциональное переживание (субъективное состояние) и эмоциональное выражение - процесс сомато-вегетативных изменений, именно поэтому их можно изучать объективно. К этим изменениям относятся изменения кожно-гальванической реакции, артериального давления, частоты сердечных сокращений, дыхания, ЭКГ, ЭЭГ (тета-ритм), мышечного напряжения, секреции слюны, мигания, движения глаз, диаметра зрачка, моторики желудка и кишок, эндокринных функций, тремор мышц и пр. Возможно некоторое разобщение этих компонентов, например, на театральной сцене, когда бурные мимические и вегетативные реакции, свойственные симптомам плача или смеха, могут протекать без соответствующих субъективных ощущений.
У животных об эмоциях судят по внешним проявлениям, которые генетически закреплены у каждого вида и определяются позой, характерным сокращением мышц, состоянием шерсти, положением хвоста, ушей и т.п.

8.4. Биологическое значение эмоций

Биологический смысл эмоционально-выразительных реакций - информационный, он состоит в том, что они служат тонким индикатором состояния организма, и в передаче сигналов различного рода на расстоянии для других особей данного и других видов (феномен эмоционального резонанса). Следовательно, "эмоциональное выражение" закрепилось в процессе эволюции как одна из форм сигнальной деятельности и одновременно - как способ приспособления к изменениям окружающей среды. Двигательные, вегетативные и эндокринные компоненты эмоций служат, с одной стороны, познавательным процессам, а с другой - влияют на сами эмоции по принципу обратной связи.
В настоящее время есть две теории, объясняющие их значение.

8.4.1. Биологическая теория П.К.Анохина

По биологической теории П.К.Анохина, эмоции возникли в процессе эволюции как средство быстрой оценки потребностей и их удовлетворения в соответствующей ситуации. Если параметры достигнутого результата действия соответствуют свойствам акцептора результатов действия, возникает положительная эмоция, если нет - отрицательная.

8.4.2. Потребностно-информационная теория П.В.Симонова

Потребностно-информационная теория П.В.Симонова рассматривает эмоцию как отражение мозгом качества и величины потребности и вероятности ее удовлетворения в данный момент.
Существует определенный оптимум мотивации , порожденной потребностью, за пределами которой возникает эмоциональное поведение. То есть эмоциональная реакция возникает лишь тогда, когда мотивация становится достаточно сильной. Однако, если мотивация слишком сильна, адаптационный характер эмоционального поведения полностью утрачивается, развивается лишь эмоциональная реакция.
Кроме этого, для возникновения эмоций важны новизна, необычность и внезапность ситуации. Если человек не подготовлен ко встрече с данными условиями, он не находит возможности для удовлетворения имеющихся потребностей, развивается эмоция. Чем ограниченнее у него система приобретенного опыта по удовлетворению потребностей в данной ситуации (особенно в детстве), тем больше эмоций он испытывает.
Информационная природа эмоции выражена П.В.Симоновым в следующей форме:

Э = - П (Н-С),

где Э - эмоция (определенная количественная характеристика эмоционального состояния организма, обычно выражаемая важными функциональными параметрами физиологических систем организма, например, частота сердечных сокращений, дыхания, артериальное давление, уровень адреналина в организме и т.д.);
П - жизненно важная потребность организма, направленная на выживание индивида и продолжение рода, у человека - определяемая еще и социальными мотивами;
Н - информация, необходимая для удовлетворения потребности; С - информация, существующая о возможности удовлетворения потребности.
Отрицательная эмоция возникает, когда Н > С, и напротив, положительная эмоция ожидается, когда Н < С.
Далее Г.И.Косицкий предложил оценивать величину эмоционального напряжения по формуле:

СН = Ц (ИнВнЭн - ИсВсЭс),

где СН - состояние эмоционального напряжения;
Ц - цель;
ИнВнЭн - необходимые информация, время, энергия;
ИсВсЭс - существующие у организма информация, время, энергия.
Первая стадия напряжения (СН I) - характеризуется положительным эмоциональным состоянием, обостренным вниманием, мобилизацией активности, повышением работоспособности. При этом повышаются функциональные возможности организма.
Вторая стадия напряжения (СН II) - характеризуется максимальным увеличением энергетических ресурсов организма, повышением частоты сердечных сокращений, дыхания, артериального давления, - это стеническая отрицательная эмоциональная реакция, имеющая внешнее выражение в форме ярости и гнева.
Третья стадия напряжения (СН III) - астеническая отрицательная реакция, характеризующаяся истощением ресурсов организма и находящая выражение в состоянии ужаса, страха, тоски.
Четвертая стадия напряжения (СН IV) - стадия невроза. Ослабление деятельности систем положительного подкрепления или усиление деятельности отрицательного подкрепления приводит к гипотимии - депрессивному состоянию с проявлением тревоги, страха, апатии, нарушением работы внутренних органов.
Гипертимии - повышенное настроение.
В основе нарушений эмоциональной сферы - генетические факторы и отклонения в балансе нейромедиаторов - моноаминергических систем организма.

8.5. Функции эмоций

Рассмотрение биологического значения эмоций позволяет выделить следующие функции эмоций.
1. Отражательно-оценочная функция , так как эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретен­ного индивидуального опыта.
2. Регуляторные функции . К ним относится целый комплекс: 1) переключающая функция, 2) подкрепляющая, 3) компенсаторная (замещающая) функции.
Переключающая функция. Эмоция есть активное состояние специализированных мозговых структур, побуждающее изменить поведение в направлении минимизации (отрицательная эмоция) или максимизации (положительная) этого состояния. Поскольку положительная эмоция свидетельствует о приближении удовлетворения потребности, а отрицательная - об удалении от него, субъект стремится максимизировать (усилить, продлить, повторить) первое состояние и минимизировать (ослабить, прервать, предотвратить) второе.
Переключающая функция особенно ярко проявляется в процессе конкуренции мотивов, при выделении доминирующей потребности, которая становится вектором целенаправленного поведения. Например, в борьбе между инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать этическим нормам субъект переживает борьбу между страхом и чувством долга и стыдом.
Подкрепляющая функция - частная разновидность переключающей функции. Эта функция состоит в облегчении (при положительных эмоциях) и затруднении (при отрицательных) в образовании условных рефлексов (особенно инструментальных).
Компенсаторная (замещающая) функция эмоций состоит в том, что эмоциональное напряжение обеспечивает гипермобилизацию вегетативных функций организма в процессе поведенческого акта. Целесообразность этой избыточности мобилизации ресурсов закреплена в процессе естественного отбора с целью обеспечить лучшим образом напряженную деятельность организма (например, в борьбе или бегстве).

8.6. Происхождение эмоций

8.6.1. Периферическая теория

По одной из первых теорий эмоции (в конце XIX века), "периферической теории" Джеймса-Ланге, эмоции возникают как отражение, осознание изменений в работе внутренних органов, особенно кровообращения, и мышц (человек печален потому, что он плачет, испытывает ярость или страх потому, что бьет другого или дрожит).

8.6.2. Центральная теория

Периферическую теорию опроверг Ч.Шеррингтон, противопоставив ей центральную теорию происхождения эмоций. При перерезке блуждающих нервов и спинного мозга, устранявших сигналы от внутренних органов, эмоции не исчезали. Оказалось, что при разных, противоположных эмоциях вегетативные реакции однонаправлены.
Центральная теория подтверждена впоследствии многими другими.
Установлена связь эмоций с кортико-таламо-лимбико-ретикулярными структурами мозга (Бехтерев, Кеннон, Барт, Линдсли, Пайпец и др.). Так, при раздражении ядер миндалины у человека возникают состояния страха, гнева, ярости, иногда - удовольствия. Стимуляция перегородки, как правило, сопровождается эйфорией, наслаждением, сексуальным возбуждением, общим подъемом настроения. При раздражении переднего и заднего отделов гипоталамуса наблюдаются реакции тревоги и ярости, а при стимуляции среднего отдела - реакции гнева и сексуального возбуждения. Декортицированные кошки не способны к целенаправленному эмоционально-приспособительному поведению. Поражение лобных долей у человека ведет к эмоциональной тупости или растормаживанию низших эмоций и влечений и подавлению эмоций высшего типа, связанных с целенаправленной деятельностью, социальными отношениями и творчеством. Конкретные эмоции нельзя связать с функцией ограниченного круга мозговых структур, так как каждая из них имеет отношение и к положительным, и к отрицательным эмоциональным состояниям.
Таким образом, в настоящее время не существует единой общепринятой научной теории эмоций, а также точных данных о том, в каких центрах и каким образом эти эмоции возникают и каков их нервный субстрат. Возможно, в развитии и дифференцировке эмоций участвуют все структуры лимбической системы, гипоталамус, лимбическая область среднего мозга и лобные области коры. В пользу этого свидетельствует тот факт, что при опухолях и воспалительных заболеваниях этих структур эмоциональное поведение больного изменяется. С другой стороны, осторожное стереотаксическое разрушение небольших их участков может привести к улучшению состояния больных или излечению больных, страдающих такими невыносимыми и не поддающимися консервативному лечению психическими страданиями, как обсессивный невроз, ненасытное половое влечение, депрессия и т.д. (удаляют переднюю часть поясной извилины, пояс, свод, пути от лобных долей коры и ядра таламуса, гипоталамуса и миндалины).
Развитие физиологии показало правильность центрального происхождения эмоций. Однако необходимо указать, что в порядке обратной афферентации периферические стимулы влияют на эмоциональную сферу . Например, нарушение кровообращения миокарда при спазме коронарных сосудов часто сопровождается страхом смерти.

8.6.3. Понятие об эмоциогенных зонах мозга

В подтверждение правильности центральной теории обнаружены эмоциогенные зоны мозга в связи с открытием Дж.Олдсом и П.Милнером феномена внутримозгового самораздражения. Крысы получали возможность, нажимая на педали, замыкать цепь тока и таким образом стимулировать через вживленные электроды различные отделы мозга. Если электрод располагался в положительной эмоциональной структуре - в области медиального пучка переднего мозга (зоны "удовольствия", "награды", "поощрения"), то самораздражение многократно повторялось (до 7000 в 1 час), при этом в течение уже нескольких минут вырабатывались инструментальные условные рефлексы. Наоборот, если электрод был вживлен в зоны "наказания" (перивентрикулярные отделы промежуточного и среднего мозга), то животное всячески избегало его раздражения. "Зоны награды" находятся в тесном соседстве с мотивационными структурами мозга, раздражение которых вызывает возникновение той или иной потребности, например, голода или жажды, а затем - поведения, направленного на ее удовлетворение. При увеличении силы раздражения животные переходили к реализации самораздражения. Мотивационные "точки" могут совпадать с эмоциогенными и могут с ними различаться. Организму свойственно единство мотивационно-эмоционального поведения, развившегося в онтогенезе как результат формирования сложных условно-рефлекторных стереотипных реакций, наиболее целесообразных для приспособления в конкретной обстановке.

8.6.4. Роль моноаминергических систем мозга

Моноаминергические системы - норадренергическая (расположенная отдельными группами в продолговатом мозгу и мосту, особенно в голубом пятне), дофаминергическая (локализующаяся в среднем мозгу - латеральная область черной субстанции) и серотонинергическая (ядра срединного шва продолговатого мозга) - участвуют в общей регуляции поведения человека и животных, иннервируя практически все отделы мозга в составе медиального пучка переднего мозга.
Оказалось, что участки самораздражения мозга практически полностью совпадают с зонами иннервации катехоламинергических нейронов. Нередко зоны "вознаграждения" совпадают с расположением моноаминергических нейронов. Перерезка медиального пучка переднего мозга или химическое разрушение катехоламинергических нейронов приводит либо к ослаблению, либо к исчезновению самораздражения. Не исключено, что в этих феноменах катехоламины играют роль не медиаторов, а нейромодуляторов. Изучение влияния психотропных средств на больных психическими заболеваниями показали, что в случаях состояния тревоги, напряженности и раздражительности их лечебное действие опосредуется снижением метаболизма серотонина, в случае шизофрении (1% населения) - блокадой дофаминчувствительных рецепторов, а в случае депрессий различного происхождения (15-30% населения) - через потенцирование синаптического действия норадреналина и серотонина.

8.7. Эмоциональный стресс и его значение в развитии соматических заболеваний и неврозов

Эмоциональный стресс - состояние, к которому приводит ситуация, характеризующаяся конфликтом между потребностями и возможностями их удовлетворения.
Эмоциональный стресс имеет приспособительное значение - мобилизации защитных сил, направленных на преодоление конфликта. Невозможность его разрешения приводит к длительному застойному эмоциональному возбуждению, проявляющемуся в нарушении мотивационно-эмоциональной сферы и в различных соматических заболеваниях: ишемической болезни сердца, гипертензии, язвообразовании, дисфункции эндокринной системы.Происходят также глубокие изменения баланса нейромедиаторов и нейропептидов.
У человека эмоциональный стресс чаще всего развивается в результате социальных конфликтов, что можно моделировать на животных. Так, у изолированного вожака обезьян, способного наблюдать, как меняются иерархические изменения в отношениях между ранее подчинявшимися ему животными, развивается гипертензия и инфаркт миокарда. На животных чистых генетических линий показано, что степень устойчивости к стрессам у них различна и определяется генотипом. Устойчивые к стрессу (линии Вистар) на раздражение отрицательных эмоциогенных зон отвечают прессорно-депрессорными реакциями, тогда как неустойчивые (линии Август) - только прессорными реакциями.
Оказалось, что эмоциональный стресс играет важнейшую роль в развитии неврозов - переходных функциональных заболеваний психо­генной природы: истерии, навязчивых состояний и неврастении. Их возникновение и форма неврозов определяются взаимодействием психотравмирующих ситуаций и исходными характеристиками личности.
И.П.Павлов исследовал и ввел понятие экспериментальных неврозов. Он сделал вывод, что они возникают в зависимости от силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения. Эти параметры затем легли в основу классификации ВНД Павлова. Легче всего неврозы возникают при слабости и неуравновешенности этих процессов. Т.о., Павлов рассматривал неврозы как следствие слабости нервной системы.
Современные исследования показали, что неврозы, несмотря на их функциональный характер, связаны с реактивными и дегенеративными изменениями в структурах головного мозга эмоциогенного характера (ретикулярной формации, лимбической системы, лобных отделов коры), с нарушением баланса катехоламинов и ацетилхолина в крови, расстройствами эмоциональной памяти. В частности, в основе алкоголизма и наркомании и других фобий лежит утрата эмоциональной памяти.
Устойчивость к эмоциональному стрессу определяется как генотипом, так и фенотипом. Так, повышение неустойчивости к невротизирующим стимулам происходит при раннем изолировании ребенка (как и детенышей животных) от матери или других особей в его окружении. Чем больше ребенок получает телесной ласки, непосредственного контакта со взрослыми (объятия, содержание его на руках, нередко и сон с родителями), тем более оптимально развивается его мотивационно-эмоциональная сфера с момента рождения и тем выше резистентность к эмоциональному стрессу впоследствии.

Эмоции, сколько-нибудь ярко выраженные, включают обычно широко разлитые органические изменения, охватывающие весь организм - работу сердца и кровеносных сосудов, органов дыхания, пищеварения, желез внутренней секреции, скелетной мускулатуры и т. д.

Изменения в сердечной деятельности и состоянии кровеносных сосудов при сколько-нибудь острых эмоциональных состояниях доступны наблюдению и невооружённым глазом. При сильном испуге человек бледнеет - краска сходит у него с лица; при смущении люди часто краснеют, от стыда «вспыхивают»: краска стыда заливает лицо. В первом случае происходит сжатие, во втором - расширение поверхностных кровеносных сосудов лица. При сильном эмоциональном возбуждении вообще наблюдается увеличение кровяного давления; в различных эмоциональных состояниях происходят различные изменения в силе и скорости сердечной деятельности.

Для регистрации этих изменений сердечной деятельности и кровеносной системы служит соответствующая аппаратура: кривая пульса фиксируется при помощи сфигмографа, кривая биения сердца - посредством кардиографа; определение кровенаполнения сосудов отдельных органов, или объёмного пульса, производится посредством плетисмографа.

На рисунке дана кривая пульса по А. Бине и Куртье: резкое падение кривой и уменьшение высоты пульсации вызваны были у очень пугливого субъекта возгласом: «Змея!».

Более или менее значительные изменения происходят при эмоциональных процессах и в дыхательной системе: дыхание ускоряется или замедляется, становится более поверхностным или делается более глубоким, иногда переходя во вздох: иногда - например при неожиданном испуге - оно прерывается, во время смеха или рыданий приобретает спазматический характер.

Кривые дыхания фиксируются при помощи пнеймографа. Образцы кривых дыхания при различных эмоциях даны на помещённом ниже рисунке. Рисунок изображает (по Ж. Дюма) кривые дыхания в состоянии: a) радости (17 вдыханий в минуту); b) пассивной грусти (9 вдыханий в минуту); с) активной грусти (20 вдыханий в минуту); d) страха, связанного с большим возбуждением (64 вдыхания в минуту - у больного, страдающего умственным расстройством); е) гнева (40 вдыханий в минуту у маньяка).

Кривые дыхания при различных эмоциях (по Ж. Дюма)

При сильном эмоциональном возбуждении наблюдаются изменения и в процессе пищеварения. При тревожных неприятных эмоциональных состояниях у человека часто появляется тяжесть в желудке. Неприятные эмоции тормозят деятельность кишечника, его перистальтику.

В опытах над животными это показали эксперименты Бергмана и Катца, а также Кеннона. Кеннон с помощью рентгеновских лучей наблюдал прекращение перистальтики кишечника у кошки, когда её привязали к стенке. Бергман и Катц с помощью целлулоидного «окна», вставленного в брюшную полость кролика, наблюдали, как при неприятных для животного раздражениях (щипок и т. п.) у него сразу прекращались перед тем очень интенсивные перистальтические движения кишечника.

Помимо того, при эмоциональных состояниях происходят и изменения в отделении пищеварительных соков. Опыты Павлова над собаками с перерезанным пищеводом, у которых пережёвываемая пища не попадала в желудок, показали, что пережёвывание приятной пищи вызывало обильное отделение желудочного сока, неприятная пища его не вызывала. При отрицательных эмоциях (страхе, ярости и т. д.) наблюдается сокращение отделения не только желудочного сока, но также и слюны (сухость во рту при страхе, при сильном возбуждении). Эмоциональные состояния сказываются также на уменьшении отделения жёлчи и секреторной деятельности поджелудочной железы. Изменения в железах вообще обычно широко включаются в течение эмоциональных процессов; это относится как к железам с внешней секрецией (усиление деятельности потовых желез при некоторых состояниях эмоционального возбуждения, слёзных желез - плач при горе, вышеупомянутые изменения в деятельности слюнных желез), так и к эндокринной системе, к железам с внутренней секрецией. Особое значение при эмоциях имеет выделение надпочечниками адреналина.

Физиологическая природа эмоций

Вот вам и эволюция человеческого мозга. Женщина XXI века все реже плачет от несчастной любви, предпочитая мимолетные связи. Мужчину же травмирует просмотр фильма или отказ во взаимности. Что это? Новые реалии мышления или закономерное проявление чувств?

Люди абсолютно разные в своих эмоциях, и гендерные различия не играют в этом важной роли, особенно в наше время. Ответственность за это лежит на феминистках. Борьба за равноправие выработала у женщин иммунитет к проявлению эмоций, вызванных любовными переживаниями и сентиментальными сценами. Женщина перестает испытывать свойственные ей от рождения эмоции. Зато мужчины становятся более уязвимыми. Разговоры о дискриминации все чаще слышны именно от представителей сильного пола, что выводит их на еще большие эмоции.

В принципе, всем людям свойственно смеяться над смешным и плакать от горя. Однако существуют и запрограммированные эмоции, которые не контролируются разумом. Например, слезы радости. Это явление характерно даже для сильных мужчин. Перекачанный кикбоксер не сможет сдержать слез при первом взгляде на своего ребенка. А вот для женщин проще простого найти радостный повод для слез.

Вот пример влияния социальных факторов на чувственную природу человека. Воспитание не позволит английской леди с умилением смотреть «мыльные» сериалы, от этого будет страдать ее восприятие прекрасного. Зато провинциальный парень отныне не страдает от скромности, ведь он - «реальный пацан», о котором снимают телевизионные сериалы. Такова наша реальность.

Есть еще одна интересная точка зрения. Уильям Джеймс писал, что следует разделять эмоции и инстинкты. Что такое эмоция? Психический порыв, направленный на чувства. Иначе говоря, эмоция заставляет чувствовать. Инстинкт же вызывает стремление к активному действию, особенно при наличии объекта. Теперь попробуем догадаться, для кого из рода человеческого характерны чувства, а для кого - действенное восприятие? Именно… Вот тогда все становится на свои места. Женщина из-за обилия нервных волокон в мозговой структуре более эмоциональна, а мужчина живет инстинктами, допускаемыми современными нравами. Опять-таки все это происходит в силу особенностей мышления. В наше время тенденция к проявлению мужской эмоциональности возросла. Может ли это означать, что мозг человека эволюционировал именно таким образом? Вполне. Не будем развивать мысль дальше, рискуя нарваться на гневные восклицания.

Эмоции остаются неизменными на протяжении многих веков. Гнев, ненависть, страх, радость, печаль, стыд… Бесконечность человеческих чувств. Проявление эмоций циклично. Гнев сменяется радостью, радость приводит к раздумьям, которые порождают печаль. Печальные мысли вырабатывают чувство страха, страх приводит к гневу, и цепочка повторяется вновь. Но это жизненный цикл, и его можно прервать, получив незапланированный запас позитива или наоборот. Намного сложнее контролировать минутные эмоции, ведь чувства не всегда подвластны разуму.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Любить без условий, растить без усилий автора Некрасовы Заряна и Нина

Природа запретов Вообще-то слово «нет» как и частичка «не» очень коварны, они обладают одним странным свойством. Эти слова или пролетают мимо ушей, или, наоборот, ребёнок воспринимает наше «не» как прямой приказ – и НЕ делает того, о чём просит взрослый.Например, посылаете

автора Теплов Б. М.

§29. Ассоциации и их физиологическая основа Запоминая какие-либо образы, мысли, слова, чувства, движения, мы всегда запоминаем их в определённой связи друг с другом. Без установления тех или других связей невозможно ни запоминание, ни узнавание, ни воспроизведение.Что

Из книги Психология. Учебник для средней школы. автора Теплов Б. М.

§52. Физиологическая основа чувств У человека, как мы знаем, в основе всех психических процессов лежат нервные процессы, протекающие в коре больших полушарий. Чем же с физиологической стороны отличается чувство от других психических процессов?Всякий психический процесс

Из книги ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ автора Тайсон Роберт

СТАДИЯ ПЕРВИЧНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ: ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРЕЛЮДИЯ К ОБЪЕКТНЫМ ОТНОШЕНИЯМ Большинство исследователей согласны с тем, что мы рождаемся подготовленными для участия во взаимодействии. Сандлер (1975) концептуально описывает это взаимодействие как часть биологически

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Войтина Юлия Михайловна

85. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМОЦИЙ. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЭМОЦИЙ Эмоции – это более широкое понятие, чем чувства. В психологии под эмоциями понимают психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для

автора

Природа восприятия Все филогенетическое развитие чувствительности свидетельствует о том, что определяющим в процессе развития чувствительности по отношению к тому или иному раздражителю является его биологическая значимость, т. е. связь с жизнедеятельностью, с

Из книги Основы общей психологии автора Рубинштейн Сергей Леонидович

Природа воображения Образы, которыми оперирует человек, не ограничиваются воспроизведением непосредственно воспринятого. Перед человеком в образах может предстать и то, чего он непосредственно не воспринимал, и то, чего вообще не было, и даже то, чего в такой именно

Из книги Основы общей психологии автора Рубинштейн Сергей Леонидович

Природа мышления Наше познание объективной действительности начинается с ощущений и восприятия. Но, начинаясь с ощущений и восприятия, познание действительности не заканчивается ими. От ощущения и восприятия оно переходит к мышлению.Отправляясь от того, что дано в

Из книги Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных автора Берн Эрик

5. Природа СЧВ. Одной из основных работ о психоаналитическом подходе к проблеме телепатии является глава XXX "Вводных лекций по психоанализу" Фрейда (Complete Introductory Lectures on Psychoanalysis), под названием "Сновидения и оккультизм" (см. русский перевод: Фрейд 3. Введение в психоанализ:

Из книги Гибкое сознание [Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей] автора Дуэк Кэрол

Природа перемен Когда я была в первом классе, почти в середине учебного года моя семья переехала и я оказалась в новой школе. Все там было незнакомо - и учительница, и ученики, и материал. Самое ужасное было именно последнее - незнакомый материал. В освоении школьной

Из книги Этот слабый сильный пол автора Толстая Наталья

Измена налицо, и он утверждает, что имела место чисто физиологическая неверность Нужно убедиться, что всей этой истории пришел конец. Это обязательно. От этого зависит дальнейшая тактика поведения.Если ты точно знаешь, что измена была лишь однажды, то можешь принять его

Из книги Исцеляющая сила эмоций автора Падус Эмрика

Из книги Иметь или быть? автора Фромм Эрих Зелигманн

Из книги Мигрень автора Сакс Оливер

11 Физиологическая организация мигрени Двадцать четыре буквы не способны составить большее разнообразие слов на всевозможных языках, чем разнообразие симптомов, производимое меланхолией у нескольких пациентов. Эти симптомы нерегулярны, темны, разнообразны,

Из книги Геопсихология в шаманизме, физике и даосизме автора Минделл Арнольд

Природа света Чтобы полнее понять, что нас ведет и направляет, давайте подумаем о свойствах «параллельных миров», как они проявляются в мире, описываемом квантовой механикой. Неплохим отправным пунктом могут быть свойства света. Возможно, вы знаете, что в физике, свет

Из книги Ум человека автора Торсунов Олег Геннадьевич

Эмоция - одна из форм целостной поведенческой реакции, вовлекающая многие физиологические системы и обусловленная как определенными мотивациями, так и уровнем вероятности их удовлетворения. Эмоции являются рефлекторными реакциями организма на внешние и внутренние раздражения и характеризу­ются ярко выраженной субъективной окраской.

Основное физиологическое значение эмоций заключается в выполнении ими сигнальной и регуляторной функций.

Сигнальная функция эмоций состоит в обобщенной оценке событий. Эмоции сигнализируют об успешности или неуспешности выполняемого действия, полезности или вредности определенного воздействия. Эмоциональное состояние вызывает ярко выраженные переживания определенной окраски, дающие общую качественную характеристику воздействующему фактору, опережая его более пол­ное, детальное восприятие. Это вызывает быструю мобилизацию всех систем организма к осуществлению ответной реакции, характер которой зависит от того, сигналом какого (полезного или вредного) воздействия на организм служит данный раздражитель. В этом заключается приспособительная роль сигнальной функции эмоций.

Регуляторная функция эмоций заключается в формировании активности, направленной на удовлетворение возникших потреб­ностей, а также на усиление или прекращение действия раздражи­телей. Эмоции выявляют зону поиска, где будет найдено решение задачи удовлетворения потребности. Неудовлетворенные потреб­ности организма сопровождаются эмоцией, носящей неприятный характер. Удовлетворение исходной потребности сопровождается приятным эмоциональным переживанием.

П. В. Симонов выделяет также подкрепляющую функцию эмо­ций. Известно, что эмоции принимают самое непосредственное уча­стие в процессах обучения и памяти. Значимые события, вызываю­щие эмоциональные реакции, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти. В экспериментах было доказано, что без возникновения положительной эмоции в результате удовлетворения потребности невозможно выработать условный рефлекс.

Переключательная функция эмоций ярко обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая

потребность. Например, в экстремальных усло­виях может возникнуть борьба между естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать определенной этической норме, она переживается в форме борьбы между страхом и чувством долга, страхом и стыдом. Исход зависит от силы побуждений, от личностных установок.

Можно говорить и о коммуникативной функции эмоций. Мими­ческие и пантомимические движения позволяют человеку переда­вать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к явлениям, объектам и т. д. Мимика, жесты, позы, выра­зительные вздохи, изменение интонации являются «языком челове­ческих чувств», средством сообщения не столько мыслей, сколько эмоций.


Классификация эмоций

Эмоции принято разделять на положительные и отрицательные. Положительные эмоции определяют состояние организма, характе­ризующееся активными усилиями, направленными на сохранение и усиление этого состояния. Отрицательные эмоции проявляются в усилиях, направленных на устранение состояния, вызванного неудовлетворением потребности или воздействиями вредоносного фактора.

В зависимости от способности повышать или понижать актив­ность организма различают эмоции стенические - вызывающие активную деятельность, и астенические - снижающие активность. По длительности и степени выраженности различают эмоции настроения, страсти, аффекта.

Существует деление эмоций на низшие и высшие. Низшие, эле­ментарные эмоции, связаны с удовлетворением органических потребностей и в свою очередь подразделяются на два вида:

гомеостатические, направленные на поддержание гомеостаза организма и имеющие всегда отрицательный характер

Инстинктивные, связанные с половым инстинктом, инстинктом сохранения рода и другими поведенческими реакциями.

Высшие эмоции связаны с социальными и идеальными потреб­ностями (интеллектуальными, моральными, эстетическими) и могут возникать только у человека.

Нервный субстрат и физиологический механизм эмоций

Первая наиболее стройная концепция, связывающая эмоции с функциями определенных структур мозга, принадлежит Дж. Пей пецу (1937). В соответствии с ней возникновение эмоций связано с лимбической системой. Кортикальные эмоциональные процессы возникают в гиппокампе, оттуда импульсы направляются в мамиллярные тела, а затем в передние ядра гипоталамуса и в поясную извилину (круг Пейпеца). Эмоциональная окраска психических процессов обусловлена распространением этих импульсов на дру­гие области коры (рис. 36). Рецептивной областью эмоциональных переживаний является поясная извилина. Целостность этой цепи представляет собой механизм, организующий переживание и выра­жение эмоций. Эмоции возникают либо сначала в коре, откуда импульсы поступают в «круг» через гиппокамп, либо в результате возбуждения гипоталамуса, и тогда кору поясной извилины следует рассматривать как воспринимающую область для эмоциональных ощущений в результате приходящих из гипоталамуса импульсов.

Однако в настоящее время гипо­теза Дж. Пейпеца приходит в про­тиворечие со многими фактами. Так, под сомнением оказалась роль гиппокампа и таламуса в возник­новении эмоций. У человека стиму­ляция гиппокампа электрическим током не сопровождается появле­нием эмоций (страха, гнева и т. п.). Субъективно пациенты испытывают лишь спутанность сознания. Из всех структур круга Пейпеца наиболее тесную связь с эмоцио­нальным поведением обнаруживают гипоталамус и поясная извилина. Согласно современным данным поясная извилина имеет двусторонние связи со многими подкор­ковыми структурами (перегородкой, верхними буграми четверо­холмия, голубым пятном и др.), а также с различными областями коры в лобных, теменных и височных долях. Ее связи, по-видимому, более обширны, чем у какого-либо другого отдела мозга. Предпола­гают, что поясная извилина выполняет функцию высшего коорди­натора различных систем мозга, вовлекаемых в организацию эмо­ций. Кроме того, оказалось, что и многие другие структуры мозга, не входящие в состав круга Пейпеца, оказывают сильное влияние на эмоциональное поведение. Среди них особая роль принадле­жит миндалине, а также лобной и височной коре головного мозга. В регуляции эмоций большое значение имеют лобная и височная кора. Поражение лобных долей приводит к глубоким нарушениям эмоциональной сферы человека.

В настоящее время принято считать, что нервным субстратом эмоций является лимбико-гипоталамический комплекс. Включение гипоталамуса в эту систему обусловлено тем, что множественные связи гипоталамуса с различными структурами головного мозга создают физиологическую и анатомическую основу для возникно­вения эмоций. Новая кора на основе взаимодействия с другими структурами, особенно гипоталамусом, лимбической и ретикуляр­ной системами, играет важную роль в субъективной оценке эмоцио­нальных состояний.

Механизм возникновения эмоций может быть рассмотрен с точки зрения биологической теории П. К. Анохина. Сущность этой теории заключается в том, что положительные эмоции при удовлетворении какой-либо потребности возникают только в том случае, когда параметры реально полученного результата точнейшим образом совпадают с параметрами предполагаемого результата, запрограммированного в акцепторе результатов действия. В таком случае возникает реакция согласования, которая субъективно сопровождается чувством удовлетворения, положительными эмо­циями. Если параметры реально полученного результата не совпа­дают с запрограммированными в акцепторе результатов действия, это сопровождается чувством неудовлетворения, беспокойства - отрицательными эмоциями. Это приводит к формированию ориентировочно-исследовательской реакции и формированию новой комбинации эффекторных возбуждений, необходимых для организации нового полноценного периферического акта, который обеспечит получение результата, параметры которого совпадают с запро­граммированными в акцепторе результатов действия.

Язык и речь

Языком называется знаковая система любой физической при­роды, выполняющая коммуникативную и познавательную функ­ции в процессе человеческой деятельности. Язык возник в про­цессе развития общественного способа существования и является его необходимым атрибутом - средством координации деятель­ности людей. Язык служит инструментом выражения и формой существования мысли. Он теснейшим образом связан с мышле­нием, поскольку регистрирует и закрепляет в словах и предложе­ниях результаты его работы и делает возможным обмен мыслями. Однако язык представляет собой определенную систему с собст­венной внутренней организацией, вне которой нельзя понять при­роду и значение языкового знака. Он подчиняется специфическим законам, отличным от законов мышления, поэтому не существует тождества между понятием и словом, суждением и предложением и т. д. Язык служит средством фиксации и сохранения накоп­ленных знаний и передачи их от поколения к поколению, играет огромную роль в формировании сознания человека - оно не может существовать вне языковой оболочки.

Речь - это форма деятельности, обеспечивающая общение между людьми. Речь позволяет мышлению снизить сложность понятийных структур и расчленить окружающий мир до масшта­бов, позволяющих ими манипулировать. Она одновременно явля­ется набором символов в их допустимых сочетаниях и отражением в мозге этих же символов и правил, определяющих их сочетание.

В качестве функциональной единицы речь использует слово - «сигнал сигналов». Смысловые характеристики слов являются идеальной сущностью обозначаемых ими внутренней структуры и внешних связей объектов реальности. Способность понимать, а потом и произносить слова развивается у ребенка в результате ассоциации определенных звуков (слов) со зрительными, тактиль­ными и другими впечатлениями о внешних объектах.

Функции речи

Коммуникативная функция речи состоит в том, что она явля­ется средством обшения. Эта деятельность осуществляется в виде двух самостоятельных, тесным образом связанных форм. Первая из них предусматривает участие субъекта, формулирующего рече­вое высказывание, и проявляется в форме экспрессивной речи. Вторая предполагает наличие субъекта, воспринимающего речевое сообщение, это импрессивная форма речи. Речь передаст вербальную и невербальную информацию.

Понятийная функция состоит в том, что речь служит орудием абстрактного мышления. С ее помощью не только осуществляется анализ и обобщение поступающей информации, но и формулируются суждения и выводы.

Программирующая функция заключается в построении смысловых схем речевого высказывания, грамматических структур предложений в переходе от внутреннего замысла к внешнему высказыванию. В основе этого процесса лежит внутреннее программирование при помощи речи. Эта функция страдает при поражении заднелобных и премоторных отделов коры.

Регулирующая функция речи проявляется в возможности посредством второй сигнальной системы организовывать и регулировать произвольное поведение. Человек способен выполнять команду, полученную от кого-либо или от самого себя. В результате преобразования внешней речевой деятельности во внутреннюю речь последняя становится механизмом, при помощи которого человек управляет собственными действиями.

Регулирующая функция речи состоит и в управлении деятельностью различных органов и систем организма с помощью слова. Слово как физиологически активный фактор может оказывать влияние своим непосредственным содержанием, смысловым значением. Вовремя сказанное доброе слово может способствовать хорошему настроению, повысить работоспособность. Но словом можно и ранить человека. Это особенно важно в отношениях между врачом и пациентом. Неосторожное слово в присутствии пациента способно ухудшить состояние больного и даже привести к так называемым «ятрогенным заболеваниям».

Физиологические основы речи


Функция речи осуществляется определенными структурами коры большого мозга. Двигательный центр речи, обеспечивающий устную речь (центр Брока), находится у основания нижней лобной извилины (рис. 37). При повреждении этого участка мозга наблюдаются расстройства двигательных реакций, обеспечивающих устную речь. Акустический центр речи (центр Вернике) находится в задней трети верхней височной извилины и прилегающей части - надкраевой извилине. Повреждение коры в указанных областях вызывает потерю способности понимать смысл услышанных слов. Оптический центр речи локализуется в угловой изви­лине. Поражение этого участка мозга лишает возможности узнавать напи­санное.

Левое полушарие ответственно за развитие отвлеченного абстрактно­логического мышления, связанного с преимущественной обработкой информации на уровне второй сигнальной системы. Правое полушарие обеспечивает восприятие и переработку информации преимущественно на уровне первой сигнальной системы.

Несмотря на определенную левополушарность локализации центров речи в структурах коры большого мозга (и как результат - соответствующие нарушения устной и письменной речи при их повреждении) следует отметить, что нарушения функции второй сигнальной системы обычно наблюдаются и при поражении многих других структур коры и подкорковых образований. Функционирование второй сигнальной системы определяется работой целостного мозга.

Среди наиболее распространенных нарушений функции второй сигнальной системы различают агнозию - потерю свойства узна­вания слов (зрительная агнозия наступает при поражении затылоч­ной зоны, слуховая агнозия - при повреждении височных зон коры большого мозга), афазию - нарушение речи, аграфию - нарушение письма, амнезию - забывание слов.

Мышление

Мышление представляет собой высшую ступень человеческого познания. Оно позволяет получить знание об объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть воспри­няты непосредственно при помощи органов чувств. Данные живого созерцания, опыта обрабатываются и обобщаются при помощи абстрактно-логического языкового мышления, которое осуществ­ляется в форме понятий, суждений, умозаключений.

Понятие - это форма мышления, в которой отражается суть предметов и явлений реального мира в их существенных, необходи­мых признаках и отношениях. Объекты реальной действительности выступают в понятиях в обобщенном виде, за счет абстрагирования, обобщения, сравнения и идеализации. Понятия выражаются в язы­ковой форме в виде отдельных слов («белок», «орган») или словосоче­таний («гормональная регуляция», «обмен веществ»).

Суждение отражает закономерности связей между свойствами и признаками, предметами и явлениями Умозаключение - вывод о правильности (или ложности) како­го-либо суждения исходя из правильности (или ложности) других суждений. Умозаключение может осуществляться методом индук­ции - от частного к общему и дедукции - от общего к частному.

Характерной особенностью человеческого мышления является его неразрывная связь с речью, языком.

Литература

Атлас по физиологии. В двух томах. Том 1: учеб. пособие / А. Г. Камкин, И. С. Киселева - 2010. - 408 с. : ил.

Смирнов В.М., Дубровский В.И. Физиология физического воспитания и спорта: М.: Изд-во ВЛАДОСТ - ПРЕСС, 2002 - 608 с.

Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по нормальной физиологии с основами морфология для студентов второго высшего и дополнительного образования фармацевтического факультета / Маркина Л.Д., Маркин В.В. - В-к: Медицина ДВ, 2006. - 120 с.

Физиология человека / под ред. Н.А. Агаджаняна, В.И. Циркина. М.: Мед. книга. - И. Новгород: Изд-во НГМА, 2005. - 526 с.

Физиология человека: Учебник/Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 2003. - 656 с.

Вопросы для самоподготовки:

1. Определение ВНД.

2. Методы исследования ВНД. Основные ритмы ЭЭГ и их значение.

2. История развития взглядов на высшую нервную деятельность. Предпосылки возникновения учения И. П. Павлова о ВНД. Рефлекторная теория И. М. Сеченова.

3. Основные принципы рефлекторной теории.

4. Основные функциональные блоки нервной системы, обеспечивающие ВНД. Функционально-блочная схема работы мозга.

5. Сенсорные системы в функциональной организации мозга, их отличия от понятия «анализатор». Строение анализатора и общие принципы работы сенсорных систем.

6. Модулирующие системы в функциональной организации мозга. Формы активации и источники активации мозга. Пути неспецифического возбуждения для коры головного мозга.

7. Основы функциональной организации двигательных систем мозга. Особенности двигательного анализатора.

8. Третичные (ассоциативные) зоны коры как особый функциональный блок. Особенности их функционирования.

9. Врожденная деятельность организма. Безусловные рефлексы и их классификация. Инстинкты и инстинктивное поведение.

10. Функциональное состояние в структуре поведения. Уровни проявления функционального состояния. Шкалы функциональных состояний.

11. Дуги безусловного и условного рефлекса по Э. А. Асратяну.

12. Концепция нейронной организации рефлекторной дуги по И. П. Павлову и Е. Н. Соколову.

13. Сон. Структура и теории сна. Электрофизиологические параметры. Засыпание.

14. Стресс. Значение, механизмы. Схема развития стрессовой реакции.

15. Концепция драйва и драйв-рефлексы по Ю. Конорскому. Импринтинг: необходимые условия и особенности.

16. Условные рефлексы как эффектзависимое обучение. Условия выработки условных рефлексов.

17. Механизмы образования условного рефлекса. Функциональные основы замыкания временной связи. Концепция Э. А. Асратяна.

18. Динамика условнорефлекторной деятельности.

19. Механизмы торможения условных рефлексов. Виды условного торможения.

20. Виды безусловного торможения условных рефлексов, их характеристика.

21. Доминанта. Динамика существования доминанты.

22. Нейрофизиологические особенности памяти. Временная организация памяти. Структурно-функциональные основы памяти и обучения.

23. Клеточные и молекулярные механизмы памяти и обучения. Роль пластичности синапсов.

24. Структура поведенческого акта. Функциональная система П. К. Анохина. Стадии поведенческого акта.

25. Потребности, их детекция. Детерминанты потребности. Классификация потребностей.

26. Мотивация. Биологическая мотивация. Общие свойства различных видов мотиваций. Мотивация как доминанта.

27. Нейроанатомия и нейрохимия мотиваций.

28. Эмоции. Функции эмоций. Физиологическое выражение эмоций.

29. Нейроанатомиия и нейрохимия эмоций.

30. Особенности ВНД человека. Слово как сигнал сигналов. Речь и её функции. Развитие речи у ребёнка.

31. Первая и вторая сигнальные системы, их взаимодействие. Речевые функции полушарий.

32. Мозг, мышление и сознание.

33. Теория И. П. Павлова о типах ВНД. Общие и человеческие типы ВНД.