Алеппо в фотографиях: Как выглядел самый большой город Сирии до войны, и какой он сейчас. Алеппо: фотографии до и после боев

«Ближневосточные цивилизации всегда привлекали внимание европейских путешественников и исследователей красотой руин своих древних городов. Из всех стран региона именно Сирия может похвастаться изобилием памятников античности. Пальмира, Эбла (ныне Телль-Мардих), Дамаск, Алеппо (Халеб) – это лишь малый список древнейших городов на территории данной страны. До сих пор ученые со всего мира ведут научные споры на тему древнейшего городского центра Сирии. Это право оспаривают два соперника: Халеб и Дамаск.»

Большинство исследователей считают Алеппо (европейское название города) самым древним городом страны. Многие ученые утверждают, что первое поселение здесь было основано еще в VI тысячелетии до нашей эры. Город находился на пересечении важных торговых путей, связывающих Ближний Восток с Европой и Индией . Величие и богатство Алеппо делало его лакомым кусочком для его соседей. Не раз город переходил из рук в руки. На протяжении всей истории своего существования Халеб захватывался хеттами, ассирийцами, греками, римлянами, арабами и турками. На сегодняшний день - это один из крупнейших по численности населения городов Сирии, расположенный на северо-западе страны и заселенный преимущественно арабами.

Об истинном значении названия и первых жителях имеются довольно скудные сведения. Считается, что первое поселение было основано в 5000 году до нашей эры. Это подтверждают, обнаруженные на территории древнего города различные орудия труда. В некоторых записях соседних народов Халеб упоминается, как Халпе и Халибон . Истинное значение топонима до сих пор является загадкой для ученых. Некоторые из них утверждают, что название города имеет семитское происхождение и означает, или «железо», или «медь». Считается, что именно здесь первые металлурги научились добывать и обрабатывать эти металлы. Однако имеются и иные версии. Согласно другой гипотезе, поселившиеся во II тысячелетии до нашей эры в Сирии амореи, именовали город «Халаба», что с их языка переводится как «белый». В пользу данного предположения следует отметить, что почва в Халебе светлых оттенков, а также город с древности являлся основным центром региона по добыче мрамора. Еще одна версия основана на мифе, согласно которому Авраам угощал путешественников молоком своей рыжей коровы и поэтому топоним Халеб означает «дающий (преподносящий) молоко». О первых поселенцах города известно еще меньше. Этнический состав населения на протяжении всего периода существования Алеппо не раз менялся. Считается, что первые жители Халеба имели семитское происхождение. Затем на территории Сирии поселились указанные выше амореи, которые также являлись семитами. Дальнейшее завоевание страны хеттами, ассирийцами, греками и римлянами значительно повлияли на национальный состав населения. После арабского завоевания Сирии и перенесения столицы Омейядов в Дамаск, этнический баланс страны больше не изменялся. В городе есть небольшая армянская диаспора, сирийские православные христиане и католики, а также сравнительно мизерное количество сирийских иудеев.

Халеб, еще с древних времен славился как важный торговый центр, через который проходили караванные пути. Этот древний ближневосточный город, благодаря своему выгодному географическому расположению и богатству природных ископаемых, не мог не привлекать взоры соседних народов и не раз переходил из рук в руки. О нем сообщается в ранних хеттских анатолийских записях. Также город упомянут в древнем списке Мари – города, расположенного неподалеку от реки Ефрат на северо-востоке Сирии. Во второй половине II тысячелетии до нашей эры Халеб оказался в составе государства хеттов и довольно продолжительное время считался стратегически важным центром Хеттской державы на юге, а также местом пересечения караванных путей идущих преимущественно из Египта и обратно. Однако после нашествия, так называемых «народов моря», Хеттское государство пало. На некоторое время возрастает влияние другого древнего сирийского города – Дамаска , который подчиняет соседние территории своей власти. Однако, уже в IX веке до нашей эры вся Сирия оказывается в составе могущественной Ассирийской державы , в составе которой продержалась вплоть до VII века до нашей эры, когда столица ассирийцев Ниневия в 612 году до нашей эры была захвачена войсками Нововавилонского царства и Мидии, а подвластные ее территории поделены между союзниками. Первым досталась Сирия. Однако, в VI веке до нашей эры на горизонте объявился новый конкурент в лице резко возвысившейся державы Ахеменидов . Первый царь персов Кир II, основавший свое государство на месте Мидии, стремился к захвату соседних земель. В 539 году до нашей эры Вавилон пал под ударами персидской армии. Все ее прежние колонии перешли растущей Персидской империи. Следующими хозяевами Сирии стали македоняне. В 331 году до нашей эры Александр Македонский разгромил войска Дария III в битве при Гавгамелах. Некогда могущественная Ахеменидская держава пала. Все ее владения оказались в составе новой империи. После смерти великого полководца все завоеванные им территории были разделены между его соратниками. Халеб, как и вся Сирия вошла в состав державы Селевкидов. При первых царях Алеппо перестраивается и получает новое имя – Береа. Роль Халеба, как важного торгового центра вновь возрастает. Однако в это же время все более значимую роль приобретает его очередной конкурент в лице Пальмиры . Почти 3 столетия Сирия находилась в составе Селевкидов. В 64 году до нашей эры почти вся территория данной страны была захвачена римскими легионами Помпея. После полного подчинения Пальмиры в III веке, Халеб становится главным центром торговли на Ближнем Востоке, отобрав этот титул у давней соперницы. Свою значимость город сохранил и в составе Византийской империи . В 637 году Сирия пала под ударами новых завоевателей – арабов. Значимость страны подтверждается тем фактом, что один из ее центральных городов, а именно Дамаск, в 661 году стал столицей арабской династии Омейядов, продержавшейся у власти вплоть до 750 года. Халеб же продолжал оставаться значимым центром торговли. В 944 году правитель Хамадана, Саиф Аль-Дауль, воспользовавшись слабостью Аббасидов, захватил Алеппо. В этот период были построены крепостные стены и ворота. При нем город сохраняет статус одного из важнейших пунктов движения караванных путей. Однако, в 962 году, византийскому владыке Никифору Фоке удалось возвратить Халеб в состав империи. Начиная с конца XI века, на Ближний Восток осуществляют свой первый поход крестоносцы, движимые призывом папы римского. Второй крестовый поход не мог не затронуть Алеппо. Крестоносцы не смогли взять приступом крепость и вынуждены были отступить. Однако захват соседних территорий нанес удар по торговле Халеба. Еще до начала третьего крестового похода город был занят войском Салахаддина Айюбида, который превратил Алеппо в один из основных стратегических пунктов мусульман. При его преемниках ситуация не изменилась. При Айюбидах Халеб лишь потерял свой статус центра торговли. Теперь главным местом пересечения стала Антиохия, располагавшаяся южнее Пальмиры. Ситуация не изменилась, ни при монголах, ни при эмире Тимуре. Лишь после смерти последнего, Алеппо вернул себе титул торгового центра Ближнего Востока. В 1517 году Сирия вошла в состав Османской империи . Халеб, в период существования данного государства считался третьим после Стамбула и Каира крупным городом. Алеппо в составе Османской империи не раз переживал взлеты и падения. В 1832 году наместник османского султана в Египте Мухаммед Али захватывает Сирию и соседние территории и в течение 8 лет удерживает их под своей властью. С этого периода роль Халеба, как центра торговли на Ближнем Востоке, а также как стратегического пункта заметно уменьшается. Все это связано с возвышением старого конкурента Алеппо – Дамаска, а также с открытием в 1869 году знаменитого Суэцкого канала. Ситуация изменилась после первой мировой войны. В 1920 году Сирия была захвачена французской армией. В 1922 году Франция получила мандат на управление данной территорией. Во время французской эпохи управления страной Халеб вновь возрождается как центр торговли. В 1946 году Сирия добивается от Франции полной независимости и впервые за свою историю вступает в эпоху самостоятельного развития, продолжающегося уже 70 лет.

Несмотря на скудность сведений о Алеппо, сохранились некоторые письменные источники. Персидский исследователь XI века Насир Хосров , например, описал торговую жизнь города, а также пошлины, взимаемые с ввозимых иностранных товаров. В Халебе в разные эпохи жили и творили разные деятели науки и искусства: поэты Аль-Мутанабби и Абу Аль-Фирас, философы Аль-Фараби и Яхья ибн Хабаш Сухраварди, языковеды Ибн Калав и Иегуда Аль-Харизи. В Алеппо в свое время в 1447 году был казнен азербайджанский поэт Насими и здесь же он находятся его останки, захороненные на фамильном кладбище. Впоследствии данное место превращается в святилище и на данный момент является объектом паломничества. Стоит отметить и Бахаддина ибн Шаддада – религиозного деятеля и историка, автора «Жизни Салахаддина », а также описавшего в своих научных трудах Халеб, где долгое время был советником сына Салахаддина, Малика Аль-Захира. Нельзя не упомянуть и великого географа и путешественника Якута Ар-Руми Аль-Хамави, автора «Му"джама ал-булдана» («Словаря стран»), сына византийских греков, который большую часть своего творения написал в Халебе и Мосуле. Его труд включает в себя описание городов и стран Кавказа, Средней Азии, Ближнего Востока и Северной Африки.

Алеппо известен не только деятелями науки и искусства, но и великолепными архитектурными сооружениями. Дата постройки некоторых из них уходят в глубины мировой истории. В первую очередь следует упомянуть крепость Алеппо. Данная постройка располагается над Халебом, на 50-метровом холме. Многие ученые считают, что она была построена еще до нашей эры хеттами. Считается, что внутри находился храм хеттских божеств. При греках цитадель также служила, как религиозное святилище и лишь при арабах она стала использоваться в оборонительных целях с середины X века, когда ее обустроил Саиф Аль-Дауль. Султан Малик Аль-Захир, сын Салахаддина, практически полностью перестроил весь внутренний комплекс крепости. Старый город окружен широким 22-метровым рвом. В историческую часть Халеба можно лишь с юга, через мост, ведущий к внешней башне (Баб-Антакья или Антиохийские ворота). Внутри комплекса взору туриста открываются великолепные сооружения, относящиеся к различным архитектурным стилям. Особое внимание приезжих привлекает дворец Малика Аль-Захира (XII век) и расположенные поблизости 2 мечети. Огромный интерес вызывает Большая мечеть Омейядов аль-Джами аль-Кабир (или Великая мечеть Алеппо), построенная в 715 году и несколько раз восстанавливаемая разными мусульманскими руководителями города. Еще одной древнейшей мечетью Халеба является Джами ат-Тута (мечеть тутового дерева), сооруженная халифом Омаром в период ранних арабских завоеваний, которая тоже не раз реставрировалась. Мечеть Джами Кыкан (или Воронья мечеть), построенная в XIII веке представляет не меньший интерес у туристов. Во внешней стене сооружения имеется камень с хеттскими иероглифами. Именно благодаря этой надписи современные лингвисты сумели разгадать тайну хеттского письма. В Старом городе находится довольно большое количество мечетей и минаретов, сооруженных в разные исторические эпохи. Так, например, мечеть Аль-Руми построена при мамлюках в XIV веке. Мечети Аль-Бахрамия, Аль-Адилия, Аль-Саффахия были сооружены XV-XVI века во времена Османской империи. Наряду с мусульманскими религиозными учреждениями в Халебе имеются и великое множество (43 церкви) христианские сооружения. Армянская церковь Сорока Мучеников в христианском квартале Джейда, построена в XV веке и не раз реставрировалась. У сирийских католиков свое святилище – церковь святой Илии. Еще одной православной церковью, которая, к сожалению, плохо сохранилась, является церковь Святого Симеона Столпника. Среди не менее значительных архитектурных построек Халеба стоит отметить мавзолей Хейр Бей, национальную библиотеку и музей Алеппо, часовню Баб Аль-Фарадж и многие другие сооружения. В Старой части города имеется множество средневековых построек и кварталов, где наряду с мусульманами вполне мирно проживают и местные христиане. Некоторые из исторических сооружений входят в список мирового достояния ЮНЕСКО.

Халеб , пожалуй, является единственным городом в мире, в котором в хорошем состоянии сохранились постройки разных исторических эпох и различных архитектурных стилей. Алеппо – смесь восточной и западной школ искусства, которые замечательно дополняют друг друга. Для описания всей красоты города слов недостаточно. Именно поэтому в Халеб ежегодно приезжает множество туристов со всего мира. Старая часть Алеппо весьма хорошо сочетается с современными многоэтажными домами новой части. Благодаря хорошей сохранности архитектурных сооружений город даже сумел опередить своего старого конкурента в лице Дамаска – нынешнюю столицу Сирии.

2016

2008


Алеппо, второй по величине город Сирии, еще несколько лет назад был крупным экономическим и промышленным центром и одной из главных туристических достопримечательностей страны.

Но четыре года войны оставили в руинах большую часть Старого города, внесенного в список Всемирного наследия Юнеско.

После того как большая часть повстанцев начала покидать восточный Алеппо, город перешел под контроль правительственных сил. При этом появляется все больше свидетельств разрушений и изменений, произошедших в городе за последние несколько лет.

Цитадель

Interactive

2016


2010


Цитадель Алеппо, построенная в XIII веке, - один из символов города. Но сейчас ее стены испещрены следами войны.

Войска Башара Асада использовали цитадель в качестве оборонительного сооружения, поэтому она часто подвергалась обстрелам со стороны повстанцев.

Великая мечеть Алеппо: 6 октября 2010, 17 декабря 2016 года

К западу от Цитадели расположена Великая мечеть Алеппо, или Мечеть Омейядов, построенная между VIII и XIII веками. Сегодня она лежит в руинах. Ее минарет высотой 45 метров был разрушен три года назад.

Церковь и ш кола Аш- Шибани

Interactive

2016


2009


Церковь и школа Аш-Шибани, датируемая XII веком, после серьезных реставрационных работ служила выставочным центром и местом для проведения культурных мероприятий.

Сейчас центр сильно разрушен и нуждается в восстановлении.

Хаммам аль-Нахасин: 6 октября 2010, 17 декабря 2016 года

Правообладатель иллюстрации Reuters

Бани Хаммам аль-Нахасин были построены еще в XIII веке и находятся в самом центре старого рынка. До войны эти мужские бани были очень популярны среди туристов.

Т орговый центр Шаба-Молл: 12 декабря 2009, 16 октября 2014 года

Правообладатель иллюстрации Reuters

Разрушениям подвергся не только старый город. В результате боев сильно пострадал и один из крупнейших торговых центров Алеппо - Шаба-Молл.

Какое-то время центр, по некоторым данным, использовался боевиками "Исламского государства" в качестве тюрьмы, однако потом его захватили боевики соперничающей исламистской группировки "Фронт ан-Нусра".


До начала войны, в 2010 году сирийский город Алеппо был самым большим городов в стране. Здесь проживало более 4,6 миллионов жителей. В 2006 году город завоевал титул «Столица исламской культуры». В 2012 году во время Гражданской войны Алеппо стал ареной ожесточённых боёв. Как сильно изменилось это место и что произошло в ходе военных действий можно наглядно увидеть в нашей подборке фотографий.








Как можно увидеть на фотографиях, значительная часть города лежит в руинах. И это не просто мелкие повреждения отдельных зданий, а серьезные разрушения, многие из которых просто не подлежат реконструкции. В городе все еще проживают люди, однако их количество значительно сократилось. Войне уже пять лет, жертвы исчисляются десятками тысяч, миллионы людей были вынуждены бежать из своих домов, оставляя за плечами все нажитое своими семьями в течение нескольких поколений. Повреждения, нанесенные войной Алеппо были признаны катастрофическими.










Там, где раньше стояли древние церкви, мечети и крепости, теперь лежат руины. Почти все достопримечательности, которые находятся в списке всемирного наследия ЮНЕСКО, были уничтожены или повреждены. Так, Великая мечеть Алеппо была сильно повреждена, и единственный минарет мечети был полностью разрушен. Стены Цитадели теперь пронизаны следами от пуль, а знаменитый рынок Аль-Мадина сгорел дотла. Этот некогда прекрасный шумный город стал символом ужасов последствия войны.







Алеппо - один из самых древних городов мира, который был заселён уже, скорее всего, к VI тысячелетию до нашей эры. Город имеет значительное место в истории, так как расположен на Великом шёлковом пути.

Но в 2012 году война и хаос пришли на древние улицы Алеппо. Не прекращающиеся ожесточенные уличные бои и воздушные атаки оставляют за собой обломки древнейшего города мира.

Посмотрим, как выглядел Алеппо до войны, и как он выглядит сейчас.

1. Еще недавно Алеппо жил спокойной жизнью. Это Великая мечеть Алеппо, которая вместе с прилегающим к ней старым рынком находятся в списке всемирного наследия ЮНЕСКО, 2010 год. (Фото Khalil Ashawi | Reuters):

2. По-другому она называется Мечеть Омейядов Алеппо (Масджид аль-Умайя би Халаб) и является крупнейшей и старейшей мечетью города Алеппо в Сирии. (Фото Khalil Ashawi | Reuters):

3. Цитадель Алеппо, расположенная в центре г. Алеппо на севере Сирии, 2009 год. Наиболее значимую роль крепость имела во времена Крестовых походов. (Фото Khalil Ashawi | Reuters):

4. Церковь в Алеппо, декабрь 2009. (Фото Khalil Ashawi | Reuters):

5. 2010 год. Еще недавно в Алеппо работали гостиницы…(Фото Khalil Ashawi | Reuters):

6. …кафе и рестораны (2009 год). (Фото Khalil Ashawi | Reuters):

7. Город красиво подсвечивался ночью (2010 год)… (Фото Khalil Ashawi | Reuters):

8. ….работали моллы (2009 год). (Фото Khalil Ashawi | Reuters):

9. В общем, всё было хорошо.

10. Но недавно сюда пришла большая политика и уничтожила всё. В 2012 году во время Гражданской войны в Сирии город стал ареной ожесточённых боёв между боевиками с одной стороны и правительственными войсками - с другой.

Один из древнейших городов в мире за несколько лет превратился в руины. (Фото George Ourfalian):

11. Так Алеппо выглядит сейчас. Сложно сказать, кто, когда и за чей счет всё это будет восстанавливать. (Фото George Ourfalian):

12. В начале февраля 2016, по оценке Сирийского центра политических исследований (SCPR), число смертей среди сирийского населения, прямо или косвенно вызванных войной, достигает 470 тыс. человек, что вдвое больше, чем по оценке ООН.


13. Это Цитадель Алеппо, которая на удивление еще не вся разрушена. Сравните с 3-м снимком. (Фото George Ourfalian):

14. Солдат правительственных войск у исторической крепости в районе Баб аль-Хадид в Старом городе Алеппо. (Фото George Ourfalian):

15. Баррикады в Старом городе Алеппо. (Фото George Ourfalian):

16. В российском Центре по примирению враждующих сторон в Сирии заявили, что сирийская армия уже контролирует 95% территорий города и готова заявить о своей победе. (Фото George Ourfalian):

17. Алеппо. Наши дни. (Фото George Ourfalian):

18. Старый город Алеппо. Виден дым после после ракетного обстрела 7 декабря 2016. (Фото George Ourfalian):

19. Солдаты правительственных войск. (Фото George Ourfalian):

20. (Фото George Ourfalian):

21. То ли повстанцы, то ли боевики. (Фото George Ourfalian):

22. Руины в дыму. (Фото George Ourfalian):

24. Старый город Алеппо, декабрь 2016. По некоторым оценкам, на восстановление сирийской экономики, скорее всего, понадобится триллион долларов. (Фото George Ourfalian):


Алеппо (по-арабски Халеб) – второй по величине город Сирии и столица «серой» (Аш-Шахба) провинции.
«Серой» не только по названию, но и серой в отсутствии зелени.
В центре города возвышается холм, на котором, по преданию останавливался Авраам по пути в Египет.
Также легенда рассказывает, что здесь жил Ибрагим – пророк Авраама, и была у него серая (шахба) корова, он доил корову и раздавал молоко бедным людям. Каждый вечер эти люди спрашивали:
«Халеб Ибрахим аль-бакр аш-шахба?» - «Доил ли Ибрагим серую корову?».
Отсюда и пошло название города: Халеб (Хале баш-Шахба) .
Сейчас на холме возвышается Цитадель, которая является символом Алеппо.
Кроме арабов в Алеппо проживают большая армянская колония: армяне переселились в северные районы после резни в Турции в 1915-16 гг., Алеппо даже получил прозвище «Мать эмиграции»).
Алеппо древнейший город, первые упоминания о нем относятся к началу III в. до н.э.Позже город был завоеван хеттами, а в VIII в. до н.э. перешел под власть Вавилона.
Расцвет Алеппо пришелся на IV – I вв. до н.э. В это время Алеппо был заново отстроен и получил греческое имя Беройя. Тогда сложилась греческая планировка города, появился акрополь, торговая площадь – агора и храмы.
В римский и византийский периоды планировка города почти не менялась.
В 637 году город захватили арабы. Алеппо был крупным центром сначала провинции Омейядов, а затем Аббасидского халифата.
С XI в. город стал главным центром на знаменитом Великом шелковом пути, соединяющем Восток с Западом.
Крестоносцам ни разу не удалось захватить Алеппо, но в 1401 году не устоял перед нашествием войск Тамерлана.
В 1516 г. Алеппо вошел в состав государства Османов. Но даже это не сказалось на экономическом и интеллектуальном уровне города. Аллепо долгое время оставался крупнейшим городом Сирии. После окончания I мировой войны Сирия перешла от турецкого владычества к французскому мандату.

Цитадель.
Открыта
Лето 9.00 -18.00
Зима 9.00 – 16.00
Рамадан 9.00 -15.00
Выходной – вторник


Цитадель. Алеппо. Сирия.

Когда-то на месте цитадели находился греческий акрополь, византийская церковь, мусульманская мечеть. Цитадель ни раз страдала от землетрясений и осад.
Нынешний облик крепость обрела в конце XII – начале XIII в. при сыне Салах ад-Дина Малике Захире Гази, который приказал вырыть ров и покрыть склоны холма каменной облицовкой.
Крепость окружает 30-ти метровый ров. Вход в цитадель охраняют две башни. Премостная башня высотой 20 метров построена в 1542 году и защищает мост, опирающийся на 8 арок и образующий лестницу, под которой проходил акведук, снабжавший крепость водой. Мост ведет к привратной башне, в которой находится единственный вход в цитадель.
Крепость представляет собой грандиозное великолепно укрепленное сооружение. Через всю цитадель проходит узкая улочка, вдоль которой находились постройки (от них мало что осталось), подземные помещения византийского периода использовали для хранения воды, также под землей располагалась тюрьма.


Цитадель. Алеппо. Сирия.

В цитадели было две мечети: малая мечеть или мечеть Ибрагима, построенная в 1167 году. Мечеть стоит на месте церкви, а так – на месте камня, где, по легенде, любил отдыхать Ибрагим. Большая мечеть 1214 года постройки была разрушена пожаром в 1240 году, от первоначального здания сохранились каменный михраб и несколько помещений.


Цитадель. Алеппо. Сирия.


Цитадель. Алеппо. Сирия.

Сохранился тронный зал мамлюкских правителей (XV-XVI вв.). Зал устроен в верхнем ярусе воротной башни.


Вид на город из Цитадели. Алеппо. Сирия.

От Цитадели ведет оживленная улица Джами аль-Омауи.


На ней находится Хан аль-Вазир – самый крупный и известный караван-сарай Алеппо, построенный в 1682 году.


Хан аль-Вазир(слева) и мечеть Джами аль-Фусток (1349 г.) (справа). Алеппо. Сирия.


В конце улицы находится главная мечеть города – мечеть Джами аль-Омауи (Омейядов) . Мечеть была построена на месте собора Святой Елены в 715 году по образцу дамасской мечети Омейядов . Здание часто страдало от пожаров и разрушений, современное здание относится к 1169 году.


Мечеть Джами аль-Омауи.


Мечеть Джами аль-Омауи.

Недалеко от мечети Джами аль-Омауи находится мечеть-медресе Халявия – это был старейший кафедральный собор Алеппо , воздвигнутый в VI в. в честь Елены – матери византийского императора Константина.

Алеппо знаменит своими крытыми рынками, которые охватывают мечеть Джами аль-Омауи с трех сторон и протянулись в общей сложности на 9 км. Рынки стали складываться в XVI в. и включают в себя лавки, мастерские, хамамы, мечети.