Бот святой гавриил история. Великая Северная экспедиция (1733–1743)

Зимой 1725 года над Санкт-Петербургом дули промозглые, холодные ветры. Они поднимали снежные смерчи на пустырях, проносились над замерзшими топями Болот, ломились в двери и окна стоявших шпалерами домов. Редкие пешеходы, случаем или необходимостью выгнанные на улицу, старались побыстрее добежать до тепла, на ходу пряча в воротники носы и уши. Город жил тревожным ожиданием: у себя во дворце, окруженный преображенцами и семеновцами, лежал тяжелобольной царь Петр. Еще осенью, спасая в ледяной воде матросов тонущего корабля, царь простудился и захворал. Ждали смерти Петра. А он, перебирая в уме дела, которые замыслил, но не совершил, вспомнил и о том, что собирался послать экспедицию на Камчатку, дабы выяснить, существует ли пролив между Азией и Америкой. И Петр собственноручно пишет наказ:

«1) Надлежит на Камчатке или в другом тамож месте зделать один или два бота с палубами.

2) На оных ботах плыть возле земли, которая идет на норд и по чаянью (понеже оной конца не знают) кажется, что та земля часть Америки.

3) И для того искать, где она сошлась с Америкой».

Командовать экспедицией Петр повелел капитану флота Витусу Берингу, помощниками ему назначались Алексей Чириков и Мартын Шпанберг.

В конце января царь Петр умер...

Итак, вопрос об экспедиции был решен. В историю географической науки она вошла под названием «Первой Камчатской экспедиции» и являлась частью тех мероприятий Петра Первого, которые были направлены на укрепление положения Русского государства на Тихом океане и, кроме того, на развитие торговли с восточными странами.

Экспедиция отправилась в путь в начале февраля 1725 года - шестьдесят человек и огромный обоз, в котором везли продовольствие и необходимые для постройки кораблей материалы.

Труден и долог был путь до берегов Тихого океана. Из 663 лошадей пало 267. Не хватило продовольствия, начался голод. «Идучи путем, - писал Беринг в одном из своих донесений в сенат, - оголодала вся команда, и от такого голоду ели лошадиное мертвое мясо, сумы сыромятные и всякие сырые кожи, платье и обувь кожаные».

Лишь в июле 1727 года вся экспедиция собралась в Охотске. Еще год ушел на то, чтобы доставить грузы на Камчатку и построить корабль. 8 июля 1728 года его спустили на воду и дали имя «Гавриил». Вскоре корабль вышел в море. Сорок человек экипажа и годичный запас продовольствия нес на себе «Гавриил», двадцатиметровое судно, построенное за три месяца. 28 июля экспедиция достигла реки Анадырь, за которой открыла бухту, названную бухтой Креста. 10 августа азиатский берег круто повернул на север, а спустя несколько дней, когда «Гавриил» достиг 65° северной широты, Беринг созвал офицеров корабля на совет. Предстояло решить вопрос: следует ли плыть дальше?

Было высказано два мнения. Мартын Шпанберг советовал идти к северу еще три дня, а затем повернуть обратно. Приближается зима, говорил он, и «Гавриил» может застрять во льдах. Иного мнения придерживался Чириков. Он считал, что цели экспедиции не достигнуты, пролив не открыт и что следует плыть дальше. Окончательное решение зависело от Беринга. Поразмыслив, начальник экспедиции принял сторону Шпанберга.

16 августа, достигнув 67°8" северной широты, «Гавриил» лег на обратный курс. 1 сентября экспедиция пришла в устье реки Камчатки, где и зазимовала.

Да, «Гавриил» шесть дней шел по проливу, который ныне называется проливом Беринга. Но начальник экспедиции не знал этого. Не знал он и того, что от Америки его отделяют каких-нибудь 80 км. Окажись Беринг решительней, он бы принял предложение Чирикова, и вопрос о существовании пролива между Азией и Америкой выяснился бы в 1728 году.......

Купить набор для постройки моделя кораблся Бот Святой Гавриил в масштабе 1:72, вы можете

Добрый день, уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию модель первого Российского научно - исследовательского судна Бота «Св. Гавриил»

Историческая справка:

"Бот "Св. Гавриил" служил на Тихом океане 27 лет, до 1755 г. В документах того времени его называли по-разному: "Святой Гавриил", "Гавриил" и даже "Гаврила" или "Гаврил". С ними связаны многие открытия и славные исторические события. Такие, например, как плавание первого европейского судна за северный полярный круг в Чукотском море в 1728 г., открытие Аляски в 1732 г., участие в обследовании юго-западного побережья Охотского моря, Шантарских островов в 1730 г., участие в подавлении восстания ительменов и основании нового Нижне-камчатского острога, первое посещение русскими Японии в 1739 г., исследование Авачинской губы и основание в 1740 г. одного из старейших городов на русском Дальнем Востоке - Петропавловска-Камчатского
Создание «Святого Гавриила» было предначертано Петром I
«...в самый тот месяц, когда судьбою Всевышнего определен был конец жития Петра Великого, [...] все еще неутомимый дух его трудился о пользе и славе Отечества, - ибо он сочинил и написал собственною рукою наказ Камчатской экспедиции. [...] Призванному к себе генерал-адмиралу [Ф.М. Апраксину], вручив наставление, говорил следующее: "я вспомнил на сих днях то, о чем мыслил давно и что другие дела предпринять мешали, то есть о дороге через Ледовитое море в Китай и Индию" (А.К. Нартов)
Начальником экспедиции был назначен 43-летний капитан Витус Йонансен Беринг, а его помощниками - лейтенанты Мартын Петрович Шпанберг и Алексей Ильич Чириков.
(Петр I лично знал Беринга, который был на хорошем счету за отличное знание морского дела, исполнительность и честность, не раз в течение долгой войны со Швецией выполнял специальные поручения Петра I, а позже был назначен командиром крупнейшего тогда в русском флоте боевого судна - 90-пушечного линейного корабля "Лесное".)
Штурманом был определен гардемарин Петр Чаплин, который уже в ходе экспедиции был произведен в мичманы.
В состав экспедиции также включили «ботового и шлюпочного дела ученика Федора Федотова сына Козлова … с ним отправить плотников 4-х с их инструменты, которые б моложе были...» мачтмакорского ученика, плотничного десятника, трех плотников, двух канониров, двух парусников и кузнеца
Отряду Козлова предстояло стать родоначальником корабелов Камчатки. Они должны были самостоятельно, не рассчитывая на помощь Адмиралтейств-коллегии, создать на далеких берегах Тихого океана верфь и построить на ней «один-два палубных бота».
24 января 1725 г. участники экспедиции вышли из Петербурга.
Правительство предписало сибирскому губернатору князю М. В. Долгорукому оказывать всемерное содействие и помощь экспедиции во всех городах и острогах по пути ее следования. В Енисейске и Иркутске в распоряжение экспедиции выделили шестьдесят «добрых плотников».
В январе 1727 г. экспедиция достигла Охотска. Еще до прибытия Беринга в Охотск здесь в 1725 г. было заложено для экспедиции судно, которое спустили на воду в июне 1727 г. и назвали "Фортуна".
22 августа 1727 г. экспедиция вышла из Охотска на "Фортуне" и старой ладье "Восток", построенной в 1716 г. 4 сентября прибыли в Большерецкий острог, где решено было зазимовать. Отсюда имущество экспедиции было отправлено в Нижнекамчатский острог по рекам Большой, Быстрой и Камчатке, а зимой - на собаках.
К весне 1728 г. все грузы были переправлены в Нижнекамчатск.
Между тем посланный вперед Федор Козлов в долине реки Камчатки близ урочища Ушки выбрал место для первой верфи на Камчатке. К моменту прибытия на место основных сил экспедиции верфь была готова, развернули гибочное производство и кузницу. Также была в основном закончена заготовка деталей корпусного набора.
Здесь необходимо отметить, что все оборудование, детали и материалы не только будущих судов, но и самой верфи было доставлено на Камчатку из Петербурга.
Получением имущества («в строгом соответствии штату и лучшего качества») на адмиралтейских складах Петербурга руководил лейтенант А. Чириков, при деятельном участии Ф. Козлова.
4 апреля 1728 года на берегу реки Камчатки состоялась торжественная церемония закладки бота: «В 9 часу пополуночи, собрав всех служителей и мастеровых людей, учиня молитву и заложили бот; а потом г-н капитан жаловал всех вином довольно» (П. Чаплин)
Нелишним будет еще раз напомнить, что тип судна и требования к нему были определены еще Петром I: небольшая осадка, чтобы мелководья не стали для экспедиции непреодолимой преградой; высокие маневренные качества, позволяющие уверенно лавировать; хорошая мореходность; сравнительно небольшие размерения, но вместе с тем достаточная грузоподъемность - требование немаловажное для экспедиционного судна.
Кроме этого, как уже упоминалось выше, бот должен был быть оснащен и оборудован в строгом соответствии с существовавшими регламентами - чтобы в случае встречи с иностранными судами выглядеть образцовым судном и достойно представлять Российский военно-морской флот.
Бот строился в строгом соответствии с чертежом, разработанным Петербургским Адмиралтейством по чертежам лучших военных кораблей.
Архитектура бота соответствовала регламентам того времени для судов подобного класса: три отсека - кубрик для команды, трюм для грузов, офицерские каюты и крюйт-камера.
Судно имело длину по килю 18,3, ширину по мидель-шпангоуту - 6,1 и осадку 2,3 м.
9 июня, то есть через два месяца после закладки, бот был спущен на воду без палубы и окрещен в честь святого архангела Гавриила, день которого праздновался.
Команда Федора Козлова прекрасно справилась с работой. Несмотря на то, что корпус был построен в кратчайшие сроки, это нисколько не сказалось на его качестве. Более того, забегая вперед, можно с уверенностью сказать, что за почти тридцатилетнюю эксплуатацию корабля в суровых условиях северных широт, он продемонстрировал прекрасные мореходные качества и при этом ни разу не подвел моряков.
Достройка "Св. Гавриила" велась уже на воде в устье реки. Федор Козлов срочно заканчивал строительство судна. Работы велись без остановки весь световой день. Закончили настил палубы, оборудование кают и помещений для команды, кладовых и выгородок. В палубе были сделаны два люка в носовой отсек и трюм, сход в офицерские каюты.
Были установлены рангоут и такелаж, так что парусное вооружение позволяло нести пять парусов.
Судно имело две ручные помпы для откачивания воды из трюма. По бортам были предусмотрены шверцы (деревянные щиты в виде плавников, верхний конец которых закреплялся на оси, что позволяло поднимать их из воды. Использовались для противодействия дрейфу, а также успокоения качки). Бот оснастили двумя якорями и двумя дрегами (дрег или дрек - шлюпочный якорь адмиралтейской системы весом до 48 кг)
Артиллерийское вооружение ботов такого класса согласно регламента состояло из 4 фальконетов. Однако с учетом того, что строительство 2-го бота не было осуществлено, «Святой Гавриил» принял на себя всю предусмотренную для экспедиции артиллерию - 7 фальконетов (1 был утерян в пути следования)
Постройка "Св. Гавриила" была закончена к 6 июля. К 10 июля 1728 года была закончена приемка грузов и экипаж перебрался с берега на борт.
Бот «Святой архангел Гавриил» был готов выйти в свое первое плавание.

Первые плавания

Из записей мичмана Чаплина: "Служителей на боту: г-н капитан 1, лейтенант 1, лекарь 1, штюрман 1, мичман 1, квартирмейстер 1, матросов 13, барабанщик 1, солдат 6, плотничий десятник 1, плотников 4, конопатчик 1, парусник 1, толмачей 2. Всего 35 человек. Слуг офицерских 6 человек.
Провианту положено: муки 458 пуд 29 фунтов, сухарей 116 пуд 25 фунтов, круп 57 пуд, мяса 70 пуд, рыбы соленой 10 бочек 21 вязка, жиру рыбьего 2 бочки, соли 2 пуда, сала говяжьего 7 пуд 20 фунтов, пороху 7 пуд 27 фунтов, воды 35 бочек, квасу 2 бочки, гороху 2 пуда, дров сажен с 5 или 6".
13 июля 1728г. "Св. Гавриил" вышел из устья реки Камчатки в море и взял курс на север.
Лейтенант А. Чириков с помощью мичмана П. Чаплина приступил к картографированию берегов. Они же вместе с геодезистом Путиловым составили карту плавания.
Утром 17 июля «Св. Гавриил» начал отсчет географическим открытиям: первым стал остров Карагинский.
Неуклонно продвигаясь на север, экспедиция к 16 августа дошла до 67°19" с.ш. Дойдя до этих широт, Беринг дает приказ лечь на обратный курс: «а в правой стране по курсу нашему от острова земли не видал, и земля больше к северу не простирается и накланяется к западу, и потом, россуждал, что данный мне указ исполнил, и возвратился назад».
Одна из задач, поставленных Петром I экспедиции - достичь берегов Америки - в этот раз решена не была. В этом немалую роль сыграло общение с чукотскими аборигенами, («по сказкам чукоцких жителей» к востоку от Чукотского Носа Большой земли нет...)
С немалыми трудностями, пройдя через свирепые штормы и туманы, бот вернулся и к вечеру 3 сентября встал на якорь в устье реки Камчатка.
Первое плаванье «Святого Гавриила» было успешно завершено. По завершению навигации, бот на зиму разоружили, разоснастили, провели консервацию и необходимый ремонт. С наступлением весны к работе с ботом снова приступила команда Ф. Козлова - детали корпуса, рангоут, такелаж, требовавшие починки были отремонтированы и заменены. «Св. Гавриил» готовился к новым плаваниям.
Во время зимовки Беринг получил указ Адмиралтейств-коллегии от 2 декабря 1728 г. о необходимости составления подробной карты Камчатки: "…велено вам Камчатский Нос как внутрь, так и берег с показанием городов и знатных мест и урочищ, описать вновь и, учиня ланткарту, прислать в Коллегию"
5 июня 1729 г. бот вышел в море и пошел "к востоку для искания земли, понеже слышали от камчатских жителей, что есть земля против камчатского устья в близости". Беринг намеревался предпринять поиски Земли Гуана да Гамы (о которой Беринг предполагал, что это Америка), отмеченной на картах европейских картографов невдалеке от юго-восточного берега Камчатки.
Уже 7 июня «Св. Гавриил» находился в 30 милях от Командорских островов; при ясной погоде они были бы замечены даже ночью.
Но был туман...
С 9 июня по 1 июля «Гавриил» маневрировал у юго-восточного берега Камчатки.
Не найдя земли (Командорских островов), Беринг повернул экспедицию на юг и, зайдя 3 июля в Большерецк, прибыл в Охотск 23 июля 1729 г.
Первая Камчатская экспедиция подошла к концу. «Святой Гавриил» передали охотскому управителю, а Беринг со своей командой вернулись в Петербург, доставив бесценный научный материал.
Нелишним будет отметить, что офицеры экспедиции хорошо понимали важность своей миссии. Вахтенный журнал велся Чириковым и Чаплиным чрезвычайно тщательно, гораздо подробнее, чем того требовали регламенты той поры. Географические координаты заносились с точностью до сотой доли минуты, а время - до минуты. Долгое время вахтенный журнал экспедиции считался утерянным. Только в 1973 г. он был обнаружен в ЦГАВМФ историком А.А.Сопоцко.
Первой Камчатской экспедицией на "Св. Гаврииле" совершено 155 территориальных и 18 океанографических открытий, нанесено на карту 66 географических объектов

Открытие Америки

Дальнейшая судьба "Св. Гавриила" связана с экспедицией А.Ф. Шестакова - Д.И. Павлуцкого.
Перед этой экспедицией была поставлена задача исследования и освоения гигантской территории на крайнем востоке Азии и прилегающего к ней морского пространства.
«Адмиралтейской группе» экспедиции (морскому отряду) предстояло обследовать берега Охотского моря, Курильские острова, «Большую Землю», лежащую против Чукотской земли, "…разведав об них подлинно, какие на таких островах народы и под чьими владениями, и торг с кем имеют ли и чем, о том о всем писать к сибирскому губернатору и в Сенат" и всюду, где встретятся «новые землицы» и острова, присоединять их к владениям России.
В «адмиралтейскую группу» назначили штурмана Якоба Генса, подштурмана Ивана Федорова, геодезиста Михаила Спиридоновича Гвоздева, мореходов Кондратия Мешкова, Ивана Бутина, Никифора Треску и 10 матросов. Для руководства судостроительными работами в экспедицию зачислили ботового дела подмастерья И. Г. Спешнева.
Осенью 1730 г. Д.И. Павлуцкий приказал Я. Генсу и И. Федорову идти "с имеющимися служилыми с Камчатки на морском судне-боте, которое построено морского флоту капитаном г-ном Берингом, …к анадырскому устью для проведывания морских островов… взять с собою подмастерья Спешнева и геодезиста Гвоздева".
Выйдя из 19 сентября 1730 года из Охотска, морской отряд под командой Я. Генса с большими опасностями пересек бурное осеннее Охотское море.
Перенеся трудную зимовку в устье реки Большой команда "Св. Гавриила" прибыла 9 июля 1731 г. в устье реки Камчатки. В связи с болезнью Генса и Федорова ботом во время перехода фактически командовал М.С. Гвоздев.
20 июля бот готов был к выходу в море для следования к берегам Чукотки на поиски «Большой Земли», в существование которой не пожелал верить Беринг.
Но в этот день началось восстание ительменов. Экипажу "Св. Гавриила" пришлось принимать участие в подавлении восстания и ликвидации его последствий. Зимовали в разрушенном Нижнекамчатском остроге в тяжелейших условиях. Команда болела. Больного Генса свезли на берег, И. Федоров тоже не мог уже даже передвигаться, но продолжал оставаться на «Гаврииле».

К счастью, к июлю 1732 г. И. Федоров несколько оправился от болезни и принял командование ботом на себя (Я. Генс остался на берегу).
23 июля 1732 года он вывел "Св. Гавриила" из реки Камчатки и направил его на север.
5 августа экспедиция подошла к Чукотскому носу и приступила к выполнению поставленных задач. Были открыты два острова (ныне остров Ратманова и Крузернштерна). На оба острова высадились и исследовали их, "с того де острова видели и Большую Землю".
21 августа 1732 г. М.С. Гвоздев записал: "Августа де 21 дня пополудни в третьем часу стал быть ветр пособной, и пошли к Большой земли и пришли к оной земли и стали на якорь от земли в верстах четырех... и стали лаверить подле Большой Земли, чтоб к земле подойтить, и стал де быть ветр велик от земли противной… И от оной Большой земли таким великим ветром отнесло, а ветр де был норд-нордвест."
Земля, к которой подходил "Св. Гавриил" - это мыс Принца Уэльсского на полуострове Сьюарда. И хотя сойти на североамериканский берег из-за погодных условий в тот раз не удалось, но первые контакты (и обмен подарками) с аборигенами Аляски произошел.
28 сентября «Гавриил» вернулся на зимовье к устью реки Камчатки.
К сожалению, далее в историю вмешиваются факторы совсем иного порядка - интриги, козни, ложные доносы...
Доклады и отчеты И. Федорова и М. Гвоздева, подлинные лагбухи (вахтенные журналы) и карты плавания, высланные Д. Павлуцкому и в Охотское правление, затерялись. (Лишь в 1743 году М.П. Шпанбергом были обнаружены неофициальные записи И.Федорова, которые он вел во время плавания.)
Когда сведения о плавании «Святого Гавриила» дошли до Адмиралтейств-коллегии (в 1738 г.), некоторых участников событий уже не было в живых - И. Федоров так и не смог оправиться от болезни и умер на зимовке в Нижнекамчатске в феврале 1733 г., а Я. Генс скончался в Тобольской тюрьме в октябре 1737 г. Там же в Тобольской тюрьме находились М.С. Гвоздев и И.Г. Спешнев по ложному доносу (как ни печально - матрос Л. Петров - вместе с Гвоздевым первым вступивший на остров Ратманова...)
Но «Святой Гавриил» еще не сказал своего последнего слова

В Японию

В последующие годы «Святой Гавриил» неустанно курсирует между Охотском и Большеречецком, осуществляя связь Камчатки с материком.
Пока бот «Св. Гавриил» честно трудился на просторах Охотского моря, в Петербурге разрабатываются новые проекты по исследованию восточных рубежей России. Новый указ Сената предписывал: "идти к тем островам, кои пошли от Камчатского полуденного Носу к Японии… И между тем проведывать о их состоянии и о прочем, о чем мочно… и, побыв тут, следовать до самых японских берегов и там по тому ж разведывать в владетельстве, о портах, могут ли обходиться в том дружески".
Начальником «японского» отряда экспедиции был назначен М.П. Шпанберг.
В 1737 г. была сформирована флотилия. В нее вошли "Св. Гавриил" и шитик "Фортуна", отремонтированные в 1736 г., а также построенные под наблюдением М.П. Шпанберга в 1737 г. бригантина "Архангел Михаил" и трехмачтовый дубель-шлюп "Надежда".
Для сравнения: "Архангел Михаил" имел размеры (длина-ширина-осадка) 21 м - 6,3 м - 2,6 м, "Надежда" - 24,5 м - 6 м - 1,8 м
Из-за недостатка провианта экспедицию пришлось отложить до весны 1738 г.
18 июня 1738 г. отряд вышел из Охотска и 6 июля прибыл в Большерецк. Здесь были полностью укомплектованы команды, пополнены запасы продовольствия и пресной воды. 15 июля из Большерецка в плавание к Японии вышли три судна. "Архангелом Михаилом" командовал М. П. Шпанберг, "Надеждой" - лейтенант Вильям Вальтон, "Св. Гавриилом" - мичман Алексей Шельтинг. Однако спустя 10 дней корабли потеряли в тумане друг друга и им пришлось вернуться обратно. Шпанберг не решился вновь отправиться в «дальний вояж» на «чужестранное море» в преддверии осени, поход был перенесен на следующий год.
23 мая 1739 г. флотилия вновь отправилась в путь к Японии. Уже в море Шпанберг внезапно поменял командиров "Надежды" и "Гавриила". Ботом стал командовать В. Вальтон.
Мотивы такого решения Шпанбергом не раскрывались, однако очевидно он «подозревал» Вальтона в излишней самостоятельности и пытался таким образом, насколько это возможно, охладить его пыл.
Однако это не помогло. 24 июня под благовидным предлогом «Св. Гавриил» сначала отстал от отряда, а затем «потерялся». В. Вальтон избавившись от утомительного контроля со стороны Шпанберга, взял курс прямо к Японским островам «надеясь, чтоб г-на капитана Шпанберга сыскать там». 16 июня показались японские берега. В течение недели, до 24 июня "Св. Гавриил" курсировал у берегов Японии и дошел до 34°30‘, то есть до района Токийского залива.
За эту неделю русские моряки активно общались (насколько это возможно без знания языка) с японцами, сходили на берег и принимали делегации на борту «Святого Гавриила». Первые контакты русских моряков с японцами, безусловно, имели положительный результат.
25 июня «Святой Гавриил» взял курс на север. Вальтон решил на обратном пути отклониться подальше к востоку в поисках новых земель (Земли да Гамы), которая изображалась на картах европейских картографов. «...Но токмо земли никакой не видали, покамест уже пришли близ Авачинской губы». Вальтон взял курс на Большерецк, а оттуда в Охотск, куда прибыли 22 августа.
Так закончилось это историческое плавание, открывшее морской путь в Японию.
В Адмиралтейств-коллегию были направлены рапорт Шпанберга и отчеты плавания (почему-то без журнала и карты Вальтона).
Но и на этом история «Святого Гавриила» еще не закончилась

Петропавловск-Камчатский

Заканчивался 1739 г., уже вовсю шла 2-я Камчатская экспедиция, на верфях Охотска завершалось строительство пакетботов «Святой Петр» и «Святой Павел», однако "…понеже, как известно, что на Камчатке, кроме Авачинской губы, к отстою морским судам безопасных мест нет, да и о той подлинного известия не имеетца, а в какой она глубине состоит и можно ль построенными для нашего вояжу пакетботами в тое губу с моря судами вхаживали… ".
На Авачинскую губу Беринг обратил внимание еще во времена 1-й Камчатской экспедиции, однако её гидрография исследована не была.
Новый командир бота штурман Иван Елагин получает предписание Беринга:
"А ему, Елагину, иттить на боту к Аваченской губе и ту губу вымереть и описать со обстоятельством, можно ли в тое губу пакетботами войтить и в зимнее время без опасности зимовать", что он (И. Елагин) с точностью и выполнил:
«отправился де он, Елагин от Большой реки на боту маия 16 дня того же 740-го году к Овачинской губе и прибыв в тое губу июня 10-го числа благополучно. При которой губе построено камчатскими служилыми и ясашными иноземцами жилых покоев в одной связке пять, да казарм три, да три ж анбара в два апартамента. Також и в означенной губе глубину воды вымерел. И при том рапорте приложил карту, … до Авачинской губы и со внутренном в ней гаваном, … А вышереченная гавонь к отстою в зимнее время морских судов весьма способна, и для того и прибыли в оную гавонь в двух пакетботах со всею командою того ж 740-го году октября 6 дня благополучно, где и зимовали. И оная гавань названа нами Святых Апостол Петра и Павла» (рапорт В.Й. Беринга Сенату от 22 апреля 1741 г.)

Всю свою дальнейшую бытность бот «Святой архангел Гавриил» честно трудился в распоряжении командира Охотского порта, осуществляя связь Камчатки с материком. Но годы брали свое. В 1755 г. бот был исключен из штата и разобран."

1-я Камчатская экспедиция В. Беринга по указу Петра Первого

Нанесенная лазером малка на шпангоутах.
Особая конструкция корпуса, компенсирующая деформацию материалов.
Пошаговая фото инструкция, чертежи и рекомендации по сборке модели
Лазерный раскрой каждой доски обшивки и деталей.
Двойная обшивка.

К сожалению, в этих моделях очень часто бывают ошибки комплектации. Вы рискуете сами. По поводу некомплекта вам нужно будет обращаться к производителю . Мы не сможем вам помочь. Просьба отнестись к этому с пониманием.

О нас
Мы обещаем, что:

  • имея более, чем 15-летний опыт, мы предлагаем только лучшие товары на рынке, отсеивая явные провальные изделия;
  • точно и быстро доставляем товары нашим клиентам по всему миру.

Правила обслуживания клиентов

Мы рады ответить на любые адекватные вопросы, которые у вас возникли или могут возникнуть. Пожалуйста, свяжитесь с нами, и мы сделаем все возможное, чтобы ответить вам как можно скорее.
Наша сфера деятельности: сборные деревянные модели парусников и других кораблей, модели для сборки паровозов, трамваев и вагонов, 3D модели из металла, сборные механические часы из дерева, модели-конструкторы зданий, замков и церквей из дерева, металла и керамики, ручные и электроинструменты для моделирования, расходные материалы (лезвия, насадки, шлифовальные принадлежности), клея, лаки, масла, морилки для дерева. Листовой металл и пластик, трубки, профиля из металла и пластика для самостоятельного моделирования и изготовления макетов, книги и журналы по работе с деревом и по парусной тематике, чертежи кораблей. Тысячи элементов для самостоятельной постройки моделей, сотни видов и типоразмеров реек, листов и плашек ценных пород дерева.

  1. Доставка по всему миру. (за исключением некоторых стран);
  2. Быстрая обработка поступивших заказов;
  3. Фотографии, представленные на нашем сайте, сделаны нами или предоставлены производителями. Но в некоторых случаях производитель может менять комплектацию товара. В этом случае представленные фотографии будут носить справочных характер;
  4. Указанные сроки доставки предоставляются перевозчиками и не включают в себя выходные и праздничные дни. В пиковые моменты (перед Новым Годом) сроки доставки могут быть увеличены.
  5. Если вы не получили оплаченный заказ в течение 30 дней (60 дней для международных заказов) с момента отправки, пожалуйста, свяжитесь с нами. Мы отследим заказ и свяжемся с вами как можно скорее. Наша цель – удовлетворение клиентов!

Наши преимущества

  1. Все товары лежат на нашем складе в адекватных количествах;
  2. Мы имеем самый большой в стране опыт по тематике деревянных моделей парусников и поэтому всегда можем объективно оценить ваши возможности и посоветовать, что выбрать под ваши потребности;
  3. Мы предлагаем вам различные способы доставки: курьером, обычной и ЕМС почтой, СДЭК, Боксберри и Деловые Линии. Эти перевозчики могут полностью закрыть ваши потребности по срокам, стоимости и географии доставки.

Мы твердо верим, что станем вашим лучшим партнером!

Стендовая модель Бот Св. Гавриил от компании Мастер-Корабел – очень интересный деревянный корабль для самостоятельной сборки. Модель парусника выполнена в масштабе 1:72 от прототипа – легендарного бота 1-й Камчатской экспедиции Витуса Беринга. Корпус судна имеет двойную обшивку и особую конструкцию, которая компенсирует деформацию материалов. Каждая доска обшивки и все деревянные детали выполнены лазерным раскроем, что гарантирует точность и упрощает сборку. На шпангоуты нанесена лазерная малка. Размеры 300х150х350 мм.

История прототипа

Бот «Св. Гавриил», несмотря на скоромные даже для XVIII века размеры, является одним из самых знаменитых российских кораблей. Указ о его строительстве и об организации 1-ой Камчатской экспедиции подписал Петр I, однако сам корабль был построен в 1728 году уже после смерти императора. Парусник, имевший всего 18,3 метра в длину по килю и 6,1 метра в ширину по мидель-шпангоуту, верой и правдой служил России 30 лет. За это время ни разу не доставил морякам никаких неожиданностей во время морских походов. Командовал ботом Витус Беринг, который был одним из самых блестящих морских офицеров Империи и до «Св. Гавриила» - командиром крупнейшего на тот момент в русском флоте боевого судна, 90-пушечного линкора Лесное. Построил бот и первую российскую судоверфь на Тихом океане «ботового и шлюпочного дела ученик Федор сын Козлова». Бот строился в строгом соответствии с чертежом, разработанным Петербургским Адмиралтейством по образам лучших военных кораблей.

Архитектура бота соответствовала регламентам того времени для судов подобного класса: три отсека - кубрик для команды, трюм для грузов, офицерские каюты и крюйт-камера.

В ходе 1-й Камчатской экспедиции команда «Св. Гавриила» совершила 155 территориальных и 18 океанографических открытий, нанесла на карту 66 географических объектов. Тем самым «Св. Гавриил» вписал свое имя не только в историю географических открытий, но и внес значительный вклад в развитие российской государственности и политики. Во время 2-й Камчатской экспедиции команда «Св. Гавриила» открыла Аляску, освоила гигантскую территорию на крайнем востоке Азии и прилегающее к ней морское пространство, наладила торговые маршруты в Японию.

Сборка корабля относится ко второму уровню сложности и требует применения специальных инструментов для судомоделизма.

Для работы понадобятся:

  • модельный нож со сменными лезвиями.
  • три вида шкурки (среднезернистая No200-240, мелкозернистая No400-600, очень мелкозернистая No 1000-1200). Желательно приобрести или изготовить самостоятельно деревянные шкуркодержатели в виде брусков разной формы, на которые крепится шкурка.
  • набор надфилей:
  • плоский, круглый, квадратный;
  • гвоздетычка (гвоздарь) для забивания маленьких гвоздиков
  • надсекатель для изгиба рейки
  • мини-дрель и сверла диаметром 0,5- 6,0 мм;
  • зажимы канцелярские;
  • клей ПВА для склеивания деревянных деталей, контактный клей «Момент» для приклеивания настила палубы, цианокрилатный клей – для склеивания металлических деталей.
  • прозрачный полуматовый лак и черная краска.

Это моя четвертая модель над которой я трудился в период с 10.09.2014 по 22.07.2015.
Долго решал брать или не брать данную модель, смущал производитель. Но после того как приступил к сборки понял что не ошибся. Качество на высоте. Все детали становятся четко на свои места без люфтов даже с натягом. Модель искусственно состарил, паруса тоже, подсмотрел у Ждана. Поменял шлюпку,нагеля. Brass Bleck зачернил латунь. Приобрел нити Gutermann из них свил канаты. Материалы стандартные, темный орех,самшит,рамин,липа. Материала хватило с лихвой.

В свободное время стал читать про данный бот и был поражен как на таком утлом судне можно было ходить там!!! Веть это не Гаваи. Великая Северная экспедиция (Первая Камчатская экспедиция 1728-1729 гг.) была организованна по замыслу российского императора Петра Первого в. Экспедиция состояла из семи самостоятельных отрядов общей численностью пять тысяч человек. Между отрядами были распределены районы исследований побережья Ледовитого и Тихого океанов, в задачи мореплавателей входило нанесение на карту берегов Российского государства.
Возглавлял экспедицию капитан-командор Витус Беринг. Кроме всего, он должен был проложить Северный морской путь из Архангельска мимо Сибирских берегов Северного Ледовитого океана на Камчатку, Курильские острова, в Японию и Америку. Благодаря полярным мореплавателям на карте России появились ранее неизвестные полуострова и острова: Таймыр, Ямал, Аляска, Алеутские, Командорские и многие другие. Более десяти лет отважные мореходы наносили очертания побережья страны, преодолевая все трудности, – в те годы еще не был изобретен даже хронометр. Он появился только в 1772г. Но уже в 1746г. была составлена полная карта северных российских берегов. До сих пор при печатании карт Арктики используются материалы Великой северной экспедиции. Надо сказать, что офицеры-мореплаватели сами руководили строительством парусных судов, на которых отправлялись в экспедицию. И давали им благозвучные имена: «Экспедицион», «Обь», «Тобол», «Якуцк», «Иркуцк», «Паллас», «Ясашна», «Обь Почтальон» и другие.Особое место в ряду самых знаменитых российских кораблей занимает бот «Святой Гавриил». Построенное в 1728 г. на Камчатке, небольшое (даже по тем временам) судно, на протяжении 3-х десятилетий верой и правдой служило России. «Святой архангел Гавриил» вписал свое имя не только в историю географических и океанографических открытий и исследований, но и внес значительный вклад в развитие Российской государственности и политики.
На «Святом Гаврииле» в разное время плавали такие известные русские мореплаватели, как В.Й. Беринг, А.И. Чириков, М.П. Шпанберг, П.А. Чаплин, К. Мошков, Я. Генс, И. Федоров, М.С. Гвоздев, В. Вальтон, И.Ф. Елагин и другие. Я перед этими людьми снимаю шляпу.

Набрался наглости и решил подать заявку на участие в соревнованиях по стендовому судомоделизму который проходил в городе герои Керчь в период с 15-по 17 августа 2015 года. И какое было мое удивление что в кассе моделей С-8 мой бот занял первое место с сумой балов 93.33.