Человеческие ценности примеры. Как определить свои жизненные ценности

Ценность человеческой жизни

Многие люди задаются такими вопросами: Что самое ценное в жизни? Часто ли мы задумываемся о смысле жизни? И ценим ли саму жизнь? Теперь давайте поразмышляем: в чем ценность человеческой жизни? Какими возможностями мы обладаем?

Это прежде всего - сознание, ум человека. В отличие от животных, мы способны, встретившись с проблемой, не просто страдая, переживать ее, мы можем исследовать страдание, понять, каковы его причины. Мы можем найти пути устранения этого страдания и устранить его причины. В этом и состоит ценность человеческой жизни.

Ценность человеческой жизни - человеческая жизнь - это невосполнимый ресурс и имеет действительно огромную потенциальную ценность. Но ценность ресурса сама по себе еще ничего не значит. В качестве метафоры, возьмем, например алмаз - ценный, дорогой камень, но сам по себе он не сильно привлекателен: это просто кусочек скалы, прекрасный, но пока бессмысленный. Это позже, когда алмаз будет огранен руками мастера, он засияет, играя и переливаясь своими сверкающими гранями, отражая солнечные лучи юного дня и будет приковывать своей красотой взоры и дарить радость. Так же и жизнь человека: если он, внимательный мастер, добротно и красиво возводит свою жизнь, заботясь о том, чтобы и рядом с ним возводили такие же сильные жизни - его жизнь становится шедевром, его главным и великим творением. Если же человек вкривь и вкось складывает кирпичи абы как, использует все, что попало под руку, не заботится о крепком фундаменте и надежных стенах, с одной стороны строит, с другой рушит, да еще и другим мешает строить - его жизнь оказывается не более, чем грудой кирпичей сваленных вместе. Если жизнь проведена впустую, в никуда, в пьянки и пустой треп о красивых вещах - ценность такой жизни в результате оказывается низкой, хотя ресурс сам по себе был очень дорог. Если жизнь прожита красиво, сильно, в заботе как минимум о себе и своих близких, или о многих людях за свой счет - ценность такой жизни будет высокой. Ценность своей жизни человек делает сам: от его выбора зависит, в какую сторону он жить хочет и будет. И только его выбор будет, куда отдать невосполнимый, а потому невероятно ценный ресурс: похоронить его под грудой кирпичей или вложить в великолепный Храм. Жизнь человека - это огромная ценность. Она не сопоставима ни с какой другой ценностью (другого типа). В этом смысле она подобна трансфинитному числу. Которое по определению больше любого целого или вещественного числа. Бесконечно больше.

Так вот, ценность человеческой жизни не сопоставима с ценностью ничего другого. Она по определению больше ценности чего угодно ещё. Но она может быть сопоставима с ценностью другой человеческой жизни.

Абсолютная ценность человека делает его жизнь как ценность особенной, не похожей на все другие. Выше обсуждался вопрос, как понимать абсолютную ценность человека. Теперь подошла очередь определить, что входит в содержание ценностей человеческой жизни. Признаком, по которому мы можем определять, входит ли та или иная ценность в число жизненно важных, будет такое проявление жизни, которое окажется самым глубоким, изначальным, полным и непосредственным, неделимым на части ее проявлением.

Поясню на примере. Скажем, под обломками обрушившегося дома обнаружили человека. Его спасают независимо от того, верующий он или атеист, образован или нет, герой он или обыкновенный гражданин. Его спасают, прежде всего, как живое существо, спасают его жизнь.

Такие ценности, как было отмечено выше, называются экзистенциальными, составляющими базис всех других жизнепроявлений и ценностей, что связано с фундаментальными смыслами человеческого существования.

К числу этих ценностей принадлежат: жизнь, смерть (не сама по себе, а поскольку конечность жизни составляет ее важнейшую характеристику), любовь, семья, рождение и воспитание детей, свобода, уединенность, участие, труд, отдых, творчество.

Жизнь или существование - это стержневая, базовая ценность человека. Она является общим условием всех его состояний и действий. Но важно подчеркнуть, что приоритетна не ценность жизни, а ценность человека, поскольку именно личность есть, личность живет, личность существует, тогда как жизнь, какой бы ценной и значимой сама по себе она нам ни казалась, есть не более чем самое непосредственное место, средоточие возникновения личности, способ ее бытия в мире.

Если личность - это сущность, а жизнь - существование, то наше существование предшествует нашей сущности. Сказать, что сущность существует, значит сказать, что личность живет. Но именно сущность, личностное начало является смысловым и ценностным центром человека.

Ценность жизни как таковой двойственна. С одной стороны, жизнь дана нам как высший дар, универсальная возможность, и потому мы должны высоко ценить жизнь, испытывать к ней благоговение и уважение. С другой стороны, жизнь дана тому, кто есть не просто жизнь, а человек - существо, живущее своей жизнью, существо свободное, мыслящее, творческое, знающее жизнь, ее начало и конец, ее безграничные возможности и ее биологические границы, существо, осознающее конечность жизни. И потому тот, кому она подарена, отдана (буквально ни за что!) для того чтобы быть им прожитой - приоритетнее, важнее жизни, является ее субъектом. Хорошим или плохим - это другой вопрос. Бывают гениально, а бывают и бездарно прожитые жизни.

Возможно, существует даже закон жизни: мы либо выше жизни, если проживаем ее достойно, либо - ниже, т. е., оказываемся недостойны этого дара, если живем как-нибудь, плывя по течению. Но в любом случае, человек и его жизнь - это не одно и то же.

Рождение личности - это акт выхода жизни за свои биологические пределы. Это значит, что в ее чреве рождается разум и свобода, порождающие целый фейерверк уникальных феноменов культуры, не сводимых к жизни как биологическому процессу.

Жизнь либо есть, либо ее нет. Но ее качество может быть различным. Если мы живем, поддерживаем нашу жизнь, любим и заботимся о ней во имя блага и не за счет жизней и ценностей других людей, то мы человечны, и наша жизнь есть благо и богатство. Если в нас берут верх бесчеловечные начала, то наша жизнь начинает деградировать, ослабляться, становиться все беднее и слабее. Ценность ее уменьшается в той мере, в какой ее прожигает, убивает бесчеловечное в нас.

Чем гуманнее, богаче наша жизнь, тем выше ее ценность. Жизнь в той мере ценность, в какой я человечный хозяин своей жизни.

«Просто жить», жить пассивной, растительной жизнью, отдаваясь потоку повседневности и сиюминутности - значит бездумно растрачивать свой стартовый капитал, тот изначальный резерв жизни, который у всех у нас есть уже к моменту появления первых актов сознания и самосознания, к моменту пробуждения в нас личности и человечности.

Есть высказывание: один человек живет, чтобы есть, другой - ест, чтобы жить. Гуманный человек может сказать, что он ест и живет, чтобы становиться и быть человечным человеком, чтобы творить самого себя и ценности личной, общественной и вселенской жизни, чтобы совершенствоваться и возвышать достоинство человека.

Жизнь есть ценность потому, что она является исходной базой, способом, процессом, в ходе которого мы только и можем проявлять, вызывать к деятельному бытию, реализовывать нашу человечность, все наши положительные качества и добродетели, все наши ценности.

От одного этого человеческая жизнь становится беспредельно ценной, становится универсальной ценностью.

Безграничная ценность жизни проявляется уже в том, что на свой пир, на пир жизни она зовет всех и вся, для всех и всякого человеческого существа она находит место на своем празднике. Как наш бесценный дар и действительный шанс она без всяких предварительных условий говорит каждому из нас - живи!

Возможно, только что сказанное прозвучало слишком декларативно. Существуют болезни, делающие само существование испытанием, ранние смерти и т. п.

И все же в бесконечной ценности жизни, покуда мы можем жить, как бы тонут все ее черные пятна. Каждый психически здоровый человек дорожит жизнью независимо от того, выглядит ли она по принятым меркам удавшейся или нет, - вот лишнее подтверждение нашей мысли.

Однако и сама жизнь, независимо от ее оценки, которая всегда вторична, требует к себе гуманного отношения. Чтобы реализоваться как ценность, она должна быть, должна сохраняться как таковая, она должна поддерживаться, укрепляться и обогащаться. Но одних внутренних резервов жизни, инстинктов ее самосохранения недостаточно. И вот почему.

Жизнь - универсальная, всеохватывающая основа человеческого существования. Это значит, что она открыта и человечному, и бесчеловечному в нас. Именно поэтому она может быть и радостью, и горем, и крыльями, и ярмом на шее, и роскошью, удачей, и нищетой, неудачей и проклятием.

Миллионы и десятки миллионов наркоманов и алкоголиков, беспризорных и бездомных детей, сирот, сотни миллионов бедняков, обреченных в разных странах на прозябание, голод и страдания по вине тоталитарных и невежественных правящих сил и по причине архаичных традиций несвободы и покорности - все они оказались не в состоянии или были лишены возможности реализовать свой жизненный потенциал.

Но в любом случае жизнь сама по себе не может не быть ценностью. Она становится бременем или даже невыносимой не в силу своей собственной сущности, а лишь постольку, поскольку пронизывается, облекается негативом антигуманного в человеке или того существующего вне человеческого существа, что угнетает его, подрывает, лишает сил.

Если понимать под человеческой жизнью не одну только биологическую ее сторону, но и психическую и интеллектуальную (а только такую целостность и можно назвать человеческой жизнью), то легко представить себе, сколь широк диапазон вторжения античеловеческого в нас, в нашу собственную жизнь.

Когда почему-либо на пути этого вторжения не установлен надежный заслон, когда антигуманному не противостоит гуманное, то процесс жизни начинает приобретать отрицательный смысл, становится бесчеловечным и разрушительным и для самого человека, и для общества, и для среды обитания.

Самое страшное, что может случиться с человеком - это победа антигуманного в нем. Его окончательная победа означает духовную деградацию и смерть, стимулирующие, так или иначе, деградацию и смерть физические. Ни один злодей не бывает по-настоящему счастлив, а средняя продолжительность жизни закоренелых преступников гораздо ниже среднестатистической продолжительности жизни.

У жизни есть не только внутренние враги в лице самого человека, но и враги внешние, существующие за пределами личности и общества. Особенно очевидны опасности, грозящие жизни как биологическому процессу: болезни, стихийные бедствия, нездоровая среда обитания. Хотя во многом эти враги могут быть социально обусловленными, и либо стимулироваться социальными факторами, либо ослабляться, а некоторые и побеждаться принимаемыми социальными мерами, сама природа этих угроз связана с физическими, общебиологическими или экологическими законами. В этом контексте возникает вопрос о той составляющей нашей жизни, которая связана с нашей плотью и с ее ценностью.

Ценность нашего тела не только биологическая, физическая и эстетическая. Она собственно жизненная, экзистенциальная, поскольку фундаментальным образом связана с нашим существованием как жизнью.

Здоровье - общее условие благоприятной и плодотворной жизни, и самая главная ценность, поэтому. Существует несколько простых гуманистических правил отношения человека к своему физическому и психическому здоровью. Это на самом деле очень просто, всего лишь Необходимо:

  • - правильно питаться;
  • - ежедневно делать физические упражнения;
  • - избегать ненужных стрессов;
  • - уметь расслабляться и отдыхать;
  • - быть разумным и умеренным в получении удовольствий.

Здоровье не бывает просто физическим или психическим. В принципе оно неделимо и относится к человеку как единству физического, биологического, психического, морального, интеллектуального и мировоззренческого.

Когда мы говорим о теле человека как ценности, мы должны ответить на вопрос об инвалидах. К сожалению, в современном языке нет адекватного современной культуре понятия, относящегося к хронически больным людям или человеку с рожденья не имеющего или при жизни потерявшего, скажем, зрение или руку. Все имеющиеся понятия: «инвалид», «человек с ограниченными физическими возможностями» и им подобные, в какой-то степени оскорбительны, задевают достоинство таких людей.

Разве такие люди принципиально ущербны и заведомо лишены возможности счастья, богатой, плодотворной, достойной и совершенной жизни? Гуманизм отвечает на этот вопрос отрицательно. Ни в одной священной или научной книге не сказано, что человек может быть полноценным только в том случае, если с его плотью все в порядке: четыре конечности, десять пальцев, два глаза, уха и две ноздри, если у него девять естественных отверстий в теле, весь набор исправно работающих внутренних органов и стандартное телосложение.

История и современность дают нам массу примеров победы человека над своими недугами, преодоления физических недостатков. Человек устроен так мудро и высоко адаптивно, обладает такими замечательными качествами, как мужество, целеустремленность, настойчивость, что в состоянии превратить даже тяжелые недомогания или, скажем, слепоту в ступень для совершенствования, дополнительный мотив к поддержанию высоконравственного, гуманного, порой героического образа жизни. Болезнь может побудить человека не просто к ее преодолению, но и к восхождению, к укреплению воли к жизни.

В современных цивилизованных обществах много делается для того, чтобы снять те физические, психологические и правовые препятствия, которые дискриминируют или затрудняют жизнь инвалидов. Диапазон таких действий очень широк: от устройства специальных спусков в домах и на улицах до организации спортивных соревнований для инвалидов и максимального сокращения перечня профессий, запрещенных для инвалидов.

Общество должно стремиться к разумному стиранию различий между инвалидами и другими людьми, к тому, чтобы отпала необходимость в привилегиях, которые, к сожалению, слишком напоминают милостыню и бывают оскорбительны для человека.

Хочется отдельно выразить свое мнение на данную тему. На мой взгляд, данная проблема, а именно, проблема актуальна в наше время. Многие люди не задумываются о своей жизни, обращаются с ней небрежно, разбрасываются своим здоровьем и силами. Человек думает что он всемогущ, и ему все под силу, и конечно же в суете повседневности мы не успеваем задаться этими вопросами. Но для каждого человека, я уверена, наступает момент, когда вопросы ценности человеческой жизни требуют непременного ответа. К сожалению, бывает, что момент этот наступает слишком поздно, чтобы можно было что-то изменить. Порой человек только перед лицом смерти понимает, что жил неправильно, что потерял то, что уже не вернешь. Так как же разобраться и понять прежде всего для себя, что для тебя ценно и что для тебя имеет значимость. Конечно, это трудный вопрос, но мне кажется каждый человек должен для себя определить это. Для кого-то ценность - это бесчисленные богатства и блага, огромное количество денег, кто-то мечтает быть популярным и талантливым, кто-то мечтает чтобы все вокруг были счастливы, а для кого-то ценность заключена в здоровье близких и родных. У каждого человека свой круг ценностей, и он абсолютно в праве сам для себя решать, что ценить.

Но к сожалению, человек часто выбирает не те ценности, которые могли бы успешно и благотворно повлиять на жизнь и здоровье человека. Часто люди запутываются в себе, переступают грани антигуманного и бесчеловечного, а это, в свою очередь тянет за собой тяжкие последствия, такие как: различные социальные конфликты, преступления, аморальное поведение, причинение вреда здоровью себе и окружающим. Этот список может продолжаться и продолжаться.

Человек сам себя загоняет в тупик, не оставляя выбора, чтобы что-то изменить, Тем более осознание того, что твоя жизнь была прожита в пустую приходит очень поздно и человек не в силах уже что-либо изменить. Безусловно, причин, по которым человек выбирает свои ценности, огромное количество, Но хочется заметить, что только сам Человек хозяин своей жизни. А жизнь-это цветок. Если за ним перестать ухаживать, поливать, удобрять, заботится о нем, то он завянет.

Так и у человека. Если бездумно и небрежно относиться к себе, тратить в пустую время, здоровье и силы, то в конечном итоге, жизнь, как безжалостный цветок, угаснет.

Поэтому, цените себя и окружающих, цените каждое мгновение, каждую секунду, умейте находить в плохом частичку хорошего, ведь жизнь нам дана лишь только раз! философский жизнь антигуманистический

Фразы знаменитых людей о ценности жизни:

  • - Я понял, что жизнь ничего не стоит, но я также понял, что ничто не стоит жизни (Андре Мальро);
  • - Если ты ценишь свою жизнь, помни, что и другие не меньше ценят свою (Еврипид);
  • - Жизнь отдельного человека имеет смысл лишь в той степени, насколько она помогает сделать жизни других людей красивее и благороднее. Жизнь священна, это, так сказать, верховная ценность, которой подчинены все прочие ценности (Эйнштейн Альберт);
  • - Поистине тот, кто не ценит жизнь, тот ее не заслуживает (Леонардо да Винчи).
4 170 0 Здравствуйте! В этой статье речь пойдет о жизненных ценностях человека, их основных категориях, о том, как они формируются и как происходит их переосмысление.Ценности – это основные цели и приоритеты, которые определяют сущность самого человека и управляют его жизнью. Это человеческая вера, принципы, идеалы, понятия и стремления. Это то, что каждый человек определяет для себя как самое значимое и важное в жизни.

Что такое жизненные ценности и их роль для нас

Жизненные ценности и ориентиры – это некие абсолютные величины, занимающие первое место в мировоззрении и определяющие поведение человека, его желания и стремления. Они помогают решать поставленные задачи и расставлять приоритеты в собственной деятельности.

У каждого человека своя иерархия ценностей. Ценности определяют то, как человек выстраивает свою жизнь, как заводит друзей, выбирает место работы, как получает образование, какие имеет хобби, как взаимодействует в социуме.

В течение жизни иерархия ценностей, как правило, меняется. В детском возрасте на первом месте оказываются одни значимые моменты, в подростковом и юношеском – другие, в молодости третьи, во взрослом состоянии – четвертые, а к старости все опять может измениться. Жизненные ценности молодежи всегда отличаются от приоритетов пожилых людей.

В жизни происходят события (счастливые или трагические), которые способны повернуть мировоззрение человека на 180 градусов, заставить его полностью переосмыслить свою жизнь и заново расставить приоритеты с точностью наоборот тому, какие были раньше.

Это естественный процесс развития человеческой психики и личности. Подстраиваться под изменяющиеся условия окружающей среды — защитная функция организма, часть эволюционного процесса.

Каждому индивиду необходимо четко осознавать иерархию собственной системы ценностей. Данное знание помогает в разных сложных ситуациях, например, когда необходимо сделать сложный выбор между двумя важными вещами в пользу одной. Ориентируясь на первостепенные ценности, человек сможет правильно для собственного благополучия определить истинно важное.

Разберем типичный пример из жизни. Ответственный трудоголик часто задерживается на работе, чтобы успешно выполнить все поставленные задачи. Работа действительно интересная, хорошо оплачиваемая, перспективная и т. д., но нескончаемая. Всегда гложет ощущение, что не дорабатывает и не успевает. Дома его с нетерпением ждет любимая семья. Жена периодически предъявляет претензии по поводу частого отсутствия дома, что также доставляет определенный дискомфорт. Чувство неудовлетворенности затягивается и становится хроническим.

Вот именно в таких ситуациях необходимо научиться правильно расставлять приоритеты. Важно определиться, что на первом месте. Решить проблему внутри себя и перестать метаться. Всегда все успевать невозможно, а вот выбрать первостепенную важность вполне возможно. Разобрав подобные случаи и приняв собственную иерархию приоритетов, можно свести к минимуму хронические личностные конфликты.

Нет правильных и неправильных систем жизненных ценностей. Для кого-то успешная карьера и признание на первом месте, для кого-то любовь и семья, для других образование и постоянное развитие.

Зато есть осознание собственной иерархии приоритетов и внутренняя согласованность с ними. И есть внутренний конфликт, когда у человека имеются трудности с и определением истинной важности вещей для себя.

Основные жизненные ценности

Условно жизненные ценности можно поделить на две группы:

  1. Материальные: , комфорт, дом, ощущение финансовой состоятельности и стабильности.
  2. Духовные:
  • Семья : интимные длительные стабильные в паре, продолжение рода, чувство собственной необходимости другим людям, чувство общности.
  • Друзья и рабочий коллектив : ощущение принадлежности к группе.
  • Карьера : достижение определенного социального статуса, уважения значимых людей.
  • Любимое дело : бизнес-проект или хобби (музыка, спорт, огородничество и т. д.), раскрытие собственного предназначения и талантов.
  • Образование и развитие каких-либо навыков, качеств, личностный рост.
  • Здоровье и красота : стройность, хорошая физическая форма, отсутствие болезней.

Обе категории переплетаются друг с другом и превращаются смежные ценности. В современном мире трудно отделить материальные ценности от духовных. Для реализации одних необходимо наличие других. Например, для получения образования необходимо определенное финансовое состояние, которое нужно заработать. Деньги приносят в семью финансовый комфорт и возможность для досуга и интересных хобби. Для здоровья и красоты также необходимы материальные вложения. Социальный статус современного человека во многом определяется нажитыми материальными благами. Таким образом, материальные ценности стали неотъемлемой частью духовных.

Жизненные ценности бывают:

1. Общечеловеческие (культурные). Это общие представления людей о том, что хорошо и что плохо. Закладываются они в детстве, и на их развитие влияет общество, окружающее человека. Образцом, как правило, становится семья, в которой родился и рос ребенок. Приоритеты родителей становятся основополагающими при формировании собственной системы ценностей.

К общечеловеческим приоритетам относятся:

  • физическое здоровье;
  • жизненный успех (образование, карьера, социальный статус, признание);
  • семья, дети, любовь, друзья;
  • духовное развитие;
  • свобода (суждений и поступков);
  • творческая реализация.

2. Индивидуальные. Формируются у каждого человека на протяжении жизни. Это те ценности, которые человек выделяется из общепринятых и считает важными именно для себя. В приоритете могут быть вежливость, доброта, вера в людей, грамотность, воспитанность и другие.

Как выявить свои ценности

В настоящее время психологами разработано большое количество методик для диагностики жизненных ценностей.

Тесты можно пройти онлайн. Занимают они, как правило, не более 15 минут. Результат появляется в течение нескольких секунд. Методики представляют собой ряд вопросов с несколькими вариантами ответов либо список утверждений для дальнейшего ранжирования. Ответы не бывают правильными или неправильными, а результаты – плохими или хорошими. По итогам тестирования выдается список основных ценностей опрашиваемого.

Данные методы помогают человеку быстро получить картину собственной иерархии приоритетов.

Результаты тестирования иногда могут поставить «в тупик». Возможно, вам покажется, что они неверны и ваша система приоритетов не соответствует выданной программой. Попробуйте пройти другой тест, а потом еще один.

В то время, пока вы будете отвечать на вопросы, сможете параллельно для себя определиться, что конкретно для вас в жизни наиболее значимо, а что второстепенно.

Другой вариант определения собственной системы ценностей представляет собой самостоятельный анализ своих приоритетов.

Для этого необходимо написать на листе бумаги все значимые для вас вещи в жизни. Все, что вы уважаете, цените и чем дорожите. Необязательно пользоваться терминологией и подсмотренными критериями, и определениями. Перечисляйте именно теми словами, как вещи называются в вашей голове.

После составления списка, сделайте небольшой перерыв. Переключитесь на другую деятельность. Затем снова возьмите свой список и внимательно на него посмотрите. Выберите 10 самых важных для вас ценностей, остальные вычеркните. Теперь список необходимо снова сократить вдвое. Чтобы проще было определиться с приоритетами, прокручивайте в своей голове разные жизненные ситуации, определяя, что важнее.

В итоге осталось 5 самых значимых ценностей. Проранжируйте их (распишите в порядке от 1 до 5 по степени важности). Если не получается выбрать, что ценнее для вас, представьте ситуацию, в которой пришлось бы решить, чего было бы для вас лишиться тяжелее. И вот именно то, с чем вы не можете расстаться даже в мыслях, и будет вашей самой приоритетной жизненной ценностью. Остальные тоже останутся важными, но все-таки второстепенными.

Таким образом, вы получите картину своих жизненных приоритетов.

Как привить жизненные ценности в процессе воспитания

Вопросом о прививании жизненных ценностей, как правило, задаются молодые родители. Хочется вырастить своего родного человека «правильным» и счастливым.

Основополагающим фактором при выборе системы приоритетов, которую хочется отложить в голове ребенка, является собственное понимание родителями «правильных» ценностей.

Сформированные в детстве представления о важных вещах закрепятся в подсознании на всю оставшуюся жизнь и без серьезных потрясений останутся неизменными. Речь идет об общечеловеческих ценностях (семье, любви, стремлении к саморазвитию и образованию, карьерному росту, материальному обогащению).

В семье, где всегда на первом месте близкие люди, вырастет ребенок, ценящий любовь и межличностные отношения. В семье карьеристов, скорее всего сформируется амбициозная личность, жаждущая определенного статуса. И т. д.

Система ценностей растущего человека выстраивается на жизненном опыте. На том, в чем он ежедневно «варится». Бесполезно говорить подрастающему поколению, что самое главное в жизни семья, когда отец пропадает на работе, а мать не вылезает из гаджетов, обделяя вниманием ребенка. Если хотите сформировать у своего малыша, как вам кажется «правильные» жизненные приоритеты, показывайте это на собственном примере. Жизненные ценности детей в руках родителей.

Переосмысление ценностей

Формирование основных жизненных ценностей начинается на первом году человеческой жизни и заканчивается примерно к 22 годам.

На протяжение жизни человек сталкивается с различными ситуациями, влекущими за собой переосмысление ценностей. Такие моменты всегда связаны с сильными эмоциональными потрясениями (как положительными, так и отрицательными) или затянувшимися депрессивными состояниями. Это могут быть:

  • вступление в брак;
  • рождение ребенка;
  • потеря близкого человека;
  • резкое изменение финансового положения;
  • тяжелое заболевание (собственное или близкого человека);
  • трагические события мирового масштаба, унесшие много жизней);
  • влюбленность в человека, несоответствующего идеалам;
  • жизненные кризисы (молодости, зрелости);
  • старость (окончание жизненного пути).

Иногда смена приоритетов происходит непроизвольно, когда инстинктивно человек выбирает оптимальный путь для своей дальнейшей жизни.

Иногда, например, в случаях кризисов, к переосмыслению и новому выбору жизненных ценностей приводят длительные душевные терзания. Когда в долгих депрессиях человек ощущает свое собственное несчастье, не может найти выход – и проблема жизненных ценностей встает остро. В таком случае для перестановки приоритетов требуется сознательный подход и четкое желание .

Переосмысление ценностей дает человеку шанс «начать жизнь с чистого листа». Измениться самому, в корне поменять свое существование. Зачастую такие перемены делают человека счастливее и гармоничнее.

Полезные статьи:

В чём смысл жизни? Как прожить полноценную и счастливую жизнь? Что по-настоящему ценно в жизни? Правильно ли я живу?

Это главные вопросы, на которые мы все пытаемся найти ответ… В этой статье я предлагаю вам новую возможность пересмотреть свои жизненные приоритеты и найти для себя ответы на эти "вечные" вопросы.

Когда я серьёзно заинтересовался этой темой и начал поиск, я обнаружил, что лучшие ответы на эти вопросы дают нам люди, которые в своей жизни столкнулись лицом к лицу со своей смертью.

Я изучил книги-бестселлеры о людях, которые узнали, что очень скоро умрут, и поменяли свои жизненные приоритеты; собрал различные исследования на тему "о чём сожалеют перед смертью"; добавил немного восточной философии, и в результате получился этот список из пяти истинных ценностей в жизни каждого человека.

"Если бы не моя болезнь, то я никогда и не задумался бы над тем, как прекрасна жизнь"

Самобытность

Всё в жизни имеет своё назначение. У каждого живого существа на планете есть своя миссия. И у каждого из нас есть своя роль. Реализуя свои уникальные таланты и способности, мы обретаем счастье и богатство. Путь к своей уникальности и миссии лежит через наши желания и мечты ещё с самого детства.

"Индивидуальность — высочайшая ценность в мире" (Ошо).

Одна женщина (Бронни Вее) много лет проработала в хосписе, где её задачей было облегчать душевное состояние умирающих пациентов. Из своих наблюдений она выявила, что наиболее частое сожаление у людей перед смертью, — это сожаление о том, что им не хватило смелости жить жизнью, правильной именно для них, а не жизнью, которую ожидали от них другие. Её пациенты сожалели о том, что они так и не воплотили в жизнь многие свои мечты. И лишь в конце пути они осознали, что это было только последствием их выбора, который они сделали.

Составьте список своих талантов и способностей, а также список любимых дел, в которых они выражаются. Так вы найдёте свои уникальные таланты. Используйте их для служения другим. Для этого спрашивайте себя как можно чаще: "Чем я могу быть полезен (миру, людям, с которыми соприкасаюсь)? Как я могу служить?"

Смело бросайте нелюбимую работу! Не бойтесь нищеты, неудач и ошибок! Доверяйте себе и не беспокойтесь о мнении окружающих. Верьте всегда, что Бог (Вселенная) позаботится о вас. Лучше один раз рискнуть, чем потом сожалеть о том, что вы прожили серую и бездарную жизнь, "убиваясь" при этом на нелюбимой работе в ущерб себе и своим близким.

Всегда помните, что вы уникальны, и ваша миссия — это дать максимум своей уникальности миру. Только тогда вы обретёте истинное счастье. Так задумал Бог (Вселенная).

"Откройте свою божественность, найдите свой уникальный талант, и вы сможете создать любое богатство, какое захотите" (Дипак Чопра).

Самораскрытие и духовный рост

Перестаньте быть животным!..

Конечно, нам необходимо удовлетворять физиологические потребности, но только лишь для того, чтобы развиваться духовно. Люди в основном гоняются за материальным благополучием и озабоченны, прежде всего, вещами, а не душой. Тогда как первичный смысл и цель человеческой жизни заключается в том, чтобы осознать, что он духовное существо, и ничего материального ему, на самом деле, не нужно.

"Мы не человеческие существа, получающие время от времени духовный опыт. Мы духовные существа, получающие время от времени человеческий опыт" (Дипак Чопра).

Осознайте Бога внутри себя. Человек — это переходное существо от животного к духовному. И у каждого из нас есть ресурсы совершить этот переход. Чаще практикуйте состояние "Быть", когда у вас нет мыслей, и вам ничего не нужно, когда вы просто ощущаете жизнь и наслаждаетесь её полнотой. Состояние "здесь и сейчас" — это уже духовное переживание.

"Среди нас есть люди, — немного, но есть, — которые понимают, что начинать откладывать деньги на старость надо ещё в то время, пока она далеко, чтобы успела скопиться определённая сумма… Так почему бы заодно не позаботиться и о том, что важнее денег, — о душе?" (Юджин О"Келли, "В погоне за ускользающим светом").

И не надо самосовершенствоваться, вы уже совершенны, потому что вы духовные существа. Занимайтесь самораскрытием…

"Познать себя как можно лучше, чтобы быть как можно большим для мира — это важнейшая задача человека" (Робин Шарма).

Даже тогда, когда вы достигаете целей, истинный успех связан не с достижением, а с теми переменами в сознании, которые произошли, как неизбежное следствие вашего продвижения к этим целям. Дело не в реализации целей, а в том, что происходит с вами в процессе её достижения.

Открытость

Как часто перед лицом смерти люди сожалеют о том, что им так и не хватило смелости выразить любовь своим родным и близким! Они сожалеют о том, что часто подавляли свои эмоции и чувства, потому что боялись реакции окружающих. Они сожалеют, что не позволили себе быть более счастливыми. Лишь в конце пути они осознавали, что быть счастливым или нет — это вопрос выбора. Каждое мгновение мы выбираем реакцию на ту или иную ситуацию, и каждый раз по-своему интерпретирует события. Будьте бдительны! Следите за своим выбором каждое мгновение…

"Что посеешь, то и пожнёшь" (народная мудрость).

Что нужно сделать, чтобы стать более открытым?

  1. Дайте волю своим эмоциям и чувствам. Покатайтесь на самом крутом аттракционе и покричите в своё удовольствие; поделитесь своими чувствами с другими людьми; станьте оптимистом, — радуйтесь, смейтесь, веселитесь, несмотря ни на что.
  2. Примите себя и жизнь такой, какая она есть. Позвольте себе быть таким, какой вы есть, а события случатся самим. Ваша задача мечтать, двигаться и наблюдать, какие чудеса преподносит вам жизнь. И если что-то складывается не так, как вы хотели, значит, будет ещё лучше. Просто расслабьтесь и получайте удовольствие.

"Я умираю и веселюсь. И я собираюсь веселиться каждый отпущенный мне день" (Рэнди Пауш "Последняя лекция").

Любовь

Печально, но многие люди лишь перед лицом смерти осознают, как мало было в их жизни любви, как мало они радовались и наслаждались простыми радостями жизни. Мир преподнёс нам столько чудес! Но мы слишком заняты. Мы не можем оторвать взор от своих планов и насущных проблем, чтобы взглянуть на эти дары и насладиться ими.

"Любовь — это питание для души. Любовь для души — это то же самое, что пища для тела. Без пищи тело слабо, без любви слаба душа" (Ошо).

Самый лучший способ поднять волну любви в своём теле — это благодарность. Начните благодарить Бога (Вселенную) за всё, что он преподносит вам каждое мгновение: за эту пищу и крышу над головой; за это общение; за это ясное небо; за всё, что вы видите и получаете. И когда вы поймаете себя на раздражении, сразу спрашивайте себя: "Почему я должен быть благодарен сейчас?" Ответ придёт из самого сердца, и, поверьте, он вас воодушевит.

Любовь — это энергия, из которой соткан мир. Станьте миссионером любви! Дарите людям комплименты; заряжайте любовью всё, к чему прикасаетесь; давайте больше, чем получаете… и двигайтесь по жизни от сердца, а не от головы. Именно оно подскажет вам самый верный путь.

"Путь без сердца никогда не бывает радостным. Уже для того, чтобы на него выйти, приходится тяжело работать. Напротив, путь, у которого есть сердце, всегда лёгкий; чтобы его полюбить, не нужно особых усилий" (Карлос Кастанеда).

Отношения

Когда проходит жизнь, и в повседневных заботах мы часто теряем из виду своих родных и друзей, в конце пути мы будем чувствовать опустошение, глубокую печаль и тоску…

Как можно чаще проводите время с теми, кого любите и цените. Они — это самое дорогое, что у вас есть. Всегда будьте открыты для общения и новых знакомств, это обогащает. Как можно чаще дарите людям своё внимание и восхищение ими, — всё это вернётся к вам. С радостью и бескорыстно помогайте, дарите и так же с радостью принимайте дары от других.

"Блаженство тоже заразительно, как любая болезнь. Если ты помогаешь другим быть счастливыми, по большому счёту, ты помогаешь быть счастливым самому себе" (Ошо).

P.S. Недавно в сети наткнулся на интересный опрос: "О чём вы будете сожалеть перед смертью". 70% участников ответило "Когда придёт время, тогда и узнаем"…

Так о чём Вы будете сожалеть в конце своего пути?

Важнейшую роль не только в жизни каждого отдельного человека, но и всего общества в целом играют ценности и ценностные ориентации, которые выполняют в первую очередь интегративную функцию. Именно на основе ценностей (при этом ориентируясь на их одобрение в социуме) каждая личность делает свой собственный выбор в жизни. Ценности, занимая центральную позицию в структуре личности, оказывают существенное влияние на направленность человека и содержание его социальной активности, поведение и поступки, его социальную позицию и на общее отношение его к миру, к себе и другим людям. Поэтому, потеря человеком смысла жизни – это всегда результат разрушения и переосмысливание старой системы ценностей и что бы обрести этот смысл вновь, ему необходимо создать новую систему, основываясь на общечеловеческом опыте и используя принятые в обществе формы поведения и деятельности.

Ценности являются своеобразным внутренним интегратором человека, концентрируя вокруг себя все его потребности, интересы, идеалы, установки и убеждения. Таким образом, система ценностей в жизни человека принимает вид внутреннего стержня всей его личности, а такая же система в обществе является стержнем ее культуры. Системы ценностей, функционируя как на уровне личности, так и на уровне общества, создают своеобразное единство. Это происходит благодаря тому, что личностная система ценностей всегда формируется, основываясь на ценностях, которые являются доминирующими в конкретном обществе, а они в свою очередь влияют на выбор индивидуальной цели каждого отдельного человека и на определение способов ее достижения.

Ценности в жизни человека являются основой для выбора целей, способов и условий деятельности, а также помогают ему ответить на вопрос, ради чего он совершает ту или иную деятельность? Кроме того, ценности представляют собой системообразующее ядро замысла (или программы), деятельности человека и его внутренней духовной жизни, ведь духовые принципы, намерения и человечество относит больше не к деятельности, а к ценностям и ценностным ориентациям.

Роль ценностей в жизни человека: теоретические подходы к проблеме

Современные человеческие ценности – наиболее актуальная проблема и теоретической, и прикладной психологии, так как они влияют на формирование и являются интегративной основой деятельности не только отдельно взятого индивида, но и социальной группы (большой или малой), коллектива, этноса, нации и всего человечества. Трудно переоценить роль ценностей в жизни человека, ведь они освещают его жизни, наполняя при этом ее гармонией и простотой, которая обуславливает стремление человека к свободе воли, к воле творческих возможностей.

Проблема ценностей человека в жизни изучается наукой аксиологией (в пер. с греч. axia/аксио – ценность, logos/логос – разумное слово, учение, изучение ), точнее отдельная отрасль научных знаний философии, социологии, психологии и педагогике. В психологии под ценностями принято понимать нечто значимое для самого человека, то, что дает ответ на его актуальные , личностные смыслы. Под ценностями также видят понятие, которое обозначает объекты, явления, их свойства и абстрактные идеи, отражающие общественные идеалы и поэтому являются эталоном должного.

Необходимо отметить, что особая важность и значение ценностей в жизни человека возникает лишь в сравнение с противоположностью (так люди стремятся к добру, потому что на земле существует зло). Ценности охватывают всю жизнь как человека, так всего человечество, при этом они затрагивают абсолютно все сферы (познавательную, поведенческую и эмоционально-чувственную).

Проблема ценностей интересовала многих известных философов, социологов, психологов и педагогов, но начало изучения данного вопроса было положено еще в далекой античности. Так, например, Сократ был одним из первых, кто пытался понять, что же такое благо, добродетель и красота, причем эти понятия отделялись от вещей или поступков. Он считал, что достигнутое благодаря пониманию этих понятий знание и является основой морального поведения человека. Здесь стоит также обратиться к идеям Протагора, который считал, что каждый человек уже является ценностью как мера существующего и несуществующего.

Анализируя категорию «ценности», нельзя пройти мимо Аристотеля, ведь именно ему принадлежит возникновение термина «тимия» (или ценимое). Он считал, что ценности в жизни человека являются и источником вещей и явлений, и причиной их разнообразия. Аристотель выделял следующие блага:

  • ценимые (или божественные, к которым философ относил душу и разум);
  • хвалимые (дерзкая похвала);
  • возможности (сюда философ относил силу, богатство, красоту, власть и т.п.).

Существенный вклад в разработку вопросов о природе ценностей внесли философы Нового времени. Среди наиболее значимых фигур той эпохи стоит выделить И. Канта, который центральной категорией, которая могла помочь в решении проблем ценностной сферы человека, называл волю. А наиболее развернутое объяснение процесса формирования ценностей принадлежит Г. Гегелю, который описывал изменения ценностей, их связей и структуры в трех ступенях существования деятельности (более подробно они описаны ниже в таблице).

Особенности изменения ценностей в процессе деятельности (по Г. Гегелю)

Ступени деятельности Особенности формирования ценностей
первая возникновение субъективной ценности (ее определение происходит еще до начала действий), происходит принятие решения, то есть ценность-цель должна конкретизироваться и соотноситься с внешними изменяющимися условиями
вторая Ценность находится в фокусе самой деятельности, происходит активное, но в тоже время противоречивое взаимодействие между ценностью и возможными способами ее достижения, здесь ценность становиться способом для формирования новых ценностей
третья ценности вплетаются непосредственно в деятельность, где они проявляются в качестве объективированного процесса

Проблема ценностей человека в жизни глубоко изучалась зарубежными психологами, среди которых стоит отметить работы В. Франкла. Он говорил, что в системе ценностей находит свое проявление смысл жизни человека как его базовое образование. Под самими же ценностями он понимал смыслы (он их называл «универсалиями смыслов»), которые свойственны большему количеству представителей не только конкретного общества, но и человечеству в целом на протяжении всего пути его развития (исторического). Виктор Франкл акцентировал внимание на субъективной значимости ценностей, которая сопровождается в первую очередь принятием человеком ответственности на себя за ее реализацию.

Во второй половине прошлого столетия ценности зачастую рассматривались учеными через призму понятий «ценностные ориентации» и «личностные ценности». Наибольшее внимание уделялось изучению ценностных ориентаций личности, под которыми понималось и как идеологическое, политическое, моральное и этическое основание для оценки человеком окружающей действительности, и как способ дифференцирования объектов по их значимости для индивида. Главное, на что обращали внимание почти все ученые, так это то, что ценностные ориентации формируются только лишь благодаря усвоению человеком социального опыта, а свое проявление они находят в целях, идеалах, и других проявлениях личности. В свою очередь система ценностей в жизни человека является основой содержательной стороны направленности личности и отображает ее внутреннее отношение в окружающей действительности.

Таким образом, ценностные ориентации в психологии рассматривались в качестве сложного социально-психологического феномена, который давал характеристику направленности личности и содержательной стороне ее активности, чем определял общий подход человека к себе, другим людям и к миру в целом, а также придавал смысл и направленность его поведению и деятельности.

Формы существования ценностей, их признаки и особенности

В течение всей своей истории развития, человечеством были выработаны общечеловеческие или универсальные ценности, которые на протяжении многих поколений не меняли своего смысла и не уменьшали свою значимость. Это такие ценности как истина, красота, добро, свобода, справедливость и многие другие. Эти и многие другие ценности в жизни человека связаны с мотивационно-потребностной сферой и являются важным регулирующим фактором его жизнедеятельности.

Ценности в психологическом понимании могут быть представлены в двух значениях:

  • в форме объективно существующих идей, предметов, явлений, действий, свойств продуктов (как материальных, так и духовных);
  • в качестве значимости их для человека (системы ценностей).

Среди форм существования ценностей выделяют: социальные, предметные и личностные (более подробно они представлены в таблице).

Формы существования ценностей по О.В. Сухомлинской

Особое значение в изучение ценностей и ценностных ориентаций имели исследования М. Рокича. Он понимал под ценностями позитивные или негативные идеи (причем абстрактные), которые никаким образом не связаны с каким-то конкретным объектом или же ситуацией, а лишь являются выражением человеческих убеждений о типах поведения и преобладающих целях. По мнению исследователя, все ценности имеют следующие признаки:

  • общее число ценностей (значимых и мотивируемых) невелико;
  • все ценности у людей схожи (различны только ступени их значимости);
  • все ценности организуются в системы;
  • источниками ценностей являются культура, общество и социальные институты;
  • ценности оказывают влияние на большое количество феноменов, которые изучаются самыми различными науками.

Кроме того, М. Рокич установил прямую зависимость ценностных ориентаций человека от многих факторов, таких как уровня его дохода, пола, возраста, расы, национальности, уровня образования и воспитания, религиозной направленности, политических убеждений и т.д.

Некоторые признаки ценностей также были предложены Ш. Шварцем и У. Билиски, а именно:

  • под ценностями понимается либо понятие, либо убеждение;
  • они относятся к желаемым конечным состояниям индивида или же к его поведению;
  • они обладают надситуативным характером;
  • руководствуются выбором, а также оценкой поведения человека и действий;
  • они упорядочиваются по важности.

Классификация ценностей

На сегодняшний день в психологии существует огромное количество самых различных классификаций ценностей и ценностных ориентаций. Такое разнообразие появилось благодаря тому, что ценности классифицируются по самым различным критериям. Так они могут объединяться в определенные группы и классы в зависимости от того, какие виды потребностей эти ценности удовлетворяют, какую роль они играют в жизни человека и в какой сфере они применяются. Ниже в таблице представлена наиболее обобщенная классификация ценностей.

Классификация ценностей

Критерии Ценностей могут быть
объект усвоения материальными и морально-духовными
предмет и содержание объекта социально-политическими, экономическими и моральными
субъект усвоения общественными, классовыми и ценности социальных групп
цель усвоения эгоистичными и альтруистичными
уровень обобщенности конкретными и абстрактными
способ проявления стойкими и ситуативными
роль человеческой деятельности терминальными и инструментальными
содержание деятельности человека познавательными и предметно-преображающими (творческими, эстетичными, научными, религиозными и пр.)
принадлежность индивидуальными (или личностными), групповыми, коллективными, общественными, национальными, общечеловеческими
отношение группы и общества позитивными и негативными

С точки зрения психологических особенностей ценностей человека интересна классификация, предложенная К. Хабибулиным. Ценности им были поделены следующим образом:

  • в зависимости от субъекта деятельности ценности могут быть индивидуальными или выступать как ценности группы, класса, общества;
  • по объекту деятельности ученый выделял материальные ценности в жизни человека (или витальные) и социогенные (или духовные);
  • в зависимости от вида человеческой деятельность ценности могут быть познавательными, трудовыми, воспитательными и социально-политическими;
  • последнюю группу составляют ценности по способу выполнения деятельности.

Также существует классификация, основанная на выделении жизненно важных (представления человека о добре, зле, счастье и горе) и универсальных ценностей. Данная классификация была предложена в конце прошлого столетия Т.В. Бутковской. Универсальные ценности, по мнению ученой, бывают:

  • витальными (жизнь, семья, здоровья);
  • общественного признания (такие ценности как социальный статус и трудоспособность);
  • межличностного признания (проявление и честности);
  • демократическими (свобода высказывания или свобода слова);
  • партикулярными (принадлежность семье);
  • трансцендентными (проявление веры в Бога).

Стоит также отдельно остановиться на классификации ценностей по М. Рокичу – автору наиболее известной в мире методике, главная цель которой заключается в определение иерархии ценностных ориентаций личности. Все ценности человека М. Рокич делил на две большие категории:

  • терминальные (или ценности-цели) – убежденность человека в том, что конечная цель стоит всех усилий для ее достижения;
  • инструментальные (или ценности-способы) – убежденность человека в том, что определенный способ поведения и действий является наиболее удачным для достижения цели.

Существует еще огромное количество различных классификаций ценностей, краткое изложение которых приведено ниже в таблице.

Классификации ценностей

Ученый Ценности
В.П. Тугаринов духовные образование, искусство и наука
социально-политические справедливость, воля, равность и братство
материальные различные виды материальных благ, техника
В.Ф. Сержантов материальные орудия труда и способы выполнения
духовные политические, моральные, этические, религиозные, правовые и философские
А. Маслоу бытия (Б-ценности) высшие, характерные для личности, которая самоактуализируется (ценности красоты, добра, истины, простоты, уникальности, справедливости и т.д.)
дефицитные (Д-ценности) низшие, направленные на удовлетворение потребности, которая была фрустрирована (такие ценности как сон, безопасность, зависимость, спокойствие и т.п.)

Анализируя представленные классификацию, возникает вопрос, а какие главные ценности в жизни человека? На самом деле таких ценностей огромное множество, но наиболее важными являются общие (или универсальные) ценности, которые, по словам В. Франкла, основываются на трех главных человеческих экзестенциалах – духовности, свободы и ответственности. Психологом было выделено следующие группы ценностей («вечные ценности»):

  • творчества, которые позволяют людям понять, что они могут дать данному обществу;
  • переживания, благодаря которым человек осознает то, что он получает от социума и общества;
  • отношения, которые дают возможность людям осознать свое место (позицию) относительно тех факторов, которые каким-либо образом ограничивают их жизнь.

Необходимо также отметить, что наиболее важное место занимают нравственные ценности в жизни человека, ведь именно они играют ведущую роль при принятии людьми решений связанных с моралью и моральными нормами, а это в свою очередь говорит об уровне развития их личности и гуманистической направленности.

Система ценностей в жизни человека

Проблема ценностей человека в жизни занимает ведущую позицию в психологических исследованиях, ведь они являются стержнем личности и обуславливают ее направленность. В решении данной проблемы существенная роль принадлежит изучению системы ценностей и здесь серьезное влияние оказали исследования С. Бубновой, которая основываясь на трудах М. Рокича, создала свою модель системы ценностных ориентаций (она иерархическая и состоит из трех уровней). Система ценностей в жизни человека по ее мнению состоит из:

  • ценностей-идеалов, являющихся наиболее общими и абстрактными (сюда относятся духовные и социальные ценности);
  • ценностей-свойств, которые закрепляются в процессе человеческой жизнедеятельности;
  • ценностей-способов деятельности и поведения.

Любая система ценностей всегда будет объединять две категории ценностей: ценности-цели (или терминальные) и ценности-способы (или инструментальные). Терминальные включают в себя идеалы и цели человека, группы и общества, а инструментальные – способы достижения целей, которые принимаются и одобряются в данном обществе. Ценности-цели более устойчивы, нежели ценности-способы, поэтому они выступают в качестве системообразующего фактора в различных социальных и культурных системах.

К существующей в обществе конкретной системе ценностей каждый человек проявляет свое собственное отношение. В психологии выделяют пять типов отношений человека в системе ценностей (по Я. Гудечек):

  • активное, которое выражается в высокой степени интернализации этой системы;
  • комформное, то есть внешне принятое, но при этом человек не идентифицирует себя с данной системой ценностей;
  • индифферентное, которое заключается в проявлении равнодушия и полного отсутствия интереса к этой системе;
  • несогласие или непринятия, проявляющееся в критичном отношении и осуждении системы ценностей, с намерением ее изменить;
  • противодействие, которое проявляется и во внутреннем, и во внешнем противоречии с данной системой.

Следует отметить, что система ценностей в жизни человека является важнейшим компонентом в структуре личности, при этом она занимает приграничное положение – с одной стороны это система личностных смыслов человека, с другой – его мотивационно-потребностная сфера. Ценности и ценностные ориентации человека выступают в роли ведущего качества личности, подчеркивая ее неповторимость и индивидуальность.

Ценности являются наиболее мощным регулятором жизнедеятельности человека. Они направляют человека на пути его развития и обуславливают его поведение и деятельность. Кроме того, направленность человека на определенные ценности и ценностные ориентации обязательно окажет воздействие и на процесс формирования общества в целом.

Жизненные ценности организовывают жизнь человека. Индивид может сам определить важные понятия, но после этого они управляют его поведением. Это свод внутренних правил, то, за соблюдением чего человек следит самостоятельно.

Ценности, критерии и основа для их роста

Нельзя думать, что жизненные ценности в жизни всегда играют важнейшую роль. Мало кто ими действительно руководствуется. О ценностях идет речь в беседах, но проживать каждую секунду для реализации своих ценностей нелегко, не каждый может так поступать.

С физиологической точки зрения человек существует для удовлетворения своих потребностей, руководствуется своими привычками и проявляет эмоции при столкновении с неудовлетворяющими его явлениями. Ценности многих людей существуют только на словах, их выполнение не осуществляется. Для них жизнь определяется простыми физиологическими механизмами. Личностью стать необходимо, а для этого придется развить собственные ценности. Таким образом, важные жизненные ценности требуют достижения определенной личностной базы.

Критерии настоящих внутренних ценностей:

  • Они дороги человеку, он готов постоять за них.
  • В их выборе должна присутствовать осознанность, ведь личность должна без напоминаний соблюдать их.
  • Позитивность ценностей вызывает гордость у человека.

Важным пунктом является понимание. Изменить жизнь на смертном одре невозможно, поэтому осознавайте интерес и нужность своих жизненных правил, пока есть время. Если вам наверняка известно, чего вы хотите и что цените больше всего, наполняйте каждый день вашей жизни этим.

Формирование ценностей

Если в канун Нового года вы вспоминаете все, что было в ушедшем, и мечтаете, что должны сделать в новом году, то это самое подходящее время определить жизненные ценности. Распишите все, что имеет важность для вас, а дальше остается лишь следить за соблюдением этого. Признак действительно развитой личности - если человек руководствуется в действиях и поступках своими ценностями. Последние определяют цели, из них вырастают планы и будущее человека. Больше обдуманных действий - активнее рост личности.

У всех свой, уникальный набор внутренних правил. Обычно формирование жизненных ценностей происходит до наступления двенадцати лет. На нас влияют родители, школа и учителя, окружающая культура, прочее. Ценности могут сформироваться после их осознания и полного принятия. Полноценная личность имеет упорядоченные жизненные ценности. Она понимает, что наиболее важно и находится на первом месте, а что размещено ниже или служит для достижения других целей. Совпадения в перечне ценностей способствует улучшению отношений между людьми, а значительные отклонения дают повод возникнуть конфликту. Жизненные ценности возникают еще в детстве, благодаря атмосфере, окружающей нас. Естественное формирование новых ценностей может происходить путем вовлечения индивида в другие условия жизни, где новый блок ценностей ему критически необходим.

Категории ценностей

Что еще известно об основных жизненных ценностях? Можно ли их перечесть? Целый список жизненных ценностей обширен, но все подлежит классификации. Синтон-подход группирует основные жизненные ценности нормальной личности на три круга:

  • Связанные с работой, делом, бизнесом.
  • Относящиеся к отношениям и личной жизни.
  • Отвечающие за собственное развитие.

Эти части можно рассмотреть более подробно.

Наслаждение

Развлечения и отдых, любовь, азарт. Это радость и отрыв, наслаждение и жизнь на полную. Ваше возможное путешествие в страну мечты, где вас ждет море и песок, к примеру, или горы и снег. Игра в рулетку, когда все на кону, покер или спор. Романтичные уютные встречи в кофейнях, проходящие в полумраке с любимым человеком рядом.

Взаимоотношения

Дети, семья, общее взаимопонимание. Долгие, стабильные отношения любящей пары. Вопрос отцов и детей, вечной дружбы и близких людей. В эту категорию включена ценность взаимоотношений с другими людьми в принципе. Кроме того, здесь присутствует любовь, но она имеет другой характер, не страстный, но заботливый, ласковый и уважительный. Это радость встречи с детьми и супругом после долгого рабочего дня. Это терпеливая сыновья помощь пожилым родителям, когда они не в силах справиться даже с обычными делами.

Стабильность

Комфорт, деньги, дом. Эта группа касается стабильного быта и порядка. Она касается сразу двух понятий. "Комфорт, деньги, дом" необходимы для семьи, а также поддерживают полноценный отдых. Во-вторых, финансовый вопрос затрагивает категорию "Работа, дело, бизнес". Для меблирования новой квартиры молодожены едут в "Икею". Они вынуждены провести там много времени, ведь все, что им хочется, слишком дорого, а их бюджет ограничен.

Предназначение

Собственные проекты и дела. На что вы тратите свой день? Чем вы занимаетесь на работе? Что в вашей голове, прежде чем вы уснете? В этой категории присутствует все, что относится к вашим идеям, планам и работе, вашему развитию. Подросток увлекается видео- и фотосъемкой. Он тщательно выискивал лучшие кадры. Спустя десять лет мужчина добился невероятного успеха и снимает клипы. Следующий его шаг - режиссура.

Статус

Власть, карьера, статус. Жажда обретения высшей позиции в социуме, новых влияний и открытых дверей. Бизнесмен приобретает все более дорогие автомобили, подчеркивая их престиж. Модель ходит за покупками только в брендовые магазины. Они демонстрируют свое положение в обществе, ведь столько усилий было потрачено для его достижения.

Образование

Повышение квалификации в работе, самообразование. Выполнение своих профессиональных задач усложняется без должного уровня образования и необходимого опыта. По этой причине квалификация затрагивает категорию "Работа, дело, бизнес". Улучшение образования и повышение мастерства ведет к развитию человека как личности. Стилист внимательно рассматривает появление селебрити на красной дорожке, ведь ему важно ознакомиться с последними тенденциями в области моды.

Саморазвитие

Развитие психологических и социальных навыков, рост личности. Категория развития индивидуальных характеристик. Рост личности ведет к осознанным выводам, повышенному вниманию к близким и окружающим. Социальные навыки означают умение вести себя в обществе, находить общий язык с разными людьми. Психологические навыки - борьбу со своими опасениями, контроль эмоций, ясность мыслей. Рядом с человеком сразу появляются люди, когда он следит за проявлениями своих чувств, внимателен к окружающим.

Физиология

Здоровье, красота, развитие в гармонии. Стройность, забота о внешности, хорошая физическая форма, способность к танцам и грациозности - все это физиологические жизненные ценности, которые расположены на границе двух категорий. Развитие тела и внимание к своему здоровью ведет к развитию личности, поэтому оно соприкасается с категорией саморазвития. Эти ценности попутно влияют на отношения с противоположным полом, поэтому категория "Отношения и личная жизнь" развивается параллельно.

Духовность

Реализация целей, познание окружающего мира и жизненных принципов, рост духовной сферы. Вам сложно оставить след для будущих поколений, если вы живете только для себя и своих нужд. Вы должны следить за своими мотивами, развитием духовных стремлений. Жизненные цели и ценности не формируются благодаря покупке беллетристики о духовных практиках, эзотерике и сверхъестественном.

Итак, подведем итоги. Каждый день мы сталкиваемся с необходимостью решать определенные задачи, мы боремся с обстоятельствами, которые неблагоприятно влияют на нас. Важно в таких ситуациях принимать решение, основываясь на собственных ценностях. Чувство собственного достоинства возникает только в случае соблюдения внутренних правил. Жизненные ценности человека дарят ему спокойствие и стабильность.